6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Старообрядчество
  • Межрелигиозные отношения
  • Инославие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Преставился ко Господу митрополит Иоанникий (Кобзев)

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском скиту

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Отели и пансионы в районе Ахтамара

По трассе, ведущей к причалу, есть мотели. Один из них находится напротив причала. Но, как правило, эти мотели работают лишь в летнее время. Также можно в отелях и пансионах Татвана, Битлиса, Вана (на данный момент нет информации о работе отелей Вана после землетрясения. Хотя на сайтах бронирования отели Вана присутствуют). Проверить информацию по отелям этого направления можно в форме бронирования отелей и авиабилетов в правом верхнем углу сайта.

Не смотря на то, что Ван пострадал, Татван землетрясение не затронуло. Отели и пансионы в Татване работают.

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры [1] и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков [2] . Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом [3] . С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви [4] . Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни [5] . В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат [5] . Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана [4] [5] . С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после геноцида армян 1915 года [5] .

Ахтамар — крестово-купольная церковь [1] несколько видоизмененное в плане [6] , длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м. [5] . Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века [7] . К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня, а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Более чем тысячелетний храм сохранился без значительных видоизменений [8] .

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню [3] , особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами [6] . При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение [6] . Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов [3] . Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа [9] . Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс, опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза» [6] (иначе «Сбор винограда» [10] ). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных… на всем христианском Востоке» [11] . В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу [5] . На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски [12] . В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности [6] .

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры [6] . В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства [13] . В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах [14] [15]

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры [1] и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков [2] . Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом [3] . С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви [4] . Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни [5] . В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат [5] . Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана [4] [5] . С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после геноцида армян 1915 года [5] .

Ахтамар — крестово-купольная церковь [1] несколько видоизмененное в плане [6] , длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м. [5] . Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века [7] . К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня, а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Более чем тысячелетний храм сохранился без значительных видоизменений [8] .

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню [3] , особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами [6] . При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение [6] . Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов [3] . Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа [9] . Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс, опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза» [6] (иначе «Сбор винограда» [10] ). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных… на всем христианском Востоке» [11] . В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу [5] . На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски [12] . В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности [6] .

Читать еще:  Глава Дома Романовых высказала свою позицию по диалогу между РПЦ и РПЦЗ

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры [6] . В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства [13] . В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах [14] [15]

Армянский храм

Обычно здесь мало икон, стены могут украшать картины, отсутствует иконостас. Все богослужение совершаются на глазах у прихожан. Сам обряд может сопровождаться звучанием органа. Богослужебный язык армянской церкви — грабар (староармянский).

Имеются некоторые собственные обряды. К примеру, матах Մատաղ) — приношение животного в жертву и устроение общей трапезы для нуждающихся.

Что теряет мир от превращения Айя-Софии в мечеть?

Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества.

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

Собор-музей Святой Софии (Премудрости Божией в христианской традиции) в Константинополе-Стамбуле снова становится мечетью. Это мало кого радует в мире, поскольку превращение одного из главных символов культурного наследия человечества в заложника политических амбиций — плохой знак. Политика от таких подходов если и выигрывает, то ненадолго, а вот наследие, как правило, проигрывает. Вместе с человечеством.

Анализировать турецкие внутриполитические расклады вкупе с тактическими и стратегическими целями президента Реджепа Эрдогана — дело специалистов по политической конъюнктуре. Не буду этим заниматься, но оговорюсь: у большой истории — другая логика, она проста и неумолима. Сиюминутные тактические выигрыши политиков обесцениваются назавтра, заслоняются новыми комбинациями, забываются. А ценности вневременные — то, собственно, что и зовется Всемирным наследием, — живут своей долгой жизнью.

В конце концов, любой объект Всемирного наследия, практически любое заметное произведение мировой художественной культуры в свое время тоже имели политический контекст и подтекст. Но эти контексты и подтексты в наши дни интересны историкам и иным специалистам; а миллионы людей восхищаются Парфеноном, Ангкор-Ватом в Камбодже или церковью Вознесения в Коломенском, не вдаваясь в подробности политических и иных амбиций их создателей и заказчиков.

Причем это касается не только созидания, но и разрушения: никого не волнуют амбиции, чувства и мотивации геростратов — запоминается результат.

Поэтому, если абстрагироваться от политических дел сегодняшней Турции, ответ на вопрос, что происходит в Стамбуле, коль скоро музейный собор Святой Софии вновь делают мечетью, каковой он пребывал до 1934 года, прост.

Мечетей в Стамбуле и так хватает — Айя-София станет 3272-й по счету.

Дело в другом. Президент Реджеп Эрдоган, а также его сторонники и избиратели повторяют, воспроизводят, переживают заново захват Константинополя в 1453 году. И присвоение — точнее сказать, перекодировку — главного символа и духовного центра захваченного города. С той разницей, что в отличие от 1453 года в 2020-м Святую Софию некому защищать.

Можно вспомнить и церковь Святой Женевьевы в Париже, обращенную победившими французскими революционерами в 1791 году в «храм Отечества», и тот же Парфенон, побывавший и христианской церковью, и мусульманской мечетью. Да и превращение православных храмов в России после 1917 года в храмы нового советского «культа» — дома культуры и школы — явление того же порядка.

В России, кстати, история со Святой Софией принимается близко к сердцу, возможно, еще и потому, что после 1917 года победители-большевики проделали с Москвой очень похожее на то, что завоеватели 1453 года — с Константинополем.

Второй и Третий Рим

Виды Стамбула. Старинные золотистые мозаики с изображением Иисуса Христа в главной мечете Стамбула – Айя-Софии

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

С тех пор как старец Филофей, монах Спасо-Елеазарова монастыря, затерянного меж лесов и болот неподалеку от Пскова, сформулировал теорию «Москва — Третий Рим, а Четвертому не бывать», наши соотечественники беспрестанно сопоставляют судьбы, образы и черты Рима, Константинополя и Москвы.

Параллели, безусловно, прослеживаются (это большая отдельная тема, не будем в нее здесь углубляться). Но удивительно вот что: отслеживая те или иные отдельные похожие черты устройства Второго и Третьего Римов, Константинополя и Москвы, историки поразительным образом проходят мимо сходства их исторической судьбы.

Остановлюсь на некоторых. Как известно, Константинополь был захвачен турками в 1453 году и превращен из столицы Византийской империи в столицу империи Османской. Но объявить чужую столицу своей и действительно сделать ее таковой — совсем не одно и то же. Захваченный турками город был визуально чужим и чуждым. Всюду высились купола христианских храмов, кресты, мемориальные колонны императоров. Это была иная слава, иная история, иная философия, овеществленная в камне. И эти камни говорили. Туркам потребовалось почти полтора столетия, чтобы перекодировать захваченный город на свой манер. Напомним вкратце, что они для этого сделали.

Как в Германию пришла мода на свержение памятников

Они закрыли почти все христианские церкви города. Главную святыню Константинополя — собор Святой Софии — превратили в мечеть, пристроили к ней минареты — так, чтобы храм и внешне напоминал мечеть. То же превращение пережили десятки больших и малых городских церквей и монастырей. При этом десятки храмов, стоявших на выигрышных местах, представлявших собою архитектурные доминанты города, были снесены до основания. На их месте выросли мечети. Колонны императоров были низвергнуты. Греческие названия улиц, площадей и районов города заменены турецкими. И, наконец, само имя Константинополя было стерто с географических карт, уступив место Стамбулу.

Нам это ничего не напоминает? Не Москву ли преобразовывали подобным образом из первопрестольного града Российской империи в столицу мирового коммунизма? С той, впрочем, разницей, что на перекодировку большевикам понадобилось не 150, а каких-нибудь 15–20 лет. Напомним вкратце, что они для этого сделали.

Закрыли почти все православные церкви города. Главный храм города — храм Христа Спасителя — взорвали, чтобы построить на его месте символ нового коммунистического мира — Дворец Советов. Десятки церквей были перестроены до неузнаваемости — с них снимали кресты, сносили колокольни и главы, сбивали декор, отламывали апсиды — так, чтобы здание ничем уже не напоминало православный храм. Десятки других церквей и монастырей, стоявших на выигрышных местах, представлявших собою архитектурные доминанты, были снесены. На их месте построены рабочие клубы, школы и другие источники «пролетарской культуры». Монументы императоров были низвергнуты. Старинные названия улиц, площадей и районов были заменены советскими. Вот только имя Москвы все же не было стерто с географических карт — хотя вопрос о переименовании ее в Сталинодар некоторое время обсуждался, но до решения не дошло…

Параллель эта, как и любая другая, в какой-то мере условна. В самом деле, Москву в 1917 году захватывали не иноземные завоеватели. Но то, что к власти в стране пришли люди, желавшие построить в ней принципиально иную цивилизацию,— несомненно.

Как и в Константинополе в 1453 году. И мечеть Айя-София стала символом этой новой цивилизации, построенной на руинах прежней.

Так что в главном, цивилизационном смысле все Римы пали — без исключения.

Собор Святой Софии с изображением Богоматери с младенцем под куполом

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В 1934 году, когда в Москве строители новой цивилизации ломали Сухареву башню, Кемаль Ататюрк, великий преобразователь Турции, превратил мечеть Айя-София в музей. Вновь оставляю в стороне европейские и турецкие политические расклады и тактические расчеты 1934 года — с большой временной дистанции этот акт выглядит мудрым шагом в области культурной политики, предвосхищавшей многие тренды последней трети ХХ века.

Тут было видение. Когда культуру и ее памятники перестают делить, ее начинают приумножать. В новом музее соседствовали и христианские, и мусульманские религиозные артефакты. Ататюрк фактически объявил Святую Софию объектом общего, Всемирного наследия — за несколько десятилетий до появления соответствующей Конвенции ЮНЕСКО (она была принята в 1972 году). И миллионы людей во всем мире, ценящих культуру и наследие, до сих пор признательны Ататюрку и Турции за этот шаг.

Поэтому, кстати, так болезненна реакция в самых разных странах — от Греции до Франции — на турецкий шаг в обратном направлении. Историческая память сильна, и покушение на нее вызывает подлинную боль. И насколько решение 1934 года до сих пор выглядит прорывом в будущее, настолько же решение 2020 года кажется срывом в архаику.

Президент Эрдоган сегодня называет превращение Святой Софии в мечеть исправлением «ошибки» турецких властей 1934 года. Увы, исправляется «ошибка», которой следовало бы гордиться.

Пророчество Петроградской коллегии

Разумеется, турецкие власти уверяют мир, что объект Всемирного наследия не понесет никакого урона. «Пусть никто не волнуется, мы продолжим сохранять Айя-Софию как сокровище, ее культурную ценность»,— обещает президент Турции. Его официальный представитель Ибрагим Калын добавляет даже, что представители всех религий, в том числе и православные христиане, смогут беспрепятственно посещать собор Святой Софии, где будут сохранены все христианские фрески и мозаики.

Читать еще:  Кофе и пиво влияют на участок ДНК, который связан с раком и старением

Но «нейтральный» статус музея (а музейное использование для столь древнего и почтенного здания, несомненно, самый лучший вариант) предполагает равные права и равные возможности для всех конфессий или социальных групп.

(Надо заметить, что именно этим, а отнюдь не антирелигиозными мотивами, был вызван недавний гражданский протест в Санкт-Петербурге в связи с намерениями сделать Исаакиевский собор из музея действующим храмом. И наши власти поступили весьма мудро, остановив реализацию этого намерения.)

Турецкие СМИ уже сообщают о специальной технике освещения, которая позволит сделать христианские фрески, мозаики и символы невидимыми — пока что во время намазов. Для туристов же, которые теперь не смогут осматривать собор во время намаза, будут устроены некие специальные коридоры. Мраморный пол Святой Софии застелют молитвенным ковром. В новую мечеть уже назначены два имама и четыре муэдзина. В общем, Всемирное наследие делается турецким.

И нельзя сказать, кстати, что ко всеобщему ликованию. Хоть Реджеп Эрдоган и заявляет, что исполняет волю 83 млн турецких граждан, в турецкой печати можно встретить и такие оценки: «Что мы, Турция, обретем от этого? Никто не может сказать, что в округе нет другой мечети и людям некуда ходить на намаз… До настоящего времени ни из одной точки мира не поступило заявление: «Молодцы, мы вас поддерживаем…» Дорогие читатели, когда Айя-София превратится в мечеть, вот что нас ждет. Мраморный пол, которому тысяча с лишним лет, будет покрыт коврами, чтобы на них совершали намаз. Местным и иностранным туристам, приезжающим посетить музей, будут на входе указывать на несоответствия внешнего вида. Особенно если будет введен запрет на вход в обуви… Музей Айя-София — чуть ли не машинка для печатания денег для Турции. Это второй музей после Топкапы (старинная резиденция турецких султанов в Стамбуле.— «О» ), который приносит нашей стране больше всего доходов». И тому подобное.

Индия вступила в борьбу с монументальными пережитками колониализма

Оставим без комментариев столь прагматичный подход к защите культурных ценностей. Тут важнее, что гипотетические политические дивиденды представляются турецким властям важнее реальных экономических доходов. И тут снова нельзя не вспомнить Россию, а именно — поистине пророческое обращение Петроградской коллегии по охране памятников старины и сокровищ искусства к Советскому правительству в 1918 году, когда было принято решение о том, что Московский Кремль станет резиденцией новой политической власти: «Опытом установлено, что место пребывания правительства, как место наиболее интенсивной политической жизни, неизбежно влечет за собою гибель многих памятников старины и искусства… занятие Кремля правительством создает чудовищную угрозу целости величайших по своему мировому и исключительному значению памятников».

Все так и сбылось, напоминание тому — пустыри на месте Чудова и Вознесенского монастырей, Малого Николаевского дворца, Дворец съездов на месте старой Оружейной палаты и другие кремлевские утраты…

Критикам нового поворота в судьбе Святой Софии в Стамбуле отвечают, что превращение музея в мечеть — внутреннее дело и суверенное право Турции.

Никто не спорит. Однако нельзя забывать, что Святая София в то же время является объектом Всемирного наследия, Конвенцию о котором подписала и Турция.

А в Конвенции этой, принятой ЮНЕСКО еще в 1972 году, есть такая статья: «Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие… государства, стороны настоящей Конвенции признают, что оно является всеобщим наследием, для охраны которого все международное сообщество обязано сотрудничать».

В списки объектов Всемирного наследия Святая София включалась, будучи именно музеем, так что радикальное изменение статуса требует если не согласования, то согласия ЮНЕСКО.

Однако в эти дни турецкая печать вспоминает иное имя Святой Софии — «Мечеть Завоевания», что не оставляет сомнений в политической подоплеке происходящего. Международное сообщество Турции в вопросе о судьбе Святой Софии, судя по всему, не указ. А между «завоеванием» и «всеобщим наследием» — не просто дистанция огромного размера, а целая пропасть.

Григорий Армянский в храме Василия Блаженного

Гамлет Мирзоян

Григорий Армянский в храме Василия Блаженного

Лермонтов в Шуше

Сенсация(?!) от Союна Садыкова

Канадские армяне: вперед, без внутренних противоречий

Лучший парикмахер живет в Сочи

«Холсты Гаянэ» в Доме Национальностей Москвы

«Кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова»

У сборной Армении по боксу новый тренер и новый курс

Военно-политические аспекты визита Сержа Саргсяна в Москву остались за кадром

Армянский вопрос не должен становиться предметом политического торга

14 октября 2011 года, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Москве произошло знаменательное событие: после реставрации для посетителей открыли доступ в церковь Григория Армянского в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Среди счастливцев, переступивших ее порог, оказались и мы.

Храм Покрова Богородицы на Рву, именуемый храмом Василия Блаженного, возник в XVI веке. Оборонительный ров, глубокий и широкий, тянулся вдоль кремлевской стены к Москве-реке (засыпан был в 1813 г.). Ранее на том месте стоял белокаменный храм Во имя Живоначальной Троицы с небольшим кладбищем при нем, где погребут самого чтимого на Руси Христа ради юродивого – блаженного Василия.

Перед походом на Казань в 1552 году царь Иоанн IV Грозный дал обет – поставить на главной торговой площади «Пожар» (ныне Красная площадь) по деревянному храму в честь святых, в дни памяти которых по воле Божьей он одержит верх над неприятелем. Словно по велению свыше, так оно и случилось. 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – святителей Александра, Иоанна и Павла Нового, когда наголову был разбит отряд татарской конницы хана Епанчи, первая церквушка и была заложена. 30 сентября пала крепостная стена Казани с Арской башней. То был день поминовения равноапостольного Григория Армянского. Встала церквушка и в его честь. И уже 1 октября, в праздник Покрова, после штурма, окончившегося на другой день, а выпало это на праздник священномучеников Киприана и Иустины, стали рубить церквушку в память о них.

При взятии Казани немалую помощь оказали царю местные армяне, отказавшись стрелять в русских, а также личный армянский полк пушкарей государевых, штурмовавший цитадель Золотой орды.

Вернувшись с триумфом в Москву, Иоанн Грозный поручил псковскому зодчему Ивану Яковлевичу Постнику «по реклу Барма» (т.е. по прозвищу Барма) вместо деревянных церквей и каменной Троицкой у Фроловских ворот (ныне Спасские) поднять в камне храм Покрова Пресвятой Богородицы в ознаменование побед своих и во славу павших воинов.

Узнав об этом, юродивый Василий, в юности покинувший дом и скитавшийся по граду Московскому, пошел собирать по грошику деньги на новый Покровский храм. Легенда гласит, что все эти медяки бросал он в одном и том же месте через правое плечо на Красной площади – пятак к пятаку, копейку к копейке, да так истово веруя в правоту творимого, что даже воры не посмели покушаться на них. В канун кончины своей, в августе 1557 года, принес он все собранные деньги царю-батюшке и в низком поклоне просил принять их. А когда его не стало, грозный царь наказал людям своим предать земле блаженного под стеной Троицкой церкви. Государь сам нес гроб с телом почившего.

Храм Покрова Богородицы начат был строительством в 1555 году и освящен 450 лет назад – 29 июня 1561-го «в память святых апостолов Петра и Павла, в честь святыя Троицы» – при огромном стечении народа митрополитом Московским и всея Руси Макарием.

Изначально красно-белый Покровский собор венчали 25 золотых луковичных главок – 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни.

Пройдет 30 лет cо дня освящения собора, и царь Федор Иоаннович соорудит над мощами юродивого придельную церковь, и освятят ее в честь Василия Блаженного. С тех пор храм и носит его имя. В конце XVI века храм Покрова Пресвятой Богородицы имел высоту 65 метров и до постройки колокольни Ивана Великого в Кремле был самым высоким строением Москвы. Верующий народ в православные праздники заполнял всю Красную площадь, священнослужители располагались на Лобном месте, небо служило куполом, а сам Покровский собор – алтарем.

В пожар 1739 года собор сильно выгорел изнутри, но вскоре был восстановлен и покрашен в белый цвет. Во второй половине XVIII века при Екатерине II 16 маленьких главок вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, раскрасив его. Тогда-то собор и обрел современное разноцветье, став настоящим чудом, и выглядел, как и ныне, так: четыре осевые церкви (восьмигранные, ярусные по форме) – Святой Троицы, Николы Великорецкого, Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иустины и четыре малые между ними – Трех Патриархов Константинопольских, Преподобного Александра Свирского, Преподобного Варлаама Хутынского, Священномученика Григория, епископа и Просветителя Великой Армении. Те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы крестообразно вокруг возвышающейся над ними девятой центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершенной шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием с цоколем белого камня, обходной галереей (до 1690 г. – открытой террасой-гульбищем) и внутренними сводчатыми переходами.

Читать еще:  О намазе арабам теперь напомнит мобильник

С высоты птичьего полета храм предстает в символике Небесного Иерусалима. Два квадрата, вписанные один в другой и совмещенные под углом 45 градусов, дают узреть восьмиконечную звезду. Как напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к младенцу Христу, Спасителю мира. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, квадраты же – вселенную и твердость веры, четыре его стороны – суть стороны света и четыре конца креста. А еще звезда эта указывает на четырех евангелистов.

В 1812 году, вступив в Москву, Наполеон был поражен великолепием храма и возжелал перенести его в Париж. Но техника того времени не позволила исполнить каприз императора. Тогда он велел взорвать храм. Но кощунство это Господу не было угодно, и… запалы залило ливнем, обрушившимся в тот день на Москву.

В ХХ веке попал под большевистский беспредел и храм Василия Блаженного: в сентябре 1918 года настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян, церковную утварь конфисковали. А в 1929-м храм был окончательно закрыт и колокола его отдали в переплавку.

В роковые тридцатые, когда по всей Стране Советов пошли рушить храмы, Л.М. Каганович, первый секретарь Московского комитета ВКП(б), внес в политбюро предложение – снести храм Василия Блаженного, который, по его мнению, мешал прохождению праздничных колонн по Красной площади. Он даже изготовил макет Красной площади со съемным храмом. Показывая вождю, как храм мешает демонстрациям и машинам, со словами «А если бы его – р-раз. », он рывком сорвал картонный храм с площади.

От этой выходки даже Сталина передернуло. Вождь задумался и отчетливо произнес: «Лазарь! Поставь на место. » Не исключено, что произвела впечатление на Сталина и исполненная мольбы телеграмма архитектора П.Д. Барановского – с просьбой сохранить шедевр русской архитектуры. Ведь именно ему Каганович поручал подготовить храм Василия Блаженного к сносу.

14 октября 1990 года, после многолетнего перерыва, в престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы в соборе Василия Блаженного отслужили литургию. Богослужение проводилось по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После службы мы задержались в приделе Григория Армянского. Обратив внимание на то, как тщательно мы разглядываем фрески, умудренный жизнью смотритель подошел к нам и с доверительной ноткой в голосе поведал:

«После наполеоновского нашествия московский генерал-губернатор велел обновить кресты на куполах, почему-то настояв, чтобы крест Армянской Апостольской Церкви на куполе придела Григория Армянского заменили на православный». И хотя мы и по сей день не обнаружили документальных подтверждений тому, что купол церкви Григория Армянского некогда украшал армянский апостольский крест, поисков своих мы не прекращаем.

Придел Григория Армянского, одна из четырех малых церквей собора высотой 15 метров, что на его северо-западной стороне, являет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Основание церкви вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение было вызвано необходимостью иметь проход между этой церковью и центральной – Покрова Богородицы. Световой барабан перекрыт сводом.

14 октября 2011 года. И вот мы вновь в приделе Григория Армянского собора Василия Блаженного. Любуемся светлым ликом Григора Лусаворича, Просветителя Великой Армении, держащего в руках «Аствацашунч» (с языка армян Священное Писание переводится как «Богодыхание»), патриаршее служение которого выпало на 301-325 годы. Этот великий святой обратил в христианство царя армянского и всю страну.

Умелые руки реставраторов воспроизвели архитектурное убранство XVI века: сработаны окна под старину, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный в «елку». Стены белены, как в XVII веке, оттеняя строгость и скромное изящество.

В интерьер церкви органично вписываются так называемые «тощие» свечи – большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхнюю часть вставлено металлическое основание под тонкие свечи. Здесь же, в витрине, предметы облачения священников XVII века: придают церкви особую нарядность стихарь и фелонь, шитые золотыми нитями, паникадило XVII-XVIII веков, украшенное разноцветной эмалью.

…Покидая церковь Григория Армянского и собор Василия Блаженного на Красной площади, мы отсняли несколько кадров на память. Предлагаем их вниманию читателей.

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры [1] и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков [2] . Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом [3] . С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви [4] . Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни [5] . В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат [5] . Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана [4] [5] . С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после геноцида армян 1915 года [5] .

Ахтамар — крестово-купольная церковь [1] несколько видоизмененное в плане [6] , длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м. [5] . Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века [7] . К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня, а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Более чем тысячелетний храм сохранился без значительных видоизменений [8] .

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню [3] , особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами [6] . При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение [6] . Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов [3] . Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа [9] . Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс, опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза» [6] (иначе «Сбор винограда» [10] ). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных… на всем христианском Востоке» [11] . В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу [5] . На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски [12] . В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности [6] .

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры [6] . В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства [13] . В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах [14] [15]

Византийские иконы

В ходе реставрационных работ на стенах внутри собора открылась роскошная византийская мозаика 14 века, замазанная штукатуркой, когда собор превратили в мечеть. Полностью мозаика не сохранилась, но лица все же хорошо видны. В середине изображен Христос как владыка мира. По левую сторону — Дева Мария, по правую — Иоанн Креститель.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector