4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неразгаданная тайна святой девы Иулиании, княжны Ольшанской

Содержание

Праведная Иулиани ́ я Ольшанская, Печерская, княжна, дева

Дни памяти

23 октября – Собор Волынских святых

20 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

3 июля (переходящая) – Собор Белорусских святых

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Житие

По­сле при­со­еди­не­ния Ки­е­ва к Лит­ве в го­ро­де пра­ви­ла се­мья кня­зей Оль­шан­ских. В се­ре­дине XVI ве­ка у од­но­го из них – кня­зя Юрия Дуб­ро­виц­ко­го-Оль­шан­ско­го – умер­ла дочь Иули­а­ния. Она скон­ча­лась дев­ствен­ни­цей на 16-м го­ду жиз­ни. Отец ее был бла­го­тво­ри­те­лем Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, и по­то­му те­ло княж­ны по­греб­ли близ Ве­ли­кой Лавр­ской церк­ви.

В на­ча­ле XVII ве­ка при Пе­чер­ском ар­хи­манд­ри­те Ели­сее Пле­те­нец­ком (1599–1624) во вре­мя ко­па­ния мо­ги­лы на­шли гроб с нетлен­ным те­лом де­вуш­ки. На се­реб­ря­ной до­щеч­ке гро­ба бы­ла над­пись: «Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская, скон­чав­ша­я­ся на 16-м го­ду». Княж­на ле­жа­ла в гро­бу как жи­вая, в бе­лом пла­тье, об­ши­том зо­ло­том, со мно­же­ством дра­го­цен­ных укра­ше­ний. Те­ло ее пе­ре­нес­ли в Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь.

В XVII ве­ке свя­тая Иули­а­ния яви­лась Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле и упрек­ну­ла его за ма­ло­ве­рие и небре­же­ние к ее мо­щам. По­сле это­го мит­ро­по­лит по­ве­лел по­ло­жить мо­щи свя­той в дра­го­цен­ную ра­ку с над­пи­сью: «По во­ле Твор­ца Неба и зем­ли жи­вет по вся ле­та Юли­а­ния, по­мощ­ни­ца и ве­ли­кая в Небе за­ступ­ни­ца. Здесь ко­сти – вра­чев­ство про­тив всех стра­да­ний. Рай­ские се­ле­ния со­бой укра­ша­ешь, Юли­а­ния, как цве­ток пре­крас­ный». У ра­ки мо­щей свя­той Иули­а­нии со­вер­ша­лось мно­же­ство чу­дес и бла­го­дат­ных ис­це­ле­ний. Был при этом слу­чай, ко­гда про­брав­ший­ся в цер­ковь вор украл с ее мо­щей дра­го­цен­ное коль­цо, но ед­ва он вы­шел из две­рей хра­ма, за­кри­чал страш­ным го­ло­сом и упал мерт­вым.

Од­на­жды свя­тая де­ва Иули­а­ния яви­лась игу­ме­ну Ки­ев­ско­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря и ска­за­ла ему: «Я – Иули­а­ния, мо­щи ко­то­рой ле­жат в Пе­чер­ской церк­ви. Ты же счи­та­ешь мои мо­щи ни­чем. Ра­ди это­го Гос­подь по­сы­ла­ет те­бе зна­ме­ние, чтобы ты по­нял, что я Гос­по­дом Бо­гом при­чте­на к свя­тым де­вам, уго­див­шим Ему». С тех пор по­чи­та­ние свя­той Иули­а­нии еще бо­лее уве­ли­чи­лось.

В 1718 го­ду мо­щи свя­той го­ре­ли при по­жа­ре в церк­ви. Остан­ки их бы­ли по­ло­же­ны в но­вую ра­ку и по­став­ле­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свя­тая пра­вед­ная де­ва Иули­а­ния ста­ла вто­рой из свя­тых жен Ру­си, удо­сто­ив­ших­ся быть по­гре­бен­ны­ми в Лавр­ских пе­ще­рах. На ико­нах свя­тая Иули­а­ния изо­бра­жа­ет­ся в со­бо­ре свя­тых от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Свя­тая Иули­а­ния – пер­вая по­мощ­ни­ца рус­ским жен­щи­нам в ис­це­ле­нии бо­лез­ней ду­ши. Она пред­ста­тель­ству­ет за них вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми рус­ской зем­ли пред Пре­чи­стой Ма­те­рью Гос­по­да и вме­сте с Нею – пред Пре­сто­лом Свя­той Тро­и­цы. По­мо­лим­ся же свя­той пра­вед­ной де­ве Иули­а­нии, княжне Оль­шан­ской, о ее зем­ных сест­рах – жен­щи­нах Рос­сии, чтобы по­мог­ла она ис­це­ле­нию их душ, по­мог­ла об­ре­сти ра­дость ду­хов­ную и уте­ше­ние.

Богослужения

Молитвы

Тропарь праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 8

Я́ко непоро́чная неве́ста Нетле́ннаго Жениха́ Христа́,/ пра́ведная де́во Иулиани́е,/ с све́тлою свеще́ю до́брых дел вошла́ еси́ в черто́г Его́ Небе́сный/ и та́мо со святы́ми блаже́нства ве́чнаго наслажда́ешися./ Те́мже моли́, Его́же возлюби́ла еси́/ и Ему́же де́вство твое́ обручи́ла еси́,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Как непорочная невеста Нетленного Жениха Христа, праведная дева Иулиания, с яркою свечой добрых дел вошла ты в чертог Его Небесный и там со святыми наслаждаешься вечным блаженством. Потому моли, Кого ты возлюбила и Ему же девство свое обручила, о спасении душ наших.

Ин тропарь праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 2

Де́вства добро́тами преочище́на/ и целому́дрия цветы́ венча́вшися,/ Богоблаже́нная де́во Иулиани́е,/ яви́лася еси́ ми́ру в нетле́ннем телеси́ твое́м,/ исто́чник исцеле́ний и даро́в духо́вных подаю́щи всем к тебе́ притека́ющим,/ и ны́не, я́ко свеща́ те́плая, благода́ти еле́ем возжже́нная,/ предстоя́щи Престо́лу Го́спода и Жениха́ твоего́ Небе́снаго,/ Того́ моли́, де́во чи́стая,/ изба́вити нас от вся́каго зла,// чту́щих па́мять твою́ ве́рою и любо́вию.

Перевод: Девства красотою совершенно очищена и целомудрия цветами увенчана, Богоблаженная дева Иулиания, явилась ты миру в нетленном теле твоем, источник исцелений и даров духовных подавая всем к тебе обращающимся, и сейчас, как горячая свеча зажженная елеем благодати, предстоя Престолу Господа и Жениха твоего Небесного, моли Его, дева чистая, об избавлении нашем от всякого зла, почитающих память твою с верой и любовью.

Кондак праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 8

Храм Бо́жий одушевле́нный,/ де́вственною чистото́ю благоукра́шенный,/ ве́мы тя, свята́я и пра́ведная де́во, княжно́ Иулиани́е,/ те́мже, с лю́бовию пра́зднующе/ святы́х твои́х моще́й обре́тение, мо́лим тя,/ изве́стная жела́ний на́ших хода́таице:/ принеси́ за нас моли́твы твоя́ ко Го́споду/ и от вся́ких бед свобожда́й нас/ предста́тельством твои́м у Престо́ла Всевы́шняго, да зове́м ти:// ра́дуйся, де́во свята́я Иулиани́е, неве́сто Христо́ва прекра́сная.

Перевод: Как храм Божий одушевленный, девственной чистотой великолепно украшенный, знаем тебя, святая и праведная дева, княжна Иулиания, потому с любовью празднуя святых твоих мощей обретение, молим тебя, постоянная наших желаний посредница: «Принеси о нас молитвы твои ко Господу и от всяких нас бед освободи представительством твоим у Престола Всевышнего», да взываем к тебе: «Радуйся, дева святая Иулиания, невеста Христова прекрасная».

Ин кондак праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской , глас 8

Приво́дим Ти, о Всеще́дре, Иулиани́ю,/ присносветя́щую свещу́, еле́ем благода́ти обдержи́мую,/ немощны́м цельбу́./ Ея́же моли́твами от вся́каго зла свободи́ нас и спаси́ всех,// и́же Тя с поклоне́нием велича́ют.

Перевод: Представляем Тебе, о Всещедрый, Иулианию, всегда светящую свечу, елеем благодати объятую, для немощных исцеление. Ее же молитвами от всякого зла освободи нас и спаси всех, кто Тебя с поклонением прославляет.

Молитва праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской

О, свята́я пра́ведная де́во Иулиани́е, княжно́ Ольша́нская, помо́щнице всем жа́ждущим спасе́ния и исцеле́ния от боле́зней душ и теле́с, принеси́ моли́твы ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́ и Пречи́стей Его́ Ма́тери и Присноде́ве Мари́и за вся наро́ды Вели́кия, Ма́лыя и Бе́лыя Росси́и. Умоли́ Спаса́ на́шего, да обратя́тся вси лю́дие к ве́ре Правосла́вней, да укрепя́т любо́вь взаи́мную и духо́вное еди́нство. Ты, му́драя де́во, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жия в себе́ показа́вшая и в со́мне святы́х Пече́рских просла́вленная, укрепи́ испове́дников ве́ры Правосла́вныя, пода́ждь им тве́рдость и му́жество, обрати́ заблу́дших к покая́нию и исправле́нию, сохрани́ всю страну́ на́шу от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, междоусо́бныя бра́ни и от всех враго́в ви́димых и неви́димых. О, свята́я а́гнице Бо́жия, я́ко име́яй дар мно́зи боле́зни цели́ти и от ко́зней враго́в огражда́ти, исцели́ у́бо на́ша страсти́ душе́вныя и облегчи́ тя́жкия боле́зни теле́сныя, отра́ду в скорбе́х да́руй и изба́ви нас от вся́ких бед и напа́стей. При́зри на вся предстоя́щия честны́м твои́м моще́м и прося́щия твоея́ по́мощи се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным, да принесе́м во всем житии́ на́шем плоды́ духо́вныя: любо́вь, бла́гость, милосе́рдие, ве́ру, кро́тость, воздержа́ние, да сподо́бимся жи́зни ве́чныя и да любо́вию твое́ю огражда́еми пое́м просла́вльшему тя Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва и честь со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аудиокниги и фильмы

Патерик Печерский, или Отечник.

«Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно.

Православная Жизнь

Среди множества мощей святых Божьих угодников, которые покоятся в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, находятся также нетленные останки святой девы Иулиании Ольшанской. Ее Православная Церковь чтит 19 июля.

У некоторых паломников, посещающих обитель, факт присутствия мощей юной девы в мужском монастыре, известном своими суровыми мужами-аскетами и подвижниками, вызывает удивление. Однако в этом нет ничего необычного, потому что святость – это то состояние, которое не знает ни возраста, ни пола, ни национальности. Ведь, как писал апостол Павел в Послании к Галатам (3: 27–29), во Христе нет никаких различий. А блаженный Иероним Стридонский в толковании на это апостольское послание отмечал: «Если кто однажды облачился во Христа и, ввергнутый в пламя, загорелся огнем Святого Духа, то непонятно будет, есть ли он золото или серебро. Пока жар таким образом охватывает все вещество, заметен бывает один лишь огненный блеск, и всякое различие рода и телесных особенностей сокрыто этого рода облачением».

В течение года Православная Церковь не единожды поминает разных праведных славных дев, достигших святости различными путями. Среди них есть мученицы и подвижницы, молитвенницы и исповедницы, есть те, которые были известны своими особыми прижизненными дарами и чудотворением. Ничего из перечисленного не упоминается в житии святой Иулиании Ольшанской, ее еще называют Печерской. Но было, по-видимому, в душе и сердце этой целомудренной, чистой и светлой девушки нечто такое, сокрытое от посторонних глаз и ведомое только Богу, что Он сохранил и прославил в нетлении ее тело. Впрочем, чудеса были, но начались они лишь после удивительного обретения мощей, когда окружающим открылась святость умершей юной праведницы.

С личностью самой княжны связано очень много загадок и тайн, которые не удалось раскрыть до сих пор. Практически ничего точно неизвестно ни о дате ее рождения и времени жизни, ни о том, почему она так рано умерла. Единственным неоспоримым фактом является лишь то, что святая Иулиания происходила из древнего знатного рода князей Ольшанских, – они определенное время были литовскими наместниками в Киеве. Особое влияние и высокий статус фамилия приобрела благодаря женщинам рода, вступавшим в браки с представителями польской, литовской и русской правящих династий. Софья Ольшанская (1405–1461) была женой польского короля Владислава II Ягайло и стала родоначальницей европейской династии Ягеллонов. Еще одну Софью (1371–1453) – дочь Иулиании Ольшанской и Великого князя литовского Витовта – выдали замуж за Великого князя московского Василия I (1371–1425), старшего сына Димитрия Донского, после смерти которого из-за малолетства наследника она управляла Московским княжеством по завещанию супруга.

Есть предположение, что отцом праведной девы был Георгий Иванович Дубровицкий-Ольшанский (1480–1536) – известный государственный деятель Великого княжества Литовского, неоднократно участвовавший в военных операциях против татар. Именно его имя было указано на дощечке гроба, в котором первоначально покоилось тело святой. В одном из древних синодиков князь Георгий Ольшанский упоминается как благотворитель Киево-Печерской обители. Отец князя Георгия, Иван Юрьевич, был личностью весьма именитой. Он принимал участие в заговоре против литовского правителя Казимира IV с целью отсоединения восточных земель княжества и перехода в подданство к Великому князю московскому Иоанну III. Его казнили в 1481 г. Но существуют и иные точки зрения. Отцом княжны вполне мог оказаться князь Георгий Семенович Ольшанский, который жил на полвека раньше и тоже имел дочь по имени Иулиания. Преосв. Филарет Черниговский (Гумилевский) в своем труде о русских святых высказал догадку, что кончина праведной девы последовала никак не позже 1540 года, так как та часть церкви, у которой осуществили ее погребение, была обустроена только в начале XV века.

Святая Иулиания Печерская умерла на 16-м году жизни. Об этом свидетельствовала надпись на найденной дощечке. Поскольку князь Георгий был меценатом и оказывал постоянную помощь монастырю, то его юную невинную дочь похоронили в подвенечном наряде возле придела св. Иоанна Богослова Великой соборной церкви. Стоит заметить, что к концу XVI столетия род князей Ольшанских за отсутствием наследников по мужской линии практически угас. И, скорее всего, за могилой праведной Иулиании не было кому ухаживать и она очень быстро оказалась полностью заброшенной. Однако святая дева была позабыта людьми, но не Богом. В самом начале XVII века при архимандрите Киево-Печерской Лавры Елисее Плетенецком (+1624) в том месте, где была захоронена святая, возникла необходимость выкопать могилу для некой девственницы, которую родители пожелали упокоить на территории монастыря. Вот тогда-то копавшие и наткнулись на надгробный камень с гербом князей Ольшанских, под ним находилось захоронение. При вскрытии гроба обнаружилось, что тело девушки было совсем не затронуто тлением. Она лежала как живая, с прекрасным белым лицом и имела вид уснувшего человека. Одежда ее и дорогие украшение выглядели совсем новыми. Святые мощи юной княжны были перенесены в церковь и поставлены в углу.

Читать еще:  Празднование Великого Крещения пройдет в Фанпарке `Бобровый лог`

Согласно сказанию о праведной деве Иулиании, в 1617 году один посетитель, прибывший в монастырь, изъявил желание поклониться мощам святой княжны, которые для него и открыли. Однако, как оказалось, на самом деле этого «паломника» интересовали вовсе не мощи праведницы, а ее драгоценности. Снявши тайком дорогой перстень с руки княжны, он вышел за порог церкви, где с ним сразу же случился припадок беснования, закончившийся смертельным исходом. В это время в обители находился благоверный муж Варфоломей, знавший злодея. Он рассказал, что умерший был еретиком-социнианином. Когда вора обыскали, то нашли при нем перстень, и тут сразу же всем стала ясной истинная причина его интереса к мощам святой княжны.

В 1667 году игумен Киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Сафонович имел видение, в котором ему явилась Божья угодница Иулиания в окружении других святых дев. Она стала укорять его в том, что он имеет нерадение к ее мощам и сомневается в ее святости. С тех пор игумен Феодосий при каждом своем посещении Печерской Лавры непременно благоговейно и смиренно прикладывался к нетленным мощам святой Иулиании. Праведная княжна была канонизирована при святителе Петре Могиле, которого она тоже однажды посетила в видении, когда он был еще архимандритом Печерской обители. После этого посещения мощи одели в новое одеяние, обустроили другую раку и торжественно под праздничное пение и благодарственные молитвы перенесли в лучшее место. В житии упоминается, что с тех пор почитание Божьей угодницы увеличилось и начали происходить исцеления. Было замечено, что чаще всего помощь получали люди, страдающие душевными расстройствами.

В 1718 году в лаврской церкви случился большой пожар. Мощи святой праведной Иулиании значительно пострадали. Их останки положили в новую раку и поставили в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры, где они покоятся и доныне под благодатным покровом Пречистой Богородицы.

Житие святой Иулиании, княжны Ольшанской – это еще один пример для всех нас, который свидетельствует о том, что святость бывает разная. Божья угодница Иулиания достигла ее, стяжав смирение и любовь ко Христу тихим и неприметным образом за такую короткую жизнь. Мы не знаем, какими добродетелями обладала юная дева, но они, безусловно, были, если Господь удостоил ее святости и дал ей посмертный дар помогать людям и утешать страждущих. На иконах святую Иулианию изображают в сонме преподобных отцов Киево-Печерских. Так удел Божьей Матери стал вечным уделом и для праведной девы, которую Небесный Жених призвал к себе еще в расцвете лет:

В твой лик гляжу с благоговеньем,
Святая дева, чистый цвет.
Свое любимое творенье
Господь призвал в расцвете лет.
Ушла без слез, упреков дерзких,
Оплаканная женихом,
Под сень обители Печерской,
Под Богородицы Покров.

Эти короткие строки из стихотворения христианской поэтессы и публициста Т. Лазаренко, посвященного святой Иулиании, княжне Ольшанской, чудесным образом передают историю ее непродолжительного земного пребывания, овеянного тайной, которая откроется только в вечности.

Валентина Новикова (Чернышева)

Иулиания Ольшанская

Русская православная церковь чтит не только память святых — подвижников христианской веры, но также в истории православия есть примеры почитания простых женщин, отличавшихся при жизни особой любовью и добродетелью к окружающим. Одна из таких святых — Иулиания Ольшанская.

Жизнеописание

О Святой Иулиании известно довольно мало, более того — фигура этой женщины одна из самых загадочных в православии. Известно, что умерла она в возрасте 16 лет, будучи незамужней, но сохранившей чистоту. Причина же смерти Иулиании так и остается неизвестной, равно как и то, отчего обнаруженные в начала 17 века неподалеку от Киевской Лавры останки молодой княжны, оставались нетленными. Почему Богом была избрана эта скромная, даже незаметная дева?

Происхождение и рождение

Родом Иулиания происходила из старинного рода Ольшанских (Гольшанских). В те времена Киев был частью Литовского княжества и правили им князья Ольшанские, среди которых был и отец Иулиании — Григорий. О нем известно немногое, к примеру то, что он с большим усердием высказывал покровительство Киево-Печерской лавре и человеком был набожным.

Именно в такой православной семье и родилась девочка, которую по традиции своего рода назвали Иулианией. С раннего детства Иулианию окружали монахи и священники, от которых она по крупицам вбирала в себя понятие о христианских добродетелях и любви к Господу в целом.

Еще о прославленных в православии женщинах:

Однако, несмотря на короткую, но праведную жизнь, по мнению некоторых авторов, Иулиании не удалось избежать так называемого «проклятья рода Гольшанских», связанного с тем, что уже к окончанию 16 века не осталось ни одного потомка этого поистине знатного рода.

Интересно! Многие женщины этого рода, если и умирали в старчестве, но, увы, оставались при жизни бездетными. По одному из предположений такая же участь постигла и Иулианию.

В 16 веке большинство девушек выходили замуж довольно рано и в 16 лет были уже взрослыми женщинами, имеющими детей. Историки православия так и не разгадали загадку — почему же молодая красивая княжна Ольшанская, дожив до времени, когда девушка считалась «на выданье» осталась не просватанной?

Иулиания Ольшанская умерла примерно в середине 16 века, но ее тело было обнаружено только лишь в начале 17 века при архимандрите Елисее Плетенецком. К сожалению, случившийся в одной из церквей Киево-Печерской лавры 1718 году пожар уничтожил святые мощи Девы Иулиании, а останки от них служители, переложив в раку, поставили их в пещерах, где некогда жили монахи-отшельники.

Спустя некоторое время архимандрит Киевский Петр стал часто видеть во сне святую, которая упрекала его в отсутствии должного внимания к ее гробу и потому велела выполнить для мощей новую раку, как и было решено сделать.

Мощи и почитание

«Спящая княжна» — именно такое имя дали Иулиании Ольшанской копатели, обнаружившие ее останки, и открывшие гроб корысти ради. Они удивились небывалой красоте девушки и ее весьма странному виду — несмотря на то, что княжеское облачение ее от прикосновений и света вмиг рассыпалось в прах, но сама она выглядела как живая.

Святую Деву Иулианию почитают в православии как исцелительницу женских душ и избавительницу от печалей. Считается, что она выступает заступницей всех женщин перед Девой Марией и Господом Богом.

На иконах традиционно Иулианию Ольшанскую изображают среди святых отцов Киево-Печерской лавры. Стоит заметить, что именно эта святая вторая из женщин, кои погребены в пещерах Киево-Печерской обители.

Внимание! Небольшая часть мощей святой имеется в Кафедральном житомирском храме, а также в церкви, находящейся в Гольшанах.

Чудеса и прославление

С именем Иулиании связаны многие рассказы об исцелении от разного рода болезней.

В церковном архиве сохранилась заметка о происшествии, случившемся в 1617 году, повествующая о другом чуде, сотворенном святой непорочной девой. Явился однажды в Успенский храм один еретик и приказал священнику открыть гробницу Иулиании, а затем, похитив ценности, погребенные вместе с останками, поспешил выйти из храма.

Но едва ли дойдя до дверей, мужчина упал замертво, а в руке у него оказался перстень святой княжны Ольшанской.

Экспресс Новости

Архив газеты 2004-2010

ЗАГАДКА СВЯТОЙ ИУЛИАНИИ

Если бы церковь занималась глубокими историческими изысканиями, она бы, наверное, признала: княжна Ольшанская, Иулиания – одна из самых загадочных персон. Всего в Беларуси только четыре женщины причислены к сонму украшающих райские селенья святых. Обо всех хоть что-то да известно. Об Иулиании – практически ничего.

В начале XVII века близ Великой Лаврской церкви в Киеве копали очередную могилу. И наткнулись на забытую всеми гробницу. Табличка, прикрепленная к гробу, гласила: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девою на шестнадцатом году от рождения». Венчал табличку родовой герб Ольшанских.

История не сохранила объяснения тому, почему гробницу решили вскрыть. Хотя, скорее всего, копатели могил просто решили полюбопытствовать, нет ли украшений на княжеских костях. Вскрыли и, наверное, обмерли. Княжна лежала в гробу, как живая, даже румянец играл на щеках. Была она в белом платье, обшитом золотом, на шее и руках блестели драгоценности, надо лбом сиял золотой венец с жемчугом.

Не удержался один из копателей – дотронулся до края одежды. И шелка рассыпались в прах.
Архимандрит Елисей Плетенецкий оказался к чуду спящей девы чуток: приказал одеть ее в новые одежды и положить в Успенском храме.

ОТКУДА ИУЛИАНИЯ

Все, что известно о девушке, так это то, что скончалась она в шестнадцать лет, не познав мужчину. В то время отдавали дочерей замуж рано, в шестнадцать девушка была уж совсем на выданье. Отчего же не нашли ей мужа? И отчего она умерла? Это, похоже, навсегда останется тайной.

Тайной остался и отец ее, Григорий (Юрий) Ольшанский. Известно, что после присоединения Киева к Великому княжеству Литовскому в городе правила семья князей Ольшанских (Гольшанских). Что Григорий покровительствовал Киево-Печерской лавре.
Нужно вспомнить, что происходило в годы, когда Иулиания жила и пока тело ее покоилось под землей.

Киевская печора в годы детства маленькой Иулиании была активнейшим центром богословской мысли. Во вручную вырытых пещерах затворничали старцы, в монастыре писались мудрые книги.

В 1569 году ВКЛ и польские земли объединились в единое государство – Речь Посполитую. Активно проводятся аграрные реформы, интенсивно развиваются города, городские ремесла, торговля. Реформация дает развиваться религиозным концепциям, существует религиозная толерантность. Теперь православные историки пишут – началось насаждение католичества среди киевского населения. Так это или нет, но определенно православные не оказались достаточно толерантными. Тем более, что к концу XVI века православная церковь Великого княжества Литовского признает верховенство Папы Римского (Брестская церковная уния). Начались бунты, укрепляемые идеей православия.

Видимо, росла Иулиания в семье истинно православной, не желавшей мириться с новой политикой государства и наступающими религиозными веяниями.
Дочь Григория Ольшанского Иулиания умерла где-то в середине XVI века. Нашли ее в начале XVII. Через 40-60 лет. Как за такой короткий срок великий род Ольшанских мог забыть про свою могилу, да еще так, чтобы на нее наткнулись случайно, копая яму для нового покойника?
Да, Гольшанские были знамениты. Но…

ПРОКЛЯТЬЕ ГОЛЬШАНСКИХ

В XIII веке жил князь Гольша – основатель рода. Гольша в переводе с древнеславянского может означать Златославный. Многие из рода прославились в веках. Род был богатым и влиятельным, мужчины занимали важные государственные должности, их подписи стояли на важнейших дипломатических актах того времени.

Сумели «заявить» о себе и женщины. Иулиания (любили в роду это имя) Ольшанская стала женой великого князя литовского Витовта, в православии Александра.
Их дочь Софья – женой Василия II Темного, внука Дмитрия Донского. Она фактически правила Московским государством, была матерью Ивана III, бабушкой Василия III и прабабушкой Ивана Грозного.

После него Ольшанские не были родственниками русских великих князей или царей. Но породнились с Курбскими, Трубецкими, Милославскими, Бельскими и другими древними родами.
Софья Гольшанская, шестнадцати лет от роду, вышла замуж за польского короля Ягайло и стала королевой. Более того, она родила разменявшему восьмой десяток лет князю троих сыновей и таким образом стала основательницей династии Ягеллонов.
Однако к середине XVI века род Гольшанских угасает.

Последний князь – Семен – умер, не оставив наследника, и земли рода были поделены между шестью его сестрами. Гордая фамилия растворилась в веках. Некому было ухаживать за могилой Иулиании.
От древнего могучего рода остались развалины замка Ольшанского, замок в Украине, да множество Ольшан и Ольшанок.

Читать еще:  Референдум по запрету строительства минаретов может быть проведен еще в двух странах

Сейчас Ольшанских, Гольшанских, Альшанских можно найти на всех континентах. Говорят на многих языках. Но среди них нет ни одного настоящего князя.
Кровь, переданная княжнами, осталась. Фамилия – нет. Нынешние Ольшанские, скорее всего, получили фамилии по названию места рождения предков…

АССОЦИАЦИЯ ОЛЬШАНСКИХ

В интернете существует сайт «Ассоциации Ольшанских». Три человека, его создавшие, три Ольшанских, считают, что над Ольшанскими довлеет какое-то родовое проклятье: «Всех правителей верноподданные проклинали и проклинают, но так, чтобы пятьсот лет не было от какого-то рода ни слуху, ни духу – редкость, и опять же – тайна. Разве что в реестре Запорожского войска в 1649 году упоминается некий Ольшанский…»
Впрочем, члены ассоциации надеются, что, возможно, именно в их жилах есть кровь великого рода.

«Для выяснения, кто из Ольшанских голубых кровей, не нужна ассоциация. Достаточно сравнить ДНК с ДНК Св. Иулиании, если, разумеется, это не святотатство. » – пишут Ольшанские на своем сайте.
У святой Иулиании могли быть братья и сестры. Значит, в ком-то и сейчас течет капля ее крови.

КАК ИУЛИАНИЮ ПРИЗНАЛИ СВЯТОЙ

Итак, найденную Иулианию за ее нетленность признали праведницей. Возможно, начались чудеса исцелений.
Поскольку доподлинно сохранился в церковной истории следующий эпизод.
В 1617 году некий еретик-арианин по имени Василий пришел в Успенскую церковь и просил екклесиарха Ливерия открыть ему гробницу праведной Иулиании.
Святотатец вышел с похищенным из храма. И упал у церковных дверей замертво. При осмотре тела нашли перстень святой девы. Василий посмел украсть его, прикрываясь религиозным чувством. Вот и постигла его кара небесная.
А потом Святая Иулиания в чудесном видении явилась архимандриту Петру Могиле (впоследствии митрополиту Киевскому) и укоряла его за небрежение к ее мощам.
Архимандрит заказал для тела новую гробницу. На гробнице святой тогда была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий. Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный».

Праведная Иулиания являлась также в числе многих святых дев игумену Златоверхого Киевского монастыря Феодосию. При этом она сказала игумену: «. Господь затем явил тебе это видение, чтобы ты узнал, что и я причтена Господом к святым девам, угодившим Ему».

При пожаре Успенской церкви в 1718 году святые мощи праведной Иулиании сгорели. Их останки были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. В 1889 году, по ходатайству архиепископа Волынского Модеста, часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор в Житомире.
Есть частица мощей и в церкви в Гольшанах.

КТО ОНА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ

Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен православной Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах.
На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.
Теперь она – первая помощница женщинам в исцелении болезней души. Она предстательствует за них вместе с другими святыми нашими пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею – пред Престолом Святой Троицы.
Она же – заступница невинных дев.

А если вдуматься, то становится даже как-то странно: жила на свете девочка, жила в хорошей семье. Любила Бога, молилась, поверяла ему свои самые сокровенные тайны. При жизни ее никто и не думал, что девочка – святая. Ни в каких чудесах и подвигах души не была замечена. Умерла. Похоронили. Нашли через несколько десятков лет в гробу спящего ребенка. А еще через десяток лет духовным отцам открылось: святая эта девочка. Святая Иулиания.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ТУРИЗМ (611)
  • Франция (57)
  • ИТАЛИЯ (50)
  • АВСТРИЯ (38)
  • ЧЕХИЯ (35)
  • Италияю Рим (33)
  • ГЕРМАНИЯ (32)
  • Страны (32)
  • ОАЭ (28)
  • ТАЙЛАНД (26)
  • ГРЕЦИЯ (24)
  • Франция, Замки (22)
  • ИЗРАИЛЬ (20)
  • ИСПАНИЯ (19)
  • ОСТРОВА (17)
  • НИДЕРЛАНДЫ (17)
  • ИНДОНЕЗИЯ (14)
  • ЕГИПЕТ (13)
  • ШВЕЙЦАРИЯ (9)
  • КИТАЙ (9)
  • ВЬЕТНАМ (8)
  • ИНДИЯ (8)
  • интересные факты и легенды (6)
  • ШРИ-ЛАНКА (6)
  • СЛОВЕНИЯ (6)
  • БЕЛЬГИЯ (6)
  • РОССИЯ (5)
  • ТУРЦИЯ (5)
  • ПОЛЬША (5)
  • РУМЫНИЯ (4)
  • ХОРВАТИЯ (4)
  • СЛОВАКИЯ (4)
  • Дания (3)
  • МАЛАЙЗИЯ (3)
  • МОНАКО (3)
  • ШОТЛАНДИЯ (3)
  • ВЕНГРИЯ (3)
  • КОМБИНИРОВАННЫЕ ТУРЫ (3)
  • ПОРТУГАЛИЯ (2)
  • ТУНИС (2)
  • ШВЕЦИЯ (2)
  • Города (2)
  • АМЕРИКА ( латинская) (1)
  • ЛИХТЕНШТЕЙН (1)
  • ПЕРУ (1)
  • КАМБОДЖА (1)
  • НОРВЕГИЯ (1)
  • ФИНЛЯНДИЯ (1)
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (1)
  • БОЛГАРИЯ (1)
  • ИОРДАНИЯ (1)
  • Полезные советы (472)
  • учимся работать на компе (99)
  • сад, огород (82)
  • рукоделие (48)
  • УРОКИ СТИЛЯ (46)
  • Интерьер для дома (44)
  • английский язык (35)
  • шитьё (34)
  • разные поделки (34)
  • советы для хозяйки (6)
  • советы для хозяина (3)
  • Вышивка (1)
  • РЕЦЕПТЫ (352)
  • Овощные блюда (123)
  • Дессерт (99)
  • ПОГРЕБОК (47)
  • мясные блюда (28)
  • праздничные блюда (18)
  • закуски (11)
  • рыбные блюда (9)
  • Напитки (8)
  • салаты (5)
  • Психология жизни (184)
  • психология отношений (23)
  • это интересно (21)
  • руководство к действию (17)
  • законы судьбы (17)
  • ПРИТЧИ (16)
  • дневник мудрых мыслей (11)
  • неопознанное (6)
  • законы вселенной (5)
  • цели и желания (5)
  • копаемся в себе (4)
  • Религия (3)
  • деньги и успех (1)
  • Секреты женской красоты (149)
  • красивые волосы (29)
  • Стройность (27)
  • уход за телом (18)
  • советы диетолога (12)
  • секреты молодости (12)
  • советы тренера (9)
  • Танцы (8)
  • рецепты здорового питания (4)
  • красивые руки (3)
  • исскуство (139)
  • МУЗЫКА (93)
  • Стихи (19)
  • картинная галлерея (15)
  • кино и артисты (6)
  • танцы (1)
  • Здоровье (105)
  • причины болезни (13)
  • болезни и их лечение (11)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (89)
  • МОЛИТВЫ (17)
  • святые (16)
  • Апостолы (14)
  • Православные Святыни (8)
  • Азы Православия (4)
  • песни (3)
  • МОНАСТЫРИ (3)
  • пророки (3)
  • Святые равноапостольные (2)
  • Иконы Божьей Матери (1)
  • УКРАИНА (80)
  • Кировоградщина (15)
  • Харьковщина (12)
  • КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ (11)
  • ЧЕРКАССКАЯ ОБЛАСТЬ (8)
  • ОДЕССА (4)
  • КРЫМ (4)
  • ПОЛТАВСКАЯ ОБЛАСТЬ (3)
  • житомирская область (1)
  • ИСТОРИЯ (69)
  • История Украины (38)
  • История древнего Мира (17)
  • История Славян (5)
  • ЛИЧНОСТИ (54)
  • правители (12)
  • артисты (12)
  • музыканты (6)
  • декабристы (1)
  • юмор (19)
  • УРОКИ СТИЛЯ (13)
  • мода (10)
  • ораторское искусство (3)

Музыка

  • Все (63)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ЗАГАДКА СВЯТОЙ ИУЛИАНИИ

Если бы церковь занималась глубокими историческими изысканиями, она бы, наверное, признала: княжна Ольшанская, Иулиания – одна из самых загадочных персон. Всего в Беларуси только четыре женщины причислены к сонму украшающих райские селенья святых. Обо всех хоть что-то да известно. Об Иулиании – практически ничего.

В начале XVII века близ Великой Лаврской церкви в Киеве копали очередную могилу. И наткнулись на забытую всеми гробницу. Табличка, прикрепленная к гробу, гласила: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девою на шестнадцатом году от рождения». Венчал табличку родовой герб Ольшанских.

История не сохранила объяснения тому, почему гробницу решили вскрыть. Хотя, скорее всего, копатели могил просто решили полюбопытствовать, нет ли украшений на княжеских костях. Вскрыли и, наверное, обмерли. Княжна лежала в гробу, как живая, даже румянец играл на щеках. Была она в белом платье, обшитом золотом, на шее и руках блестели драгоценности, надо лбом сиял золотой венец с жемчугом.

Не удержался один из копателей – дотронулся до края одежды. И шелка рассыпались в прах.

Архимандрит Елисей Плетенецкий оказался к чуду спящей девы чуток: приказал одеть ее в новые одежды и положить в Успенском храме.

ОТКУДА ИУЛИАНИЯ

Все, что известно о девушке, так это то, что скончалась она в шестнадцать лет, не познав мужчину. В то время отдавали дочерей замуж рано, в шестнадцать девушка была уж совсем на выданье. Отчего же не нашли ей мужа? И отчего она умерла? Это, похоже, навсегда останется тайной.

Тайной остался и отец ее, Григорий (Юрий) Ольшанский. Известно, что после присоединения Киева к Великому княжеству Литовскому в городе правила семья князей Ольшанских (Гольшанских). Что Григорий покровительствовал Киево-Печерской лавре.

Нужно вспомнить, что происходило в годы, когда Иулиания жила и пока тело ее покоилось под землей.

Киевская печора в годы детства маленькой Иулиании была активнейшим центром богословской мысли. Во вручную вырытых пещерах затворничали старцы, в монастыре писались мудрые книги.

В 1569 году ВКЛ и польские земли объединились в единое государство – Речь Посполитую. Активно проводятся аграрные реформы, интенсивно развиваются города, городские ремесла, торговля. Реформация дает развиваться религиозным концепциям, существует религиозная толерантность. Теперь православные историки пишут – началось насаждение католичества среди киевского населения. Так это или нет, но определенно православные не оказались достаточно толерантными. Тем более, что к концу XVI века православная церковь Великого княжества Литовского признает верховенство Папы Римского (Брестская церковная уния). Начались бунты, укрепляемые идеей православия.

Видимо, росла Иулиания в семье истинно православной, не желавшей мириться с новой политикой государства и наступающими религиозными веяниями.

Дочь Григория Ольшанского Иулиания умерла где-то в середине XVI века. Нашли ее в начале XVII. Через 40-60 лет. Как за такой короткий срок великий род Ольшанских мог забыть про свою могилу, да еще так, чтобы на нее наткнулись случайно, копая яму для нового покойника?

Да, Гольшанские были знамениты. Но…

ПРОКЛЯТЬЕ ГОЛЬШАНСКИХ

В XIII веке жил князь Гольша – основатель рода. Гольша в переводе с древнеславянского может означать Златославный. Многие из рода прославились в веках. Род был богатым и влиятельным, мужчины занимали важные государственные должности, их подписи стояли на важнейших дипломатических актах того времени.

Сумели «заявить» о себе и женщины. Иулиания (любили в роду это имя) Ольшанская стала женой великого князя литовского Витовта, в православии Александра.

Их дочь Софья – женой Василия II Темного, внука Дмитрия Донского. Она фактически правила Московским государством, была матерью Ивана III, бабушкой Василия III и прабабушкой Ивана Грозного.

После него Ольшанские не были родственниками русских великих князей или царей. Но породнились с Курбскими, Трубецкими, Милославскими, Бельскими и другими древними родами.

Софья Гольшанская, шестнадцати лет от роду, вышла замуж за польского короля Ягайло и стала королевой. Более того, она родила разменявшему восьмой десяток лет князю троих сыновей и таким образом стала основательницей династии Ягеллонов.

Однако к середине XVI века род Гольшанских угасает.

Последний князь – Семен – умер, не оставив наследника, и земли рода были поделены между шестью его сестрами. Гордая фамилия растворилась в веках. Некому было ухаживать за могилой Иулиании.

От древнего могучего рода остались развалины замка Ольшанского, замок в Украине, да множество Ольшан и Ольшанок.

Сейчас Ольшанских, Гольшанских, Альшанских можно найти на всех континентах. Говорят на многих языках. Но среди них нет ни одного настоящего князя.

Кровь, переданная княжнами, осталась. Фамилия – нет. Нынешние Ольшанские, скорее всего, получили фамилии по названию места рождения предков…

АССОЦИАЦИЯ ОЛЬШАНСКИХ

В интернете существует сайт «Ассоциации Ольшанских». Три человека, его создавшие, три Ольшанских, считают, что над Ольшанскими довлеет какое-то родовое проклятье: «Всех правителей верноподданные проклинали и проклинают, но так, чтобы пятьсот лет не было от какого-то рода ни слуху, ни духу – редкость, и опять же – тайна. Разве что в реестре Запорожского войска в 1649 году упоминается некий Ольшанский…»

Впрочем, члены ассоциации надеются, что, возможно, именно в их жилах есть кровь великого рода.

«Для выяснения, кто из Ольшанских голубых кровей, не нужна ассоциация. Достаточно сравнить ДНК с ДНК Св. Иулиании, если, разумеется, это не святотатство. » – пишут Ольшанские на своем сайте.

У святой Иулиании могли быть братья и сестры. Значит, в ком-то и сейчас течет капля ее крови.

КАК ИУЛИАНИЮ ПРИЗНАЛИ СВЯТОЙ

Итак, найденную Иулианию за ее нетленность признали праведницей. Возможно, начались чудеса исцелений.

Поскольку доподлинно сохранился в церковной истории следующий эпизод.

В 1617 году некий еретик-арианин по имени Василий пришел в Успенскую церковь и просил екклесиарха Ливерия открыть ему гробницу праведной Иулиании.

Святотатец вышел с похищенным из храма. И упал у церковных дверей замертво. При осмотре тела нашли перстень святой девы. Василий посмел украсть его, прикрываясь религиозным чувством. Вот и постигла его кара небесная.

А потом Святая Иулиания в чудесном видении явилась архимандриту Петру Могиле (впоследствии митрополиту Киевскому) и укоряла его за небрежение к ее мощам.

Архимандрит заказал для тела новую гробницу. На гробнице святой тогда была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий. Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный».

Читать еще:  Словарь всенощного бдения: шестопсалмие

Праведная Иулиания являлась также в числе многих святых дев игумену Златоверхого Киевского монастыря Феодосию. При этом она сказала игумену: «. Господь затем явил тебе это видение, чтобы ты узнал, что и я причтена Господом к святым девам, угодившим Ему».

При пожаре Успенской церкви в 1718 году святые мощи праведной Иулиании сгорели. Их останки были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. В 1889 году, по ходатайству архиепископа Волынского Модеста, часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор в Житомире.

Есть частица мощей и в церкви в Гольшанах.

КТО ОНА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ

Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен православной Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах.

На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.

Теперь она – первая помощница женщинам в исцелении болезней души. Она предстательствует за них вместе с другими святыми нашими пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею – пред Престолом Святой Троицы.

Она же – заступница невинных дев.

А если вдуматься, то становится даже как-то странно: жила на свете девочка, жила в хорошей семье. Любила Бога, молилась, поверяла ему свои самые сокровенные тайны. При жизни ее никто и не думал, что девочка – святая. Ни в каких чудесах и подвигах души не была замечена. Умерла. Похоронили. Нашли через несколько десятков лет в гробу спящего ребенка. А еще через десяток лет духовным отцам открылось: святая эта девочка. Святая Иулиания.

Святая Иулиания Ольшанская и белое платье

На позолоченной табличке ее гроба было написано: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Григория Ольшанского, преставившаяся девой, в лето от рождения своего 16-ое».

А в описании нетленных ее останков сказано: «На голове ее — девический золотой венец с бисерами»

Когда мне было 17, однажды ночью в нашу дверь позвонили. Родители открыли, там стояли два милиционера в штатском и сказали, что хотят допросить меня.

Оказалось, стандартная процедура, как теперь говорят в английских детективных сериальчиках. По горячим следам опрашивают всех, записанных в телефонную книгу жертвы. Жертвой была моя подружка, убитая этой же ночью на пороге своего подъезда.

Нет, убийц не нашли. Во всяком случае мне об этом неизвестно. Но дело в не в этом.

Она лежала в гробу, маленькая худенькая девушка в белом платье и фате, с сильно набеленным лицом, глупыми голубыми тенями и розовыми губами, очень не к месту нарисованными на мертвом лице. Потом старшие женщины рассказали нам, что по традиции невинных девушек хоронят в свадебном наряде. Невинных…

Почившую в середине XVI-го века княжну Ольшанскую тоже похоронили в свадебном наряде. В житии подробно описаны украшенные дорогим бисером богатые украшения и прекрасное белое лицо.

Княжна Иулиания Ольшанская была погребена близ Успенского собора Киево-Печерской Лавры, видимо потому, что ее отец был благотворителем обители. Считается, что она была дочерью Георгия (Григория) Ольшанского, или сестрой Ивана Юрьевича Ольшанского-Дубровицкого.

Свободные и раскрепощенны молодые люди обоего пола, опускают глаза и морщат носы, стоит только заговорить при них о чистоте и невинности.

О жизни ее ничего не известно, а по смерти она прославилась чудесами – являлась митрополиту Петру Могиле и просила позаботиться о ее мощах, от которых потом было, и есть по сей день, множество исцелений. Митрополит исполнил ее просьбу, мощи ее были помещены в драгоценную раку и поставлены в Великой Лаврской церкви для поклонения и помощи всем просящим. А после пожара перенесены в Ближние пещеры, где и покоятся до сих пор.

Все, что нам известно о княжне Иулиании – она была девушкой 16 лет, невинной.

Какая же драгоценная эта невинность! Сейчас как-то не принято об этом говорить. Свободные и раскрепощенные во всех, не всегда приличных, смыслах этого слова, молодые люди обоего пола, опускают глаза и морщат носы, стоит только заговорить при них о чистоте и невинности, о девственности. Они или посмеются над «сороколетними девственниками», или нападут, вооружившись «законами природы», которая «требует», приводя примеры из жизни животных, обвиняя вас в ретроградстве и закомплексованности.

Конечно, невинность, сама по себе не святость – клише «злая старая дева» тоже не из воздуха взялось. Мало сохранить чистоту телесную, надо еще приобрести чистоту мысли, сердца, доброту, простоту, кротость, любовь к Богу, смелость и отвагу защитить свою чистоту. Как святой Моисей Угрин, как еще одна святая княжна, так же и поныне пребывающая в пещерах Киево-Печерской Лавры – преподобная Ефросиния Полоцкая.

Конечно, невинность, сама по себе не святость – клише «злая старая дева» тоже не из воздуха взялось.

Да в каждом лике святых – и среди мучеников, и среди исповедников, и конечно, среди преподобных – как особую честь пишут в житии «девство ради Христа сохранил еси». На иконах Царицы Небесной всегда изображают на ее мафории три звезды девства – до, во время и после рождества Сына. Такое это великое чудо, прямо скажем – нечеловеческое, только Богу возможное – и такое ценное, что Он сохранил Матери Божией ее девство.

В ходе следствия, оказалось, что моя подруга, лежащая в гробу в белом платье, была не невинна, и скорее всего именно это довело ее до могилы, но о мертвых или хорошо, или ничего.

Рассказала это не для того, чтобы попугать. А просто очень-очень жаль, что мы, девочки, часто отдаем свое сокровище, в котором и чистота будущего брака, и честь будущего мужа, и наследство, и здоровье будущих детей – просто ни за что. «Все подружки уже, а я еще нет», «ну, он был хороший и мне нравился», «все говорят, надо попробовать», «ну я ж не какая-то там закомплексованная», «ой, 21 век на дворе!» и много еще в таком духе.

Один добрый священник сказал: «Если твой избранник не способен сохранить твою чистоту до брака, подумай, уважает ли он тебя, нужна ли ему ты, а не что-то, что есть и у тебя, и у всех остальных женщин?».

Особенно смешно и глупо, как по мне, выглядят современные феминистки, на каждом шагу кричащие об уважении и равноправии, и при этом не протестующие против только возростающего засилья разного рода рекламы, где женские прелести выставлены во всех подробностях. Как товар или как приманка. Присмотритесь – полуодетых мужчин на бигбордах гораздо меньше, чем женщин.

За что ж вы боретесь, милые? Чтобы вашими прелестями богатые дядьки рекламировали свои товары? Или чтобы платили за это больше?

Девочки всех возрастов, давайте будем уважать себя, свое достоинство и женское, и человеческое. Недаром же за честь женщины во все времена и во всех народах стояли на смерть и ее отцы, и братья, и рыцари. Потому, что честь женщины это святыня семьи, и сама она ее охранить не может. Слишком велики соблазны, слишком велики искушения, слишком большая цена.

Те же из нас, кто не сохранил ни чистоты телесной, ни чистоты помыслов – не будем унывать. Для таких тоже есть надежда и символ ее – святая Мария Египетская. За подвиг покаяния Господь силен вернуть девство души.

Есть у меня и другая подруга. Выбирали мы ей белое платье. Девушка она не молоденькая и всякое в жизни было. Но они с ее избранником решили все сделать правильно. Встречались как друзья несколько лет, избывали бывшие страсти, потом обручились как жених и невеста, и в чистоте дожили до дня свадьбы. И она надела это долгожданное белое платье честно и заслуженно, и я уверена, перед Богом ни одного пятна на нем не было, и ее избранник смело и прямо смотрел в глаза Богу, потому что сохранил невестину и их общую чистоту до самого венчания. Именно ведь чистота венчается золотыми венцами в браке.

Так, что Богу возможно все – даже сохранить девство во время рождества или подарить 90-летней старушке Саре сына. Было бы у нас желание просить и ценить такие дары.

Только в «жизни будущего века» мы узнаем, чем, кроме девства, Иулиания Ольшанская заслужила свою святость. А пока поклонимся ей с благодарностью за пример – сохранившей «золотой девичий венец», к которому Бог добавил и венец святости.

Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI)

По­сле при­со­еди­не­ния Ки­е­ва к Лит­ве в го­ро­де пра­ви­ла се­мья кня­зей Оль­шан­ских. В се­ре­дине XVI ве­ка у од­но­го из них – кня­зя Юрия Дуб­ро­виц­ко­го-Оль­шан­ско­го – умер­ла дочь Иули­а­ния. Она скон­ча­лась дев­ствен­ни­цей на 16-м го­ду жиз­ни. Отец ее был бла­го­тво­ри­те­лем Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, и по­то­му те­ло княж­ны по­греб­ли близ Ве­ли­кой Лавр­ской церк­ви.

В на­ча­ле XVII ве­ка при Пе­чер­ском ар­хи­манд­ри­те Ели­сее Пле­те­нец­ком (1599–1624) во вре­мя ко­па­ния мо­ги­лы на­шли гроб с нетлен­ным те­лом де­вуш­ки. На се­реб­ря­ной до­щеч­ке гро­ба бы­ла над­пись: «Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская, скон­чав­ша­я­ся на 16-м го­ду». Княж­на ле­жа­ла в гро­бу как жи­вая, в бе­лом пла­тье, об­ши­том зо­ло­том, со мно­же­ством дра­го­цен­ных укра­ше­ний. Те­ло ее пе­ре­нес­ли в Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь.

В XVII ве­ке свя­тая Иули­а­ния яви­лась Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле и упрек­ну­ла его за ма­ло­ве­рие и небре­же­ние к ее мо­щам. По­сле это­го мит­ро­по­лит по­ве­лел по­ло­жить мо­щи свя­той в дра­го­цен­ную ра­ку с над­пи­сью: «По во­ле Твор­ца Неба и зем­ли жи­вет по вся ле­та Юли­а­ния, по­мощ­ни­ца и ве­ли­кая в Небе за­ступ­ни­ца. Здесь ко­сти – вра­чев­ство про­тив всех стра­да­ний… Рай­ские се­ле­ния со­бой укра­ша­ешь, Юли­а­ния, как цве­ток пре­крас­ный». У ра­ки мо­щей свя­той Иули­а­нии со­вер­ша­лось мно­же­ство чу­дес и бла­го­дат­ных ис­це­ле­ний. Был при этом слу­чай, ко­гда про­брав­ший­ся в цер­ковь вор украл с ее мо­щей дра­го­цен­ное коль­цо, но ед­ва он вы­шел из две­рей хра­ма, за­кри­чал страш­ным го­ло­сом и упал мерт­вым.

Од­на­жды свя­тая де­ва Иули­а­ния яви­лась игу­ме­ну Ки­ев­ско­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря и ска­за­ла ему: «Я – Иули­а­ния, мо­щи ко­то­рой ле­жат в Пе­чер­ской церк­ви. Ты же счи­та­ешь мои мо­щи ни­чем. Ра­ди это­го Гос­подь по­сы­ла­ет те­бе зна­ме­ние, чтобы ты по­нял, что я Гос­по­дом Бо­гом при­чте­на к свя­тым де­вам, уго­див­шим Ему». С тех пор по­чи­та­ние свя­той Иули­а­нии еще бо­лее уве­ли­чи­лось.

В 1718 го­ду мо­щи свя­той го­ре­ли при по­жа­ре в церк­ви. Остан­ки их бы­ли по­ло­же­ны в но­вую ра­ку и по­став­ле­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свя­тая пра­вед­ная де­ва Иули­а­ния ста­ла вто­рой из свя­тых жен Ру­си, удо­сто­ив­ших­ся быть по­гре­бен­ны­ми в Лавр­ских пе­ще­рах. На ико­нах свя­тая Иули­а­ния изо­бра­жа­ет­ся в со­бо­ре свя­тых от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Свя­тая Иули­а­ния – пер­вая по­мощ­ни­ца рус­ским жен­щи­нам в ис­це­ле­нии бо­лез­ней ду­ши. Она пред­ста­тель­ству­ет за них вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми рус­ской зем­ли пред Пре­чи­стой Ма­те­рью Гос­по­да и вме­сте с Нею – пред Пре­сто­лом Свя­той Тро­и­цы. По­мо­лим­ся же свя­той пра­вед­ной де­ве Иули­а­нии, княжне Оль­шан­ской, о ее зем­ных сест­рах – жен­щи­нах Рос­сии, чтобы по­мог­ла она ис­це­ле­нию их душ, по­мог­ла об­ре­сти ра­дость ду­хов­ную и уте­ше­ние.

Тропарь праведной деве Иулиании Ольшанской, глас 8

Я ко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Егоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.

Тропарь праведной деве Иулиании Ольшанской, глас 2

Д евства добротами преочищена/ и целомудрия цветы венчавшися,/ Богоблаженная дево Иулиание,/ явилася еси миру в нетлением телеси твоем,/ источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим,/ и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная,/ предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго,/ Того моли, дево чистая,/ избавити нас от всякаго зла,/ чтущих память твою верою и любовию.

Кондак праведной деве Иулиании Ольшанской, глас 8

Х рам Божий одушевленный,/ девственною чистотою благоукрашенный,/ вемы тя, святая и праведная дево, княжно Иулиание,/ темже, с любовию празднующе/ святых твоих мощей обретение, молим тя,/ известная желаний наших ходатаице:/ принеси за нас молитвы твоя ко Господу/ и от всяких бед свобождай нас/ предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти:/ радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.

Кондак праведной деве Иулиании Ольшанской, глас 8

П риводим Ти, о Всещедре, Иулианию,/ присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую,/ немощным цельбу./ Еяже молитвами от всякаго зла свободи нас и спаси всех,/ иже Тя с поклонением величают.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector