0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несем ли мы ответственность за грехи предков?

Содержание

Родовой грех: дети отвечают за пороки родителей?

От своих родителей или родственников человек наследует не только черты лица и характера. К сожалению, нам передаются болезни и греховные наклонности близких. Но правда ли, что дети несут наказание за грехи отца и матери? Существует ли родовое проклятие?

Родовой грех — неприятный «дар» родителей

Каждый человек рождается со своей индивидуальной внешностью и чертами характера. Но тем не менее многое он наследует от родителей. Иногда дает о себе знать и влияние дальних родственников: например, от прадеда мальчику передался высокий рост или от прабабушки — дар рисования.

Кроме этого, все более похожими на наших отцов, матерей, дедов и бабушек делают нас навыки поведения. Они закладываются в результате воспитания. Хочет ребенок этого или нет, но он непроизвольно наследует взрослых.

К сожалению, от родителей детям могут передаваться и некоторые физические заболевания. Но, кроме них, человеку от его родственников достаются и другие, еще более неприятные наследственные «подарки» — вирус духовных недугов. В православии этот «подарок» принято называть родовым грехом. Что это значит? Разве дети должны отвечать за порочную жизнь родителей? Делать такой вывод не вполне корректно, поэтому попробуем найти верный ответ на этот вопрос и привести соответствующие примеры.

Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Наверняка каждому читателю известны примеры семей, в которых от алкоголизма страдают родители. Очень большая вероятность того, что дети, выросшие в таких условиях, тоже окажутся зависимыми от этой страсти.

Но это совсем не значит, что родившийся младенец обязательно вырастет алкоголиком.

Также и с родовым грехом. Он совсем не указывает на то, что за пороки родителей Бог накажет их потомство пьянством. Но сыновья и дочери в таких семьях имеют большую предрасположенность к греху алкоголизма. Тем не менее, не стоит признавать этих детей «безнадежными»: от самого человека зависит, преодолеет он порок или попадется на его удочку.

Но откуда тогда появилось мнение о том, что за грех родителей Бог наказывает детей? И какими аргументами можно переубедить людей, что это не так?

За проступки одного Бог наказывает род до шестого колена?

Камнем преткновения в понимании последствий родового греха стали слова из ветхозаветных книг. В Книге Исход подаются такие слова:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:5).

Те же мысли о родовом грехе звучат и во Второзаконии, Числах, книге пророка Исайи. Но уже пророк Иезекииль, известный предсказанием о рождении Мессии от Девы, указывает на то, что дети не отвечают за пороки родителей:

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19-20, 30).

И другой пророк, Иеремия, вносит ясность в вопрос понимания родового греха и ответственности чад за поступки родителей:

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29–30).

В Новом Завете Бог представляется не как Справедливый Судья, а как Милостивый и Любящий Господь.

О степени Божьей любви к человеку свидетельствует Голгофская жертва: за пороки каждого из нас бессмертный Бог распинается на кресте.

И разве этот любящий Бог может наказывать детей за проступки их родителей? Нет. Но как же тогда быть с последствиями родового греха? Ведь встречаются династии, где на протяжении нескольких поколений словно висит некое проклятие? Как это понимать?

Совсем не так, как предлагают вам колдуны и гадалки, готовые «снять родовое проклятие».

Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Вернемся к нашему примеру с семьей алкоголиков. От детей вирус страшного духовного недуга передается детям. Но если в тебе уже есть вирус, то возрастает вероятность заболеть.

Если дети не противятся соблазну выпить, а поддаются искушению, то они также становятся зависимыми. Их будущим сыновьям и дочерям будет еще сложнее остановить этот греховный ком, накатывающий с уже большей силой.

И если они с Божьей помощью, молитвой и Таинствами не излечатся от родового греха, то следующему поколению передадут еще большую склонность к духовной болезни.

Так может продолжаться на протяжении многих поколений, пока люди не осознают и честно не признаются себе в грехе алкоголизма: «Да, я поддался бесовским искушениям, впал в самые тяжкие. Но я хочу преодолеть зависимость, не сам, а с Божьей помощью». После такого признания наступает тяжелейший этап духовной борьбы. Это очень сложно. Но с Богом действительно все возможно.

Не на пустом месте возникли стереотипы о том, что из оставленных в приюте детей не вырастут «нормальные» люди. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в России лишь 10% воспитанников детских домов налаживают нормальную жизнь. Иные не могут справиться с пьянством и наркотиками (40%), становятся преступниками (40%) или вообще доходят до суицида (10%).

Что это? Наказание Господне? Нет, это последствия родового греха. Родители, согрешив, наказывают сами себя и инфицируют своих детей. А ведь, как известно, один тяжкий порок связан и с множеством других. Если человек пьет, он становится раздражительным и в гневе может дойти до побоев и даже убийства.

Если ребенок вырастает в такой среде, где отец-тиран позволяет себе напиваться и избивать мать, то сын в будущем либо пойдет по тому же сценарию, либо возненавидит этот грех и приложит все усилия, чтобы в его жизни это не повторилось.

Как избавиться от последствий родового греха?

Священники, православные психологи и богословы выделяют такие составляющие в преодолении страстей, прочно укрепившихся в вашей семье или даже роду:

  • желание измениться;
  • чтение Евангелия и стремление жить по заповедям;
  • молитва и надежда на Бога;
  • регулярная исповедь и покаяние;
  • причащение;
  • соборование.

Также стоит молиться за своих усопших родных. Ведь если они при жизни не раскаялись в своих страстях, то в ином мире им особенно тяжело. Здесь стоит не забывать, что Православная Церковь не поминает некрещеных и самоубийц.

Как уберечь детей от родового греха?

Лучше всего на этот вопрос ответить словами богослова Алексея Осипова:

Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «Что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком.

Позаботьтесь о православном воспитании ребенка еще до его рождения.

Священники и православные психологи советуют родителям духовно готовиться к отцовству и материнству до рождения младенца, во время беременности исповедоваться (тем самым очищаться от личных и родовых грехов), регулярно причащаться, посещать богослужения, по возможности воздерживаться от супружеского общения. Полезно читать Евангелие и Псалтирь, слушать классическую музыку. Также желательно избегать шумных компаний с чрезмерным весельем, алкоголем, нескромными шутками и сплетнями.

Воспитывайте дитя на примере благочестивой жизни вашей семьи. Ведь вы можете передать сыну или дочке не только родовой грех, но и любовь к добродетелям.

Если родители вместо ссор и криков предпочитают обсуждение проблем и прислушиваются к мнению другого, то их чадо будет стремиться к этому же сценарию.

Если родители дома читают Евангелие, посещают храм, вместе соблюдают посты и подходят к Причастию, то их сын или дочка будет считать это нормой христианской жизни. И никаких сверхъестественных усилий для православного воспитания и преодоления дурных наклонностей не придется прилагать.

О родовом грехе как наследственной болезни рассказывает профессор Алексей Осипов:

Грехи родителей, или Кто платит за грехи предков

31 августа 2017 Автор: Александр Харин

Как влияют на нас грехи родителей?

Так случается, что некоторые неприятности в нашу жизнь врываются ниоткуда. И порой, начиная отслеживать, оглядываясь в свое прошлое, не находишь причин, притянувших негатив. Не хочется верить, что этот мир – мир хаоса и случайностей. И все же, все же…

Порой ниоткуда прилетает в нашу жизнь тревога, сердце бешено колотится, не можешь успокоиться, а причин нет. Медики говорят, что здоров, психологи расспрашивают о детстве, а зацепиться не за что.

Или боль в поясничном отделе такая, что разогнуться нет сил. Спрашивается, тяжело гнул спину в работе на «чужого дядю»? Или страдал сколиозом? Нет, ничего этого нет.

И только глубоко заглянув в прошлое, там, где еще нет ни меня, ни проекта насчет меня, начинаешь понимать всю завязанность прошлого и будущего на нас через грехи наших предков, грехи родителей.

Оказывается, на нас проявляется вся родовая история. А род развивается через нас.

Когда нужно обращать внимание на род и исследовать родовые истории:

  • Если в вашей жизни проблемы начали появляться беспричинно, ниоткуда. Эти проблемы могут быть психологического, медицинского характера или проблемы по судьбе;
  • Если вы знаете, что ваш род не очень благополучный. В роду присутствовали проблемы, на которые следует обратить внимание: алкоголизм, ранние смерти, суицид, насилие, убийство и тому подобное;
  • Наследственные болезни в роду;
  • Сильная неразделенная любовь, заставляющая страдать так же может быть причиной для того, чтобы поискать грехи родителей и разобраться с этим;
  • Неприятные случайности, крупные неудачи, для которых нет никаких видимых предпосылок.
Читать еще:  Какие ошибки допускает человек, желающий создать семью

Естественно, читатель может задать вопрос. А почему это дети должны отвечать за грехи родителей? И этот вопрос весьма справедлив. Но на него есть обоснованный ответ.

Мы, как душа, попадаем в род по принципу соответствия. Наша внутренняя суть, как штрихкод на товаре, совпадает с кодом, сутью рода.

Зачем это нужно личности в роду? Мы, личности, можем совершенствоваться только если что-то внешнее достанет наши невидимые глубинные психические программы из подсознания. И в этом нам успешно помогают члены рода, своими родовыми программами и поступками по ним. Есть же пословица: «Родителей не выбирают», как в принципе и весь род.

Зачем это нужно роду? В роду через потомков проявляется родовая сила. Как нам, людям, хочется нашу силу куда-то деть, поиграть в баскетбол, съездить в путешествие, так и нашему роду хочется проявиться. Через потомков род проявляется и очищает грехи предков. Потомок может усугубить негатив, если он негативную силу рода (грехи родителей и предков) игнорирует или поддерживает.

Итак, родовая сила ищет потомка, через которого она может проявиться, а негатив отработаться. И если вы, вдруг, ниоткуда чувствуете слабость или головокружение, если вдруг потеряли оптимизм или удачу, обратите внимание, возможно проявилась в вас сейчас какая-то ситуация из рода. Ее нужно диагностировать и отработать.

Такой диагностике и отработке хорошо помогает метод системных расстановок, которые успешно проводятся в нашем центре.

Как грехи родителей находят «своего» потомка?

По пресловутому «принципу соответствия».

Вот живете вы себе, здравствуете, в ус не дуете, и вдруг что-то тяжелое прилетело из прошлого и вас зацепило.

Сработал принцип соответствия. В подсознании каждого из нас существуют кармические программы, которые ищут отработки, или проявления. Подняться и отработаться они могут сильнее всего через кармических партнеров или членов рода.

Родовая сила, как и любая потенциальная сила в этом мире может проявиться, только если для нее есть точка приложения. Для родовой силы точками приложения могут быть скрытые кармические программы потомка.

И когда соответствие налажено, и психическая программа в потомке созрела, происходит разряд и событие. А вы, как потомок, этот разряд чувствуете на себе в виде недомогания, неудачи или травмы психологической или физической.

Грехи родителей могут ухудшить жизнь потомков. На это надо обратить особое внимание. Это происходит в случаях умножения родового греха.

Усиление грехов родителей происходит через наложение родовых проблем родом на своих потомков. Для этого потомки должны пассивно или активно поддержать этот грех.

«Подселение» или усиление, так называемых «грехов родителей», происходит в случаях, если:

1. Потомок в роду получает имя в честь своего предка.

2. Отношения, ожидания или сценарии в семье очень похожи на родительские сценарии;

Вы, к примеру, говорите себе: «Вот я никогда не буду так же относиться к свои детям, как родители ко мне». А проходит время и все повторяется. Вы злитесь на детей, обижаетесь на них, манипулируете. И даже понимая, что это повторение родового сценария, ничего с этим сделать не можете.

3. Сокрытие тайн. В вашей семье что-то скрывают, о чем-то умалчивают.

В скрытых фактах тем более нужно разобраться, так как скрываются прежде всего негативные истории, чтобы они не транслировались дальше в роду. Но, сокрытие факта только лишь консервирует проблему. Переброс на потомков все равно произойдет по космическому «принципу соответствия».

4. Мифы, ритуалы в семье.

Это поддерживаемые в семье ритуалы и правила. Они могут нести благостную задачу, но могут являться и сдерживающим фактором. Например, в династии медиков вот уже несколько поколений детям принято поступать в медицинский ВУЗ. И род может ограничить в проявлениях будущего талантливого художника.

5. Незавершенный траур в родовой истории.

Умерший, но не отпетый, не оплаканный или не захороненный член рода может вносить коррекцию в жизнь потомков. В этом случае траур нужно совершить, а душе предка дать возможность отойти в мир иной, чтобы облегчить жизнь всему роду.

6. Ребенок, замещающий потерю.

Так могло случиться, что члены рода, родив ребенка в семье, ним пытаются заместить потерю предшественника в роду. Ними могут быть как рано ушедшие дети, так и родители, братья и сестры. Этот факт нужно также проявить и устранить замещение. Такое замещение сильно привязывает энергетику ушедшего предка к живому потомку.

7. Активная трансляция негативных программ в семье.

Родители, что называется, «вколачивают» негативные психические программы в подсознание детей. Слова «ты урод, дебил» и прочие, могут пробудить дремлющий негатив и начать активно разрушать жизнь ребенка.

8. Зная некоторые искажения в роду, мы активно потворствуем им.

Зная, что в роду было много алкоголиков, нам нужно уберечь себя от его употребления. Зная, что в роду был суицид, нужно беречь себя от уныния. Зная, что род изобилует изменами, нужно быть аккуратным во взглядах «налево».

И под конец, все-таки хочется ответить на вопрос, поставленный в начале статьи.

Кто платит за грехи родителей и за грехи предков?

Платит каждый сам за себя. Это факт. Но род – это удивительный механизм, целое сооружение, где каждый может отработать свою, уже личную карму, и может помочь всему роду.

Поскольку мы все связаны, как в пчелином улье, каждый в роду несет свою миссию и задачу, и помогает другим оздоровиться.

И если вы ищете здоровья и удачи по судьбе, успехов в бизнесе и счастья в любви, тогда обращайте внимание на свой род.

И если случилось что-нибудь непредвиденное, остановитесь, обратитесь к роду. Род вам подскажет, как отработать свои программы с его помощью, а заодно и помочь всему роду стать благостным.

Карма семи поколений: как дети расплачиваются за грехи своих родителей

Нередко мы слышим фразы: «За что такое наказание дано маленькому ребенку, за чьи грехи расплачивается невинный малыш» или же «Почему дети страдают, ведь они ни в чем неповинные создания».

Мало кто понимает, что именно дети платят за грехи своих родителей. И мало кто задумывается о том, что за все, что мы сейчас совершаем, наказание понесут наши дети и внуки.

Грехи родителей

Грехи родителей переносятся на их детей. Таков духовный закон жизни. И он действует и распространяется на всех, независимо от того, верите вы в это или нет.

Этот закон гласит, что кармические последствия грехов ваших родителей будут падать на вас, ваших детей, детей ваших детей и так далее до седьмого колена.

Конечно же, карма настигнет и того, кто совершает что-то плохое. Однако, та же самая карма, к сожалению, распространяется и на его детей. Потомков человека, который совершает злые деяния, также настигнет карма .

Это значит, что согласно высшему духовному закону ваши собственные грехи также будут отражаться на ваших детях и на детях ваших детей. Таким образом, получается, что карма будто бы накапливается по семейной линии.

А поскольку у каждого есть отец и мать, накопление кармических последствий для последующих поколений нередко происходит в очень активной форме.

Кроме того, как вы уже поняли, семейная линия начинается не только с ваших родителей, но с прародителей (т.е бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек).

Речь идет о последствиях действий каждого человека и о той ответственности, который каждый из нас должен нести за совершенные деяния.

Вот почему нередко можно увидеть, как некоторые семьи страдают от настоящего семейного проклятия, которое распространяется на несколько поколений. Например, богатые семьи становятся все беднее и беднее, пока не достигают полного дна. Или же, в семье непременно кто-то умирает в молодом возрасте.

Такое можно наблюдать во многих семьях. Все, что требуется, чтобы вызвать плохую карму на целый род- это неправильные действия одного единственного члена семьи, человека в одном поколении. Он может привести целый род к упадку.

Карма рода

С другой стороны, один единственный человек может положить конец череде несчастий и невезений в семье. Он может искупить грехи своих предков, проживая глубокую духовную жизнь.

Когда человек живет честной, истинной и чистой жизнью, духовное благословение распространяется на 7 поколений вперед.

Следовательно, последствия поступков отражаются на 7 поколений назад и вперед и зависят от чистоты и силы духовности одного человека.

Один знаменитый медиум поведал историю о том, как еще в далеком 1995 году он провел особый обряд, с помощью которого (в соответствии с традицией американских индейцев), 4 дня и 4 ночи он связывался со своими предками и разговаривал с ними.

Предки рассказали ему, что им больно, и они нуждаются в облегчении своих страданий. Облегчение зависело от той жизни, которую проживал этот медиум в данный момент. Они также сообщили, что у предка, жившего несколько поколений назад, когда-то было ведение, что именно этот медиум спасет всю семейную линию от несчастий.

Запомните, всё, что вы делаете со своей жизнью, затронет не только лично вас, но и 7 поколений, начинающие отчет от вас. Ваши действия являются частью взаимосвязанных поступков. Рано или поздно карма обязательно настигнет вас и ваших потомков.

К сожалению, из-за недостатка знаний и неверия большинство и не подозревает о том, что их действия имеют кармические последствия для их детей и дальнейших поколений. Если бы люди были более осведомлены об этом, они, пожалуй, не совершали бы многих вещей, которые совершают сегодня.

Это, кстати, знали еще в древние века, но почему-то об этом забыли в наши дни.

Кармический долг

Неважно, верите вы или нет в карму или то, что каждый получит по своим заслугам, существуют определенные духовные законы, который действуют, вне зависимости от ваших верований и убеждений.

Помните о том, что те или иные убеждения или же их отсутствие не освобождают вас от ответственности.

Эти законы существуют и работают, и все те, кто совершают неправильные поступки, должны будут ответить за них. Это и есть карма.

Действия ваших предков даже сейчас влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей. Ваши действия повлияют на жизнь тех, кто родится после вас. Таким образом Вселенная заставляет вас нести ответственность за свои действия. Ведь осознание того, что ваши поступки влияют не только на вашу собственную карму, но и карму ваших детей, помогает избежать множества ошибок и серьезных проступков.

Читать еще:  Знаменательные даты и праздники

Наверняка вы любите своих детей. Если да, то вам нужно обратить внимание на свои мысли и действия, чтобы обеспечить себе, своим детям и внукам благословенную жизнь.

Есть много людей, которым все равно, что происходит с ними лично, но когда речь заходит об их детях, это уже становится совсем другой историей.

Однако, есть и те, кому абсолютно наплевать, что получат их дети в результате неправильной тропы, выбранной их родителями. В этом случае стоит отметить, что у Кармы своеобразное чувство юмора, которая может сыграть злую шутку с такими людьми.

Они переживут реинкарнацию и родятся вновь уже в теле их собственных внуков или правнуков, таким образом они будут настигнуты своей собственной кармой, пусть даже в теле другого человека.

Этот кармический закон может быть смягчен только благодаря тому, что человек будет проживать честную, искреннюю духовную жизнь. И здесь речь не идет о религиозности или глубокой вере в Бога.

Просто каждый человек должен жить так, чтобы приносить счастье себе, своим близким и окружающим его людям.

Вам нужно больше знать, насколько важна карма и что кармические законы распространяются на каждого из нас. Это касается не только верующих людей. Закон работает один для всех. Невежество и незнание этих законов не освобождает вас от ответственности.

Вы должны знать как работает великий Закон кармы, потому что всё, что вы совершаете, влияет на вас, вашу семью и вашу жизнь. Не быть осведомленным о чем-то важном, что влияет на каждый этап вашей жизни, является преступлением.

Кроме того, невежество приводит к страданиям, неправильным представлениям, ошибочным восприятиям и, в конечном счете, менталитету жертвы.

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

На мой взгляд, понятие «родовой грех» неправославное. Это термин языческого мира. Термин магии, языческой религии, но никак не православного богослова, священнослужителя, христианина.

Термином «родовой грех» могут пользоваться в надежде на финансовую выгоду или получение власти над человеком гадалки, колдуны, экстрасенсы, но отнюдь не православный христианин.

Почему? Рассмотрим с Божьей помощью данный вопрос с точки зрения православной догматики.

Единственный грех, который человек наследует от родителей – это первородный грех, грех как последствие грехопадения святых праотцев Адама и Евы. Об этом прямо сказано в Священном Писании Ветхого Завета: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд. 3:21–22); «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3 Езд. 7:48).

Об этом свидетельствуют святые отцы и определения Соборов: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (Пространный катихизис. С. 34. Ср.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. II. С. 290. Кн. 13. Гл. 4.); «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что. они. от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия. тот да будет анафема. Младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (110-е (124-е) правило Карфагенского Собора 419 г.).

Итак, первородный грех – единственный генетический грех человека, который наследуется им от родителей. Все остальные грехи уже лично его, приобретаются им в жизни.

Почему, к примеру, над усопшим крещеным младенцем (ребенком до семи лет) не читается разрешительная молитва во время отпевания? Потому что его первородный грех был уничтожен в крещенской купели, а личных грехов у него в силу возраста нет. Оттого и поются во время погребения младенцев такие прекрасные песнопения: «Рая жителя тя показует, блаженный воистину младенче, иже от земли тя восприимый, и ликом святых счиняет тя… О блаженне: но се Христос тебе небесная врата отверзает, избранным сочетавая тя, яко Благоутробен».

А если бы был родовой грех? То значит этот младенец не смог бы попасть в рай. Но заметьте: о родовом грехе ни слова.

Мало того, в Москве 25 октября 2017 г. проходил VII Общецерковный съезд по социальному служению, на котором присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В рамках мероприятия на официальном сайте Русской Православной Церкви появилась статья под названием «Святейший Патриарх Кирилл: Личное состояние души священника является решающим фактором». Вот выдержка из нее: «Один из вопросов, заданных Предстоятелю Русской Православной Церкви участниками форума, касался пастырского утешения семей, потерявших маленьких детей. Иногда встречались случаи, когда священники говорили людям, что утрата ребенка – это расплата «за грехи».

«Если кто-то говорит, что ‟за грехиˮ, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении, – заявил Святейший Патриарх Кирилл. – Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!».

Т. е. мы видим, как Святейший Владыка отрицает взаимосвязь родительских грехов и ухудшения духовной жизни (или, скажем, смерти ребенка, если в том нет прямого умысла).

А председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в одном из интервью сказал: «Если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет».

Снова возвращаемся к догматике. Понятие родового греха противоречит сути православного вероучения. Два вида существ (Ангелов и людей) Господь сотворил как Своих сотрудников, со свободной волей – с правом свободно и добровольно уклониться в добро или во зло. Поэтому для Бога самый драгоценный дар – это воля или, лучше сказать, свободное и любящее произволение-желание разумного существа соединиться с Господом, т. е. спастись. Бог никоим образом не насилует свободу человека, свободу его выбора.

Вот почему так важен всегда личный грех или личная добродетель.

Но где же здесь свобода выбора, если родители (предки) заключают своего будущего потомка в некую клетку, построенную из своих грехов – в такую себе тюремную пыточную камеру? И ребенок, рожденный от них, уже обречен на несчастье. Если трактовать христианство с точки зрения родового греха, то тогда образ Всевышнего рисуется эдаким маниакальным палачом, которому нравиться издеваться над невинными людьми.

Родился чистый прекрасный младенец – сразу бросим его в мясорубку родового греха.

Извините, пожалуйста, тогда чем Христос отличается от Молоха, которому древние хананеи приносили в жертву младенцев? Я имею в виду именно точку зрения сторонников родового греха.

Или чем православие тогда (с той же позиции) отличается от языческого фатализма древних греков? Ну, подумаешь, застрелился или отравился, судьба такая… Родители нагрешили.

Понятие родового греха очень вредно и с аскетической точки зрения. Оно препятствует внутреннему духовному развитию человека. Вместо того чтобы погружаться в свой внутренний мир, исследуя его и пытаясь с Божьей помощью строить его на основах заповедей Божиих, опыта отцов Церкви и своих личных взаимоотношений с Господом, человек (потому что ему так сказал авторитетный «младостарец», или экстрасенс, или гадалка, часто взяв свое суждение, что называется, «с потолка») впадает в панику. Им овладевает страшное смятение чувств типа:
– Как же так, у меня прапрабабушка была ведьмой?!

Или:
– Мой прапрапрадедушка был кощунником и разрушителем храмом.

Значит все мои беды, все мои несчастья из-за этого. Значит, я обречен. И далее следуют уныние и отчаяние, черная мрачная депрессия, а может, и ропот на Бога.

Где уж тут заниматься духовной жизнью, созиданием своего внутреннего сердечного дома. Мои предки его взорвали еще до моего рождения. Нужно только плакать, страдать и умирать.

Воистину мысль о родовом грехе страшная сатанинская, пагубна для духовного развития человека.

О том нам свидетельствует и Священное Писание Ветхого Завета. Обратимся к известным цитатам на данную тему: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16); «В те дни уже не будут говорить: ‟отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскоминаˮ, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29–30); «Вы говорите: ‟почему же сын не несет вины отца своего?ˮ Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» (Иез. 18:19–20).

Часто сторонники теории родового греха приводят следующую цитату из Ветхого Завета: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6).

Но их толкование данной цитаты неверно. Внимательно вчитаемся в стих Священного Писания. Господь наказывает детей за вину отцов до определенных родов. Так? Так. Но не всех детей. А каких тогда? НЕНАВИДЯЩИХ МЕНЯ. Т. е. наказываются те люди, которые совершают ЛИЧНОСТНЫЙ грех богоотступничества ПО СВОЕЙ ВОЛЕ, а не все дети.

Существует ли некая греховная наследственность? Существует. Но она не заключена в том, что ребенок виновен в грехе отца или матери. Нет. Скорее всего, это зависит от атмосферы, которая царит в семье, которую ребенок впитывает от младенчества, от воспитания, однако не от изначальной духовной порчи.

А вымаливать наших усопших сродников, конечно, нужно. До Второго пришествия Христова их участь еще не определена окончательно. И на нас, членах Церкви земной, лежит эта задача. Церковь предоставляет огромный арсенал молитвенных средств для реализации этой задачи. Были бы желание и силы совершать этот молитвенный подвиг.

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется сказать, что Господь призвал нас к духовной свободе, а не к рабству суеверию. Не треножьте свою душу там, где не надо, не вяжите ее и не ввергайте в язычество. Лучше тратить наши слабенькие силы на борьбу с личным грехом, на искоренение своих страстей.

Читать еще:  Восьмая заповедь: об уважении чужой собственности

А Бог – это Свет, Который просвещает всех. И нет в Нем никакой тьмы.

Грехи предков

Грехи́ пре́дков — бого­слов­ское поня­тие, свя­зан­ное с уче­нием о рас­про­стра­не­нии послед­ствий гре­хов­но­сти пред­ков на их потом­ков.

1) В первую оче­редь это пред­став­ле­ние соот­но­сится с гре­хо­па­де­нием пра­ро­ди­те­лей, в резуль­тате кото­рого люди стали рож­даться тлен­ными и смерт­ными, повре­ждён­ными по душе и по телу, склон­ными ко злу. Исклю­че­нием явля­ется только один Чело­век — Гос­подь Иисус Хри­стос, — зача­тый и рож­ден­ный сверхъ­есте­ствен­ным спо­со­бом, вос­при­няв­ший тлен­ность и смерт­ность, но не пер­во­род­ный грех.

2) В про­цессе при­умно­же­ния чело­ве­че­ского рода послед­ствия гре­хо­па­де­ния Адама и Евы, пере­да­ва­е­мые от пред­ков к потом­кам, варьи­ро­ва­лись в част­но­стях и усу­губ­ля­лись в силу допол­ни­тель­ных причин, среди кото­рых можно выде­лить две: наслед­ствен­ный фактор и родо­вые тра­ди­ции.

В древ­но­сти связь между стар­шими и млад­шими поко­ле­ни­ями, свя­зан­ными узами кров­ного род­ства, счи­та­лась настолько серьёз­ной, что по этому поводу сло­жи­лась особая посло­вица: «отцы ели кислый вино­град, а у детей на зубах оско­мина» ( Иез. 18:2 ).

Вере в истин­ность этой идеи спо­соб­ство­вало свое­об­разно интер­пре­ти­ро­ван­ное Боже­ствен­ное откро­ве­ние: «Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того рода, нена­ви­дя­щих Меня» ( Исх. 20:5 ).

Вспо­мо­га­тель­ным импуль­сом послу­жило биб­лей­ское повест­во­ва­ние о про­кля­тии Богом Хана­ана за грех его отца, Хама, неува­жи­тельно ото­звав­ше­гося о своем отце — Ное ( Быт. 9:25 ), кото­рое под­креп­ля­лось тем фактом, что и весь Хана­ан­ский народ сде­лался сим­во­лом зла и нече­стия.

В дей­стви­тель­но­сти же Гос­подь Сам в Себе есть Чистей­шее Добро. И поэтому спи­сы­вать на Его про­кля­тие при­умно­же­ния зла в целом народе — недо­пу­стимо. Божье про­кля­тие — не фатум, не рок, а одна из форм про­яв­ле­ния гнева, спра­вед­ли­вого и ори­ен­ти­ро­ван­ного на благо.

Оче­видно, что Ханаан, вскорм­лен­ный и вос­пи­тан­ный грубым отцом, не являл собой идеал доб­ро­де­тели. Это можно ска­зать и о его потом­ках, уна­сле­до­вав­ших черты своего предка и вос­пи­ты­вав­шихся далеко не в лучших педа­го­ги­че­ских тра­ди­циях.

Вот почему, говоря о грехах пред­ков и имея в виду выше­при­ве­дён­ную посло­вицу, нельзя остав­лять без вни­ма­ния Боже­ствен­ное предо­сте­ре­же­ние от лож­ного, грубо-юри­ди­че­ского тол­ко­ва­ния Его слов:

«Живу Я! … — не будут вперед гово­рить посло­вицу эту в Изра­иле… Душа согре­ша­ю­щая, та умрет. Если кто пра­ве­ден и творит суд и правду, …посту­пает по запо­ве­дям Моим и соблю­дает поста­нов­ле­ния Мои искренно: то он пра­вед­ник, он непре­менно будет жив, гово­рит Гос­подь Бог… Если у кого родился сын, кото­рый, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подоб­ного им: …испол­няет Мои пове­ле­ния и посту­пает по запо­ве­дям Моим, — то сей не умрет за без­за­ко­ние отца своего; он будет жив» ( Иез. 18:3-17 ).

3) Какой из двух фак­то­ров, наслед­ствен­ный или педа­го­ги­че­ский, — более силь­ный, одно­значно не ска­жешь. Очень часто они про­яв­ля­ются вкупе.

Заме­тим, что вли­я­ние родо­вых тра­ди­ций на инди­ви­ду­ума может быть отсе­чено в случае, если фор­ми­ро­ва­ние его лич­ност­ных качеств осу­ществ­ля­ется вне рамок рода. А вот фактор наслед­ствен­но­сти — не исклю­чим; впро­чем, вред от дурных задат­ков, при­об­ре­тён­ных наслед­ствен­ным путем, можно мини­ми­зи­ро­вать.

Это значит, что между гре­хов­но­стью пред­ков и нрав­ствен­ным состо­я­нием потом­ков не сле­дует искать слиш­ком жест­кую при­чинно-след­ствен­ную связь. Как Писа­ние, так и агио­гра­фи­че­ская лите­ра­тура предо­став­ляют нам мно­же­ство исто­рий о детях, имев­ших общее про­ис­хож­де­ние, но обла­дав­ших прин­ци­пи­ально раз­ными набо­рами духовно-нрав­ствен­ных черт. Кроме того, мы имеем перед гла­зами при­меры, когда у греш­ных роди­те­лей были зна­чи­тельно менее греш­ные или даже достой­ные дети.

4) а) Так, роди­те­лями Каина и Авеля были одни и те же люди: Адам и Ева. Но Авель был пра­вед­ни­ком, а Каин — бра­то­убий­цей, отва­жив­шимся дер­зить Самому Богу ( Быт. 4:1-9 ).

б) Братья Исав и Иаков не просто имели общих роди­те­лей, но были близ­не­цами. Первый отли­чался свое­воль­ным нравом, а второй был чело­ве­ком крот­ким. Даже отно­ше­ние к ним со сто­роны отца и матери было раз­лич­ным: «Исаак любил Исава. а Ревекка любила Иакова» ( Быт. 25:28 ).

в) Мате­рью Иеффая была блуд­ница, а сам он про­мыш­лял гра­бе­жами и раз­боем. Когда Иеффай был постав­лен Гала­ад­скими ста­рей­ши­нами и наро­дом в вожди, он, уходя на сра­же­ние, дал обет Богу, что в случае победы при­не­сет в жертву то, что выйдет ему навстречу из ворот его дома. И вот досада, первой, по воз­вра­ще­нии Иеффая с побе­дой, вышла его един­ствен­ная дочь. Каза­лось бы, и в силу наслед­ствен­ного фак­тора (бабушка — блуд­ница, отец — раз­бой­ник), и в силу вос­пи­та­ния она должна была вырасти грубой, дерз­кой и амо­раль­ной деви­цей. Между тем, оче­видно другое. Узнав об обете отца, дочь отве­тила: «отец мой! Ты отверз уста твои пред Гос­по­дом — и делай со мною то, что про­из­несли уста твои, когда Гос­подь совер­шил чрез тебя отмще­ние врагам твоим Аммо­ни­тя­нам» ( Суд. 11:1-36 ).

Как понять цитату из Вет­хого Завета: «Гос­подь дол­го­тер­пе­лив и мно­го­мило­стив [и исти­нен], про­ща­ю­щий без­за­ко­ния и пре­ступ­ле­ния [и грехи], и не остав­ля­ю­щий без нака­за­ния, но нака­зы­ва­ю­щий без­за­ко­ние отцов в детях до тре­тьего и чет­вер­того рода» ( Числ.14:18 )?

Прот. Петр Анд­ри­и­ев­ский:
Это значит, что Гос­подь может нака­зать детей за грехи отцов. Притом гово­рится не о кон­крет­ном отце и его потом­ках, а о целом народе. Но из него не сле­дует, что грех, совер­шен­ный роди­те­лем ска­зы­ва­ется в детях. При этом нужно рас­смот­реть это изре­че­ние в кон­тек­сте с преды­ду­щими и после­ду­ю­щими изре­че­ни­ями. В 14 главе рас­ска­зы­ва­ется о ропоте народа Изра­иль­ского на Моисея и Аарона в пустыне после исхода из Египта. При­ве­ден­ное выра­же­ние при­над­ле­жит Моисею, кото­рый гово­рит о воз­мож­ном нака­за­нии роп­щу­щего народа Изра­иль­ского и даже их потом­ков. Но при этом Моисей просит Бога про­стить Изра­иль: «Прости грех народу сему по вели­кой мило­сти Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Гос­подь [Моисею]: прощаю по слову твоему» ( Числ.14:19-20 ).
И все. Гос­подь внял просьбе Моисея и не только не нака­зал Изра­иль до 3–4 рода, но даже до пер­вого. И даже самих отцов не нака­зал, но про­стил их. Почему отцы и учи­теля Церкви и не уви­дели в этом повест­во­ва­нии ничего необыч­ного.

«Одному Богу при­над­ле­жит власть оправ­ды­вать и осуж­дать, поскольку Он знает и душев­ное устро­е­ние каж­дого и силу, и образ вос­пи­та­ния, и даро­ва­ния, и тело­сло­же­ние и спо­соб­но­сти; и сооб­разно с этим судит каж­дого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епи­скопа и иначе пра­ви­теля мир­ского, иначе судит дела игу­мена и иначе уче­ника, иначе ста­рого и иначе юного, иначе боль­ного и иначе здо­ро­вого. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотво­рив­ший всех, всё создав­ший и всё веду­щий».
авва Доро­фей. Душе­по­лез­ные поуче­ния. Поуче­ние 6‑е

Правда ли, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

У слова расплачиваться могут быть разные значения. Дети родителей, одержимых той или иной греховной страстью, совершивших или совершающих тяжкие грехи, неизбежно будут пожинать горькие плоды родительского поведения и ощущать это буквально на своей шкуре. У пьющих родителей могут родиться больные или умственно неполноценные дети. Бывает, что на детях отражаются последствия аборта, совершенного ранее матерью и нанесшего вред ее организму. Сын, отец которого в результате страсти к картам, оставил после себя большие долги, попадает в зависимость от кредиторов. Это расплата в прямом, физическом и материальном смысле.

Другая форма расплаты носит скорее психологический характер и также способна негативно повлиять на жизнь ребенка. Речь идет о неких программах, которые родители в силу своих представлений о жизни, особенностей личности и возможностей сознательно или бессознательно «загружают» в ребенка в процессе его воспитания. Ребенок, особенно в ранние годы жизни, когда критическое мышление еще не развито, как губка впитывает все, что видит, слышит и ощущает. И родители, даже если они не уделяют время воспитанию своего чада, своим образом жизни, действиями, высказываниями, стилем общения вкладывают в него определенную модель поведения. Не случайно подмечено, что дети разведенных родителей нередко бывают неспособны создать крепкую семью и повторяют родительский сценарий.

Если же говорить о духовной, нравственной стороне расплаты, то в этом смысле грехи родителей не переходят на детей. За каждый совершенный грех человек отвечает исключительно сам — перед Богом, людьми и собственной совестью. Совершение греха — это наш свободный выбор, за который мы несем ответственность. Как сказано в Священном Писании: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез 18:20). Мы сами выбираем, следовать ли дурному примеру или не следовать, поддаваться давлению среды или нет. Другое дело, что этот выбор может быть в известной степени обусловлен семейным воспитанием и родительским наследием, о чем говорилось выше.

Самым трагическим примером расплаты детей за грехи отцов стало грехопадение праотцев Адама и Евы. Грех, совершенный на заре человеческой истории, запустил страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога. Повреждение природы перешло и к их потомкам. Это произошло, потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это — самая главная основа нашего существования. Но и в случае с праотцами была унаследована не их вина, а последствия греха. Как пишет по этому поводу современный греческий богослов Иерофей Влахос, «наследуется не вина Адама, а последствия его греха, которыми являются тление и смерть. Поскольку через прегрешение Адама человеческая природа стала больной, тленной, то естественно, что и каждый человек, будучи неотделимой частью этой природы, не избегает царствующего в ней тления. Таким образом, отталкиваясь от всех этих положений, мы можем говорить о наследственной передаче только смертности, но не вины».

С воплощением Господа Иисуса Христа, искупившего грех Адама и исцелившего природу человека, возвращение к Богу и примирение с Ним вновь стало возможным для каждого, кто искренне хочет этого и стремится ко спасению. Эта мысль и стремление хорошо выражены в тропаре Шестого часа: «В день шестой и в шестой же час пригвоздивший ко Кресту дерзостный грех Адама в раю, и наших согрешений рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector