0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не является ли почитание мощей идолопоклонством?

Содержание

Антимощи: почему на Афоне нетленность считается признаком греховности

Мощи считаются в христианстве одной из самых важных реликвий. С ними связано множество чудес, безусловно, имевших место. Принято считать, что мощи святого должны выглядеть совершенно нетленными. Однако, это не совсем так. Более того, на святом Афоне монахи и вовсе относят нетленность к проявлению греховности. Почему?

Что такое мощи, и с чем связано их почитание?

Слово «мощи» в славянских языках в древности имело значение «кости» и было связано с представлением о том, что вся сила («мощь») человека заключается не в мышцах, а именно в скелете. В греческом и латинском языках слова, обозначающие понятие «мощи», близки к значению «останки». Говоря о мощах в религиозном значении этого слова, в русской речи, как правило, употребляют выражения «святые мощи» или «честные мощи» (с ударением на последнем слоге).

Почитание мощей в христианстве возникло в самые первые века его существования. Оно связано с верой в то, что коль Христос воскрес не только духовно, но и телесно, то и человек должен быть подобен Спасителю во всей полноте своего существа. Поэтому плоть праведника так же исполнена Благодати, как и его душа.

Первыми святыми мощами стали останки христианских мучеников, брошенных на арены цирков к диким зверям или казненных другими изощренными способами. Единоверцы подбирали после казней останки и благоговейно хранили их в катакомбах, которые стали убежищами для ранних христиан. На ковчегах с этими мощами служили первые литургии. Этот обычай сохранился и по сей день. И сейчас в храмах таинство евхаристии совершается на специальном покрове – антиминсе. Так называют плат, в который зашита частица мощей какого-либо святого.

Стоит, однако, помнить, что христиане не поклоняются святым мощам, а именно почитают их, как «сосуды благодати Божией». Без этого уточнения почитание мощей может показаться чем-то вроде идолопоклонства. Правило об обязательном почитании мощей святых было закреплено в 787 году на Втором Никейском соборе.

Как определяется святость мощей

Святость мощей связана, прежде всего, с тем, каким был человек при жизни. Канонизация человека, то есть, признание его святым, происходит всегда после его кончины, иногда спустя много лет.

В 1993 году митрополит Ювеналий в докладе «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной церкви на епархиальном уровне» указал несколько критериев, согласно которым человек может быть признан святым. Среди них: праведная жизнь или мученическая смерть за Христа (иногда и то и другое вместе), большие заслуги перед Церковью или перед народом Божиим, чудеса, совершаемые по молитвам святого или на его могиле и т.д.

В XVII столетии критериями святости назывались следующие: безукоризненное православие; страдание за веру «даже до крови»; проявление Божественных знамений и чудес.

При этом сегодня, как и в старину, мощи святого, безусловно, имеют значение (не решающее) для канонизации, но их полная сохранность или нетленность никогда не являлась обязательным условием.

Говоря о нетленности святых мощей, церковные авторитеты имеют ввиду те частицы, останки, которые не истлели со временем. Историк церкви, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский, писал, что «нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся, не истлевшие кости». Как правило, обретенные (найденные, обнаруженные) святые мощи издают приятный аромат, на них может выступить миро (масло), и сами останки при этом не имеют устрашающего, отталкивающего вида. Об этом можно прочесть в многочисленных описаниях чудесных обретений святых мощей.

Что такое антимощи

Антимощи – это останки тел нераскаявшихся грешников. Явление довольно редкое, оно описано лишь в отношении тел монахов афонских монастырей.

На Афоне покойников не хоронят обычным образом в земле, поскольку там сплошной камень и вообще, довольно мало свободного пространства. Умершего собрата монахи погребают в выдолбленной в камне могиле, а через три года извлекают кости и помещают их в специальную «костницу» — склеп, где находятся останки всех почивших монахов этого монастыря.

А что же делать, если за три года тело не истлело окончательно? Такое редко, но случается на Афоне. Тогда останки вновь погребаются, и за почившего возносятся усиленные молитвы, поскольку считается, что раз земля не принимает тело, то монах сильно нагрешил при жизни.

Но как правило, за три года от умершего остаются одни лишь кости. Если они приобретают красивый желтоватый оттенок, похожий на теплый отсвет пламени, покойного считают достигшим святости. Если кости снежно-белые, значит, умерший собрат честно исполнял все монашеские обеты. Если же череп темнеет, значит, душа умершего после смерти проходит мытарства – испытания, налагаемые за грехи.

Но были в истории Афона и случаи явления самых настоящих антимощей. В XIII веке, когда речь зашла об очередной «унии» — объединении католической и православной церквей при главенстве Папы Римского, на Афоне, в лавре Святого Афанасия, произошло совместное богослужение с католиками. На такое нарушение церковных правил пошли три афонских монаха. Они до смерти не раскаялись в своем грехе. И когда их могилы были раскрыты, братия обнаружила три жуткие мумии: черные, смрадные, с вытаращенными глазами и отросшими ногтями. Их погребли вновь, и за них начали возносить усердные молитвы. Однако, это не помогло. Антимощи оставались нетленными и по-прежнему устрашающими. Поняв, что отмолить несчастных грешников не удастся, братья отнесли эти мумии в удаленный склеп, где они находятся до сих пор.

Говорят, что смрад чувствуется в этой пещере и поныне, а побывавший там один из паломников-монахов утверждал, что слышал голоса демонов, терзавших души грешников и ощущал, что рядом с нетленными телами протекает «какая-то своя, мертвая жизнь».

В Библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным Богу

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство — божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10, Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13, Втор. 10:20, 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях. Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему, а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5, Исх. 34:14, Втор. 4:24, Втор. 5:9) — мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5, см. также Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель. Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние. Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям: каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме — одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель — вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9, см. также Иер. 3 (вся глава), Иез. 16 (вся глава), Иез. 23 (вся глава), Ос. 2 (вся глава).

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства — почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же… Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:6-20, см. также Пс. 113:10-17, Иер. 10:5,14,15).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено. Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу, присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель.

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство — сделал себе скульптуру бога Израилева:

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской, каким они представляли Его себе — в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

Читать еще:  Акция «Крючок доброты» в столице Сербии

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение — это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения: посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31, Иис. Нав. 19:51, 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16, 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

«И сказал Господь Аарону: … колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: … пусть они отправляют службу тебе и службу во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам … а посторонний не должен приближаться к вам. Сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть» (Чис. 18:1-4,22, см. также 1 Пар. 23:27-32).

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть» (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства — обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды».

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

Протоиерей Александр Агейкин: Чем отличается почитание святынь от идолопоклонства

№30 (831)

В этой теме:

Протоиерей Олег Стеняев: Православная молитва и ее особенности
Иеромонах Димитрий (Самойлов): Сила слова

Чем отличается иконопочитание от идолопоклонства?

– Отличается внутренним устроением человека, тем, с какими мыслями, стремлениями он подходит к иконе. Мы говорим, что икона – это установленный канонами и догматами Вселенских Соборов образ, который нас отсылает к Первообразу, некое окно в горний мир.

Мы не говорим, что это и есть Бог. Мы говорим, что это всего лишь напоминание, что это, образно выражаясь, окно, через которое мы видим Предстоящую Божию Матерь, и наши молитвы обращены именно к Ней, а не к иконе, не к краскам, не к изображению. И не сама икона дарует нам чудо исцеления или решения каких-то наших вопросов, недоумений, а это именно отклик на наши молитвы.

Если мы просто прикасаемся со стремлением, с мыслями дотронуться до образа и получить исцеление, независимо от нашего внутреннего состояния, то это и есть идолопоклонство. А если мы обращаемся в молитвах, взирая на икону, к Той, Которая изображена на этой доске, и искренне просим Ее о помощи, то Она слышит наши молитвы и очень скоро отвечает на них.

Мы за богослужением слышим Евангельскую притчу об исцелении двух слепых, в которой Господь говорит: «Верите в то, что Я смогу это сделать? По вере вашей пусть будет вам». И они получили исцеление. То есть это говорит о некоторой внутренней готовности к тому чуду, а не просто Господь совершил насилие над этими людьми. Так же и икона – мы имеем возможность, видя этот образ, вознести искренне свой ум, свои молитвы к Первообразу, как живые люди к Живому Богу, как живые люди к Той Ходатаице, Которую смерть не удержала.

То есть идолопоклонство – это такой потребительский путь, если можно так сказать.

– Да, это потребительский путь, когда даже смысл в молитву вкладывается другой. Когда молитву воспринимают как некую формулу, некое заклинание, как магический набор слов, который ты произнесешь – и тогда что-то произойдет: тут самым ценным становятся слова молитвы. Но самое ценное – это твое сердце! Когда именно через него проходят слова молитвы, тогда она становится живым общением живого человека со святым как с ходатаем перед Богом, живого человека с Божией Матерью, живого человека с Живым Богом. Тогда происходит чудо, тогда возникает эта связь, религиозность, что характеризует как раз религию – связь, некое связующее звено. А когда мы заучиваем какие-то мантры или заклинания, совершенно не понимая смысла того, что произносим, то тогда это уже язычество.

А когда было установлено иконопочитание?

– Можно сказать, что VI и VII Вселенские Соборы поставили точку в этом вопросе – тогда было побеждено иконоборчество.

Есть люди (может быть, сектанты), которые говорят, что иконопочитание – это поклонение краскам или дереву.

– Они сами прекрасно понимают, что это не так, что смысл почитания икон совершенно в другом. А их заявления – это некий инструмент для постоянного раскачивания, когда человек не знает основ своей веры и его очень легко смутить. И такие люди используют этот инструмент, как раз опираясь на невежество человека.

А как человеку утвердиться в своей вере, чтобы уметь отвечать на подобные обвинения, нападки?

– Нужно знать основы своей веры. Сейчас наша Церковь в лице Святейшего Патриарха предпринимает очень много усилий, чтобы дать людям возможность изучать основы православной культуры в школах: невежество современного человека в области религии просто поражает – он не знает элементарных азов, не знает, что такое Священное Писание. Человек знает, что есть Евангелие, Библия, но он их не открывает, в лучшем случае эти книги стоят на полке в доме, и с них иногда протирают пыль. Иногда человек говорит, что читал несколько глав из Библии или прочел когда-то давно Евангелие, и на этом все.

И вот это невежество побеждается стремлением человека к тому, чтобы узнать больше о своей вере, о Боге, о тех, кто пронес эту веру через всю свою жизнь.

Священное Писание – это очень богатый источник, сокровищница, которой нужно пользоваться. Когда ты имеешь сокровища, но закрыл их в сундуке и не пользуешься ими, то никакой пользы они тебе не приносят. А когда ты действительно имеешь духовное сокровище в виде Священного Писания, Священного Предания и пользуешься этим: читаешь святых отцов, жития святых, прикасаешься ежедневно к Священному Писанию, – тогда оно приносит свои плоды. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что все, что было написано раньше (имея в виду Священное Писание), написано для нашего назидания, чтобы мы через терпение получали утешение через Священное Писание, чтобы сохранить себе надежду.

Удивительные слова! Нашу надежду нужно постоянно поддерживать. Без надежды нет цели в жизни, без надежды нет шествия по жизненному пути и вообще нет смысла в жизни. Вера, рождающая надежду, требует развития, подкрепления, постоянного прикосновения к Священному Писанию. Это очень важно!

То есть вера и надежда, если можно так сказать, это не что-то автоматическое.

– Это зерно, которое ты вкладываешь в свое сердце, засеваешь на свою почву, и все зависит от того, какой ты, какая ты «земля». Здесь мы вспоминаем притчу о сеятеле: одно зерно попадает на одну почву, другое – на другую. И в этом смысле каждый человек – это почва, а вера, надежда, добродетели – это семена, которые должны вырасти и за которыми нужно ухаживать.

Вот если кто-то ухаживает за цветами, он прекрасно понимает, что их необходимо пересаживать, поливать, удобрять – очень много нужно иметь попечения над этим ростком. А ведь наша душа гораздо больше цветка. И вера, которая позволяет душе оживать, и добродетели – надежда, любовь – должны вырастать: это не просто дар, который ты получил одним большим «куском» и пользуешься им всю свою жизнь, – это то, что ты получил в виде маленького семечка, и оно должно вырасти.

А если, допустим, семя бы перестало расти, человек его запустил, – есть ли у него надежда, возможность все исправить?

– Нужно сорняки вычистить, землю вскопать и трудиться. Самое главное – трудиться, не унывать, не опускать руки. Уныние связывает человека по рукам и ногам. Когда у него все зарастает бурьяном, нужно отогнать от себя уныние, приложить труд, усердие.

Мы все имеем сегодня: у нас есть книги, Священное Писание в каждом доме, можем ходить в храмы, есть возможность молиться на богослужениях, прикасаться к святыням, присутствовать на ярких, удивительных богослужениях, где служат предстоятели Церкви – сонм архиереев и Святейший Патриарх, совершать поездки по всем городам, по всем епархиям. Нужно только иметь желание к этому прикоснуться.

Читать еще:  Совершена панихида по погибшим в доме престарелых в Харькове

Скажите, отец Александр, а были ли какие-то случаи, может быть, Вам известна история, когда Господь наказывал иконоборцев?

– Конечно, известно множество фактов в истории иконоборчества. Например, воины, надругавшиеся над иконами, часто поражались какими-то болезнями. Были яркие знамения, катастрофы, катаклизмы – это все проявления гнева Божия. Но в этом есть еще испытание для нашей веры, и многие из этих иконоборцев, осмыслив то, что с ними происходило, становились потом защитниками икон.

Господь призывает к Себе разными путями. Как говорится, дорога в ад вымощена благими намерениями, и те люди, которые хулили и гнали иконоборцев, а потом исихастов, руководствовались добрыми намерениями и так боролись за чистоту веры. Но вот такой был у них помутненный разум, и Господь вразумлял и этих людей.

У нас есть масса современных свидетельств того, когда разрушители храмов очень сильно страдали, тяжело умирали. Мы не будем сейчас всех запугивать, потому что Бог – это любящий Отец, это не карающая десница. Да, Он справедлив, но Он медлит с гневом, и Господь больше любит, чем наказывает. Запугивать неправильно еще и потому, что Бог действительно очень чтит человеческую свободу, и более ценно то, когда человек сам приходит к Нему, нежели его приводят какие-то страшные знамения, болезни, искушения, страдания, смерть близких.

Есть подобные иконоборцам люди, которые выступают против поклонения мощам святых. Они говорят, что это кощунство – поклоняться останкам людей. Что ответить таким людям? В чем суть поклонения мощам?

– Это тоже происходит от незнания, непонимания. Мы же не некрофилы. Вот буквально несколько дней назад праздновали день памяти преподобного Сергия Радонежского. Тысячи людей съехались в Сергиев Посад в лавру преподобного, чтобы поклониться или хотя бы прикоснуться к гробнице святого. Ежедневно приходят люди к мощам Алексия, митрополита Московского, которые в нашем соборном храме сохраняются с 1947 года.

Когда я разговариваю с людьми, то в первую очередь спрашиваю у них: «А зачем Вы пришли? Что Вы хотите? Вы знаете, что это за святой? Что Вы ищете в молитвах перед ним?» И очень часто люди действительно не знают, что мне ответить. У них просто есть надежда, такая простая вера, как у Евангельской женщины, которая думала: «Если я прикоснусь к ризе Спасителя, то получу исцеление». Причем вначале многие именно этим и руководствуются. Но когда мы поклоняемся святым, прикасаемся к их гробницам, целуем их святые мощи, то мы делаем это из некоего благоговения перед этим святым человеком, который показал нам образ жизни.

И приходя к мощам преподобного Сергия или святителя Алексия или к раке любого другого святого – преподобного, праведного, мученика, мы должны иметь в своей голове, в сердце образ той жизни, которую нам явил этот святой. И это опять же – как икона, как напоминание нам. Мы прикасаемся, подспудно, как бы символически говоря святому: «Я хочу, чтобы ты был рядом, чтобы ты был моим покровителем и научил меня жить так, как ты жил». Потому что святые прошли свой путь, подражая Христу, откликнувшись на проповедь апостолов, на Евангелие. И наше стремление к ним не должно быть потребительским: «Я приду к тебе, прикоснусь, а ты мне дай!» Когда мы приходим к нему, то должны понимать, что мы тем самым хотим подражать ему: «Научи меня, будь со мной рядом! Будь моим наставником!» Все молитвы, тропари святым говорят именно об этом. Так что почитание мощей – это не просто языческое прикосновение, не просто стремление получить какие-то «скрытые энергии», а желание прикоснуться к жизни этого человека. И когда мы видим эти реальные мощи, лежащие перед нами в гробнице, мы понимаем, что это не просто сказка, не просто предание, а это человек, который действительно прожил жизнь так, как написано в его житии. И если многие-многие поколения людей приходят на поклонение этим святым, значит колодец не пуст, значит – эти святые покровительствуют, они меняют жизнь людей. Мы можем много говорить о былинном богатыре Илье Муромце, но если мы приедем в Киево-Печерскую лавру, увидим его гробницу, нетленные мощи, то поймем, что это не просто былина, а реальная жизнь человека, который отдал свою жизнь Отечеству и служению Богу. Вот в чем заключается смысл почитания мощей святых.

То есть прикасаясь к мощам, человек должен знать жизнь этого святого и иметь желание подражать ему?

– Конечно же! Иногда спрашиваешь: «А вот Вы сейчас прикоснулись к гробнице, а знаете ли Вы, чьи это мощи?» А в ответ: «Ой, не знаю! Расскажите, пожалуйста».

Прикоснулся как бы так, на всякий случай.

– Да. Или кто-то по советовал. Поэтому мы часто потом всем рассказываем: «Да был я там – и ничего не произошло! Ездил я к блаженной Матроне, у кого-то свершаются чудеса, а у меня нет. Был я и у преподобного Сергия, ну, приложился к гробнице, а все так и осталось. » Но каким ты пришел? О чем думал, когда стоял перед гробницей, и о чем ты просил преподобного в своих молитвах? Какова была твоя цель и что ты хотел в себе изменить? Или ты просто пришел с мыслью: «Я тебе, а ты – мне!» Вот какая честь: «Я явился, прикоснулся, а ты мне дай!» А что ты сделал в своей жизни? Как ты переосмыслил то, что прожил? Как переосмыслил ту болезнь, что тебя посетила? Ведь это все очень важно!

Значит поклонение мощам – это внутренняя работа над собой?

Скажите, а может быть, есть какие-то правила или ориентиры того, как надо поклоняться иконам, мощам святых?

– В 46-м псалме святой царь и пророк Давид говорит: «Пойте Богу нашему, пойте! Пойте разумно!» Все наши действия должны быть разумными. Мы должны знать, чего мы ищем. Мы должны знать, куда мы идем. Мы должны иметь цель в своей жизни. А просто так плыть по течению – это значит быть мертвым.

Мне часто вспоминается аналогия, связанная с рыбой. Живая и здоровая рыба всегда плывет против течения, а по течению несет только больную или уже мертвую рыбу. Вот и мы должны идти прямо, преодолевая трудности. Ты как христианин призван к жизни через Крещение для того, чтобы противостоять греху, который прежде всего внутри тебя, а не вне, и ты борешься не с внешним грехом, а в первую очередь с внутренним.

Этот путь борьбы имеет свое оружие, свои инструменты, которые тебе помогают на этом пути: это и чудотворные иконы, напоминающие нам о тех событиях, которые были в нашем государстве и у людей, живших до нас, а также об их опыте; это и мощи святых, которые нам тоже напоминают о том, каких ошибок можно избежать и как изменить свою жизнь. Но этим нужно интересоваться, а не просто так искать: «Я сегодня поеду туда, к той святыне, а завтра – к той. Эта помогает от зубной боли, эта – от головной, а эта – от онкологии. » Какая-то аптека получается, а не Церковь!

Имеет ли значение количество мощей, икон, которые почитает человек? Допустим, дома много икон – правильно ли это?

– Просто хранить или коллекционировать иконы неправильно. Сама икона своим присутствием никак тебя не освобождает от твоих христианских обязанностей, она не прибавляет тебе святости и ничего не убавляет. Опять же это должно сопровождаться собственным внутренним деланием. Если ты перед этой иконой будешь молиться, она тебе нужна. Если ты взираешь на образ, привезенный с того или иного монастыря, когда произносишь молитвы, и вспоминаешь свою паломническую поездку, то, что ты искал там, о чем просил, что обещал Богу, то это полезно. А если это просто заполнить стену и потом показывать как коллекцию, то это неблагочестиво, можно так сказать.

Это так же, как количество посещенных святынь, когда человек как бы «коллекционирует» паломнические поездки. Может к одной святыне поехать, к другой.

– Любая поездка должна быть со смыслом: побороться со своей страстью, к примеру. Если ты едешь в монастырь на несколько дней, то помолчи там эти несколько дней, измени свою жизнь. А то мы окружаем себя группой друзей, прихожан, и в этих поездках ничего не меняется: как делились новостями, как обсуждали друг друга, так и в этой поездке так же обсуждаем. Мы же поехали в монастырь, значит мы должны помогать друг другу в духовном делании, а не просто совершить экзотическую поездку для того, чтобы набраться впечатлений. Есть же ведь разница: впечатления привезти или духовный опыт? Впечатления. Впечатляет то, что красиво, красивый образ, от которого эстетическое наслаждение, а духовный опыт – это то, что изменит твою жизнь, сделает тебя лучше, а через тебя и жизнь тех, кто живет рядом с тобой, ведь ты изменился.

Спасибо Вам большое, отец Александр, за беседу!

Освящение храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума»

Дипломированные специалисты ЦИБ

Освящение куполов и крестов больничного храма

  • Освящение храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума»
  • Дипломированные специалисты ЦИБ
  • Освящение куполов и крестов больничного храма

  • — Таинство Крещения
  • — Таинство Венчания
  • — Таинство Исповеди
  • — Таинство Причастия
  • — Таинство Соборования

11 марта — 17 марта

  • 08.00 — Утреня. Часы.
  • 08.00 — Утреня. Часы.
  • 08.00 — Утреня. Литургия
  • 08.00 — Утреня. Часы.
  • 08.00 — Утреня. Литургия
  • 06.30 — Ранняя литургия
  • 08.30 — Поздняя Литургия

Глядя на него, удивляешься, как в старину строили такие храмы в деревнях и селах? В наше время построить такой Храм считается чем-то невообразимым в селе, удаленном от городов. Невообразимым является и то, что его начали восстанавливать! Слава Тебе Боже наш Слава Тебе!

Спаси Вас всех Господи.

Как добраться? Карта по ссылке >>

Строительство Храма в честь Святителя Николая в Городце

Разве поклонение иконам и мощам умерших не идолопоклонство, против которого христианская церковь восставала во все века?
Вопросы священнику

ВОПРОС: — Разве поклонение иконам и мощам умерших не идолопоклонство, против которого христианская церковь восставала во все века?

ОТВЕТ: — Против идолопоклонства христианская церковь, действительно, восставала во все века, борется с ним и сейчас, но поклонение иконам и мощам святых это нечто другое, далекое от идолопоклонства. Во-первых, нужно знать, что православные христиане поклоняются не иконе (доска или холст, на котором написано изображение святого), а первообразу в образе, то есть, тому, чье изображение написано на данной иконе (Богородица, святые ангелы, мученики, преподобные). При правильном чествовании икон честь и поклонение относятся не к вещи (как у язычников, поклоняющихся именно вещам или фигурам идолов и кумиров), но через изображение возносится к самому изображенному лицу. Потому совершенно неубедительно и не аргументировано звучат обвинения некоторых сектантов, будто бы православные поклоняются деревяшкам. О возможности священных изображений говорит нам Библия, поэтому происхождение святых икон восходит ко временам Ветхого Завета. Сам Господь при устройстве скинии говорит Моисею: «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки»(Исх.25.18). Иконы ангелов были в широком употреблении в ветхозаветном храме. «И вырезал на стенах херувимов…И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом…И сделал завесу…и изобразил на ней херувимов»(2Пар.3.7,10,14). Изображений святых в Ветхом Завете не было и не могло быть, потому что люди тогда не были искуплены и оправданы, но с приходом в мир Спасителя они удостоились лицезрения всех трех Лиц Пресвятой Троицы. После спасительной жертвы Иисуса Христа явилась полная возможность делать изображения Господа и окружающих Его ангелов и святых. На основании Священного Писания мы почитаем и святых «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня»(Мф.10.40), и мощи святых угодников Божиих (а не просто умерших): «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет»(Притч.10,7), потому что мощи их имеют особую благодатную силу. Об этом говорит и Ветхий Завет (Исх.13.19, 4Цар.23.18,Сир.49.12 и др.) и Новый (Мф.27.52, Деян.19.12 и др.). Почитание святых икон, креста, мощей угодников — это обоснованная святоотеческая православная традиция, с идолопоклонством язычников не имеющая ничего общего.

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Во первых следует развенчать представление сектантов и протестантов о поклонение мощам. Рассмотрим их утверждения.
1) Поклонение мощам-это идолопоклонство.
Ответ: Идолопоклонство-поклонение идолу, как подмена поклонению истинному Богу, как его понимают Авраамические религии (Иудаизм, Христианство, Ислам). Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения евреев и христиан, не существующему богу.
Вывод: Христиане не делают из святых людей-богов, но поклоняются Истинному Богу.
2)Поклонение мощам-некромантия.
Некромантия: способ прорицания, который заключается в вызывании духов мёртвых с различными целями: от духовной защиты до получения знаний, в том числе о будущем.
Вывод: Христиане поклоняясь святым не вызывают их духов.
3) Поклонение мощам-язычество.
Язычество-в общим понятие ни что иное, как полетеизм, многобожие.
Вывод: Христиане-монотеисты.

Далее.
1) Необходимо помнить праведников и подражать им:
В вечной памяти Будет праведник (Пс.11,6).
Память праведника пребудет Благословенна (Пртч.10,7).
Поминайте наставников ваших… и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евp.13,7).
2) Все мы одна Церковь:
Мы приступили к тьмам ангелов. и церкви первенцев. и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22;23).
Ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф.1,10).
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли одни член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово. (1Кор.12,26-27)
3) Поэтому мы помним заповеди Апостлов о взаимной молитве в Церкви, и молимся за грешников, а святые молятся за нас:
молитесь друг за друга. много может усиленная молитва праведного (Иак.5.16).
Мы. не перестаем молиться о вас (Кол.1,9).
Взаимная молитва есть проявление любви, а любовь никогда не перестает (1Kop.13,8).
4) Святые слышат нас:
Ибо равны ангелам Бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк.15,10)
Души убиенных за слово Божие знали о земных делах (“доколе не судишь живущим на земле за кровь нашу?” Откр.6,9,10)
Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам (Ам.3,7)
Раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому, что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Ин.15,15)
Авраам знал о Моисее и пророках (Лк. 16,29) Господь и при земной жизни открывал святым многое, не тем ли более по отшествии?
5) Они молятся за нас:
богатый грешник в притче (Лк. 16,28)беспокоился о судьбе своих живых братьев. Не тем ли паче праведники и после смерти молятся за нас?
буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия (смерти) всегда приводили это на память (2Петр.1,15).
Я не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас. (1Ц.12,23).
6) К ним ни грех обращатся:
раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас (иов.42,8).
ибо он (Авраам пророк и помолится о тебе, и ты Будешь жив (Быт.20,7).
Симон: помолитесь вы за меня Господу, дабы меня не постигло ничто из сказанного вами (Дн.8,24).
7) Примеры поклонения:
сыны пророков поклонились Елисею до земли (4Ц.2,15).
Сыны Иакова поклонились Иосифу лицем до земли (Быт.42,6). Иаковпоклонился до земли семь раз(Исаву) (Быт.33,3).
Перед Илией пал пятидесятник (4Ц.1,13).
Женщины перед Елисеем (4Ц.4,37).
Навуходоносор поклонился Даниилу (Дан. 2,6).
Авдий — Илие (3Ц.18,7).
Темничный страж в трепете припал к Павлу и Силе (Дн.16,29).
8) Почитание мощей — проявление любви ко святым. Вы ведь тоже целуете и всячески украшаете (почитаете) тела (мощи) своих покойников на похоронах!? Почему же то, что вы позволяете себе каждый раз во время погребения, мы не имеем права делать всегда? Вопрос: может ли Бог чудотворить чрез материю? И могут ли христиане об этом просить? Даже одежда праведных чудотворила; одежды Христа (Мф. 14,36), милоть Илии (4Ц.2,14), платки и полотенца Павла (Дн. 19,12), тень Петра (Деян.5,15). От мощей Елисея воскрес мертвец (4Ц.13,21).

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Курение — Святые отцы о курении
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • Икона «Не рыдай мене мати»
  • 50 советов от Феофана Затворника
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Соборование. 10 вопросов о Соборовании
  • Женщина в Церкви
  • Василий Великий. Житие
  • Депрессия — грех или болезнь?
  • Пасочница — как делать пасху
  • Анатолий Баданов — Чтение молитвенного правила по Феофану Затворнику
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Крещение. 70 вопросов о Крещении
  • Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
  • Любовь и справедливость
  • Свобода — что такое христианская свобода?
  • Оскорбление религиозных чувств верующих?
  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • Анатолий Баданов — О Воскресении из мертвых
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
  • Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
  • Церковные суеверия. Как искажается христианство
  • Прощение и прощеное воскресение

Наши друзья

Мощи святых — в защиту почитания мощей

Мощи святых — в защиту почитания мощей

Православные христиане с благоговением относятся к мощам святых. Их почитают как святыню, исполненную Божественной благодати, и наделяют чудотворными свойствами.

На чем же основано такое почитание? Возможно ли поклонение мощам богоугодных подвижников? Не несет ли в себе эта традиция отголосков языческого идолопоклонства?

Прежде всего стоит более подробно разобраться с христианским пониманием терминов «поклонение» и «почитание». Поклонение или служение, христианин может оказывать только Творцу всего сущего, то есть Богу. С почитанием же он относится к Богородице и святым, к священным предметам (иконам, мощам, Кресту и пр). Подробнее о разнице между «поклонением» и «почитанием» можно прочитать здесь. Св. Иоанн Дамаскин писал: «Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение».

Христиане не поклоняются святым, они лишь обращаются посредством их к Богу, веря в молитвенное предстояние угодников Божиих, в их помощь перед Господом, ибо праведники находятся гораздо ближе к Спасителю, чем все остальные.

Основанием для учения о почитании мощей служит Боговоплощение Спасителя. Благодаря подвигу Христа, тело человека восстановило утраченное при грехопадении достоинство. Человек получил возможность стать храмом Духа Святого, достичь состояния единения с Богом.

С христианской точки зрения, человек, это венец Божественного творения, соединивший в себе мир духовный и мир материальный. Душа человека и его тело образуют единое целое. Тело, даже после физической смерти, остается неотделимой частью человеческой личности.

Праведник, при жизни достигнув состояния святости, исполняется Божественной благодати, он становится храмом Святого Духа, другими словами, он освящается. Человеческая природа преображается, восстанавливаясь до своего первоначального, неповрежденного грехом состояния единения с Богом. Святой спасается еще до Второго Пришествия.

Многие представители различных религиозных движений считают, что каждый человек, уверовавший во Христа уже праведен и свят. Но это не так, святость доступна немногим подвижникам. Достичь ее можно лишь путем личного подвига, путем беспрестанной борьбы с грехом, обязательно, в соработничестве с Богом. Путь к святости не единообразен для всех христиан. Для кого-то он лежит через мученичество и исповедничество, так было с древними христианами во времена гонений на Церковь. Для кого-то он в свидетельстве истины инославным. Для кого-то — в отказе от мира, в аскезе. «Святые — это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути» (Живов В.М. Краткий агиографический словарь. Святость).

Праведник освящается не только душой, но и телом, которое как при жизни, так и после смерти является источником Божественной благодати для других верующих. Св. Иоанн Златоуст говорил: «Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели». Через тело праведника Господь изливает Свою благодать, помогая страждущим.

Традиция благоговейного отношения к мощам святых была распространена еще в древние, дохристианские времена. Первые упоминания о почитании мощей можно найти в Ветхом Завете. Так царь Иосия, истребляя языческие капища, с почтением отнесся к останкам пророка Ахии, приказав сохранить их, в то время, как кости нечестивцев были уничтожены, «Сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это — могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4 Цар.23:17-18).

Об особом отношении к мощам говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, «да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Иис.Сир.46:13-15).

В Евангелии от Матфея, упоминается обычай чтить останки древних подвижников, «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф.23:29). В этом отрывке Христос осуждает не саму традицию украшения гробниц. Он обличает внешнюю обрядовость, лицемерие фарисеев, которые украшали могилы праведников, но при этом гнали и убивали живых пророков.

Чудеса исцеления и воскрешения приписывает Ветхий Завет мощам пророка Елисея «и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его». (Иис.Сир.48:14-15), а в Книге Царств говорится, «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20-21).

Святоотеческая традиция, к мощам святых относит не только телесные останки Божиего угодника. Мощами (останками от греч. ta leipsana, leipo – оставляю) называются и личные вещи, одежда подвижника. Господь создал первого человека, соединившего в себе мир тварный и мир духовный, дабы человек стал единым с Богом, освятился сам и через себя освятил весь материальный мир. Первый человек пал и утратил связь с Господом. Христос, Воплотившись, вернул человеку утраченную возможность единения с Богом. Праведники, при жизни достигшие состояния святости, освящают свою душу, тело и окружающие их предметы тварного мира. Исполненные благодати Святого Духа, вещи праведника, так же, как и его тело, являются источниками Божественных энергий. Господь проявляет себя через них.

Примеры видимого проявления Божественных энергий через предметы тварного мира можно найти в Ветхом Завете, Господь указывает Моисею на святость земли на горе Божией, «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). В Книге пророка Даниила, Господь вразумляет осквернившего святыню царя Валтасара загадочными письменами «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан.5:5).

Упоминания о чудотворности одежд святых встречаются в Книге Царств. Так Елисей, принимая пророческое преемство от Илии, «взял милоть /мантию/ Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2:14).

В Новом Завете о чудесах исцеления посредством одежды Апостолов говорится в Книге Деяний, «На больных возлагали платки и опоясания с тела его [ап. Павла], и у них прекращались болезни» (Деян.19:12). Даже тень святого, согласно Книге Деяний, была чудотворна, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15).

В истории христианства, наряду с учением о почитании мощей, периодически появлялись мнения о бесполезности и пагубности этой традиции. Так во времена иконоборческих споров (VIII-IX вв), иконоборцы отвергали не только святые образы, но и всякое почитание священных предметов. Мощи праведников уничтожались, противники иконоборчества подвергались гонениям. И хотя эпоха иконоборцев давно закончилась, а их учение осуждено соборно, некоторые современные религиозные течения и секты продолжают выступать против христианской традиции почитания мощей святых. Противники учения, для аргументации своей позиции, приводят различные цитаты из Священного Писания. Рассмотрим некоторые из них.

В первую очередь это отрывок из Книги Второзакония, в которой сказано о Моисее, «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор.34:6). Сектанты делают вывод: раз место погребения Моисея неизвестно, значит Бог не пожелал, чтоб иудеи совершали поклонение мощам праведников. В ответ можно возразить, зачем же тогда Господь совершил чудо воскрешения от мощей Елисея (4 Цар.13:20-21)? Разве не для того, чтобы прославить мощи пророка? Мощи Моисея Господь сокрыл по Своему Промыслу, смысл которого нам неизвестен, а вовсе не для того чтобы показать ненужность почитания останков.

В качестве другого аргумента против почитания мощей приводится отрывок из 1-го Послания Коринфянам, «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15:50), из чего, по мнению сектантов, следует, что останки святых не нужны и бесполезны. Но в данном отрывке идет речь о тленном теле человека, которое изменится и предстанет в новом своем виде перед Господом во Втором Пришествии, «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). Никто из христиан не утверждает о буквальном предстательстве мощей перед Богом в их нынешнем состоянии.

Обращаясь к Ветхому Завету, сектанты ссылаются на отрывок из Книги пророка Иеремии, в которой говорится об уничтожении всех останков и могил иудеев-идолопоклонников. Да, в этом отрывке действительно говорится об истреблении костей и захоронений иудейских, но относится это лишь к могилам вероотступников и беззаконников, в то время, как гробницы праведников в Ветхозаветную эпоху почитались и сохранялись.

В заключении можно подвести итог вышесказанному:

Истоки почитания мощей святых находятся в Священном Писании, еще в ветхозаветную эпоху к останкам праведников относились с благоговением и верой в их чудодейственную силу.

Христианское почитание мощей святых, не имеет ничего общего с поклонением, воздаяние которого возможно лишь Богу и уж тем более с идолопоклонством, ведь православные верят не в силу самих останков, посредством святых они воздают молитвы к Богу.

Православные обращаются к святым за помощью, веря в единство Церкви Земной и Небесной и надеясь на предстательство святых перед Господом, ибо те находятся гораздо ближе к Богу, чем остальные христиане. При этом непосредственным источником помощи страждущим, является исключительно Господь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector