4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я чувствую себя в безопасности»

Содержание

«Я чувствую себя в безопасности». Женщины о жизни в мусульманских странах

«Тут женщина ничего тяжелее дамской сумочки в руки не берет»

Наталья, 45 лет, Джедда, Саудовская Аравия

Двадцать лет назад я приехала в Джедду с мужем. Сам он из Сирии, но нашел тут работу. Отношение к иностранцам в Аравии очень уважительное, у меня никогда не было проблем и много подруг.

Местные женщины очень любят ухаживать за собой. Почти в каждой саудовской семье есть служанка или няня, саудовки редко сами убираются в доме. Здесь вы не увидите женщину, несущую пакеты из магазина. Кроме дамской сумочки, они ничего в руки не берут. Если муж работает и у него нет времени возить жену и детей куда им надо, семья нанимает водителя.

Из развлечений — шопинг, встречи с подругами в кафе. Женщины тут много курят аргили (кальян). Алкоголя нет вообще — он запрещен. Пятница — семейный день, все выезжают на пикник. Женщина может выйти куда хочет одна, если муж не против. Здесь не принято обниматься и целоваться на людях, максимум можно взять за руку.

Раньше для женщин были запреты, но сейчас многое изменилось. Например, абайя — традиционное женское платье, типа длинного шелкового халата — была обязательной. Теперь можно ходить без нее. Кстати, моя мама приезжала в гости и очень полюбила абайю: ее можно надеть прямо на пижаму и идти куда хочешь — удобно. Еще женщинам нельзя было водить машину, а теперь они стали получать водительские права. Но если садишься в такси — обязательно на заднее сиденье: рядом с водителем имеют право сидеть только мать, жена, теща, сестра, тетя или дочь. Раньше женщины не работали вообще, теперь почти все молодые женщины работают в магазинах и офисах, и даже в такси. В общем, у женщин все замечательно. Моя мама часто говорит: «Эх! Нам бы так жить!»

«Меня шокировало, что в Катаре возможны браки между родственниками»

Вероника, 26 лет, Доха, Катар

Три года назад я обратилась в агенство по поиску персонала для работы за границей — так я узнала о существовании страны Катар. Я работаю тренером в спортзале и отдельно на дому тренирую катарских девушек. Они предпочитают заниматься дома либо в женских спортзалах. Женщина, которая занимается в одном зале с мужчинами, — большая редкость.

Европейскому человеку в Катаре поначалу очень непривычно. Зато интересно. Местным женщинам запрещено ходить в ночные клубы, бары, нельзя употреблять алкоголь. И местным, и экспатам запрещено останавливаться в номере отеля с человеком противоположного пола без документов, подтверждающих родство. Прогулки без мужчин не запрещаются, но я чаще вижу группы девушек, чем одиночек.

Меня шокировало, что у катарцев разрешено вступать в брак с двоюродной сестрой/братом. Кстати свадьбы в Катаре празднуются раздельно: мужчины в одном зале, женщины — в другом. Иногда даже в разные дни в разных помещениях. В Катаре разрешено многоженство, но встречается редко.

Когда одна из девушек, которую я тренировала, рассказала, что выходит замуж, я очень удивилась: совсем недавно она говорила, что у нее нет и никогда не было парня. Она рассказала, что ее родители все решили с родителями жениха (а они дальние родственники) и молодожены увидятся только на свадьбе. До этого я искренне считала, что подобные обычаи остались в Средневековье.

Практически все местные женщины носят черную абайю. Встречаются те, кто ходит в обычной европейской одежде, но их единицы. Экспаты, к счастью, могут носить привычную для них одежду, но не мини и без глубоких декольте.

Публичное проявление чувств не приветствуется: ни для местных, ни для экспатов.

В машине тоже нельзя «прелюбодействовать». Секс вне брака и гражданский брак у экспатов тут не приветствуется, хотя, конечно же, заглядывать ночью в окно спальни никто не будет. Местным вышеперечисленное запрещено. Если женщина-экспат забеременела вне брака, ей лучше покинуть страну.

С гендерной дискриминацией в Катаре я, к счастью, не сталкивалась. Я по жизни удачливый человек и к чужой культуре отношусь с уважением.

«Гости страны живут по правилам хозяев»

Татьяна, 24 года, Дубай, ОАЭ

Скоро будет пять лет, как я живу в Эмиратах. Я приехала сюда студенткой на практику с группой будущих учителей начальных классов и иностранных языков.

Объединенные Арабские Эмираты — очень современная и развитая страна, тут практически нулевая преступность. Дубай — город роскоши и развлечений: здесь сотни ночных клубов, парки, аквапарки, кинотеатры, торговые центры, в ресторанах, барах, клубах продается алкоголь. В ОАЭ много открытых бесплатных пляжей для иностранцев, где девушки без проблем купаются в бикини, а приезжие мусульманки — в специальных закрытых купальниках буркини. Местные женщины приходят сюда редко, у них есть свои закрытые клубы и пляжи.

Местные жители очень любят и уважают свою религию и живут по ее правилам. Все, что для нам покажется диким и странным, для них — уклад жизни, к слову, очень даже счастливой. Здесь закон на стороне женщины, поэтому говорить о каких-то конкретных запретах или порицании будет неверно. Местные женщины носят в основном абайи — красивые одеяния из очень дорогих тканей, иногда расшитые золотыми нитями. У них обязательно покрыта голова. Для приезжих нет практически никаких запретов — нам не нужно покрывать голову или носить закрытую одежду. Желательно не носить юбки выше колен и кофточки с декольте и короткими рукавами. Но тут немало и тех, кто ходит в коротких шортах и майках.

Если говорить о штрафах, то их могут получить иностранцы и туристы в священный месяц Рамадан, когда мусульмане постятся: в дневное время на улице нельзя пить и есть — только дома, в отелях или в кафе, которые чаще всего огорожены ширмой. Запрет не распространяется на детей и беременных, но распространяется на туристов. Больше ни за что женщину оштрафовать не могут — если, конечно, она не нарушила закон. За проституцию, нелегальную работу, оскорбление чувств верующих, оскорбления в интернете независимо от пола будут судить по шариату. Нарушителям грозят немалые сроки в местной тюрьме, пожизненный запрет на въезд в страну и еще куча проблем.

С дискриминацией я не сталкивалась, как и с неуважением. Нужно всегда помнить, что гости страны живут по правилам хозяев, не переходить границы и уважать чужой менталитет и устои — тогда все будет замечательно.

Супермаркет в Джидде, Саудовская Аравия Фото: Reem Baeshen/Reuters

«Муж хочет, чтобы я работала, но я всячески отлыниваю»

Екатерина, 24 года, Каир, Египет

Я вышла замуж за египтянина и переехала в Каир. Скоро будет пять лет, как я здесь живу. Когда родные и друзья узнали, за кого я выхожу замуж, стали говорить: «Да зачем тебе это? Будешь десятой женой, сидеть в четырех стенах и рожать детей одного за другим. Вот и вся твоя жизнь». В реальности все не так. У женщин тут гораздо больше прав, да и муж прислушивается к мнению жены. В Египте семья на первом месте. Тут часто в одной большой вилле живут родители, их дети, внуки. Если у вас какие-то проблемы, родственники всегда помогут, не оставят в беде.

Женщины в Египте работают: много учителей (им хорошо платят), воспитателей, врачей, встречаются даже женщины — водители такси, но редко. Муж хочет, чтобы я работала, но я всячески отлыниваю. Девушки очень любят заниматься спортом. У нас много фитнес-клубов, есть отдельные для женщин. В общем, страна довольно продвинутая.

Большинство девушек носит платки, есть и те, кто закрывает лицо, но это редкость. Кстати, так делают в основном наши соотечественницы, которые приезжают в Каир изучать религию. Египтянки одеваются обычно: носят джинсы и кофты без декольте с длинной рукава до локтя, но не абайи и никабы. На курортах могут позволить себе более открытую одежду. Тут многое зависит от района: в богатых районах можно одеваться как угодно, в бедных можно ходить в джинсах, но бедра лучше прикрыть длинной кофтой. В целом каких-то строгих правил нет.

Город оживает с наступлением темноты — днем тут +50, никто не выходит. Кафе наполняются людьми. В Каире много баров, проблем с алкоголем нет, просто тут мало кто его пьет и он дорогой. Действует запрет на распитие алкоголя на улице. Гулять по ночам можно свободно, но опять же все зависит от района. Я живу в хорошем, у нас везде охрана.

Ограничения в правах есть только в юридических вопросах. Например, если я захочу развестись с мужем, дети останутся жить с моей свекровью, потому что я христианка, а не мусульманка. Еще христианки после смерти мужа-мусульманина не могут наследовать его имущество.

А так здесь любят иностранцев и все на позитиве. Местные очень открытые, я люблю Египет за живущих тут людей.

«Мужчины решают все проблемы, женщинам не о чем беспокоиться»

Юлия, 31 год, Абу-Даби, ОАЭ

Я живу в Абу-Даби два года: через знакомых получила рабочий контракт. Это безопасный город, особенно для женщин. В общественном транспорте есть места только для женщин: вагон в метро или часть автобуса предназначены только для нас. Есть и общие вагоны: например, если муж и жена хотят сидеть вместе, они идут туда. В больницах во избежание очередей есть отдельная очередь для женщин. Во многих заведениях залы ожидания отдельно для женщин, на пляжах есть женские дни.

Местные женщины выходят на улицу только с мужчинами. Ходить одной считает грехом. Иностранки в Абу-Даби могут свободно гулять без мужчин. Иностранки ходят в клубы без мужчин, им продают алкоголь, бывают даже ladies night, когда пару бокалов вина наливают бесплатно. Алкоголь продают в определенных магазинах, у которых есть специальная лицензия.

Закутываться в черное никто не заставляет, но предпочтительно одеваться скромно: плечи и колени закрыты, никаких декольте. Объятия и поцелуи в публичных местах запрещены — возможен штраф и даже депортация.

Повторюсь: это очень безопасный для женщин город. Тут все проблемы решают мужчины, поэтому мы, женщины, живем спокойно.

Вернуть себе Коран

Сторонницы исламского феминизма (его принято отсчитывать с 90-х, когда термин впервые появился в иранском журнале «Занан») уверены, что источником для мусульманских активисток могут быть только священные тексты. По их мнению, пророк Мухаммед защищал женщин, а Коран почти тысячу триста лет назад дал им все права, о которых суфражистки начали говорить только в конце XIX века. Более того, Мухаммед задекларировал равное право на брак, развод, образование и прочие социальные и политические активности.

Проблемы же с правами женщин в исламе активистки связывают с эпохой мужской интерпретации Корана. На Ближнем Востоке, говорят они, ещё до ислама были популярны идеи затворничества, духовной чистоты и скромности — по этой причине, например, женщин там принуждали одеваться закрыто. С приходом ислама, который в том числе проповедовал скромность, требование закрывать лицо от посторонних мужчин оправдывали религией, хотя настолько жёстких правил об одежде в исламе нет.

Читать еще:  Екатеринбургская епархия представила свой новый проект под названием "Царский марафон"

Право обсуждать, рефлексировать и утверждать нормы принадлежало одной, не согласной на изменения, группе. Изолировав от знания большое количество людей, она получила возможность наслаивать на исламские нормы важные для себя традиции и игнорировать то, с чем была не согласна. Один из примеров — домашнее насилие. В исламе оно запрещено, но сейчас оправдывается многими мусульманами — это наследие традиции «мужской силы» и «мужского превосходства», говорят мусульманские феминистки, когда насилие со стороны мужа, отца или брата считается оправданным, так как женщина якобы несамостоятельна и ей нужен присмотр.

Теоретики исламского феминизма (среди них и Амина Вадуд) отмечают, что у переводчиков Корана не было выбора: интерпретации связаны с общим историческим контекстом, который тогда был патриархальным. «Так что важным для исламских феминисток становится стремление вернуть себе право обсуждать и интерпретировать Священное Писание», — отмечает историк Максим Ильин.

Феминизм в исламе: Как женщины-мусульманки отстаивают свои права

Строгий хиджаб, патриархальные ценности и неравенство полов — примерно такие ассоциации у большинства вызывает мусульманский мир и все, что с ним связано. Однако уже десятилетиями тысячи женщин, которые исповедуют ислам, борются за свои права под статусом феминисток.

Enter разобрался, как совмещаются ислам и феминизм, каковы предпосылки движения и почему оно не всегда хорошо отражается на самих мусульманках.

Бесполый бог и истоки феминизма в исламе

Кажется, будто о феминизме в исламе в открытую заговорили не так давно: первые упоминания об этом термине встречаются в конце 80-х. Но еще в VII веке в исламском обществе были проведены реформы, которые значительно улучшили положение мусульманок. Они касались бракоразводного процесса и вопросов наследования. Так 1 400 лет назад ислам предоставил женщинам право голоса, добровольного вступления в брак и возможность свободно получить образование. И это в те времена, когда весь остальной мир даже не помышлял о понятии, позже названным гендерным равенством. Также в истории существует много примеров, когда большой вклад в развитие образовательных учреждений вносила именно женская часть населения. В 859 году дочь богатого купца Фатима аль-Фихри основала один из старейших в мире университетов аль-Каравин, а в XVIII веке дочь реформатора того времени Нана Асмау выступала за увеличение грамотности среди мусульманок.

Парадоксально, что сейчас в Саудовской Аравии, названную учеными родиной ислама, та же самая религия и является оправданием для угнетения женщин. По мнению исламских феминисток, священные тексты Корана переводятся и интерпретируются с позиции, выгодной патриархальным взглядам. К примеру, строгих рекомендаций об обязательности закрытой одежды, когда мусульманки должны прятать лицо, в исламе нет. То же самое касается и домашнего насилия, вытекающего из идеи превосходства мужчины над женщиной. Противницы такого толкования религии возникновение предрассудков объясняют просто: в те годы, когда в обществе доминировал патриархат, переводчики Корана были вынуждены подстраиваться под общий настрой эпохи. Соответственно, и переводы интерпретировались так, как было удобно мужчинам.

Сейчас сторонницы иного толкования ислама говорят, что у бога нет пола, а значит перед ним все равны: и мужчины, и женщины. Поэтому нельзя, чтобы кто-то обладал большими правами, используя их по своему усмотрению. В этом и есть одна из главных идей современного исламского феминизма — вернуться к тем положениям религии, существовавшим столетия назад. Однако противники альтернативного понимания Корана возражают — если бы все было так, то почему великие мусульманские ученые не заявили об этом ранее?

Свобода от хиджаба и расхождение во взглядах

Но не все так однозначно. У феминизма в исламе много нюансов. Зачастую исламский феминизм и феминизм светский, распространенный на Западе, входят в противоречие. Часть жительниц западного мира встает под знамена исламского феминизма, сбитая с толку образом угнетенных мусульманок. Этот стереотип навеян и СМИ, и рассказами тех, кто действительно пострадал от мужской тирании: домашнего насилия, например. Таких историй и правда много. Но вместе с тем надо понимать, что положение женщины на Востоке также зависит от того, к какому социальному слою она относится.

Те, кто родился в семьях с сильными традиционными взглядами, действительно могут попасть в руки к мужу-тирану и не получить поддержки от своих родных. Показательна история с пакистанской правозащитницей Малалой Юсуфзай, с 11 лет боровшейся за права женщин. В своей книге она описывает тяжелую жизнь женского населения в деревнях Пакистана. Но вместе с тем в том же Пакистане много лет пост премьер-министра занимала Беназир Бхутто. До того, как в 2007 году на нее были совершены два покушения: во время первого погибли более 130 человек, второе убило 20 человек, в том числе и саму Беназир Бхутто.

Кроме того, поддерживать версию с ущемлением прав представительниц ислама выгодно ряду западных государств. Так они оправдывают военные действия в странах третьего мира, считает ряд политологов. Некоторые мейнстримные феминистки Европы, пытаясь помочь мусульманкам, говорят о том, что спасение — это избавление от догм ислама. По их мнению, феминизм и исламская религия несовместимы, а хиджаб и вовсе чуть ли не символ пут, сковывающих женщин Востока. Даже если сами исламские феминистки не готовы отказываться от привычного элемента своей повседневности. Тем не менее, в ХХ веке движение за гендерное равенство в мусульманском мире было построено по образцу западного феминизма — лишь после 1980-х пошло своим уникальным путем. Исламские феминистки осознали разницу в ценностях Старого Света и Востока, в том числе и во взглядах на ношение хиджаба.

К тому же, говорят мусульманки, прежде чем бороться за свободу прав кого-то, нужно в этом разобраться. Например, во время конференции ООН слово взяла одна из участниц и заявила, что организует свою конференцию против насилия над мусульманками. Но оказалось, что женщина не знает ни одной тематической организации и в целом плохо разбирается в ситуации.

Шесть лет назад в СМИ как раз появился термин «комплекс белого спасителя». Он подразумевает стремление западного цивилизованного мира к покровительству над менее развитыми странами. Минус явления в оправдании насаждения демократических ценностей. Таким образом, о жителях и странах третьего мира создается целый ряд стереотипов, звучащих с экранов тв и страниц изданий. В том числе, это касается ислама и его последователей.

Арабская весна и исламский феминизм сегодня

Сподвижники исламского феминизма с надеждой приняли народные волнения, сопровождавшие Арабскую весну. Они начались в 2010-2011 годах как ответ на официальную политику государств Ближнего Востока. После волны массовых протестов положение женщин немного улучшилось: в Египте начал действовать «Феминистский союз», активнее стали женские организации в Тунисе, Йемене, Бахрейне. Распространение идей феминизма в исламе его сторонники связывают с увеличением грамотности среди женского населения в восточных странах. По данным ООН, с 70-х годов прошлого века женщины стали образованнее в три раза. Тем не менее, остается еще проблема с трудоустройством мусульманок — этот показатель по сравнению с мужским населением отстает, как минимум, в два раза.

Несмотря на положительные сдвиги, организации, занимающиеся вопросами гендерного равенства в исламе, продолжают считаться маргинальными. Сейчас самой главной из них называют общество «Мусавах», возникшее в Малайзии в 2009 году на базе движения «Сестры в исламе». Его основали исламские феминистки восточного мира и Европы. Они выступают за реформу семейного законодательства, в том числе моногамию, и за толкование Корана, предусматривающее равенство для мужчин и женщин. Их делу зачастую помогают юристы, адвокаты, эксперты в области международного права обоих полов. Это более 250 деятелей в разных областях из 47 стран.

У истоков гражданской организации «Сестры в исламе», появившейся еще в 90-х, стояла Зайна Анвар. Феминистка из Малайзии объездила местные деревни, чтобы рассказать женщинам об их правах. По ее мнению, изменить ситуацию возможно, если правильно использовать принципы ислама. Цель движения — не просто сломать стереотип о гендерном неравенстве в исламской религии, но и перекроить законы в стране, адаптируя их под идеи равноправия.

«Существует разрыв между нашей верой в Бога, который является справедливым, и тем, что власти говорят о религии. Больше всего меня убивает, как женщины плачут, жалуются на свое жалкое положение и, не сумев найти выход, обращаются за помощью к религиозной верхушке. Но получают ответ, что так и надо, так как это законы ислама», — объясняет свою позицию Зайна Анвар.

Один из примеров — отказ некоторых мусульманок от средств контрацепции при том, что их мужья больны СПИДом. Они считают, что такая попытка обезопасить себя от ВИЧ не подобает жене и является проявлением непослушания.

Исламские феминистки настаивают и на равенстве в мечети. Активистка Хинд Макки выступает против тесного пространства, отведенное женщинам. Женские сектора для моления зачастую коренным образом отличаются от мужских: в основном, они обветшалые, душные, маленькие. Письма и фотографии от мусульманок Хинд Макки публикует в соцсетях с надеждой на то, что к ним прислушаются и ситуация изменится. Еще один известный деятель в этой сфере — первая женщина-имам Амина Вадуд. Впервые пятничную проповедь перед смешанной паствой она прочла в 2004 году в Нью-Йорке. По ее убеждениям, и мужчины, и женщины равны перед богом, поэтому и те и другие имеют одинаковое право становиться имамом.

А как у нас: исламский феминизм в России

Движение, распространившееся по восточным странам, Европе и США, в России приживается неохотно. Как такового четко организованного феминистского сообщества в стране нет. Это скорее не борьба за равные права с мужчинами, а борьба со стереотипами об исламе. Например, возможность спокойно ходить в хиджабе в любом российском городе, не испытывая неловкость и предвзятое отношение со стороны окружающих. Если в регионах, где проживают много мусульман, с этим проще, то в остальных ситуация иная. Работодатели не всегда готовы с пониманием относится к перерывам на намаз или к сотрудницам, ежедневно носящим платок.

В то же время в России много мусульманок, занимающих высокие посты в различных организациях. Что касается отношения к мусульманским женщинам, то оно зависит от региона. На Северном Кавказе еще существуют традиции «похищения невест» или калечащих девочек операций на половых органах, а после опроса, проведенного в дагестанских высокогорных селах, выяснилось, что 80 % женщин терпят насилие от мужей. Тем не менее, сейчас среди нового поколения, проживающего в этих местах, появляются протестующие активисты. Они говорят о том, что ряд традиции пора модернизировать. По крайней мере, для того, чтобы местные женщины чувствовали себя защищенными от проявлений насилия и беззакония, которые зачастую оправдываются обычаями региона.

Ади Гери, 19 лет

Как к ношению хиджаба относятся более молодые представительницы мусульманского мира? 19-летняя Ади Гери считает, что надевать данный элемент одежды нужно лишь иногда, когда этого действительно требует душа. Во всем остальном девушка строго следует всем традициям своей религии и знает все учения.

Девушка признается, что в школе ей было особенно трудно в общении со сверстниками, так как всех удивляло то, что она не носит традиционный головной убор. Более того, некоторые даже обвиняли Ади в том, что если она ходит без хиджаба, то не может считаться мусульманкой. Девушка признается, что некоторые ее знакомы по сей день сомневаются в том, что она мусульманка.

Ади признается, что во время Рамадана она носит головной убор постоянно. Также она отмечает, что когда у нее будет дочь, она приучит ее носить хиджаб с ранних лет.

Как Назма Хан перевернула мир и придумала Всемирный день хиджаба

Всемирный день хиджаба ежегодно отмечают 1 февраля во всех мусульманских странах и республиках России, исповедующих ислам. Только в Иране 12 июля отмечают праздник День хиджаба и целомудрия

ДУШАНБЕ, 1 фев — Sputnik. Всемирный день хиджаба — это не только событие, направленное на изучение мусульманской культуры, ее истоков и атрибутов, но и праздник терпимости, взаимоуважения и настраивания диалога между представителями разных религиозных конфессий.

Читать еще:  5-тонный колокол привезли в одесский монастырь

Что такое хиджаб

Хиджаб — это традиционная часть одежды мусульман. В переводе с арабского он означает «перегородка». Поэтому вполне можно сказать, что хиджаб в исламе для верующих является символом скромности и благочестия, так как становится неким барьером, отделяющим человека от греховного образа жизни.

В роли хиджаба может служить и свободное платье из непрозрачной ткани, и юбка, и кофта с длинным рукавом. Цвет для наряда не обязательно должен быть черным, так как хиджаб надевают не для привлечения внимания людей. Полностью укрытый в темные цвета человек наоборот только вызывает еще больше вопросов у окружающих.

Очень важно верно надевать платок. По правилам его нужно завязывать на шее так, чтобы не были видны волосы и непокрытый промежуток кожи между головой и туловищем.

Считается, что платок — это важнейший элемент одежды мусульманской женщины. Обычно его начинают носить с началом полового созревания, но многие девочки, глядя на матерей, облачаются уже с 8-9 лет.

Хиджаб обязательно носят при посторонних мужчинах, особенно если он даже гипотетически может стать ее будущем мужем. Однако при родственниках мужского пола, при мусульманских женщинах и детях можно не облачаться.

Ношение хиджаба по Корану

В Коране есть четкие указания того, как правильно одеваться и вести себя в обществе каждому праведному верующему. Например, в священном писании написано о том, что и мужчины, и женщины должны быть скромными внутри, но и снаружи.

Например, запрещается топать ногами, так как раньше женщины надевали небольшие браслеты на щиколотки, звенящие при каждом их шаге. Такой звук не мог остаться незамеченным, что противоречит священным догмам.

В Коране появляется слово «хумур», и оно означает «платок». Его обязана носить каждая женщина в исламе, таким образом, чтобы покрывать шею и грудь. При этом ее одежды должны быть длинными, однако разрешается открывать руки и лицо, чтобы заниматься повседневной работой. Но некоторые священники рекомендуют оставлять открытыми только глаза.

Что касается мужчин, то для них важно закрывать «аврат». Обычно считается, что это зона, начинающаяся от пупка и заканчивающаяся коленями. Помимо этого, запрещается носить шелка и золотые украшения, так как мужчина уподобляется образу женщины.

Само слово «хиджаб» в Коране появилось не как вид одежды, а как метафора скромности, благочестия. Также он считается своего рода преградой для человека от сплетен и любого другого зла.

Таким образом, в Коране разрешается носить длинные одежды любых цветов, прикрывающие все части тела, кроме лица и кистей рук (для женщин), и зону аврата (для мужчин). Главное — оставаться сдержанным и добродетельным.

Где и как носят хиджаб

Вопрос о ношении хиджаба до сих пор очень остро стоит для многих стран. Даже для тех, кто исповедует ислам, так как везде есть свои предписания и законы, которые могут ограничивать верующих.

А в Туркменстане, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане наоборот нельзя носить хиджаб в государственных учреждениях. К слову, впервые запретить носить хиджаб решили в Турции. Это произошло в 1925, но спустя много лет (в 2008) его отменили, так как он нарушал права и свободы населения.

Но не только в странах с подавляющим количеством мусульманских граждан не разрешалось носить традиционные одежды. В 2004 во Франции запретили носить хиджаб в образовательных учреждениях. Это привело к волне негатива, потому что такая позиция ущемляла верующих. Этот закон был принять и в других странах ЕС: Италии, Испании, Австрии, Бельгии, Дании, Болгарии и Германии.

В России трижды разгорался скандал, связанный с традиционной исламской одеждой. В 2012 в Ставропольском крае ученикам не разрешили носить хиджабы в учебных заведениях, находившихся в районах с подавляющим мусульманским населением.

В 2015-м Верховный Суд России запретил демонстрировать любую религиозную атрибутику, связанную с исламом, в школах. Однако уже в 2016-м снова был поднят вопрос о ношении хиджаба из-за студентки МГИМО, пришедшей на подготовительные курсы. Внутрь здания ее не впускал охранник.

И только в 2017 в Чечне был принят закон, разрешающий показывать религиозную принадлежность учеников на территории республики.

Как появился Всемирный день хиджаба

В западном мире ношение хиджаба обычно связано с предрассудками. Из-за кровопролитных террористических операций у людей откладывается негативный отпечаток, а потому часто мусульманам каждый день приходится бороться с общественным непониманием.

Все началось с небольшого сайта, где Назма решила рассказывать о хиджабе и о его культурной значимости в мусульманском мире и исламе. Она предоставила возможность любому посетителю поделиться мыслями и переживаниями по поводу непонимания общества, а также получить поддержку.

Хан соотносит агрессивное поведение общества с неосведомленностью и довольно поверхностным знаниям о мусульманском мире в целом. Активистка считает, что все начинается с подростковых представлений об исламе, которые очень часто приводят к конфликтам среди сверстников и проходят лейтмотивом через всю жизнь.

Поэтому целью праздника столо донести до всего мира, что хиджаб — это не атрибут террористической организации, и он не направлен на протест против христианства или любой другой религии. Напротив, так женщина подчеркивает принадлежность к своей культуре, ее традициям. Так что ни одна мусульманка, по мнению Назмы, не заслуживает осуждения или насмешек в свою сторону только потому, что является сторонницей ислама.

В этот день всем желающим женщинам, независимо от их исповедания, предлагается на день облачиться в хиджаб или просто в платок, чтобы поддержать идеи терпимости и взаимоуважения разных культур. С каждым разом число участников увеличивается. Например, в 2015 их количество превысило 10 миллионов.

Помимо этого традиционно устраиваются чаепития и лекции, чтобы увеличить осведомленность общество об исламе. После такого опыта многие женщины признавались, что стали лучше понимать мусульманок и их трудности, когда ловили на себе недоумевающие и осуждающие взгляды.

Как отличить хиджаб от паранджи

Очень часто хиджаб путают с паранджой, однако, это не то же самое. Паранджа — исламский халат, закрывающий все тело и оставляющий открытым лишь лицо женщины. Поверх него надевают чачван (плотная сетка из конского волоса). Таким образом, женщина находится полностью в одеянии.

Паранджа намекала на высокий статус и обеспеченность семьи, где живет девушка. Например, сейчас немногие касты индуистов до сих пор живут по этому обычаю.

Еще одной альтернативной заменой хиджабу считается бурка. Она представляет покрывало, закрывающее целиком все тело и оставляющее небольшую прорезь для глаз. Некоторые люди путают такой наряд с буркини, но они не имеют ничего общего.

В отличие от паранджи и бурки, буркини — костюм, и он скрывает только очертания тела женщины и служит для купания.

Среди других видов мусульманских нарядов можно выделить чадру. Обычно она бывает темного цвета, не закрывает лицо и вполне может стать хорошей заменой длинному платью и платку. Но если девушка вдруг решит скрыть себя полностью, то используется либо дополнительный кусок ткани, либо головная накидка никаб.

Светлана

Я родилась в Ленинграде, коренная петербурженка. Ислам приняла только три года назад, поэтому в школе и институте хиджаб, к сожалению, не носила. Но вот уже три года не снимаю платка.

За это время я почти всегда видела только позитивную реакцию на свой хиджаб. Продавцы в магазинах, соседи, друзья, бывшие коллеги по работе и так далее. Все реагировали только с улыбкой.

Мне хиджаб абсолютно не мешает. Более того, я приняла ислам и надела платок, когда работала в крупной коммерческой компании и ездила на совещания и переговоры по всей России. В том числе в различные министерства и администрации. Хуже ко мне никто не стал относиться. Даже мой директор, который далек от ислама.

Вот уже три года не снимаю платка

Сейчас в работе он тоже никак не мешает. У нас с мужем свой магазин по продаже халяльной еды. Почти 50 % наших постоянных покупателей — не мусульмане, но хиджаб их абсолютно не смущает. Более того, большинству даже нравится.

К возможному запрету хиджабов в школах я отношусь плохо. Должно беспокоить другое. Если перед мальчиками будет сидеть ученица в мусульманской одежде и хиджабе, они будут думать об учебе, а не разглядывать ее оголенные части тела. А другие девочки сейчас так одеваются на уроки… будто на дискотеку. И мальчики, сидящие позади на уроках, об учебе уже совсем не думают.

Нет мощи и силы кроме как у Аллаха

Они говорят им: «Как вы можете ходить в этом
хиджабе в жару?», а те отвечают им: «Ради
Аллаha! Также как и вы ходите в мини-юбках
зимой ради мужчин»

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

سْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа барактух!

Любимая сестра в Исламе, ты наконец-то решилась надеть хиджаб, и я так рада за тебя. Ты поборола свой нафс и покорилась приказу Аллаха, который сказал:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете.» (24:31)

Ты верующая женщина, о которой говорится в этом аяте, и поэтому ты решила последовать примеру сподвижниц, которые как только слышали приказ о хиджабе, тут же отрывали куски ткани от своей одежды и покрывались ими. Ты полна решимости, ты вступила в схватку с самой собой, с шайтаном, который нашептывал тебе, и ты вышла из нее победительницей. И ты помнишь слова Аллаха:

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. «

И ты помнишь продолжение этого аята:

«. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.» (33:36)

Я подравляю тебя, моя сестра мусульманка! Ты преодолела это испытание, одно из самых трудных, которые выпадают мусульманкам сегодня. И по воле Аллаха ты еще столкнешься с множеством трудностей на своем пути в Исламе, и пусть Аллах поможет тебе преодолевать их так же успешно! Амин.

Я хочу помочь тебе, потому что я люблю тебя ради Аллаха, и потому что я, как и все мусульманки, была в таком положении. Я тоже стояла перед зеркалом и думала, что завтра я иншаАллах выйду из дома в хиджабе. Первый раз. Каждая из нас шла к этому по своему. Но все мы прошли через одно и то же: страх, сомнения, неуверенность в своих силах, надежда, попытка, рывок, и, наконец, полная решимость. Сотни, тысячи, миллионы сестер по всему миру сталкиваются с тем же, через что сейчас проходишь ты, и Аллах помогает каждой из них, как Он помог мне и как Он поможет тебе, инша Аллах. Я в свою очередь дам тебе некоторые подсказки, исходя из своего опыта и опыта наших сестер, которые помогут тебе успешно начать твой путь в хиджабе, не упасть в самом начале и пройти его достойно.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Они говорят им: «Как вы можете ходить в этом
хиджабе в жару?», а те отвечают им: «Ради
Аллаha! Также как и вы ходите в мини-юбках
зимой ради мужчин»

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Хвала Аллаху, я мусульманка. Я не забитое рабское существо, засунутое в паранджу. И то, что я опускаю взгляд при виде мужчин, вовсе не говорит о том, что мне приходится подавлять в себе женское начало. Я не жертвую своей свободой ради довольства мужа-тирана или отца-деспота. Это мой осознанный выбор, и единственное, о чём я сейчас могу жалеть, — то, что не сделала его раньше.
Начала именно с этого, потому что, как ни странно, до сих пор существуют люди, которые под влиянием всеобщего психоза пропагандируют байки про «угнетенных женщин Востока».
В Дагестане, в силу присущего нам «взрывного» менталитета, эта тема сегодня стоит особенно остро. За какие-то сто лет произошёл полный переворот в сознании маленького народа. Наших бабушек, носивших свободную одежду, закрывающую всё тело, кроме овала лица и кистей рук (что соответствует требованиям к одежде женщин и что по сути называется хиджабом), глубоко уважали и боялись оскорбить случайным взглядом прохожие мужчины. А современных дагестанок, выбравших для себя путь служения Творцу, не оскорбляет разве что ленивый. Пресс чувствуется повсюду, начиная от собственных родителей («нацепила тут свои балахоны и ходишь, как бабушка!»), соседей, заканчивая пассажирами маршрутных такси («достали уже террористки проклятые»).
Не много ли мы на себя берём, называя ничем не заслуживших такое отношение девушек ваххабитками (читай: террористки)? Смеёмся глядя на них, шутим, смотрим с высокомерием и произносим: «Хиджаб надела, и всё что ли? Ходят закутанные, а завтра метро взрывают…». Так, слепо разбрасываясь шаблонными репликами, мало кто задумывается о сухой статистике: а часто ли девушки в хиджабе взрывали что-нибудь в Дагестане?

Читать еще:  В РПЦЗ поддерживают идею введения "Основ православной культуры" в школах России

Умные люди уже давно отбросили стереотипы про забитых мусульманок. Потому что нас сегодня в республике слишком много, чтобы всех считать террористками. Столько девушек в хиджабах не могут быть лицемерками, не могут быть угнетёнными, все они не могут курить в кабинках ресторанов и уж тем более подрабатывать ночью в саунах, как утверждают многие противницы этой одежды.

Прошли времена, когда девушка надевала хиджаб под давлением супругов или родителей. Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. Наши родители боятся этого скромного наряда, они запрещают нам его, протестуют, они угрожают и шантажируют… Это подтверждает хотя бы следующий случай из жизни молодой махачкалинки.
Амина давно хотела надеть хиджаб, мама запрещала. Но её вера крепла, и однажды она просто не смогла выйти из дома, не покрыв тело так, как того требует ислам. Долго длилась война с родителями, и однажды мать, применив силу, просто выставила её за дверь. Без платка. Амина долго плакала и стучала в дверь, но в ответ слышала лишь гневные крики матери: «Ну что теперь будешь делать, а? Что, доигралась?» Поняв, что слезами вопрос не решить, она схватила с пола лестничной площадки тряпку, замотала её на голове вместо платка и, сопровождаемая ошарашенными взглядами прохожих, побежала за помощью к подруге.Как думаете, что чувствует эта девушка, когда слышит вслед «террористка!»? А разговоры про то, что таким образом она пытается отмыться от своего «тёмного прошлого»?

Есть и другая сторона: девушки, которые не носят хиджаб, но являются мусульманками. Более того, многие из них делают намаз, держат пост, кто-то даже соблюдает сунну и старается во всем подчиниться Аллаху, но не может надеть хиджаб. Причин несколько: родители, которые запрещают, общество, которое воспримет неадекватно такое изменение, страх потерять работу (или не найти), друзей, или, наконец, слабость веры. Эти девушки нередко сталкиваются с ещё одной проблемой: неприязненное отношение тех, кто уже сделал этот шаг, преодолел все трудности и надел хиджаб. К сожалению, мусульманки часто забывают, через что им самим пришлось пройти, какие отговорки они придумывали для себя и окружающих, как нелепы были их «уважительные причины» не носить хиджаб и т. д.

Наша обязанность как мусульман делать наставление людям, которые совершают грехи, и призывать их к тому, чтобы они укрыли своё тело от мужских глаз, но мы не имеем права относиться к ним с пренебрежением только потому, что они этого ещё не сделали. Сам факт того, что девушка признает Аллаха единственным господом, а Мухаммада — его пророком и посланником, а также признаёт обязательными все повеления Всевышнего, делает её мусульманкой, а значит, нашей сестрой в исламе. Это обязывает нас относиться к ней должным образом. Ведь никто из нас не родился в хиджабе.

Могу сказать на своём примере. Три года назад я не носила хиджаб и любой, кто говорил, что я грешу, вызывал у меня бурю негативных эмоций. Я понимала и признавала, что хиджаб — это моя обязанность, но в то же время считала убедительными доводы «главное — вера в душе» или «я должна сама прийти к этому…», «родители будут против» и многие другие причины, которые, это я совершенно чётко осознаю сейчас, тогда были, что называется, «отмазками». Но я спорила до посинения с каждым, кто смел мне такое сказать.

Среди причин, которые удерживают женщин от выполнения важнейшей обязанности перед Аллахом, основной является не столько осуждение общества, не запрет родителей, сколько собственное эго. В природе женщины заложено желание быть привлекательной, нравиться окружающим, вызывать восхищение, получать комплименты, и когда вера в Аллаха слаба, то эти желания берут верх над подчинением Всевышнему. Эта та причина, преодолеть которую, на мой взгляд, сложнее всего. Осуждение социума и остальные видимые причины — лишь ширма, за которой скрывается нежелание самой девушки стать максимально незаметной в толпе, как и подобает истинной мусульманке. Когда исчезает эта причина, всё остальное становится проще.

Здесь огромную роль играет внутреннее состояние человека. То, насколько он готов к трудностям. Если девушка ежедневно уделяет время изучению ислама, укреплению веры, то рано или поздно наступит такой день, когда она просто не сможет выйти на улицу, не покрыв тело. И тогда ей проще будет выдержать любое сопротивление, она будет терпеть обиды и даже физическую боль (часто родители избивают своих дочерей из-за хиджаба), будучи твёрдо уверенной в том, что за все эти страдания её ждет огромное вознаграждение от Аллаха. Пройдёт время, и родители, увидя решительность своей дочери, вынуждены будут смириться и перестанут препятствовать. Тем более свыкнется общество, друзья и коллеги. А те, кто не примут вас в новом облике, просто покажут своё истинное к вам отношение, и бесмысленно пытаться поддерживать с ними дружбу.

В качестве примера преодоления своего нафса и любви к Аллаху расскажу историю нашей соотечественницы, принявшей ислам. Она проявляла старательность в соблюдении законов Аллаха, но страсть хорошо выглядеть не давала ей сделать шаг на пути к хиджабу. У неё были роскошные волосы, и она постоянно делала разные причёски. Однажды, когда к ней пришла подруга, она её не узнала: волосы были отрезаны почти под корень, неровно, косо, как будто это было сделано специально. На недоумение подруги она ответила: «Я так хочу носить хиджаб! Но шайтан не давал мне сделать это, и я не видела другого выхода, как победить свой нафс…». Это прекрасный пример того, как нужно вести джихад со своей душой. Язык не повернется обвинить такую девушку в неискренности. Быть может, многие из тех, кого мы «списываем», считая, что они никогда не придут к совершенной вере, на самом деле гораздо глубже в исламе, чем мы с вами? Возможно, мы никогда не достигнем такой же степени перед Аллахом, как они. Никогда нельзя спешить с выводами.

Многие люди, часто это интеллигенты с тремя высшими образованиями, преподаватели вузов, политики, не просто резко осуждают хиджаб, но и проявляют агрессию по отношению к мусульманкам. В качестве оправдания такого отношения они приводят любые доводы. Кем только не именуются такие девушки! Неужели наше общество настолько погрязло в распутстве и лицемерии, что искреннее стремление человека к проявлению скромности кажется чем-то невероятным, невозможным? Люди пытаются найти злой умысел в действиях мусульманок, только бы не признавать очевидное.
Угнетение мусульманки заключается вовсе не в её головном уборе, как считают они, а в общественном осуждении поведения, которое по сути-то должно лишь поощряться. Сегодня наши родители меньше будут переживать за дочь, которая проводит дни в компаниях пьяных мужчин в клубах и ресторанах, чем за дочь, надевшую хиджаб. «Молись! — говорят они, ведь тебе никто не мешает, не надо перебарщивать! Не надо фанатеть!» Разве фанатом является искренне верующий человек, который во всём старается подчиняться своему Создателю.

Конечно, видя подобное вокруг себя, девушки с трудом решаются на этот шаг. В такой ситуации важно правильно расставить приоритеты. Демонстрируя свою красоту окружающим мужчинам, вы совершаете большой грех. Подумайте: помогут ли вам ответить за него в Судный день все те люди, которые так упорно убеждали вас ослушаться Аллаха? Нет, даже родителям будет не до вас, их будут волновать собственные грехи. Так стоит ли угождать всем и каждому, когда на кону такая награда, как рай?

Босния

Босния и Герцеговина: около половины ее жителей являются мусульманами. Как и в других коммунистических странах, религия в этой бывшей югославской республике, мягко говоря, не поощрялась. Многое изменилось с обретением независимости. Но для мусульман ограничения все же остались.

В январе 2016 года Верховный суд запретил женщинам появляться на работе в хиджабе. Положение касается всех сотрудников судебной системы – адвокатов, прокуроров, судей. Закон о том, что «судьи и другие должностные лица судебной системы не могут проявлять любую религиозную, политическую, национальную или иную принадлежность при исполнении служебных обязанностей», существовал в Боснии и Герцеговине с 2003 года, но до недавнего времени на практике не применялся. 1 февраля 2016 года, во Всемирный день хиджаба, мусульманки страны организовали в социальных сетях акцию за отмену драконовских мер. Чиновникам поступили тысячи обращений. Помимо этого, на марш протеста в Сараево вышли около двух тысяч женщин. Они несли плакаты с лозунгом «Хиджаб — мое право». По мнению организаторов демонстрации, запрет ущемляет право верующих на работу.

Исмет Бекар, один из организаторов марша: « Мы хотим поддержать демократическое и свободное общество… Вы должны иметь возможность покрыть голову, надеть вуаль и вообще одеться так, как вам угодно».

Участница марша: «Мой хиджаб — это все, это моя жизнь, моя гордость, моя вера, моя любовь к Аллаху».

Хиджаб – несёт угрозу!?

Наибольшее удивление вызывают те, кто из-за непонимания религии боятся её. Соответственно, хиджаб также предстаёт перед ними как объект, несущий угрозу, а сами носители божественной религии – девушки в хиджабе – как экстремистки-фанатички. Сильным противодействием исламскому стилю одежды является распространение идей экстремизма, которые дискредитируют всех женщин в хиджабе и даже девушек в длинных юбках и просто в платках. После печальных терактов в российских городах мусульманки чувствуют себя, мягко говоря, некомфортно и нередко подвергаются нападкам и даже избиениям. Женщины, одевающиеся в соответствии с нормами Ислама, боясь за себя, часто вынуждены отказываться от поездок в столицу и другие города центральной России. Псевдорелигиозный экстремизм, как элемент политических игр; «прогрессивная» западная мода, нацеленная на раздевание; агрессивный прессинг телевидения, СМИ и масс-медиа, навязывающих безнравственный образ жизни; общественное мнение, умаляющее авторитет скромного стиля в одежде; слабость веры; безучастное и безревностное отношение мужчин к женщинам – всё это в комплексе служит тому, чтобы женщины отказались от хиджаба.

Каждая девушка, одевающая сегодня наряды в исламском стиле, совершает подвиг и каждый её шаг – это богослужение, распространение Ислама – мира, добра, чистоты во всех смыслах этого слова. Её поступок – поддержка других мусульманок, которые тоже решили защитить себя от безнравственного. Чем больше девушек одеты согласно Шариату, тем легче всему обществу и каждой девушке в отдельности носить естественную для человека и прекрасную форму одежды – хиджаб. Ведь хиджаб служит защитой самого дорогого и ценного – красоты женщины, а сама женщина, носящая его, возвышена над всеми прелестями этого мира.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector