3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоженство в Исламе

Содержание

Многоженство в Исламе

В Исламе разрешено многоженство, но существует градация разных степеней свободы для данного положения, которая зависит от каждой конкретной ситуации, рассматриваемой применительно к определенному человеку, желающему иметь больше, чем одну супругу.

Многоженство в Исламе может быть желательным, а может быть и нежелательным и даже запретным. В зависимости от этого и рассматривается ситуация, сколько жен может иметь мусульманин. Многоженство в Исламе предполагает, что мужчина имеет право жениться максимум на четырех женщинах. Доисламские времена характеризуются тем, что в тот период истории полигамия была неограниченной, и тогда мужчина мог иметь неограниченное количество жен. Некоторые мужчины имели сотни жен, но Ислам установил жесткое ограничение, которое предполагает разрешение иметь четыре и не более супруги. И существует условие, что муж будет одинаково справедливо относиться ко всем своим супругам, что не всегда имеет место, а иногда бывает и затруднительным для мужчины-мусульманина. Практика показывает, что большинство мусульманских мужчин имеет всего одну жену. Сейчас можно сказать, что полигамия в Исламе – это больше исключение из правил.

Что скрывают под хиджабом?

Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Гульнар Равилевна, на днях Европейский суд признал законным запрет носить хиджабы на работе. Почему на Западе дебаты по этой теме достигают таких масштабов, а в Татарстане, например, вообще такой проблемы нет?

Гульнар Балтанова: Запреты и штрафы начали вводить во Франции, потому что там многочисленная мусульманская община, причём из стран Магриба, то есть Северной Африки, которая считается довольно неспокойным регионом мусульманского мира.

Мотивировали санкции, во-первых, тем, что страна светская, поэтому всякая пропаганда религиозных взглядов в светских учреждениях запрещена. Коснулось это в первую очередь мусульманок, потому что хиджаб – один из самых явных символов приверженности к религии. Во-вторых, тем, что он стал символом экстремистски настроенных мусульманок, так как теракты совершали именно женщины в хиджабах.

В Татарстане такого нет. Хотя Россия и светская страна, но ислам здесь считается традиционной религией, а не религией мигрантов, как во Франции. Народы РФ имеют равные права, в том числе право исповедовать традиционную для них религию.

— В этом отличие казанских татарок?

— В Татарстане мусульманки традиционно отличались. Ведь Казань всегда была культурным экономическим центром, женщины тянулись к европейской культуре, даже в одежде. Они носили платки, шали, калфаки, то есть голова была покрыта, но никогда не закрывали лицо, как в арабских странах. Скрывали аврат — тело до запястий и до лодыжек, но без хиджаба. Это традиционная бедуинская одежда. Зачем она нам? В Коране ничего нет о том, что нужно закрывать лицо. Возраст совершеннолетия по шариату наступает в 9-10 лет, с этого времени девушка должна ходить с покрытой головой. Хиджаб — это защита её чести, преграда, отделяющая женщину о мужчин. Родители должны объяснить это дочери, но не могут насильно надеть на неё платок. Выбор остаётся за ней.

— То есть рабское поведение мусульманки – всего лишь миф?

— Да, причём распространённый. На самом деле в арабской семье жена — королева. Все домашние обязанности выполняют старшие дочери и сыновья, а она даже готовить не обязана. Посуду мыть, стирать она не будет, всё делают дети и муж. Мужья серьёзно помогают с детьми, воспитывают, водят в детсады, школы. Я сама не верила, пока не пожила в Иордании. Никакого рабского поведения там нет. Женщина может найти себя, и для этого нет ограничений. Если она работает, то заработок вправе тратить на себя, ведь семью должен обеспечивать муж.

— Правда, что у женщины в исламе больше прав, чем в других религиях?

— До ислама в религиозной литературе вопрос о правах человека не ставился. Если брать его как религию монотеизма, то есть считать, что бог один для всех, то пророчество Мухаммеда будет последним. Исторически оно было направлено арабскому народу, который тогда находился на стадии варварства, невежества, и соответственно отношение к женщине было ужасным, она была бесправна, браки свободно заключали и расторгали, было сожительство. Возможно, поэтому в Коране многое так чётко прописано, говорится о праве собственности, праве выступать в суде, самостоятельно распоряжаться деньгами, праве выбирать супруга, защищать себя в браке от физического насилия, финансового ущемления, праве женщины на развод и др.

«Я чувствую себя в безопасности». Женщины о жизни в мусульманских странах

«Тут женщина ничего тяжелее дамской сумочки в руки не берет»

Наталья, 45 лет, Джедда, Саудовская Аравия

Двадцать лет назад я приехала в Джедду с мужем. Сам он из Сирии, но нашел тут работу. Отношение к иностранцам в Аравии очень уважительное, у меня никогда не было проблем и много подруг.

Местные женщины очень любят ухаживать за собой. Почти в каждой саудовской семье есть служанка или няня, саудовки редко сами убираются в доме. Здесь вы не увидите женщину, несущую пакеты из магазина. Кроме дамской сумочки, они ничего в руки не берут. Если муж работает и у него нет времени возить жену и детей куда им надо, семья нанимает водителя.

Из развлечений — шопинг, встречи с подругами в кафе. Женщины тут много курят аргили (кальян). Алкоголя нет вообще — он запрещен. Пятница — семейный день, все выезжают на пикник. Женщина может выйти куда хочет одна, если муж не против. Здесь не принято обниматься и целоваться на людях, максимум можно взять за руку.

Раньше для женщин были запреты, но сейчас многое изменилось. Например, абайя — традиционное женское платье, типа длинного шелкового халата — была обязательной. Теперь можно ходить без нее. Кстати, моя мама приезжала в гости и очень полюбила абайю: ее можно надеть прямо на пижаму и идти куда хочешь — удобно. Еще женщинам нельзя было водить машину, а теперь они стали получать водительские права. Но если садишься в такси — обязательно на заднее сиденье: рядом с водителем имеют право сидеть только мать, жена, теща, сестра, тетя или дочь. Раньше женщины не работали вообще, теперь почти все молодые женщины работают в магазинах и офисах, и даже в такси. В общем, у женщин все замечательно. Моя мама часто говорит: «Эх! Нам бы так жить!»

«Меня шокировало, что в Катаре возможны браки между родственниками»

Вероника, 26 лет, Доха, Катар

Три года назад я обратилась в агенство по поиску персонала для работы за границей — так я узнала о существовании страны Катар. Я работаю тренером в спортзале и отдельно на дому тренирую катарских девушек. Они предпочитают заниматься дома либо в женских спортзалах. Женщина, которая занимается в одном зале с мужчинами, — большая редкость.

Европейскому человеку в Катаре поначалу очень непривычно. Зато интересно. Местным женщинам запрещено ходить в ночные клубы, бары, нельзя употреблять алкоголь. И местным, и экспатам запрещено останавливаться в номере отеля с человеком противоположного пола без документов, подтверждающих родство. Прогулки без мужчин не запрещаются, но я чаще вижу группы девушек, чем одиночек.

Меня шокировало, что у катарцев разрешено вступать в брак с двоюродной сестрой/братом. Кстати свадьбы в Катаре празднуются раздельно: мужчины в одном зале, женщины — в другом. Иногда даже в разные дни в разных помещениях. В Катаре разрешено многоженство, но встречается редко.

Когда одна из девушек, которую я тренировала, рассказала, что выходит замуж, я очень удивилась: совсем недавно она говорила, что у нее нет и никогда не было парня. Она рассказала, что ее родители все решили с родителями жениха (а они дальние родственники) и молодожены увидятся только на свадьбе. До этого я искренне считала, что подобные обычаи остались в Средневековье.

Практически все местные женщины носят черную абайю. Встречаются те, кто ходит в обычной европейской одежде, но их единицы. Экспаты, к счастью, могут носить привычную для них одежду, но не мини и без глубоких декольте.

Публичное проявление чувств не приветствуется: ни для местных, ни для экспатов.

В машине тоже нельзя «прелюбодействовать». Секс вне брака и гражданский брак у экспатов тут не приветствуется, хотя, конечно же, заглядывать ночью в окно спальни никто не будет. Местным вышеперечисленное запрещено. Если женщина-экспат забеременела вне брака, ей лучше покинуть страну.

С гендерной дискриминацией в Катаре я, к счастью, не сталкивалась. Я по жизни удачливый человек и к чужой культуре отношусь с уважением.

Читать еще:  Подарочные православные книги: сделайте шаг в светлую сторону

«Гости страны живут по правилам хозяев»

Татьяна, 24 года, Дубай, ОАЭ

Скоро будет пять лет, как я живу в Эмиратах. Я приехала сюда студенткой на практику с группой будущих учителей начальных классов и иностранных языков.

Объединенные Арабские Эмираты — очень современная и развитая страна, тут практически нулевая преступность. Дубай — город роскоши и развлечений: здесь сотни ночных клубов, парки, аквапарки, кинотеатры, торговые центры, в ресторанах, барах, клубах продается алкоголь. В ОАЭ много открытых бесплатных пляжей для иностранцев, где девушки без проблем купаются в бикини, а приезжие мусульманки — в специальных закрытых купальниках буркини. Местные женщины приходят сюда редко, у них есть свои закрытые клубы и пляжи.

Местные жители очень любят и уважают свою религию и живут по ее правилам. Все, что для нам покажется диким и странным, для них — уклад жизни, к слову, очень даже счастливой. Здесь закон на стороне женщины, поэтому говорить о каких-то конкретных запретах или порицании будет неверно. Местные женщины носят в основном абайи — красивые одеяния из очень дорогих тканей, иногда расшитые золотыми нитями. У них обязательно покрыта голова. Для приезжих нет практически никаких запретов — нам не нужно покрывать голову или носить закрытую одежду. Желательно не носить юбки выше колен и кофточки с декольте и короткими рукавами. Но тут немало и тех, кто ходит в коротких шортах и майках.

Если говорить о штрафах, то их могут получить иностранцы и туристы в священный месяц Рамадан, когда мусульмане постятся: в дневное время на улице нельзя пить и есть — только дома, в отелях или в кафе, которые чаще всего огорожены ширмой. Запрет не распространяется на детей и беременных, но распространяется на туристов. Больше ни за что женщину оштрафовать не могут — если, конечно, она не нарушила закон. За проституцию, нелегальную работу, оскорбление чувств верующих, оскорбления в интернете независимо от пола будут судить по шариату. Нарушителям грозят немалые сроки в местной тюрьме, пожизненный запрет на въезд в страну и еще куча проблем.

С дискриминацией я не сталкивалась, как и с неуважением. Нужно всегда помнить, что гости страны живут по правилам хозяев, не переходить границы и уважать чужой менталитет и устои — тогда все будет замечательно.

Супермаркет в Джидде, Саудовская Аравия Фото: Reem Baeshen/Reuters

«Муж хочет, чтобы я работала, но я всячески отлыниваю»

Екатерина, 24 года, Каир, Египет

Я вышла замуж за египтянина и переехала в Каир. Скоро будет пять лет, как я здесь живу. Когда родные и друзья узнали, за кого я выхожу замуж, стали говорить: «Да зачем тебе это? Будешь десятой женой, сидеть в четырех стенах и рожать детей одного за другим. Вот и вся твоя жизнь». В реальности все не так. У женщин тут гораздо больше прав, да и муж прислушивается к мнению жены. В Египте семья на первом месте. Тут часто в одной большой вилле живут родители, их дети, внуки. Если у вас какие-то проблемы, родственники всегда помогут, не оставят в беде.

Женщины в Египте работают: много учителей (им хорошо платят), воспитателей, врачей, встречаются даже женщины — водители такси, но редко. Муж хочет, чтобы я работала, но я всячески отлыниваю. Девушки очень любят заниматься спортом. У нас много фитнес-клубов, есть отдельные для женщин. В общем, страна довольно продвинутая.

Большинство девушек носит платки, есть и те, кто закрывает лицо, но это редкость. Кстати, так делают в основном наши соотечественницы, которые приезжают в Каир изучать религию. Египтянки одеваются обычно: носят джинсы и кофты без декольте с длинной рукава до локтя, но не абайи и никабы. На курортах могут позволить себе более открытую одежду. Тут многое зависит от района: в богатых районах можно одеваться как угодно, в бедных можно ходить в джинсах, но бедра лучше прикрыть длинной кофтой. В целом каких-то строгих правил нет.

Город оживает с наступлением темноты — днем тут +50, никто не выходит. Кафе наполняются людьми. В Каире много баров, проблем с алкоголем нет, просто тут мало кто его пьет и он дорогой. Действует запрет на распитие алкоголя на улице. Гулять по ночам можно свободно, но опять же все зависит от района. Я живу в хорошем, у нас везде охрана.

Ограничения в правах есть только в юридических вопросах. Например, если я захочу развестись с мужем, дети останутся жить с моей свекровью, потому что я христианка, а не мусульманка. Еще христианки после смерти мужа-мусульманина не могут наследовать его имущество.

А так здесь любят иностранцев и все на позитиве. Местные очень открытые, я люблю Египет за живущих тут людей.

«Мужчины решают все проблемы, женщинам не о чем беспокоиться»

Юлия, 31 год, Абу-Даби, ОАЭ

Я живу в Абу-Даби два года: через знакомых получила рабочий контракт. Это безопасный город, особенно для женщин. В общественном транспорте есть места только для женщин: вагон в метро или часть автобуса предназначены только для нас. Есть и общие вагоны: например, если муж и жена хотят сидеть вместе, они идут туда. В больницах во избежание очередей есть отдельная очередь для женщин. Во многих заведениях залы ожидания отдельно для женщин, на пляжах есть женские дни.

Местные женщины выходят на улицу только с мужчинами. Ходить одной считает грехом. Иностранки в Абу-Даби могут свободно гулять без мужчин. Иностранки ходят в клубы без мужчин, им продают алкоголь, бывают даже ladies night, когда пару бокалов вина наливают бесплатно. Алкоголь продают в определенных магазинах, у которых есть специальная лицензия.

Закутываться в черное никто не заставляет, но предпочтительно одеваться скромно: плечи и колени закрыты, никаких декольте. Объятия и поцелуи в публичных местах запрещены — возможен штраф и даже депортация.

Повторюсь: это очень безопасный для женщин город. Тут все проблемы решают мужчины, поэтому мы, женщины, живем спокойно.

Что нужно знать христианам, заключившим брак с мусульманами

Прежде чем связывать себя узами супружества с мусульманами, христианам важно уяснить некоторые обстоятельства, возникающие после совершения этого шага.

Мужчине

Христианин, ставший мужем мусульманки, должен будет приготовиться к тому, что к нему будут предъявляться повышенные требования по материальному обеспечению семьи, ведь по законам шариата содержание жены и детей — обязанность исключительно мужчины, а если она сочтет его старания недостаточно плодотворными, то может обратиться за разводом.

Получив в жены мусульманку, мужчина-христианин становится обладателем послушной, надежной, работящей и не склонной к строптивости подруги по жизни. При наличии неплохой материальной базы такой союз имеет благоприятный прогноз на долгие годы, в основном женщины-мусульманки верны, сдержанны и терпеливы.

Женщине

Женщине-христианке нужно сто раз все взвесить, прежде чем создавать семью с мусульманином.

Даже если это на вид современный человек, имеющий высшее образование, он с молоком матери привыкает к доминированию над слабым полом. Не стоит быть уверенной, что через несколько лет у него будет в женах только одна христианка, наоборот — можно предположить, что вполне легально он может иметь до четырех жен.

Мужчина, являющийся приверженцем такой конфессии, приучен с детства к послушанию женщин, к их бесправности. Здесь нет и намека на равноправие, муж главенствует во всем, за ним все права. Ему стоит только произнести несколько раз слова о нежелании находиться в этом союзе — и все, брак для жены закончен.

Дети, рожденные в таких браках, остаются в мусульманских семьях их отцов, борьба в судах практически бесперспективна, и дети никогда не смогут выехать на родину матери. Не иметь права голоса, прямого взгляда, поднятой головы — к этому привыкнуть после христианского восприятия равноправного брака нереально трудно.

А стоит ли?

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Сколько жён может быть у мусульманина?

Конечно же, всем знакомы слова песни из фильма «Кавказская пленница»: «Если б я был султан, я б имел трех жен». Мужчине-мусульманину при определенных условиях позволяется одновременно быть женатым на четырех женщинах. Об этом сказано в Коране – священной книге мусульман. Однако стоит отметить, что ислам не призывает к многоженству, это скорее исключение, которое допускается исламским брачным правом. Российский религиозный деятель Шамиль Аляутдинов говорит, что «наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак». Да и по российским законам в документах может быть записана только одна жена, а это значит, что остальные хотя по исламу и будут считаться законными супругами, но в случае развода не смогут претендовать, например, на разделение имущества.

— Одним из условий заключения религиозных браков в Духовном управлении мусульман РК на сегодняшний день является обязательная регистрация брака в ЗАГСе. Это необходимо для того, чтобы защитить права женщин и будущих детей, — рассказывает руководитель воспитательного отдела при ДУМ РК Марьям Ковалева. — По моим наблюдениям (и это достаточно интересный феномен), большинство женщин, которые соглашаются быть вторыми женами не из исламских семей. Арабка или другая этническая мусульманка очень редко захочет быть второй женой. Русские женщины, девушки соглашаются. При этом необязательно, чтобы они принимали ислам, нет, они просто соглашаются на такие браки.

Интересный факт: в 1943 году Гитлер предложил разрешить немецким мужчинам иметь двух жен, а Борман пошел дальше – и трех жен.

Феминизм в исламе: Как женщины-мусульманки отстаивают свои права

Строгий хиджаб, патриархальные ценности и неравенство полов — примерно такие ассоциации у большинства вызывает мусульманский мир и все, что с ним связано. Однако уже десятилетиями тысячи женщин, которые исповедуют ислам, борются за свои права под статусом феминисток.

Enter разобрался, как совмещаются ислам и феминизм, каковы предпосылки движения и почему оно не всегда хорошо отражается на самих мусульманках.

Читать еще:  Монахи легендарного тибетского монастыря Гоманг прибывают в Туву

Бесполый бог и истоки феминизма в исламе

Кажется, будто о феминизме в исламе в открытую заговорили не так давно: первые упоминания об этом термине встречаются в конце 80-х. Но еще в VII веке в исламском обществе были проведены реформы, которые значительно улучшили положение мусульманок. Они касались бракоразводного процесса и вопросов наследования. Так 1 400 лет назад ислам предоставил женщинам право голоса, добровольного вступления в брак и возможность свободно получить образование. И это в те времена, когда весь остальной мир даже не помышлял о понятии, позже названным гендерным равенством. Также в истории существует много примеров, когда большой вклад в развитие образовательных учреждений вносила именно женская часть населения. В 859 году дочь богатого купца Фатима аль-Фихри основала один из старейших в мире университетов аль-Каравин, а в XVIII веке дочь реформатора того времени Нана Асмау выступала за увеличение грамотности среди мусульманок.

Парадоксально, что сейчас в Саудовской Аравии, названную учеными родиной ислама, та же самая религия и является оправданием для угнетения женщин. По мнению исламских феминисток, священные тексты Корана переводятся и интерпретируются с позиции, выгодной патриархальным взглядам. К примеру, строгих рекомендаций об обязательности закрытой одежды, когда мусульманки должны прятать лицо, в исламе нет. То же самое касается и домашнего насилия, вытекающего из идеи превосходства мужчины над женщиной. Противницы такого толкования религии возникновение предрассудков объясняют просто: в те годы, когда в обществе доминировал патриархат, переводчики Корана были вынуждены подстраиваться под общий настрой эпохи. Соответственно, и переводы интерпретировались так, как было удобно мужчинам.

Сейчас сторонницы иного толкования ислама говорят, что у бога нет пола, а значит перед ним все равны: и мужчины, и женщины. Поэтому нельзя, чтобы кто-то обладал большими правами, используя их по своему усмотрению. В этом и есть одна из главных идей современного исламского феминизма — вернуться к тем положениям религии, существовавшим столетия назад. Однако противники альтернативного понимания Корана возражают — если бы все было так, то почему великие мусульманские ученые не заявили об этом ранее?

Свобода от хиджаба и расхождение во взглядах

Но не все так однозначно. У феминизма в исламе много нюансов. Зачастую исламский феминизм и феминизм светский, распространенный на Западе, входят в противоречие. Часть жительниц западного мира встает под знамена исламского феминизма, сбитая с толку образом угнетенных мусульманок. Этот стереотип навеян и СМИ, и рассказами тех, кто действительно пострадал от мужской тирании: домашнего насилия, например. Таких историй и правда много. Но вместе с тем надо понимать, что положение женщины на Востоке также зависит от того, к какому социальному слою она относится.

Те, кто родился в семьях с сильными традиционными взглядами, действительно могут попасть в руки к мужу-тирану и не получить поддержки от своих родных. Показательна история с пакистанской правозащитницей Малалой Юсуфзай, с 11 лет боровшейся за права женщин. В своей книге она описывает тяжелую жизнь женского населения в деревнях Пакистана. Но вместе с тем в том же Пакистане много лет пост премьер-министра занимала Беназир Бхутто. До того, как в 2007 году на нее были совершены два покушения: во время первого погибли более 130 человек, второе убило 20 человек, в том числе и саму Беназир Бхутто.

Кроме того, поддерживать версию с ущемлением прав представительниц ислама выгодно ряду западных государств. Так они оправдывают военные действия в странах третьего мира, считает ряд политологов. Некоторые мейнстримные феминистки Европы, пытаясь помочь мусульманкам, говорят о том, что спасение — это избавление от догм ислама. По их мнению, феминизм и исламская религия несовместимы, а хиджаб и вовсе чуть ли не символ пут, сковывающих женщин Востока. Даже если сами исламские феминистки не готовы отказываться от привычного элемента своей повседневности. Тем не менее, в ХХ веке движение за гендерное равенство в мусульманском мире было построено по образцу западного феминизма — лишь после 1980-х пошло своим уникальным путем. Исламские феминистки осознали разницу в ценностях Старого Света и Востока, в том числе и во взглядах на ношение хиджаба.

К тому же, говорят мусульманки, прежде чем бороться за свободу прав кого-то, нужно в этом разобраться. Например, во время конференции ООН слово взяла одна из участниц и заявила, что организует свою конференцию против насилия над мусульманками. Но оказалось, что женщина не знает ни одной тематической организации и в целом плохо разбирается в ситуации.

Шесть лет назад в СМИ как раз появился термин «комплекс белого спасителя». Он подразумевает стремление западного цивилизованного мира к покровительству над менее развитыми странами. Минус явления в оправдании насаждения демократических ценностей. Таким образом, о жителях и странах третьего мира создается целый ряд стереотипов, звучащих с экранов тв и страниц изданий. В том числе, это касается ислама и его последователей.

Арабская весна и исламский феминизм сегодня

Сподвижники исламского феминизма с надеждой приняли народные волнения, сопровождавшие Арабскую весну. Они начались в 2010-2011 годах как ответ на официальную политику государств Ближнего Востока. После волны массовых протестов положение женщин немного улучшилось: в Египте начал действовать «Феминистский союз», активнее стали женские организации в Тунисе, Йемене, Бахрейне. Распространение идей феминизма в исламе его сторонники связывают с увеличением грамотности среди женского населения в восточных странах. По данным ООН, с 70-х годов прошлого века женщины стали образованнее в три раза. Тем не менее, остается еще проблема с трудоустройством мусульманок — этот показатель по сравнению с мужским населением отстает, как минимум, в два раза.

Несмотря на положительные сдвиги, организации, занимающиеся вопросами гендерного равенства в исламе, продолжают считаться маргинальными. Сейчас самой главной из них называют общество «Мусавах», возникшее в Малайзии в 2009 году на базе движения «Сестры в исламе». Его основали исламские феминистки восточного мира и Европы. Они выступают за реформу семейного законодательства, в том числе моногамию, и за толкование Корана, предусматривающее равенство для мужчин и женщин. Их делу зачастую помогают юристы, адвокаты, эксперты в области международного права обоих полов. Это более 250 деятелей в разных областях из 47 стран.

У истоков гражданской организации «Сестры в исламе», появившейся еще в 90-х, стояла Зайна Анвар. Феминистка из Малайзии объездила местные деревни, чтобы рассказать женщинам об их правах. По ее мнению, изменить ситуацию возможно, если правильно использовать принципы ислама. Цель движения — не просто сломать стереотип о гендерном неравенстве в исламской религии, но и перекроить законы в стране, адаптируя их под идеи равноправия.

«Существует разрыв между нашей верой в Бога, который является справедливым, и тем, что власти говорят о религии. Больше всего меня убивает, как женщины плачут, жалуются на свое жалкое положение и, не сумев найти выход, обращаются за помощью к религиозной верхушке. Но получают ответ, что так и надо, так как это законы ислама», — объясняет свою позицию Зайна Анвар.

Один из примеров — отказ некоторых мусульманок от средств контрацепции при том, что их мужья больны СПИДом. Они считают, что такая попытка обезопасить себя от ВИЧ не подобает жене и является проявлением непослушания.

Исламские феминистки настаивают и на равенстве в мечети. Активистка Хинд Макки выступает против тесного пространства, отведенное женщинам. Женские сектора для моления зачастую коренным образом отличаются от мужских: в основном, они обветшалые, душные, маленькие. Письма и фотографии от мусульманок Хинд Макки публикует в соцсетях с надеждой на то, что к ним прислушаются и ситуация изменится. Еще один известный деятель в этой сфере — первая женщина-имам Амина Вадуд. Впервые пятничную проповедь перед смешанной паствой она прочла в 2004 году в Нью-Йорке. По ее убеждениям, и мужчины, и женщины равны перед богом, поэтому и те и другие имеют одинаковое право становиться имамом.

А как у нас: исламский феминизм в России

Движение, распространившееся по восточным странам, Европе и США, в России приживается неохотно. Как такового четко организованного феминистского сообщества в стране нет. Это скорее не борьба за равные права с мужчинами, а борьба со стереотипами об исламе. Например, возможность спокойно ходить в хиджабе в любом российском городе, не испытывая неловкость и предвзятое отношение со стороны окружающих. Если в регионах, где проживают много мусульман, с этим проще, то в остальных ситуация иная. Работодатели не всегда готовы с пониманием относится к перерывам на намаз или к сотрудницам, ежедневно носящим платок.

В то же время в России много мусульманок, занимающих высокие посты в различных организациях. Что касается отношения к мусульманским женщинам, то оно зависит от региона. На Северном Кавказе еще существуют традиции «похищения невест» или калечащих девочек операций на половых органах, а после опроса, проведенного в дагестанских высокогорных селах, выяснилось, что 80 % женщин терпят насилие от мужей. Тем не менее, сейчас среди нового поколения, проживающего в этих местах, появляются протестующие активисты. Они говорят о том, что ряд традиции пора модернизировать. По крайней мере, для того, чтобы местные женщины чувствовали себя защищенными от проявлений насилия и беззакония, которые зачастую оправдываются обычаями региона.

Мифы о браке в исламе

В современном обществе возникает очень много вопросов о семейных отношениях, в частности о правах и обязанностях супругов, об отношении к родителям и родственникам, о воспитании детей, о семейном бюджете и т.д. Особенно это касается тех, кто хочет больше узнать о семье в исламе. Именно семье и семейным отношениям посвящено много аятов в Коране и сунне пророка Мухаммада (мир ему!).

В Коране ясно указывается, что создание семьи имеет целью не только продолжение человеческого рода, но и эмоциональное благоденствие и духовную гармонию.Оно основывается на любви и милосердии.

Один из наиболее впечатляющих аятов Корана о цели создания семьи гласит: «Из Его знамений − что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними,устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом− знамение для людей, которые размышляют» (Коран,30:21).

Читать еще:  В Рождественскую ночь обратится с посланием Димитрий

Но давайте сначала поясним, что в исламе все люди, а это и мужчины и женщины, сотворены из одной души.

И таинство брака происходит именно в том, что близкие души ищут друг друга и выбирают по своей воле. «О люди!Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души» (Сура «ан-Нисаа» («Женщины»), аят 1). Это значит также, что мужчина и женщина совершенно равны как люди, ни у одного из них нет никакого преимущества перед другим, только в добрых деяниях, которые творит каждый из них. «Верующим, совершающим добрые деяния, будь то мужчина или женщина, непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды лучше,чем их деяния» (Сура «ан-Нахль» («Пчёлы»), аят 97).

Более того, мусульманка защищена исламом во всех отношениях, даже после замужества. Она имеет право иметь свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению.

Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права. Вплоть до конца XIX века в Англии мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от имущества жены по своему усмотрению.Мусульманка в семье − жена и мать, она имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной власти. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году. Не получили,а именно добились − путем манифестаций, забастовок.

К сожалению, женщина в современном обществе все еще остается незащищенной и ущемленной в своих правах. Это зачастую приводит к спорам, ссорам и распаду семьи. Не секрет, что наличие многих традиций и обычаев, часто подменяющих ислам, ведет к тому, что в обществе появляются целые мифы от имени ислама.

Итак, давайте развенчаем некоторые из мифов о браке в исламе и о положении женщины.

Миф первый: после проведения обряда нике брак не нужно регистрировать в госорганах.

Нике (с араб. ан-никях) − это брачный договор,заключаемый между мужчиной и женщиной по правилами шариата и не имеющий юридической силы.Поэтому при заключении нике обязательна регистрация в государственных органах с целью закрепления прав,обязанностей мужа и жены и прав детей на наследование имущества. В Кыргызстане обряд нике проводится представителями мечети и носит традиционную форму в исполнении ритуалов и часто без регистрации в госорганах. В настоящее время часто происходит так,что после развода супругов жена и дети остаются без права на содержание из-за отсутствия государственной регистрации брака. Поэтому каждому прошедшему обряд нике по шариату в обязательном порядке необходима регистрация в госорганах.

Миф второй: нике можно заключать без свидетелей (скрывать его от окружающих).

В исламе нике заключается при условии наличия свидетелей. Минимальное число свидетелей − двое мужчин, или четыре женщины, или один мужчинаи две женщины. В противном случае данный брак недействителен и является прелюбодеянием. Ведь отличие брака от прелюбодеяния заключается в открытости первого и оставлении в тайне второго. О нике должны знать все родственники, друзья, соседи, то есть общество. Сокрытие брака от общества запрещено,такой брак похож на временный, заключенный на определенное время, в отличие от которого нике заключается на всю жизнь, но с правом расторжения.Нике, заключенный на определенное время, считается недействительным и относится к греху прелюбодеяния.

Миф третий: заключать нике можно и без согласия девушки.

Без согласия женщины или мужчины нике недействителен.Условием брака является лишь добровольное согласие обеих сторон. Если нике заключен насильно, он считается недействительным. Умыкание невесты (ала качуу)является грехом по шариату, предусмотрена и уголовная ответственность за похищение человека и последующее насильственное принуждение к заключению брака.

Миф четвертый: брак без любви – решение о браке принимают родители невесты, не спрашивая согласия девушки.

Согласно исламу женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия или желания. И мужчина, и женщина имеют право выбора, данное им Аллахом. Ибн Аббас поведал о девушке, которая пришла к Мухаммаду,посланнику Аллаха (мир ему!), и рассказала, что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия. Посланник Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал, 2469).

Миф пятый: махр необязателен (вместо махра можно заплатить калым).

Кроме других гарантий, защищающих женщину после замужества, она имеет полное право на махр − подарок к свадьбе, который преподносится ей мужем и включается в брачный контракт, он является собственностью женщины и не переходит в распоряжение родственников.В случае развода жена оставляет махр себе. Считается,что его должно хватить на определенное время самостоятельной жизни, пока женщина снова не выйдет замуж. Исламский брак − это взаимная ответственность,поэтому в нем практикуется заключение брачного договора. По шариату размер махра определяет невеста.

Миф шестой: женщина, вышедшая замуж,в новой семье теряет право голоса (в исламской семье у жены нет прав, есть только обязанности).

Правила супружеской жизни в исламе ясны и гармоничны,они отвечают природе человека, учитывая его физиологию и психологию. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности друг перед другом, кроме одной ответственности − лидерства. И они (женщины)имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними – степень (Коран, 2:228). Эта степень − Кивама (поддержка и защита). Она основывается на природных различиях полов, дающих право более слабому полу на защиту. Она не дает превосходства или преимущества перед законом. Лидерство мужчины в семье не означает диктат мужа.

Брак по исламу есть равное разделение между женщиной и мужчиной ответственности за семью и воспитание детей. Не может быть нормальной семейной жизни без взаимного участия обеих сторон (мужчины и женщины).Пророк Мухаммад (мир ему!) возложил эту совместную ответственность за семью на мужчину и женщину словами: «Каждый из вас − попечитель и отвечает за того, кого он опекает. Имам − опекун и отвечает за свою общину. И мужчина − попечитель своей семьи и отвечает за нее, и женщина − попечительница в доме своего мужа и отвечает за это» (Имам аль-Бухари и Муслим).

Миф седьмой: в исламской семье женщина должна сидеть дома (она не должна учиться и работать).

Ислам, наоборот, считает получение знаний обязательным долгом и предписанием для женщины. Пророк Мухаммад(мир ему!) сказал: «Учение − предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Ибн Маджа).История мусульман знает имена многих талантливых женщин, выдающихся в религиозных науках, поэзии и литературе. Айша − жена пророка − была более сведущей и более знающей в вопросах исламского права, чем многие сподвижники пророка. И пророк(мир ему!) советовал обращаться к ней за разъяснением религиозных вопросов.

Ислам также не запрещает женщине работать. Ей дано право выбирать подходящую работу в соответствии с ее способностями, знаниями и квалификацией. Ни в тексте Корана, ни в тексте хадисов нет ничего, что запрещало бы женщине учиться или работать.

Что изменило убийство Хашукджи

Убийство Хашукджи вызвало возмущение во всем мире и стало пятном на репутации бин Салмана на международной арене. ЦРУ пришло к выводу, что инициатором убийства Хашукджи был саудовский принц. Эр-Рияд неоднократно отрицал, что бин-Салман причастен к убийству.

Официальное информационное агентство Саудовской Аравии сообщило, что 3 января начался судебный процесс против 11 подозреваемых в убийстве Хашукджи. Саудовская прокуратура потребовала смертной казни для пяти из них.

Одна из лидеров саудовских правозащитников Хала аль-Досари сказала CNN, что саудовцы стали смелее выступать против нарушения прав человека после убийства Хашукджи.

«Я была абсолютно молчаливой после арестов женщин, считая, что это, пожалуй, ошибка», — сказала Досари. Но смерть Хашукджи «вызвала у нас чувство неотложности, что это не то, что можно переждать. Это серьезная вещь. Люди становятся целями и их убивают».

Количество обеспокоенных возможными нарушениями прав человека в Саудовской Аравии растет и на Западе. На прошлой неделе группа британских законодателей и адвокатов объявила, что ищет доступа к заключенным активисткам.

«Существуют серьезные опасения, что условия содержания женщин-активисток в Саудовской Аравии, возможно, значительно не соответствовали международным стандартам и стандартам самой Саудовской Аравии», — заявил британский депутат Криспин Блант.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

В России проживают люди разных конфессий, поэтому брак с человеком другой веры не редкость. Хотя с точки зрения религии подобный союз нежелателен, а в некоторых ситуациях – невозможен.

Мусульманство

В Коране сказано, что «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те [язычники] не уверуют». Это означает, что мусульманки могут выходить замуж за неверных, которые приняли ислам.

Мусульманин может жениться на девушке другой религии, если эта девушка целомудренна и примет жизненный уклад супруга. А вот мусульманка не может выйти замуж за человека другой веры, иначе ее брак будет считаться непризнанным, а она сама – неверной.

Согласно мусульманскому укладу, муж – главный в семье, и супруга всюду следует за ним и подчиняется ему. Если она выходит замуж за иноверца, то отрекается от своей религии, устоев, ценностей.

Христианство

Хотя христианство считается толерантной религией, связь с иноверцами она тоже не приветствует. Более того, такие союзы до 1917 года были запрещены. В Священном Писании даже говорится, что смешанный брак – зло и большой грех.

Макрух тахрими

Это действия, которые Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать:

  1. Молодому человеку специально жениться на бесплодной.
  2. Выдавать девушку за пожилого, нечестивого.
  3. Молодому человеку жениться на пожилой женщине.

В исламской общине созданы специальные суды, которые занимаются семейными делами. Бракоразводный процесс исламом разрешен, но он не приветствуется Богом, поэтому мужа и жену стараются примирить, а уж потом, приняв все меры, могут развести.

Законы шариата очень подробно расписывают каждое действие, поэтому, если православной женщине или мужчине захотелось заключить брак с мусульманином или мусульманкой, непременно прочитайте каждую строчку и ознакомьтесь с исламом поближе.

Юнус-бек Евкуров о шариате:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector