0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несколько слов о царице Тамаре

Благоверная Тама ́ ра Грузинская, царица

Дни памяти

8 мая (переходящая) – Неделя свв. жен-мироносиц

Житие

Краткое житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя­тая Та­ма­ра [1] (1184–1213 гг.), гру­зин­ская ца­ри­ца, бы­ла до­че­рью Ге­ор­гия III от кра­са­ви­цы Бур­ду­хан. При ее ма­те­ри хри­сти­ан­ство уже рас­про­стра­ни­лось в раз­ных ча­стях Гру­зии. Та­ма­ра оста­ви­ла о се­бе доб­рую па­мять в на­ро­де. Неко­то­рые пле­ме­на Гру­зии по­чи­та­ют Та­ма­ру как це­ли­тель­ни­цу неду­гов.

Гру­зин­ские ска­за­ния про­слав­ля­ют ее кро­тость, ми­ро­лю­бие, муд­рость, ре­ли­ги­оз­ность и кра­со­ту. Из­вест­но еще, что свя­тая Та­ма­ра за­бо­ти­лась о бед­ном на­ро­де, о вдо­вах, си­ро­тах и со­дей­ство­ва­ла ду­хов­но­му раз­ви­тию Гру­зии. Кро­ме то­го, она по­кро­ви­тель­ство­ва­ла по­этам, пи­са­те­лям, по­стро­и­ла мно­го хра­мов, а так­же рос­кош­ный Вард­зий­ский дво­рец. Цер­ковь за за­бо­ты и щед­рые да­ры при­чис­ли­ла Та­ма­ру к ли­ку свя­тых.

Свя­тая Та­ма­ра со­зва­ла цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый устра­нил неуря­ди­цы в цер­ков­ной жиз­ни и сме­стил недо­стой­ных иерар­хов. Успеш­на бы­ла и ее го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность, бла­го­да­ря ко­то­рой Гру­зин­ское цар­ство уве­ли­чи­лось и окреп­ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя­тая Та­ма­ра про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да Баг­ра­ти­о­нов, по пре­да­нию вос­хо­див­ше­му к са­мо­му ца­рю Да­ви­ду. Ее отец Ге­ор­гий в 1178 го­ду про­воз­гла­сил свою дочь ца­ри­цей. Через 7 лет он скон­чал­ся. С это­го мо­мен­та на­ча­лось прав­ле­ние свя­той.

Ко­гда свя­тая Та­ма­ра взо­шла на пре­стол, то ска­за­ла: «Я – отец си­рот и мать вдо­виц». Эта фра­за опре­де­ли­ла все ее прав­ле­ние.

Ав­тор био­гра­фии Та­ма­ры оста­вил та­кое опи­са­ние юной ца­ри­цы: «Пра­виль­но сло­жен­ное те­ло, тем­ный цвет глаз и ро­зо­вая окрас­ка бе­лых ла­нит; за­стен­чи­вый взгляд, при­ят­ный язык, ве­се­лая и чуж­дая вся­кой раз­вяз­но­сти, услаж­да­ю­щая слух речь, чуж­дый вся­кой по­роч­но­сти раз­го­вор».

Ца­ри­ца на­ча­ла свое прав­ле­ние с кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок. Она сме­сти­ла зло­упо­треб­ляв­ших вла­стью пра­ви­те­лей и во­е­на­чаль­ни­ков, на­зна­чив вме­сто них дру­гих. Она осво­бо­ди­ла Цер­ковь от на­ло­го­об­ло­же­ния, об­лег­чи­ла участь кре­стьян.

В 1185 го­ду пат­ри­арх пред­ло­жил пра­ви­тель­ни­це вый­ти за­муж. Для это­го на Русь от­пра­ви­ли по­соль­ство. Вско­ре оно вер­ну­лось вме­сте с Ге­ор­ги­ем, сы­ном кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го. Та­ма­ра уве­ря­ла свое окру­же­ние, что со свадь­бой на­до бы повре­ме­нить. Ведь нуж­но еще по­нять, что это за че­ло­век. Но при­двор­ные на­сто­я­ли на сво­ем. К несча­стью, опа­се­ния муд­рой ца­ри­цы оправ­да­лись. Ге­ор­гий ока­зал­ся нерав­но­душ­ным к спирт­но­му, со­вер­шая «мно­го непри­лич­ных дел». Два с по­ло­ви­ной го­да Та­ма­ра тер­пе­ла его гру­бое об­ра­ще­ние, вся­че­ски пы­та­ясь об­ра­зу­мить му­жа. Все бы­ло тщет­но. Ей при­шлось рас­стать­ся со сво­им су­пру­гом.

Дол­гое вре­мя свя­тая ду­ма­ла оста­вать­ся вдо­вой при жи­вом му­же, но ра­ди на­след­ни­ка со­гла­си­лась по­втор­но вый­ти за­муж – за осе­тин­ско­го ца­ре­ви­ча Да­ви­да. Этот брак ока­зал­ся счаст­ли­вым, и вско­ре Гру­зия уви­де­ла сво­е­го бу­ду­ще­го пра­ви­те­ля.

В пе­ри­од цар­ство­ва­ния свя­той Та­ма­ры стра­на до­стиг­ла пи­ка сво­ей сла­вы и мо­гу­ще­ства. Ца­ри­ца бы­ла спра­вед­ли­вым су­дьей. Ее тру­до­лю­бие, го­судар­ствен­ный та­лант, хри­сти­ан­ское со­стра­да­ние пред­опре­де­ли­ли «Зо­ло­тую эпо­ху» Гру­зии.

Она успеш­но оста­но­ви­ла на­ше­ствие ха­ли­фа Абу-Ба­к­ра, ко­то­рый, со­брав огром­ное вой­ско из Ин­дии, на­де­ял­ся по­жи­вить­ся бо­гат­ства­ми Гру­зии. Та же участь по­стиг­ла и дру­го­го за­хват­чи­ка – сул­та­на Рукн-ад-Ди­на.

Сра­зу по­сле вос­ше­ствия на пре­стол Та­ма­ра уде­ли­ла при­сталь­ное вни­ма­ние ор­га­ни­за­ции еди­но­го бо­го­слу­жеб­но­го уста­ва и цер­ков­но­го ка­но­на. Она при­зы­ва­ла всех бо­го­слов­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, зна­то­ков За­ко­на Бо­жье­го, епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков при­е­хать в го­род Карт­ли. Здесь вско­ре про­шел об­щий Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ла и са­ма ца­ри­ца.

Пе­ред смер­тью ца­ри­ца Та­ма­ра успе­ла за­кон­чить все необ­хо­ди­мые го­судар­ствен­ные де­ла и рас­по­ря­дить­ся по ос­нов­ным цер­ков­ным и мо­на­стыр­ским во­про­сам. Неожи­дан­но ее на­стиг­ла неиз­вест­ная бо­лезнь. Вра­чи ока­за­лись бес­силь­ны. Вся стра­на вы­ма­ли­ва­ла свою ца­ри­цу, од­на­ко 18 ян­ва­ря 1213 го­да ве­ли­кая пра­ви­тель­ни­ца мир­но скон­ча­лась.

О точ­ном ме­сте за­хо­ро­не­нии свя­той Та­ма­ры до сих пор ве­дут­ся спо­ры сре­ди ис­то­ри­ков и ар­хео­ло­гов.

При­ме­ча­ние

[1] Та­ма­ра – рус­ское про­из­вод­ное имя от биб­лей­ско­го «Фа­марь». Пе­ре­во­дит­ся как «фини­ко­вая паль­ма».

Царица Тамара – биография и славная история правления грузинской правительницы

Царица Тамара – знаковая фигура в истории Грузии. С ее именем тесно связан один из самых благодатных периодов существования государства – «грузинский золотой век». Тамара достойно продолжила дело своего великого предка — царя Давида Агмашенебели (Строителя). В годы ее правления в стране развивалась культура, распространялось христианство, строились мосты и укрепленные замки. При столь высокой исторической значимости Тамары о ее биографии и истории правления известно не много. И даже место, где похоронена царица, до сих пор достоверно не установлено.

Ранние годы царицы Тамары

  • 1 Ранние годы царицы Тамары
  • 2 История правления
  • 3 Смерть и погребение

Грузинский народ питает искреннюю любовь к двум великим женщинам – святой Нино и царице Тамаре. И за те века, что прошли с момента кончины царицы, эта привязанность не ослабела. Всё потому, что столь хрупкая и необычайно привлекательная женщина стала истинным даром для Грузии. В ее лице жители обрели наилучшего правителя – справедливого, мудрого, по-мужски умного и по-женски милосердного.

До наших времен дошли только два летописных источника, повествующих о Тамаре, – «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев». Именно благодаря сохранившимся документам историки приоткрыли завесу тайны, связанную с ее биографией, и узнали, как царствовала эта женщина.

Согласно летописям, царица Тамара родилась в 1166 году в семействе, происходящем из династии Багратионов. Ее отец – Георгий III – был внуком грузинского царя Давида Строителя, а мать – Бурдухан – приходилась дочерью аланскому царю Худану. По случаю появления на свет наследницы Георгий III повелел построить храм Рождества Богородицы, который по сегодняшний день возвышается в Тбилиси и носит название в честь Дидубийской Богоматери.

Рано оставшись без матери, девочка воспитывалась наставницей Русудан, которая сумела вырастить из нее не просто женщину, а истинную царицу. Благодаря придворной даме Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте.

Первым значимым событием в жизни будущей царицы стал мятеж 1177 года. Против Георгия III было организовано восстание клана Орбелиани, которое отец Тамары сумел подавить. Учитывая нестабильную ситуацию в стране и отсутствие сыновей-наследников, грузинский царь решил короновать дочь еще при собственном царствовании. В 1178 году она торжественно взошла на престол в Уплисцихе и принялась править страной вместе с отцом.

История правления

Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

Примерно за 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии:

  • завершила начатое ее предками дело — создала совершенную грузинскую армию;
  • завоевала Эрзерум и Темриз;
  • одержала победу над ардебильским султаном;
  • вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина;
  • поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка;
  • распространила гражданственность и христианство посреди кавказских горцев.

Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений.

Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак. Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу.

Смерть и погребение

Точная дата смерти Тамары до сих пор неизвестна. Считается, что она умерла в промежутке с 1209 по 1213 год. Перед кончиной страдающая неизлечимой болезнью царица удалилась в замок Агарани рядом с Тбилиси и провела там последние дни. Как утверждают письменные источники, после смерти ее прах перенесли сначала в Мцхету, а далее – в царскую усыпальницу в Гелати. Однако сегодня никто не знает истинное место захоронения Тамары.

Согласно легенде, царица завещала похоронить себя тайно, поэтому после ее кончины из замка Агарани выехало десять отрядов, которые везли десять гробов. Все гробы были захоронены в разных местах, что усложняет поиски места погребения. Есть версия, что Тамара покоится в Иерусалиме, так как еще при жизни собиралась наведаться в святые места, но так и не успела этого сделать.

Когда Грузия потеряла величайшую царицу, ее могущество быстро пришло в упадок. Процветание сменило монголо-татарское иго, затем страну завоевали турки, и «золотой грузинский век» подошел к завершению. Однако грузинский народ продолжает любить и помнит правительницу, причисленную после смерти к лику святых. Существует предание, что когда в нашем мире умножатся страдания и горе, Тамара восстанет из гроба, дабы снова защитить грузин от напастей.

Царица Тамар – христианка, разрушившая стены «домостроя»

Расскажите немного о своей семье.

Мой дед, князь Яссе Андроников, офицер царской армии, остался в СССР и был расстрелян в 1937 году на Соловках. В 1918 году его жена с сыном (моим отцом), спасаясь от большевистского террора, уезжают сначала на юг России, а затем, в 1920 году, через Константинополь во Францию. Они навсегда покинули Россию и после никогда больше не встретились с мужем и отцом.

Яссе Андроников (Андроникашвили) в мундире дикой дивизии

С начала 1920-х годов Яссе Андроников ставил спектакли, много писал. До нас дошли его письма к жене, матери и сестрам, его стихотворения они выборочно представлены в книге «Я просто шел, не ведая куда…», а роман «Алешка» опубликован в журнале « Звезда».

Его судьба была ужасной, он пережил аресты, пытки и разлуку с семьей. Старшая сестра Яссе, Саломея Андроникова (знаменитая «Соломинка, не согнутая веком»), покинув Россию, нашла убежище в Париже, а затем в Лондоне. Ее имя хорошо известно историкам литературы и искусства. Она была источником вдохновения для многих русских поэтов и живописцев.

В 1925 году она помогла эмигрировать Зинаиде Серебряковой и в течение длительных лет поддерживала Марину Цветаеву.

Мой отец Константин Яссеевич был известным переводчиком, основателем Международной школы синхронистов и работал в МИДе Франции. Он стал личным переводчиком трех президентов (Шарля де Голля, Жоржа Помпиду и Валери Жискар д’Эстена. Более того, он преподавал литургическое богословие в Свято-Сергиевском Богословском Институте (где долгие годы был ректором) и перевел на французский множество текстов протоиерея Сергия Булгакова и других русских богословов.

Сам я врач-реаниматолог и возглавляю отделение скорой помощи в госпитале Антуан Беклер, женат, у меня 4 сыновей, младший носит имя Яссе. Во Франции я написал несколько книг по медицине, особенно меня волнует область биоэтики. Кроме этого у меня вышло несколько книг и множество статей чисто литературных, а «Царица Тамар» это мой первый исторический роман.

А почему вы выбрали именно эту тему?

Не случайно. Согласно грузинским преданиям, род Андроникашвили (Андрониковы) происходят от византийского императора Андроника Комнина, который царствовал в Константинополе с 1183-1185гг., а его мать была грузинская царевна Ката (или Катаи), дочь Давида Строителя. После смерти императора Андроника его дети – Алексей и Ирина – бежали в Грузию, где нашли убежище при дворе своей родственницы Тамары. Одна из героинь и «рассказчиц» моего романа именно эта Ирина.

Мои предки жили в тех местах Кахетии, где царствовала Тамара Великая (1166-1213), так ее именуют теперь. Ведь в православии она причислена к лику святых.

А вы бывали в Грузии?

Да, я был там два раза и мы с женой объездили все места, где жила Тамар, видели монастыри, которые она открыла, но многое разрушено. Я проникся необыкновенной красотой этих мест, слушал монастырское пение и почувствовал, что постсоветский дух постепенно заменяется на православный. Ведь Грузии повезло, у нее прекрасный, мудрый патриарх Илия!

Читать еще:  Для мусульман настал Праздник разговения

Мой старший сын даже превзошел нас, он был на родине предков три раза и объездил такие уголки, в которые мы не попали. Он очень увлечен этой страной, хотя сейчас работает в Казахстане…

О царице Тамар (или как привыкли говорить «Тамара») писал Шота Руставели, ведь вся его поэма «Витязь в тигровой шкуре» это настоящие гимны ей: «…Лев, служа Тамар-царице, держит меч её и щит ». Множество поэтов современников воспевали ее красоту, послушание и религиозность. Кстати, 2013 год в Грузии был объявлен патриархом Илией годом царицы Тамары. Какие недостающие детали ее жизни вы хотели донести до читателей в вашем романе?

Действительно, о ней много написано, но, тем не менее, не будем забывать, что она жила почти 1000 лет назад, и поэтому многие события и ее государственные подвиги во многом заслонили женщину.

А ведь она, прежде всего, была именно женщиной, которая управляла боевыми бригадами грубых рыцарей. Это были витязи в тигровых шкурах, с мечами и очень серьезными намерениями.

Скажу вам, что Тамар нужно сравнить со святой Жанной д’Дарк, их разделяет всего 200 лет, но по силе, мужеству и святости они схожи. Невероятно себе представить, что Тамар хрупкая, нежная, красивая и очень религиозная женщина смогла так преуспеть, объединить Грузию и создать на ее территории христианское государство. Для Кавказа это еще сильнее, чем для Европы.

Она разрушила уклад «домостроя» и, может быть, внесла своего рода струю «эмансипации». Вспомним, как она терпела издевательства своего первого супруга Георгия-Юрия (порочного красавца и брутального пьяницы, сына Андрея Боголюбского). Она молилась за него, советовалась с Патриархом, но в результате ее двухлетнего терпения она, проливая слезы, отправила его в изгнание, одарив его несметными сокровищами.

В моей книге я описываю Георгия и уделяю ему достаточно много страниц, а милость его жены, ответ ее на его жестокость не имеет границ. Есть глава «Конец Юрия» посвященная его гибели. При всей своей телесной хрупкости Тамар обладала «стальным» характером. Она была как бы обречена на это царство, поставлена Богом для укрепления христианского мира в период после ослабления Византии.

Ведь в 1195 году она одерживает победу над иранским султаном Ардебильским, а в 1203 году над султаном Алеппским (сирийским), что приносит ей великую славу. Но, несмотря на все эти победы, она оставалась царицей прощающей врагов своих. Когда войско повстанцев было уничтожено:

«Она не высказала ни одной претензии Чиаберу, чьи войска были разбиты несколько раз. Она послала патриарха Феодора во главе посольства Гугути для мирных переговоров. Во имя Всевышнего и самых священных принципов чести, верности своему слову, родоначальников царства, династии и себя самой, она попросила повстанцев покаяться, разоружиться и прийти для церемонии благодарения и примирения».

Я всегда увлекался историческими романами, особенно Дюма, Вальтером Скоттом и Робертом Харрисом его исторические романы о Древнем Риме и Помпеях могут служить примерами прекрасного языка, воображения и фактических деталей. Свой роман я построил именно по этому образцу. Рассказ об одних и тех же событиях идет от двух совершенно разных людей, с двух точек зрения Ирины и Григола.

Несмотря на то что Тамар управляла «мужским коллективом», а, следовательно, это подразумевало бы жестокость с ее стороны, известно, что за 31 год ее правления ни один человек не был наказан даже плетью без ее ведома, без того, чтобы она лично не разобралась в вине человека.

Меня как читателя поразил язык повествования. Это как бы поэзия-проза, некая мелодия древних сказаний. Мне кажется, что переводчик очень хорошо угадал эту языковую музыку. Что касается многочисленных царских охот, меня особенно поразило описание охоты на медведя. Вы так подробно описываете это, что кажется, вы сами пережили все это в подробностях. А какие, на ваш взгляд, самые удачные места?

Трудно автору говорить об этом. Но мне показалось, что переводчик с особым увлечением и даже страстью перевел места многочисленных битв, бегство из Константинополя, сложные дворцовые интриги и многочисленные заговоры, и, как вы заметили, охоты:

«Открылась охота, характерная для этого времени года: на серебристую лисицу, на волка, на белую куропатку, на снежного барса. Тамар любила охотиться, пуская коня через реки. Слыша свист ветра, мчась галопом со сворой собак или наоборот, осторожно ступая. Чтобы застать дичь врасплох…».

Вардзиа. Фреска на стене Успенского храма

В своей книге я уделяю место и строительным талантам Тамар. Она ведь построила монастыри, провела оросительную систему, после разорения арабами Кахетии «пшеничные поля тут были превращены в каменистые равнины, а старинные виноградники систематически вырубались».

Тамар сама выезжала на место будущего строительства оросительного канала речной сети Алазани вместе с географами и архитекторами. Это был смелый план, мысль о сооружении подобного канала в Кавказском регионе никогда и ни у кого не возникала.

Это поистине грандиозное дело длилось много лет, в результате Кахетия преобразилась в цветущий край.

Получается даже странно, что ваша семья бежала из СССР именно в Стамбул, а ваш роман начинается с бегства Ирины и Алексея в обратную сторону. Очень страшно описано это бегство, почти как исход Белой армии из Крыма в 1920 году: «Алексей взял Псалтырь, который я протянула ему. Он подошел к группе матросов, открыл наугад и начал громко читать. Совершая модуляции голосом, как он слышал в церкви с детства Через несколько мгновений тишины один из мужчин запел заупокойную песню греческих моряков. И весь экипаж присоединился к нему… «Вечная память». Эта молитва-пение сначала медленно пошла по поверхности моря, окружила корабль, охватила всех нас, усилилась, ударила в землю, перекинулась от скалы к скале, все набирая силу, все ускоряясь и ускоряясь. Она хлынула на небеса».

Да, конечно, это рассказ и об Исходе, который пережила моя семья. И, безусловно, когда я писал роман, я невольно вспоминал рассказы моего отца и все, что я знаю о русской и грузинской эмиграции во Франции. Все мы сохранили свою веру, стараемся передать ее детям, молимся о сохранении традиций. Мой младший сын Яссе назван в честь прадеда, и я надеюсь, что история Тамар не только для моих сыновей, но и для молодого поколения грузин и русских будет интересна и поучительна:

«Тамар шла по коридору, не двигая плечами, как это делают танцовщицы. Казалось она скользит по земле. Перед ней шел охранник, несший факел, а одна из ее придворных дам шла сбоку. Я поздоровалась с ней, но она не остановилась и не обняла меня: «давай Ирина пойдем к тебе». Два охранника остановились у моей двери. Я узнала в одном из них участника сабельного турнира. Он присутствовал на приеме накануне, и, как мне показалось, его жена сидела рядом с Краван Джакели. Его взгляд был беззлобным и преданным, но он был готов разорвать в клочья любого ради своей царицы».

Во дворце Тамар непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. Она особенно любила монашествующую братию, и приближала к себе людей, живших праведной жизнью. Эти сцены жизни проходят через всю вашу книгу. Именно тогда в Картлии были построены церкви Икорта, Кватахеви, в Тбилиси Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Я видела только на фотографиях уникальный монастырь, высеченный в XII веке в скале…

К сожалению от Гегутской крепости остались только развалины. Но недаром время правления святой царицы Тамар называют «золотым веком» культуры и расцветом церкви. Она была необыкновенно щедра к нищим, постоянно посылала своих доверенных во все концы света, даже на Синайскую гору, чтобы они рассказывали ей о нуждах христиан, печалилась о церквях, особым попечением были монахи и монастыри причем ее щедрость достигала Македонии, Болгарии, Кипра и Святой горы.

Через 800 лет после смерти Тамар о ней до сих пор помнят и пишут как об « ангеле четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг». Вот и вы взялись за столь интересное описание ее жизни. Но ведь до сих пор неизвестно место ее захоронения! Зная, что враги захотят отомстить ей даже после смерти, она завещала захоронить себя тайно. Как написано в летописях: « Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого».

Беседовала Ксения Кривошеина, Париж

Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства

С именем грузинской царицы Тамары связывают успешные завоевания, расцвет культуры и торговли, распространение христианства.

Если бы ученые изобрели машину времени, вы бы вряд ли захотели побывать в Грузии XI века. Кровопролитная война с Византийской империей, закончившаяся поражением, междоусобицы, вторжение турок и непосильная дань — таковы реалии этого времени. Однако все изменилось с восшествием на престол Тамары. Правление мудрой и справедливой царицы по праву называют «золотым веком» Грузии, периодом блистательного взлета. Великие свершения правительницы со временем обратились в легенды и мифы.

Биография царицы Тамары

Восхождение на престол женщины в XII веке — явление из ряда вон выходящее как для Грузии, так и для всего мира. Наследники и элита, как правило, такому исходу событий всячески препятствовали. Впрочем, и отец Тамары Георгий III изначально не собирался отдавать бразды правления дочери. Он был опекуном Давида, сына своего старшего брата, и лелеял мысль: юноша станет следующим правителем. Однако судьба распорядилась иначе — разгорелись междоусобицы, и Давид исчез. То ли был убит, то ли скрылся под чужим именем. О его судьбе историки спорят до сих пор.

В 1178 году Георгий III сделал Тамару своей соправительницей. Он решил не искушать судьбу, догадываясь, какие препятствия будет строить знать на ее пути после его смерти. Особых надежд на дочь царь не возлагал, а зря. Во-первых, она была прекрасно образована. Во-вторых, обладала талантом дипломата. Учитывая, что Грузию окружал мусульманский мир, это было необходимостью. В-третьих, Тамара сочетала в себе, казалось бы, несовместимые качества: милосердие, чисто женскую мягкость и вместе с тем — несгибаемую волю военачальника, стремление идти до победного конца.

Хрупкая, застенчивая девушка, когда нужно, стояла на своем до последнего. Воспевая эти качества в поэмах, грузинский народ нередко перегибал палку, что затрудняет объективную оценку личности Тамары. Так, восхваляя царицу, грузинские летописцы утверждали, что она запретила применять телесные наказания и смертную казнь. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — писал Басили Эзосмодзгвари (XIII век) в труде «История царицы Тамар». Между тем, эти сведения не соответствуют исторической действительности. Наказания применялись, хотя и редко.

Славу великой правительницы Тамара приобрела благодаря своим завоеваниям. После смерти отца она была повторно коронована. Не теряя времени, царица приступила к делу: реформировала войско по феодальной системе, ввела систему военных округов и воинскую повинность; солдат, прежде чем отправлять на поле боя, обучали их ремеслу. Особое внимание теперь уделялось разведке.

Тамара понимала, что нападение турок на Грузию неизбежно: слишком выгодным было расположение царства. Она выбрала тактику наступления. Это был смелый шаг, ведь численность турецкого войска значительно превышала численность грузинского. Однако суровая дисциплина и опытные военачальники сделали свое дело, и грузинская армия одержала победу над турками в Южной Армении. Список завоеваний за 27 лет правления легендарной царицы впечатляет: почти весь Кавказ, бывшие византийские провинции, несколько иранских городов. Войска Тамары успешно отразили нападения объединенной мусульманской армии. Грузинское царство еще никогда не было таким могущественным. Увы, от этого могущества не останется и следа, когда придет самый опасный противник — монголы.

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.

Читать еще:  Патриарх Сербский Порфирий вновь посетил Черногорию

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

Правление царицы Тамары

Тамара, помимо прочих достижений, покровительствовала искусствам, литературе и науке. Надо отметить, что культурное достояние Грузии в XII веке было уникально. Царство располагалось на пересечении торговых путей, и в культуре удивительным образом сочетались христианские и персидские традиции. Однако после многочисленных вражеских набегов обширное достояние серьезно пострадало.

В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка.

Многие предания рассказывают о романтических отношениях Тамары и выдающегося поэта Шота Руставели

И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.

Великая правительница умерла в период с 1209 по 1213 год. Место ее захоронения неизвестно. Тамара до сих пор остается излюбленной героиней грузинского фольклора, да и не только грузинского. У каждой народности Кавказа найдется парочка-другая историй о Тамаре — справедливой и отважной царице.

Несколько слов о царице Тамаре

  • Вера
  • РЭО
  • Власть
  • Общество
  • Культура
  • Св.холм
  • Видео
  • Планета Русь
  • Журналы
  • Журнал «Переправа»
  • Параклит
  • История_Отечества
  • Агро
  • Вверх
  • Переправа (Шестое чувство)
  • Переправа-ТВ
  • Планета_Русь
  • Агро
  • Параклит
  • СМИ
  • Авторы
  • МЭК
  • Лествица

«Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!»

Женская судьба нашей сегодняшней героини, родившейся примерно через двести лет после великой княгини Ольги и умершей за шесть веков до Екатерины Великой, во многом удивительно схожа с судьбами этих выдающихся российских правительниц. Вот лишь некоторые параллели.

Как и Ольга, она всемерно содействовала распространению христианской веры — не только в своей стране, но и в соседней Осетии; была красива, необычайно мудра и любима соотечественниками. У нее был один сын, Георгий IV Лаша, который погиб в борьбе с полчищами Чингиз-хана (вспомним смерть от печенегского меча единственного сына княгини Ольги — воина-Святослава).

Как и Екатерина, она создала мощную империю, простиравшуюся от Понта Эвксинского (Черного моря) до Гургана ( Каспия ) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу ) до Дербента ; была прекрасно образована, покровительствовала философам, писателям, поэтам, зодчим. Ее почти 30-летнее правление (всего на пять лет меньше Екатерининского) называют «Золотым веком» Грузии.

Детское потрясение

Как сейчас помню тот неподдельный детский восторг от принесенного мамой (любительницей и доставальщицей дефицитных книг в далекие советские годы) подарочного фолианта, выпуск которого тогда, в 1962 году, приурочили, скорее всего, к условному 800-летнему юбилею автора — Шота Руставели (точных данных о времени его рождения нет). Невозможно было забыть те потрясающие графические иллюстрации с изображенными на них неземной красоты женщинами и благородными мужчинами-воителями. Даже имена их остались в памяти на всю жизнь — Тинатин, Автандил, Нестан-Дареджан, Тариэл…

Уже много позже, повзрослев и прочитав эту историю о самоотверженной любви и бескорыстной дружбе, я узнала имена переводчика этого шедевра грузинской литературы XII века — Николай Заболоцкий (поэт и переводчик) и художника-иллюстратора — Сергей Кобуладзе (книжный график, театральный художник, живописец). Как и легендарную « love story » поэта к царице Тамар (о ней рассказ впереди).

А пока вслушайтесь в музыку начальных строк поэмы, написанной легким напевным стихом шаири , которым без малого девять (!) столетий. Может быть, вам тоже захочется ее прочитать.

Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.

Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?

Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит.

Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.

Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!

Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.

Мне пером была тростинка, тушью — озеро агата.

Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата.

Мне приказано царицу славословить новым словом,

Описать ресницы, очи на лице агатобровом.

Перлы уст ее румяных под рубиновым покровом

Даже камень разбивают мягким молотом свинцовым.

Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней.

Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей…


Царственная лилия

«Если сравнить Церковь с дивным садом, — пишет священнослужител ь Грузинской Православной Церкви , Архимандрит , богослов , миссионер , духовный писатель и публицист Рафаил (Карелин) , — то царица Тамар будет царственной лилией в этом саду. Кто произносит в молитве ее имя, тот ощущает духовное благоухание, как небесных цветов, построенных ею монастырей в сердце гор, часовен на вершинах скал и воздвигнутых в долинах храмов и соборов, величественных, как утесы Кавказа. Кто произносит в молитве ее имя, тот слышит звон колоколов, возвещающих о победе над врагами креста. Кто произносит ее имя, тот видит голубой и алый цвет зари на небе Грузии, в лучах которой меркнут луна и звезды.

Большинство народов мира в своих песнях и сказаниях называли май самым прекрасным месяцем года. Его первый день посвящает Грузинская Церковь царице Тамар, может быть, потому, что ее царство было самым светлым и прекрасным днем в жизни Грузии.

. При царице Тамар Грузия достигла вершины своего могущества».

Святая благоверная царица Тамар (Тамара) из древней грузинской династии Багратиони родилась в далеком XII веке (около 1165 года) в семье царя Единого Грузинского царства Георгия III (1156–1184) и его супруги Бурдухан, дочери царя Алании (Осетии) Худана. Уже в 13-летнем возрасте, в связи с отсутствием наследника мужского пола, она венчается на царство и становится соправительницей своего отца.

Тамара и Георгий III

Через шесть лет царь Георгий III умирает и 20-летняя наследница занимает грузинский трон с титулом мепе (царь) — впервые в истории Грузии. Не без недовольства некоторых знатных вельмож. А вот простой народ, особенно вдовы и сироты, о которых всемерно заботилась молодая царица, ее боготворил. «Я — отец сирот и мать вдовиц» — было жизненным кредо (девизом) Тамар. Грузинские сказания прославляют ее красоту, кротость, миролюбие, мудрость и религиозность. Да и в поэтических сказаниях других народностей Кавказа о ней говорится только с благоговением.

Отличаясь благочестием и продолжая начинания своего отца и деда, святого благоверного царя Давида III Агмашенебели (Строителя) (1089–1125), «как царской короной, украсила царица Тамар вершины гор каменными крестами, воздвигла в горных ущельях и дремучих лесах храмы и монастыри, а в равнинах — соборы, будто неприступные крепости. Казалось, вся Грузия устами алтарей поет гимн Богу» ( Архимандрит Рафаил) .

Она довершила строительство монастыря Вардзиа (Успения Пресвятой Богородицы) — уникального пещерного комплекса в долине реки Кура. Здесь на протяжении девятисот метров в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено около шестисот помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек, которые уходят на пятьдесят метров вглубь скалы и поднимаются в высоту, равную высоте восьмиэтажного дома (примерно 25 метров!). Именно в Вардзиа провела последние годы своей жизни царица Тамар.

Этот монастырь был и оборонительным сооружением на юге Грузии — через три потайных хода неожиданно для иранских захватчиков (по большей части) появлялись тысячи грузинских воинов…

Интересно, что за годы правления царицы Тамар дважды в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и оба раза находили в грузинской земле общую могилу.

В двадцати километрах от Тбилиси она построила монастырь Бетания — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в одной из церквей которого сохранилась фреска, изображающая царицу Тамар. Впрочем, фрески с изображением красавицы с миндалевидными глазами и стрелообразными бровями, чертами лица скорее осетинскими, чем грузинскими (по отзывам специалистов), можно встретить в каждом грузинском храме (Вардзиа, Кинцвиси, Бетания, Тимотесубани и других).

Не забывала грузинская царица и материнское отечество — Аланию. Известный русский подвижник и духовный писатель святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) приводит такое Церковное Предание: «Одни из развалин в Карталинском ущелье (в Северной Осетии) составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии».

Восстановила Тамар и грузинский монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII веках на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Интересно, что в восстановлении этого монастырского комплекса, сильно пострадавшего от крестоносцев в годы их пребывания в Святой Земле, самое деятельное участие принял уже упоминаемый нами Шота Руставели — казнохранитель царицы и придворный поэт. Его портрет, единственный в мире (!), сохранился до нашего времени на одной из колонн главного монастырского храма. Здесь же, по преданию, он и похоронен.

Царица и поэт

Кто первым придумал эту не лишенную романтического ореола легенду, неизвестно. Но вот уже на протяжении многих и многих лет она передается, как говорится, из уст в уста, не имея под собой никаких достоверных источников. Кроме нескольких руставелевских строчек, в том числе и приведенных выше, которые, согласитесь, можно интерпретировать как угодно и с какой угодно целью.

В двух словах суть этой легенды такова (прошу прощения за далекое от совершенства перефразирование популярной когда-то песенки):

Жил был когда-то поэт

В горной прекрасной стране,

И он царицу любил —

Ту, что любила другого.

Бросил тогда он свой дом,

Бросил родную страну

И, удалившись в далекий монастырь,

Окончил свою жизнь безутешным иноком…

Но сам Руставели в заключительных строках своего «Витязя…» разбивает эту «гипотезу» в пух и прах. Судите сами:

Божеству грузин Давиду, что грядет путем светила,

Чья с восхода до заката на земле известна сила,

Кто для преданных — опора, для изменников — могила,

Написал я эту повесть, чтоб досуг его делила.

Мне ли петь дела Давида, возглашая славу слав?

Я служил ему стихами, эту повесть отыскав…

Согласитесь, о сопернике говорят совсем другими словами или не говорят вовсе.

Достоверно же известно то, что полугрузинка-полуосетинка царица Тамар была счастлива во втором браке (1188 год) — с другом детства, осетинским царевичем Сосланом (в крещении Давидом) Царазоном, воспитывавшемся при грузинском дворе . Как отмечали грузинские летописи, «он был юноша красивый, хорошо сложенный, широкоплечий, имел лицо красивое и умеренное телосложение; по своему происхождению он вполне был проворен и силен и превосходил всех своей отвагой и умением стрелять из лука, верховой ездой и горцеванием, ученостью и добротой ». Пышную свадьбу, для которой, по народному преданию, было зарезано сто коров и двести волов, сыграли в Тифлисе.

Будучи мужем и соправителем Тамар, Давид-Сослан принимал активное участие в государственных делах и руководил многими военными операциями, принесшими славу Иверии. Нельзя не отметить тот замечательный факт, что этот блестящий полководец не проиграл ни одного сражения!

Столь прочный семейный союз, в котором родились сын Георгий и дочь Русудан, продлился двадцать лет, до кончины в 1207 году Давида-Сослана. 45 (48)-летняя царица Тамар пережила мужа всего на год (по другим источникам, на пять лет).

Невестка Андрея Боголюбского

Но почему царица Тамар вышла замуж повторно? Что случилось в эти три года — с момента ее воцарения до второго бракосочетания?

Итак, в 1185 году царем Грузии стала 20-летняя девушка. «Разве может женщина быть во главе Иверии?» — государственные мужи решили в срочном порядке выдать ее замуж. Один из них предложил очень выгодную кандидатуру — Юрий Андреевич, младший сын самого великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, после смерти которого брат последнего, Всеволод Большое Гнездо, вытеснил племянника из русских земель к половцам. Сказано — сделано: в конце того же года поспешно сыграли свадьбу.

Но — увы! — как пишут грузинские и армянские историки, в повседневной жизни молодой царь, хотя и возглавлял успешные военные походы, показал себя далеко не с лучшей стороны. Около двух лет Тамара терпела бесчинства мужа, а потом решилась на беспрецедентный по тем временам шаг: расторгнуть брак.

Читать еще:  В Украине могут легализировать однополые «браки»

В 1188 году Юрий с достаточными материальными средствами был выдворен из Грузии в Константинополь . Дважды (в 1191 и в 1193 годах) он пытался вернуть себе грузинский трон (видимо, у него было здесь немало сторонников, а вернее, противников царицы), но оба раза был разбит приверженцами Тамар. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Соответствует ли это истинному положению вещей? Ответить однозначно на этот вопрос за давностью лет невозможно. В «Сказании о Русской Земле» Александра Нечволодова (1864–1938), историка, военного и общественного деятеля, действительного члена Императорского русского военно-исторического общества, об Юрии Андреевиче, бывшем с 1172 по 1174 годы новгородским князем, сказано следующее: «Этот беспокойный человек принужден был искать счастья в Грузии, но не ужился и там и окончил жизнь неизвестно где».

Ангел-хранитель Грузии

Ну а мне закончить эту «женскую историю» хочется замечательными словами Архимандрита Рафаила: «Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие». Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство»». Народ и история назвали ее великой, но это было не только величие ее побед, но и величие ее христианской души, которое сияет нам через мглу веков. …Она стала не только царицей, но матерью и Ангелом-хранителем народов Грузии».

Ольга Глаголева

Несколько слов о царице Тамаре

Царица Тамара – культовая фигура в грузинской истории. По рейтингу популярности она обгоняет и Давида Строителя и Вахтанга Горгосала. За пределами Грузии ходят различные мифы о её личной жизни, а в самой Грузии ей приписывается строительство различных замков. Во всяком случае, «замок царицы Тамары» или «мост царицы Тамары» можно встретить много где. Удивительно, что при такой глобальной исторической значимости в истории её жизни много неизвестного. Например, не известен точно год рождения, год смерти, неизвестен год знаменитой битвы при Басиани. Есть и другие странности.

Памятник Тамаре в Ахалцихе, 1999 год.

Тамара получила не вполне обычное для Грузии тех лет еврейское имя, означающее «финиковая пальма». Библейская Тамара, известная в синодальном переводе как Фамарь, была хананеянкой, которую праотец Иуда выдал замуж за своего старшего сына, потом за среднего, а потом она обманом вступила с ним в связь и родила Фареса, прямыми потомками которого были царь Давид, Соломон, Христос, и грузинская династия Багратионов. Тамара – первое женское имя в геналогии Христа, и её считают матерью-основательницей всего роды Иуды (иудеев).

Вероятно, царь назвал дочь именем Тамары для того, чтобы подчеркнуть происходение династии от библейской Тамары.

Само имя библейской Тамары претерпело в истории ряд изменений. Евреи писали его через букву «тав», которая читалась или как Т или как английское th. Греки при переводе Библии передали имя не через обычное Т, а через букву «тета», которая тоже читалась как Т, но в поздней античности стала читаться Ф. В древнерусской Библии Тамара писалась через «фиту», как Феофил, Феодор и Теология, а поскольку до XII века все слоги должны были оканчиваться на гласный, то к имени прицепилась буква «ерь» (краткое И) и получилась ФАМАРЬ. В армянском и грузинском языках была своя буква для передачи греческой «теты», и она читалась не совсем как Т, но очень близко. Странно, что в русском языке при ликвидации фиты Фамарь стала писаться через Ф, а не через Т, как произошло со словом «теология». Саму же Тамару в России ещё в середине XIX века писали то как ФАМАРЬ, то как ТАМАРЬ, иногда в одном и том же тексте.

Ранние годы

Она родилась в 1160 или в 1166 году. Её отцом был царь Георгий III, а матерью – дочь царя Алании. По случаю рождения дочери царь построил храм Рождества Богородицы, известный впоследствии как церковь Дидубийской Богоматери.

Ей было 10 или 13 лет, когда Грузию посетил беглый родственник императора, Андроник Комнин. В 1177 году Русудан, младшая сестра Тамары, вышла замуж за Мануила, сына Андроника.

Первые исторические события, которые она увидела в своей жизни – это мятеж 1177 года.

В 1177 году против царя Георгия восстал клан Орбели(ани), базировавшийся тогда в крепости Лори. Князь Иване Орбели нашел Демну (Дмитрия), сына Давида, сына царя Деметре I, и начал войну за завоевание царского трона. На помощь царю прищла армия ширваншаха Ахситана, который был (по одной из версий) женат на сестре Тамары. Эта война была проиграна, сам Иване погиб, а клан Орбели изгнан. Демна был ослеплён, а позже погиб в тюрьме. Существует забавная альтернативная версия событий, согласно которой Демна выжил, скрылся, влюбился в Тамару, назвал себя Шота из Рустави (Руставели) и посвятил Тамаре известную свою поэму.

Итак, мятеж был подавлен, но ситуация оставалась нестабильной и царь, не имеющий сыновей-наследников, решил заранее короновать свою дочь. Таким образом, в 1178 году Тамара была официально коронована в Уплисцихе. Отчего именно здесь – непонятно.

Расшифровывается так: «Царь царей всего востока, дочь Георгия, Тамар, которая да долгоденствует«. Из этого текста следует, что портрет прижизненный. Датировка портрета 1180-м годом несколько спорная. Велики шансы, что это все же 1184 год.

Тамара и парламентаризм
Гибель Комниных
Правление
Первый и второй брак

Мужем отчего-то был выбран некий Юрий, живущий в степях северного Кавказа. Считается, что он был сыном Андрея Боголюбского, убитого в 1174 году, хотя это вообще-то не доказано. Юрий однозначно был русский и православный, и его пригласили в Грузию в 1185 году – в том самом году, когда князь Игорь ходил на половцев.

Так произошел первый грузинско-российский контакт, если не считать сражение с русскими дружинами на Куре в 1174 году (тем более, что историчность его не доказана). Этому контакту свойственны все признаки последующих: непонятно откуда взявшаяся переоценка и затем разочарование.

гегутский дворец

Из Дидубе они переехали в Тбилиси.

В 1191 году взбунтовались имеретинцы и сваны. Восставшие вызвали из Византии Юрия и предложили ему отбить трон. Юрий с войском дошёл до Кутаиси, занял царский дворец Гегути и был там коронован. Ему удалось склонить на свою сторону почти всю Западную Грузию и совершить несколько походов на восток до самого Гори. Об этих событиях подробно рассказывает хроника «История и восхваление. «

Внешняя политика

Пока Тамара воевала с Юрием, в Азии погибало государство сельджукидов. В 1191 году Торгул III, последний султан-сельджукид, лишился власти, и султаном стал Кызыл-Арслан, атабег Азербайджана. Его убили в 1194 году и среди тюрков начались междоусобия. Победил некий Абу Бакр, который убил своего старшего брата, а младший, Амир Михран, бежал от него в Ширван и затем в Тбилиси. Он попросил помочь ему удержать Ширван, и царица Тамара согласилась. Грузинская армия двинулась на Ширван. Ей на помощь вроде бы пришла армия Ширваншахов.

Армия Абу Бакра укрепилась в городе Шамкоре. 1 июня 1195 года Давид Сослан предпринял двойной штурм Шамкора – одна часть армии атаковала ворота, вторая обошла город и напала на него с противоположной стороны. Так произошла знаменитай Шамкорская Битва, в которой Абу Бакр был разбит и отступил в Гянджу, которую тоже пришлось сдать. Давиду досталось в виде трофея знамя халифа, которое Тамара потом подарила Гелатскому монастырю для украшения иконы Хахульской Богоматери.

Шамкор отдали ширваншаху на условиях вассалитета, Амир Михрана объявили новым атабеком в Гяндже, но через год он был отравлен, и конфликт с Абу Бакром принял затяжной характер.

Через несколько лет началась война за Армению, вернее, за её южную часть. Северная область Сомхити вошла в состав Грузии еще в 1118 году. В центральной же Армении с X века укрепилась курдская династия Шаддадидов. Столицей их был город Двин, потом Ани.

В 1199 году на Ани двинулась грузинская армия под управлением братьев Мхаргрдзели (Захарии и Ивана). Настоящая их фамилия была Закаряны. Они выбили Шаддадидов из Ани, и образовали там вассальное княжество. Отсюда они начали понемногу отвоевывать другие армянские крепости. В 1201 году они заняли Бжни, а в 1203 отвоевали у мусульман Двин. Так армяне-Закаряны постепенно очистили от турков Армению, установив там армянское, но лояльное Тамаре правление.

Сельджуки забеспокоились. Румский султан Сулейманшах II начал готовить масштабную войну. Проблема была не столько в усилении Грузии, сколько в общей деградации и распаде сельджукских государств. Султан надеялся восстановить империю Великих Сельджуков. Первый конфликт с султаном случился еще в 1201 году, когда Сулейманшах захватил владения эрзурумского малика, на тот момент – вассала Грузии.

Армия султана базировалась в Эрзуруме, грузинская – предположительно в Вардзии. Считается, что Тамара выступала перед армией с балкона Вардзии и оттуда же провожала еармию на войну. Турки вышли из Эрзурума и встали лагерем в долине Басиани, северо-восточнее Эрзурума. Давид Сослан сумел скрытно подойти к Басиани и внезапно атаковать лагерь султана. Несколько грузинских атак было отбито, но в итоге турки отступили, сам султан был ранен и бежал в Эрзурум.

Детали битвы при Басиани неизвестны. Даже неизвестно, когда она произошла – в 1201 или 1204. Один исламский хронист относит ее к 598 году хиджры, который кончился в октябре 1202 года. Считается, что у султана было около 250 000 человек, у Давида – 90 000. Грузинская армия потеряла 2-5 тысяч человек, турецкая – вроде бы 180 000. Но все это очень приблизительно. Тем не менее, это была победа немыслимых масштабов, во многом напоминающая Дидгорскую битву. Героями дня стали три человека: Давид Сослан и братья Мхаргрдзели.

Мхаргрдзели воспользовались ситуацией и в 1206 отвоевали Карс. Затем они двинулись к озеру Ван, но не смогли взять город Ахлат (1209). Около озера появились армии Айюбидов, и это затормозило дальнейшее продвижение. В том же году султан Ардебиля напал на Ани и устроил резню христианского населения. В ответ Мхаргрдзели совершили поход на Ардебиль и тщательно разорили этот город.

Создание Трапезундской империи
Смерть и погребение
Последствия

Личность царицы Тамар запечатлелась в памяти народа надолго, обросла мифами и легендами. Размножились замки, якобы ею построенные, и места, где она якобы похоронена. Например, в сванском селе Ушгули есть замок Чажаши, который считается её летней резиденцией. Впоследствии Тамара была канонизирована. За что именно — вопрос не вполне прояснённый. Несмотря на канонизацию, храмов Тамары практически нет, и каких-то древних икон с её изображением тоже.

14 мая отмечается день царицы Тамары, который называется Тамароба. Сейчас он отмечается в основном в двух городах — в Ахалцихе и Тбилиси. В Тбилиси главное место праздника — храм Дидубийской Богоматри. В Ахалцихе в 1999 году ей воздвигли памятник. Весной 2012 года появился страшноватого вида памятник в сванской Местии.

Двойники

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и «замка Тамары». Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся — непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Сюжет с любовниками впервые упоминает, кажется, французский путешественник Жан-Франсуа Гамба в своей книге 1826 года. Он пишет так:

Если можно верить преданиям старины, этот замок принадлежал в средние века княжне Дарье, взимавшей высокую дорожную пошлину со всех проезжавших и задерживавшей тех, которые ей нравились, для того, чтобы они разделили с ней ложе; она приказывала сбрасывать в Терек тех любовников, на которых, как ей казалось, у нее были причины жаловаться.

Пушкин явно читал Гамба и кратко упоминает уже «царицу», а не княжну Дарью:

Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелью: сказка. Дариал на древнем персидском языке значит ворота.

И только Лермонтов в стихе «Тамара» (1841) прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет, мы не знаем. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером.

Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме «Владикавказ-Тифлис» и в поэме «Тамара и Демон» (1924). В 1928 году сюжет попал в «Золотой телёнок». Неудивительно, что в России двух Тамар начали путать. Удивительнее то, что эта традиция просочилась в полунаучную литературу. Например, популярный российский псевдоисторик А. Б. Широкорад считает их одним лицом и выдаёт фразу типа: «А тем временем Тамара предавалась утехам. Возможно, Михаил Юрьевич перебрал, утверждая, что она ежедневно меняла любовников, а наутро «с плачем безгласное тело спешили они унести». Но основания у поэта явно были». И это в как бы серьёзной книге про как бы историю Грузии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector