0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образование | Что такое некоммерческая организация, и как она устроена

Содержание

Образование | Что такое некоммерческая организация, и как она устроена

Некоммерческий сектор часто называют третьим сектором; другие два сектора – это государство и бизнес. В связи с этим под гражданским обществом подразумеваются неправительственные, некоммерческие объединения граждан.

Согласно российскому законодательству, некоммерческая организация (НКО) – это организация, у которой извлечение прибыли и распределение ее между участниками не является основной целью деятельности.

Под такое определение НКО подпадают совершенно различные типы организаций – наряду с общественными организациями, это и госкорпорации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты и прочие (всего около 20 организационно-правовых форм НКО).

«Все эти образования, в том числе какой-нибудь безвестный клуб любителей бабочек, являются формой социальной самоорганизации, основой гражданского общества», – отмечает директор по развитию Центра развития некоммерческих организаций Анна Клецина.

Все НКО – это организации гражданского общества?

Не совсем так. С одной стороны, выделить среди НКО именно неправительственные организации (у которых среди учредителей нет государственных структур) не представляется возможным. С другой стороны, деятельность НКО зачастую слабо отличается от коммерческих организаций.

Официальная классификация российских НКО, которая используется государством, и то, чем являются НКО на самом деле, – две разные вещи. К такому выводу пришел директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин, проанализировав устройство некоммерческого сектора в России (подробнее см. первую и вторую части исследования).

Большинство НКО, которые составляют основу гражданского общества, занимаются помощью людям (сиротам, малоимущим, людям с особыми потребностями, бездомным, тяжелобольным, заключенным и пр.), заботой о животных и экологии, оказанием социальных услуг, привлекают внимание к вопросам, которые затрагивают все общество.

Ближе всего к этому типу организаций гражданского общества относятся социально ориентированные НКО (СОНКО). Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества и т.д. Всего установлено 18 видов деятельности, по которым НКО можно отнести к СОНКО (статья 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ). В 2018 году в России было зарегистрировано 140 247 СОНКО.

Все НКО – это благотворительные организации?

Нет, благотворительные организации – это один из статусов, который может быть у НКО. Согласно закону, такие НКО обязательно должны иметь в своем названии слово «благотворительный» и могут быть созданы только в форме фондов, общественных организаций или учреждений (только если оно само учреждено благотворительной организацией).

Благотворительные организации не могут быть созданы государством или его субъектами.

При этом НКО могут заниматься благотворительной деятельностью, не будучи благотворительными организациями. Всего, согласно исследованию Фонда «Нужна помощь», в 2018 году в России действовало порядка 11 тысяч таких организаций.

Большинство благотворительных организаций занимаются фандрайзингом – собирают средства на свою деятельность от людей, компаний. Отдельного учета таких организаций в России не ведется. Чтобы хоть как-то разобраться с тем, кто работает в этом поле, сколько средств и на что собирает, Русфонд ежегодно проводит исследование и представляет базу фандрайзинговых организаций.

Фандрайзинговые платформы осуществляют сбор средств в пользу «проверенных», «честных» организаций, прошедших строгую верификацию. Например, Нужна помощь, Добро.Mail.ru, Blago.ru, Сбербанк Вместе. На этих платформах представлены не только НКО со статусом благотворительных организаций; часто это НКО, которые занимаются благотворительной деятельностью.

Все НКО должны быть зарегистрированы как юрлица?

Нет. НКО может действовать и без регистрации юрлица. Регистрацией НКО в качестве юрлиц занимается Министерство юстиции РФ.

В 2019 году Минюст разработал поправки к закону «Об общественных объединениях», которые обяжут регистрировать все НКО. Пока что эти поправки не приняты.

Где можно найти список всех НКО?

Информацию о зарегистрированных НКО можно посмотреть на сайте Минюста; здесь же можно ознакомиться с отчетами, которые все НКО обязаны ежегодно предоставлять.

Гораздо удобнее получить информацию о российских НКО на портале Открытые НКО, который ведет АНО «Инфокультура». Здесь представлены более подробные сведения, включая отчеты, данные об учредителях, опыт получения госсредств и пр.

Каталог НКО социальной направленности ведет БФ «Нужна помощь». По состоянию на июнь 2020, в каталоге 22 393 НКО, включая 9860 благотворительных организаций. В отличие от многих других каталогов НКО, здесь возможна фильтрация организаций по тому, какой проблемой она занимается.

В 2020 году Министерство экономического развития РФ подготовило реестр СОНКО, которым в связи с пандемией будут предоставлены дополнительные меры поддержки. По состоянию на 19.06.2020, в реестр вошло 22485 СОНКО.

На какие средства живут НКО?

У НКО могут быть различные источники финансирования: пожертвования частных лиц, компаний или других НКО, членские взносы, государственные гранты (например, Фонда президентских грантов), субсидии, контракты и пр.

НКО, которые получают средства из иностранных источников, рискуют получить статус «иностранных агентов», если занимаются также «политической деятельностью», суть которой сформулирована очень широко. Реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента», ведет Министерство юстиции РФ.

Могут ли НКО заниматься коммерческой деятельностью?

Нет. НКО могут заниматься только предпринимательской деятельностью (услуги и работы, реализация товаров), могут получать доход от инвестиций, целевых капиталов и пр. Однако вся прибыль должна идти на цели деятельности организации (прописаны в уставе), а не распределяться между участниками.

Платят ли НКО налоги?

Да, как и все юридические лица. Некоторые виды НКО (например, благотворительные фонды) имеют послабления.

В связи с пандемией коронавируса, для СОНКО, включенных в специальный реестр, предусмотрено освобождение от налогов, авансовых платежей по налогам (за исключением НДС), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за 2 квартал 2020 года.

Есть ли налоговые льготы для коммерческих компаний, участвующих в деятельности НКО?

С 2020 года юридические лица, оказывающие благотворительную помощь НКО, могут получить налоговые льготы (в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Чем регулируется деятельность НКО?

Законодательство в сфере некоммерческого сектора чрезвычайно запутано. По интересующим вас вопросам обращайтесь к профессионалам. Например, в Ассоциацию «Юристы за гражданское общество«.

Зачем нужен некоммерческий союз

С 01.09.2014 года, за исключением отдельных положений, в силу вступил ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в г. 4 ч. 1 НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее – закон).

Поправки, внесенные в документ, затронули организационно-правовые формы юридических лиц и некоммерческих корпоративных организаций.

Ч. 3 ст. 50 ГК РФ определяет, что для создания НКО используются организационно-правовые формы, такие как ассоциации (союзы), в число которых также входят некоммерческие партнерства.

Согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ, союз – это объединение юридических лиц и (или) граждан, вступивших в него в добровольном или обязательном порядке (в ситуациях, фиксированных законом). Эта форма необходима для представления и защиты интересов, включая профессиональные, членов объединения, достижения разного рода целей некоммерческого характера, не вступающих в противоречие с законом.

Данная организационно-правовая форма используется для создания объединений лиц, желающих вести совместную координацию бизнеса, представлять и защищать общие имущественные интересы. Сюда относятся и профессиональные союзы граждан, не нацеленные на защиту трудовых прав и интересов своих участников. Либо профессиональные сообщества, не сопряженные с участием членов в трудовых отношениях (нотариусов, оценщиков, представителей творческой сферы, пр.), саморегулируемые организации и их объединения.

Читать еще:  Для мусульман настал Праздник разговения

Ассоциация имеет собственность, поэтому имущество может использоваться для расчетов по обязательствам. Однако нужно понимать, что объединение не несет ответственности за долги своих участников, если этого не требует закон. Правило работает и в обратную сторону: на членов нельзя возложить обязательства союза некоммерческих организаций, если этой возможности не предусматривает устав.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Еще одно важное условие, о котором нельзя забывать: у ассоциации должно быть минимум два учредителя.

Устав, в соответствии с ч. 2 ст. 123.9 ГК РФ, включает в себя название и место расположения объединения, предмет, цели НКО, а также порядок вступления и выхода из организации. Кроме того, указываются данные о составе и сферах ответственности органов, прописывается принцип принятия решений, включая вопросы, решаемые единогласно или большинством голосов. В уставе обязательно прописываются имущественные права, обязанности лиц, входящих в ассоциацию, принцип распределения собственности в случае прекращения функционирования организации.

Некоммерческое партнёрство, союз обязательно имеет единый исполнительный орган, роль которого играет председатель, президент, пр. Иногда формируют исполнительные органы, состоящие из нескольких членов: совет, правление, президиум.

Помимо вопросов из п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, исключительной компетенцией высшего органа считается установление размеров и способов внесения членских взносов, в том числе дополнительных имущественных взносов. Также высший орган выбирает объемы субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации, если таковая предусматривается законом или уставом.

Наличие у участника объединения корпоративных прав устанавливается п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, а порядок их осуществления фиксируется уставом. Так, любой член союза имеет право бесплатно пользоваться услугами ассоциации, при условии, что закон не предусматривает обратного.

Но у участников есть не только права, но и обязанности, которые указаны в п. 4 ст. 65.2 ГК РФ. Как уже упоминалось, они обязаны уплачивать взносы, их размер определяется уставом. Также могут собираться дополнительные взносы в пользу имущества объединения. Член имеет право покинуть союз в любое время, когда посчитает нужным. Либо может быть исключен, если такая мера предусмотрена уставом некоммерческого союза. Отметим, что членство является неотчуждаемым, а последствия его прекращения зависят от норм закона и/или устава самого объединения.

Если участники ассоциации примут соответствующее решение, некоммерческий союз будет переведен в статус общественной, автономной некоммерческой организации либо фонда.

Рекомендуем

Автономные НКО

АНО считается статусом на основании ФЗ № 7 и ст. 123.24 ГК РФ. АНО – унитарная организация, для чего свойственны следующие признаки:

  • отсутствует членство
  • создается за счет добровольного финансирования
  • предоставляются услуги некоммерческой деятельности в области науки, образования, культуры, здравоохранения

Допускается, если АНО будет иметь одного учредителя.

На первый взгляд, АНО и благотворительные фонды имеют много общего, но это совершенно разные понятия организаций. Первые предоставляют услуги для физических и юридических лиц в некоммерческой деятельности. Вторые предоставляют бескорыстную помощь для людей, попавших в определенные ситуации.

Учредители, которые передают свои средства в АНО, теряют право владения этими благами. Вернуть переданное имущество или денежный эквивалент в случае выхода из состава учредителей будет также невозможно.

В России

В Российской Федерации существует более тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 6 главы 4, и ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, кроме этих двух актов, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

Полученные российскими некоммерческими организациями гранты от иностранных благотворительных организаций не облагаются налогом [4] .

С 2008 года на поддержку НКО выделяются специальные гранты Президента России. В 2008—2013 годах на поддержку НКО было выделено из бюджета 8 млрд рублей, при этом большинство грантов получили организации, контролируемые действующими или бывшими членам Общественной палаты [5] .

20 ноября 2012 г. вступил в силу новый закон РФ о НКО («закон об иностранных агентах») [6] , соответствующие изменения в ГК РФ внесены 12 февраля 2013 г. [7]

23 мая 2015 г. президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписал закон о реестре нежелательных организаций. Согласно закону, нежелательной может быть признана иностранная или международная неправительственная организация, «представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны и безопасности государства» [8] .

4 ноября 2015 г. президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, увеличивающий в четыре раза — до одного года — срок давности по административным делам о нарушении порядка деятельности НКО-«иностранных агентов». [9] [10]

3 апреля 2017 года, Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». Распределением средств занимается специально созданный Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества (Фонд президентских грантов). Для обеспечения в 2017 году господдержки некоммерческих организаций выделено 4,32 млрд рублей. [11]

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер.

Существует мнение, что некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции, чем государство. В этом смысле некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления, но при этом не прибегающие к помощи органов государственной власти и местного самоуправления, называются неправительственными.

Независимость

Для многих некоммерческих организаций обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны как спонсоров организации [ источник не указан 546 дней ] , так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги. К примеру, некоммерческая организация, являющаяся средством массовой информации, заинтересована в том, чтобы распространяемая ею информация была объективной и непредвзятой; в противном случае организация рискует потерять доверие своей аудитории, а её сотрудники — уважение коллег. Религиозная некоммерческая организация, занимающаяся благотворительностью, заинтересована в том, чтобы её деятельность не сопровождалась пропагандой религиозных воззрений её учредителей и спонсоров; в противном случае организация рискует лишиться спонсоров, не поддерживающих данные религиозные воззрения, и/или вызвать подозрения у субъектов благотворительности в попытке навязывания им религии. Для ограждения от нежелательного влияния заинтересованных лиц некоммерческие организации могут задействовать комплекс мер, включающий нормативные средства, организационные меры и процедуры независимого надзора и контроля. В частности, учредительные документы, уставы и регламенты организации могут включать нормативные положения, обеспечивающие недопущение конфликта интересов, независимость членов попечительских советов и исполнительных органов, соблюдение особых требований к кандидатам на должности и позиции в организации, прозрачность финансов организации и прочее.

Гибридные формы некоммерческих организаций

В последнее время в законодательстве ряда стран появились новые правовые формы, сочетающие в себе черты организаций второго и третьего сектора. К их числу относятся:

  • Малодоходное общество с ограниченной ответственностью (Low-profit limited-liability company, (англ.:L3C )) — США
  • Корпорация для общественной пользы (англ.:Benefit corporation ,B-Corp) — США
  • Благотворительное общество с ограниченной ответственностью (нем.:Gemeinnützige GmbH ) — Германия
  • Корпорация с общественно полезными целями (Gemeinnützige Kapitalgesellschaft) — Германия
  • Компания в общественных интересах (англ.:Community Interest Company , CIC) — Великобритания
Читать еще:  В Дании женщина-пастор стала "профессиональным духовником"

Эти формы позволяют создавать организации, работающие для социальных или экологических целей, с сохранением за ними ограниченной возможности извлечения прибыли в качестве вторичной цели.

С момента принятия соответствующего закона в 2004 году число Компаний в общественных интересах (CIC) в Великобритании превысило шесть тысяч. От компаний первого сектора их отличают две ключевые особенности: выплачиваемые акционерам дивиденды не могут превышать 35 % прибыли и компания должна быть способна продемонстрировать, что она «действует в интересах местного сообщества, либо в общественных интересах в более широком смысле слова».

Особенности НКО различных форм

Общественные и религиозные

Общественная — является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов.

В общественных орг-ях обязательным условием является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность этому лицу имущества. Также стоит отметить, что члены общественной орг-ции не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная орг-ция по обязательствам своих членов.

Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных НКО:

Региональные – которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.

Межрегиональные – осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.

Общероссийские – осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

Религиозные — являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной орг-ции, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации.

Местная религиозная НКО учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных НКО.

Важной отличительной особенностью является то, что религиозная НКО отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные НКО не могут быть преобразованы в юр лица других организационно-правовых форм.

Фонды

Фонды – унитарные НКО, не имеющие членства и учрежденные гражданами на основе добровольных имущественных взносов, которые аккумулируются и используются на социально полезные цели (благотворительность, культура, образование и т.д.).

В наименование подобной некоммерческой структуры обязательно должно включаться слово «фонд», фонды ежегодно представляют отчеты об использовании имущества. Имущество данного типа некоммерческой структуры формируется за счет взносов учредителей и его участников. Примерами могут служить Фонд культуры, Фонд Солженицына, инвестиционные фонды и т.д.

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

НП является юр. лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НП создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы такой струтктуры является то, что имущество, переданное НП его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов НКО относится возможность участвовать в управлении делами НП, получать информацию о деятельности НП согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из НП и другие.

Высшим органом управления НП является общее собрание членов этой структуры. Участник НП может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из НП участник имеет право на получение части имущества этой структуры или стоимости этого имущества.

Частные учреждения

Частные учреждения представляют собой распространенный вид НКО, которые учреждают физические или юр лица и выполняют управленческие, социальные, культурные, образовательные или иные цели. К ним можно отнести разного частные учреждения образования (школы, сады), учреждения, оказывающие помощь уязвимым категориям населения, частные медицинские учреждения и т.д.

В отличие от иных видов НКО частные учреждения не являются собственником имущества – оно принадлежит учредителю и находится в учреждении на праве оперативного управления.

Автономные НКО

Автономные НКО представляют собой структуры, не основанные на членстве, которые учреждены физическими или юр лицами на основе добровольных взносов с целью предоставления образовательных, медицинских, культурных и иных видов услуг.

Данный тип НКО во многом схож с иными их видами, но имеет ряд существенных отличий:

В отличие от ассоциаций (союзов) и НП, автономные НКО не основаны на членстве, хоть и создаются для схожих целей.

В отличие от учреждений автономные НКО обладают правом собственности на имущество, полученное от участников и учредителей. Стоит отметить, что учредители при этом не несут ответственности по обязательствам данного типа организаций.

В отличие от фонда автономные НКО создаются с целью предоставления услуг граждан и юр лицам.

Автономные НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение их основных целей. Учредители имеют право осуществлять надзорную деятельность за этой автономной структурой, порядок которой определяется в уставных документах.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства

Ассоциациями и союзами признаются добровольные объединения юр. и (или) физических лиц, которые учреждены для защиты общих интересов и достижения общих целей. Чаще всего подобные объединения носят профессиональный характер, в частности координацию предпринимательской деятельности отдельных субъектов хозяйствования, входящих в ассоциацию. Примеры: Круглый стол предпринимателей России, территориальные ассоциации предпринимателей, Ассоциация российских банков и т.д.

Одной из форм ассоциаций (союзов) признается НП – НКО, основанная на членстве и учреждаемая физическими и (или) юр. лицами с целью выполнения социальных, управленческих, культурных, образовательных и иных задач, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов физических и юр. лиц, разрешения спорных и конфликтных ситуаций и т.д. Имущество, переданное участниками и учредителями партнерству становится его собственностью, однако возвращается участнику при выходе из партнерства.

Минюст обяжет общественные объединения отчитываться о руководителях и месте нахождения

Минюст разработал поправки к закону «Об общественных объединениях» об обязательной регистрации не имеющих юридического лица некоммерческих объединений. Без включения в новый реестр такие НКО будут лишены прав общественных объединений, включая использование наименования, проведение собраний и митингов и распространение информации о своей деятельности. Эксперты считают идею Минюста репрессивной по отношению к гражданскому обществу.

Уведомление о разработке нового законопроекта о регулировании деятельности общественных объединений Минюст опубликовал 25 декабря, его публичное обсуждение практически совпало с новогодними каникулами и завершилось вчера. Минюст объяснил инициативу «отсутствием актуальных систематизированных сведений об общественных объединениях, не являющихся юрлицами» — в том числе о полном наименовании, руководителях и месте нахождения. Эти сведения, по версии Минюста, необходимы для подачи заявлений в суд «о возмещении причиненного вреда в рамках гражданского судопроизводства» и «о запрете деятельности» таких объединений.

Такие некоммерческие организации, подчеркнул Минюст, «пользуются правами, предусмотренными законом «Об общественных объединениях», и несут предусмотренные законодательством обязанности». Право граждан на объединение предусмотрено Конституцией, при этом по закону «Об общественных объединениях» к ним относятся политические партии, организации, в том числе религиозные, а также общественные движения, учреждения, фонды и органы общественной самодеятельности. Такие НКО, согласно ч. 2 ст. 27 закона, имеют право использовать наименование, распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации и пикеты, защищать интересы своих членов в органах власти и выступать с инициативами в уставных целях.

Читать еще:  Папа Римский хотел бы, чтобы все христиане всегда справляли

Но для создания общественного объединения в соответствии с законом у него должен быть сформирован устав и избрано руководство.

Почему Минюст вывел общественные объединения из-под действия закона об НКО

Новый законопроект еще не опубликован. Как сообщили “Ъ” в Минюсте, в случае его принятия он вступит в силу после девяти месяцев со дня официального опубликования. С этого момента незарегистрированные объединения без юрлица будут обязаны размещать в интернете «уведомления о создании и сообщения о продолжении своей деятельности». Объединения, которые будут созданы до дня вступления поправок в силу, должны будут не позднее 1 февраля следующего года разместить в интернете или представить в Минюст сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок уведомлений установит Минюст. В ведомстве уточнили, что объединения будут обладать предусмотренными для них законом «Об общественных объединениях» правами лишь после размещения уведомления, а неисполнение этой обязанности повлечет их прекращение — то есть фактически запрет на дальнейшую деятельность. Напомним, аналогичный механизм был предусмотрен при введении реестра НКО — «иностранных агентов», после чего ряд подпадавших под эти требования НКО отказались от статуса юрлица.

На вопросы “Ъ”, какие конкретно случаи послужили поводом для разработки проекта, а также в чем заключались связанные с ними проблемы при подаче в суд заявлений Минюста и иных лиц, в ведомстве не ответили. При этом пленум Верховного суда (ВС) в конце 2016 года принял постановление №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами». ВС разъяснил порядок и процедуру ликвидации таких объединений, отметив, что Минюст не вправе подавать административный иск о запрете религиозной группы, если ее руководитель не подал уведомление о начале ее деятельности. По иску прокуратуры ВС в 2011 году запретил незарегистрированную «Армию воли народа», признав ее экстремистской организацией. Об обращениях граждан в суды против таких объединений в постановлении пленума не говорится.

Как НКО живут со статусом иностранного агента

По мнению старшего юриста «Команды 29» Макса Оленичева, «новый реестр станет очередным инструментом давления на гражданское общество». «Ситуация, когда общественные организации стараются работать без госрегистрации,— адекватная реакция на работу в условиях авторитаризма. За последние шесть лет государство зачистило поле гражданской активности среди зарегистрированных НКО, но у него отсутствуют эффективные механизмы контроля деятельности незарегистрированных организаций»,— говорит он. Эксперт напомнил, что, например, в Санкт-Петербурге в 2014 году прокуратура по заявлению одного из депутатов заксобрания проводила проверку незарегистрированного Фонда Иофе, который осуществлял проекты в области сохранения исторической памяти о репрессированных после признания центра «Мемориал» «иностранным агентом». В 2012 году был создан Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие, который не стал регистрироваться в госреестре, но проводит публичные акции, а незарегистрированное движение «Весна», например, проводило акцию на мосту Кадырова накануне рассмотрения Конституционным судом дела о чечено-ингушской границе.

Общественная палата подготовила доклад о состоянии гражданского общества

Адвокат Иван Павлов отмечает, что сам закон «Об общественных объединениях» — несовременный. «Общество научилось справляться без официального статуса, чтобы реализовать без регистрации некоммерческие инициативы, которые государству не нравятся,— сказал он “Ъ”. «Это, конечно, продолжение закручивания гаек. Объединения защиты прав потребителей или борцов с точечной застройкой и мусорными полигонами функционируют без госрегистрации, реализуя ст. 31 Конституции»,— говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Юрист Московской Хельсинкской группы Александр Передрук считает, что «в группе риска» окажутся в том числе религиозные группы, а за введением нового реестра последует распространение на незарегистрированные НКО закона об «иностранных агентах». Юридический директор «Мемориала» Кирилл Коротеев не исключает, что неисполнение новых требований может повлечь дополнительные меры — например, штрафы за неуведомление об отсутствии юрлица: «Это позволит госорганам зарабатывать отчетность на группах любителей обсудить Толстого за пятничным чаем».

ВЫ УЗНАЕТЕ

– сложные вопросы составления отчетности за 2020 г. и все изменения 2021 г. для НКО;

– какие меры господдержки предусмотрены для НКО;

– специфику учета деятельности фондов, некоммерческих партнерств, общественных, религиозных и благотворительных организаций, АНО, частных учреждений, союзов, ассоциаций, СРО и др. форм некоммерческих организаций;

– как правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет;

– какие специальные счета, проводки и отчетность должна использовать некоммерческая организация;

– в каких случаях НКО платит налог на прибыль и НДС;

– можно ли перейти на УСН;

– что изменилось в расчете страховых взносов, командировочных, больничных и отпускных.

КОГО МЫ ЖДЕМ НА СЕМИНАР

Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, специалистов финансовых и бухгалтерских служб, аудиторов, кадровых работников.

Шаг 2. Передача документов на регистрацию

Уполномоченным органом по регистрации НКО выступает Министерство юстиции РФ. Согласно Административному регламенту предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 № 455, решение о регистрации НКО могут приниматься либо Центральным аппаратом Минюста России, либо его территориальными органами в зависимости от вида НКО.

Так, Центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные отделения на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями; иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Сроки при регистрации

Важно не пропустить трехмесячный срок для подачи документов на регистрацию с момента принятия решения о создании НКО. Таким образом, пошаговая инструкция открытия НКО в качестве второго шага называет подачу документов в Минюст с соблюдением указанного срока.

С момента подачи документов в Министерство юстиции РФ в зависимости от вида НКО следует ориентироваться на следующие максимальные сроки принятия решения:

  • 33 дня — в отношении общественных объединений;
  • 30 дней — политических партий;
  • один месяц и три дня или шесть месяцев и три дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций;
  • 17 рабочих дней — иных НО.

Сроки принятия решения могут приостанавливаться.

После принятия решения о регистрации Минюст России направляет в регистрирующий орган (инспекцию по налогам и сборам) документы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Регистрирующему органу Регламентом отведен срок не более чем пять рабочих дней на внесение записи в ЕГРЮЛ о регистрации. В срок не позднее следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ регистрирующий орган сообщает о данном факте Минюст России.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector