0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На Святой Горе Афон почтили память пророка Илии

В Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память св. пророка Илии

2 августа 2015 года в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память святого пророка Божия Илии.

Традиционно в этот день в почитаемой многими Ильинской церкви обители совершаются праздничные богослужения. По окончании Всенощного бдения братия и многочисленные паломники Свято-Пантелеимоновой обители проследовали в знаменитый «храм на жерновах», чтобы на месте явления прп. Силуану Афонскому Самого Господа помолиться за ранней Литургией и приобщиться Святых Христовых Таин.

В день праздника игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) призвал братию не забывать обращаться с молитвой к святому пророку Илии, который ходатайствует пред Богом не только о ниспослании естественного дождя, но и дождя благодатного, душевного – покаянного плача о грехах, умягчающего черствость наших окаменевших сердец.

По словам 100-летнего старца Иеремии, святому Илии, который прославился ревностью по славе Господней, необходимо также молиться о даровании ревности духовной:

«Монах по существу своему – ревнитель. Он не может быть расслабленным, не может быть теплохладным, равнодушным. Монашество – это авангард Церкви. Оно призвано всегда держать высокую планку благочестия и задавать тон христианам, спасающимся в миру. И если монашество расслабится, то и уровень благочестия христиан, живущих в миру, упадет.В последние времена враг особенно будет нападать на монашество, чтобы не было в Церкви ревнителей, чтобы не было примеров благочестия, чтобы не было молитвенников за мир. Расслабив монашество и упразднив его, враг с большей легкостью и дерзостью сможет нападать на мирских людей. Монах должен крепко держать в своей руке меч духовный, чтобы посекать им страсти, отдаляющие его от Бога. Самолюбие, самомнение, славолюбие, плотоугодие – главные «жрецы», всегда похищающие наши жертвы и приносящие их другому «богу». Они начальствуют над прочими страстями. Монах должен ревновать о чистоте ума и сердца, о молитвенном настроении своего духа, о готовности всегда отсечь свою волю и мнение, о том, чтобы во всем, во всех повседневных частностях, уступать ближнему, не думать ни о ком плохо, о том, чтобы снисходить и прощать немощи других. Монах должен ревновать о славе Господней против самого себя, против своих немощей и страстей, но ни в коем случае не против немощей и ошибок ближнего. Монах должен ревновать об исполнении своего правила, о непрестанной молитве и посещении ежедневных богослужений, о благоговейном, благочинном поведении. Все это – маленькие вещи, которые, как кажется, не имеют никакого отношения к обществу людей, к миру и к решению проблем, существующих в нем. Но на самом деле все эти маленькие частности формируют из простого немощного, грешного человека, пришедшего в монастырь, – подвижника, крепкого духом, молящегося о мире с постоянством неизменно».

Ильинский храм Афонского Пантелеимонова монастыря, будучи непосредственно связан с жизнью и подвигами прп. Силуана Афонского, является величайшей православной святыней Святой Горы, став в последнее время местом паломничества всех, кто посещает русскую обитель на Афоне.

Труд на монастырской мельнице был первым послушанием преподобного Силуана, отличавшегося могучим телосложением. Именно здесь, в Свято-Ильинском храме, что на жерновах, с ним произошло событие, изменившее всю его жизнь. Во время уединенной молитвы в храме пред ликом Спасителя он сподобился узреть Самого Господа. В память об этих чудесных событиях рядом с церковью пророка Илии в 1999 году был освящен новый храм в честь Преподобного Силуана.

Знаменитый «храм на жерновах» находится на склоне большого ущелья, на старой монастырской мельнице, что в расстоянии около двух километров от обители. Сама мельница представляет собой комплекс из четырех зданий, выстроенных каскадом. В этих корпусах жили и трудились братия обители, несшие послушание на мельнице. В нижнем этаже каждого здания находятся массивные жернова, которые приводились в движение водяным колесом, расположенным с тыльной стороны дома. Вода подавалась на лопасти колес из специально устроенного выше каскада бассейна, в котором она накапливалась из подземных источников. Верхние этажи были приспособлены под келлии.

В одном из зданий мельницы и расположена упомянутая Свято-Ильинская церковь. В течение седмицы братия жили и молились здесь, на месте своего послушания, и лишь в конце недели приходили в обитель для участия в торжественном соборном богослужении в честь воскресного дня.

Афонский старец Гавриил о коронавирусе: пророчества и духовные ориентиры

Начало 2020 года ознаменовалось новой опасной инфекцией, от которой до сих пор не изобрели адекватного лекарства. Люди продолжают умирать, тяжело болеют врачи, учителя, особенно достается медикам. Такая ситуация не могла не отразиться на церкви – закрытие храмов во время самоизоляции может стать не временной, а постоянной мерой, если заболевание будет нарастать стремительными темпами. Однако для некоторых святых отцов такое положение вещей – не новость. Вот что пишет афонский старец Гавриил об этом опасном заболевании.

Особое видение

Фото: Elitsy.ru

Афонский монастырь является одним из самых святых мест на земле. Там служат только мужчины, не допуская женщин в качестве прихожан. Чтобы получить ответы на духовные вопросы, паломники подают записки, на которые и получают ответы. Считается, что на Афоне существует очень много старцев, наделенных даром прозорливости, которые помогают многим людям принимать правильные решения, поэтому к их словам и советам прислушиваются многие духовники и обычные люди.

Задолго до появления пандемии старец Гавриил говорил о закрытии церквей и о падении архиереев. Гавриил рассказывал о видении, которое видел папа Дионисий: ему привиделся сам сатана с множеством уздечек, которые раскладывались по разным местам. Дьявол говорил о том, что одни предназначены для патриархов, архиереев, другие для духовных отцов и игуменов. Когда старец спросил, будут ли они для мирян, злой дух ему ответил: «А зачем они нужны? Миряне и так пойдут за своими духовниками, архиереями, пасторами».

Многие связывают такое видение с тем, что грядут последние времена, закрытие храмов, что имеет отношение к пандемии. Даже уздечки многие считают прообразами масок, которыми пользуются обычные люди, чтобы защитить себя и близких от коронавирусной инфекции. Кроме того, старец Гавриил призвал не делать никаких прививок, так как не доверяет ни власти, ни решениям правительства, ни врачам. Многие связывают пророчество с коронавирусной инфекцией и рассматривают ее как предвестницу последних времен. Некоторые авторы считают, что истерия, связанная с пандемией, считается подготовкой к чипированию населения и началу последних времен.

Мнение церкви

Фото: Flickr.com

Пандемия рождает огромное количество слухов, паники во всем мире, в том числе и в церкви, однако святые отцы предупреждают о том, что к пророчествам о конце света и об антихристе стоит относиться с недоверием, так как «о дне том и часе не знают ни ангелы, ни Сын небесный, а только Отец». Именно по этой причине тем, кто пытается взять на себя смелость предсказывать будущее и давать прогнозы о том, что случится дальше, стоит проявить осторожность, так как поспешные выводы могут навредить ближним.

К тому же пророчества составляются на греческом языке, поэтому их могут легко сфальсифицировать, используя современные средства связи, так что обычным людям стоит относиться с осторожностью к тому, что говорят вокруг. Известны случаи, когда даже дьявол искушал святых, которые могли находиться в прелести. Мария Египетская, которая ушла в пустынь, рассказывала о своих искушениях, поэтому истинные старцы не слишком доверяют внутреннему голосу, так как он может быть от сатаны.

Фото: Flickr.com

Есть предание о том, что лекарства от коронавируса не будет 4 года. Афонские старцы утверждают, что «от каждой твердыни и каждого народа падет 10 часть». Те, кто станут жертвой короны, упавшей с трона, не смогут дышать и вопль будет стоять до небес и только на третье лето ученые мужи изобретут подходящее лекарство. И память о короне и скорби людей будет великая.

Читать еще:  Папа Римский обратился к миру с посланием

Однако церковь не советует дословно верить тому, что говорят и что вполне может оказаться обычным фальсификатом. Нет официального призыва к тому, чтобы не делать прививки и не соблюдать правила гигиены – священники советуют следовать обычным правилам гигиены, чтобы защитить себя и своих близких, прислушиваться к требованиям врачей и постараться лишний раз не выходить из дома, пользоваться масками и перчатками. Береженного Бог бережет. Ситуация с коронавирусом требует дисциплины, организованности и бережного отношения к не только к себе, но и окружающим, поэтому берегите себя и своих близких, а в нужный момент Господь сам подскажет каждому свое решение.

В интернете можно найти большое количество так называемых «пророчеств», однако святые отцы ещё при своей жизни советовали относиться к ним разумно, не принимать, но и не отвергать.

Церковь празднует память святого пророка Илии

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В понедельник 2 августа 2021 года православные вспоминают одного из величайших ветхозаветных праведников – святого пророка Божия Илию.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до прихода в мир Господа Иисуса Христа.

С детства святой Илия («крепость Господня») посвятил себя служению Богу, поселившись в пустыне и проводя свои дни в строгом посте и молитве.

Возмужав, он был призван Самим Богом на пророческое служение, также он должен был напоминать народу Израиля о необходимости хранить благочестие и веру в истинного Бога.

Обличая народ Божий за частые отпадения в язычество, поклонение идолам и другие неблагочестивые дела, святой пророк Илия прославился многими чудесами по молитвам к Господу.

Так, по его молитве в Израиле три года не было дождя, а по всей стране свирепствовали засуха и голод. Так продолжалось до тех пор, пока израильский царь Ахав не отказался от поклонения идолам.

Также святой Илия помог одной бедной вдове из города Сарепта Сидонская. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По его молитве мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Помимо того, святой Илия молитвой к Богу воскресил мертвого сына этой вдовы.

Еще одним чудом святого пророка стала его победа над жрецами языческого бога Ваала, которому также поклонялась жена царя Ахава Иезавель. На горе Кармил было устроено два жертвенника – один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения истинному Богу.

– На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти, – сказал святой Илия.

Первыми стали молиться своему идолу жрецы Ваала, но за весь день так ничего и не произошло. По молитве же пророка с неба сошел огонь и попалил предложенную им Богу жертву, дрова, камни и даже воду, находившуюся во рве, специально выкопанном по просьбе пророка.

В конце своего земного служения, по повелению самого Бога, святой Илия помазал на пророческое служение своего ученика Елисея, а сам был взят на Небо живым в огненной колеснице.

По преданию Церкви, пророк Илия будет Предтечею Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Напомним, что святой пророк Илия считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России (ВДВ), которые 2 августа отмечают свой профессиональный праздник.

Афонские пилигримы

Солнечная и гостеприимная Греция всегда радушно встречает гостей. Не исключением стала и паломническая группа от Георгиевской епархии, возглавляемая Преосвященнейшим Гедеоном, Епископом Георгиевским и Прасковейским. Паломники провели 6 дней на Святой Горе Афон, впечатлениями от которых хотелось бы поделиться с другими.

Прикасаясь к духовной культуре греков и их православным святыням, чувствуя их религиозность, приходишь к иному осмыслению окружающего нас мира. Мира, в котором царствуют не христианские добродетели, а страсти и привязанность к ним.

Греки, хранящие в течение 2000 лет Православие, несмотря ни на какие испытания, любят и почитают свои святыни. По дороге из Фессалоник в портовый городок Уранополис, откуда желающие отправляются на Афон, встречались домовые часовни и глиняные подсвечники в форме храмов у зданий и частных домов. Небезызвестно, что Православие пришло на Русь от греков, поэтому духовное родство обоих народов имеет особый характер, который проявлялся в наших взаимоотношениях и общении с потомками древней Эллады.

1 день, понедельник 29 сентября.

Ночью паломническая группа Георгиевской епархии из аэропорта г. Минеральные Воды прямым рейсом прибыла в аэропорт «Македония» второго по величине города Греции Фессалоники. Нас встретил представитель греческой туристической фирмы «Солунь» и мы отправились в г. Уранополис.

В городке мы устроились в небольшую гостиницу «Македония» у самого берега Эгейского моря. Рядом с ней уютно вписывалась в плотно застроенный городской квартал небольшая церковь свв. равноапостольных Константина и Елены. Местной достопримечательностью служат церковные лавки, различные магазины и таверны, где проводят свой досуг приезжающие на отдых в Уранополис туристы.

Уранополис был основан в 315 г. до Р.Х. В переводе с греческого его наименование звучит так: «город неба». Расположен он в северной Греции на полуострове Халкидики, у восточного основания полуострова Афон, где находится знаменитая монашеская республика.

2 день, вторник 30 сентября.

После завтрака в гостинице наш представитель паломнической группы протоиерей Димитрий Зубович получил в административном представительстве Святой Горы в Уранополисе именные диамонитирионы — особые пропуска для посещения Св. Горы. Затем началось наше путешествие водным транспортом. В каюте парома наш гид Григорий дал нам предварительные понятия об Афоне, его монастырях, святынях и каноническом устроении жизни. А в течение двухчасового плавания нам то и дело слышались разные языки, среди которых в особенности выделялась русская речь, так как у наших соотечественников, многие из которых – священнослужители и монахи, особое отношение к паломничеству на Афон. За бортом, окруженным бирюзовой водной гладью, стали появляться причалы монастырей.

С Божией помощью наш паром причалил к Дафни – главному порту Св. Горы. Далее на транспорте мы проехали до столицы Афона – Карее, где в древнем храме приложились к иконе Божией Матери «Достойно есть». От храма наша группа паломников двинулась к административному зданию Священного Кинота – духовного законодательного органа монашеской республики. Там нас тепло принял монах Симеон, весьма почитаемый среди монашествующих Св. Горы. На молитвенную память от Георгиевской епархии наш Владыка преподнес о. Симеону икону преподобного Сергия Радонежского. По традиции гостям из России преподнесли четки, раке, лукум и стаканы с холодной родниковой водой.

Далее наш путь предстоял к скиту пророка Божия Илии. Когда-то он принадлежал русским, однако по некоторому стечению обстоятельств начала XX века им завладели греки. Был узнаваем иконостас работы русских мастеров как в храмах Санкт-Петербурга.

В бывшем русском Андреевском скиту, куда мы приехали уже вечером, по случаю прибытия нашего Архиерея насельники вместе с наместником архимандритом Ефремом устроили торжественный прием российской делегации. Нашему Владыке по традиции преподали св. панагию и крест – отличительные знаки архиерея, также и посох. А после вечерни в величественном Андреевском соборе в специальном зале состоялся вечер вопросов и ответов Епископа Гедеона, который вместе с архимандритом Ефремом отвечали на вопросы духовенства, монашествующих и мирян. Владыка подарил икону блаженной Матроны Московской братии скита, а также теплую безрукавку одному из старейших монахов.

3 день, среда 1 октября.

Утреня началась в 3 часа ночи. По ее окончании Владыка совершил Божественную литургию в Андреевском соборе в сослужении о. Ефрема, иеромонахов скита и духовенства Георгиевской епархии.

После Андреевского скита мы посетили источник преподобного Афанасия Афонского, Великую Лавру, где приложились к мощам Преподобного, чудотворной иконе «Экономисса». Днем мы посетили греческий монастырь Филофеу. В главном храме этого монастыря мы приложились к иконе Божией Матери «Сладкое лобзание».

Читать еще:  Ученые считают, что пьянство приводит к слабоумию

На ночлег мы устроились в греческом монастыре Святого Павла, отстояв вечерню. В числе чтимых святынь монастыря следует упомянуть ковчег с дарами волхвов, к которому приложились все паломники.

4 день, четверг 2 октября.

После ночной Утрени в центральном храме обители Владыка совершил Божественную литургию в небольшом монастырском храме святых равноапостольных Константина и Елены. На этот раз литургия совершалась полностью на церковно-славянском языке, а хор составляли клирики Георгиевской епархии.

В этот же день георгиевцы посетили монастыри Иверский, Ставроникита, Пантократор. Известные чудотворные иконы этих обителей – «Иверская», святителя Николая Устрицкого, «Геронтисса». Ночлег предстоял в знаменитом греческом монастыре Ватопед. После вечерни братия и паломники приложились к 7-ми чудотворным иконам, Поясу Божией Матери, главе святого Иоанна Предтечи и «Всецарице».

5 день, пятница 3 октября.

По Афонской традиции, помолившись на ночной Утрене, Епископ Гедеон совершил Божественную литургию в храме святого великомученика Пантелеимона больничного корпуса Ватопедского монастыря. Вся группа русских паломников, участвовавшая в богослужении, причастилась Святых Христовых Тайн. Хор из духовенства Георгиевской епархии своим пением украсил Архиерейскую литургию. После монастырской трапезы Владыка Гедеон встретился с благочинным монастыря архимандритом Германом. Через него Владыка передал игумену монастыря архимандриту Ефрему, известному в России тем, что он сопровождал Пояс Божией Матери, в дар икону преподобного Серафима Саровского.

Все паломники приложились к частице Древа Креста Господня в монастыре Ксиропотам, набрали святой воды в источнике великомученика Целителя Пантелеимона. А в монастыре Кутлумуш почтили пением чудотворные образы «Усердной Заступницы», «Милостивой», «Врачевательницы» и «Сущей». Приехав вновь в столицу Афона, гид группы Григорий повел нас в келью Хиландарского монастыря, где подвизался преподобный Савва Сербский и находится чудотворная икона, именуемая «Млекопитательница».

Вечерня для нас прошла в болгарском монастыре Зограф, где находится чудотворная икона святого великомученика Георгия Победоносца.

6 день, суббота 4 октября.

По окончании ночной Утрени в главном храме великомученика Георгия Победоносца была отслужена Архиерейская литургия во главе с Епископом Гедеоном. По благословению Владыки все наши паломники причащались Св. Тела и Крови Господних. Игумену монастыря он передал в дар икону блаженной Ксении Петербургской.

В тот же день наше паломничество продолжилось в сербский монастырь Хилендар, известный могилой своего основателя преподобного Саввы Сербского, чудотворной иконой «Троеручица» и святой лозой, исцеляющей бесплодие.

Путешествуя по Святой Горе, Господь сподобил нас приложиться к чудотворным образам Одигитрии и великомученика Георгия Победоносца в монастыре Ксенофонт и помолиться в монастыре Дохиар пред иконой Божией Матери «Скоропослушница».

Запомнился трудный подъем к пещере преподобного Антония — основателя Киево-Печерской Лавры. В монастыре Костамонит мы прикладывались к чудотворным образам первомученика и архидиакона Стефана, «Одигитрии» и «Андифонитрии».

После утомительного путешествия по серпантинам Святой Горы нам предстояло последнее пристанище в русском Пантелеимоновом монастыре на берегу Эгейского моря.

7 день, воскресенье 5 октября.

По окончании ночной Утрени духовенство Георгиевской епархии сослужили епископу Нарвскому и Причудскому Лазарю и епископу Георгиевскому и Прасковейскому Гедеону. Духовнику монастыря архимандриту Макарию Владыка Гедеон оставил на память о Родине и преподобном авве Сергии – его святой образ.

В воскресенье наше паломничество продолжилось в монастырь великомученицы Анастасии Узорешительницы близ Фессалоник и столичный храм великомученика Димитрия Солунского к его святым мощам.

Пройдясь по улицам современного мегаполиса, невольно пытаешься окунуться воспоминаниями в житие великомученика, где древняя Солунь предстает как укрепленная крепость. Именно ее защищал и, думается, продолжает защищать святой Димитрий.

Программа пребывания группы паломников Георгиевской епархии в Греции и на Афоне была весьма насыщенной и незабываемой. От лица всех участников путешествия хотелось бы выразить сыновнюю благодарность Правящему Архиерею за организацию данной поездки и духовному окормлению священников и мирян.

Протоиерей Димитрий Морозов.

Фото: иерей Иоанн Кузнецов,
Алексей Шетогубов.

Илия Ардунис – афонский мученик, тело которого не обжигал огонь

Православные христиане 13 февраля (по новому стилю) отмечают день памяти афонского святого преподобномученика Илии Ардуниса.

Православные христиане 13 февраля (по новому стилю) отмечают день памяти афонского святого преподобномученика Илии Ардуниса.

Святой Илия до принятия монашества был цирюльником. Все жители селения Каламата с уважением относились к нему и часто спрашивали его совета.

В то время христиане были притеснены турками-мусульманами. Видя это, сострадательный Илия, желал убедить представителей власти в том, что нужно уменьшить налоги для христиан, так как многие не в силе их оплатить и могут принять ислам, чтобы избежать притеснений. Представители власти не согласились с мнением Илии.

Тогда святой сказал, чтобы ему дали фес (красную скуфью), и за это он изменит веру. Тогда один человек, желая пошутить над ним, послал Илии фес и тот пошел к местному судье и отрекся христианской веры. Такой неожиданный поступок Илии стал причиной для всеобщей скорби в селении.

Позже он пришел в себя, со слезами сокрушался о содеянном. Желая искупить свою вину и принести плоды достойные покаяния, святой Илия отправился на Святую Гору Афон.

Здесь он исповедовался духовнику, исполнил назначенную ему епитимью, и был помазан священным миром, так вновь стал христианином. На Святой Горе он принял монашество. В течение 8 лет он жил аскетической жизнью, но всегда помни слова Господа: «иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10, 33). Поэтому, никогда не пребывал в полном душевном мире и покое.

Святой рассказал духовнику, что хочет кровью искупить свой грех. Духовник посоветовал ему отправиться в Каламату, чтобы исповедовать Христа там, где он от Него отрекся. Получив благословение духовного отца, и его молитвами, он оставил Святую Гору и прибыл в Каламату.

Прибыв в родное селение, он рассказал духовникам о своем намерении, но они отговаривали его от этого шага. Но Илия уже твердо реши, что пойдет на страдания. Он начал ходить по улицам и базарной площади, чтобы там быть замеченным турками.

Его не сразу узнали, но затем стали кричать вслед ему: «Не ты ли это, Мустафа Ардунис?». Святой отвечал: «Да, это я, но только не Мустафа, а Илия и христианин православный». Он стал проповедовать веру Христову.

Его схватили, избили и представили судье, говоря, что этот человек ранее добровольно принял ислам, а теперь хулит его. Его бросили в темницу. Через несколько дней вновь отвели к судье. Видя, что все уговоры безуспешны, судья повелел сжечь мученика.

Святого бросили его в пламя, но произошло чудо — огонь не коснулся ни его рясы, ни даже волос. Дрова догорели, а тело мученика осталось невредимым, а душа отошла ко Господу.

Вечером охранники, которые стерегли тело мученика, видели свет, который сошел с небес и осиял тело. Видя это, мусульмане говорили, что раз огонь не сжег его, Сам Господь послал огонь с неба для сожжения. Святой пострадал за Христа в 1686 году.

Христиане выкупили святые мощи, от которых исходило благоухание, и похоронили их в церкви, а святую главу отделили и положили в одном монастыре, под названием Вурканон.

В скиту пророка Илии

В скиту пророка Илии

Широкоплечий и крепкий среднего роста, с улыбающимся лицом и умными глазами, он встретил меня в приемной зале для гостей. И вдруг на меня пахнуло чем-то родным, уютным и детски близким. Я почуял себя там, у себя – и не только в России, но на просторах родных полтавских и черниговских полей, среди их хуторов, высокой конопли и волнующейся пшеницы… Это был игумен Свято-Ильинского скита, архимандрит отец Иоанн. Он – игумен «по традиции», ибо скит, по той же традиции – украинский, запорожский. Больше двухсот лет тому назад основан был этот скит блаженным старцем Паисием Величковским – коренным украинцем, знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский. Вот с тех пор и пошел обычай принимать в эту прекрасную обитель по преимуществу уроженцев южнороссийских губерний, которые и составляли значительное большинство братии до печальных лет российской разрухи.

Читать еще:  Арафат надеется присутствовать на рождественской службе в Вифлееме

На долю Ильинского скита выпало большое счастье считать своим основателем великого старца, достойного удивления по его высокой духовной жизни, подвигам и трудам. И он дал этому скиту своеобразный отпечаток – простоватой ласковости и христианской кротости. В ранней молодости инок Платон, снедаемый жаждой пустыни, безмолвия и уединения, покинул родную Украину и отправился в Валахию, где в то время процветало монашество. Но вскоре душа его возжелала совершенного уединения от людей и от мирских соблазнов, и, наслышавшись о Святой Горе Афонской, он отправился туда. Здесь принял постриг в мантийные монахи с наречением Паисием. Когда спустя несколько лет собралось вокруг смиренного Паисия целое братство, он испросил у греческого монастыря Пандократора необитаемую и ветхую келлию во имя пророка Иллии; но вскоре на месте этой келлии основал уже скит.

Своей подвижнической жизнью, трудолюбием, смирением и любовью ко всем он прославился по всей Святой Горе и был в великом у всех уважении. Но не долго, однако, суждено было этому светильнику светить на Афоне и согревать души ищущих спасения. С увеличением братства стало невозможным содержание его, и, забрав с собой шестьдесят четы ре инока, отец Паисий отправился в Валахию, где получил большой монастырь. По уходе его скит Св. Илии преимущественно пополнялся черноморскими казаками, которые, разновременно приходя на Святую Гору, селились в нем. Но, не вмещаясь внутри скита, монахи начали устраивать себе келлии вне его. А средства для жизни иноков и содержания храмов получались из доходов от рыбной ловли на реке Дунае и от пожертвований Черноморского войска. Во время греческого восстания 1820–1821 года на Афон нахлынули турки и разорили Ильинский скит, братия которого разбежалась и частью спасалась в России. Только в 1830 году монахи снова водворились в родном скиту и приложили много усилий, чтобы привести его в прежнее состояние. Но со времени этого нового поселения братии на Афоне и восстановления скита черноморцы больше уже не поступали в этот скит, а определялись туда лишь русские или запорожские казаки, состоявшие в подданстве Турции. В это тяжелое время, когда скит восставал из развалин и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шихматов.

В Свято-Ильинском скиту

Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ. Число иноков снова стало умножаться, и вскоре уже опять недоставало помещений для вновь поступающих. И потому отец Паисий воздвиг еще один корпус, в котором устроил и две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в то же время удовлетворить все потребности обители. И все это довело ее до того цветущего состояния, которое она обрела накануне Первой мировой войны, когда представляла собой огромную и благолепную общежительную обитель. В это время скит имел уже свои обширные подворья в Одессе и Константинополе.

Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости и необыкновенной доброты. Его простодушная ласковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться. По всей вероятности, от него и перешла по традиции та же ласковость и теплота ко всем его последователям, населявшим Ильинский скит.

Этот скит расположен на северо-восточном склоне Афонской Горы, на холме, весьма красивом и живописном, но пустынном. С трех сторон он окружен высокими горными склонами, покрытыми вечной зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, представляя великолепный вид на море с лежащими вдали на голубой глади вод темными пятнами островов. Это – Тассо, Имбро и Самофраки, а также обширный остров Лемнос, наполовину скрытый за голубым туманом. За тем же туманом, но еще более густым и уже молочно-белым, едва виднеется на северо-востоке снежная заоблачная цепь гор Македонии. А там – высоко в лесной чаще, что к северо-востоку от Ильинского скита, – едва виднеется небольшой болгарский скит Ксилургу. В древние времена и он принадлежал русским монахам. Значительно ниже, на расстоянии получаса хода от скита Св. Илии, красуется древний греческий монастырь Пандократор, обнесенный высокой стеной, с еще более высокими башнями. Издали это не монастырь в современном представлении, а скорее полный средневекового величия замок.

От Ильинского скита до Кареи два часа ходьбы, а до моря – полчаса. Скит удален от дороги, вблизи его нет жилья. И потому здесь постоянная тишина и безмолвие, много способствующие инокам проводить жизнь сосредоточенную и нерассеянную. В этом тихом скиту я провел незабвенных две недели, занимаясь в библиотеке и душой отдыхая в беседах со своими новыми друзьями. Но самым сильным воспоминанием является радостная память о церковных службах в этой обители. Помимо ежедневных служб я имел счастье встретить здесь и один из особо чтимых двунадесятых праздников, когда все службы отличаются особой торжественностью. Но всенощное бдение здесь, на Афоне, все же выделяется своей красотой, славой и своеобразием.

Накануне праздника часов в пять ударили в било. И этот стук возобновляли три раза в течение получаса. Потом ударили в большой колокол, а за благовестом последовал и трезвон. Приятно удивило меня в храме и привлекло внимание, когда прекратилось чтение псалма и часть стихов его стали петь попеременно оба хора. Пение это невольно вливало религиозную бодрость. А когда совсем стемнело, величественный собор начал освещаться в разных местах лампадами и свечами; после одиннадцати часов началось бдение, весьма утомительное для непривычного паломника. Утомительное, но в то же время следует признать, что молитвенное чувство не только не ослаблялось в течение продолжительного бдения, а даже, наоборот – все возрастало.

Плавные, точно воздушные экклесиархи, полупевучее чтение почтенными старцами, таинственный полумрак храма и мерцающие пахучие свечи из чистого воска – все это создавало особое и проникновенное настроение. А между важнейшими моментами бдения те же неслышные экклесиархи погружали собор в еще больший мрак. И тогда мерцали лишь лампочки у канонархов и лампады у чудотворной иконы. Впечатление глубокое и неизгладимое в душе моей оставило чудное пение. Кто имел счастье слышать это пение и видеть стройность, чинность и благоговейность афонского богослужения, тот не может не восторгаться им. Я и теперь как бы еще слышу эти чистые высокие голоса – свободные и естественные, неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха, это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала или как молитва, повторение их… Пение и чтение отличалось точностью, правильностью и выразительностью исключительной.

Утреня окончилась только после четырех часов утра. Перед началом праздничной литургии был один только трезвон. Огромный собор сиял светом, а богослужение наполняло душу высокой радостью, принятию которой, конечно, немало содействовало минувшее бдение, отстранившее от мыслей и сердца ненужные впечатления. Нарядные облачения, чинное и благолепное хождение, торжественные выходы духовенства – это все усиливало незабываемое впечатление.

С чувством покоя в душе покидал я этот тихий скит, сердечно провожаемый отцом игуменом и свободными от послушания иноками, среди которых особенной любовью меня окружали верные друзья и земляки-монахи отец Рафаил и отец Петр. На прощание все мы снова говорили о родине нашей и о великих испытаниях, выпавших на ее долю. Говорили о великом зле, которое так победоносно разгуливало по земным просторам, взрастившим и вскормившим большинство братьев скита. Вспоминали свою прекрасную родину старцы афонские с любовью, по-своему, по-монашески: без ненависти и злобы против кого-либо.

– Нехай все буде так. Тильки прийде цей велыкий день, прийде Воскресение! – спокойно сказал один из моих провожатых, старый инок из моего же уезда.

И видно было, что в пришествие этого великого дня непоколебимо твердо верил старый инок из уроженцев Полтавской губернии и все его братья во главе с отцом игуменом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector