0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нам тяжело нести свой крест? Почему же мы отвергаем помощь?

Крест

Христос вознесен на Крест, да очистит нас от грехов (8, с.432).

Крест должно почитать (Там же).

Без креста невозможно умолить Бога опомиловании

Несите с терпением и благодарением возложенные на вас Спасителем мира жизненные кресты. Ведь болезнями и скорбями получили Царствие Небесное не только очевидцы Христовы – Апостолы, но и все святые. Тем более нам грешным без этого креста невозможно было бы умолить Бога о помиловании. А если это так, то будем с терпением нести все то, что посылает нам Господь (3, с.38–39).

Когда крест становится легким

Будем нести свой крест с терпением и любовью, только в таком случае он будет для нас легким и спасительным (Там же, с.32).

Кто несет свой крест безропотно, тот является последователем Христовым

Путь земного бытия труден, даже для святых людей, а мы – грешные, и поэтому нам приходится нести в этой юдоли плачевной еще тяжелее свой крест. Но не будем унывать и падать духом, а понесем все тяготы ради той жизни, которую уготовал Спаситель в обителях Отца Небесного для Своих последователей

Конечно, кто несет свой крест безропотно, тот является поистине последователем Христовым. А путь Христов завершился на Голгофе. Вот все эти скорби и болезни и составляют нашу Голгофу, посредством которой душа очищается и бывает пригодной для вечного спасения (Там же, с.58).

Что помогает нести жизненный крест

Не забывайте Христово смирение и Его бессмертный подвиг, и это поможет Вам нести свой жизненный крест без ропота (Там же, с.10).

Потерпим и понесем свой крест без ропота, потому что ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (Там же, с.36).

Несите свои кресты, данные Богом, без ропота (Там же, с.48).

Что облегчает несение креста

Возмогайте о Господе и возлагайте на Него все Ваше упование и надежду, и Он поможет Вам и облегчит Вам жизненный крест (Там же, с.36).

Господь всем христианам посылает крест, которым они должны спастись

Вы думаете, что одни только страдаете в этой юдоли плачевной. Это понятие неверное. Всем христианам, в том числе и Вам, Господь посылает тот крест, которым они должны спастись.

Потерпите еще, и Бог сотворит с Вами Свою милость (Там же, с.37).

Крест нужно безропотно нести до самой Голгофы

Будем нести свой жизненный крест до самой Голгофы, на которой ради нашего спасения был распят наш Господь Иисус Христос. И кто будет идти по этому узкому пути безропотно, тот получит награду в обители Отца Небесного (Там же, с.90).

Каждому человеку дается жизненный крест, притом по его силам. Но мы по своей греховности вообще не желаем нести никакого креста. А ведь без его несения спастись невозможно. А если так, то будем благодарить Бога за все, что Он посылает нам (Там же, с.98–99).

Господь за несение креста посылает радость духовную

Каждому человеку дан от Бога свой крест, и его нужно нести с терпени­ем даже до самой Голгофы. Такие крестоносцы бывают угодны Богу, и Он им посылает радость духовную во все дни их крестоношения. А те лица, которые бросают свои кресты, будут страдать и в этой жизни, и в будущей. А если это так, то нам необходимо вернуться назад и снова взять свой крест и нести его без ропота. Если ты спросишь: «Что нужно понимать под несением креста», – то на это можно ответить, что наш крест – это жизненный путь, то есть семья, дети, скорби, болезни и всевозможные житейские неприятно­сти и тяготы. Вот этот крест надо взять и с радостью во Христе шествовать спасительным путем, ведущим в жизнь вечную (Там же, с.98).

Человек должен прилагать все силы к безропотному несению своего жизненного креста. Нам всегда кажется, что этот крест тяжелый и неудобоносимый. И мы постоянно нуждаемся в Благодатной помощи. Именно только Мило­сердный Господь может облегчить наши телесные и духовные страдания. Мы по своей неопытности и греховности часто подпадаем под власть злого духа, который жестоко терзает нашу бедную душу, а иногда приводит ее в полное смятение и уныние. И только Господь в такие тяжелые минуты подает нам Свою руку и таинственно провозглашает: «Не бойся, Я с тобою на все дни жизни твоей». И этот таинственный голос всегда служит для нас опорой и утешением. А это в свою очередь дает нам силы побеждать все греховное и скверное (Там же, с.107–108).

Всякое нежелание нести свой жизненный крест удаляет христианина от спасительного пути, ведущего в Царствие Божие (Там же, с.82).

Важность духовного руководства

Нести крест с помощью другого человека бывает легче. Этот закон установлен Самим Богом. Поэтому душа, лишившаяся этой поддержки, ощущает скорбь и духовный голод (Там же, с.86).

Кресты бывают тяжелые, но они – наши

В этой жизни бывают тяжелые кресты, но они – наши, и мы должны их нести с терпением и смирением (Там же, с.89).

Нужно нести свой крест достойно христианина до самой Голгофы. И именно только там мы сможем услышать голос Христов: «Днесь со Мною будеши в раю». Ведь это является для нас конечным пределом земного существования (Там же, с.92).

От нас Спаситель мира требует, чтобы мы со смирением и терпением несли свой жизненный крест (Там же, с.95).

Взять крест свой означает отречься от всех соблазнов мира и распять свою плоть со страстьми и похотьми, ибо только эти люди «Христовы суть» (32).

Почему необходимо для человека крестоношение?

В раю не было ни скорбей, ни болезней. Они появились после того, как первые люди, послушав обольстителя, нарушили нравственный закон – заповедь Божию и осудили себя на труды, болезни и бедствия. С тех пор не было на земле ни одного человека, который бы не испытывал в своей жизни скорбных минут и своими непрестанными грехами не огорчал бы Милосердного Бога, удаляясь от Него «на страну далече». Возвращение человека к нравственной чистоте и святости было уже немыслимо без помощи свыше. Единородный Сын Божий по воле Бога Отца и по Своей любви и благости воспринял на Себя грехи всех людей и умер за них на Кресте. Крест после распятия на нем Христа Спасителя стал знамением нашего искупления от греха и избавления от власти диавола. Святой Иоанн Златоуст о Древе Крестном говорит следующее: «Диавол через древо одолел Адама. Христос Древом же препобедил его (то есть диавола), и то древо низвело нас во ад, а это Древо вывело нас оттуда». Без Креста, без Крестной смерти Спасителя не было бы ни прощения, ни помилования, ни примирения нас с Богом Крест, по словам Златоуста, есть ключ рая. Вот почему для верующего человека крест стал предметом радования и поклонения (23, с.31).

Христианин, не носящий креста, подвергает свою душу опасности

Крестом запечатлевается вся жизнь христианина – от рождения до самой смерти. При Таинстве Крещения на верующего возлагается священнослужи­телем крестик, который он носит всегда на своей груди. Как воин без оружия во время войны остается незащищенным и даже подвергается смертельной опасности от врага, так и христианин, не носящий на своем теле образа Креста Господня, подвергает свою душу той же опасности от врага рода человече­ского – диавола (Там же).

Крест – непобедимое оружие

Крест для христианина является непобедимым оружием. Святая Церковь в своих песнопениях воспевает: «Господи, оружие на диавола – Крест Твой дал еси нам трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Крест ограждает христианина во всех обстоятельствах его жизни. И он же, если мы того заслужим, будет увенчивать и нашу могилу (Там же).

В чем заключается внутренний крест

Это – мужественное и благодушное перенесение всех невзгод наше­го жизненного пути, скорбей, бедствий, горя, страданий, преследующих человека с детства до самой смерти. Они не минуют ни одного человека на земле. У каждого из нас есть свой крест, который мы должны нести, хотим мы этого или не хотим. Никто не свободен от крестоношения. Благо тому, кто несет своей крест радостно, достойно, с благодарным сердцем. Мы должны быть учениками Христовыми не по имени только, но и по жизни. Например, посетила нас тяжелая болезнь или лишились мы своих родных, друзей и благодетелей, которых унесла неумолимая смерть, или кто-то нас оклеветал, или приключилась еще какая-либо скорбь, мы не должны унывать и падать духом, но все терпеть и считать свое несчастье вполне заслуженным и даже малым по сравнению с тяжестью наших грехов (Там же).

Почему трудно нести иго Христово

Мы своей греховностью удаляем благодать Христа из своего сердца, где вместо нее поселяются злые пороки, терзающие и угнетающие нашу душу.

Вот почему бывает трудно нести иго Христово (Там же, с.32).

Каждому из нас в жизни дается именно такой крест, который нам под силу, и поэтому надо не роптать, но за все благодарить Бога (Там же).

Путь христианина на земле окружен страданиями, и последний его этап жизни должен завершиться, по примеру Христа Спасителя, на Голгофе (3, с.94).

Боже, совершай все то над нами, что нам полезно и спасительно. А мы со своей стороны будем прилагать все силы к безропотному несению своего жизненного креста. Нам всегда кажется, что этот крест тяжелый и неудобо носимый. И мы постоянно нуждаемся в Твоей благодатной помощи. Именно только Ты, Милосердный Господи, можешь облегчить наши телесные и духов­ные страдания (Там же, с.107–108).

Безропотное несение жизненного креста не усиливает в нашей душе страданий, а наоборот, облегчает их и, более того, смягчает самую очерствелую душу (Там же, с.132).

Господь да поможет нам нести свои жизненные кресты с терпением и смирением. Если здесь бывает и трудно бороться с болезнями и греховны­ми наклонностями, то в будущей жизни Бог отрет всяку слезу из очей наших (Там же, с.91).

Крест – спасительный жертвенник

На Сына Божия возложен был Крест Крест – тот спасительный жертвен­ник, на котором должна быть принесена на все времена и за все человечество умилостивительная жертва Богочеловека (7, с.192).

Значение крестных страданий Спасителя

Спаситель мира по любви к роду человеческому Своими страданиями и смертью восстановил человека, обновил и возвел его в первое состояние (7, с.192).

На Кресте грех был совершенно истреблен

Бесценной Кровию Сына Божия, пролитой на Кресте, грех был совершенно истреблен в своем существе (Там же, с.194).

Надо без ропота нести свой жизненный крест

Все должны идти не иначе, как только тем путем, которым шел Христос Спаситель. А это значит – нужно взять свой жизненный крест и, возложив его на свои рамена, без ропота, с терпением нести всю жизнь (7, с.309).

Грешник своими грехами снова распинает Христа

Грешник забывает о Своем Искупителе и, вместо благодарности, своими грехами снова распинает Его на кресте (7, с.310).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

  1. Простые истины сердца – Три слова о несении креста – святитель Феофан Затворник
  2. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – КРЕСТ – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
  3. Слово о Кресте Господнем – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – КРЕСТ – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  5. Аскетические опыты (Части 1-2) – Крест свой и Крест Христов – святитель Игнатий (Брянчанинов)
  6. Размышления о Кресте – схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская)
  7. Душеполезные поучения – КРЕСТ – преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
  8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Крест – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
  9. Оружие правды – Вещественная святыня – мученик Николай Варжанский
  10. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – Крест и распятие Спасителя (Археологический очерк) – профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Берем ли мы свой крест?

Проповедь в Неделю Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкви; Крест – царей держава; Крест – демонов язва; Крест – верных утверждение», – такими словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Матерь наша Церковь чтит и молитвенно поклоняется Честному и Животворящему Кресту Господню.

Почему именно в эти дни, в середине Великого поста, Церковь установила чинопоследование изнесения Честного Креста и поклонения ему? Чем выше путник поднимается в гору, тем тяжелее становится подъем. И великой бывает радость, когда вдруг находится источник живой воды, напившись из которого, он может дальше продолжить свой путь и достигнуть цели, подкрепившись в самый сложный момент, когда душа и физические силы, казалось бы, оставили его.

Так и нам в середине поста дан источник живой воды. Послушайте, какими словами мы с вами молились во время Всенощного бдения: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим», «… се бо прииде Крестом радость всему миру…». Крестом пришла радость всему миру, Крестом Христовым.

Каждый из нас несет свой жизненный крест. И Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34) и «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). И здесь возникает вопрос: а что значит взять свой крест? И берем ли мы крест? И покланяемся ли мы Христу? И приходит ли для нас радость через крест?

Святитель Феофан Затворник (Вышенский) однажды сказал: «Все по жизни несут крест». Нет такого человека, который бы был в идеальном положении, и мы должны с вами усвоить эту мысль: мы нигде и никогда ничего не найдем идеального. Это иллюзия – искать идеального положения в жизни, идеального состояния; мы с вами живем в падшем мире. Мы все испытываем последствия греха прародителей, греха родительского и греха своего личного. «Никогда не было и не будет в мире, – говорит нам святой Никон Оптинский, – покойного места. Единственное покойное место, которое ты можешь найти, – это твое сердце и твоя чистая совесть». Вот где может быть покойное место.

В мире ни идеальных людей, ни идеальных обстоятельств, ни идеальной церкви, ни идеального духовника, ни идеальных пастырей нет и никогда не будет. И мы должны настраивать свою мысль на то, что мы все ответственны за ту жизнь, которой живем. Каждый из нас несет свой жизненный крест, но как. Если ты постоянно хочешь его скинуть, хочешь, чтобы обстоятельства жизни были иные, тебя не устраивают здоровье, возраст, наличие денег в кармане, погода, политика, Президент, правительство и так до бесконечности, значит, ты своего креста не взял. Ты хочешь, чтобы у тебя все было по-другому. По-другому у тебя может быть и должно быть, и ты должен стремиться только к одному – чтобы другими были твои мозги, другой была твоя душа и другим было твое сердце. Больше ничего ты изменить в этой жизни не можешь. Мы сами должны стать другими и воспринять эту жизнь такой, какая она есть.

Читать еще:  В четырех епархиях УПЦ освятили новые храмы

Кто-то может сказать: «И что теперь? Сидеть сложа руки, ничего не делать? Не говорить, не воспитывать, не лечиться, не стремиться к лучшему?» Стремиться и делать все возможное, что от тебя зависит.

Однажды я был в одном монастыре и увидел потрясающую надпись на двери келии. Там были такие слова: «Господи! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить. Мужество – изменить то, что могу, и мудрость – отличить одно от другого». То, что зависит от нас, мы должны делать. Обстоятельства жизни порой от нас не зависят. Не зависит от нас и наше здоровье. Казалось бы, все делаем, что должны, и вдруг на ровном месте поскользнулись и. перелом ключицы, ноги, руки, инсульт. Ну, и прими это. Получилось так? Для чего так получилось? У Бога все со смыслом. Иоанн Златоуст сказал на все времена страдальцам, мученикам, людям, попавшим в тяжелейшие условия жизни, имеющим скорби, болезни, испытания: «У Бога польза больше, чем наказание». А наказание от слова «наказ», а не от слова «мщение». Через эту ситуацию, через этих именно людей Бог хочет тебя чему-то научить, чтобы другой стала твоя душа. Будем с вами помнить: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань». Сам Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь; но дерзайте: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Что это значит? Если мы впишемся в Его армию, если мы будем Его воинами, будем воевать с грехом и с самими собой, как Он, – это скорбно, это болезненно, это противно, это невыносимо сознавать свои бесконечные падения, свою немощь, свою несостоятельность, но Он говорит: «… дерзайте: Я победил мир» (Ин. 16, 33), – и вы сможете победить и самих себя, и грех в самих себе с Его помощью, с помощью Живого Бога через вот этот крест.

Святые Отцы говорили: «Мы несем крест, а крест несет нас. Через терпение. Через осознание того, что я лучшего не достоин. Как у разбойника должна быть наша духовная мысленная философия: “Достойное по грехам моим приемлю”».

Кто-то из святых сказал: «Ты называешь Бога справедливым? Какая же это справедливость: люди распяли Его Сына, а Он продолжает их миловать и прощать?» Их, внуков и их детей. Если бы Бог был справедливым, тебя бы давным-давно не было бы в живых. Бог не столько справедлив, сколько милостив. Мы в гораздо лучшем находимся положении, чем то, которого заслуживаем. Один иеромонах спрашивает у игумена: «Отче, как твои дела, как твоя жизнь?» И тот отвечает: «Ты знаешь, гораздо лучше, чем я этого заслуживаю».

«Будь готов ко всякой скорби, – учат святые Отцы, – и избежишь всякой скорби». Если мы думаем, что заслуживаем лучшего, мы находимся в прелести. Мы тогда не несем своего креста, а отказываемся всячески от него. Когда человек несет жизненные обстоятельства такими, какие они есть, значит, он его берет. И тогда этот крест может стать ключом, которым откроется рай. Праведный Иов однажды сказал нам с вами на все времена: «Бог дал – Бог взял, наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов. 1, 21) и «Благая от Бога приняли, злых ли не стерпим, как изволилось Богу, так и стало. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Иов. 2, 10).

Если ты не можешь потерпеть своих престарелых родителей, если ты не можешь потерпеть свой возраст, если ты не можешь потерпеть свои болезни, что же тогда будет, когда ты подойдешь к финишу жизни? Когда вдруг после МРТ или анализа крови тебе скажут: Вы знаете, а у Вас рак? Что будет, если человек не готов принимать от Бога обстоятельства жизни? Терпение начинается с мелочей.

Святые, когда подходили к смерти, как к ней относились? Апостол Павел говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 23). И еще: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Вот так он смотрел на свой жизненный крест, на обстоятельства жизни. Он говорил: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, … Который дал не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). Он благодарит Бога за страдания: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, … ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17). Вот что ждет верных, вот на что мы должны взирать, вот что мы должны понимать.

Что будет в конце нашей Голгофы? В конце нашей Голгофы будет воскресение. Не дай Бог нам оказаться на кресте разбойника безумного. Все были на кресте: и Спаситель, и разбойник благоразумный, и разбойник безумный. У всех была одна и та же боль, одна и та же скорбь, одна и та же проблема и одни и те же страдания. И что толку для разбойника безумного? Он хулил свою жизнь и Бога и оказался на дне ада. Другой же разбойник такую же скорбь, такую болезнь, такую же смерть принял – и где оказался? А оказался в раю. Один и тот же крест. Один его взял, этот крест, а другой плюнул на него и вместе с ним плюнул на Бога.

Вот так и мы все то принимаем, то бросаем крест. То жизнь по вере нравится, то не нравится, то духовная жизнь близка, то противна, то хотим ее, то ненавидим. Но в нашей жизни должно быть постоянство. «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34).

Только не надо брать креста самодельного, о котором говорят нам святые Отцы. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Вот вам Бог дал определенные обстоятельства жизни, новых крестов самодельных на себя не накладывайте». Он привел один пример конкретный. Бездетная семья пишет ему: «Батюшка, как нам быть, хотим взять ребенка больного из дома ребенка». А он им отвечает: «Не накладывайте на себя креста самодельного. Несите свой крест бездетности достойно и служите людям и Церкви, чем можете послужить». Дал духовник благословение – делай и ничего не придумывай, потому что обязательно влипнешь в какую-то историю. И будет не твой крест, а будет крест самодельный, который Бог на тебя не накладывал.

Сегодняшний праздник и сегодняшнее воспоминание Креста Господня – нам всем для вразумления и укрепления. Наша с вами жизнь вполне нормальная и сносная и вполне благословленная Богом. Святые Отцы нам говорят: «Благословляй свою жизнь, и она будет благословлена, будешь проклинать свою жизнь, и она будет проклята». Будем помнить, что в жизни нет ничего идеального, что мы должны Бога благодарить за то, что мы с вами имеем, благодарить за то, чего не имеем, за то, что заслужили, и будем просить у Бога мудрости и силы менять то, что возможно изменить внутри самих себя. То, что поменять не можем, будем с благодарностью и мудростью терпеть на нашем жизненном пути, делая то, что от нас зависит. Как учили Оптинские старцы: «Делай, что должно, и будь что будет, а будет то, что Бог даст».

И поэтому с верой и любовью сами себя, и друг друга, и весь живот наш, и всю жизнь нашу, и всех родных и близких наших, и все обстоятельства нашей жизни, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Крестоносцу, Который Сам не миновал жизненного креста, но Его крест закончился Воскресением, и наши жизненные кресты, если с упованием, с преданностью, с верой понесем, то и мы окажемся именно там, на нашей духовной родине в Царстве Небесном, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная. Аминь!

Уметь нести свой крест. Проповедь

Уметь нести свой крест. Проповедь

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Истина не имеет срока годности и не нуждается в корректировке под текущее время. Истина, она незыблема, и для всех времен – одна. Поэтому, проповеди великих святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Афанасия Великого и других святых – остаются актуальными по сегодняшний день.

Но слово Божие доноситься к нам, в 21 век, не только с древних времен христианства, но также летит и с прошлого 20-го века! Священномученик Иларион Верейский, митрополит Вениамин (Федченков), святитель Лука Крымский и другие учители Церкви дают нам необходимые наставления в Истине: как жить по Евангелию.

Ниже мы размещаем назидательную проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского, которую он произнес в далеком 1945 году, 30 сентября, на второй день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее (Мк. 8, 35).

Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, во многих могут вызвать недоумение. Ведь мы желаем спасти свою душу, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то погубим ее, и для того, чтобы спасти душу, нужно погубить ее, — погубить ради Самого Господа Иисуса Христа и Евангелия.

Что же это значит? Как это понять?

Конечно, в словах Христа не может быть ничего противоречивого. Нужно уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет крест свой и за Мною идет (Мф. 16, 24). Вот если это исполним, то душу свою спасем.

Что же нужно для того, чтобы исполнить эти слова Христовы? Что значит отвергнуться себя?

Отвергнуться себя — это значит совершенно отказаться от своего понимания путей жизни, от того, к чему мы стремимся по велениям своего сердца, всецело отказаться от своей воли, от своего разума. Есть ли в этом что-нибудь странное, неисполнимое? Конечно, нет.

Когда ученик учится у мастера ремеслу, то он должен всецело руководствоваться указаниями мастера, он не смеет выдумывать ничего своего, никаких своих способов работы. Он должен беспрекословно повиноваться мастеру, исполнять все его указания и работать так, как велит мастер, не делая отступления от указаний.

Так и мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, и послушными до конца, послушными до смерти.

Это очень просто. Нужно только сосредоточиться, и углубить свой духовный взор, и хорошенько, честно вглядеться в тайники своей души. И тогда каждый грешник увидит, что там творится. Там тьма, там кишат змеи — змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, даже убийства. И нет им числа.

Разве мы не ненавидим змей, не остерегаемся их? Разве мы будем любить змей, которые гнездятся в нашем сердце? Мы должны возненавидеть их, должны возненавидеть душу свою, если в ней кишат змеи. В нас мало того, что заслуживает любви. Во всяком грешнике много того, что заслуживает ненависти. И нужно возгореться этой ненавистью. Если на ваших плечах вдруг окажется смрадное грязное рубище, разве вы не стряхнете его, не затопчете ногами? А если грешный человек вглядится в свою душу, то он увидит, что одеяние его души подобно этому смрадному рубищу. И ему станет отвратительно, противно, он возненавидит это рубище, он возненавидит душу свою, которая так безобразно одета.

Видите, нет ничего страшного в этом требовании Христовом о том, чтобы желающий идти с Ним возненавидел свою душу. Нужно возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить свою жизнь по-своему, ставить в жизни свои собственные цели, строить планы. Нужно все это отстранить, разорвать эту пыльную паутину, со всем распрощаться. Нужно отвергнуться своей воли, своих планов, своего разума и смиренно преклонить выю под легкий ярем Христа. Нужно Господу Иисусу Христу протянуть трепещущую руку и к Нему воззвать: “Господи! Не буду идти своим путем. За Тобой пойду, Ты меня веди!”

Нужно до конца и безусловно подчиниться воле Христовой. Только тогда станет для нас возможным шествие за Христом. Если Господь ведет нас туда, куда шел Сам, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним, то куда мы пойдем?

Если на нас возложен крест, то, конечно, мы пойдем не на веселье, не на празднество, а туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест. Мы должны идти вслед за Иисусом Христом на Голгофу, до конца, даже до смерти.

Какой же смерти требует от нас Господь? Физической ли смерти на кресте, которую Сам Он претерпел? Нет, он требует другого. Он требует, чтобы мы были послушны, смиренны, чтобы мы подражали Ему, умалившему Себя: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как Человек; смирил Себя даже до смерти и смерти крестной (Флп. 2; 6—8). Как Он был послушен Отцу Своему, так и мы до конца должны быть послушны Ему.

Он ведет нас на смерть, но не такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Он требует, чтобы мы распяли на кресте и умертвили нашу плоть, наши страсти. Он требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира к Кресту Своему. Он требует, чтобы мы не тело наше пригвоздили ко кресту, а чтобы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его, а так, как велит жить мир. Он требует, чтобы этого ветхого человека, который находится во власти диавола, мы возненавидели, чтобы сбросили его, как грязную, ветхую одежду и начали бы новую жизнь, жизнь возрожденного человека, чтобы мы спасли свою бессмертную душу, предназначенную для общения с Богом.

И это мы должны исполнить, ибо иначе, не может сердце наше очиститься, не может в нем засиять свет Христов. Для того, чтобы засияло солнце, должна рассеяться ночная тьма. Для того, чтобы был чистый воздух в жилище, оно должно быть очищено от всякой грязи. Так и мы если не отвергнемся всей скверны, если не распнем на кресте нашу плоть, истлевающую в похотях, как мы можемидти за Христом? Это совершенно необходимое условие.

Но если мы начнем это великое дело, то нам предстоит тяжелая и продолжительная борьба, ибо тот ветхий человек, которого мы свергли и распяли, — это лютый зверь. И чем больше мы будем его бить и распинать, тем яростнее он будет огрызаться. Он опасен для нас, он никогда не оставит нас в покое. И нам предстоит борьба с этим зверем до конца нашей жизни.

Читать еще:  Мгарский монастырь – сердце Полтавщины

Из житий святых мы знаем, что все они до конца дней своих вели бесконечную борьбу со своим ветхим человеком, которого они распинали на кресте.

И такая борьба предстоит каждому из тех, кто решил исполнить слова Христовы и отвергнуть себя. Его ждет долгий, тяжелый, тернистый путь, без остановок, ибо остановиться в духовной жизни — это значит пойти назад, потерять все то доброе и святое, что было приобретено. Надо спешить, надо неуклонно, неустанно идти вперед.

Кто был выше св. ап. Павла, который был восхищен до третьего неба и видел блаженство праведных, кто может сравниться с ним в его решимости распять плоть свою, кто смеет сказать, как он: Уже не я живу, а живет во мне Христос, для меня весь мир распят на кресте (Гал. 2, 20). И вот посмотрите, что говорит этот великий человек: Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели (Флп. 3, 13). Он стремится вперед, спешит, ибо перед ним великая, святая и чрезвычайно трудно достижимая цель. Нам ли не спешить, нам ли не бежать, если изберем тот путь, которым он шел и который указан Господом Иисусом Христом! Вот что значит отвергнуться себя и идти вслед за Христом.

А что значит взять крест свой, — ибо Господь говорит, что каждый из нас должен взять свой крест? Какие у нас кресты? Кресты бывают разные у разных людей, ибо для каждого Богом приготовлен свой крест. Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест. Очень важно, чтобы мы взяли именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это бывает нередко.

Какие кресты уготованы для большинства из нас? Кресты простые, не такие, какие несли мученики, не такие, какие до конца жизни несли подвижники в пустыне. Наша жизнь, жизнь всех людей, есть горе, печаль и страдание, и все эти горести, печали и страдания нашей мирской, общественной и семейной жизни и составляют наш крест. Разве мало причиняют страданий неудачная женитьба, неудачный выбор профессии, тяжкие болезни, унижение, бесчестие, лишение имущества, клеветы, нас преследующие? Все злое, что творят нам люди, ревность супружеская, — разве это не крест наш?

Такие страдания несут и обязаны нести все люди, хотя они этого вовсе не хотят. Люди, ненавидящие Христа, люди, отвергающие путь Христов, все равно страдают, но ропщут и не хотят нести крест.

В чем же разница между ними и теми христианами, которые покорно несут свой крест?

Разница в том, что христиане несут его покорно, в том, что они не хулят Бога, а смиренно, склонив свою голову, несут до конца своей жизни тяжелый Крест, идя вслед за Господом Иисусом Христом, несут его ради Него и Евангелия, несут его из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены евангельским учением.

Для того, чтобы исполнить это учение, чтобы идти по пути Христову, должно покорно и неустанно нести свой крест, не проклиная его, а благословляя, исполняя завет Христов, отвергаясь себя, и идя за Христом по узкому пути, который ведет в царствие небесное. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпанцветами. Но Господь указывает нам иной путь — путь страданий.

Нам надо знать, что на этом пути, как бы он ни был тяжел, — если мы всем сердцем обратимся ко Христу, — Он Сам удивительно будет помогать нам; Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать, подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймем мы слова св. апостола Павла о том, что кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (II Кор. 4, 17), тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями.

Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем укрепляющую нас Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой, зная, что этим откроется для нас вход в царство небесное.

Да сподобит всех Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, с Его Отцом и Духом Святым и со всем сонмом святых Ангелов. Аминь.

30 сентября 1945 г.

Читайте следующие интересные публикации:

У каждого человека — свой крест

У каждого свой крест — эту фразу используют довольно часто, не всегда придавая ей религиозную окраску. Жизненные пути людей настолько индивидуальны и непредсказуемы, что иногда кажется: такое возможно только в кино. И как человек может выдержать такие испытания?

Орудие смерти Христа и спасения человечества

Первый пример несения креста человечеству показал Христос. После воплощения его ожидали тяжелейшие испытания: ненависть фарисеев, предательство Иуды и мучительная смерть. Кстати, в то время распятие считалось самой низкой и позорной смертью.

Получается, что Христос, ни в чем не виновный, добровольно пережил все унижения, чтобы избавить людей от первородного греха. Поэтому крест часто ассоциируется с орудием спасения и страдания одновременно, а без достойного перенесения скорбей Царство Небесное для многих остается недоступным.

Если Бог тебе посылает испытания, значит, ты их выдержишь

Когда в жизни человека все складывается ровно, гладко и хорошо, никто не говорит, что таков его путь, а когда приходят болезни, непонимания, потери, все вспоминают, в чем дело.

Иногда человеку кажется, что он не может выдержать всех тех испытаний, что на него обрушились. Но православие говорит, что каждому человеку дается именно столько, сколько он способен выдержать.

Неоднократно убеждалась, что если дел, скорбей, переживаний слишком много, Бог либо снимет с нас отдельные задания, либо пошлет людей, которые помогут справиться, успокоят, подбодрят, помолятся. В Евангелии указано имя человека, который помогал нести Крест Спасителя. Это был Симон Киринейский. В самых запутанных ситуациях человеку помогают разобраться родители, супруги, друзья, а самое главное — Бог.

Легко рассуждать о скорбях и переживаниях, когда у тебя все радостно и радужно. Но по-настоящему утешить и посочувствовать может лишь тот, кто собственным опытом проверил, что потеря родных, тяжелые болезни и проблемы на работе — это только испытания, а не конец жизни.

Поверхностное наблюдение за людьми обычно приводит к субъективным выводам: мне тяжело, а другим все дается так просто! Перед тем, как в очередной раз сказать, что Надьке с третьего подъезда все преподносится на блюдце с голубой каемкой, а Костя с четвертого этажа благодаря родителям обеспечен на 200 лет вперед, остановись и подумай. Откуда вам знать, что происходит в душе этих людей? Не переживают ли они каких-то глубоких потрясений?

Каждому дано свое орудие спасения — притча

Есть много интересных притч о том, что каждому человеку нужно нести свой крест. Многим известна история об одном муже, который якобы очень сильно роптал, что Бог дал ему испытания не по силам. Тогда Господь разрешил ему взять взамен другой предмет.

Человек решил присмотреться. Подошел к одному — красивому, высокому, из качественного материала. Тот сверкал на солнце, как золото. Но предмет оказался настолько тяжел, что его невозможно было поднять, не то что нести. Следующий был поскромнее, не настолько габаритный, но блестел, как серебро. Человек поднял его и зашатался. Понял, что не по силам. Попробовал третий — не такой громадный, сделан он был из меди. Вот только холодный, скользкий и все еще тяжелый.

Пробовал и многие другие, пока в уголке не нашел деревянный предмет. Скромный, аккуратный, не вызывающий. Закинул на плечо — то, что надо! Обрадовался, а только потом понял, что это и был. его инструмент спасения.

Легко думать, что пути правителей, людей при власти или бизнесменов настолько безмятежны и привлекательны. Их золотые и серебряные кресты могут оказаться слишком тяжелыми и габаритными для нас.

Чудо-мостик, или Как не упасть в бездну?

Также есть очень мудрая песня о том, что каждый человек должен с благодарностью принимать все те испытания, что выпадают на его пути. Они не обязательно посылаются человеку за его грехи. Перенесение испытаний помогает человеку очищаться от греха, смиряться и искать Божьей воли.

Сюжет такой: человек несет свой крест, который, по традиции, ему кажется слишком тяжелым. Вот-вот упадет. Что же делать? Он решается на дерзкий поступок — отрезать часть уготованной ему ноши и идти дальше. Так и сделал, вроде бы все хорошо. Но в какой-то момент он доходит до пропасти. Перебраться на другую сторону можно лишь в том случае, если использовать свой крест как тоненький мостик. Но горе! Он оказался слишком коротким. Если бы в свое время человек не укоротил его, то не оказался бы в бездне.

Так происходит и с людьми, которые ропщут на свой жизненный путь, несправедливость Всевышнего по отношению к ним. Если бы они в свое время смиренно несли все то, что выпало им по жизни, то спокойно дошли бы до рубежа — смерти — и перебрались на другой берег, где их ждут уготованные обители для праведников.

Если человек сам пытается облегчить страдания, избежать того, что ему надо пережить, чтобы вынести жизненный урок (научиться любить, терпеть, смиряться, довольствоваться малым и так далее), то во время пересечения границы может свалиться в пропасть ада, как при жизни неоднократно падал в бездну греха и не каялся.

Поэтому надо отвечать только за результаты собственной жизни и последствия своих поступков. Откуда нам знать наверняка, что творится в душе другого человека? А вот собственная совесть неоднократно обличает. Тем более отношения ваши с Богом — это одна тайна, а общение другого человека с Господом — это уже его тайна. От наших глаз это сокрыто, как и то, как Бог отвечает отдельному человеку, какими благами либо скорбями награждает.

Замечательную историю можно найти и в житии Антония Великого, который просил Бога открыть ему: почему одни живут бедно, а другие в такой роскоши, что хватило бы многим нищим, почему одни здоровые, а другие постоянно болеют.

Но Господь сказал, что Антоний не о том думает. Необходимо смотреть на собственную жизнь, пытаться нести свой крест, а не беспокоиться почему так или иначе. Человек не может понять, как действует Бог. Это — самая большая тайна.

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24)
Что означает фраза «нести крест свой»? Почему нужно отвергнуться себя перед тем, как начать нести свой крест, и какой смысл заключается в повелении Господнем «следуй за мною»?

Многие люди находятся в заблуждении по поводу несения своего креста по жизни. Кто-то скажет: мой крест – это муж алкоголик, с которым я мучаюсь всю жизнь. Другой считает крестом своим мучавшую его физическую болезнь, а кто-то — вечную нехватку денег, постоянные долги, заботу о престарелом больном родителе. Если во всем этом нет отвержения себя и следования за Христом, то несение такого креста бессмысленно и не приводит человека ко спасению его души. Здесь царит ропот, жалость к самому себе, недовольство жизнью, претензии к Богу, типа такого: «за что меня Бог наказывает?» Здесь проявляется, в основном, ветхая натура не преображенного светом Христовым человека.

Крест человека является продолжением креста Христова, на котором Спаситель все уже совершил для нашего с вами спасения. Он заплатил Своей жизнью за наши грехи. Он понес наши болезни и немощи на Себе, забрал все наши проклятия.

Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Личный крест является инструментом для достижения царства небесного, универсальным орудием умерщвления ветхой греховной природы человека, унаследованной от Адама, и облачением в новые одежды небесного человека, во всем подобного Христу. Без этого никто не сможет достичь царства небесного.
Основные этапы достижения царства небесного.

Отвергнуться себя

Что это значит? Человек по натуре эгоцентричен, т.е. свое «я» ставит на первое место. К примеру: «я специалист в области юриспруденции». Другими словами: «я окончил юридический факультет, обладаю знаниями и опытом в этой области. Это мое достижение в жизни. Я неплохо зарабатываю, обеспечиваю свою семью, у меня надежные связи. Не делаю никому зла. Бог доволен мною…» Видно из этого, что человек гордится собой, считает, что он своими силами достиг своего положения, и он достоин уважения со стороны других людей. Знакомая картина, не правда ли? И это нормально с человеческой точки зрения, но это не приводит человека в царство небесное. Почему? Да потому, что человек остался прежним со своей Адамовой природой, грешной и обреченной на уничтожение. Он не отверг себя, свое «Я». Да и не в состоянии совершить это своими человеческими усилиями, сколько не применял бы усилий к этому. Человеку надобно родиться свыше посредством веры в искупительную жертву Христа. Для этого необходимо умереть для своего «я», чтобы воскреснуть для новой жизни во Христе. Здесь нужен крест, т.е. распятие всех своих амбиций, гордости, человеческих желаний, помыслов. Необходимо полностью отрешиться от своего накопленного опыта, знаний, природных дарований, но все подчинить Христу, поставив Христа на первое место. Другими словами, свергнуть идола, самого себя. Это процесс всей жизни.

Взять крест свой.

Что это значит?

Это значит — со смиренным сердцем принять в свою жизнь все преходящие испытания, скорби, болезни, удачи и неудачи, взлеты и падения, принять, как ниспосланное Богом для совершения дела спасения души человеческой. Принять без ропота и сомнения, с верою, что Бог делает все во благо человеку.

Крест свой – это полное послушание Слову Божьему, Его святым заповедям, послушанию, даже до смерти, при необходимости.

Крест свой – это готовность умереть за ближнего своего.

Крест свой – это сделаться слугой для других людей, делая это как для Господа.

Крест свой – это молитвенное бдение, постоянное смирение плоти в угоду духу, благочестивая жизнь в обществе.

Несение креста своего без полного отречения от себя (отвержения) не имеет смысла, так как одно с другим неразрывно и взаимосвязано.

На своем кресте в течение всей жизни мы распинаем свою плоть со страстями и похотями, чтобы умертвить тело греха и дать место новому человеку во Христе Иисусе.

Наглядная иллюстрация. Зерно, брошенное в землю должно умереть, чтобы принести плод. Если оно не умрет, то плода не будет. Зерно – это то, что мы сеем – свою греховную, тленную натуру, чтобы умерев для греха, возродиться в новом человеке, подобном Христу.

Еще пример: метаморфоза превращения гусеницы в прекрасное новое творение – бабочку. Гусеница – образ нашей ветхой природы. Бабочка – прообраз нашего духовного нетленного человека во Христе.

Читать еще:  Патриарх назвал подвигом Всеукраинский крестный ход

Нести свой крест – это определенный труд, производимый человеком по вере в Иисуса Христа. Любой труд всегда предопределяет конкретные усилия по достижению результатов, тем паче – несение креста своего требует принесения себя на жертвенный алтарь для Бога, потому что «царство небесное силою берется, и применяющий усилие восхищает его». (Матф.11:12)
Следуй за мною

Что значит фраза «следуй за мною»?

Совершенно бесполезно нести крест свой без следования за Христом. Попробую прокомментировать свою мысль.

Есть немало так называемых подвижников, которые думают, что честно несут свой крест, но фактически они только обманывают самих себя. Многие занимаются самосовершенствованием, чтобы улучшить свой характер, привести себя в смиренное состояние духа, искоренить в себе дурные привычки, истязают себя несением определенных служений в поместной церкви, тем самым пытаясь заслужить у Бога одобрение добрыми делами. Это есть глубочайшее заблуждение и тупиковый путь. Богу не нужны наши дела, совершаемые нами в целях задобрить Его и заслужить спасение. Это дела самоправедности, а не веры. Человек как бы говорит Богу: «вот я много тружусь для Тебя, делаю добро людям, постоянно работаю над своим характером, запиши, Господи, мне в актив это…» В глубине души такой человек надеется, что угождает Богу. Фактически, он пытается собственными усилиями достичь царства небесного, игнорируя тот факт, что Сын Божий претерпел за него на кресте и все уже совершил для его спасения. Не требуется больше человеку зарабатывать свое спасение, ему надо просто верить в искупительную жертву Христа и позволить Христу быть главным во всей его жизни, а дела, лишь следствие посвящения Христу. Такой человек все еще руководствуется своим «я», он еще не до конца умер для своей плоти. Он все еще в суете. Все его дела — есть лишь скрытое тщеславие и самообольщение.

Следовать за Христом – значит жить по закону Христа, действовать в соответствии с требованиями Христа, служить в церкви в соответствии с повелением Святого Духа, данного каждому верующему. Следование за Христом – это полная капитуляция своего «я» и предоставление всех своих органов чувств, помышлений и самого тела в послушание Христу.

Вспомните двух разбойников, распятых вместе со Христом. Оба они приняли свой крест, но не оба последовали за Христом. Один из них, вися на кресте, поносил и хулил Сына Божьего, а другой, увещевая приятеля, покаялся, уверовав в Сына Божьего. Из Библии видно, что второй разбойник получил обещание Спасителя: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (От Луки 23:43) Он просто уверовал и последовал за Христом.

Следование за Христом – это полное отречение от воли своей. Это полное повиновение Богу.

Крест кажется нелегким до тех пор, пока пребывает крестом своим. Когда же личный крест преобразится в крест Христов, то становится легким. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь» (Мф.11, 30).

Крест свой изменяется в крест Христов в следующих случаях:

1. Ученик Христа проносит его с полным осознанием греховности себя, нуждающейся в искоренении.

2. Несет его с благодарностью и славословием Христа.

В итоге ученик получает великое утешение, которое делается источником непостижимой радости и мира, благодатно наполняющих его дух, разум, чувства и само тело.

Терпеливое несение своего креста есть истинное покаяние.

Благодаря Кресту Христову ученик возносится от земли, помышляя о горнем, сердцем и умом пребывая на небе и созерцая красоту царства Божия.

Спасибо Господу за Его Отцовскую неизреченную любовь и долготерпение ко всем чадам Своим. Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что означает нести свой крест

Святослав Можей, руководитель «Символик», делится своими размышлениями на эту важную для каждого христианина тему.

В Евангелии мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Как Вы понимаете выражение «нести свой крест»?

― Начну с фразы «отвергнись себя»… Это значит: не думай о своей пользе, не занимайся чрезмерным саможалением, а думай о служении Богу и ближнему. «Следуй за Мной». Это значит: не следуй за своей выгодой, своим комфортом, благосостоянием, а следуй за Господом, живи по Его заповедям и неси крест, который Он тебе дал.

Что значит крест? Он у каждого свой. Дает его Господь. Очень часто люди пытаются убежать от креста к более легкой жизни, пожалеть себя, отказаться от ответственности, груза проблем. Найти уютный тихий уголочек, несложную занятость… Но крест все равно догонит человека, иногда даже более суровый, чем тот, от которого он отказался. Знаю людей, которые получили благословение на монашество у почитаемых старцев, но этот крест на себя не взяли. Могу сказать, что дальнейшая их жизнь сложилась несчастливо.

А если наоборот – крест сверх сил?

― Говорят, на крест не напрашиваются и от него не отказываются. Бывает, человек взваливает на себя больший крест, чем может выдержать. Это другая крайность. Но, на мой взгляд, это лучше, чем от трудностей убегать…

Как христианину распознать, в чем состоит именно его крест? Как по гордости не взять на себя непосильную нагрузку или не спутать свои представления о жизненном кресте с тем крестом, который приготовил для тебя Господь?

― Рано или поздно человек почувствует непосильность креста. Наш разговор надо было начать с того, что у каждого человека должен быть духовник. Сейчас, к сожалению, модно не иметь духовника. Люди оправдываются словами Игнатия Брянчанинова об оскудении духовных наставников… А вот один известный старец советовал духовника себе искать в деревне, подальше от городов. Кто ищет, тот найдет. В деревнях у нас много хороших батюшек … У них тяжелый крест: два, три, пять храмов. С утра батюшка в машину сел – там отпевает, здесь освящает дом, в другом месте встречается с молодежью, в третьем берет просфоры на завтрашнюю службу, — и так целый день!

Как человеку понять, его ли это крест? Состояние, в котором он находится, — уже его крест. Но надо еще, чтобы человек рассудил: а что ему предлагала жизнь через духовника, руководителя на работе, — и от чего он отказался. Ведь, возможно, он отказался от своего креста. Я всем рекомендую книгу «Илиотропион». Читая ее, понимаешь, что все с тобой происходящее – от Бога.

Главное, чтобы человек не жил «по минимуму», без какого бы то ни было служения.

Все мы знаем евангельское выражение «мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19), а также слова апостола Павла: «все, желающие благочестиво жить во Христе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). О каких гонениях здесь идет речь?

― Для спасения каждый христианин претерпевает то же, что претерпел Господь наш Иисус Христос, только в меньшей степени… Он претерпел гонения – значит, и мы должны их терпеть. Многие, когда пришли к Богу, испытывали гонения от своих домашних. В жизнеописаниях старцев, в житиях святых мы читаем, что их не понимали самые близкие, выгоняли из дома, причиняли много зла …

Другой пример. За последний год в интернете было несколько волн травли и осуждения священников. Эти батюшки не грешнее других. Просто для них наступила стадия гонений…

Недавно у меня был мини-отпуск, я поехал по знакомым батюшкам, по монастырям. А батюшки эти святой жизни… Знаете, что я услышал? К одному приезжаю, он рассказывает: «На меня уголовное дело завели. Мы деревья вырубили на своей территории, кто-то написал заявление, что мы вырубили вековые деревья». Приезжаю к другому батюшке: «Прокуратура со мной разбирается. В здании, где был временный храм, пока строился основной, хотели гараж сделать, я запретил, открыл там кружок рисования». А разрешил бы он гараж строить в святом месте, не было бы на него никаких гонений!

А обычные люди, не священники, не святые? Каким образом они претерпевают гонения?

― Если Евангелие исполнять в полноте, что очень сложно, особенно семейным людям, то вы станете неугодным даже тем, кому привыкли доверять. Если вы отречетесь от мирского духа, от стяжательства, — у вас попросят рубашку, а вы дадите две; пойдете в тюрьмы, в больницы, — будьте готовы к гонениям…

Мы живем в социуме, поэтому несение своего креста связано для нас с терпеливым перенесением недостатков других людей. «Друг друга тяготы носите, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — говорит апостол. Как Вы определяете для себя, до какой степени нужно снисходить к человеку и терпеть его немощи? Как не сделаться заложником собственной доброты и не впасть в созависимость с человеком, и, главное, не считать такие ложные отношения своим крестом?

― Сложный вопрос. Поясню на примере. Раньше я принимал на работу всех. Я считал: раз человек пришел ко мне, ему нужно помочь. Но через несколько лет я убедился, что такой подход неверен. Человек находил у меня теплое местечко, где он мог избежать своего креста. Напрягаться сильно не надо, зарплата небольшая, но стабильная, «шеф» добрый и снисходительный… Держать таких работников у себя – это вред не только компании, но и им самим. Людям нужно развитие. Им нужен крест. А где нет развития, там наступает упадок. И для самой личности, и для общего дела… На какое-то время человеку нужна была помощь, пристанище. Я ему помог, дальше — сам.

Но каждая ситуация индивидуальна. Ты можешь думать, что поступаешь правильно, а на самом деле ошибаться. Самое простое – сказать «это твои проблемы, я не обязан их решать». Иногда надо отказать, но мягко, помолившись, понимая, что человеку так лучше.

Для многих людей несение своего креста связано с терпением самого себя. Осознание своих немощей служит для них в итоге ступенькой ко смирению. Для Вас это так?

― Человек должен стараться исправиться, просить Божией помощи. Если не получается, терпеть и нести свой крест. А вот если он расслабляется и оправдывает свои страсти Божиим попущением, то это уже избегание креста. Вот две ситуации: и там, и там человек не может освободиться от греховной привычки. Но в одном случае несение креста, в другом – избегание.

Со стороны кажется, что Вы закрытый человек, хотя вовсе не нелюдимый. Как Вы относитесь к одиночеству — считаете ли Вы его благом или, наоборот, несчастьем? Можно ли быть одиноким в семье, в коллективе? Одиночество с Богом — это про Вас?

― Одиночество – это данность. Человек рождается одиноким и уходит в мир иной одиноким. Умирает один со своими грехами, если даст Бог, с молитвой, с покаянием… Переживания он переносит один. Никто не может прочувствовать в той же мере, что переживает человек. Понять человека полностью тоже не может никто. «Всяк человек ложь».

Получается, что человек один на один с Богом. А вот когда человек с Богом, тогда еще вопрос, одинок ли он… Но среди людей мы все одиноки. Это важно понять и ощутить. Человек иногда пытается заглушить одиночество. Поэтому он включает музыку или телевизор, создает шумовой фон. Дьявольский шум мира сего глушит человека. Момент, когда мы остаемся один на один с собой, очень важен. Становится понятно, почему святые уходили в затвор…

То есть у вас получается быть одному среди людей?

― Странный вопрос. Я родился одиноким. Если я живу, значит, у меня как-то это получается… я ничем не заглушаю одиночество.

Сформулируйте, пожалуйста, пожелания для нас, Ваших сотрудников: как мы должны нести свой крест в отношении самих себя, друг друга, своей работы, чтобы у нас был настоящий христианский коллектив, за который Вам не стыдно было бы нести ответственность?

― Я бы посоветовал всем минимизировать шум, о котором я упомянул, минимизировать развлечения. Они нужны только в том случае, если человек от своего креста уже изнемогает. Для отдыха полезно посмотреть хороший фильм, почитать журнал, книжку хорошую. Важна физическая нагрузка – прогулка с детьми, активные игры. Не стоит подсаживаться на иглу развлечений, чтобы они не превратились в страсть. Я вижу много людей, у которых есть только две вещи — работа и развлечения, и мне очень за них обидно. Понять их сложно …

У человека должно быть какое-то служение. Оно может быть минимальным, но оно должно быть. Человек должен размышлять об этом.

Самый простой пример: газеты в храмах лежат огромными стопками – в одном «Крестовский мост», в другом «Православная газета», — так возьмите, поменяйте их местами. Стопки станут в два раза меньше, люди прочтут и то, и другое. В подъездах сейчас есть библиотеки — отнесите православную прессу туда. Кстати, немаловажная проблема: когда никого нет, сектантскую литературу изымайте из этих библиотек и выбрасывайте. Там много всякой эзотерики — «Гадание для “чайников”» или «Трансферинг реальности» В. Зеланда, от которого у людей так «крышу сносит», что они потом всю жизнь мучаются и не могут понять, почему.

Возьмите журнал «Русский дом», где публикуют письма заключенных, напишите на 2-3 адреса. Есть подростковые колонии, с ними можно списаться.

В чем служение Богу и ближнему? В самых простых вещах. Пусть о вере свидетельствуют ваши дела. Перекреститесь, проходя мимо храма. Выпала из урны бутылка – поднимите. Где нужно, помогите добрым советом. Если, например, у знакомого в семье несчастье за несчастьем – посоветуйте человеку сходить в храм. Не надо его пугать наказаниями за грехи, Господь Сам с ним разберется. Вы только направьте: «Дойди до храма, постой на службе, на исповедь сходи, — откроется тебе, почему так происходит в твоей жизни». Прочитали книгу хорошую – дайте другому. С возвратом, без возврата, не важно.

Далее. Интернет пестрит просьбами о помощи. Пишет одинокая мамочка: нас муж бросил, двое детей, за газ платить нечем, за электричество долг, нас выселят, помогите. Да, мошенников много. Свяжитесь с местным батюшкой, спросите, живет такая-то на вашей территории? Нуждается? Если информация подтвердится, поделитесь у себя на страничке, пошлите хоть 100 рублей человеку, теплые слова напишите. Уж 100 рублей-то можно в Москве найти! Порекомендуйте человеку обратиться в фонд «Русская береза», сами напишите о нем в этот фонд. Иногда человек в отчаянии не знает, куда обращаться. Так и напишите: «Мы проверили, обращались к такому-то батюшке, эта женщина существует, действительно нуждается, давайте поможем».

А сколько мы видим бездомных людей! Ну и что, что они пьют. Мы не знаем, что с человеком произошло, как он дошел до такой жизни. Не хотите ему деньги давать — принесите свитер, рубашку, носки, смену белья, пусть хоть переоденется.

Это и есть служение. Люди живут в том же информационном пространстве, видят, сколько горя и проблем у окружающих, у всех есть страницы в соцсетях. Но многие почему-то садятся на иглу развлечений, а служения избегают. Как стать счастливым? Начните помогать тем, кому хуже, чем вам. Вот и весь рецепт! И уныние пройдет, и радость жизни почувствуете!

Спасибо Вам за столь подробный и развернутый ответ! Хочется отправиться на поиски радости прямо сейчас!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector