4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И вновь звонят колокола на Коневце

И вновь звонят колокола на Коневце. «Роснефть» восстанавливает храм

Из истории Форосской церкви

В конце 19 века земли Фороса принадлежали российскому чайному магнату, Александру Кузнецову. Этот щедрый меценат сделал много благих дел для России: он открыл несколько гимназий, занимался организацией биологических станций и выделял средства на исследования молодых ученых.

Необычная мотивация к возведению храма

В октябре 1888 года произошло страшное событие. Император Александр III в сопровождении своей супруги и детей ехал на поезде из Крыма в Петербург. Внезапно вагон сошел с рельсов, и все пассажиры могли погибнуть в такой катастрофе. К счастью, царской семье удалось чудом выжить.

Кузнецов посчитал это божьим предзнаменованием и задумал в благодарность Господу за чудесное спасение императора построить храм в честь этого удивительного происшествия. Через неделю глава Православной церкви дал меценату свое согласие, и Кузнецов сразу обратился к талантливому архитектору Чагину. На строительство было выделено около 2,5 десятин земли и 50 тысяч золотых рублей, а это довольно крупная сумма по тем временам.

Некоторые историки считают, что Кузнецов поступил так не только из любви к царю-батюшке, но и из чисто коммерческих соображений. Дело в том, что чайным бизнесом в России традиционно занималась императорская семья, и Кузнецов сделал таким образом откупную.

Росписью храма занимались Маковский и Корзухин, а мозаику на полу создали итальянские мастера. Торжественное открытие церкви состоялось в 1892 году, и первым настоятелем стал отец Павел.

Сюда нередко приезжал Антон Чехов, который помогал организовать работу приходской школы. Спустя 10 лет после открытия Форосской церкви ее посетил Николай II в сопровождении супруги и маленьких дочерей. Его визит пришелся на годовщину удивительного спасения Александра III.

Советские времена

«Красный террор», запущенный в Крыму в 20-ых годах, не пощадил Воскресенскую церковь. Храм был закрыт, а его настоятеля сослали в Сибирь.

В 1927 году власти изъяли все позолоченные предметы из церковной утвари, сняли ризы с икон, сбросили купола и колокола. Всё это было продано, переплавлено и разграблено.

В 1934 году храм купила администрация санатория «Форос» за 18 тысяч рублей.

В годы войны здесь укрывались пограничники, охранявшие Форосскую заставу от фашистов. Стены храма были повреждены пулями и осколками бомб. В период осады здесь укрывались люди, которые молились за победу, стоя у оставшихся в храме икон. Однако, немцы все-таки оккупировали территорию Фороса и увезли из церкви декоративные стенные панели, мраморные подоконники и другие ценные предметы, а здание переоборудовали в конюшню. Лошади повредили искусный мозаичный пол.

После войны здесь снова стал работать ресторан. В 60-е годы Храм Воскресения посетил Хрущев, который путешествовал по Крыму с шахом Ирана. Могущественный гость отказался отобедать в ресторане, так как посчитал такое использование святого места кощунством. В гневе Хрущев велел снести ресторан, но, к счастью, здание церкви осталось практически нетронутым.

Очередной удар постиг церковь в 1969 году, когда здесь произошел пожар, уничтоживший последние иконы, фрески и другие элементы интерьера.

В 1980 году областной исполком хотел снести церковь и построить на этой территории пансионат, но местные жители добились отмены указа. После этого храм взяли на учет в качестве архитектурного памятника 19 века. Через год здание обследовали, установив, что оно пришло в полное запустение: здесь не было ни куполов, ни окон, ни дверей. Реставрацию начали в 1987 году, и после сдачи первой очереди сюда вновь пустили прихожан. Ремонт и восстановление продолжались и в 90-е годы, параллельно со службами.

Долгожданное восстановление

Храм начали реставрировать благодаря чете Горбачевых, которые строили дачу неподалеку и восхитились красотой Форосской церкви. Немалую роль в активном восстановлении сыграл и новый молодой настоятель, отец Петр.

К столетию храма поставили новые купола и шпили, оплаченные Пархитько И.В., а Черноморский флот преподнес в дар храму колокол 1862 года, снятый с средневекового маяка под названием Сарыч. Мастера расписали стены, украсили окон витражами, восстановили каменное ограждение территории, позолотили интерьеры.

В 2004 году произошло первое богослужение после реставрации. Его провел митрополит Симферопольский и посетил украинский президент Кучма.

На Храм Воскресения Христова вернут колокола

Исторические колокола церкви Воскресения Христова в Кадашах, находящиеся ныне в Государственном Академическом Большом театре, можно вернуть на колокольню храма без вреда для театральных постановок. Такое убеждение высказали участники пресс-конференции, прошедшей 17 сентября в Москве.

«Мы благодарны Большому театру за то, что колокола были сохранены. Само по себе это огромное дело, — отметил настоятель храма протоирей Александр Салтыков. — Увенчать это дело возвращением колоколов на историческое место значит обогатить атмосферу Москвы их прекрасным звучанием. Я исполнен благой надежды, что колокола вернутся на свое место».

Участники пресс-конференции подчеркнули, что речь ни в коем случае не идет об причинении вреда Большому театру и о лишении его важного музыкального инструмента. Напротив, как подчеркнул эксперт колокольной акустике Общества церковных звонарей Константин Мишуровский, открывается возможность одновременно восстановить историческую справедливость в отношении храма и улучшить качество колокольного звона Большого театра.

По словам участников пресс-конференции, в настоящее время известно о том, что в Большом театре находятся два кадашевских колокола с вкладными надписями — большой и полиелейный благовестники весом в 400 и 200 пудов соответственно. В частности, большой колокол отлит в 1787 году по завещанию шелкового фабриканта Ивана Садовникова знаменитым колокольным мастером Константином Слизовым.

Представитель Росохранкультуры Кирилл Зайцев выразил уверенность, что передача колоколов в храмы не затормозит процесс реставрации Большого театра, в частности, потому, что реставрация части здания, где расположена звонница, еще далека от завершения. «Идет нормальный процесс, и стороны договорятся», — резюмировал Зайцев.
Подробнее на сайте ИА REGNUM>>

О храме

  • Новости
  • История
    • История храма от истоков
    • После 1917 г.
    • Возвращение храма
    • Кадашевский календарь
    • Воспоминания кадашевцев
  • Кадаши в опасности!
    • О проекте
    • Охрана храма-памятника
    • Материалы в СМИ
  • В храме служили
  • Святыни храма
  • Усыпальница
  • Фотографии

Приход

  • Журнал «Мир Божий»
    • О журнале
    • Выпуски
  • Приходская деятельность
  • Духовенство
  • Богослужения
  • Статьи прот. Александра Салтыкова
  • Проповеди
  • Библиотека
    • Рекомендуемые книги, телепередачи
    • Кадашевский Листок
  • Образование. ПСТГУ
    • ПСТГУ
    • Факультет церковных художеств
    • Издательство ПСТГУ
    • Публикации
  • Молодежная работа
  • Клирос
  • МПИКО
  • «Кадашевские Чтения»
    • I
    • II
    • III
    • IV
    • V
    • VI
    • VII
    • VIII
    • IX
    • X
    • XI
    • XII
    • XIII
    • XIV
    • XV
    • XVI
  • Детский учебный центр
  • Кадашевские кактусы
  • МУЗЕЙ «Кадашевская слобода»
  • Жития святых
  • Святые мысли

Икона дня

Подать записки

Братья и сестры!

Теперь у вас есть возможность подать поминальные записки о здравии и упокоении на Литургию, а также заказать Сорокоусты о здравии и упокоении, Молебны о здравии и Панихиды. Пишите, пожалуйста, на каждой строке только 1 имя.

Кроме того, здесь же можно поставить свечи перед любой иконой в храме. Тоесть, в этом же разделе внизу увидите таблички: «Иконы, перед которыми ставятся свечи». Там перечислены все иконы как на первом, так и на втором этажах нашего храма, а также мощевик, перед которыми ставятся свечи. И перечисляются ориентировочные цены самих свечей, которые вы пожелаете поставить перед выбранной вами иконой. Во время Божественной службы свечница поставит свечку перед этой иконой.

Читать еще:  Итальянская полиция усиливает меры безопасности у собора Святого Петра

Также там есть табличка «Для богослужения», где вы можете пожертвовать, сколько пожелаете, на приобретение лампадного масла и кагора для алтаря.

Все Ваши пожертвования, совершенные через форму на этой странице, перечисляются непосредственно на официальный расчетный счет храма, указанный в разделе «Помочь храму».

Пожертвования на ваше усмотрение.

Спаси вас Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы надеемся на вашу помощь в благоустройстве нашего храма. В нижнем храме необходимо запроектировать и установить иконостасы в центральном и боковых приделах и, в связи с этим, изыскивать средства для написания икон для иконостасов верхнего и нижнего храмов.

Также нам пора заняться обустройством интерьера на первом и втором этажах.

Как вам известно, уже несколько месяцев проводятся Божественные службы в храме преподобного Иова Почаевского, который расположен с южной стороны нашего большого Храма. Это единственный храм в Москве, посвященный этому великому святому Юго-Западной Руси. И здесь возникает та же проблема: отсутствие иконостаса, живописи, интерьера.

Наш с вами Храм строился силами благочестивых купцов в XVII веке. Он пережил различные перестройки, переделки. В 1812 году горел, в середине XIX века отреставрирован, в лихую годину безбожия, особенно после закрытия в 1934 году, использовался не по-назначению. В 1960-х годах был приспособлен для мастерских Грабаря. К началу 2000-х годов был приведен в полуразрушенное аварийное состояние. После 2004 года началось его возрождение. А совсем недавно силами Министерства культуры РФ проведены ремонтно-реставрационные работы, благодаря которым храм преобразился, но, к сожалению, осталось множество нерешенных вопросов, основные из которых мы только что огласили.

Так поможем же всем миром в благоустройстве и благоукрашении Храма, сохранившегося и преобразившегося спустя трех с лишним веков.

Да поможет Всемилостивый Господь Бог всем людям, жертвующим храмам Божиим, труждающимся и служащим в Церкви Господней!

Пожертвования можно перечислить следующими удобными вам способами:

Перечислить на счет храма, который есть на этом сайте в разделе «Помочь храму»

или опустить в церковную «кружку» в храме.

Также можно отправить пожертвование на Яндекс Кошелёк №410011339674499 или

на карточку Сбербанка социальной службы прихода: № 5336 6900 7105 5232.

Также можно отправить пожертвования с помощью системы PayРal

По всем вопросам обращаться по телефону: +7-926-212-54-27

Нижний храм в честь Успения Божией Матери (фото нач.2019 г.)

Тихвинский придел ( фото нач.2019 г.)

Никольский придел ( фото нач.2019 г.)

Храм в честь преп. Иова Почаевского

Храм в честь преп. Иова. Внутренний вид

Братья и сестры! В связи с реорганизацией Банка «Открытие» 17 декабря в нашем храме снова изменились банковские реквизиты!

р/с 40703810895020022807,
к/с 30101810945250000297

Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАО Банка «ФК Открытие» г. Москва.

Всем, кто хочет оказывать нашему храму благотворительную

помощь на оплату коммунальных расходов, на реставрацию

живописи, воссоздание иконостасов, интерьеров храма, на

издание журнала «Мир Божий» или Сборника «Кадашевские

чтения», на помощь и поддержку малоимущим и многодетным

семьям, тяжелобольным и просто нуждающимся людям, просьба

перечислять средства по вышеуказанным реквизитам, а также

Яндекс Кошелёк №410011339674499

или на карту Сбербанка социальной службы прихода

№ 5336 6900 7105 5232. Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru

Благодарим всех, кто отзывается на наши призывы о помощи,

кто периодически оказывает материальную поддержку приходу.

Мы всегда молимся о вас Всемилостивому Богу, а Господь

всегда воздает сторицей от сердца помогающим храмам Божиим

Да благословит всех вас Господь!

На нашем сайте есть рубрика Стихия, которая периодически обновляется. Приглашаем посетить эту рубрику

Напоминаем вам, что в нашем храме проводятся огласительные беседы перед совершением Таинства Крещения по субботам в 16 часов.

Всем, кто собирается записаться на оглашение, просьба заранее созвониться по телефону: 8(495) 953-13-19

Вышел из печати 23-й том «Кадашёвских чтений»

Уважаемые участники конференции, чьи доклады опубликованы в данном сборнике, могут получить авторский экземпляр в храме Воскресения Христова в Кадашах. Сборник можно приобрести в храме за свечным ящиком.

В наш храм чудесным образом пришли мощи преподобноисповедника Гавриила Мелекесского, который в 1934 году был священником в нашем храме и при котором храм был закрыт безбожной властью, а святой Гавриил арестован во время Божественной Литургии в день Преображения Господня.

Настоятель храма отец Александр благословил написание большой иконы преподобного Гавриила для вложения в нее святых мощей.

Поэтому, мы объявляем сбор пожертвований на эту икону.

Пожертвования можно опустить в специальную кружку в храме или перечислить на ЯндексКошелек

О незаконном уничтожении «дома дьякона»

По благословению настоятеля Храма Воскресения Христова в Кадашах набирается группа добровольцев для интересной и познавательной работы на территории Храма.В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании.

В результате строительных работ на территории храма Воскресения Христова в Кадашах имеются земляные отвалы культурного слоя, нужна помощь в его просеивании. Специального опыта не требуется, так как за процессом раскопок следит опытный археолог. Поэтому будет интересно! Для желающих принять участие в этой работе контактный телефон: +79175718020 Лидия Александровна.

Все обретенные предметы будут переданы в музей «Кадашевская слобода»

Благовест

Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие — в ритме музыкальной размерности ¾.

В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).

Благовест также подразделяется на:

  • воскресный (вес колокола — 3,25 тонн);
  • полиелейный;
  • повседневный (1,64 т);
  • праздничный (6 т);
  • великопостный.

Форосская церковь была возведена на средства Александра Григорьевича Кузнецова (1855 — 1895) — известного чаепромышленника, купца первой гильдии. С появлением церкви на Красной скале связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь.

Но это лишь красивая легенда. В архивных документах мы найдём иную версию появления храма, хотя и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.

К работе по созданию храма А. Г. Кузнецов привлёк лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н. М. Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 метров, благодаря чему церковь видна со всех сторон. Трудно было бы выбрать более живописное место для этой небольшой, но удивительно красивой церкви: красная скала, отделившаяся от основного массива гор, окружена густым зелёным лесом, внизу вьётся серой лентой дорога, а дальше — бескрайний простор моря, сливающийся у горизонта с небом.

Читать еще:  Папа Иоанн Павел II принял отставку трех бразильских кардиналов

Церковь построена в византийском храмовом стиле, с системой внутренних опор — столбов и с применением многочисленных куполов (разной величины, всего их девять) по типу русских деревянных храмов. Своим силуэтом церковь напоминает московские церкви конца XVIII столетия. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича — плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождество Христово» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом.

В собственность церкви А. Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта.

Храм строился 4 года. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом в честь Воскресения Христова. А через 6 лет, в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти, церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Феодоровной.

После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. Двери многих церквей и храмов надолго закрылись. В Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, ещё несколько лет совершались службы. Но очередь дошла и до неё. В 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы с икон, а сами иконы работы известных мастеров пропали бесследно. В Форосской церкви был размещен склад.

Шли годы. В посёлках Форос, Меласс, Мухалатка развернулось строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Форосская церковь, маленькая, изящная, расположенная в красивом месте, привлекала внимание партийных боссов. Для них здесь открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни. В зале, где несколько лет назад прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку.

Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боёв. Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Бейдарские Ворота их задержал отряд командира погранзаставы А. С. Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Никто не уцелел в этих боях, все бойцы отряда погибли, но не отступили. Мученическую смерть принял командир: враги распяли его на дереве. На самом храме остались следы от вражеских пуль. Во время оккупации люди приходили в пустую, разрушенную церковь и молились, просили о даровании победы.

Однако после войны здесь вновь открыли ресторан, где кормили гостей вкусными блюдами и поили крымским вином. В 60-е годы было построено новое, более удобное шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь осталась в стороне, её стали меньше посещать туристы. Храм постепенно ветшал, и, наконец, был закрыт и оставлен на полное разрушение.

Но, несмотря на многолетнее атеистическое воспитание, в сознании русского человека живо стремление к нравственному осмыслению своей жизни, стремлению к вере. А символом веры является Дом Божий — церковь. Может быть, поэтому в 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Спасли храм неравнодушие и забота о будущем людей, по настоянию которых церковь была объявлена памятником архитектуры XIX века. Однако они этим не ограничились и потребовали отреставрировать Форосский храм, вернуть ему былое величие. Понадобилось 7 лет активных действий. Наконец, в 1987 году государство выделило деньги только на внешнюю реставрацию. Жители посёлков Форос, Орлиное, Мухалатка, на общем сходе решили, что храм надо вернуть верующим. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем был поставлен молодой иеромонах Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев).

Храм находился в страшном запустении: голые ободранные стены, лишь кое-где высоко под куполом сохранились фрагменты фресок, дырявая крыша, окна, заложенные камнями. Местные жители пришли на помощь: они вычистили церковь от мусора, вымыли пол. 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен с водосвятием и освятили храм.

В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золочёные кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрёл медные колокола, установленные на звоннице. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом.

Реставрация церкви произведена в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде. Композиции в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» созданы художником Александром Сергеевичем Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика «Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также пять живописных полотен «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св. Лука» и «Воскресение Христово» в алтаре церкви созданы художником Анной Ивановной Петровой в 2004 году, оба мастера принадлежат также к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.

Как все начиналось… (2002)

Свято-Воскресенский храм поистине богат своей историей. Много в ней замечательного, но не обошлось и без тяжелых времен. Самые печальные страницы – это советское время, когда храм был отнят у Церкви и разграблен. В конце 50-х годов, по свидетельству писателя Владимира Солоухина, на церковной территории устроили детский пионерский лагерь, но храм еще действовал: он был отремонтирован и покрашен. Но уже скоро мальчишки и девчонки, приехавшие на летние каникулы, играли в полуразрушенном здании. Только по прошествии десятилетий, когда у них уже выросли свои дети, и изменилось отношение к вере и Церкви, началось трудное возрождение духовной жизни, у храма в небольшом селе, которое практически покинули жители еще в 60-е годы, появилась надежда на «второе рождение».

Валентина Николаевна Самарина (Бугрова) – одна из тех, кто первой услышала от Господа призыв к восстановлению храма, прозвучавший из уст одного священника. На заданный кем-то вопрос: будут ли заниматься храмом в с.Воскресенье, священник, приехавший отпевать ее отца, ответил: «Это все зависит от вас». Она запомнила эти слова, «сложила в сердце». Несколько лет Валентину Николаевну не покидала мысль, что нужно поднимать церковь, с которой всегда была связана ее семья. Но сложно было решиться на такое, казалось, непосильное дело: некогда красавец храм был сейчас больше похож на средневековые развалины. Несмотря на страхи, в душе Валентины Николаевны росло беспокойство и, наконец, созрела решимость как-то действовать.

«В 2002 году я пришла в покровский храм, — рассказывает Валентина Николаевна, — дождалась о. Сергия (Березкина) и говорю ему: «Давайте храм восстанавливать, храм ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА». Он расспросил про село, сколько людей там живет и пр., обещал приехать (и сдержал свое слово: приехал, после осмотра приободрил нас, благословил на труды). Когда вышла из храма испугалась того, что наделала, какую ношу на себя взвалила. Но в то же время голос изнутри: «Все! Ни шагу назад! По-другому жить нельзя. Слово сказано».

После начался долгий путь: в администрацию, в местный дом отдыха, по деревням. Валентина Николаевна говорила с людьми, прислушивалась к советам, молилась Господу о помощи. Но время шло, а дело не двигалось. Осенью 2002 года она решила взять благословение, чтобы пойти по окрестным деревням, просить пожертвование на храм: «У нас везде тут в округе родственники, маму и отца моих очень многие знали. Стучала в каждый дом, и, знаете, никто не возмущался, сколько могли, давали».

Читать еще:  Православные христиане в различных странах мира отмечают Рождество Христово

Не настолько значимой оказалась сумма, собранная в это время, сколько начало собирания церковной общины вокруг воскресенского храма. Вспоминает одна из прихожанок, Якиманская Варвара Дмитриевна: «Однажды в дверь постучали. Мне говорят: — Там женщина на храм собирает. — Какая женщина?! — Да вон она пошла. Я по-бежала за ней, кричу: женщина, женщина, подождите! Так познакомилась с Валентиной Николаевной». Господь не оставлял тех, кто добровольно принимал на себя тяжелые заботы по устроению церковной жизни. Одна из прихожанок, человек уже в возрасте, просто преобразилась на глазах, физически окрепла: «Как стали молебны служить, на глазах стала выздоравливать», — рассказывают о ней прихожане. Действительно, удивительно: недавно бабушка не могла на ногах долго стоять, а сейчас легко закидывает в печку дрова, отапливает временный храм.

Соединял Господь людей в трудах и молитве. В 2003 году митрополит Евлогий благословил быть настоятелем воскресенского прихода свящ. Евгения Филатова (подробное интервью с о. Евгением читайте здесь).

Сначала служили в трапезной молебны, акафисты. «Вот тут в трапезной полочка такая стояла с иконами, — вспоминают прихожане,здесь батюшка нас и исповедовал. Сам жил «в келье», через стенку от трапезной, уезжал редко, хотя в Москве оставалась семья, шесть дочек». Постепенно из барачного здания, в котором когда-то жили сотрудники пионерлагеря, сделали временный храм. Люди жертвовали иконы, облачения, утварь.

Изначально состоял приход в основном из женщин. Поэтому, когда в 2003 году, о. Eвгению встретился Петр Иванович Купренко, то он стал ему первым помощником. А через пару лет – старостой храма (воспоминания Петра Ивановича об этом периоде можно прочесть здесь).

Постепенно общими силами принялись расчищать территорию храма. Приехали на субботник ребята – школьники из панфиловской средней школы вместе с учителями. Сколько ребят тут было! Некоторые из них стали регулярно ездить на богослужения: учились читать, петь на клиросе. Сейчас у них уже свои дети, кто-то уехал из родных деревень (Желудево, Панфилово, Воскресенье). Работы было, казалось, неподъемно много. Откопали фундамент храма, расчистили овраг и засыпали его землей, спилили деревья.

«Стоим как-то с о.Евгением, — говорит Петр Иванович, горько улыбаясь, — смотрим на расчищенную территорию вокруг разрушенного храма, мечтаем: крест бы поставить, крышу медью покрыть. А денег церковных в кармане – 1000 рублей».

В 2005 году на праздник Тихвинской иконы Божией Матери приехал Высокопреосвященнейший Владыка Евлогий, ныне митрополит Владимирский и Суздальский. Владыка за эти годы несколько раз приезжал в воскресенский приход.

По его молитвам и общими трудами, появились большие помощники. С 2005 года до сегодняшнего дня сделано немало: отремонтирован фасад, летняя часть храма, подготовлена для дальнейшей работы трапезная часть. Нашлись люди, которые пожертвовали на иконостас, о. Евгений (сам иконописец) лично выбирал и следил, как будут написаны иконы.

Установили колокола: 12 колоколов, самый большой 3800 кг. Правда, их воскресный звон можно услышать, к сожалению, не часто. Потому что звонарь должен тут быть и немного каскадером: сама колокольня не достроена, забираться на нее нужно по временной лестнице, прикрепленной к отвесной стене храма со стороны улицы, на площадке находиться тоже крайне опасно.

Архитектура

Бесстолпное сооружение, увенчанное круглым куполом, представляет собой образец псевдорусского архитектурного стиля, который использовался в XIX веке при возведении многих соборов. Он представлял собой гармоничное объединение нескольких различных направлений: традиции древнерусского зодчества, элементы византийской архитектуры, стиля модерн.

Внутреннее убранство

В 1908 году были освящены два предела: главный и правый в честь святого Николая. В 1920 году появился придел для проведения зимних служб. Левый предел в честь Александра Невского освещали позже. В нем установили иконостас и престол. Главный иконостас проектировал А. Л. Гун. Образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи.

Особо почитаемые иконы Храма:

  • Воскресения Христова. Её пожертвовал патриарх Иерусалимский Дамиан. В ней находился кусочек Живоносного Гроба. Прихожане верят, что икона помогает исцелиться от алкоголизма.
  • Воскресения Христова, написанная на основании из Мамврийского дуба. Её подарила Духовная миссия Иерусалима.
  • Преподобного Серафима Саровского.
  • «Неупиваемая Чаша», созданная С. Г. Голубевым в 1992 году.

Роспись помещения Храма проводилась с 1914 по 1916 годы под руководством В. Т. Перминова. Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Внешнее убранство

Каменный Храм стал украшением Обводного канала. Фасады, карнизы, окна, шатер отделаны песчаником, декоративным кирпичом.

На высоте 60 метров находится 1 000 пудовый колокол, называемый «Отец Александр», в честь основателя Общества трезвости

Ажурный шатровый элемент дополнен четырьмя декоративными колоколами. В стенах боковых фасадов здания прорезаны большие арочные окна.

Красивую наружную икону западного фасада «Воскресение Христово» написал известный художник С. Т. Шелковый в 1909 году

Священники

  • Ондрей Данилов (1630 — 1634)
  • Пантелеимон Львов (1634 — 1650)
  • Павел Паутов (1652)
  • Савва Федоров (1680 — 1683)
  • Никита Бурцев (1726)
  • Иоанн Меркурьев (1765 — 1772)
  • Петр Меркурьев (1772 — 1789)
  • Михаил Меркурьев (1772 — 1781)
  • Иоанн Истомин (1789 — 1807)
  • Иоанн Черкасов (1796)
  • Адриан Силин (1807)
  • Павел Флоровский (1807)
  • Димитрий Щетинин (1808 — 1809)
  • Иоанн Черкасов (1808 — 1825)
  • Михаил Вавилов (1814 — 1827)
  • Философ Вахрушев (1827)
  • Николай Сосунов (1835 — 1885)
  • Алексий Орлов (1850 — 1859)
  • Алексий Барков (1864 — 1873)
  • Михаил Ракитин (1869 — 1870)
  • Александр Некрасов (1874 — 1884)
  • Михаил Богатырёв (1878)
  • Иоанн Троицкий (1879 — 1880)
  • Павел Добротворский (1882 — 1904) прот.
  • Василий Сиротинский (1882 — 1901) прот.
  • Павел Меньшенин (1894)
  • Капитон Кондаков (1901 — 1910)
  • Димитрий Рахинский (1901)
  • Феодор Смиренский (1906 — 1928)
  • Андрей Фоминский (1908)
  • Валериан Мамин (1910 — 1914)
  • Николай Чистосердов (1912 — 1930)
  • Пётр Сайков (1913 — 1917)
  • Герман (Коккель) (1929 — 1930)
  • Константин Лебедев (1929 — 1936)
  • Ананий (Криворучко) (1929)
  • Димитрий Хандорин (1929 — 1936)
  • Иоанн Беневоленский (1929)
  • Николай Васильев (1929)
  • Илия Кручинин (1930 — 1936)
  • Феодор Козленко (1930)
  • Сергий (Васильков) (1933 — 1935)
  • Серафим (Кокотов) (1935 — 1936)
  • Константин Попов (1935)
  • Серафим (Шамшев) (1936)

Храм Воскресения Христова на карте

Храм Воскресения Христова находится по адресу: Крым, городской округ Ялта, поселок Форос, улица Терлецкого, 3. Службы проводятся ежедневно с 8:00 до 17:30.

Доехать до церкви проще всего на паломническом автобусе или в составе экскурсионной группы.

Тем, кто предпочитает путешествовать без суеты и спешки, можно воспользоваться общественным транспортом, личным автомобилем или службой такси.

С автовокзала Ялты в сторону Фороса идут автобусы сообщением «Ялта – Форос», «Ялта – Севастополь». Туристам нужно будет сойти не на поселковом автовокзале, а у начала спуска с трассы Фороса (лучше заранее предупредить водителя, что необходимо попасть в храм Воскресения Христова).

Дальнейший путь (около 4 километров) паломникам придется проделать пешком, либо остановить попутный транспорт или вызвать такси.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector