1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На Афоне начал действовать новый состав Священной Эпистасии

На Афоне к исполнению обязанностей приступила новая Священная Эпистасия

14 июня 2014 года на торжественном богослужении в соборном храме Афона (Протате) состоялась ежегодная официальная передача власти на Святой Горе новому составу Священной Эпистасии.

Согласно Уставу Святой Горы Афон, в состав новой Эпистасии вошли: отец Симеон от монастыря Дионисиат (в качестве нового протоэпистата), иеромонах Евфимий от монастыря Зограф, иеромонах Кирион от Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, отец Ефрем от монастыря Костамонит.

По заведенному порядку новый протоэпистат отец Симеон Дионисиатский принял от представителя обители Великая Лавра о. Никодима жезл, символизирующий власть прота или, как его ещё называют, жезл Пресвятой Богородицы.

На церемонии передачи власти новому составу Священной Эпистасии (которая состоялась согласно древнему Афонскому Типикону в храме Протата пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы »Достойно Есть») присутствовали министр Македонии и Фракии Георгий Oрфанос, префект Центральной Македонии Апостолос Тзидзикостас и мэр города Салоники Яннис Бутарис.

В продолжение, согласно установленной веками традиции, в зале собраний Священной Эпистасии под председательством нового Протоэпистата состоялось торжественное заседание Священного Кинота.

Священная Эпистасия (῾Ιερὰ ̓Επιστασία — Священный Надзор) – орган, которому принадлежит исполнительная власть на Афоне. Ее состав меняется каждый год в начале июня. Расположена в Карее — столице монашеской республики.

Состоит из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четверок (групп, куда входят по 4 монастыря), на которые поделены 20 монастырей Афона:

1. В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен.

5. В пятую: Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Костамонит.

Каждый год одна из групп сменяет другую и составляет Священную Эпистасию. Первый по порядку (прот, πρῶτος — первый) член вступившей в права группы (четверки) носит титул «Протэпистата» (первого надзирателя), председательствует в Эпистасии и держит жезл прота.

Все эпистаты равны между собой. Каждый из них получает 1 часть четырехчастной печати Священного Кинота с изображением Богородицы Платитера (Πλατυτέρα — Пространнейшей). В отсутствие какого-либо эпистата его часть печати может быть передана его представителю, но не другому члену Эпистасии.

В случае равного количества голосов принятие решения передается в Священный Кино́т (греч. ῾Ιερὰ Κοινώτης) или Прота́т — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) всех 20-ти монастырей Афона.

На Афоне вступил в правление новый состав Священной Эпистасии

14 июня 2020 г. в административном центре Афона городе Карее, в соборном храме Протата, во время заседания Священного Кинота состоялась ежегодная церемония передачи чреды правления новому составу Священной Эпистасии — главного исполнительного органа управления Афонской монашеской автономии, — сообщает портал Afon.org.ua.

В этом году Протосом Афона стал монах Павел из Великой Лавры преподобного Афанасия.

Во время заседания были зачитаны письма (диористирии) от монастырей, представители которых сформировали новую Эпистасию. В этом году это, вместе со старцем Павлом Лавриотом, монахи обителей Дохиар, Ксенофонт и Эсфигмен.

Затем все члены уходящей Эпистасии поднялись, и второй член Эпистасии — представитель монастыря Зограф — зачитал послание, в котором они поблагодарили антипросопов (представители всех афонских монастырей, входящие в орган верховного самоуправления Афона — Священный Кинот) за сотрудничество в течении всего года и испросили прощение, в том случае, когда во время работы возникали какие-либо упущения.

После этого главный член (Протэпистат) уходящей Эпистасии оставил на столе жезл Протэпистата, золотые кресты и четыре части печати Священной Эпистасии. Каждая из частей печати принадлежит одному из членов Эпистасии. Согласно чину, жезл Протэпистата, крест и одну часть печати взял антипросоп первого по иерархии афонского монастыря — Великой Лары, после него крест и по одной из частей печати взяли представители монастырей Ватопед, Иверон и Хиландар.

Затем все участники заседания под звон колоколов и пение «Достойно есть. » прошли в главный храм Протата. Члены уходящей Эпистасии поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть» и, выйдя на середину церкви, испросили у всех прощение.

Затем по центру были поставлены новые члены Священной Эпистасии. Представители Великой Лавры, Ватопеда, Иверона и Хиландара вручили им знаки власти — кресты и части печати. После молебна и поклонения чудотворной иконе Божией Матери представитель Великой Лавры вручил жезл старцу Павлу Лавриоту, ставшего Протэпистатом нового состава Священной Эпистасии.

После этого чина новая Эпистасия приступила к исполнению своих полномочий.

***
Священная Эпистасия (῾Ιερὰ ̓Επιστασία — «Священный надзор») — орган, которому принадлежит исполнительная власть на Афоне. Ее состав меняется каждый год в начале июня. Расположена в Кариесе (Карее) — столице автономной монашеской республики. В обязанности Эпистасии входит исполнение решений Священного Кинота, сотрудничество с государственными органами, подготовка повестки дня заседаний Священного Кинота.

Состоит Священная Эпистасия из представителей ежегодно сменяющих друг друга пяти четверок (групп, куда входят по 4 монастыря), на которые поделены 20 монастырей Афона:

1. В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен;
2. Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита;
3. В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра;
4. В четвёртую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат;
5. В пятую: Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.

Каждый год одна из групп сменяет другую и составляет Священную Эпистасию. Первый по порядку (прот, πρῶτος — «первый») член вступившей в права группы (четверки) носит титул «Протэпистата» (первого надзирателя), председательствует в Эпистасии и держит жезл прота.

Декларируется, что все члены Эпистасии равны между собой и что Протэпистат является лишь первым среди равных. Однако занимать должность Протэпистата могут представители только пяти монастырей — Великой Лавры, Ватопеда, Иверона, Хиландаря и Дионисиата. По имени первенствующей в каждой чреде обители называется и вся четверица монастырей, вступающих в полномочия Священного надзора: «Лаврская», «Ватопедская», «Иверская», «Хиландарская» и «Дионисиатская».

Каждая чреда получает 1 часть четырехчастной печати Священного Кинота с изображением Богородицы Платитера (Пространнейшей). В отсутствие какого-либо эпистата его часть печати может быть передана его представителю, но не другому члену Эпистасии.

В случае равного количества голосов принятие решения передается в Священный Кинот.

Таким образом, с 14 июня 2020-го по 14 июня 2021 г. в полномочия Священной Эпистасии вступила «Лаврская» чреда представителей монастырей Афона.

Афон и украинская СЦУ, или Что считать успехом греческого православного духа

Землетрясения, коронавирус, полицейские собаки… – что ещё нужно для вразумления Варфоломея?

На Афоне в порядке ежегодной ротации сменился состав Священной эпистасии (Священного надзора) – исполнительного органа управления монашеской автономии. Афон находится в юрисдикции Экуменического патриархата, но большинство монастырей Святой Горы (как минимум 13 из 20) не признали образованную Экуменическим патриархом Варфоломеем «Святейшую церковь Украины» (СЦУ). И совершенно не признали СЦУ Священные эпистасии 2018-2019 и 2019-2020 годов.

В состав Эпистасии входят по одному представителю от четырёх монастырей. В прошлом составе это были делегаты от Дионисиата, Зографа, Св. Пантелеимона и Констамонита. В позапрошлом участвовали не менее твёрдые в вере монастыри Хиландар, св. Павла, Григориат и Ксиропотам. Теперь в «надзор» заступили посланники от Великой лавры, Дохиара, Ксенофонта и Нового Эсфигмена.

Апостасийная Эпистасия?

Протэпистатом, или протосом (первым по чести) является в этом составе представитель Великой лавры. Этот монастырь поддержал в прошлом году Варфоломея в «письме четырёх». Речь идёт о воззвании антипросопов (депутатов) Священного кинота («парламента» Афона) от четырёх афонских монастырей, в котором «канонически оправдывалось» вторжение Варфоломея на каноническую территорию Русской православной церкви. И даже превозносилось это как «успех греческого православного духа». Обращение это подписали также представители Ивирона, Кутлумуша и Нового Эсфигмена. Однако большинство членов Священного кинота отметило , что «эта позиция не имеет ничего общего со вселенским характером Святой Горы Афон и ее мирным, объединяющим и наднациональным духом».

Символом раскола в «парламенте Афона» стали запертые двери собора Кинота, открываемые теперь только по расписанию служб. Раньше они были весь день распахнуты, но теперь висит замок, чтобы не допустить «безблагодатных схизматиков, с которыми нельзя вступать в евхаристическое общение» к святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть», поскольку в нескольких десятках метров находится подписавший «письмо четырёх» Новый Эсфигмен, где радушно принимают делегации СЦУ.

Собственно, этот Новый Эсфигмен на самом деле – не более чем подворье в Карее настоящего монастыря Эсфигмен, вот уже полстолетия не поминающего Экуменических патриархов за их совместные молитвы и службы с католиками. Большую часть подворья, которое Фанар отобрал у эсфигменитов, занимает с 2013 г. коммерческий объект, известный как гостиница о. Иосифа. Здесь и молились эсцеушники. Этот о. Иосиф в конце 70-х эмигрировал из СССР, как он рассказывает афонитам, по политическим мотивам (хотя относительно свободно эмигрировать тогда могли только евреи). Теперь он, с готовностью следуя линии Нового Эсфигмена, с распростёртыми объятиями принимает патологических русофобов. И тем, похоже, мстит своей родине, хотя до этого строил из себя страстного русофила; даже гостиницу в 2013 г. назвал «Странноприимным домом св. Иоанна Русского».

Читать еще:  Буддистский лама отказался возглавить общину из-за женитьбы

Ещё больше заслуг перед «греческим православным духом» (а по сути – ересью грекофилетизма) у монастыря Ксенофонт. Именно здесь по благословлению местного игумена был каллиграфически выписан украинский «Томос». В Ксенофонте уже служил этому новогреческому идолу ненавистник канонической церкви на Украине «митрополит СЦУ» Зинкэвыч. Так что совместная месса с Варфоломеем в аббатстве бернардинцев стала для ксенофонтцев во главе с игуменом естественным последствием.

«Как там поют в песнях? “Круговая порука мажет как копоть” и “Ты помнишь, как всё начиналось”, – припоминал в связи с этим популярные тексты своей перестроечной юности архиепископ УПЦ (МП) Иона (Черепанов). – Видать, пример соседнего монастыря Ксиропотам, разрушенного землетрясением после литургии с католиками, ничему не научил старца».

Тот же владыка Иона во дни, когда синод РПЦ принимал решение о разрыве отношений с Экуменическим патриархатом, находился в монастыре Дохиар. И заверил, что в обители продолжают «особо поминать митрополита Онуфрия с паствой», обещая «не пустить филаретовцев служить».

Итак, противостоять в новом составе Эпистасии апостасийной тройке будет лишь крепость Дохиар.

«Такая расстановка проэсцеуушных сил в эпистасии на этот год может оказать определенное негативное влияние на ситуацию, – поясняет наш источник на Афоне. – Два предыдущих состава эпистасии так и не выдали ни одному из лжеепископов документ, позволяющий посещать монастыри Афона (помимо диамонитириона – разрешения от министерства Македонии и Фракии на посещение Афона, обязательного для всех паломников, епископам нужен ещё и отдельный документ от Эпистасии. – Д.С.). Даже в просьбе сделать совместную фотографию “епископу СЦУ” участники прошлого состава Эпистасии недвусмысленно отказали. Да, на практике каждый монастырь по отдельности самостоятельно решает вопрос приёма того или иного епископа и сослужения с ним (в своём монастыре каждый сам себе хозяин). Но если следовать официально установленному порядку, то письмо-разрешение от Эпистасии епископ должен получить».

О том, что разрешение Эпистасии важно, свидетельствует «письмо четырёх», зачитанное представителями поддержавших Варфоломея монастырей 28 февраля 2019 г. на заседании Кинота. Там, в частности, утверждалось, что предоставление эсцеушникам разрешения от Эпистасии является её прямой обязанностью во исполнение соответствующего патриаршего распоряжения Киноту, не подлежащего обсуждению. Особо подчёркивалось, что отказ предоставить разрешение на посещение монастырей является прямым оскорблением Экуменического патриарха и монастыря, заинтересованного в посещении «иерархов СЦУ». Однако, как видим, даже завуалированные угрозы «людей Варфоломея» не возымели действия на Кинот. Более того, «письмо четырёх» не подписали ни Пантократор, ни Ставроникита, ни Ксенофонт, также поддерживающие Варфоломея в украинском вопросе. Видимо, автономией Афона даже они пока не готовы поступиться.

Не зря, видно, во время прошлогоднего визита Варфоломея на Афон (сопровождавшегося землетрясением) его охраняли 100 греческих полицейских (включая местный ОМОН) с собаками.

Хотя, конечно, судя по проявившимся на Святой Горе накануне приезда Варфоломея граффити, рассчитывать на радушие афонитов «антихристу» не приходилось.

«Антихрист Варфоломей, Святая Гора не хочет тебя и не признаёт»

«Вон со Святой Горы, Варфоломей, раздирающий Церковь Христову»

COVID против «антихриста»

И всё же теперь шансы на предоставление разрешения от Эпистасии на посещение монастырей Афона возрастают. «Не исключено, что поэтому в прошедший год они особо не напирали, прицеливаясь на этот год и на этот состав Эпистасии», – считают на Афоне.

Правда, эсцеушники вполне могут и не знать, что печать кинота, которой пользуется Эпистасия, состоит из четырёх частей. Если даже один из троих членов «Священного надзора» откажется приставить свою часть, документ будет недействителен. Это своего рода право вето.

Если единогласного решения нет, вопрос выносится на обсуждение Кинота. А там шансов на признание СЦУ ещё меньше. Когда в апреле прошлого года Афон посетил вышеупомянутый «митрополит» Зинкэвыч, в Киноте ему, не выбирая выражений, дали понять, что «нечего шастать». В ответ Зинкэвич, как и положено свидомому укру, исполнил украинский гимн да ещё прогорланил со своими гиднюками «Слава Украине!». В связи с этим Священный кинот выразил министру иностранных дел Греции «решительный протест против визита иерарха автокефальной церкви Украины» . Кинот характеризует поведение украинской делегации как провокационные: «Держа украинские флаги, они – на Афоне – скандировали государственный гимн своего государства» .

Гиднюки на Афоне

Орган управления Святой Горы подчёркивает, что «подобного рода пропагандистские действия… несовместимы с исихастским, духовным и священным духом нашей Святой Земли и ее тысячелетней традицией». Священный кинот просит министра иностранных дел Греции (отметим, не Варфоломея) «принять необходимые меры для предотвращения подобных действий в будущем с тем, чтобы характер святого места оставался нетронутым».

Три года назад тогда ещё канонический архиерей Олэксандр Драбынко также влез на вершину Афона со своими бездуховными чадами (ныне перебежавшими с ним в СЦУ). И они также пропели там «згынуть наши вороженьки». Однако перформанс тот не вызвал протеста Кинота; на Афоне прекрасно понимали, что для УПЦ (МП) под руководством митрополита Онуфрия подобные выродки – чужеродные явления. Драбынко и его нетрадиционно ориентированная камарилья специально творили «патріотичні» пакости, дабы спровоцировать собственное изгнание из Церкви и предстать в образе «гонимых за украинство».

Теперь же Афон ничто не сдерживало, чтобы дать по носу как «украинскому православию», так и покрывающему оное Варфоломею.

Возвращаясь к возможности выдачи разрешения от Эпистасии, заметим, что даже если «епископы СЦУ» получат его, на отказ в признании это не повлияет. «В отношении к украинскому вопросу на Афоне главное – позиция игуменов каждого отдельного монастыря, – продолжает источник ФСК. – А поскольку все уже обозначили свою позицию, то никак на отношение к “СЦУ” на самом Афоне в целом решение Эпистасии не повлияет. Так что “СЦУ” только выставят себя в очередной раз дураками, если припрутся с разрешением в те монастыри, которые их не принимают, и станут, тыкая письмом привратнику в лицо, что-то требовать».

Впрочем, нам есть что возразить на столь оптимистичное заявление: разрешение Эпистасии могут быть преподнесены эсцеушниками и обслуживающими их СМИ как «признание Афоном». И здесь, конечно, вся надежда на честные СМИ, способные прояснить ситуацию и… на коронавирус. Сейчас и на Украине, и в Греции эпидемическая ситуация обостряется. Снимут ли полностью карантин и будет ли возобновлено авиасообщение, неизвестно. А там… В международной политике намечаются тектонические сдвиги. Американский «оплот мировой демократии» вместе со своими марионетками теряет вес. «Вся эта возня с “СЦУ” держится на американском давлении, и как только Штатам будет не до них, все вернётся на круги своя, и тема с признанием раскольников сойдёт на нет». В этом уверены насельники одного из верных православию греческих монастырей Афона, чьё мнение нам просили передать.

Афон и украинская СЦУ, или Что считать успехом греческого православного духа

Землетрясения, коронавирус, полицейские собаки… – что ещё нужно для вразумления Варфоломея?

На Афоне в порядке ежегодной ротации сменился состав Священной эпистасии (Священного надзора) – исполнительного органа управления монашеской автономии. Афон находится в юрисдикции Экуменического патриархата, но большинство монастырей Святой Горы (как минимум 13 из 20) не признали образованную Экуменическим патриархом Варфоломеем «Святейшую церковь Украины» (СЦУ). И совершенно не признали СЦУ Священные эпистасии 2018-2019 и 2019-2020 годов.

В состав Эпистасии входят по одному представителю от четырёх монастырей. В прошлом составе это были делегаты от Дионисиата, Зографа, Св. Пантелеимона и Констамонита. В позапрошлом участвовали не менее твёрдые в вере монастыри Хиландар, св. Павла, Григориат и Ксиропотам. Теперь в «надзор» заступили посланники от Великой лавры, Дохиара, Ксенофонта и Нового Эсфигмена.

Апостасийная Эпистасия?

Протэпистатом, или протосом (первым по чести) является в этом составе представитель Великой лавры. Этот монастырь поддержал в прошлом году Варфоломея в «письме четырёх». Речь идёт о воззвании антипросопов (депутатов) Священного кинота («парламента» Афона) от четырёх афонских монастырей, в котором «канонически оправдывалось» вторжение Варфоломея на каноническую территорию Русской православной церкви.

И даже превозносилось это как «успех греческого православного духа». Обращение это подписали также представители Ивирона, Кутлумуша и Нового Эсфигмена. Однако большинство членов Священного кинота отметило, что «эта позиция не имеет ничего общего со вселенским характером Святой Горы Афон и ее мирным, объединяющим и наднациональным духом».

Читать еще:  Папа Римский обвинил СМИ в расширение зла

Символом раскола в «парламенте Афона» стали запертые двери собора Кинота, открываемые теперь только по расписанию служб. Раньше они были весь день распахнуты, но теперь висит замок, чтобы не допустить «безблагодатных схизматиков, с которыми нельзя вступать в евхаристическое общение» к святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть», поскольку в нескольких десятках метров находится подписавший «письмо четырёх» Новый Эсфигмен, где радушно принимают делегации СЦУ.

Собственно, этот Новый Эсфигмен на самом деле – не более чем подворье в Карее настоящего монастыря Эсфигмен, вот уже полстолетия не поминающего Экуменических патриархов за их совместные молитвы и службы с католиками. Большую часть подворья, которое Фанар отобрал у эсфигменитов, занимает с 2013 г. коммерческий объект, известный как гостиница о. Иосифа.

Здесь и молились эсцеушники. Этот о. Иосиф в конце 70-х эмигрировал из СССР, как он рассказывает афонитам, по политическим мотивам (хотя относительно свободно эмигрировать тогда могли только евреи). Теперь он, с готовностью следуя линии Нового Эсфигмена, с распростёртыми объятиями принимает патологических русофобов. И тем, похоже, мстит своей родине, хотя до этого строил из себя страстного русофила; даже гостиницу в 2013 г. назвал «Странноприимным домом св. Иоанна Русского».

Ещё больше заслуг перед «греческим православным духом» (а по сути – ересью грекофилетизма) у монастыря Ксенофонт. Именно здесь по благословлению местного игумена был каллиграфически выписан украинский «Томос». В Ксенофонте уже служил этому новогреческому идолу ненавистник канонической церкви на Украине «митрополит СЦУ» Зинкэвыч. Так что совместная месса с Варфоломеем в аббатстве бернардинцев стала для ксенофонтцев во главе с игуменом естественным последствием.

«Как там поют в песнях? “Круговая порука мажет как копоть” и “Ты помнишь, как всё начиналось”, – припоминал в связи с этим популярные тексты своей перестроечной юности архиепископ УПЦ (МП) Иона (Черепанов). – Видать, пример соседнего монастыря Ксиропотам, разрушенного землетрясением после литургии с католиками, ничему не научил старца».

Тот же владыка Иона во дни, когда синод РПЦ принимал решение о разрыве отношений с Экуменическим патриархатом, находился в монастыре Дохиар. И заверил, что в обители продолжают «особо поминать митрополита Онуфрия с паствой», обещая «не пустить филаретовцев служить».

Итак, противостоять в новом составе Эпистасии апостасийной тройке будет лишь крепость Дохиар.

«Такая расстановка проэсцеуушных сил в эпистасии на этот год может оказать определенное негативное влияние на ситуацию, – поясняет наш источник на Афоне. – Два предыдущих состава эпистасии так и не выдали ни одному из лжеепископов документ, позволяющий посещать монастыри Афона (помимо диамонитириона – разрешения от министерства Македонии и Фракии на посещение Афона, обязательного для всех паломников, епископам нужен ещё и отдельный документ от Эпистасии. – Д.С.).

Даже в просьбе сделать совместную фотографию “епископу СЦУ” участники прошлого состава Эпистасии недвусмысленно отказали. Да, на практике каждый монастырь по отдельности самостоятельно решает вопрос приёма того или иного епископа и сослужения с ним (в своём монастыре каждый сам себе хозяин). Но если следовать официально установленному порядку, то письмо-разрешение от Эпистасии епископ должен получить».

О том, что разрешение Эпистасии важно, свидетельствует «письмо четырёх», зачитанное представителями поддержавших Варфоломея монастырей 28 февраля 2019 г. на заседании Кинота. Там, в частности, утверждалось, что предоставление эсцеушникам разрешения от Эпистасии является её прямой обязанностью во исполнение соответствующего патриаршего распоряжения Киноту, не подлежащего обсуждению.

Особо подчёркивалось, что отказ предоставить разрешение на посещение монастырей является прямым оскорблением Экуменического патриарха и монастыря, заинтересованного в посещении «иерархов СЦУ». Однако, как видим, даже завуалированные угрозы «людей Варфоломея» не возымели действия на Кинот. Более того, «письмо четырёх» не подписали ни Пантократор, ни Ставроникита, ни Ксенофонт, также поддерживающие Варфоломея в украинском вопросе. Видимо, автономией Афона даже они пока не готовы поступиться.

Не зря, видно, во время прошлогоднего визита Варфоломея на Афон (сопровождавшегося землетрясением) его охраняли 100 греческих полицейских (включая местный ОМОН) с собаками.

Хотя, конечно, судя по проявившимся на Святой Горе накануне приезда Варфоломея граффити, рассчитывать на радушие афонитов «антихристу» не приходилось.

И всё же теперь шансы на предоставление разрешения от Эпистасии на посещение монастырей Афона возрастают. «Не исключено, что поэтому в прошедший год они особо не напирали, прицеливаясь на этот год и на этот состав Эпистасии», – считают на Афоне.

Правда, эсцеушники вполне могут и не знать, что печать кинота, которой пользуется Эпистасия, состоит из четырёх частей. Если даже один из троих членов «Священного надзора» откажется приставить свою часть, документ будет недействителен. Это своего рода право вето.

Если единогласного решения нет, вопрос выносится на обсуждение Кинота. А там шансов на признание СЦУ ещё меньше. Когда в апреле прошлого года Афон посетил вышеупомянутый «митрополит» Зинкэвыч, в Киноте ему, не выбирая выражений, дали понять, что «нечего шастать».

В ответ Зинкэвич, как и положено свидомому укру, исполнил украинский гимн да ещё прогорланил со своими гиднюками «Слава Украине!». В связи с этим Священный кинот выразил министру иностранных дел Греции «решительный протест против визита иерарха автокефальной церкви Украины». Кинот характеризует поведение украинской делегации как провокационные: «Держа украинские флаги, они – на Афоне – скандировали государственный гимн своего государства».

Орган управления Святой Горы подчёркивает, что «подобного рода пропагандистские действия… несовместимы с исихастским, духовным и священным духом нашей Святой Земли и ее тысячелетней традицией». Священный кинот просит министра иностранных дел Греции (отметим, не Варфоломея) «принять необходимые меры для предотвращения подобных действий в будущем с тем, чтобы характер святого места оставался нетронутым».

Три года назад тогда ещё канонический архиерей Олэксандр Драбынко также влез на вершину Афона со своими бездуховными чадами (ныне перебежавшими с ним в СЦУ). И они также пропели там «згынуть наши вороженьки».

Однако перформанс тот не вызвал протеста Кинота; на Афоне прекрасно понимали, что для УПЦ (МП) под руководством митрополита Онуфрия подобные выродки – чужеродные явления. Драбынко и его нетрадиционно ориентированная камарилья специально творили «патріотичні» пакости, дабы спровоцировать собственное изгнание из Церкви и предстать в образе «гонимых за украинство».

Теперь же Афон ничто не сдерживало, чтобы дать по носу как «украинскому православию», так и покрывающему оное Варфоломею.

Возвращаясь к возможности выдачи разрешения от Эпистасии, заметим, что даже если «епископы СЦУ» получат его, на отказ в признании это не повлияет. «В отношении к украинскому вопросу на Афоне главное – позиция игуменов каждого отдельного монастыря, – продолжает источник ФСК.

– А поскольку все уже обозначили свою позицию, то никак на отношение к “СЦУ” на самом Афоне в целом решение Эпистасии не повлияет. Так что “СЦУ” только выставят себя в очередной раз дураками, если припрутся с разрешением в те монастыри, которые их не принимают, и станут, тыкая письмом привратнику в лицо, что-то требовать».

Впрочем, нам есть что возразить на столь оптимистичное заявление: разрешение Эпистасии могут быть преподнесены эсцеушниками и обслуживающими их СМИ как «признание Афоном». И здесь, конечно, вся надежда на честные СМИ, способные прояснить ситуацию и… на коронавирус. Сейчас и на Украине, и в Греции эпидемическая ситуация обостряется. Снимут ли полностью карантин и будет ли возобновлено авиасообщение, неизвестно. А там…

В международной политике намечаются тектонические сдвиги. Американский «оплот мировой демократии» вместе со своими марионетками теряет вес. «Вся эта возня с “СЦУ” держится на американском давлении, и как только Штатам будет не до них, все вернётся на круги своя, и тема с признанием раскольников сойдёт на нет». В этом уверены насельники одного из верных православию греческих монастырей Афона, чьё мнение нам просили передать.

Афон и украинская СЦУ, или Что считать успехом греческого православного духа

На Афоне в порядке ежегодной ротации сменился состав Священной эпистасии (Священного надзора) – исполнительного органа управления монашеской автономии. Афон находится в юрисдикции Экуменического патриархата, но большинство монастырей Святой Горы (как минимум 13 из 20) не признали образованную Экуменическим патриархом Варфоломеем «Святейшую церковь Украины» (СЦУ). И совершенно не признали СЦУ Священные эпистасии 2018-2019 и 2019-2020 годов.

В состав Эпистасии входят по одному представителю от четырёх монастырей. В прошлом составе это были делегаты от Дионисиата, Зографа, Св. Пантелеимона и Констамонита. В позапрошлом участвовали не менее твёрдые в вере монастыри Хиландар, св. Павла, Григориат и Ксиропотам. Теперь в «надзор» заступили посланники от Великой лавры, Дохиара, Ксенофонта и Нового Эсфигмена.

Читать еще:  Последнего православного священника Пекина будут отпевать в католическом соборе

Протэпистатом, или протосом (первым по чести) является в этом составе представитель Великой лавры. Этот монастырь поддержал в прошлом году Варфоломея в «письме четырёх». Речь идёт о воззвании антипросопов (депутатов) Священного кинота («парламента» Афона) от четырёх афонских монастырей, в котором «канонически оправдывалось» вторжение Варфоломея на каноническую территорию Русской православной церкви. И даже превозносилось это как «успех греческого православного духа». Обращение это подписали также представители Ивирона, Кутлумуша и Нового Эсфигмена. Однако большинство членов Священного кинота отметило , что «эта позиция не имеет ничего общего со вселенским характером Святой Горы Афон и ее мирным, объединяющим и наднациональным духом».

Символом раскола в «парламенте Афона» стали запертые двери собора Кинота, открываемые теперь только по расписанию служб. Раньше они были весь день распахнуты, но теперь висит замок, чтобы не допустить «безблагодатных схизматиков, с которыми нельзя вступать в евхаристическое общение» к святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть», поскольку в нескольких десятках метров находится подписавший «письмо четырёх» Новый Эсфигмен, где радушно принимают делегации СЦУ.

Собственно, этот Новый Эсфигмен на самом деле – не более чем подворье в Карее настоящего монастыря Эсфигмен, вот уже полстолетия не поминающего Экуменических патриархов за их совместные молитвы и службы с католиками. Большую часть подворья, которое Фанар отобрал у эсфигменитов, занимает с 2013 г. коммерческий объект, известный как гостиница о. Иосифа. Здесь и молились эсцеушники. Этот о. Иосиф в конце 70-х эмигрировал из СССР, как он рассказывает афонитам, по политическим мотивам (хотя относительно свободно эмигрировать тогда могли только евреи). Теперь он, с готовностью следуя линии Нового Эсфигмена, с распростёртыми объятиями принимает патологических русофобов. И тем, похоже, мстит своей родине, хотя до этого строил из себя страстного русофила; даже гостиницу в 2013 г. назвал «Странноприимным домом св. Иоанна Русского».

Ещё больше заслуг перед «греческим православным духом» (а по сути – ересью грекофилетизма) у монастыря Ксенофонт. Именно здесь по благословлению местного игумена был каллиграфически выписан украинский «Томос». В Ксенофонте уже служил этому новогреческому идолу ненавистник канонической церкви на Украине «митрополит СЦУ» Зинкэвыч. Так что совместная месса с Варфоломеем в аббатстве бернардинцев стала для ксенофонтцев во главе с игуменом естественным последствием.

«Как там поют в песнях? “Круговая порука мажет как копоть” и “Ты помнишь, как всё начиналось”, – припоминал в связи с этим популярные тексты своей перестроечной юности архиепископ УПЦ (МП) Иона (Черепанов). – Видать, пример соседнего монастыря Ксиропотам, разрушенного землетрясением после литургии с католиками, ничему не научил старца».

Тот же владыка Иона во дни, когда синод РПЦ принимал решение о разрыве отношений с Экуменическим патриархатом, находился в монастыре Дохиар. И заверил, что в обители продолжают «особо поминать митрополита Онуфрия с паствой», обещая «не пустить филаретовцев служить».

Итак, противостоять в новом составе Эпистасии апостасийной тройке будет лишь крепость Дохиар.

«Такая расстановка проэсцеуушных сил в эпистасии на этот год может оказать определенное негативное влияние на ситуацию, – поясняет наш источник на Афоне. – Два предыдущих состава эпистасии так и не выдали ни одному из лжеепископов документ, позволяющий посещать монастыри Афона (помимо диамонитириона – разрешения от министерства Македонии и Фракии на посещение Афона, обязательного для всех паломников, епископам нужен ещё и отдельный документ от Эпистасии. – Д.С.) . Даже в просьбе сделать совместную фотографию “епископу СЦУ” участники прошлого состава Эпистасии недвусмысленно отказали. Да, на практике каждый монастырь по отдельности самостоятельно решает вопрос приёма того или иного епископа и сослужения с ним (в своём монастыре каждый сам себе хозяин). Но если следовать официально установленному порядку, то письмо-разрешение от Эпистасии епископ должен получить».

О том, что разрешение Эпистасии важно, свидетельствует «письмо четырёх», зачитанное представителями поддержавших Варфоломея монастырей 28 февраля 2019 г. на заседании Кинота. Там, в частности, утверждалось, что предоставление эсцеушникам разрешения от Эпистасии является её прямой обязанностью во исполнение соответствующего патриаршего распоряжения Киноту, не подлежащего обсуждению. Особо подчёркивалось, что отказ предоставить разрешение на посещение монастырей является прямым оскорблением Экуменического патриарха и монастыря, заинтересованного в посещении «иерархов СЦУ». Однако, как видим, даже завуалированные угрозы «людей Варфоломея» не возымели действия на Кинот. Более того, «письмо четырёх» не подписали ни Пантократор, ни Ставроникита, ни Ксенофонт, также поддерживающие Варфоломея в украинском вопросе. Видимо, автономией Афона даже они пока не готовы поступиться.

Не зря, видно, во время прошлогоднего визита Варфоломея на Афон (сопровождавшегося землетрясением) его охраняли 100 греческих полицейских (включая местный ОМОН) с собаками.

Хотя, конечно, судя по проявившимся на Святой Горе накануне приезда Варфоломея граффити, рассчитывать на радушие афонитов «антихристу» не приходилось.

«Антихрист Варфоломей, Святая Гора не хочет тебя и не признаёт»

«Вон со Святой Горы, Варфоломей, раздирающий Церковь Христову»

COVID против «антихриста»

И всё же теперь шансы на предоставление разрешения от Эпистасии на посещение монастырей Афона возрастают. «Не исключено, что поэтому в прошедший год они особо не напирали, прицеливаясь на этот год и на этот состав Эпистасии», – считают на Афоне.

Правда, эсцеушники вполне могут и не знать, что печать кинота, которой пользуется Эпистасия, состоит из четырёх частей. Если даже один из троих членов «Священного надзора» откажется приставить свою часть, документ будет недействителен. Это своего рода право вето.

Если единогласного решения нет, вопрос выносится на обсуждение Кинота. А там шансов на признание СЦУ ещё меньше. Когда в апреле прошлого года Афон посетил вышеупомянутый «митрополит» Зинкэвыч, в Киноте ему, не выбирая выражений, дали понять, что «нечего шастать». В ответ Зинкэвич, как и положено свидомому укру, исполнил украинский гимн да ещё прогорланил со своими гиднюками «Слава Украине!». В связи с этим Священный кинот выразил министру иностранных дел Греции «решительный протест против визита иерарха автокефальной церкви Украины» . Кинот характеризует поведение украинской делегации как провокационные: «Держа украинские флаги, они – на Афоне – скандировали государственный гимн своего государства» .

Гиднюки на Афоне

Орган управления Святой Горы подчёркивает, что «подобного рода пропагандистские действия… несовместимы с исихастским, духовным и священным духом нашей Святой Земли и ее тысячелетней традицией». Священный кинот просит министра иностранных дел Греции (отметим, не Варфоломея) «принять необходимые меры для предотвращения подобных действий в будущем с тем, чтобы характер святого места оставался нетронутым».

Три года назад тогда ещё канонический архиерей Олэксандр Драбынко также влез на вершину Афона со своими бездуховными чадами (ныне перебежавшими с ним в СЦУ). И они также пропели там «згынуть наши вороженьки». Однако перформанс тот не вызвал протеста Кинота; на Афоне прекрасно понимали, что для УПЦ (МП) под руководством митрополита Онуфрия подобные выродки – чужеродные явления. Драбынко и его нетрадиционно ориентированная камарилья специально творили «патріотичні» пакости, дабы спровоцировать собственное изгнание из Церкви и предстать в образе «гонимых за украинство».

Теперь же Афон ничто не сдерживало, чтобы дать по носу как «украинскому православию», так и покрывающему оное Варфоломею.

Возвращаясь к возможности выдачи разрешения от Эпистасии, заметим, что даже если «епископы СЦУ» получат его, на отказ в признании это не повлияет. «В отношении к украинскому вопросу на Афоне главное – позиция игуменов каждого отдельного монастыря, – продолжает источник ФСК. – А поскольку все уже обозначили свою позицию, то никак на отношение к “СЦУ” на самом Афоне в целом решение Эпистасии не повлияет. Так что “СЦУ” только выставят себя в очередной раз дураками, если припрутся с разрешением в те монастыри, которые их не принимают, и станут, тыкая письмом привратнику в лицо, что-то требовать».

Впрочем, нам есть что возразить на столь оптимистичное заявление: разрешение Эпистасии могут быть преподнесены эсцеушниками и обслуживающими их СМИ как «признание Афоном». И здесь, конечно, вся надежда на честные СМИ, способные прояснить ситуацию и… на коронавирус. Сейчас и на Украине, и в Греции эпидемическая ситуация обостряется. Снимут ли полностью карантин и будет ли возобновлено авиасообщение, неизвестно. А там… В международной политике намечаются тектонические сдвиги. Американский «оплот мировой демократии» вместе со своими марионетками теряет вес. «Вся эта возня с “СЦУ” держится на американском давлении, и как только Штатам будет не до них, все вернётся на круги своя, и тема с признанием раскольников сойдёт на нет». В этом уверены насельники одного из верных православию греческих монастырей Афона, чьё мнение нам просили передать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector