0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Провиантские склады

Провиантские склады

Стрелецкая слобода полковника Зубова (современный Зубовский бульвар) была редко заселена. На внутренней стороне бульвара стояли 5 дворянских владений, пустовавшие огороды и казенные конюшни. А в 1830-е на их месте построили Провиантские склады.

Создание складов приписывали Доменико Жилярди, но в советское время считали, что автор проекта — В.П. Стасов, а строительством руководил Ф.М. Шестаков.

Заказал строительство здания Провиантский приказ, отвечавший за снабжение армии. В 1821 году Инженерный департамент в Петербурге разработал образцовый проект склада на 35 000 кулей и прислал в Москву. Даты строительства комплекса Провиантских складов различаются в разных источниках: 1829-1831 года или 1830-1835.

В любом случае, весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, а крыши, желоба и водосточные трубы покрыли красной краской.

Ансамбль Провиантских магазинов включает 3 однотипных складских корпуса. «Образцовый» корпус — это прямоугольное каменное двухэтажное здание (30м Х 80м) с высотой этажа 6 м. Ширина корпуса делится на 3 почти равные части двумя внутренними продольными стенами. Входы равномерно расположены по периметру здания (по 3 на длинных сторонах и по одному — на коротких).

В течение столетия Провиантские склады использовали по прямому назначению — для хранения продовольствия.

Это позволило сохранить первоначальный облик здания. В дни революционных событий 1917 года здания Провиантских складов стали одним из пунктов обороны правительственных войск. В начале 1930-х эту территорию передали для организации автобазы Генштаба.

В 1948 обнаружили грубые нарушения в эксплуатации зданий. Просьбы Комитета по делам архитектуры использовать помещения Провиантских магазинов по прямому назначению, оказались безрезультатными. Более того, военные для своих нужд окружили склады «неказистыми» пристройками, а внутри здания поставили бетонные пандусы для генеральских машин.

Договоренность с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города для размещения там музея существовала с 1999 года, но только в 2006 здания освободили. В обмен на этот комплекс правительство Москвы построило для Минобороны новую автобазу на Рублевском шоссе и Бережковской набережной.

Первым делом с территории комплекса вывезли горючие материалы и сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом.

Параллельно по инициативе Лужкова Юрий Платонов разработал проект строительства четвертого корпуса складов, замыкавшего периметр зданий. Внутренний двор планировали перекрыть стеклянным куполом, а корпуса объединить на подземном уровне. Проект вызвал неоднозначную реакцию: опасались, что Провиантские склады могут превратиться в муляж памятника архитектуры.

Сейчас здесь работает Музей Москвы, рассказывающий об истории города. Он открылся как Московский коммунальный музей. В 1940 его переименовали в Музей истории и реконструкции Москвы. А в Провиантские склады он переехал из здания храма Иоанна Богослова под Вязом, который вернули Церкви.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Читать еще:  Обзор лучших игровых автоматов в казино онлайн

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Почти семейный бизнес

Вскоре после этого Михаил и Елена вышли из учредителей «Колокола», а в 2013 году сам Поддевалин-старший ушёл в отставку. Его место занял бывший зам Сергей Семененко. Таких заметных связей с бизнесом в храме как у Поддевалина у нового гендиректора не было, хотя кое-какое отношение к коммерческой деятельности он имел.

Так, по данным «Контур.Фокус», у Семененко в то время была доля в двух ювелирных фирмах с одинаковым названием»Врата-8″. А его бизнес-партнеры по этим «Вратам» значились учредителями в одноимённых компаниях с другими цифрами в названиях.

«Нищета» на бумаге

Значительная часть доходов ФХXС, судя по его отчетности, не облагается налогами, потому что не проходит по разряду коммерческой деятельности. Так в 2017 году фонд отчитался об общей выручке в 125,1 млн рублей и прибыли от коммерческой деятельности в 84 тыс. рублей. В прошлом году выручка фонда упала до 9,7 млн рублей, зато прибыль выросла до 1,6 млн. Это самая низкая выручка за 12 лет, С чем связано столь сильное падение заработков фонда, выяснить не удалось. До этого минимальную выручку в 25 млн рублей фонд показывал в кризисном 2009 году, а максимальную — 188 миллионов рублей — в 2013 году.

С 2006 по 2019 год ФХXС получил из городского бюджета субсидии на 3,9 миллиарда рублей. На выплату зарплат сотрудникам фонд тратил по 40—60% процентов от бюджетной субсидии. Только за 2018 и 2019 годы, на содержание, капитальный ремонт и озеленение территории храмового комплекса Москва дополнительно к субсидиям потратила 1,7 млрд рублей.

«Кто и как решает, на что ФХXС тратит деньги, не известно. Информация об этом публично не раскрывалась. «Все решения принимаются исключительно руководством фонда Храма Христа Спасителя, структурой, которая управляет всем недвижимым имуществом. Это светская и совершенно далекая от Церкви организация» -предупреждал ещё в 2012 году, ключарь кафедрального собора храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

В Храме Христа Спасителя в Москве открылся Патриарший музей церковного искусства

5 ноября 2015 года в обходной галерее нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский возглавили торжественную церемонию открытия Патриаршего музея церковного искусства.

Читать еще:  Медицинское оборудование, техника

В мероприятии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, руководитель Издательства Московской Патриархии, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Владимир Силовьев, столичное духовенство.

Церемонию открытия также посетили председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовский, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской Академии художеств архитектор М.М. Посохин, директор фонда Храма Христа Спасителя С.Г. Семененко, представители музеев Москвы.

Обращаясь к участникам церемонии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Сегодня мы открываем постоянную экспозицию произведений церковного искусства в Храме Христа Спасителя. В ее основе уникальная коллекция икон, которая собиралась вначале под эгидой Отдела внешних церковных связей, а затем и Московской Патриархии, при поддержке покойного Президента Ельцина и ныне здравствующего Президента Путина, при активном участии меценатов как российских, так и зарубежных. Эта коллекция состоит из икон, которые дают возможность людям, желающим познакомиться с историей церковного искусства, увидеть развитие церковного канона и стилей иконописи, начиная от самой глубокой древности, от фаюмских портретов, и до XX века.

Я очень надеюсь, что на базе этого музея будут проходить обучающие семинары, лекции, вестись работа с молодежью. Все это возможно благодаря тому, что в экспозиции представлены замечательные произведения, не побоюсь сказать, мирового значения. Здесь и древнейшая византийская иконопись, и итало-греческая, русская, балканская иконопись, — другими словами, за самое короткое время здесь можно ознакомиться с историей и разнообразием икон.

Я хотел бы также вспомнить имя замечательного человека, недавно скончавшегося немецкого журналиста Норберта Кухинке, который многим из вас известен по роли незадачливого датчанина в фильме «Осенний марафон». Этот человек очень любил Россию, любил русское искусство и помогал мне, тогдашнему председателю Отдела внешних церковных связей, отыскать эти сокровища. Он мечтал о том, как будет открыта уникальная экспозиция в центре Москвы, но не дожил до этого времени, и я счел необходимым вспомнить имя Норберта Кухинке как человека, который стоял у истоков создания этого музея.

Я благодарю всех за внимание к сегодняшнему событию и очень надеюсь, что не только специалисты, но и широкие круги сумеют оценить значение этой замечательной экспозиции».

Министр культуры РФ В.Р. Мединский в своем выступлении на церемонии открытия отметил, в частности, что история становления русской культуры «немыслима без понимания того, как развивалось искусство сотворения иконы». Министр поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви и организаторов экспозиции за создание уникального проекта.

Святейший Патриарх Кирилл и В.Р. Мединский перерезали символическую ленточку у входа в залы Патриаршего музея.

Детский церковный хор Храма Христа Спасителя исполнил композицию «Творите добрые дела».

Затем Предстоятель Русской Церкви и министр культуры в сопровождении куратора выставки, клирика Храма Христа Спасителя протоиерея Георгия Мартынова осмотрели экспозицию музея.

С 1998 года в галерее Преображенской церкви располагался филиал Музея истории города Москвы — Музей Храма Христа Спасителя. Экспозиция была посвящена истории собора — его созданию, гибели и возрождению. В 2003 году при музее открылась выставка церковного искусства.

Сейчас, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выставка церковного искусства обретает новый формат и становится Патриаршим музеем, посетители которого смогут увидеть много уникальных предметов церковного искусства.

В состав экспозиции вошли, в частности, памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелям Русской Православной Церкви — приснопамятному Патриарху Алексию II и Святейшему Патриарху Кириллу.

Экспонаты, представленные на выставке, демонстрируют многообразие христианской культуры разных стран, школ и направлений. Большая часть коллекции — иконы, разные по стилю, технике исполнения, времени написания, степени сохранности. Экспозиция дает представление об историческом и географическом аспектах развития иконописи как жанра церковного искусства. Памятники из Византии, Палестины, Малой Азии, Македонии, Сербии, Болгарии, Греции, Кипра, Италии, Грузии и Северной Европы соседствуют на выставке с русскими иконами Новгородской, Московской, Псковской, Строгановской школ.

По словам куратора выставки протоиерея Георгия Мартынова, самые ранние памятники русской иконописи, представленные на выставке, относятся к XIV в. — это иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила.

Один из экспонатов выставки — египетский фаюмский портрет (техника и манера исполнения фаюмских портретов позволяют исследователям утверждать, что они стали, в некотором смысле, одним из прообразов древнейших произведений иконописи).

Среди экспонатов выставки: палестинская мозаика (V-VI вв.); византийская икона Рождества Христова (конец XIV — начало XV в.); литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии (V-XII вв.); потир (XII в.); редкий по иконографии образ святого великомученика Георгия Победоносца с «двойным чудом» (XVI в.); икона Богоматери Палестинской с Младенцем (Сиенская школа, XIV в.); икона огненного восхождения пророка Илии с житием святого (сер. XVI в.); редкое собрание минейных тонких икон-«таблеток» (XVI в.), представляющих собой изображения святых, размещенных на 12-ти двухсторонних иконах в соответствии с порядком церковного календаря.

Также представлен триптих, написанный В.М. Васнецовым для Всемирной выставки в Париже 1899 года.

В настоящее время продолжается научное изучение коллекции, планируется публикация каталога. Вскоре после открытия основной экспозиции будет оборудован дополнительный экспозиционный зал.

Музей будет открыт ежедневно с 10.00 до 17.00.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Читать еще:  В ИК-6 Липецка будет открыта молельная комната для мусульман

Окрестности Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя находится в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от Кремля, на красивом берегу Москвы-реки. Отсюда, перейдя реку по пешеходному Патриаршему мосту, можно выйти в Замоскворечье, посмотреть изумительные палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной. С Патриаршего моста открывается замечательный вид на Кремль и кремлёвские соборы, Большой Каменный мост и Дом на набережной. Сойдя с моста, можно отдохнуть в Парке искусств «Музеон». А если силы ещё не покинули Вас, то можно направиться в Третьяковскую галерею — в Лаврушинский переулок, где перед Вами предстанут старые русские мастера, или в здание на Крымском валу, где Вы познакомитесь с русским искусством XX века.

Можно погулять по историческим районам улиц Волхонки, Остоженки и Пречистенки, посетить музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где собрана крупнейшая коллекция европейского и мирового искусства — от скульптуры древнего Кипра до картин французских импрессионистов (Ренуар, Моне, Дега). Неподалёку от храма, в Малом Знаменском переулке находится международный центр-музей Н.К. Рериха — известнейшего русского художника, мыслителя и путешественника.

Экскурсии

Все экскурсии по храму Христа Спасителя проводятся для посетителей только в составе экскурсионных групп. Группы формируются в туристических фирмах при покупке соответствующего билета. Для индивидуальных посетителей экскурсии не проводятся.

Группам туристов доступны не только внутренние посещения, но и смотровая площадка храма Христа Спасителя.

Стоимость экскурсий в 2020 году

Обзорная экскурсия по комплексу Храма Христа Спасителя длиться 1 час 10 минут. В цену билета для граждан РФ входит посещение Верхнего и Нижнего храм, Зала церковных соборов, смотровой площадки

  • группа 1-4 человека — 1200 рублей с человека, льготный — 800 рублей,
  • группа 5-10 человек — 5500 рублей с группы, льготный — 3500 рублей,
  • группа от 10 человек — 550 рублей с человека, льготный — 350 рублей.

Как мы работаем

При подготовке к экскурсиимы решаем все вопросы:

бронируем время визита группы;

занимаемся бронированием гостиниц, подготовкой обеда в точке общепита выбранной категории;

организуем трансфер от отеля, автовокзала, аэропорта, железнодорожного вокзала;

оформляем разрешение на перевозку детей в ГИБДД.

Наши экскурсии рассчитаны на взрослых, детей, иностранцев. Гид туристического бюро «Высота» общается с группой на понятном ей языке, рассказывает о самом сложном в доступной форме, обращает внимание на интересные детали. Мы сделаем все возможное, чтобы визит в один из самых больших соборов России оставил в вашей памяти неизгладимые и только приятные впечатления!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector