0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не застревайте в непрощении

Содержание

Совет психологаКак справиться
с чувством обиды

Раз в неделю задаем специалисту животрепещущий вопрос

  • Аня Щемелёва-Коноваленко , 10 декабря 2014
  • 36669
  • 2

У ВСЕХ НАС НАКОПИЛАСЬ МАССА ВОПРОСОВ К СЕБЕ И МИРУ, с которыми вроде бы некогда или не стоит идти к психологу. Но убедительные ответы не рождаются ни при разговоре с собой, ни с друзьями, ни с родителями. Поэтому мы попросили профессионального психотерапевта Ольгу Милорадову раз в неделю отвечать на насущные вопросы. Кстати, если они у вас есть, присылайте на ask@wonderzine.com.

Как справиться с чувством обиды?

Обида — это по сути нереализованная агрессия, точнее последствия ее невыражения. Например, вы разозлились на кого-то, но в силу разных причин выразить эту эмоцию не смогли и заблокировали ее в себе. Может, вы были еще ребенком, папа сказал гадость, а папе перечить нельзя. Или бойфренд заявил, что вы толстая, разозлились-то вы на него, но подумали, что вдруг он прав, и стали наказывать себя. Так или иначе некоторые обиды могут в нас поселиться надолго и изрядно испортить нам жизнь. Как же научиться не обижаться по пустякам и отпускать серьезные обиды?

Ольга Милорадова психотерапевт

Для того чтоб с этим бороться, надо знать как минимум две вещи. Во-перых, обида абсолютно непродуктивная эмоция. Если вы обижены — вы застряли в незавершенной ситуации. Шагом с мертвой точки могло бы быть то самое выражение гнева, то есть первоначальной эмоции. Но чем дольше вы пребываете в своей обиде, тем больше она обрастает новыми нюансами, и уже не всегда можно вспомнить, что же обидело нас изначально. В итоге именно такие застарелые обиды мы склонны направлять вовсе не на первоначальных обидчиков, а на тех несчастных, которые нам подвернутся и которых мы возведем в ранг обидчиков как таковых. Как с бойфрендом, обозвавшим вас толстой, или с папой, не проявившим понимания: классика жанра — сказать, что все мужики козлы, и начать им или мстить, или использовать, или куда уж там в вас срикошетит обида.

Порой кажется, что обида несет в себе некую продуктивность, именно она, как ничто, помогает в искусстве манипуляции. Классический пример: «Помнишь, ты не заметил, что у меня новая стрижка? (Забыл, что у меня день рождения; не смог погулять с собакой etc). Я обиделась, а теперь будь добр, загладь вину (купи новый гаджет, своди в ресторан, гуляй с обеими собаками до скончания веков)», — и, скорее всего, вина возникнет и всё сработает (не так прямолинейно, конечно). Естественно, это не обида «из-за стрижки» — это обида из-за «ты толстая», возведенная в куб и закрепившаяся в идею, что пришел бесконечный час расплаты. Тем не менее манипуляции настолько же непродуктивный пример взаимодействия, насколько обида непродуктивна как эмоция, поэтому всё же хотелось бы закрепить идею о том, что обида — это абсолютно бессмысленная трата времени.

Вероятно, возникает вопрос, как же я могу тратить время на что-то, что от меня совершенно не зависит? Это же меня обидели. И вот отсюда следует очень важное «во-вторых»: на самом деле нас никто не обижает, обиду мы взращиваем в себе сами. Именно поэтому так сложно сказать, особенно плохо зная человека, что его может обидеть, потому что откуда вам знать, где в ком и какая заложена бомба? Да, это именно так и работает, неспроста сейчас стали так популярны триггер-ворнинги, потому как что угодно может рвануть в любой момент. И даже такие характеристики, как «обидчивый человек» или нет, весьма условны, скорее, триггеры для тех, кого мы называем обидчивыми, ближе к поверхности, чем для прочих.

Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому?

Отвечает Константин Ольховой, врач-психиатр, психотерапевт

Приблизительное время чтения: 9 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов — Как просить прощения по-христиански. Мы попросили ответить на вопрос протоиерея Павла Великанова — Пока мы не научимся прощать себя, мы не сможем прощать других, подобрали примеры Как и кого прощали святые, а также попросили ответить на вопрос психотерапевта Константина Ольхового.

Темы обиды, вины и прощения огромны, даже бесконечны, по ним существует великое множество книг, статей, лекций. Здесь же я расскажу о тех вещах, которые важно знать каждому.

Непрощенные обиды — болевые точки в душе человека

Как часто нам говорят, что обиды надо прощать. И, вроде бы, это должно быть очевидной вещью, а тем более для христианина, который понимает важность прощения. Но почему же в абсолютном большинстве случаев психотерапевт сталкивается в работе с темой того или иного непрощения? С непрощением, которое мешает человеку жить, с не проработанными обидами, которые выжигают человеку душу.

Часто мы подходим к теме прощения формально: говорим «я прощаю», не простив искренне. Делаем вид, что простили, формально выполнив социальные и религиозные «нормы и правила». Не вскрываем гнойник, а загоняем его глубоко внутрь. Но гнойник никуда не девается. Вот и обиды — это скрытые глубоко внутри гнойники, которые могут какое-то время не болеть, но в итоге они все равно начинают давить, вызывать «воспаление» и т. д. Классический пример — скрываемые от самих себя детские обиды на родителей, часто вполне справедливые. Причём к самой обиде добавляется ещё и чувство вины за обиду, которое может быть больнее самой боли: «Ведь родители — святое! Их надо почитать! Как можно на них обижаться!» И мы вновь и вновь пытаемся подавить эту обиду, не понимая, что подавление не лечит, а лишь загоняет проблему внутрь. Но ведь почитание не означает, что разбирать свои боль и обиду, связанные с родителями, не нужно.

Почти в каждом человеке живет непрощенная обида

Непрощённые обиды — одна из самых частых проблем в супружеских отношениях, когда семейная жизнь превращается во все возрастающий ком взаимных обид. Со временем, когда этот ком достигает гигантских размеров, это почти неминуемо приводит к разрушению брака. И не важно, будет ли это юридически оформленный развод или формально совместное проживание чужих, враждебных людей.

А есть ведь и совсем «странные» обиды, обиды, в которых не признается себе большинство людей. О которых они скажут: «Это точно не про меня! Это невозможно, мерзко, гадко и аморально!» Я говорю про обиду на близких за то, что они. умерли. Звучит очень странно. Но спросите себя: «А мне не обидно, что меня бросили? Не обижен ли я на родителя, супруга, ребенка, близкого мне умершего человека — за то, что он меня оставил тут одного, за то, что своим уходом сделал мне так больно?» Разум будет кричать, что это глупости, что близкий не виноват в том, что он умер, что он не хотел оставлять вас одного. Но кто-то маленький и несчастный внутри нас знает, что от правильных слов ему не становится легче, что боль и обида живут. По своему опыту скажу, что эта обида, в том или ином виде, есть практически у всех людей, переживших потерю.

Не бойтесь признаваться

Если вас что-то сильно задело, не стесняйтесь признаваться в этом, прежде всего, самим себе. Любая попытка уйти от обиды, говоря «ну что вы, все нормально, мне совсем не обидно» или «ну что вы, я давно простил», будет только загонять гнойник внутрь. Нет — «мне обидно, мне очень обидно и очень плохо». Только разрешив себе это прочувствовать, можно выйти из состояния (явной или затаенной) обиды.

Не копите!

Это очень важный момент. Если вы обиделись на человека, лучше сразу сказать ему об этом и попытаться вместе разобраться в проблеме. Не собирайте в себе пять, десять, сто обид. Чем их больше, тем труднее с ними потом справиться.

Формальные «прости — прощаю» без подлинного прощения не имеют смысла

Что мы вкладываем в слово «простить»? Забыть и сделать вид, что ничего не было? Так же, как прежде, радоваться человеку, который причинил тебе боль. С психотерапевтической точки зрения простить — значит отпустить. То есть не испытывать боли, переживаний, гнева, ярости по отношению к человеку.

Если вы чувствуете, что какая-то непрощенная обида (входящая или исходящая) вас гложет, постарайтесь ее искренне отпустить. Да, это работа со своей душой. «Все, я больше не хочу обижаться, потому что от этого плохо мне, а не тому, на кого я обижаюсь, это меня пожирает и не дает мне жить».

Проблема в том, что люди очень часто просят прощения или прощают формально: «Ой, прости, пожалуйста» — «Да ну, что ты, я на тебя не обижаюсь». А реального отпускания проблемы нет. Поверьте, что формальные «прости —прощаю» не работают.

Прощать ли тех, кто не просит прощения?

Прощать. Но как? Решат ли слова «я должен простить» проблему? Нет. Ведь что такое обида? Эта наша реакция на действия, которые задели наше слабое место. Но если мы просто скажем себе, что «мы должны простить обиду», то наше слабое место никуда не денется. Мы так и останемся его заложником. А вот если мы скажем себе, что хотим простить, то нам придётся найти в себе источник обиды. Нам придётся найти это слабое место, придётся проработать его. И тогда обида отпустится, ибо у неё не останется точки приложения. А наша душа станет немножко свободнее.

Читать еще:  В Иране скончался близкий соратник аятоллы Хомейни

А если человек не хочет вашего прощения?

Важно понимать, что за фразой «Я никогда ни у кого не просил прощения» всегда стоит какая-то психологическая игра. Почему человек не признает свою вину, какую выгоду он из этого извлекает? Поэтому, если это не крайне близкий для вас человек, лучше формализовать дальнейшее общение. Не для того, чтобы его наказать, а для того, чтобы себя защитить. А с близким? За близкого мы можем бороться, снова и снова стуча в его сердце. И — достучаться. Или. отступить, понимая, что это уже не близкий.

Это не обязательно произносить вслух, это надо сказать себе. Человек один или несколько раз так поступил и не считает, что поступил неправильно. Значит, он может сделать это снова, и я должен быть к этому готов. Я не держу на него обиды, зла, но я просто знаю, что такое может снова случится. Точно так же, как я не держу зла на грозу, ураган или землетрясение, но при этом понимаю, что они представляют для меня опасность, и я стараюсь как-то себя обезопасить.

Просить прощения можно не только словами

Не забывайте, что есть люди, которым очень тяжело попросить прощения словами. Может, человек и не хочет, чтобы на него обижались, но просто не может произнести эти три заветных слова. Зато нередко такие люди всем своим видом и своими действиями пытаются показать, что были неправы — и тем самым перед нами извиняются. Засчитывать это как просьбу о прощении? Думаю, да. Такое поведение часто имеет гораздо больший вес, чем слова, которые снова приводят нас к проблеме формализма: «Ой, я тебе ногу сломал? Ну извини, пожалуйста».

Очень важно научиться признавать свою неправоту

Наш читатель опасается: «Ты вроде бы чувствуешь, что обязан попросить прощения, хотя, может быть, и виноват только отчасти. Но что, если твою просьбу о прощении человек воспримет как признание твоей капитуляции?»

С одной стороны, мы, скорее всего, снова имеем дело с какими-то искаженными взаимо­отношениями. Почему вы так боитесь, что ваши извинения воспримут как капитуляцию? Не кажется ли вам, что, если вы в ответ на ваше извинение ждете от человека фразы: «Ага, ты капитулировал!», это значит, что ваши отношения складываются каким-то скандально-деструктивным образом? Нужно ли вам это вообще? Не повод ли это для того, чтобы в корне изменить отношения?

С другой стороны, часто бывает так, что человек абсолютно прав по содержанию, но неправ по форме. Если вам, к примеру, что-то не понравилось в поведении другого и вы устроили по этому поводу безобразный скандал, наорали так, что человек ушел весь в слезах, разумеется, вам следует сказать: «Извини, я устроил ужасный скандал, я абсолютно не прав. Но при этом мне все равно не нравится то поведение, на которое я так по-дурацки, некрасиво отреагировал».

Любому ребенку и взрослому важно научиться признавать свои ошибки. От вас не требуется тотальное признание своей вины за всё. Если вы чувствуете, что в чем-то неправы, нужно просить прощения за конкретные вещи. И когда вы искренне признаете свою ошибку, когда вы совместно анализируете, почему так случилось, как это исправить, как не повторять этого в дальнейшем — это намного эффективней и для вас, и для окружающих, чем просто кричать: «Я виноват, прости меня, прости!» Вот это и есть здоровые отношения — когда люди пытаются проработать ситуацию, понять, что послужило причиной конфликта и разобрать свои ошибки.

Сбрасывая камень с души, не покалечь окружающих

Есть такая поговорка, и она наилучшим образом отвечает на последний вопрос нашего читателя. Если вы когда-то причинили человеку зло, о котором он не знает, если вы чувствуете, что виноваты перед ним, но боитесь своими словами сделать ему больно, разрушить его семью или даже жизнь, если ситуация уже неисправима — попросите у него прощения мысленно. Решите эту проблему без его участия, разберитесь сами со своей душой. Главное — искренне осознать свою неправоту.

Запомните: обиды — не неизбежность! С ними можно работать и справляться

Но надо четко понимать, что это душевный труд — большой, тяжелый и почти всегда очень болезненный. Может, и есть такие продвинутые люди, которые могут просить прощения и прощать легко и весело, но я таких в своей жизни ни разу не встречал ни среди мирян, ни среди священников. Это трудно, но необходимо. Потому что, если мы не проработаем нашу обиду, в какой-то момент жизни она начнет нас съедать.

Далеко не с каждой обидой можно справиться в одиночку

В некоторых случаях человеку нужна помощь со стороны. Какие есть варианты? Например, вы можете разобраться в проблеме вместе с тем человеком, на которого обиделись, — но только если он искренне готов вам помочь, готов работать вместе с вами. Если не получается решить вопрос между собой, можно обратиться за помощью к психотерапевту, который поможет посмотреть на то, на что самому посмотреть не удаётся.

Не застревайте в непрощении

Когда Эдит Эгер было 16 лет, она со всей семьей попала в Аушвиц. Спустя много лет, став психологом и помогая другим людям, она поняла: самой страшной тюрьмой была не та, куда отправили ее нацисты. А та, которую она создала сама — тюрьма ее разума. Такую часто строит каждый из нас — с помощью деструктивных паттернов поведения. В книге «Дар» доктор Эгер рассказывает о 12 из них.

1. Избегание

Есть много причин, по которым мы избегаем своих чувств: одни вызывают душевный дискомфорт, другие кажутся нам ошибочными, третьих мы боимся. Но пока мы делаем это, мы отрицаем реальность. Так что пригласите свое чувство войти в вашу жизнь и побудьте с ним. После чего подумайте, о чем оно говорит. И решите, как долго собираетесь его удерживать.

2. Сознание жертвы

Многие из нас находятся в плену сознания жертвы. Мы постоянно спрашиваем себя: «Почему так случилось?»: «Почему у меня рак?», «Почему я потерял работу?», «Почему партнер мне изменяет?» Искать виновных можно бесконечно.

Виктимность, или психология жертвы, приводит к трупному окоченению сознания. Ваш рассудок вязнет в прошлом, его заклинивает на боли, он застревает на утратах и дефиците: чего вы не можете сделать и чего у вас нет. На подсознательном уровне мы чувствуем, что так безопаснее: можно не принимать никаких решений. Но тогда и улучшение не наступит.

3. Отчаяние и безнадежность

Везде можно найти причины для отчаяния — его семена дают обильные всходы. Если мы решаем, что все бесполезно или невозможно, так оно и будет. Но если мы действуем, то кто знает, что из этого выйдет? Надежда — это увеличенная во много раз версия любопытства. Это готовность культивировать в себе все, что может разжечь

огонь, и освещать его светом самые темные места. Надежда — это особый акт воображения, причем наиболее смелый из всех известных.

4. Собственные тайны

Мы часто прячем или отрицаем то, что происходит в нас самих: поступки, переживания, события. Они становятся заложниками, которых мы держим в подвале своей души. Но с каждым разом они все более отчаянно пытаются привлечь внимание. Стоит помнить: любые секреты служат во вред, поскольку способствуют возникновению стыда и подпитывают это чувство в нас, а состояние стыда — прямой путь к любой зависимости. Свобода приходит, когда мы видим правду и говорим правду.

5. Вина и стыд

Вина держит очень крепко. Она коренится в чувстве стыда: вы верите, что недостойны; думаете, что вас не хватает — не хватает на все, что вы делаете. Чувства вины и стыда могут быть крайне изнурительными. Но они не дают настоящей оценки тому, кто мы. Это образ мышления, который мы выбираем и в котором надолго увязаем.


Дар

6. Непережитое горе

Сожаление часто возникает не из-за того, что произошло, а из-за того, чего не случилось. Нам стоило быть добрее, чаще видеться с близкими, помочь им при жизни. Оно несет в себе желание изменить прошлое. Это правильно, что мы оплакиваем тех, кого потеряли, скорбим и испытываем душевную боль. Но наша жизнь не сводится только к потерям. Печали и радости идут рядом. Вместо того чтобы умирать за своих погибших, мы можем жить ради них.

7. Негибкость мышления

К психологу часто обращаются люди, желающие наладить связь с близкими. У кого-то возникают проблемы с детьми, у кого-то не ладится с партнером, но все хотят найти идеальный способ общения, достичь взаимопонимания, убрать тяжесть и напряжение из отношений, сделать их гармоничными и доверительными. Но нередко люди идут на прием не за тем, чтобы научиться улаживать конфликты; они хотят убедить другую сторону принять их точку зрения.

Держаться своей правды, не отрицая правды других, не управляя их мнением, не используя свою власть над ними, — в этом заложен важнейший секрет разрешения конфликта и сохранения собственной свободы.

8. Игнорирование себя

С самого рождения мы нуждаемся в заботе других людей. Поэтому очень рано усваиваем, как важно снискать внимание, любовь, одобрение. Но чужие ожидания и ощущение, что нам предназначено исполнять некую роль, загоняют нас в угол. Опасно вверять собственную жизнь в чужие руки. Ведь единственный, кто есть у вас навсегда — это вы сами.

Полезно быть эгоистичным человеком — проявлять любовь и заботу по отношению к себе.

9. Парализующий страх

Под действием страха на ум приходят самые назойливые, неумолимые, провокационные вопросы: что если? а вдруг? Вас охватывает паника, тело сотрясает дрожь, сердце колотится, а травма, которую вы давно пережили, грозит снова поглотить. Мы держимся за страх, чтобы не пропустить удара. Но в итоге он становится цикличным и обращается самосбывающимся пророчеством. Это мешает жить.

10. Осуждение других

Мы часто делим людей на категории: «мы — они»; «хорошие — плохие», «правильные — неправильные». Можем осуждать, испытывать неприязнь, отказывать в милосердии, преследовать, когда что-то идет не так, как мы хотим. В каждом из нас живет внутренний нацист. Но давать волю осуждению опасно: находясь в его плену, мы теряем свободу. Не только преследуем других, но и сами превращаемся в жертв.

11. Обиды и разочарования в отношениях

Мы злимся, когда наши надежды не совпадают с реальной жизнью. Мы уверены, что это партнер раздражает нас и загоняет в ловушку, из которой нет выхода, но, по существу, мы сами заманиваем себя в плен собственных завышенных ожиданий.

Мы часто влюбляемся в любовь, в образ человека, которому приписываем желаемые черты и качества; а бывает, в человека, с которым надеемся прожить так же нежно, как когда-то жили вместе наши родители. Или, предавая себя истинных, натягиваем маску кого-то совсем другого, ненастоящего себя, чтобы только найти любовь и вступить в надежные отношения. Влюбленность — это потрясающее чувство. И очень временное. Чувства угасают, и мы остаемся с несбывшейся мечтой, ощущением потери партнера и утраты отношений, которых у нас никогда и не было.

12. Непрощение

Иногда мы уверены, что не можем простить. Но что происходит в этом случае? Мы расходуем энергию вместо того чтобы тратить ее на свою жизнь — ту, которую мы заслуживаем. Прощать не означает разрешать другому продолжать нас ранить. Прощать — значит выбрать себя, перестать зависеть от обидчика и не тащить через всю жизнь тяжкий груз.

Читать еще:  Странноприимный дом на месте крещения Господа Иисуса Христа

Опасности непрощения. Что может произойти, если с ним не разобраться

Иисус Христос не переставал напоминать о необходимости прощать. В Его притчах говорилось о Боге, Который Сам прощает и ожидает, что прощать будут и сотворенные Им люди.

Прощать других, по замыслу Бога – одна из наиважнейших составляющих «жизни с избытком». Но что происходит, когда мы этого не делаем? Какие опасности несет за собой непрощение и обида?

Не прощая, мы загоняем свой ум, чувства и физическое состояние в кабалу

Майк Макхарг (Mike McHargue), христианский автор, подкастер, спикер, сосредоточенный на духовных переживаниях, стоящих за наукой, больше известен, как Всезнайка Майк:

Вас обижали настолько сильно, что вы не могли прекратить постоянно думать о вашем обидчике? Причинившие нам боль люди поселились в нашей голове бесплатно, находясь рядом с нами, когда мы проводим время с друзьями, любуемся природой или отдыхаем с семьей.

К сожалению, исследования показывают, что затаившаяся внутри человека обида никак не сказывается на состоянии обидчика, а вот обидевшегося сильно ограничивает. Эти ограничения могут проявляться самым странным образом. На зацикливание в обиде тратятся колоссальные мозговые ресурсы, что, в конечном итоге, отражается и на работе мозга, и на работе всего тела. Уровень гормонов стресса в крови множится, повышая артериальное давление, и может даже повлиять на развитие ожирения.

Обида даже может отразиться на нашей способности фокусировать внимание и создавать новые воспоминания. Когда мы держимся за свою боль, вокруг наших мыслей образуется туман, а вокруг внутренних органов скапливается жир. И это не просто метафора, как может показаться сначала. В одном из исследований было доказано, что простивший другого даже прыгать начинает выше. Другое исследование показало, что люди, не способные отказаться от обиды, рассматривали задачи, требующие физических усилий, как особо трудные.

Не прощая, мы загоняем свой ум, чувства и физическое состояние в кабалу. Возможно, причинивший боль и загнал нас в клетку. Но оставаться или выходить из нее мы уже решаем сами.

Чарльз Стэнли, пастор Первой Баптистской церкви Атланты и основатель миссионерского служения и радиопрограммы «Прикосновение» (In touch), о ловушке под названием непрощение.

Неспособность простить порождает длительный стресс

Неспособность простить порождает длительный стресс, в результате которого человеческий организм начинает давать как эмоциональные, психологические, так и вполне конкретные физические сбои. Ангины, астма, мигрени, гипертония, заболевания почек и печени, депрессии и упомянутый уже сахарный диабет – вот неполный список тех болезней, причиной возникновения которых может стать самая простая и, на первый взгляд, «безобидная» обида.

Непрощение – это начало вражды

Иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе в Николо-Угрешской семинарии, автор, ведущий авторских телепередач, редактор программ на радио «Радонеж»:

Непрощение – это начало вражды, оно рушит семьи и связи друзей, оно воздвигает стену, за которой обиженный пытается спрятаться.

Есть еще одна удивительная вещь. Непрощение, зло и обида копятся в душе обиженного, но в итоге горит он сам. Да, вина другого человека была объективна, но страдаешь от непрощения ты сам. Огонь непрощения – это начало адского пламени, которое жжет уже здесь, жить в мучении невыносимо, а мучаемся мы от того, что держим на кого-то зло. Непрощение – это узел, завязанный внутри души, это петля, затянутая на своей собственной шее. Непрощение – это погубление себя, а не врага, уничтожение себя своей обидой, а не обидчика.

И выход здесь только один – развязать этот узел, снять петлю с собственной шеи. Выбросить вон отраву, оставить вне своего сердца зло, а значит, надо простить.

И в общем-то, если прямо сказать, прощение или непрощение – это тот водораздел, который четко показывает, с кем вообще ты, с Богом, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных или с диаволом, врагом Божиим, который еще никогда никого не простил.

Рик Реннер, доктор теологических наук, пастор московской церкви «Благая весть», рассказал про обиды и непрощение.

Когда человек обижен, он не понимает, что он обиделся – гордость застит ему глаза

Джон Бивер, основатель служения «Мессенджер Интернешнл» (Messenger International), евангелист, проповедник и автор многих христианских бестселлеров:

Многие люди обижаются; как следствие получают раны и боль, из-за этого они не исполняют Божье призвание во всей полноте… Это духовные инвалиды; они – сами для себя препятствие на пути к реализации собственного потенциала. Обижаться опасно, да и разве хочет Бог, чтобы мы на кого-то дулись?

Вот одна из тактик врага: когда человек обижен, он не понимает, что он обиделся – гордость застит ему глаза. Мешает видеть правду. Искажает восприятие. Ведь если думаешь, что все отлично, то никогда не изменишься. Чтобы освободиться от этого наваждения, требуется очищение. «Я переплавил тебя – но не так, как серебро, испытал тебя в горниле бедствий» (Исайя 48:10).

Бог переплавляет нас, посылая бедствия, испытания и скорби. Плавка отделяет от нас (от Божьей натуры, которая в нас), все нечистое: непрощение, вражду, горечь, гнев и зависть. Грех удачно прячется в тех уголках сердца, где нет плавки испытаний и бедствий, но рано или поздно очищение выводит его на поверхность, чтобы мы покаялись и зажили по-новому.

Когда не видим наше состояние, обида бурно разрастается. Иисус сказал, что способность видеть правильно – один из секретов обретения свободы от обмана: «Чтобы видеть – глаза помажь мазью глазной» (Откровение 3:18).

Видите, какую важную роль играет наше духовное состояние? Если не обращаем на него внимания, обвиняем окружающих или защищаем себя, значит мы слепы. Свободу приносит откровение о правде.

Автор и психолог Виталий Архипов о вреде непрощения.

Непрощение отравляет человека и его окружение

Эд Сивец, миссионер из Кении (Африка), ответственный по организации и администрированию интернет активности, коммуникации и распространению видения о миссии по церквям в служении «Наши Дети в Африке» (Our Kids in Africa), пастор церкви в городе Китале, преподаватель христианских дисциплин в ряде библейских учебных заведений.

Жить в формате непрощения, это не вариант. Это отравляет человека и его окружение. Это незримо влияет как радиация, и даже если конфликт был исчерпан и значимые, видимые потери остались позади. Непрощение, обида, собирают «урожай» жертв еще долгое время после инцидента.

Джойс Майер: Как распознать непрощение.

Обида и непрощение недалеко отстоят от гнева

Дон Колберт, доктор медицины, автор, ведущий ежемесячных колонок в американских журналах «Харизма» и «Партнерс» и ток-шоу «Ваше здоровье».

В настоящее время явной зависимости между конкретными заболеваниями и чувствами обиды, горечи и вины не установлено. Однако эти эмоции очень тесно переплетаются с гневом, тревогой и депрессией. А последние, в свою очередь, прямо связаны с физическими недугами, поскольку провоцируют мощную стрессовую реакцию. Я твердо убежден, что обида и непрощение недалеко отстоят от гнева. Они подобны тлеющим углям, оставшимся от костра ярости и негодования. Я также убежден, что большая часть тревожных и депрессивных расстройств вырастает на почве хронического чувства вины, когда человек не может себя простить.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Обида

Про убивающую и отравляющую силу обиды поговорим.

Все равно на кого ваша обида: на родителей, на бывшего супруга, друга, работодателя. Любое застревание в обиде вас убивает.

Сама по себе обида — это невредно, если вы не застреваете в ней.

Вы можете обидеться, дистанцироваться или разорвать отношения и успокоиться. Обида — это осознание, что вас недостаточно ценят и та близость, на которую вы рассчитывали, является односторонней, только с вашей стороны. Такая обида тоже может быть неадекватна, если вы вообразили себе близость и никто повода не давал. А может быть и адекватна, если у вас были основания. Но в любом случае кратковременная обида, служащая для переустановки дистанции, для выбора дистанции больше, нормальная реакция на дисбаланс, тем более на обман или предательство.

Разрушительной становится обида только для тех людей, которые в ней застревают.

А застревают люди в обиде только по одной причине: они не хотят выходить из слияния, они хотят получить компенсацию и оставаться в слиянии дальше.

Это единственная причина застревания в обиде.

Даже если стремление получить компенсацию и оставаться в слиянии камуфлируется подо что-то другое, все равно это оно.

Обиженный не может просто так оборвать связь, ему кажется, что он останется тогда обделенным, обобранным. Он хочет получить компенсацию, хочет вытянуть или выбить из обидчика то, что тот ему недодал и обидел, хочет заставить его раскаяться и возместить ущерб.

Отсюда и возникают жалобы: «Очень хочу простить, но не могу».

Люди приходят к психологам с запросом: «Помогите простить мать» или «Помогите залечить рану, которую мне нанесли».

Но их реальный запрос оказывается совсем другим: «Помогите взыскать компенсацию с обидчика».

Обижающиеся на мать хотят, чтобы мать осознала как была не права, покаялась, изменила свое мнение, высоко оценила их и принесла компенсацию, моральную и материальную.

Обижающиеся на бывших супругов хотят, чтобы те раскаялись в своей нелюбви, пожалели о разрыве, пришли к порогу с дарами и попросили принять их назад.

Не обиду забыть хотят обиженные, а получить компенсацию.

Если им предлагают отказаться от ожидания компенсации, обида переносится на того, кто такое предложил. Он — заодно с обидчиком, он хочет отнять положенное.

Застревание в обиде — это упорная уверенность, что у вас отняли то, что принадлежит вам по праву, и должны вернуть.

Человек не хочет вылезать из своей обиды, поскольку считает, что таким образом откажется от компенсации сам. А он хочет продолжать требовать компенсацию, продолжать настаивать на ней и ждать, то есть хочет оставаться в состоянии обиды. Ему кажется, что в этом случае он скорее получит желаемое, чем если сам откажется от всего.

Многие обиженные чувствуют, что им предлагают «стать терпилами», «прогнуться», «уступить территорию», когда их уговаривают вылезать из состояния обиды.

Но всякий обиженный, пожалуй, сам захотел бы вылезти из своей обиды побыстрей, если бы хорошо представлял себе, что с ним делает обида.

Обида — это полевая сущность, которая обладает большой силой и питается вниманием как любые полевые сущности. Как всякая лярва обида тем больше растет, чем больше съедает вашей энергии, и тем больше съедает энергии, чем больше растет. Со временем полевые сущности не становятся меньше, они становятся больше. Время от лярв не лечит, оно их растит.

Только в одном случае время может излечить от обиды. Если обиженный не муссирует обиду, не смакует и не пестует, а отвлекается на дела. В этом случае время работает на него и против обиды. Если же время используется на выкармливание обиды, если внимание на обиде фокусируется, обида со временем растет. Она врастает в ваш мозг, в ваше сердце, в вашу печень, лишает вас нормальной жизнедеятельности и отравляет вас.

В трех направлениях работает обида.

1. Обида держит вас в прошлом, не давая жить в настоящем.

Вы все время перебираете в памяти события, связанные с нанесением вам обиды, словно собираете все больше документов для суда и хотите доказать свой ущерб и вину обидчика. Вы вспоминаете его обещания и свои вложения, стараетесь восстановить это в памяти как можно ярче и живей, чтобы прожить и прочувствовать. Вам кажется, что необходимо реконструировать события, чтобы в них разобраться.

Читать еще:  В Горловке восстанавливают сгоревшую церковь

Это не дает вам ни малейшего шанса на компенсацию, поскольку никак не связано с ощущениями обидчика. Он сам по себе, живет своей жизнью, занимается своими делами, а вы застряли в прошлом и сидите там. Ваше поле наполнено тенями и призраками, перед вами нет ни одной актуальной задачи, вместо деятельности вы зависли в воспоминаниях и иллюзиях.

Зависание в прошлом опасно тем, что любые представления вызывают химический ответ организма как и реальные впечатления. То есть вы переживаете эмоции как во время деятельности, а на самом деле зависли в безвременье как попавшая в паутину муха.

2. Обида держит вас в низком наклоне к плинтусу.

Вы и сами не хотите разгибаться, переживая обиду. Вам кажется выгодной ваша согбенная поза. Если вы распрямитесь, вы признаете, что ущерб нанесенный вам невелик, а значит вы не нуждаетесь ни в какой компенсации, отказываетесь от нее. А вам хочется доказать невидимому судье, что ваше состояние критическое, вы буквально загибаетесь от боли и страданий. Вы попранный, униженный, лишенный достоинства человек, вот какое состояние вы поддерживаете в себе. Ради ожидаемой компенсации (которая вам померещилась) вы готовы отказаться от возможности стать сильным и счастливым. Вы остаетесь несчастным, оскорбленным и сломанным, чтобы иметь право на компенсацию.

«Не обесценивайте травму!» — слышали такое? «Не загоняйте обиду внутрь!»

Так говорят те, кто уверены, что без компенсации с обидой справиться нельзя, выбросить ее из поля не получится, можно загнать внутрь, но она останется и будет жить. В этом убеждены все обиженные, а таких и среди психотерапевтов много. Кроме того, психотерапевты зарабатывают на том, что обиженные ходят к ним годами и обсуждают свою обиду. Не все психологи нацелены на результат, некоторые — на регулярный заработок, который обеспечивает «длительная работа». Вот психологи, уговаривающие вас не загонять обиду внутрь и не обесценивать свою травму, а длительно над ней работать, вероятней всего — из таких.

От обиды надо избавляться как можно быстрей, возвращая себе локус контроля, расправляя свои плечи, выпрямляя спину и опираясь на свое самоуважение. Стоять в сгорбленной позе и ждать «возмещения» нельзя.

3. Обида отравляет вас ядом.

Отравляющая сила обиды — химическая реальность. Застряв в обиде, вы помещаете себя в газовую камеру.

Если хорошо понимать, что сама по себе обида — это сигнал к дистанции, реакция на угрозу благополучию и безопасности, становится понятно, почему в состоянии обиды в кровь и мозг человека выбрасываются вещества, заставляющие его переживать негативные эмоции и болезненные ощущения. Если вы чувствуете страх, вам становится плохо и хочется быстрей покинуть место, где вам так неприятно. Если вы испытываете обиду, вам тоже становится плохо и хочется быстрей дистанцироваться от обидчика. Организм реагирует на анализ ситуации, который совершает психика, и когда вы решаете: «Меня обижают!» вам становится тошно, противно и хочется уйти. Это нормальная реакция.

Но плохо, если уйдя физически, вы остаетесь в слиянии, если дистанцировались вы только физически, но продолжаете находиться с фигурой в поле в плотной связи, видите образ человека, ведете с ним диалог, представляете картины прошлого и будущего с его участием, лезете к нему в голову и пытаетесь воссоздать, что он чувствует к вам и о чем думает. Это значит, что прервать связь вам не удалось, возможно связь стала даже тесней, плотней и сильней. Вы дистанцировались от человека, может быть (а может и нет), но слияние с его фигурой стало больше.

И это значит, что отравляющее действие обиды продолжается, становится хроническим, вещества в мозгу и крови, сигнализирующие о стрессе, действуют на вас, разлагают вас. Вместо короткого выплеска, роль которого — защитить вас, сигнализировать о вредной для вас ситуации, побудить вас к дистанции и разрыву связи, вы получаете постоянную дозу яда, живете в этом яде, адаптируетесь к нему и он становится вашей ежедневной реальностью. Вас все время мутит от обиды, вам тошно.

Отравленные обидой люди выглядят примерно так же, как и те, кого травят газом. Если поток обиды сильный и непрерывный, можно очень быстро дойти до ручки и задохнуться. Иногда можно взорваться от малейшей искры. Обиженные называют это «триггером, запускающим травму». Стоит о чем-то похожем упомянуть, их бомбит от ожившей обиды. Они как кухня, в которой утечка газа и закрыты форточки. Их взрыв от любой искры может унести с собой половину подъезда.

Большинство обиженных периодически выходят подышать воздухом, немного переключаются, освежают себя, но потом опять вспоминают обиду и возвращаются в свою газовую камеру.

Это похоже на то, как если бы пленные концлагерей отказались бы покидать лагеря, продолжали бы ходить и ходить в полосатых костюмах, пока нацисты или их потомки не компенсируют им всю обиду до конца, а обида-то огромна, такую и век рабства не искупит. Впрочем, что-то похожее и происходит в политике после Второй Мировой войны, обиженными быть стало модно, потому что кажется выгодным, кажется, что из позиции униженных и оскорбленных можно больше отжать.

Но обида не выгодна!

Даже если удается вытянуть какие-то крошки компенсации (чаще всего нет, только унизиться), эти крошки никак не стоят того, что делает с вами обида.

Обида лишает вас сил, чувства достоинства, нормальной жизни. Ваш локус контроля остается в руках обидчика, вы похожи на вопросительный знак, замеревший в ожидании ответа. Вы не можете жить, вы почти мертвы, как муха в паутине, даже если ваши лапки еще шевелятся, преодолевая парализующий яд. Все равно вы еле живы и это — не жизнь.

Понимаете вред от застревания в обиде, друзья?

Осознаете, насколько важней расправить плечи и убрать щипцы, даже в случае серьезного ущерба? Обида длительная — это щипцы, больше в ней нет ничего. Но это щипцы могучие, прорастающие в вас, способные превратить вас из полнокровного человека в засохшее насекомое.

Не застревайте в непрощении

Всегда прощайте человеческую глупость — она никогда не бывает преднамеренна, но никогда не прощайте человеческую подлость — она преднамеренна всегда.

© Copyright: Татьяна Бычкова3, 2013 Свидетельство о публикации №113052008011

Непрощение

Непрощение в сердце гнездится,
Непрощенье не хочет на волю.
Непрощение — хищная птица,
Сердце выклюет, обездолив.

Непрощение выклюет душу,
Беспощадно и незаметно
Обозлит, затемнит, разрушит…
От заката и до рассвета,

От рассвета и до заката
Не оставит тебя в покое.
Пусть бегут календарные даты —
Не уносят они с собою
… показать весь текст …

Из диалога с Василием А.

Иногда люди не прощают не потому что малодушные, а потому что удар был смертельный… Человек вас убил для себя и всё, а не мстить ему — это уже быть крайне добрым.

Грань

В душе человека есть тонкая грань непрощения.
И как бы ты ни был когда-то любим, обожаем, близок,
Ступив за неё, не трудись сочинять извинения,
Возврата не будет. Прощание. Горечь… И чёрный список.

© Copyright: Любовь Козырь, 2013

— Этих не прощать
— Этим дать шанс
— Этих простить и обнять

Как много дней упало в лету безвозвратно…
Я пот из-под твоей короны вытирала,
И с опахалом столько раз стояла!
Прости, подруга, мне теперь занятно
Твои потуги на величие лелеять,
Жить у подножья трона « королевы»…
.Хочу и я не просто быть, а что-то делать!
Без свиты ты… Одна на свете белом.

. моей подруге, не ставшей другом.

Не бывает беды чужой,
не уйдёт в безвременье век.
Если в драке пырнут ножом,
не излечишь души исплек.

Не прикроет сердце ладонь,
не удержит пулю гортань.
Юный паж, ты совсем седой,
над распятым городом встань.

Не продажны доблесть и честь,
не цветёт любовь на крови.
Если горя вокруг не счесть,
то сомненья клещами рви.
… показать весь текст …

Не ищи цветочков там, где сам всё и растоптал

Не только о любви

Непрощение- это яд, который человек выпивает, ошибочно полагая, что отравится его обидчик.

Священник спросил умирающего Рамона Марию Нарваэса, государственного деятеля и полководца Испании:
«Прощаете ли вы, ваше превосходительство, ваших врагов?»
«Нет, мне не нужно прощать моих врагов, _ответил Нарваэс. _ Все они были мною убиты».

из книги «48 законов власти»

Непрощение — это месть самому себе

Всепрощение обесценивает твою любовь, а непрощение убивает.

Жить, не прощая, всё равно что ехать с включенными тормозами. Далеко вы не уедете и пропустите свой жизненный шанс. Непрощение-самая дорогостоящая вещь. Глубоко засевшая обида лишает вас мира в разуме и сердце, разъедает вашу душу, как раковая опухоль. Наверное, нет более грустного зрелища, чем человек, который многие годы держал в своём сердце недобрые чувства к кому-то.

Непрощённая обида

Непрощённая обида пускает корни в душе. Вначале она затихает, набираясь сил, а затем начинает расти, пуская побеги, прорастая глубже и глубже в душе… В конце концов она разрушит тебя.

Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение

На круги своя…

Из книги В.В. Евменова «Отступники Эскулапа»

«Жизнь не прощает ошибок. Даже тех, что были совершенны человеком еще в далеком прошлом. Всё и всегда имеет свойство возвращаться на круги своя…»

Невозможное сделать возможным

Невозможное сделать возможным,
Взглядом томным и осторожным,
Пролететь стрелой обманутой,
Под ногами тетива натянута…

Закричать на обрыв, на камни:
— Человек рождён не для казни!
Зарыдать от их бесчувствия,
Обливая слезами препятствия…

Крылья выпросить у дьявола,
И дорогу до трона, престола,
Заменив их на душу живую,
Стать надменною и спесивою…
… показать весь текст …

Бывает так, того кто не прощает, приходится благословив простить.

А по нервам стальным — опять идут разряды…
Мне же больно, уймись, прошу, не надо!
Не смотри на меня, не сверли, не быть нам вместе!
Сделай милость, смирись. Отойди, не твоя я песня.
Слов не нужно. Молчи. Я прошу, ты делаешь хуже!
Сам ведь знаешь, другой, дорогой, стал мне мужем…
Не пытайся держать, расставляя пред мною мины,
Не удержишь. Взорвусь! Все равно пройду мимо…
Боль тревожит? А помнишь, как ты был нам нужен…
Я ведь долго еще на троих накрывала ужин…
Как я сыну лгала, оправдания тебе искала…
Сколько вылито слез… но тебе до них дела мало.
Ты пойми, он другого давно называет папою.
Я все помню, и в душу мою слезы капают,
… показать весь текст …

Лучше поздно, чем никогда

Прощенное воскресенье…
А на душе печаль…
Простите все!
За потери
мне очень и очень жаль…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector