0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На западе Украины предпринята очередная попытка захватить православный храм

Содержание

yurasumy

На Волыни община УПЦ за 9 месяцев построила новый храм вместо захваченного

От автора блога. Продолжение серии материалов из цикла «Сила духа». Очередной новый храм на Волыни.

Около двух лет верующие УПЦ села Мызово, лишенные храма в честь Рождества Богородицы сторонниками ПЦУ, были вынуждены молиться в частном доме.

Пострадавшая от церковного рейдерства община Украинской Православной Церкви села Мызово Старовыжевского района Волынской области за девять месяцев построила для себя новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и с 21 сентября 2020 года в нем уже совершаются регулярные богослужения. Об этом в воскресенье, 18 октября, сообщило региональное информационное агентство «Волинські новини».

Около двух лет верующие были вынуждены молиться в частном доме. Вместе с настоятелем, протоиереем Анатолием Мацеликом, община решила собирать средства на строительство нового храма.

«Батюшка постоянно призывал нас к миру, просил не ссориться с оппонентами, а сохранять братскую любовь и, главное, молиться, чтобы Господь дал силы осуществить задуманное», – рассказали верующие в комментарии агентству.

По информации издания, чтобы собрать средства на храм «люди колядовали и щедровали на Рождественские праздники, собирали пожертвования в разных волынских селах». Также нашлись и спонсоры – выходцы из села Мызово, которые передали на возведение новой церкви значительную по сельским меркам сумму.

На строительстве работали целыми семьями. Пока мужчины занимались строительными работами, местные женщины по очереди готовили им обеды.

«Сплоченность общины помогла построить храм за девять месяцев – и это настоящее чудо, учитывая нынешнюю стоимость стройматериалов и сельскую занятость, – отметили в издании. – Его украшают красивые иконы и роспись».

Освящение и первая Божественная литургия в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялись в его престольный праздник, 21 сентября 2020 года. На событие пришли около 300 верующих УПЦ – жители и гости села. С тех пор в церкви совершаются регулярные богослужения, несмотря на продолжающиеся работы в храме и на прихрамовой территории.

Напомним, в январе 2019 года местные активисты провели незаконное собрание о переводе храма Рождества Богородицы в ПЦУ, и, угрожая, забрали ключи у настоятеля, протоиерея Анатолия Мацелика. Священнослужитель обратился в полицию с заявлением о препятствовании проведению богослужений и незаконном блокировании храма местными жителями, однако полиция отказалась вносить полученные сведения в Единый реестр досудебных расследований. Незаконные действия начальника Старовыжевского отделения полиции настоятель обжаловал в суде, который удовлетворил жалобу протоиерея, и впоследствии ему вернули ключи от церкви. Однако позже активистам ПЦУ все же удалось отобрать у религиозной общины УПЦ храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Последние записи в журнале

Американист предложил два прогноза для экономики США после выборов

От автора блога. Варианта два, но я бы сказал, что оба они плохие. А значит один- ПЛОХОЙ. Политолог Роберт Кахейли из Trafalgar Group, который…

ПРЯМОЙ ЭФИР (21.10.20, 20.00 по Киеву, Москве и Минску): Война в Нагорно Карабахе 2020

Первый прямой эфир после начала войны в Нагорном Карабахе. И он будет посвящено исключительно этой теме. Уважаемые зрители канала, у меня в планах…

Война в Карабахе 21 октября: Бойня на юге — Армении пора подписывать капитуляцию

Вчерашняя попытка контратаки со стороны Армении показала, что армянская армия воевать более не способна. По сути в Карабахе уже идет бойня и пора…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 300 жетонов
  • Социальный капитал11 834
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 10 часов
  • Минимальная ставка 300 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • 5 комментариев
  • Оставить комментарий

На татарскую избу-мечеть похожа, когда татарам запрещали строить полноценные мечети, они в итоге привыкли молиться в специальных избах, к которым потом просто пристраивали минареты.

А тут обычный дачный дом, но с куполами.

Ну почему, довольно традиционный деревянный сельский храм. Но деревянный — это все же не очень хорошо.

Как гражданин имеющий в родстве татар и выросший среди мусульман, скажу, что не фига не похоже.

Раскачиваем лодку!

Комсомольские пикеты

№87 (31019) 22—23 сентября 2020 года
1 ПОЛОСА
Автор: Пресс-служба Мордовского республиканского отделения ЛКСМ РФ.

17 СЕНТЯБРЯ комсомольские активисты в Мордовии вышли на одиночные пикеты протеста. Лозунги на их плакатах были разными: от насущных для жителей «Против повышения тарифов на проезд в общественном транспорте» до общефедеральных «Поднимайтесь города — с нашей Родиной беда». Горожане поддерживали протестовавших. По итогам пикетирования было собрано 17 телефонных номеров сторонников партии и 4 молодых человека изъявили желание вступить в ряды Ленинского комсомола.

— Если власть считает, что, запрещая массовые мероприятия, она тем самым избавилась от протеста, то она глубоко заблуждается: мы не откажемся от классовой борьбы, мы продолжим её в различных формах, в том числе и в форме одиночных пикетов, — заявил лидер комсомольцев Мордовии Александр Александров.

Раскачиваем лодку!

Социальный протест за рубежом

№87 (31019) 22—23 сентября 2020 года
1 ПОЛОСА
Автор: Рейтер.

В ИСПАНИИ состоялась трёхдневная забастовка учащихся вузов, вызванная недовольством правительственными мерами по сдерживанию распространения коронавируса. Организатором протестных действий выступил профсоюз студентов королевства. Стачка, охватившая всю страну, началась с чтения манифеста перед министерством образования в Мадриде. Молодёжь требовала достойного и безопасного образования, поскольку сразу после начала занятий несколько классов пришлось закрыть из-за вспышек COVID-19. Неудобства доставило и массовое тестирование преподавателей на коронавирус.

Тем не менее испанские студенты настроены категорически против дистанционного обучения. Как заявила секретарь студенческого союза Марина Мата, у многих учащихся просто отсутствуют необходимые условия для получения онлайн-образования: нет личного пространства, бесперебойного доступа в интернет, электроэнергии, не говоря уже об окружении домочадцами, которые постоянно отвлекают. По мнению молодых людей, власти заставляют их выбирать между безопасностью и образованием, что в корне неверно.

Учащиеся настаивают на увеличении госинвестиций в образование и призывают, в частности, направить в эту сферу 7% ВВП, а также создать дополнительную статью расходов в 100 млрд евро для спасения бюджетного образования. Кроме того, молодёжь требует очного обучения для всех в безопасных условиях, включающих сокращение числа учеников в классе до 15 человек. Для этого необходимо построить дополнительные образовательные центры, выделить новые помещения и существенно (на 165 тысяч человек) расширить штат преподавательского состава.

Вместе с тем нужно увеличить и численность вспомогательного персонала: дополнительно нанять уборщиков, работников сети общепита, психологов, медицинских сотрудников. Для соблюдения норм безопасности правительство должно взять на себя обеспечение учащихся и педагогов средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками, дезинфицирующими гелями. Кроме того, кабмин обязан подготовить программу по широкому внедрению цифровых устройств, необходимых для доступа к образовательным материалам, и организовать бесплатные курсы цифровой грамотности для учителей, студентов и их семей. Наконец, власти должны гарантировать родителям оплачиваемый отпуск для сохранения комфортной обстановки в семье.

Испанское правительство выделило автономным сообществам 2 млрд евро на принятие мер безопасности, но лишь менее половины этих средств пойдёт на расширение педагогического штата. «Местные власти собираются нанять всего около 25 тысяч учителей, — возмущается Хосе Рамон Мерино, член Конфедерации профсоюзов преподавателей, отвечающий за образовательную политику. — В Италии, например, уже взяли на работу 84 тысячи педагогов. Кроме того, в Испании не созданы условия для соблюдения ключевой меры безопасности — социальной дистанции. При нынешнем числе учеников в одном помещении, составляющем 25 в детских садах и начальных школах, 30 — в средних и 35 — в старших классах, абсолютно нереально добиться предписанного санитарными правилами расстояния в полтора метра между учащимися».

Профсоюз студентов выступил с резкой критикой протоколов по безопасности офлайн-обучения, предложенного министром образования Исабель Селаа: ведь частое проветривание аудиторий и использование велосипедов для уменьшения числа пассажиров в общественном транспорте не могут являться достойным ответом на пандемию. Молодёжь требует или введения новых протоколов, которые бы действительно способствовали защите от коронавируса, или отставки главы минобразования.

Как Киев и Константинополь оскорбили Москву

П рибытие в январе этого года из Константинополя в Киев официального документа, согласно которому ПЦУ предоставлялась автокефалия, было не только следствием российско-украинской войны. Сторонники религиозной автономии Киева также выиграли от относительно связанного с ними усиления давнего трения между Константинополем и Московским патриархатом, которые сейчас являются двумя главными центрами православия в мире. Конфликт между ними продолжался еще с 2016 года, когда Москва отказалась принять участие в важном съезде иерархов Восточного христианства на Крите, который планировался очень долго и организацией которого занимался Константинополь.

Петр Порошенко, президент Украины в 2014—2019 годах, вместе с неканонической, или непризнанной, Украинской православной церковью Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью решительно воспользовались изменением настроений в Стамбуле, что стало следствием этой ситуации. Несмотря на то что предыдущие две попытки были неудачными, в конце 2018 — начале 2019 года им удалось быстро создать единую национальную ПЦУ и добиться ее официального признания Вселенским Патриархатом. Ранее этой цели безуспешно пытались достичь предыдущие украинские лидеры, прежде всего Виктор Ющенко, президент Украины в 2005—2010 годах. В начале 2019 года делегация из Киева отправилась в Стамбул, где Святой Синод Вселенского Патриархата единогласно и официально одобрил принятое ранее решение предоставить новосозданной и объединенной ПЦУ полную автокефалию.

Конечно, несколько месяцев спустя эффект от объединения и получения автономии ПЦУ был испорчен жестким конфликтом между почетным патриархом новой Церкви и бывшим религиозным иерархом Филаретом и новым митрополитом Киевским и всей Украины Епифанием. Однако получение автокефалии вызвало радость многих украинцев, даже тех, кто не связывал себя с ПЦУ, христианством или другими религиями. С другой стороны, независимость ПЦУ от Москвы вызвала недовольство и даже гнев многих иерархов РПЦ.

Руководство РПЦ признает как легитимную в Украине только свою киевскую ветку, так называемую «Украинскую православную церковь» Московского патриархата (УПЦ МП).

Поэтому накануне получения ПЦУ автокефалии РПЦ настаивала, что пока об автокефалии не просила УПЦ (МП), томос в Киеве предоставлять некому. Более того, Москва утверждает, что Константинополь не имеет права предоставлять автокефалию на «канонической территории» РПЦ, к которой, по мнению Московского патриархата, якобы относится и Украина. По мнению руководства РПЦ, единственной канонической местной Православной церковью в Украине была, есть и может быть только украинская ветвь российской восточной общины под предводительством Москвы.

Чуть подробнее

Римский папа и светские государи Западной и Северной Европы с 50-х годов XII в. обратили свое внимание на Восточную Прибалтику. Немецких, шведских и датских феодалов манила возможность захвата прибалтийских земель и увеличения за их счет своих владений. Особенно сюда стремились младшие сыновья западноевропейских рыцарей, не имевшие права на наследование отцовских имений.

Очень сильно интересовалось землями прибалтов и купечество. Немецкие купцы хотели установить свой контроль над морскими рынками и торговыми путями, вытеснив оттуда русских купцов. Наконец, Восточная Прибалтика оставалась единственным регионом Европы, где не получило распространения христианство. Поэтому католическая церковь, рассчитывая увеличить свою паству, поддерживала воинственные устремления рыцарей и купцов.

Первыми выступили шведы. В 1157 г. король Эрик, с благословения римского папы, начал крестовый поход против племен суми в Западной Финляндии. Он насильно окрестил этот народ, обложил данью и построил несколько крепостей. Оставив в них сильные гарнизоны, король вернулся домой. Однако уже в следующем году финны-сумь подняли восстание и убили поставленного шведами епископа.

Тогда они подговорили финов-емь на мощное восстание, в результате которого все вернулось на свои места. Таким образом продвижение шведских крестоносцев на Восток замедлилось, столкнувшись с противодействием Новгорода.

Наряду со шведами, активные завоевания в Восточной Прибалтике вели немцы. Еще в 60-х гг. XII в. их купцы основали в устье Западной Двины, на важнейшем торговом пути, свое первое поселение Икскюль. Вслед за купцами пришли немецкие священники, чтобы обратить прибалтийских язычников в христиан. Но дело у них не задалось — чужеземцы столкнулись с активным сопротивлением местных племен. Только энергичному епископу Альберту, назначенному здесь главным лицом по всем церковным делам, удалось достичь успеха.

Читать еще:  Владимир Путин поздравил жителей Суздаля с Рождеством

В 1199 г. епископ Альберт прибыл в устье Западной Двины. За ним на 23 кораблях следовало набранное в Германии войско крестоносцев. Подчинив окрестных прибалтов — ливов, Альберт основал в 1201 г. город Ригу, который стал опорным пунктом завоевателей. Однако дальше дело у епископа пошло туго. Язычники оказывали ему яростное сопротивление, сломить которое сил у Альберта не хватало. Крестоносцы из Германии прибывали не всегда в достаточном числе. К тому же оставались они в Ливонии не более года, а потом возвращались на родину.

Нужна же была постоянная военная сила. В поисках такой силы епископ обратился к опыту крестоносцев в Святой Земле и в и в промежутке между 1202 и 1204 годами основал, по образцу существующих на Востоке духовно-рыцарских орденов, Братство воинства Христова (лат. FratresmilitaeChristi).
Орден был учрежден по уставу военно-монашеского ордена храмовников (тамплиеров). Вместе с уставом ордену был присвоен знак отличия — красный крест и меч на белом фоне. От изображения меча на плащах орден впоследствии получил название Меченосцев (нем. Schwertbrüderorden).

Быстрое покорение Прибалтики дало немецкому рыцарству великолепный плацдарм для дальнейшей экспансии на Восток: порабощение разрозненных племен ливов, эстов, пруссов и многих других позволяло католической церкви распространить свое влияние и на земли Руси, богатства которой всегда манили алчное европейское духовенство.

Тевтонцы пришли в Восточную Европу для борьбы с половцами. Их пригласил король Венгрии Андраш II, предложив рыцарям ордена разместиться на юго-восточной границе Трансильвании. Спустя несколько лет здесь появится своя автономная область, укрепленная пятью замками: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт станут для ордена отличным плацдармом для дальнейшей экспансии.

Можно сказать, что формальную причину выдвинуться Тевтонскому ордену на территорию Пруссии, а затем и предпринять первую атаку на Русь, дала русская жена польского князя Конрада Мазовецкого. Земли князя были захвачены прусскими язычниками и поддавшись уговорам жены он решился пригласить рыцарей на помощь. Как водится, лекарство оказалось хуже болезни: прекрасно вооруженные рыцари с легкостью покоряли разрозненные прусские племена и в скором времени подчинили себе всю Пруссию.

Колонизация

К концу века XIII Тевтонский орден представлял собой настоящее государство. Захватив земли Пруссии, Ливонии и Восточное Поморье, рыцари принялись раздаривать земли немецкому крестьянству. Колонизация проходила очень быстро — и Орден, с благословления Папы Римского, продолжил экспансивное вторжение на Восток.

Общие даты походов на Русь можно определить, как с 1232 по 1240 годы. Если не брать во внимание то, что Русь все-таки не была единым государством, а финны жили отдельными родами и племенами, но все же тесно соседствовали с Русью, то и поход против Финнов и их соседей можно считать походом против Руси. Именно к такому походу и с такой формулировкой призвал тогдашний Папа Римский Григорий IX. Для католиков православные были теми же язычниками, которым они несли свет истинной веры, пусть и с мечом.

В середине 13-го в. был объявлен крестовый поход на Русь.
Русь ко времени вторжения крестоносцев на её территорию находилась в тяжёлом положении.

Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была захвачена монголами.
Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу для неё. Немцы со шведами предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда в этом случае жители Руси должны были принять католичество.

В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская, которая принимала условия немцев и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада.

Вторые вероятно осознавали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территорию Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. В итоге хуже всего от этого должно быть ни немцам, ни монголам, которые по большому счёту всё равно ничего не потеряют при любых раскладах. Наибольшие потери в этом случае ожидали Русь.

Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича.

Столкновение с русскими княжествами

Основное внимание капитула Ордена было обращено на русские княжества. Требовалось лишь выждать нужное время для первых походов. В конце 1240 года епископ Герман Дерптский справедливо решил, что моногольское нашествие значительно ослабило русских князей. Собрав ударный отряд из рыцарей Тевтонского ордена, епископ захватил Изборск, а затем и Псков. Затем уже на земле Новгородского княжества рыцари Ордена отстроили крепость в Копорье — все условия для полного покорения русских княжеств были созданы.

Решительный отпор Александра Невского поставил на планах ордена крест. Потерпев сокрушительное поражение близ Чудского озера епископ Дерптский получил папскую буллу и был вынужден заключить мир на очень неприятных условиях.

Унии и падение Константинополя

Распавшаяся после 1204 года Византия вновь стала единой в 1261 году, когда греки-православные вернули себе Константинополь и восстановили патриархат. Однако государство уже не обрело былой силы. Император Михаил VIII Палеолог (1261-1282), опасаясь реванша со стороны латинян, пообещал папе примирения церквей. В результате Второго Лионского собора 1274 года была заключена уния между католичеством и православием, которую вскоре расторг Андроник II, сын Михаила VIII.

Следующая попытка объединения была предпринята в 1438-1445 годах на Ферраро-Флорентийском соборе, где православная церковь признала католическое вероучение и главенство римских пап при условии сохранения в своих патриархиях православной обрядности. На союзе восточной и западной церквей настаивал византийский император, однако большинство восточных церквей не признало соглашения.

Мало того, несмотря на согласие с унией русского митрополита Исиодора, московский князь Василий II Тёмный разорвал её, а священнослужителя-униата низложили. Заключение унии не привлекло помощь Византии со стороны Запада, а лишь ослабило внутреннее единство православного мира. В итоге в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами.

Как произошёл раскол христианской церкви

Главным событием церковной жизни Европы стал окончательный раскол церквей, восточной и западной, на восточно-православную и западно-католическую в 1054 году. Этот раскол завершил почти два столетия церковно-политических споров. Великий раскол стал главной причиной многих войн и других конфликтов.

Почему произошёл Великий раскол

Ещё до 1054 года между двумя столицами христианского мира, Римом и Константинополем, неоднократно происходили споры. И не все они были вызваны действиями римских пап, которые в первом тысячелетии новой эры считались законными наследниками Древнего Рима, первоверховного апостола Петра. Константинопольские церковные иерархи не раз впадали в ересь (отклонение от норм, правил господствующей религии). В частности, в монофизитство — признание Иисуса Христа только Богом и непризнание в нём человеческого начала. Автором считается константинопольский архимандрит Евтихий (около 378—454). Или иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон и других церковных изображений (мозаик, фресок, статуй святых и пр.). Еретики-иконоборцы считали церковные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет. Иконоборцы активно громили религиозные изображения. Император Лев III Исавр в 726 и 730 годах запретил почитание религиозных изображений. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и окончательно запрещено в 843 году.

Тем временем и в Риме вызревали причины для будущего раскола. В их основе был «папский примат», который ставил римских пап практически на божественный уровень. Римские папы считались прямыми наследниками апостола Петра и не были «первыми среди равных». Они являлись «наместниками Христа» и считали себя главой всей церкви. Римский престол стремился к безраздельной не только церковно-идеологической, но и политической власти. В частности, в Риме опирались на подложный дарственный акт – Константинов Дар, изготовленный в VIII или в IX веке. Дар Константина говорил о передаче римским императором Константином Великим (IV в.) верховной власти над Римской империей главе римской церкви Сильвестру. Этот акт служил одним из главных оснований для притязаний римских пап на верховную власть как в церкви, так и высшую власть в Европе.

Кроме папизма, непомерной жажды власти, были и религиозные причины. Так, в Риме изменили Символ веры (т. н. вопрос о филиокве). Ещё на IV Вселенском соборе в 451 году в учении о Духе Святом, говорилось, что он исходит только от Бога Отца. Римляне же своевольно добавили «и от Сына». Окончательно в Риме приняли эту формулу в 1014 году. На Востоке это не приняли и обвинили Рим в ереси. Позднее Рим добавит и другие новшества, которые не примет Константинополь: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) римского папы в вопросах веры (продолжение идеи «папского примата») и т. д. Всё это усилит распрю.

Фотиева распря

Первый раскол между Западной и Восточной церквями произошёл ещё в 863—867 гг. Это т. н. Фотиева схизма. Конфликт произошёл между римским папой Николаем и константинопольским патриархом Фотием. Формально оба иерарха были равны – возглавляли две Поместные церкви. Однако римский папа пытался распространить свою власть на епархии Балканского полуострова, которые традиционно подчинялись Константинопольской церкви. В итоге обе стороны отлучили друг друга от церкви.

Началось всё как внутренний конфликт в константинопольской правящей верхушки и церкви. Шла борьба консерваторов и либералов. В борьбе за власть между императором Михаилом III и его матерью Феодорой патриарх Игнатий, представлявший консерваторов, встал на сторону императрицы и был низложен. На его место избрали учёного Фотия. Его поддерживали либеральные круги. Сторонники Игнатия объявили Фотия незаконным патриархом и обратились за помощью к римскому папе. Рим использовал ситуацию для укрепления догмата о «папском примате», пытаясь стать верхом арбитром в споре. Папа Николай отказался признавать Фотия патриархом. Фотий же поднял вопрос о ереси римлян (вопрос о филиокве). Обе стороны обменялись проклятиями.

В 867 году византийского басилевса Михаила, который поддерживал Фотия, убили. Трон захватил Василий Македонянин (соправитель Михаила), основатель Македонской династии. Василий низложил Фотия и восстановил на патриаршем престоле Игнатия. Тем самым Василий хотел укрепиться на захваченном престоле: получить поддержку папы и народа, в которой был популярен Игнатий. Император Василий и патриарх Игнатий в своих письмах к папе признали силу и влияния последнего на дела Восточной церкви. Патриарх даже призвал римских викариев (помощник епископа), чтобы «с ними добре и по надлежащему устроить церковь». Казалось, что это была полная победа Рима над Константинополем. На соборах в Риме и затем, в присутствии папских посланцев, в Константинополе (869 год) Фотий был низложен и вместе со своими сторонниками предан проклятию.

Однако если в делах византийской церковной жизни Константинополь уступил Риму, то в делах контроля над епархиями дело обстояло иначе. При Михаиле в Болгарии стало доминировать латинское духовенство. При Василии, несмотря на протесты римлян, латинских священников удалили из Болгарии. Болгарский царь Борис снова примкнул к Восточной церкви. Кроме того, вскоре царь Василий изменил своё отношение к преданному опале Фотию. Он вернул его из заточения, поселил во дворце и поручил ему образование своих детей. А когда Игнатий скончался, то Фотий снова занял патриарший престол (877— 886). В 879 году в Константинополе был созван собор, который по числу собравшихся иерархов и великолепию обстановки превосходил некоторые Вселенские соборы. Римским легатам пришлось не только согласиться на снятия с Фотия осуждения, выслушать Никео-Константинопольский Символ веры (без прибавленного на Западе филиокве), но и прославить его.

Папа Иоанн VIII, будучи разозлённым постановлениями Константинопольского собора, направил на Восток своего легата, который должен был настоять на уничтожении неугодных Риму постановлений собора и добиться уступок по Болгарии. Император Василий и патриарх Фотий не уступили Риму. В результате взаимоотношения Византийской империи и Рима стали холодными. Затем обе стороны постарались примириться и совершили ряд обоюдных уступок.

Раскол христианской церкви

В X столетии сохранялось статус-кво, но в целом разрыв становился неизбежным. Византийские императоры добились полного контроля над Восточной церковью. Тем временем снова встал вопрос о контроле над епархиями (то есть вопрос собственности и доходов). Император Никифор II Фока (963—969) укрепил византийские церковные организации в Южной Италии (Апулия и Калабрия), куда стало сильно проникать папское и вообще западное влияние, — германский государь Оттон получил императорскую римскую корону, плюс давление норманнов. Никифор Фока запретил в Южной Италии латинский обряд и приказал придерживаться греческого. Это стало новым поводом для охлаждения отношений Рима и Константинополя. Кроме того, папа стал называть Никифора императором греков, а титул императора ромеев (римлян), как официально именовались византийские василевсы, перенёс на германского императора Оттона.

Постепенно противоречия нарастали, как идеологические, так и политические. Так, после Никифора Фоки римляне возобновили экспансию в Южной Италии. В середине XI на папском престоле сидел Лев IX, который был не только религиозным иерархом, но и политиком. Он поддерживал клюнийское движение – его сторонники выступила за реформу монашеской жизни в Западной церкви. Центром движения было Клюнийское аббатство в Бургундии. Реформаторы требовали восстановить павшие нравы и дисциплину, уничтожить укоренившиеся в церкви светские обычаи, запретить продажу церковных должностей, браки священников и пр. Это движение было весьма популярно в Южной Италии, что вызывало недовольство Восточной церкви. Папа Лев планировал утвердиться на юге Италии.

Читать еще:  Туляки смогут поклониться мощам Матроны Московской

Константинопольский патриарх Михаил Керуларий, раздражённый усилением влияния римлян в западных владениях Восточной церкви, закрыл все латинские монастыри и церкви в Византии. В частности, церкви спорили о причащении: латиняне использовали для евхаристии пресный хлеб (опресноки), а греки — квасной. Между папой Львом и патриархом Михаилом произошел обмен посланиями. Михаил критиковал притязания римских первосвященников на полную власть в христианском мире. Римский папа в своём послании ссылался на Дар Константина. В столицу византийской империи прибыли римские посланники, среди которых был кардинал Гумберт, известный надменным нравом. Римские легаты держали себя гордо и заносчиво, на компромисс не шли. Патриарх Михаил также занял жесткую позицию. Тогда летом 1054 года римляне положили на алтарь храма св. Софии отлучительную грамоту. Михаила и его сторонников предали анафеме. За такое оскорбление народ хотел разорвать римлян, но за них заступился император Константин Мономах. В ответ Михаил Керуларий собрал собор и предал проклятию римских легатов и близких им лиц.

Таким образом, произошёл окончательный раскол Западной и Восточной церкви. Три других восточных патриарха (антиохийский, иерусалимский и александрийский) поддержали Константинополь. Константинопольский патриархат стал независим от Рима. Византия подтвердила положение самостоятельной от Запада цивилизации. С другой стороны, Константинополь лишился политической поддержки Рима (в целом Запада). Во время крестовых походов западные рыцари взяли и разграбили столицу Византии. В дальнейшем Запад не поддержал Константинополь, когда он повергся нападениям тюрков, а затем и пал под давлением турок-османов.

Подмена Церкви: почему на Украине идет война за храмы. Валентин Ковальский

Несмотря на избрание нового президента, на Украине продолжаются захваты храмов канонической УПЦ. Почему эти бесобразия стали возможными?

Антицерковные действия на Украине совершаются с «потакания» и согласия Фанара (резиденции патриарха Варфоломея в Стамбуле). В роли исполнителей — члены политструктуры под названием «ПЦУ» — «Православная Церква Украины» (которые грызутся даже со своим «отцом» — анафематствованным лже-патриархом Филаретом).

БЕСзаконие в законе

Раскольники нагло отбирают храмы канонической УПЦ, прикрываясь антицерковным «законом» (№2673-VIII от 17.01.2019 г.), принятым во времена правления Петра Порошенко. Этот горе-документ определяет механизм смены подчиненности религиозных общин — путем регистрации новой редакции устава.

По «чисто случайному» совпадению принятие «порошенковского» акта произошло после того, как на Фанаре любезно согласились даровать «томос» для «ПЦУ» (наспех сколоченной из двух раскольнических структур – «киевского патриархата» и украинских «автокефалистов» (интересно, какая еще автокефалия нужна структуре, которая так себя величает?).

Если верить заверениям многих украинских депутатов, то они руководствувались якобы чисто «благими намерениями»: дескать, отныне верующие смогут «удовлетворить свои религиозные потребности и достойно выражать религиозные чувства».

Одним из соавторов данного «ноу-хау» является некий Виктор Еленский: ему удалось пролезть в украинский парламент на перевыборах-2014 (по списку ярковыраженной антирусской партии «Национальный фронт»). Действуя вместе с другими политически озабоченными русофобами, он воспользовался известным фактом: в УПЦ (как, впрочем, и других Православных Церквах) нет жестко фиксированного членства, характерного для протестантских течений.

Чтобы отобрать храм УПЦ в пользу «ПЦУшников», достаточно выполнить всего лишь одно условие, прописанное в антицерковном законе: за «нужное» решение должны проголосовать две трети членов общины. Поэтому подать «правильные» голоса могут подать практически все желающие, которые считают себя православными.

Ситуация усугубляется еще и тем, что даже этих прописных норм не придерживаются захватчики из «ПЦУ». Зачастую они используют всевозможных молодчиков, которые не только не имеют отношения к общине храма, но и не являются православными. На данное нарушение, в частности, указывал, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко). По его словам, чтобы сменить подчиненность той или иной общины, «ПЦУшники» собирали списки, в которых «подписывались и неверующие люди, и иудеи, и мусульмане, и вообще некрещенные люди, т.е. все подряд».

А отпускные грамоты где?

Невзирая на свой светский статус, украинское государство продолжает грубо вмешиваться в дела УПЦ и Киевской митрополии, возглавляемой Блаженнейшим Онуфрием.

Закон, принятый «порошенковцами», грубо попирает не только Конституцию Украину. С точки зрения канонического права, сам по себе приход не наделен «автокефальными» правами, которые бы позволяли менять подчиненность путем банального голосования. Кроме того, за вверенную паству несет ответственность настоятель храма, который тоже не может «гулять сам по себе» (по типу сказочной кошки Киплинга).

Начиная с древнейших времен, каноническое право предписывает принимать священнослужителей (из одной епархии в другую) только при наличии у них разрешительных документов. К примеру, Апостольские правила говорят о представительных грамотах. А 17-е правило VI Вселенского (Трульского) собора предусматривает наличие увольнительных грамот: в случае их отсутствия виновникам грозит суровое наказание — извержение из сана и принятого клирика, и принявшего его епископа.

На Руси подобные документы были известны под именем отпускных грамот: они выдавались архиереем (за нее выплачивалась особая пошлина, отмененная в 1765 году). В допетровскую эпоху в таких грамотах прямо указывалось разрешение священнослужителям отправляться в епархии (какие пожелают) и священнодействовать повсюду, где позволят местные церковные власти. Но уже в Синодальный период оговаривался переход в конкретную епархию, а часто и на определенную должность. В современной практике отпускные грамоты могут не выдавать на руки клирикам, а пересылать напрямую их новому церковному начальству.

Исходя из этих правил, становится понятно, как православные должны относиться к высокопарным заявлениям «ПЦУшников» о том, что к ним якобы «перешло» столько-то общин из УПЦ.

Митрополит Киевский: 122-й или какой?

Прошедшей зимой на Фанаре учудили еще одно «ноу-хау» — сообщили о признании «интронизации» новоиспеченного «митрополита Киевского», т.е. главы «ПЦУ» Сергея Думенко (он же — «владыка Епифаний»).

Каким образом на Фанаре узаконили данное «таинство», даже трудно представить. Может ли представитель раскольников заикаться об интронизации? Ведь факты — вещь упрямая: на самом деле она состоялась еще пять лет назад — в августе 2014 года на территории Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Именно тогда и была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Блаженнейшего митрополита Онуфрия, который стал 122-м митрополитом Киевским.

Напомним, что в тех торжествах участвовали представители Поместных Православных Церквей, в том числе и с участием КПЦ — в лице митрополита Галльского Эммануила — того самого, который в декабре 2018 года возглавлял так называемый «объединительный собор украинских православных церквей» во Святой Софии в Киеве.

Путем закулисных интриг

Разброды и шатания, характерные для украинских раскольников, наталкивают на весьма печальные выводы: наш народ в большинстве своем — крещенный, но не просвещенный. Слишком много сегодня появилось людей, называющих себя православными, но не имеющих понятия о том, что же такое Церковь и Кто является ее Главой?

Наверное, нужно отдать должное предстоятелю Константинопольской Православной Церкви (КПЦ). Именно с подачи «архиепископа нового Рима» в Рожественскую ночь 2019 года произошло то самое «чудо», о котором продолжают визжать и власти, и светские СМИ, и соцсети. Кивая на дарованную Фанаром «автокефалию», нам рассказывают о создании «ПЦУшников».

Столь странное решение Синода КПЦ вызывает больше вопросов, чем ответов. Каким образом раскольнические стуктуры (после своего объединения) вдруг стали «каноническими»? До сих пор все их «таинства» — от «крещения» до «рукоположения» — не признавались ни одной из Поместных Православных Церквей мира.

К сожалению, на наших глазах происходит подмена истинного православия весьма сомнительной структурой. Ее создают путем хитрых закулисных интриг, вопиющего нарушения законов и насильственного захвата храмов УПЦ. Все эти преступные действия подкреплены так называемым «томосом», выданным для «ПЦУ».

В указанном «томосе», подписанном патриархом Варфоломеем и членами Синода КПЦ, черным по белому написано: «Автокефальная Церковь в Украине признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели…». Однако такие идеи папизма противоречат текстам Священного Писания и принципу соборности.

Глава Церкви — Христос, а не патриарх

Как бы ни старался предстоятель КПЦ выступать в роли «первого без равных», но он, как и любой другой патриарх, не может быть главой Церкви.

Согласно Новому Завету всё земное и небесное должно быть сопряжено во Христе. Только Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Того, Кто наполняет все во всем» (Еф. 1, 22-23). Не может быть никакого христианства вне Церкви, потому что именно в ней действием Святого Духа происходит обожение творения, осуществляется извечный замысел Божий относительно человека и мира.

Господь Сам невидимо находится в Церкви (Мф. 28, 20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него, как от нового Адама — родоначальника нового человечества. Он является Лозой, а верующие — ветвями, которые живут благодаря Его благодатным сокам (Ин. 15, 1-6).

Плоть Христова, по словам апостола Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище (Евр. 10, 20). Не патриарх, а именно Иисус Христос определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. Все виды церковного служения имеют Божье установление: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 11-13).

По словам блаженного Феодорита Кирского, «Владыка Христос яко глава разделяет духовные дарования и потому сочетает члены Тела в единое стройное Тело». Такого же мнения придерживается и святой Иоанн Дамаскин: «Христос, председательствуя над нами, преподает нам Себя и поэтому объединяет нас с Собою и друг с другом, в результате чего мы имеем взаимное сгармонирование».

«Ни один патриарх не может подменить собой Христа и называть себя главой Церкви»

Именно поэтому ни один патриарх не может подменить собой Христа и называть себя главой Церкви, которая создана Богом и принадлежит только Ему.

Проблема апостольского преемства

В Христовой Церкви действует апостольское преемство — принцип церковного права, согласно которому вся иерархия связана непрерывной чередой рукоположений (хиротоний) священников и епископов, начиная с апостольских времен. Через них и передается благодать Духа Святого.

Согласно Нового Завета, первые хиротонии были осуществлены апостолами (Деян. 14, 23, 2 Тим. 1, 6): они указали своим ученикам как совершать рукоположение (Тит. 1, 5, 1 Тим. 5, 22). В Апостольских правилах закреплены условия для совершения этого таинства: священника и диакона посвящает один епископ, а епископа — двое или трое епископов.

Апостольское преемство имело значение еще на заре христианства. Именно поэтому Игнатий Богоносец еще в конце первого века объявил: «Где нет епископа, там нет Церкви». А во втором веке Ириней Лионский (II век) писал: «Все, кто хочет видеть истину, могут в любой Церкви узнать перевод апостолов, открытый во всем мире, и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквях, и преемников их до нас».

Начиная с первых времен христианства, фундаментом для основания новой Церкви (автономной или автокефальной) было и остается наличие в ней канонически рукоположенных епископов, имеющих апостольскую преемственность и не находящихся под запретом. Но есть ли такие епископы в новоиспеченной «ПЦУ»? Каким образом патриарх Варфоломей воспринимает филаретовского представителя Сергея Думенко в роли «владыки Епифания» — «митрополита Киевского и всей Украины»? Тем более, что и сама КПЦ отказалась признавать патриархом того самого Филарета, с которого она «сняла» анафему еще осенью 2018 года.

Своими действиями Константинопольский патриархат создал опасный прецедент: раскольников, которые создали свою структуру вне Церкви, теперь пытаются признать Церковью?! Как можно зайти к Богу с черного входа? К Нему идут лишь теми воротами, на которые указал Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). К сожалению, никто из раскольников так и не покаялся. А поэтому о них можно сказать словами Господа: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник…» (Ин. 10, 1).

К большому сожалению, дальнейшее расширение «ПЦУ» происходит воровскими и разбойничьими методами. В итоге общины УПЦ «переподчиняют» новоиспеченным «священникам» и «архиереям». Трудно поверить, что после всего содеянного они будут служить в захваченных храмах так, как учит апостол Павел: «… со страхом и трепетом совершать свое спасение…» (Фил. 2, 12). Разве может быть Христос там, где царит ложь и насилие?

Вариант второй

Россия может попытаться ввести в Армению «ограниченный военный контингент» вдобавок к тому, что уже размещен там на военной базе в Гюмри. Однако тут надо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, как уже приходилось отмечать, сделать это очень непросто. У РФ нет общей границы с Арменией, а окружающие ее государства — Грузия, Иран и Азербайджан — закрыли свои территории и воздушное пространство. Во-вторых, для России просто увеличить численный состав своего воинского контингента в Армении и отправить туда дополнительную военную технику — дело не только сложное, но и достаточно бессмысленное. Ведь там придется не только присутствовать, но и воевать, а это совсем другой коленкор…

Читать еще:  Муфтий Таджуддин публично отказывается от критики муфтия Гайнутдина

Вероятно, в связи с этим в Витебской области Белоруссии на фоне ухудшения ситуации на карабахском фронте 12 октября оперативно начали учения сил ОДКБ «Нерушимое братство-2020». Хоть об этом прямо и не говорится (напротив, официально утверждается, что эти учения плановые), но похоже, что они проводятся в поддержку Армении и, соответственно, направлены против азербайджано-турецкой коалиции в Карабахе.

Однако характер задействованных в этих учениях силовых структур, (в основном полицейские силы и подразделения МЧС), количество участвующих в них военнослужащих (всего около 900 человек, причем от России только 140) и военной техники (120 единиц) несопоставимы даже с недавними учениями «Славянское братство», прошедшими в сентябре в той же Белоруссии и направленные на устрашение западных супостатов. В «Славянском братстве-2020» только от РФ приняли участие 900 военных и 500 единиц военной техники. Уже не говоря о том, что учения «Нерушимое братство-2020» не идут ни в какое сравнение с белорусско-российскими маневрами «Щит Союза-2019», в которых приняли участие 12 тысяч военных обеих стран и 950 единиц техники.

Таким образом нынешнее «Нерушимое братство-2020» — это лишь символический жест в сторону Азербайджана, который он просто проигнорирует.

Если же речь сейчас идет о том, что вопреки официальным заявлениям Ирана, через его территорию все-таки продолжаются военные поставки в Армению (азербайджанские СМИ обвиняют в этом Россию и Францию), то это лишь поспособствует расширению боевых действий в Нагорном Карабахе и все более глубокому втягиванию в них России и Турции. Результат же противостояния этих держав там предсказать сегодня очень сложно. Возможно все, вплоть до ядерных ударов.

Готов ли на это Кремль, с учетом того, что Эрдогану найдется чем ответить? Тут нельзя забывать, что Турция — член НАТО, к тому же на ее территории расположено американское ядерное оружие (в частности, 50 авиабомб B61 на авиабазе Инджирлик).

Так что вариант номер два для России также не подходит. Если она прямо или косвенно будет все сильнее втягиваться в эту войну, то, во-первых, это потребует больших средств и сил, а результат отнюдь не гарантирован.

Как Польша чуть не захватила Россию и не стала империей

Долгие столетия Восточная Европа была ареной борьбы между двумя славянскими народами — русскими и поляками. Так сложилось, что чаще всего победителем в этом противостоянии выходила Россия, вплоть до того, что Польша как государство несколько раз просто исчезала с лица земли.

Однако и у поляков был шанс одолеть могучего восточного соседа. В начале 17-ого века, когда Россия впала в период политических междоусобиц, известный как Смута, войска Речи Посполитой заняли Кремль, а польский королевич был избран русским царем.

Смута

В конце 16-ого века в Русском государстве прервалась династия Рюриковичей, правившая государством более семи веков. Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий был убит при странных обстоятельствах еще в 1591 году, а со смертью бездетного Федора Иоанновича в 1598 году страна погрузилась в нескончаемый хаос борьбы за власть боярских родов, чехарды правителей, появления разного рода самозванцев и претендентов на трон.

Сергей Иванов. Смутное время (1908)

Главный соперник русского царства на западе, Речь Посполитая внимательно наблюдала за событиями в соседнем государстве, выжидая наилучшего момента для вмешательства.

Первая попытка

Первую попытку поляки предприняли в 1604 году. Тогда в пределы русского государства вторглось польско-литовское войско во главе с так называемым Лжедмитрием I, якобы спасшимся царевичем Дмитрием, а на самом деле монахом Григорием Отрепьевым.

Идея поставить на русский престол своего ручного царя была для поляков весьма соблазнительна. Официально дистанцировавшись от самозванца, король Сигизмунд III и сейм негласно дали карт-бланш магнатам Ежи (Юрию) Мнишеку и Константину Вишневецкому, которые и организовали поход.

Н.Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Авантюра завершилась вполне удачно. Царь Борис Годунов внезапно скончался, а Лжедмитрий I занял вакантный русский престол.

Несмотря на надежды поляков, самозванец не стал марионеткой в их руках. Он не выполнил ни одного обещания, которое дал им накануне похода: уступить часть западных земель, начать строительство католических храмов на Руси, открыть путь в страну иезуитам.

Однако, не устраивал Лжедмитрий и местную знать, которая сама рвалась к власти. 27 мая 1606 года самозванец был убит, а для поляков наступила пауза в их деле борьбы за самое сердце России.

К.Е. Маковский. Убийство Лжедмитрия

Вторая попытка

В 1609 году до Сигизмунда III стали доходить слухи, что часть московского боярства, недовольная политикой избранного царя Василия Шуйского, вовсе не против того, чтобы возвести на русский престол его сына королевича Владислава. Русская знать, устав от междоусобиц, все больше склонялась к приглашению постороннего кандидата не из боярских родов, и сын польского правителя подходил для этого лучше всего.

Царь Василий Шуйский сам для Сигизмунду повод для вторжения. Проигрывая борьбу против очередного претендента Лжедмитрия II, он обратился за военной помощью к врагам Речи Посполитой — шведам, что грубо нарушало польско-русские договоренности. Польское королевское войско незамедлительно вторглось в пределы русского государства.

Питер Пауль Рубенс. Конный портрет Сигизмунда III. Около 1624.

В стан польского короля, осадившего Смоленск, прибыла делегация бояр, предложившая его сыну встать во главе русского государства, «если только король сохранит ненарушимо греческую веру и не только не коснется древних прав и вольностей московского народа, но еще прибавит такие права и вольности, каких прежде не бывало в Московском государстве».

4 июля 1610 года в битве при Клушино польско-литовское войско гетмана Станислава Жолкевского разгромило объединенные русско-шведские силы и Василий Шуйский был свергнут. Спустя буквально два месяца состоялась торжественная присяга россиян «Царю и великому Князю Владиславу Сигизмундовичу».

Ввиду отсутствия последнего, присягу принимал гетман Жолкевский. Следом присяжные грамоты были отправлены в другие города. Впоследствии гетман писал в письме королю: «Один бог знает, что в сердцах людских кроется, но, сколько можно усмотреть, москвитяне искренно желают, чтобы королевич у них царствовал».

Царство без царя

Воцарение Владислава отнюдь не означало немедленного присоединения русского государства к Речи Посполитой. Напротив, согласно польско-русским договоренностям, ни католическая вера, ни шляхта не имели права утверждаться на русской земле, вторгаясь в систему местных обычаев и прав. Два государства не становились единым целым, но заключали «вечный мир,» обязывались выступить совместно против неприятеля, а также вести свободную торговлю между собой.

Тем не менее, такие условия вряд ли могли помешать полякам в будущем пустить глубокие корни в системе управления русским государством. У них уже был успешный опыт поглощения огромного Великого княжества Литовского, в котором поляки после унии 1569 года, объединившей два государства, мирно и практически без всяких гонений на его обширное православное население сосредоточили в своих руках все рычаги власти, отодвинув литовцев на второй план.

Юный принц Владислав

Однако проверить, получится ли так же с русскими, было не суждено. Сославшись на несовершеннолетие Владислава, Сигизмунд не отпустил своего четырнадцатилетнего сына в Москву. Он начал собственноручно подписывать указы и распоряжения, фактически взяв власть в свои руки, что не могло не вызвать недовольство бояр.

По поводу крещения своего сына в Православие, польский король к возмущению русской знати утверждал, что это возможно лишь при соединении церквей на основе Флорентийской унии 1439 года, с признанием верховенства папы римского над православной церковью.

Последней каплей было то, что войско Речи Посполитой, нарушив условия соглашения, вошло в Москву и заняло Кремль. Теперь московское правительство не могло без совета Жолкевского принять ни одного решения по управлению Россией.

Польско-литовская оккупация Москвы

Солдаты польско-литовского гарнизона быстро обозлили местное население. Так, некий шляхтич Блинский в пьяном виде стрелял по иконе Богородицы в Сретенских воротах, и нанес ей огромный ущерб. Недолго думая, комендант Кремля Александр Гонсевский приказал отрубить виновнику обе руки, прибив их под образом Богородицы, a самого Блинского сжечь заживо на площади.

Александр Корвин Гонсевский

Однако нарастающее противостояние было уже не остановить. 1 апреля 1611 года столкновение москвичей с поляками и литовцами превратилось в настоящее побоище, которому даже Гонсевский не мог помешать.

Немецкий наемник Конрад Буссов, служивший тогда в московском гарнизоне, вспоминал, каких масштабов достиг уровень мародерства среди польских и литовских солдат: «Брали бархат, шелк, парчу, золото, серебро, драгоценные каменья и жемчуг. В церквах они снимали со святых позолоченные серебряные ризы, ожерелья и вороты, пышно украшенные драгоценными каменьями и жемчугом… Тот, кто ушел в окровавленном, грязном платье, возвращался в Кремль в дорогих одеждах… начался столь чудовищный разгул, блуд и столь богопротивное житье, что их не могли прекратить никакие виселицы».

Освобождение

Поскольку надежды дождаться царя Владислава окончательно растаяли, а польское засилье становилось тягостным не только Москве, но и другим городам государства, в русском обществе зародились освободительные движения, известные как Первое и Второе народные ополчения.

Константин Маковский. Воззвание Минина к нижегородцам (1896)

Весной 1611 года большая часть Москвы была освобождена, а польско-литовский гарнизон оказался осажден в Кремле. Там же находились и члены русского правительства, так называемая Семибоярщина, а также будущий правитель России, первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович.

Отчаяние и голод среди поляков и литовцев дошли до предела. Как сообщал мещанин Божок Балык, «осажденные переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли ремни, выкапывали из земли гнилые трупы и пожирали. От такого рода пищи смертность увеличилась. Живые стали бросаться на живых, резали друг друга и пожирали».

Надежды гарнизона на помощь растаяли вместе с поражением шедших на выручку войск гетмана Яна Ходкевича под Москвой, и 20 ноября он сдался на милость победителя.

Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году

Последняя попытка

Избрание Михаила Федоровича Романова на царский престол 21 июля 1613 года привело к ситуации, когда у России фактически были два легитимно избранных царя. Долгие переговоры и споры между сторонами ни к чему не приводили. С просьбой о посредничестве обращались к послу германского императора Еразму Ганделиусу, на что тот отвечал: «У одного государства стало два государя; тут между вами огонь и вода: чем воду с огнем помирить?»

В конце 1616 года уже возмужавший Владислав делает последнюю попытку вернуть себе русский трон, свергнув «узурпатора Романова». Несмотря на то что, польско-литовское войско вновь смогло подойти к стенам Кремля, взять его ему не удалось. Да и русский народ воспринимал его уже не как царя, но как иностранного агрессора.

Андрей Рябушкин. Михаил Фёдорович на собрании боярской думы (1893)

Официально от претензий на русский престол Владислав, ставший уже королем Речи Посполитой Владиславом IV Вазой, отказался только в 1634 году. Поляки не реализовали шанс сломить своего восточного соперника, который, окрепнув, в свою очередь не упустит возможность несколько столетий спустя положить конец польской государственности.

Что известно о возможном наступлении РФ на Украину осенью​

  • Украинская разведка и западные военные эксперты прогнозируют новую атаку на Украину из Крыма уже в сентябре этого года во время учений «Кавказ – 2020».
  • Россия может захватить дамбу на Херсонщине ради восстановления водоснабжения в оккупированном Крыму. Полуостров слишком важен для Москвы, ведь именно из портов Крыма российские корабли отправляются поддерживать преступные режимы в Сирии и Ливии.
  • В конце июня появилась информация, что американских военных из Германии перебросят в Восточную Европу. Это должно стать, по словам представителей Пентагона, однозначным предупреждением российскому президенту Владимиру Путину.
  • В то же время в какую именно из европейских стран могут перебросить войска из Германии, не уточнялось. Президент США Дональд Трамп, встречаясь с польским президентом Анджеем Дудой, говорил об американском присутствии в Польше.
  • Что известно о войсках РФ вблизи границы с Украиной

    По данным украинской разведки, вдоль госграницы Украины развернуто 28 батальйонно-тактических групп России. Сейчас завершается формирование трех новых групп – двух армий и армейского корпуса, которые в течение 2020 – 2021 года планируют быть в полной оперативной готовности.

    В наземном компоненте на Западном стратегическом направлении создана 20-я общевойсковая армия, на вооружении которой имеются оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер».

    На Юго-западном стратегическом направлении создана 8 общевойсковая ударная армия, в которой предусмотрено создание ракетных бригад ОТРК «Искандер».

    С чем Россия может напасть на Украину

    • около 87 тысячами военнослужащих,
    • 1100 танками,
    • 2600 боевыми бронированными машинами,
    • 1100 артиллерийскими системами,

  • 360 ракетными системами залпового огня,
  • 18 оперативно-тактическими ракетными комплексами.
  • В воздушном компоненте продолжается перевооружение на современные и модернизированные образцы авиационной техники (самолеты Су-30СМ, Су-35С, Су-34, Су-25СМ3, МиГ-31К с гиперзвуковым комплексом «Кинжал» и вертолеты разных модификаций).
  • В целом на базовых аэродромах вблизи украинской границы базируется около 330 боевых самолетов и 230 вертолетов.
  • Российские военные группы вокруг границ Украины / Инфографика ВСУ для ОБСЕ

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector