0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

11 больших и очень красивых мечетей мира

Содержание

11 больших и очень красивых мечетей мира

Мечеть – не просто здание, куда приходят приверженцы ислама, чтобы совершить молитву или обряды. Она считается местом, которое играет первостепенную роль в жизни каждого мусульманина. На заре расцвета ислама, мечети возводились только на Аравийском полуострове. Потом, по мере того как религия набирала популярность, их начали строить по всей планете.

Сегодня существует много мечетей. Они отличаются друг от друга размерами, экстерьером и интерьером. Из статьи узнаем, где построены самые красивые мечети в мире, и какие из них самые большие.

Уникальный стиль и архитектура

Мечеть расположилась на территории более пяти гектаров неподалеку от комплекса зданий «Шали-Сити» в 30 км от Грозного. По четырем ее сторонам стоят минареты высотой 63 метра каждый, а высота купола мечети составляет 43 м. Автор проекта — узбекский архитектор Абдукаххар Турдиев, он был в числе проектировщиков комплекса «Хазрати Имам» в Ташкенте. Изготовление ковра для святыни было доверено турецкой фирме.

Мечеть построена Фондом имени первого президента республики Ахмата Хаджи Кадырова. Ее здание гармонично вписывается в архитектуру города. Оно покрыто белоснежным мрамором, привезенным специально с греческого острова Тасос. Материал отличается особыми светоотражающими свойствами, что позволяет в жаркую погоду стабилизировать температуру.

Территория святыни украшена 12 фонтанами и деревьями из Голландии, а также розами 48 видов. Не меньшая работа проделана по внутренней отделке: купола украшены орнаментом разных цветов, огромная люстра с кристаллами Сваровски из Турции весит более двух с половиной тонн.

Когда была создана мечеть

Но всё-таки вернёмся к главной святыне, которая объединяют всех мусульман мира во время молитвы. Реликвия построена в виде огромного куба и виднеется с любой точки города. Согласно историческим архивам первая постройка этой мечети была создана ещё в 638 году, и её первым строителем считается Адам. Согласно Корану, Адам и Ева раскаялись в своём проступке, и Аллах простил их, а в качестве прощения им был послан белый камень аль-Хаджар-аль-Асвад. Посланный Аллахом «камень прощения» находится в основании мечети, но от людских грехов, он потемнел и получил второе название – «черный камень». Однако, построенный первый храм Адамом во время всемирного потопа был разрушен, и чуть позже на основании уцелевшего фундамента пророками Ибрахимом и Исмаилом был восстановлен.

На протяжении многих веков мечеть то перестраивалась, то разрушалась, то поддавалась реконструкции. Однако, постоянное увеличение количества паломников требовало ещё большей вместительности. Последний раз крупное строительство на территории Заповедной мечети проходило в 1980 году: было построено один дополнительный корпус внушительных размеров и два минарета. На сегодняшний день насчитывается девять минаретов, которые по высоте достигают 95 метра. Последняя реконструкция была проведена с 2007 по 2012 гг. по решению короля Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда.

Архитектура мечети

Общая площадь мечети, с учётом расширения, составляет 400 тыс. кв. метров: это самая большая по размерам и по вместительности мечеть, но во время больших мусульманских праздников, порой просто не хватает места верующим для их главного обряда. Во внутреннем дворе храма и находится самая главная святыня Кааба: постройка высотой 15 м, длиной -12, и шириной -10 м. Именно здесь в восточном углу Каабы на 1,5 метровой высоте расположен черный камень прощения, оправленный в серебро.

Войти в святыню можно через четыре главных входа с красивыми воротами и 44 второстепенных. В эти 48 входов текут сотни тысяч паломников на молитву. Даже бывают такие случаи, когда верующим на трёх этажах не хватает места в молельных, и они молятся просто на крыше здания. Учитывая такую тенденцию, крыша здания уже давно приспособлена для молитв, а в наибольшие дни наплыва посетителей также открываются подвальные помещения.

Несмотря на то, что это архитектурное здание является святым местом, оно оснащено современными кондиционерами, эскалаторами, видеокамерами, теле- и радиостанциями: созданы все условия для комфорта паломников. С учётом реконструируемой территории в мероприятиях может участвовать до 2,5 млн. человек одновременно. Во времена больших праздников здесь нет где яблоку упасть: зрелище очень масштабное.

«Предки татар спешили участвовать в таком богоугодном деле, как строительство мечети»

Уже зимой следующего года в мечети «Ахмадзаки» может пройти первый пятничный намаз, но для этого нужна помощь неравнодушных мусульман

Жители поселка Залесного и ЖК «Салават Купере» вскоре смогут стать прихожанами строящейся мечети на выезде из Казани. Команда какого легендарного архитектора взялась за возведение мусульманского храма, почему мечеть решили назвать «Ахмадзаки» и кому из татарстанских министров принадлежит идея возведения культового сооружения? «БИЗНЕС Online» рассказывает о новом религиозном центре мусульман, в появлении которого может принять участие каждый желающий.

Речь идет о строящейся мечети «Ахмадзаки», которая расположится в очень удобном месте — на пересечении улиц Залесной и Осиновской Фото: Лира Гараева

«В ЗАЛЕСНОМ НЕТ НИ МЕЧЕТИ, НА ХРАМА, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ВМЕСТИТЬ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ»

Уникальный мусульманский храм, прихожанами которого станут жители сразу двух жилых массивов, относящихся к Казани, — поселка Залесного и микрорайона «Салават Купере» — должен появиться уже в самом ближайшем будущем. Речь идет о строящейся мечети «Ахмадзаки», которая расположится в очень удобном месте — на пересечении улиц Залесной и Осиновской. Ее минарет уже сейчас можно видеть с ближайших улиц.

Идея постройки духовного объекта принадлежит нынешнему министру по делам молодежи Татарстана Дамиру Фаттахову, а возникла она в те времена, когда последний возглавлял Кировский и Московский районы столицы Татарстана.

«Когда мы задумывались о комплексном развитии Залесного и нового микрорайона „Салават Купере“, в котором на тот момент еще только началось строительство жилых домов, нам было важно учесть и духовную сторону жизни местного сообщества, — рассказал министр „БИЗНЕС Online“. — Тем более были обращения жителей, говоривших о том, что в Залесном нет ни мечети, ни храма, которые могли бы вместить всех желающих». Поэтому и появилась идея строительства современной большой мечети, говорит Фаттахов. «Спасибо мэру Казани Ильсуру Раисовичу Метшину, который поддержал это намерение и выделил земельный участок и для мечети „Ахмадзаки“, и для православного храма в том же районе. Я очень рад тому, что совсем скоро эти намерения воплотятся в жизнь и мечеть откроет свои двери для прихожан», — надеется наш собеседник.

«Когда мы задумывались о комплексном развитии Залесного и нового микрорайона «Салават Купере», нам было важно учесть и духовную сторону жизни местного сообщества», — рассказал Дамир Фаттахов Фото: «БИЗНЕС Online»

В Залесном уже есть мечеть «Маулид», которая до поры до времени отвечала потребностям местной уммы, но, когда стал заселяться микрорайон «Салават Купере», прихожан стало существенно больше. Так что в этом районе сейчас однозначно есть запрос на современный религиозный центр. Тем более что становится все больше горожан, заинтересованных в духовном развитии.

Читать еще:  Объявлены пропавшими без вести около 800 пакистанцев, совершавших хадж в Мекку

Выбор места строительства объясняется еще и тем, что это один из въездов в Казань через федеральную трассу. Высокий минарет будущей мечети будет заметен издалека, став настоящим маяком для странствующих, гости смогут сделать остановку и помолиться в комфортных условиях.

Высокий минарет будущей мечети будет заметен издалека, став настоящим маяком для странствующих, гости смогут сделать остановку и помолиться в комфортных условиях Фото: Денис Гордийко

КУЛ ШАРИФ И «АХМАДЗАКИ». ЧТО ОБЩЕГО?

Интересно, что у двух мечетей — расположившейся в Казанском кремле Кул Шариф и «Ахмадзаки» — возможно, будет много общего. По крайней мере, у них один «отец». Новый дом Аллаха возводится по проекту команды архитектора Айвара Саттарова. Хотя, естественно, назначение этих двух объектов отличается друг от друга. По словам куратора стройки, депутата Казанской городской Думы Рустама Рамазанова, «Ахмадзаки» должна стать не только местом, где совершается намаз, но и настоящим исламским центром.

«Мы хотим, чтобы новая мечеть стала современным религиозным центром для мусульман в этом районе Казани, обсуждали ее концепцию и с администрацией районов, с Сергеем Мироновым, — сообщил Рамазанов нашему корреспонденту. — Поэтому в проект мечети заложили не только молельные залы для мужчин и женщин, но и медресе, где смогут обучаться и взрослые, и дети, кроме того, мы планируем создать там все необходимое, чтобы можно было в цивилизованных условиях проводить религиозные обряды и ритуалы по канонам ислама. Проект мечети создавал один из лучших архитекторов республики, в ее концепции сочетаются дань уважения нашим традициям и современные архитектурные решения».

По словам Рамазанова, молельный зал в «Ахмадзаки» сможет принимать до 400 прихожан одновременно. Кроме того, в мечети будет работать медресе, там станут преподавать основы ислама, обучать нескольким языкам, проводить мастер-классы для детей и различные обучающие программы для взрослых прихожан. Все пространства запроектированы с учетом требований доступной среды, чтобы обеспечить беспрепятственные перемещения людей с ограниченными возможностями. На этапе согласования со всеми необходимыми структурами находятся определенные сервисы, связанные с исполнением религиозных ритуалов по всем канонам ислама. Не секрет, что сейчас многих мусульман беспокоит, а будет ли в мечети место для их автомобилей. В «Ахмадзаки» для этого предусмотрена специальная площадка на 70 парковочных мест.

«Мы хотим, чтобы новая мечеть стала современным религиозным центром для мусульман в этом районе Казани, обсуждали ее концепцию и с администрацией районов, с Сергеем Мироновым», — сообщил Рамазанов Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ПОСТРОИТ МЕЧЕТЬ, ТОМУ АЛЛАХ ПОСТРОИТ ДОМ В РАЮ

Каждый мусульманин знает, что участие в строительстве мечети является весьма богоугодным делом, награду за которое он получит в обоих мирах. В этом смысле любой вклад в столь благое дело — это, безусловно, савап. Уже сейчас многие мусульмане по своему желанию помогают стройке, отдавая себе отчет в том, что это будет памятью, которую они оставят после себя будущим поколениям.

Кроме того, строительство мечети — это традиция нашего народа, говорит муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. «Предки татар во все времена спешили участвовать в таком богоугодном деле, потому что каждый мусульманин верит: кто построит мечеть, тому Аллах построит дом в раю, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Камиль хазрат. — Так наставлял нас Пророк Мухаммед. Существует хадис о том, что в Судный день Аллах, обращаясь к людям, скажет: „О, мои соседи, поднимайтесь!“ Люди удивятся и спросят: „О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи?“ Тогда Всевышний Аллах скажет: „Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи“. Тогда эти люди поднимутся, и их введут в рай без отчета, ибо мечеть — это дом Аллаха и Всевышний делает своими соседями тех, кто ее построил».

Духовный лидер мусульман Татарстана в качестве примера приводит деяния самого посланника Аллаха. «Пророк и сам, совершив хиджру (переселение) из Мекки в Медину, первым делом построил мечеть. Не дом для себя, а именно мечеть. Ведь мечеть — это место, где люди, богатые и бедные, сильные и слабые, вместе встают в один ряд для поклонения Всевышнему, и тогда между ними усиливается чувство братства, солидарности и милосердия друг к другу. Радует, что только за последние 6 лет в республике распахнули свои двери около 170 мечетей, строятся еще десятки. По количеству махаллей Татарстан занимает второе место в России после Дагестана», — говорит председатель ДУМ РТ.

«Предки татар во все времена спешили участвовать в таком богоугодном деле, потому что каждый мусульманин верит: кто построит мечеть, тому Аллах построит дом в раю», — рассказал Камиль хазрат Самигуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

АХМАДЗАКИ САФИУЛЛИН — НАСТАВНИК МУФТИЕВ РОССИИ

Отрадно, что мечеть будет носить имя Ахмадзаки в честь Ахмадзаки Сафиуллина (1896–1995), которого называют человеком, сформировавшим мусульманский истеблишмент постсоветской России, ведь большинство муфтиев страны были его учениками. Заки хазрат, так его называли мусульмане, давал уроки председателю совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, главе ЦДУМ Талгату Таджуддину, первому муфтию Татарстана Габдулле Галиуллину, его преемнику Гусману Исхакову, председателю духовного собрания мусульман России Альбиру Крганову, имаму-хатыйбу мечети «Аль Марджани» Мансуру Джалялетдину и многим другим.

Ахмадзаки хазрат Сафиуллин был одним из наиболее известных и видных религиозных деятелей XX века. Несмотря на сложность и противоречивость советского периода, он и тогда призывал людей к иману, истине и нравственности, служил на благо ислама. Ахмадзаки хазрат внес неоценимый вклад в развитие мусульманской уммы в Татарстане, не боялся совершать религиозные обряды даже тогда, когда любая религиозная деятельность была под запретом. В 1970–1990-х Ахмадзаки хазрат работал имамом единственной на тот момент действующей в Казани мечети «Марджани». Тогда он объединял и был духовным наставником имамов, которые работали в мечетях по всей республике.

Проект будущей мечети был заранее согласован и с потомками Ахматзаки хазрата Сафиуллина, которые тоже активно помогают строительству мечети Фото: Денис Гордийко

«Я надеюсь, что мечеть, которая будет носить имя одного из самых выдающихся татарских исламских ученых и богословов — Ахмадзаки хазрата Сафиуллина, станет местом обретения знания для разных поколений наших единоверцев, стремящихся быть ближе к Всевышнему, к духовной чистоте и богатству. И главное, чтобы будущая мечеть развивала и сохраняла наши духовные ориентиры, традиции татарской махалли и родную речь. В этом смысле мечети в Татарстане играют важнейшую роль в повышении уровня духовности и нравственности общества и татарского народа, в частности, потому как традиционно являются не только религиозными центрами, но и местом проведения научных, образовательных, воспитательных, детских и молодежных, культурных мероприятий», — говорит муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

Проект будущей мечети заранее согласовали и с потомками Ахматзаки хазрата Сафиуллина, которые тоже активно помогают строительству мечети. Кстати, в новой мечети обязательно будет небольшой уголок, посвященный Ахмадзаки хазрату, где представят его книги.

На правах рекламы

Сделать пожертвование в пользу строительства мечети можно через расчетный счет прихода.

Расчетный счет: 407 038 109 620 000 021 39

Корр. счет: 301 018 106 000 000 006 03

БИК 049 205 603 / ИНН 165 610 15 33 / КПП 165 601 001

ОГРН 118 169 000 74 87

Банковская карта для перечислений от юридических лиц: 4274 6200 2615 3086

Архитектура строения

Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров. Ходят слухи, что это боевая колесница, сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

Читать еще:  Потолки натяжные, подвесные

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой. В самом центре двора располагается бассейн для омовения и фонтан.

Кордовская мечеть, Испания

Выдающимся памятником архитектуры мусульманской Испании и ярким образцом колонной мечети считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.

На Среднем Востоке широкое распространение получили строения айванного типа. Это прямоугольное или квадратное строение с внутренним двором. В центре каждой стены располагается зал в виде глубокой сводчатой ниши — айван.

Одним из новшеств, одобренных исламскими учеными, было сооружение в мечетях михраба рельефной арки или арочной ниши в молельном зале, указывающей Кыблу (направление на Ка’бу). Михраб богато украшали орнаментами и религиозными текстами. А также изысканно декорировали минбар — возвышение справа от михраба (обычно в форме лесенки), с которого имам читал проповедь.

Строительство мечети – строительство дома в Раю

Хвала Всевышнему Аллаху за то, что Он сделал мечети домами богобоязненных людей и украсил сердца и души верующих истинной верой. Благословение и приветствие нашему господину Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), который в своём благочестивом хадисе сказал: «Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в Раю».

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :(من بنى لله مسجدا بنى الله له بيتا في الجنة ) (متفق عليه)

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто построит мечеть, даже с размером гнезда куропатки, Всевышний построит дом в Раю».

قال صلى الله عليه وسلم ( من بنى لله مسجدا ولو كمفحص قطاة بنى الله له بيتا في الجنة ) رواه البزار وابن حبان في (صحيحه)

Любая помощь, оказанная в строительстве мечети и других благих делах, должна подкрепляться чистым, искренним намерением только для получения довольства Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в священном Коране говорит:

إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ، فَعَسَىٰ أُولَٰئِكَ أَنْ يَكُونُوا مِنَ الْمُهْتَدِينَ.

Оживляет мечети Аллаха (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем! (смысл 18 аята суры Ат-Тауба).

В этом аяте Всевышний Аллах разъясняет достоинство мечетей и говорит, что это дома Всевышнего, где люди поклоняются Аллаху и восхваляют Его.

Также из этого аята следует, что одним из самых достойных поступков мусульман является строительство мечетей.

В другом аяте также Всевышний Аллах говорит:

فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ

Смысл «В домах , которые Аллах дозволил возвести и в которых поминается Его имя (чтением Корана, словами восхваления,…), – восхваляют Его там утром и вечером».

Наши праведные предки, зная достоинство мечетей, спешили в оказании помощи для их строительства, отдавая всё своё ценное имущество в качестве вакфу (народное имущество, достояние).

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совершил хиджру из Мекки в Медину, то первым делом он построил мечеть. Почему он не построил себе дом? Дело в том, что мечети – это место, где люди совершают пятикратный намаз в коллективе (джамаатом), в котором укрепляются узы братства. Более того, когда все люди, богатые и бедные, сильные и слабые, встают в один ряд для поклонения своему Господу, между ними усиливается чувство братства, сострадания друг к другу. Мечеть в этом плане носит мощный социальный характер, способствующий укреплению уз братства.

В Судный день Всевышний Аллах, обращаясь к людям, скажет: «О, мои соседи, поднимайтесь»! Люди удивятся и спросят: «О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи?» Тогда Всевышний Аллах скажет: «Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи». Тогда эти люди поднимутся, и их введут в Рай без отчёта, ибо мечеть – это дом Аллаха и Всевышний делает Своими соседями тех, кто их построил.

Мечети следует украшать не только внешне, но и внутренне. Что это означает? После строительства мечети необходимо украсить дом Всевышнего Аллаха поклонением, ибо строительство мечети – это средство для того, чтобы люди, посещающие её, могли получать необходимый уровень знаний по Исламу. Для этого имаму необходимо приложить максимум усилий для организации уроков и проповедей. Пусть Аллах поможет в этом.

В большинстве случаев мечеть строит не один человек, многие люди содействуют этому. Да воздаст Аллах каждому из них так, как будто он один построил мечеть.

Мекка. Главный город мусульман. Медина. Мечеть пророка. Общая характеристика

Мекка, главный священный город мусульман, расположена в Саудовской Аравии в 100 км от Красного моря. Здесь родился будущий пророк и находится главная святыня мусульманского мира — Кааба. Точно время основания Мекки неизвестно, но она упоминается уже у Птолемея. Город раньше носил название Бака и был крупным торговым центром, через который, часто транзитом, проходило большое количество товаров. Мекка была финансовой столицей региона. «Во времена Мухаммада передовые люди Мекки были в первую очередь финансистами, умело управляющими кредитными операциями, искушенными в финансовых спекуляциях, заинтересованными в возможности любых выгодных инвестиций от Адена до Газы или Дамаска». Также город являлся и крупнейшим местом сосредоточения идолов языческих богов, к которым арабы совершали паломничество в доисламское время.

С городом и его окрестностями связано множество мусульманских легенд и преданий: Адамово тело было сотворено из глины, взятой в Мекке; здесь же он встретился с Евой после изгнания из рая; Ибрахим, по одной из легенд, в окрестностях Мекки пытался принести в жертву своего сына Исмаила.

В центре Мекки находится самая большая культовая постройка исламского мира — Масджид ал-Харам, или в переводе с арабского Запретная мечеть. Здание много раз разрушалось и перестраивалось. Его площадь сейчас — более 300 тыс. кв. м. «Для мусульманского искусства характерны грандиозные архитектурные сооружения, имитирующие космические сферы, которые становятся как бы соразмерными человеку, мечети одновременно и огромны и уютны».

Четыре главных входа Запретной мечети расположены строго по сторонам света; 20-метровые внешние стены мечети облицованы зеленым мрамором. У этой мечети самое большое количество минаретов, что говорит о ее главенстве в мире. Правда, существует легенда о турецком пане Ахмеде I (1603-1617), приказавшем в начале XVI в. построить мечеть с шестью минаретами, тогда как в Запретной мечети в то время их было меньше. В Стамбуле и во многих других частях мусульманского мира этот указ вызвал большое недовольство. Но султану удалось найти достаточно простой выход из трудного положения — он достроил несколько минаретов в Запретной мечети (Аравийский полуостров в то время входил в состав Османской империи). В настоящее время минареты мечети одинаковой высоты — 95 метров. Мечеть представляет собой синтез старых архитектурных традиций с самыми современными технологиями. Во время последней реконструкции мечети власти Саудовской Аравии, стараясь облегчить паломникам пребывание в жарком климате Мекки, установили в мечети кондиционеры, также начали работать эскалаторы.

В центре Запретной мечети находится Кааба (пер. с араб. «куб»). Это прямоугольная постройка размером 10 х 12 х 15 м. «Стены Каабы были сложены из шестнадцати рядов камня и пятнадцати рядов дерева попеременно, начинаясь и завершаясь каменной кладкой, и поднялись почти на девятиметровую высоту; снаружи кладка была скрыта слоем стука — пластичного материала из природного гипса и извести». Мусульмане всего мира называют Каабу Священным домом. История возникновения Каабы относится к доисламским временам, когда семитские племена Аравии поклонялись языческим божествам, в частности Хубале, который покровительствовал племени курейшитов и, скорее всего, стал для них прототипом Аллаха. Тогда и возникла необходимость в охране идолов и создании священной территории вокруг них. Поэтому сначала из глины, затем из камня начали возводить прямоугольные постройки. Постепенно постройки все более усовершенствовались: они увеличивались в размерах, появилась крыша, территория вокруг Каабы становилась все более почитаемой. Постройку покрывает кисва — специально предназначенное для этого покрывало. «На время совершения обрядов при особенно большом стечении народа в период хаджа подбирают, и тогда взорам людей открывается ровная каменная кладка стен здания». Традиция покрывать Каабу специальной тканью родилась также в доисламские времена, когда возникла необходимость сохранять священный предмет от посторонних взглядов.

Читать еще:  Папу Римского приглаcили в Литву

Входом в Каабу служит дверь, которая находится на уровне около двух метров выше земли. В Средние века верующие пытались таким образом не допустить разграбления святыни и защитить ее от селевых потоков^ которые довольно часто случаются в данном регионе. Существует версия, что до принятия арабами ислама стены Каабы изнутри были расписаны, и это объясняется тем, что в Мекке было велико влияние христианских эфиопов.

В Средние века Кааба страдала от пожаров, несколько раз разрушалась соседними враждебными племенами, однако всякий раз вoзpoждaлась. Люди знали, что именно здесь возможна связь с многочисленными богами, а после принятия ислама и с едином Богом — Аллахом. Именно здесь находится Черный камень.

Черный камень священен для мусульман. Это один из немногих до- мусульманских культовых предметов, которые Мухаммад «обратил» в ислам. По легенде, история камня восходит ко временам жизни Адама и Евы. Когда Адам был изгнан из рая, он получил от Аллаха камень — яхонт. В камне отражался рай, чтобы перволюди вспоминали о нем и сожалели о его потере. Со временем камень приобрел черный цвет — от прикосновения грешных людей. Он находится на восточной стороне Каабы и расположен на уровне полутора метров от земли. Являясь главной благодатью, полученной от Бога, он привлекает паломников: мусульмане всего мира спешат в городе именно к центру Запретной мечети, к Черному камню.

Рядом со священным домом находится полукруглая стена (хатим) высотой 90 см и шириной 1,5 м. Считается, что раньше она соединялась с Каабой, то есть они были единой постройкой. Место, находящееся между ними, является почитаемым, так как здесь обрели покой пророк Исмаил и его мать Хаджар.

Le Figaro: обиженный Эрдоган бросил вызов Европе

Известный историк культуры, работавший тогда в газете «Тан», Ибрагим Хаккы Коньялы (Ibrahim Hakkı Konyalı), рассказывает: «Однажды я встретил архитектора археологического музея Кемаля Алтана. Он со слезами на глазах сообщил: „По распоряжению из Анкары мы должны сегодня вечером снести четыре минарета Айя-Софии». Я посоветовал ему написать ответ, в котором будет сказано, что эти четыре минарета поддерживают купол и если их снести, то Айя-София разрушится. После этого властями было принято решение не сносить минареты…»

Сейчас в бывшем музее вовсю идут подготовительные работы: встраивают шкафчики для хранения обуви верующих, закрывают фрески с Христом и другие изображения, вновь покрывают напольную мозаику коврами. Айя-София молчит: за свои 15 веков она всякого навидалась. С ее высот все это суета сует и тщета тщет. Молчание Святой Софии — знак величия. А вот умолчание изъятия старейшего действующего религиозного здания Европы из доступа всего человечества, что оно значит? Не для Софии — для Европы…

Сюжетный ряд

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил во вторник с призывом «освободить» мечеть Аль-Акса, расположенную на Храмовой горе в Иерусалиме. По его мнению, освобождение Аль-Аксы должно стать следующим шагом после превращения в мечеть храма Святой Софии в Стамбуле.

«Возрождение Айя-Софии отвечает чаяниям мусульман всего мира. Оно зажигает огонь надежды в сердцах тех, кого подавляют и эксплуатируют. Это часть процесса по возвращению мусульманам Аль-Аксы», — цитирует его выступление официальный сайт президента.

Эрдоган занимает крайне непримиримую позицию в отношении Израиля. Его стремление к гегемонии в Восточном Средиземноморье — по сути, попытка возродить Османскую империю, владевшую и Иерусалимом, где расположена мечеть Аль-Акса — третья по важности святыня ислама, комментируют информационные агентства.

К осудившим превращение храма Святой Софии в мечеть присоединился и папа римский Франциск. Он заявил, что поступающие из Стамбула новости «глубоко его печалят».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Столько километров идти на джума-намаз сейчас, конечно, мы рады!»

Огороженная территория стройки сегодня спрятана от глаз и находится в окружении ярких вывесок автозаправки, станции техобслуживания авто, рыболовного и зоомагазинов, банкетного зала «Нарцисс». С другой стороны — лыжная база «Дубравная» казанского предпринимателя Рустама Бикеева, который еще в 2016 году, когда вопрос о строительстве мечети только решался, высказывал свои опасения о близости своих беседок с выпивающими алкоголь отдыхающими к религиозному объекту.

По соседству с мечетью чуть дальше по Дубравной — входная группа лесопарка «Дубрава» с небольшой детской площадкой, качелями и велопаркингом. В радиусе 100 метров от будущего храма пока что стоит единственный многоквартирный дом, сданный застройщиком около двух лет назад и полностью еще не заселенный. Зато плотная и уже давно обжитая жилая застройка — через дорогу от будущей мечети, в 200 метрах — по той же Дубравной и Зорге.

По данным источника «Реального времени», мэр Казани Ильсур Метшин сам выбирал проект мечети из трех предложенных вариантов, и перед ним был поставлен вопрос «расчистки» территории вокруг нее от лишних объектов и вывесок, которые возможно перенести, чтобы открыть вид на здание. На данный момент этот вопрос остается открытым.

Жители близлежащих домов в целом с воодушевлением относятся к будущему соседству с культовым зданием. Фото Рината Назметдинова

К слову, жители близлежащих домов, опрошенные «Реальным временем», в целом с воодушевлением относятся к будущему соседству с культовым зданием. Конечно, звучало и мнение о «слишком громком азане», который будет будить по утрам, но абсолютное большинство высказывается все-таки «за», говоря о большой мусульманской общине в районе и огромных расстояниях до окрестных мечетей, которые тяжело преодолевать, особенно старшему поколению. Ближайшие к микрорайону действующие мечети «Гадель», «Ризван» и «Хузейфа» находятся в нескольких километрах. «Столько идти на джума-намаз сейчас, конечно мы рады!», — делятся местные жители.

— Мечеть востребована в данной части города. Жители близлежащих улиц выражали заинтересованность в ней и принимали участие в подборе места ее строительства, чтобы мечеть была территориально доступна и не создавала беспокойства для других граждан. Активисты выступали со своими архитектурными предложениями по выработке проекта. На момент начала строительства вблизи территории мечети не было жилых домов. При этом сегодня жители новостроек настроены позитивно к ходу работ и выражают заинтересованность в их завершении, — подтвердил нам Ирек-хазрат Зиганшин.

Говорящим можно назвать и тот факт, что, прогулявшись по округе, действительно можно встреть большое количество верующих мусульман — юных девушек и молодых мам с покрытой платком головой. Здесь же во дворах домов на перекрестке Габишева и Жимешле «спрятался» комбинированный детский сад №90 «Гөлбакча» с татарским языком воспитания и обучения. Так что строительство мечети имени Габдрахима Утыз-Имяни имеет все шансы, вопреки тенденции последних лет, не попасть в фокус обсуждения недовольных общественников.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector