0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мысли перед праздником Обрезания Господня

Шпиллер В., прот. Слово в день Обрезания Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня не один праздник, братья и сёстры, а несколько праздников сразу: сегодня и Обрезание Господне — большой праздник, сегодня Церковь празднует и так называемую неделю, то есть воскресение, после Рождества Христова, сегодня празднуется и неделя перед Просвещением, то есть Крещением, сегодня и праздник святого Василия Великого. Я уж не говорю о не церковном празднике, который, конечно, забыт уж всеми — Новый год по-старому. Вот сколько сегодня праздников! И на каждый праздник есть своё евангельское и апостольское чтение. Поэтому мы сегодня и слышали не одно, а два апостольских и два евангельских чтения. Что же можно с этого проповеднического амвона сказать сегодня, когда так много праздников и даже чтений? Это трудно хотя бы и потому, что трудно вас занимать слишком многими мыслями об этих праздниках, богословскими, духовными рассуждениями о сегодняшних евангельских чтениях. И проповеднику это непросто. Но тем не менее я всё-таки хочу сказать самое главное, о том, что должно непременно остаться в наших сердцах, когда будем выходить сегодня из храма, из церкви, празднующей столько праздников.

Прежде всего — Обрезание Господне. Господь пришёл не нарушить, а исполнить закон — весь, до последней черты. Но исполняя каждую чёрточку этого закона, Господь Иисус Христос всегда исполнял не букву закона, а его дух, раскрывал людям дух Закона Божьего. Вот это нам с вами очень важно знать, запомнить и вынести сегодня из этого храма. Потому что мы-то бываем часто верны закону, но не его духу, а букве. Мы слишком часто, когда в среду и в пятницу постимся, то думаем о селёдке и о картошке, а не о том, что такое среда и пятница, не о том посте, который нам заповедан Церковью, и исполняем совсем не то, что Церковь от нас ожидает, предлагает, требует. А нам очень важно не съесть как-нибудь иначе приготовленную селёдку или картошку. Вот к чему сводится этот пост, скажем, в среду и в пятницу. И так — слишком часто, но не всегда. Есть люди, живущие духовною жизнью и старающиеся, исполнять Закон Божий и те правила, которые Церковь устанавливает для христианской жизни, вникать в дух этих правил. Нужно именно в дух вникать, обязательно!

В каждом Евангельском чтении на каждый из сегодняшних праздников говорится об ангелах, братья и сёстры. Ангел явился Иосифу Обручнику (и не раз он ему являлся) и сказал: «Бери Приснодеву Марию, блюстителем, хранителем которой ты поставлен, бери Богомладенца и бегите в Египет!» И в Египте он оставался до тех пор, пока опять ему не было явления ангела, который повелел ему идти назад. И в другом чтении евангельском опять-таки об ангеле говорится — в Евангелии недели перед Просвещением. Ангел Господень ведёт в Иерусалим того же Иосифа Обручника с Младенцем и Приснодевой Марией. Ангел — Видение — Видение и видение ангелов. Ангел является, и Иосиф Обручник его видит! А таким был не один Иосиф Обручник. Таких людей и в то время, и после было много. Теперь их что-то мало стало, очень мало.

В Евангелии есть место, в котором говорится: «Отныне будут отверсты небеса и ангелы Божии будут снисходить к Сыну Человеческому и восходить, и вы будете это видеть.» Отверсто небо, и ангелы сходят и восходят, но мы-то их не видим! У нас нет глаз, чтобы их видеть.

За много-много лет, за века до Рождества Христова жил на белом свете один совершенно замечательный языческий философ — Платон. У него был тоже замечательный ученик — Аристотель. И до сих пор философская мысль, и не только философская — научная мысль развивается по тем путям, которые определили и Платон, и потом его ученик Аристотель, который считается отцом логики. А Платон когда-то учил об идеях. И вот я хотел вам сказать следующее, в связи с сегодняшним словом об ангелах. Тогда же ещё жил и такой мудрец — Диоген, о котором вы слышали: всё с фонарём ходил, правду искал. И однажды он встретился с Платоном и говорит ему: «Слушай! Я вижу лошадь, вижу льва. Но я не вижу лошадности, львиности, о которых ты учишь. Я вижу верблюда, но не вижу верблюдности. Что это такое? Я своими глазами этого не вижу!» И Платон ему ответил: «Конечно, ты не видишь. Телесными глазами видеть лошадность у лошади нельзя. Так же и львиность у льва. А есть другие органы, которыми человек может увидеть это.»

И вот того, чем можно увидеть ангелов Божиих, этого так мало у нас с вами! Есть человек, и за каждым человеком есть ангел Божий! Более того, этот ангел Божий, сходящий с неба и восходящий на него, этот ангел Божий всегда несёт с собою откровение о воле Божией для каждого из нас. И Иосифу Обручнику принёс ангел Божий откровение: «Будешь хранителем Приснодевы Марии! Бери Её, Младенца и беги в Египет сейчас! А когда надо будет по воле Божией вернуться, опять тебе будет сказано!» Иосиф увидел, поверил и ушёл в Египет. Потом вернулся и вы знаете, что было дальше.

Как и Иосиф Обручник имел от промысла Божьего волю самого Бога быть тем, чем он был, так каждый из нас в своей жизни тоже имеет назначение. Промыслом Божиим назначено мне быть тем, чем я должен быть в этой жизни. И ангел мой за этим и смотрит, он мне и открывает эту истину: «Вот — воля Божия, чем и как тебе быть, как жить, как поступать!» Но для того, чтобы его видеть, нужно иметь не эти телесные глаза, а другие, духовные очи. А мы их не имеем, не ими смотрим, мы не стараемся их в себе раскрыть. И это-то и ужасно! Каждый христианин должен очень хорошо понимать, сознавать, что он должен иметь не телесные, а духовные глаза, которыми он бы мог видеть ангелов восходящих и сходящих и несущих нам волю Божию. Воля Божия открывается нам разными способами, но во-первых, именно таким образом — откровением. Вот что я хотел сказать о самом главном в назначенных на сегодня Евангельских чтениях.

Такие духовные люди видят за чувственным, за вещественным миром другой мир и этот другой мир, это — одно и то же с нашим миром. У Платона, язычника, была та ошибка, что он разделял идеи с их последующим осуществлением в этом мире. Идеи вполне в этом мире не осуществляются. А мы, христиане, знаем, что тот ангел, который есть у каждого из нас, он несёт волю Божию и силу Божию для того, чтобы нам быть тем, чем нужно. А именно: я могу и должен быть таким же, как и мой ангел. Мой ангел и я — это одно. Этого сознания нам недостаёт, но оно должно быть. И когда оно будет у нас, когда у нас откроются очи на духовный мир, на духовную сущность вещей, тогда Закон Божий мы будем исполнять должным образом — духовно, не самую букву, а именно дух каждого постановления, каждого церковного правила, всего того, о чём Церковь нас учит. И как жить нужно человеку — мы будем понимать должным образом, то есть духовно, и видеть духовный смысл и духовную силу этого закона, нас спасающего.

Наш сегодняшний праздник зовёт нас к исполнению законов Церкви — законов духовных, Божиих законов и видению духовного смысла этого закона и видению тех ангелов, тех сил небесных, которые нам помогают ходить перед Господом Богом, перед лицом Божиим так, как должен ходить перед Ним христианин. Аминь.

«Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует….», — о празднике Обрезания Господня

Спаситель так свидетельствовал о Себе Сам: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). На восьмой день от своего Рождества, он принял обрезание в Иерусалимском храме и был наречён именем «Иисус», чтобы впоследствии никто не мог сказать, что Его воплощение было призрачным.

Для светских жителей России 14 января (по новому стилю) — это Старый Новый год (после перехода страны на Григорианский календарь в первой четверти XX века, календарь сместился на 13 дней назад). А вот для людей воцерковлённых на этот день приходится целых две памятные даты — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Читать еще:  Две иконы обретут сегодня кузбасские православные

Закон Моисеев и события Евангелия

В Ветхом Завете рассказывается история встречи Бога с благочестивым праотцем Авраамом. Праведник принял Господа, в образе трёх путников, у себя и всячески угождал Ему, за что и получил благословение для себя и своих потомков.

Господь заключил с Авраамом и его потомством Завет, согласно которому все младенцы мужского пола на восьмой день от своего рождения должны были подвергаться обрезанию крайней плоти в ознаменование принадлежности к народу Божьему ( Быт.17,10-14 ; Лев.12,3 ).

Интересно, что прозелиты (обращённые из других народов) ветхозаветной веры также обрезывали крайнюю плоть в знак своей верности единому Богу. Даже во взрослом возрасте, когда сам обряд обрезания в первые дни причиняет человеку заметно больший дискомфорт.

Когда Соломон построил Иерусалимский храм, все священнодействия стали происходить в нём и евреи, на восьмой день от рождения, начали приносить мальчиков в Иерусалим для проведения этого обряда.

Обрезание Ветхого Завета было прообразом Таинства Крещения, через которое сегодня верующие становятся членами Церкви Христовой.

Священное Писание говорит нам о том, что на восьмой день после Рождества Христова, произошедшего в Вифлееме, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица принесли Богомладенца в Иерусалимский храм и священник, по обычаю, произвёл над Ним обряд обрезания.

В это же время Искупителю было наречено имя. В соответствии с повелением ангела, явившегося ранее праведному Иосифу, мальчик получил имя «Иисус» (что в переводе значит «Спаситель»): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк. 2:21 ).

Напомним читателям, что ранее, когда Иосиф смутился беременностью Девы Марии, ангел Божий развеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:20-21 ).

Установление и богословское значение торжества

Сам Господь принял установленное Им обрезание, чтобы дополнительно показать людям, насколько важно соблюдать заповеди Божии.

Также, по толкованию святых отцов, обрезание было призвано дополнительно показать верующим истинность Боговоплощения. Уже в первые века по Рождестве Христовом еретики докеты станут писать, что воплощение Бога было «призрачным», только «казалось» людям. Так как настоящий истинный Бог не может всерьёз страдать, подобно несовершенным людям. Обличая эту ересь, Учители Церкви говорили, что Спаситель предвидел возникновение этого лжеучения и обрезание стало дополнительным доказательством истинности Его физического воплощения в нашем мире.

В споре о необходимости для христиан соблюдать все ветхозаветные установления, апостол Павел справедливо указывал на то, что Спаситель Сам прошёл через обряд обрезания, но позднее установил для Церкви Таинство Крещения, чему показал пример при встрече с пророком Иоанном Крестителем на Иордане.

С установлением Спасителем новых Таинств, ветхозаветные законы были не отменены, но преобразованы в новые заповеди. Заповеди любви. Они обрели высший смысл по сравнению с ветхозаветными установлениями и, участвуя в Таинствах, ветхозаветные правила более не требуется исполнять.

По мысли апостола Павла о Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол 2:11 ). С апостолом Павлом в 49 году согласились на Апостольском соборе все остальные ученики Спасителя. Поэтому в новозаветной Церкви практика обрезания и другие ветхозаветные правила вышли из употребления.

На востоке Римской империи Обрезание Господне начали отмечать с IV века по Рождестве Христовом. В Западной части Римской империи праздник распространился позднее — в VI-VII веках. В Поместных Православных Церквях это торжество относится к великим церковным праздникам.

Память святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий один из наиболее почитаемых в мире православных святых. В IV веке он был архиепископом в Кесарии Каппадокийской.

Продолжая дело святителя Афанасия Великого, святитель Василий, вместе со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, окончательно опровергли своими богословскими сочинениями арианскую ересь.

Перу святителя Василия принадлежит множество сочинений. Среди них не только богословские, но и посвящённые христианской нравственности, упорядочивающие деятельность монашества, истолковывающие Библию и т.п. Он же стал автором одной из Литургий. Сегодня Литургия Василия Великого в Русской Православной Церкви служится 10 раз в году.

«Великому Каппадокийцу» приписывается изобретение иконостаса. Он же стал автором идеи современных комплексных центров социальной помощи. В организованные им в Кесарии Каппадокийской «Василиды» вошли: школа для детей, странноприимные дома, столовые и больница.

Святитель был убеждённым сторонником киновии (монашеского общежития). Монашество, прежде несколько маргинализированное, по настоянию Василия Великого стало группироваться вокруг монастырей и, помимо духовного самосовершенствования, начало принимать на себя и заботу о ближних — в школах, госпиталях и странноприимных домах.

Во многих местностях, например на Украине, память святителя Василия Великого в народе почитается даже более, чем события Обрезания Господня. Даже в колядках торжество 14 января называется именно «Васильев день».

Традиции и особенности праздника

Вечером, накануне Обрезания Господня, совершается всенощное бдение с полиелеем и чтением паремии из книги Бытия. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. По окончании богослужения положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

В сам день торжества, 14 января, совершается Литургия Василия Великого с чтением двух евангельских зачал и пением величания святителю Василию. Иконы праздника нередко пишутся вместе с образом святителя Василия Великого.

Обрезание Господне попадает на период «святок» («святых дней») между двумя Двунадесятыми праздниками — Рождеством Христовым и Крещением Господним.

На Украине накануне Обрезания Господня было принято «щедровать» (калядовать): жители сёл и деревень ходили друг к другу в гости и пели щедривки и колядки. Колядовщиков было принято угощать разнообразными вкусными подарками — сладостями, колбасами, пирогами и т.п. Традиция святочного колядования красиво описана у Н. В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».

Молитвы в праздник Обрезания Господня

С давних пор у потомков Авраама существовала традиция обрезания всех восьмидневных младенцев мужского пола. Принял обрезание и Господь наш Иисус Христос. С тех пор каждый год 14 января христиане во всё мире отмечают праздник Обрезания Господня.

Праздник Обрезания Господня проходит достаточно незаметно, даже не все верующие знают о нём. Вызвано это несколькими причинами, главной из которых является время его празднования, как бы «зажатое» между отданием Рождества Христова 13 января и предпразднством Крещения 15 января. К тому же в этот день Церковью вспоминается святитель Василий Великий — один из трёх каппадокийских отцов; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. Другой, не менее важной причиной, является то, что многие верующие не видят в празднике этом ничего выдающегося, лишь напоминание о когда-то прошедшем ветхозаветном обряде.

Однако, важность праздника Обрезания Господня всё-таки не стоит недооценивать, ведь смысл его не только в том, чтобы напомнить нам о событиях более двухтысячелетней давности, но и чтобы примером поступка Господа показать людям значимость неукоснительного соблюдения Божественных указов, без которых невозможно сделаться благодатными и обрести вечную жизнь. Придя чтобы установить Новый Закон Господь Иисус Христос сперва должен был исполнить Закон Ветхий, что он и начал делать с самого Своего рождения: обрезание у евреев являлось первым обязательным священнодействием после рождения.

Читать молитвы в праздник Обрезания Господня

На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 3-й

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий. Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание. Задостойник

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

О празднике Обрезание Господне

Как известно из Книги Бытия обязательное обрезание всех младенцев мужского пола проводилось еврейским народом в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.»

Читать еще:  Алтайские архитекторы и строители отправились возводить храм в Антарктиде

На восьмой день после рождения процедуру обрезания прошёл и Иисус Христос: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» Показав Своим примером неукоснительное соблюдение Божественных установлений Господь также явил себя истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). Как писал святитель Димитрий Ростовский: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Первые сведения о празднике относятся к IV веку, когда его стали отмечать в Восточных церквях. В настоящее время в православии отмечается в один день с праздником Василия Великого — 14 января; на богослужениях происходит соединение двух праздничных служб. Церковь же католическая отмечает эти праздники в разные дни: Обрезание Господне в самый день Нового года 1 января, день памяти Василия Великого — 2 января.

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеянии и дарованиях»
(Преподобный Иоанн Лествичник)

  • Новости
  • Расписание Богослужений
  • Фотогалерея
  • Вопрос священнику
  • Пожертвования
  • Контакты

О храме

  • История Храма
  • О преподобной Евфросинии
  • О Великом князе Димитрии Донском
  • Святыни Храма
  • Духовенство Храма
  • Нижний храм
  • Доступная среда для маломобильных групп прихожан

Подать записки

Служение

  • Подать записки
  • Паломническая служба
  • Воскресная школа
  • Молодежный клуб
  • Школа по изучению православного Богослужения
  • Библейские беседы по Ветхому Завету
  • Занятия по сравнительному богословию
  • Социальная работа
  • Анкета прихожанина
  • Душепопечительский центр
  • Евангельский кружок
  • Школа алтарников
  • Занятия по церковному искусству
  • Детская комната при храме
  • Работа со школами
  • Мы в социальных сетях

Расписание бесед и занятий

Информация

  • Юго-Западное Викариатство
  • О Церковных Таинствах
  • Основы Православной Культуры (ОПК)
  • Библиотека
  • Общецерковные новости
  • Общецерковные документы
  • Документы к обсуждению
  • Полезные ссылки
  • Новомученики и пострадавшие за Христа
  • Прихожане о родных, за веру пострадавших
  • Карта сайта

НЕ ПРОПУСТИТЕ.

  • Объявления
  • Новости Храма
  • Видеоматериалы
  • Книга взаимопомощи
  • Духовная поэзия
  • Творчество наших прихожан
  • Интересное и полезное
  • Вестник Юго-Западного Викариатства
  • Последние изменения

Слово в день праздника Обрезания Господня

Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотию, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотию, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровию, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу».

Но кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончив Ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало Новому, духовному. И как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения.

Обрезан же был Он в восьмой день потому, что предизображал нам кровию Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: «Будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию». И святой Григорий Нисский так говорит: «Обрезание по закону должно было совершаться в осьмой день, причем осьмое число предуказывало на осьмой будущий век».

Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на кресте, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом.

Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и во грехе родила его мать его (Пс. 50:7), отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо, хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (1 Чис. 21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему как безгрешному и Самому бывшему Законодателем не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира, и Бог, как говорит апостол, «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник.

И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола, «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «Чего Я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68:5), – то есть за тот грех, коему Я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, Им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела.

Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет – рождение, а вечер – кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обоженный человек, выходит на дело свое, на труды, – Он в трудах с самой юности Своей – и на работе своей до вечера (Пс. 103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятаго.

И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю!» (Ин. 5:17). Что же обделывает нам Господь? Наше спасение: спасение посреди земли (Пс. 73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, с юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе с тем и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не вообразится (Гал. 4:19) в нас Сам Он – Христос. С утра Он начинает сеять Своею кровию, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления.

Обрезание Господне: почему православным важен этот праздник

Как известно, в православии обрезание младенцев не является традицией. Но у евреев с древности существовал такой обычай, который верующие чтят до сих пор по некоторым причинам.

Обрезание Господне отмечается из года в год в один и тот же день — 14 января. Это великий недвунадесятый праздник, который имеет особый смысл. Даже служба в церкви проводится по-особому в этот день.

Смысл праздника

Иисус Христос однажды сказал, что он прибыл на Землю не для того, чтобы изменять устои и правила людей, а исполнять их. Таким образом, обрезание напоминает и доказывает нам, что Иисус был Богом во плоти — человеком и одновременно частицей Всевышнего Создателя нашего.

Господь принял правила людей, чтобы показать свою милость и понимание. Именно поэтому он и требует от нас того же по отношению к своим законам — исполнять их неукоснительно, ведь нет ничего сложного в том,чтобы быть честным и справедливым человеком. Перед Богом равны абсолютно все без исключения. Иисус Христос сделал одолжение нам, потому что обрезание доказывает наличие плоти у Христа, доказывает его человечность. Как говорят многие священнослужители, в Обрезании он принял образ человека, претерпев боль за грехи свои.

Читать еще:  Лидеры еврейских общин России почтили памят жертв Холокоста

Раньше, до рождения Христа, обрезание было таинством очищения — каким сейчас является Крещение, которое Иисус тоже принял, но в 33 года. Иоанн Креститель осуществил обряд, которым в наши дни смываются грехи всех людей. Он окрестил все воды нашей планеты телом Христа.

Традиции праздника

Самый важной традицией 14 января является помощь окружающим людям. В этот день на Руси всегда делалось добро по отношению к нуждающимся. Дети помогали родителям, бабушкам и дедушкам. Добрыми делами люди как бы становятся ближе к Богу, в ответ на то, что Господь был обрезан, как обычный смертный.

Это день радости, любви и взаимопонимания. Еще в 4 веке, когда только началось празднование Обрезания Господнего, люди принимали этот день как возможность исправить ошибки прошлого и смыть свои грехи.

Будьте рядом со своими близкими и дарите им любовь в этот день — это главная задача каждого верующего человека. Любовь — ключ к решению любой проблемы. Молитесь Богу и любите ближнего своего, чтобы быть похожими на Создателя.

Этот день не является одним из 12 главных праздников христианства, но его сила заключена в особом смысле. Важно ведь не только рождение Христа, его смерть и Воскресение, но и каждый земной шаг, ибо он наполнен любовью, светом и учит нас тому, как нужно идти по жизненному пути.

Праздник, о котором не все помнят.

Среди великого множества праздников начала года почти незаметным для невоцерковленных людей проходит день Обрезания Господня. Странный праздник, вызывающий у многих недоумение, тем не менее, относится к числу особо важных для Церкви и христиан. Чем же важен этот день для православных и зачем над Иисусом Христом был совершен ветхозаветный обряд?

Так уж сложилось, что к началу каждого нового года, спешащего сменить предыдущий, концентрация праздников заметно возрастает. Тут и сам Новый Год, и предшествующее ему Рождество по западному стилю, и наше, «юлианское» Рождество, и старый Новый Год, и Крещение… Светские и религиозные праздники отмечаются населением с одинаковым энтузиазмом, невзирая на конфессиональные и прочие мировоззренческие расхождения.

В ряду этих праздников для людей, не очень глубоко погруженных в церковную жизнь, не всегда заметен праздник с несколько неожиданным названием «Обрезание Господне». И тем не менее, в церковном календаре он есть, и даже относится к категории великих церковных праздников, наравне с Рождеством Иоанна Предтечи, днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновением главы Иоанна Предтечи, Покровом Пресвятой Богородицы. Выше по значению, чем великие, в церковном календаре стоят только двунадесятые праздники (их, соответственно, 12) и, конечно, Пасха.

Этот праздник отмечается в Русской Православной Церкви первого января по старому стилю, то есть 14 января по новому, совпадая тем самым со старым Новым Годом. В Католической Церкви он тоже присутствует и отмечается первого января, совпадая с гражданским Новым Годом и католическим праздником Имени Иисусова.

Установлен праздник Обрезания Господня в память об историческом событии — на восьмой день после своего рождения Сын Марии, согласно Закону Моисееву, был обрезан и получил имя, предвозвещенное ангелом — Иисус, что значит «Бог спасает». Вот что говорит об этом событии Евангелие от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).

Праздник этот очень древний, первые сведения о нем относятся уже к IV веку — то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество. Во многом установлению этого праздника способствовала полемика христиан с еретиками-докетами, утверждавшими, что Бог не стал человеком в полном смысле слова, а пришел под видом эфемерной, иллюзорной плоти, лишь казался человеком. Факт совершения над младенцем Иисусом обрезания ясно свидетельствовал, что плоть Его была отнюдь не иллюзорна.

Вообще, смысл этого праздника вовсе не исчерпывается воспоминанием о ритуале, совершенном над основателем религии, в которой этот ритуал не практикуется. Значение этого события на мистическом языке христианства говорит о многом. Творец мира, умалив Себя и став человеком, подчинился не только человеческой природе, но и религиозному Закону, всем человеческим установлениям. Православный святой Димитрий Ростовский замечает даже, что в факте обрезания проявилось еще большее смирение Творца, нежели в факте рождения — при рождении Бог принял образ человека, а при обрезании — образ грешника, нуждающегося в религиозных ритуалах.

Кроме того, Создатель Сам дает пример человеку, как нужно выполнять все божественные установления: не имея нужды в совершении над Собой обрезания, Он тем не менее покоряется Закону. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4,5).

Вот сколько интересного и важного сосредоточено в этом празднике; неудивительно, что церковная традиция ставит его на столь почетное место. В стихире (особом церковном песнопении), посвященном Обрезанию Господню, поется: «Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим:Ты еси Бог наш, помилуй нас».

Откуда же пошла сама традиция совершать обрезание над младенцем мужского пола? Вот что об этом говорит первая книга Библии — книга Бытия: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт.17:10-13).

Многие высказывают недоумение, почему Создатель избрал столь странную форму заключения завета с человеком. Однако обрезание — отнюдь не «изобретение» Бога, не что-то небывалое и неслыханное. Этот религиозный ритуал практиковался у многих народов, в частности, у египтян и эфиопов, и, по-видимому, восходит к незапамятным временам — как об очень древнем о нем писал еще «отец истории» Геродот. Однако евреи не заимствовали его у египтян, так как еще до прихода в Египет уже практиковали обрезание. Бог Библии использовал ту человеческую форму заключения завета (соглашения) с высшими силами, которую применяли сами люди и которая, очевидно, соответствовала глубинным психологическим ощущениям человека — потребности в жертве и восприятию крови как носителя жизни.

Уже в эпоху написания книг Нового Завета понимание обрезания как посвящения человека Богу вытесняется крещением во имя Иисуса Христа. Часть христиан продолжала считать соблюдение предписаний Моисеева Закона, в том числе обрезания, очень важным, другая часть все больше дистанцировалась от установлений Ветхого Завета. Апостол Павел жестко критикует тех христиан, которые, достигнув «свободы во Христе» и получив спасение через искупительную Жертву Христа, пытаются «подстраховаться» соблюдением ветхозаветных установлений.

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдение заповедей Божьих» (1Кор.7:18-19). Он утверждает, и эти его взгляды закрепились в ранней Церкви, что для Бога не имеет значение обрезание физическое, а лишь «обрезание духовное», то есть отсечение в своем сердце греховных наклонностей и устремлений. Впрочем, здесь апостол Павел говорит полностью в соответствии с ветхозаветными пророками: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер.4:4).

Однако и по сей день в некоторых древних христианских церквях существует обряд обрезания младенцев, совершаемый перед крещением — например, у коптов и эфиопов. Это во многом связано с тем, что в традиции Эфиопской церкви не так жестко проводится граница между Ветхим и Новым заветами, а также и потому, что царский дом Эфиопии восходит к древним царям Израиля — Давиду и Соломону.

На Руси, начиная с первого января 1700 года, в праздник Обрезания Господня служится и молебен о новолетии, так как именно тогда Петр Первый постановил праздновать Новый Год первого января, как в Европе. В народе этот день чаще именовался «Васильев день», поскольку совпадал с празднованием памяти выдающегося церковного деятеля и разработчика христианского вероучения — Василия Великого. Было принято ходить по домам с поздравлениями и песнями, сыпать овес как символ плодородия.

И сейчас во всех православных храмах в этот день пройдут праздничные богослужения — торжественная вечерняя служба накануне, 13 января, так как церковный день начинается с вечера, и праздничная литургия утром 14-го.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector