0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неудобные вопросы об иконописи — беседа двух иконописцев

Содержание

Откровение иконописца. Щепетильный денежный вопрос. Часть 1.

Здравствуйте, мои дорогие, подписчики и гости моего канала!

Как-то все не получается себя засадить за новые статьи. Интересных идей много, а как их оформить, так руки не доходят, и висят они у меня нескончаемыми черновиками.

Но я сегодня не об этом. Мне нередко пишут в комментариях предложения писать иконы бесплатно. И я все же решилась поговорить о такой щепетильной теме, как деньги, о сроках написания, и хоть немного приоткрыть мир иконописи с другой стороны.

Как сказала моя кума иконописец, когда я только собиралась ехать в иконописное: «Станешь иконописцем, всю жизнь будешь ходить голодранцем.» (как в воду глядела).

Вообще иконопись это не ремесло. Вернее её ни в коем случае нельзя превращать в ремесло.

Иконопись не может быть поточной, в плане штамповки, как на станке. И когда ты начинаешь профессионально заниматься иконописью, видишь все эти натуральные материалы, чувствуешь тяжесть доски, увы, ( это видимо профессиональная болезнь) литография обесценивается. Всегда хочется чего-то настоящего и натурального.

Иконописцы не могут молиться на иконы писанные их рукой — раздражают собственные ошибки. А на хорошие иконы и подавно, невозможно молиться — начинаешь ползать по ним взглядом, как таракан и в восхищении пускать слюни. (Вы уж простите меня сегодня, за такой бульварный слог).

Вообще людям не живущим духовной-церковной жизнью, лучше не браться за иконопись. Например, когда заключенные (почему-то их больше всего тянет на это святое дело), начинают писать, и все внутренне отражается на иконе. Смотреть на такие иконы жутковато, словно с соседа сокамерника писана (не в обиду заключенным). Все таки надо очень внимательно к этому относиться.

Один художник дерзал писать иконы, садился с сигареткой в зубах, под музычку попсовую. И снится ему сон: стоит он над ямой полной нечистот, а там его иконы плавают. Он спрашивает: «Что это?» — и слышит голос — «Вот труды твои, твоя духовная нечистота оскверняет сии образы.»

Вспоминая этот рассказ, все время думаю: «Господи, а что же мои труды?»

Это такое маленькое отступление.

Про иконописцев-голодранцев, это мягко сказано: времени на иконопись уходит много, денег на материалы еще больше, а сколько сил духовных, душевных и физических, кушать и жить тоже на что-то надо. Это не просто хобби-занятие по вечерам, иные иконы пишутся по месяцам, иные до полугода, учитывая весь световой рабочий день.

Икона — священный объект в христианской культуре: виды, отличительные черты, история

Отличия православных и католических икон

Итак. Главное отличие католической иконы от православной – большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых. Поэтому средства выразительности – фигуры и выражения лиц, яркость красок – у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы. В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.

Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери «Непорочное сердце».

Католические иконы – признаки реликвий

Условия, в которых формировалась западная ветвь христианства, привели к тому, что икона начала трактоваться не как сакральный предмет, а как иллюстрация к Библии. Сцены из Ветхого либо Нового Завета, благочестивых преданий и житий святых служили инструментами для учения и назидания – изображая их, художники предостерегали людей от ошибок, демонстрируя им пример добродетельного, праведного поведения, стойкости перед соблазнами, спасения от грехов.

В католичестве изображение основано на фантазии живописца. Он самостоятельно продумывает тему, структуру и цветовую гамму картины, а значит, произведения с одинаковым сюжетом, созданные двумя мастерами, могут выглядеть совершенно по-разному. Это позволяет с лёгкостью установить автора святыни – например, все знают, кто написал «Сикстинскую Мадонну».

Отличие православной иконы от католической хорошо заметно и по стилю работы. В частности, западные реликвии очень реалистичны – в них соблюдаются законы перспективы, композиции и построения фигур. Чтобы получить достоверное изображение, художники пользуются услугами натурщиков – порой они даже копируют лики святых со своих знакомых и покровителей! Кроме того, подобные картины всегда имеют чёткий сюжет – они посвящены конкретному событию либо празднику, или же восхваляют некую ипостась Господа.

В чём смысл икон в католичестве и православии

Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

Почитание Остробрамской иконы православными христианами

До принятия Брестской Церковной Унии 1596 года Остробрамская икона Пресвятой Богородицы считалась православной святыней. Когда в городе Вильно храмы стали переходить к униатам, этот образ сначала был перенесен в православный Свято-Троицкий Собор. Однако с 1609 года он попал под власть греко-католиков и икону вернули на прежнее место, в часовню над воротами.

В середине 17 века Чудотворная икона досталась монахам-кармелитам. Но православные до сих пор чтут этот образ, о чем свидетельствует широкое распространение списков (копий). У православных Польши, Литвы, Украины существует традиция вешать Остробрамскую икону на дверью дома, вверяя Пресвятой Богородице защиту семьи.

Отличие канонов

В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается греческими буквами МР-МФ. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент. Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором. Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».

Общие иконы

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками. Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Католическая икона «Остробрамская» («Островоротная») — слева и православная икона «Умиление» — справа

( Начало , ) Христианская история иконографии складывалась так, что православная и католическая иконы иногда менялись местами: икона, имеющая православные корни, приобретала католические черты, попадая в богослужебное католическое пространство, а католическая икона становилась православной, если она попадала в пространство православия.

Ярким примером такой трансформации является икона «Остробрамская», она же — «Островоротная». Сегодня икона находится в католическом храме г. Вильнюса, но, как говорит сказание, привезена она была из Византии и до появления в этом храме называлась Корсунская Благовещенская.

Образ Богородицы — это сохранившийся фрагмент старинной византийской иконы, на котором Дева Мария смиренно принимает Благую весть о зачатии Спасителя от Духа Свята. Давайте посмотрим на католический список иконы и православный. Православный называется «Умиление Серафимо-Дивеевская» или «Радуйся Невесто Неневестная».

Икона «Умиление»

Икона «Умиление» в православии глубоко почитаемый образ. Перед ней молился Серафим Саровский, перед ней же он скончался. Но этот образ не относится к традиционному богородичному типу «Елеуса» («Умиление»), скорее — к акафистному типу. «Умиление» — это список с «Остробрамской» иконы, которая в результате многочисленных реставраций и списков с нее приобрела много католических элементов.

Читать еще:  В Нижегородской области сомневаются, что епархия поможет спасти урожай

Однако по-прежнему видно, что основа той и другой иконы – православная. В католическом списке бросается в глаза неправославный жест скрещенных рук: левая лежит поверх правой, как и накладывание креста в католичестве происходит слева направо. В православии руки складываются по-другому — правая ложится поверх левой.

Обратим внимание также на лик обеих икон: в католическом списке глаза выпученные (на верхнем рисунке), как бы удивленные; в православном – они смиренно прикрыты и весь лик полон вдохновенного смирения. Одеяние Богородицы в католическом списке, как вообще в католической монашеской традиции: поверх белого плата, накидывается черная мантия.

Икона «Остробрамская»

В православном варианте в одежде Богородицы присутствуют традиционные красно-синие цвета, где красный — цвет материнской жертвенности Богородицы, а синий — цвет Ее Приснодевства. Нимбы отличаются немногим, но в православном списке нимб более выпуклый и более яркий, лучи исходят от головы Богородицы как от яркого теплого солнца.

В католической присутствует на голове корона, чего в православии не увидишь, а во-вторых, католический нимб традиционной формы в виде круга с острыми колючими лучами больше напоминающими терновый венец Иисуса. Существуют и другие православные и католические иконы, почитаемые и в католичестве, и в православии, например, икона «Прибавление ума». В католичестве она известна как Мадонна Лорето.

Однако, в настоящее время католические и православные традиции иконописи настолько разошлись, что вряд ли кто-то может спутать православную и католическую икону, зная особенности той и другой.

Икона «Прибавление ума»

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом. Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Конспект беседы: «Русское иконописное искусство»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМЕНИ С. А. ШМАКОВА Г. ЛИПЕЦКА

Конспект беседы на тему:

«Русское иконописное искусство»

Продолжительность – 45 минут

Возраст – 7-10 лет

Педагог дополнительного образования

«Русское иконописное искусство»

Цель: формирование у обучающихся представления об иконах, как неотъемлемой части православной культуры.

образовательные:

— сформулировать определение, понятия «икона»;

— познакомить с особенностями изображения икон, историей их возникновения;

развивающие:

— развивать умение сравнивать, анализировать, делать правильные выводы;

— самостоятельно проводить исследовательскую работу;

— развивать коммуникативные способности;

— стимулировать развитие образного и логического мышления;

воспитательные:

— формировать бережное и уважительное отношение к иконам, как к изображению святых образов;

I . Организационный момент

На фоне тихой музыки преподаватель читает стихотворение:

Педагог: Господь Свой лик явил на полотне,

Создав икону Спас Нерукотворный.

Мы этот образ в храме на стене

Увидели на полотне узорном.

II . Определение темы беседы

Педагог: — Ребята, в начале нашего занятия я предлагаю вам решить кроссворд. Слово, которое вы получите по вертикали, поможет вам определить тему. (Слайд 1)

По горизонтали:

Священная книга христиан, (Библия) рассказывающая о событиях до Рождества Христова, Рождестве, жизни и учении и распятии Христа.

Знак любви Бога к людям, его устанавливают на куполах храмов, носят на груди. (Крест).

Обращение людей к Богу. (Молитва).

Часть Библии, в которой описывается земная жизнь, слова, и дела Иисуса Христа. (Евангелие)

Часть храма, находящаяся за иконостасом. (Алтарь).

Какое слово по вертикали вы получили? ИКОНА. Это и есть тема нашей беседы.

III . Вводная беседа.

Учитель показывает икону.

Что такое икона? (высказывания учащихся).

Конечно, с этим словом мы уже встречались. А где вы видели иконы? (Дома, в храмах).

Что бы вы нового хотели узнать об иконах? (Слайд 2)

( Предполагаемые ответы: уточнить значение слова «икона». Кого изображают на иконах. Как отличить икону от картины? Кто пишет иконы? Узнать, что такое иконопись и историю её возникновения. Какие бывают иконы? Узнать технологию изготовления икон. Есть ли школы, которые учат написанию икон?).

IV . Беседа об иконах.

История появления иконописи

Педагог: — В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Она переняла от Византии православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Творчество художников и традиции создали оригинальное и самобытное явление — русскую икону.

Зарождение русской иконописи связано с именем Алимпия Печерского (Алипия), инока Киево-Печерского монастыря (умер в 1114 г). При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX — XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники.

Сведений о других русских иконописцах этого или более раннего периода не сохранилось.

Педагог: — Какова же Технология изготовления икон

Технология изготовления икон сложна и своеобразна. Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев.

Первый слой (основа иконы) — щит из деревянной доски + паволока. Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Следовательно, работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Какие цвета на иконе встречаются чаще всего и что они обозначают?

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость (Фаворский свет. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, Самого Бога. Золотой цвет обозначал Самого Бога.

Жёлтый, или охра — цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багровый, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери — Царицы Небесной.

Красный — один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни и мучений, цвет Жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнём сияют крылья приближённых к престолу Бога серафимов. Иногда писали красные фоны — как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Черный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

— Каждый ли художник может написать икону?

(ответы детей)

— Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава)- предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: быть «смиренным, кротким, благоговейным, не празднословцем, не смехотворцем, не сварливым, не завистником, не пьяницей, не вором, не убийцей; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и исповедоваться, и по их наставлению и учению жить в посте, молитве и воздержании со смирением».

Собор полагается на грамотность иконописцев в их деле, и ответственное отношение к своему труду.

Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писать образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистой Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от собственной фантазии и по своим догадкам Божества не описывать».

Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Иконописец — это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача иконописца — стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично, не думать о конкуренции, плагиате, заимствовании и т.п.

Читать еще:  Техника для активного отдыха

Существовало правило: для начинающего иконописца первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный». Эта икона имеет обычно правильную квадратную форму, на ней изображается только Лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Взор Спасителя обращен прямо на стоящего перед иконой. Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа. Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Так появилась первая икона. Авгарь, считая этот Образ охраняющим от бед, поместил Его в особую нишу над городскими воротами. Позднее образ был замурован черепицей (глиняной доской) и кирпичами. Согласно преданию, когда христиане потом открыли нишу, то увидели, что отпечатался Лик Спасителя. В 944 г. оба Образа с большими почестями перенесли в Константинополь, но после взятия города крестоносцами в 1204 г. они были утеряны. Икона Спас Нерукотворный. XII в. Новгород.

Педагог : — Теперь поговорим о Русских иконописцах

История сохранила не так много имён древнерусских 1 иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси: икон требовалось огромное количество, без них не обходился ни один дом.

Феофан Грек

(около 1340-после 1405)

Феофан Грек (или Гречин) расписал более 40 церквей в разных городах и странах. На Русь он приехал уже известным мастером. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии — через Кафу (Феодосию) и Киев в Великий Новгород, здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах.

Работы Феофана Грека: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы (слайд 4) и др.

Андрей Рублёв

(около 1360/1370 -около 1427)

Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Выл чернецом Спасо-Андронникова монастыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монашеском постриге. К числу произведений, выполненных Рублёвым, относят местный чин иконостаса Успенского собора «на Городке» в Звенигороде и фрагменты фресок этого храма. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле. Здесь великие иконописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и полу- 1 чивший название «русский». До этого времени иконостас j представлял собой невысокую перегородку.

Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре. Всем известна икона Андрея Рублёва «Святая Троица». Ветхозаветный сюжет явления Аврааму Триединого

Гога иконописцы до Андрея Рублёва передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру и слугу, по распоряжению Авраама «закалающего» тельца для угощения путников. Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символи- чирует крестную жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.

Работы Андрея Рублева: Святая Троица, икона Божьей Матери «Владимирская» (слайд 5).

(около 1440 г. — 1502/1508 г.)

Дионисий — русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. Дионисий писал храмовые росписи — фрески и традиционные для русского искусства лики святых для храмовых иконостасов — иконы. Согласно древнерусским летописям, известно, что Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III Васильевича. К работам Дионисия относится икона Божией Матери «Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Икона была написана Дионисием на старой доске от греческой иконы, привезённой из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в 1381 году. Судя по летописному сообщению, пострадавший в пожаре 1482 г. образ «Одигитрии» был точным списком чудотворной константинопольской «Одигитрии». Дионисий повторил попорченное изображение, видимо, сохранив его иконографию и композицию.

Работы Дионисия: икона Божией Матери «Одигитрия», икона «Сошествие в ад» (слайд 6).

V . Подведение итогов беседы.

Педагог: — Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.

— Понравился ли вам беседа?

— Испытали ли вы затруднения при получении новых знаний? Какие?

К вопросу об иконописи. Учитель и ученик

Рубрика: Искусствоведение

Дата публикации: 27.08.2019 2019-08-27

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Туманова, Е. А. К вопросу об иконописи. Учитель и ученик / Е. А. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62163/ (дата обращения: 12.10.2021).

Хорошим мастерам следует принимать учеников и учить их «всякому благочестию и чистоте» [4]. Об этом мы читаем в Стоглавом Соборе. Согласно его положениям, изографам воспрещается допускать в мастерскую людей с сомнительной репутацией. Ведь иконопись не терпит «дурной нравственности» и даже одной «злой мысли» [2]. Поэтому сперва мастер направляет каждого нового ученика к духовному отцу для обучения основам христианской жизни. Скорее всего, вместе с учениками он имеет общего духовника, что формирует единое мировоззрение всей мастерской, добиваясь одного взгляда на жизнь и творчество в профессиональной «духовной» семье. А это, несомненно, сплачивает учителя с учениками, приводит к их взаимному доверию. Далее, перед началом обучения, иконописец и подросток вместе возносят молитвы в мастерской, с ее патриархальным строем и высоким молитвенным духом, показывавшим, что иконопись являет собой великое, святое занятие. Ведь изограф возрастает в творчестве лишь «по мере духовного роста во Христе, в Боге» [2]. И его задача состоит в том, чтобы вырастить такого же хорошего мастера и «водворить древнее благочестие» в ученика. Думаю, добивается подобного иконник в процессе особого воспитания, когда при помощи мудрого совета и доброго слова «взращивает» в подростке кротость и набожность. Поэтому во время работы беседует он с ним о чудесах и Священном Писании. Подтверждение этому находим мы в повести Николая Полевого «Живописец», где рассказчик подчеркивает тот факт, что учитель часто прерывает работу и начинает читать жития святых [3]. Подобные действия всегда сопровождаются слезами: старый изограф стремится вызвать в сердце мальчика благоговейное отношение к святости, которую они изображают на иконах. Именно эту нелегкую задачу — задачу оказания помощи молящимся в укреплении в вере и любви — и учит решать иконописец ученика. [2, с. 159]. А в конце рабочего дня ученик обычно приступает к уборке мастерской, а иногда помогает в ведении домашнего хозяйства. К тому же изограф может посылать его на легкую работу — по ягоды, но лишь при необходимости и с согласия родителей. Однако это происходит редко, так как мастер может очень быстро лишиться учеников. [2, с. 256]. Учение длится несколько лет. Критерием готовности ученика начать самостоятельную деятельность служит соответствие требованиям в духовной чистоте. В. Лепахин утверждает, что в случае соответствия данным требованиям мастер приводит ученика к епископу и устраивает «экзамен», рассказывая епископу об ученике: об его духовной жизни, прилежании, поведении в процессе обучения иконописному делу. А затем показывает написанные учеником иконы. В том случае, если они отличаются мастерством и верностью церковным канонам, именно епископ, а не мастер, благословляет ученика на самостоятельную работу, воздавая ему такие же почести, как и его учителю. [2, с. 83]. Данное благословение можно сравнить с принесением врачами клятвы Гиппократа перед началом практической деятельности. Для иконописцев это не менее важный момент, так как они своим трудом отныне должны свидетельствовать об Истине от лица Церкви. Это огромная ответственность и служение.

Однако не всегда отношения между учителем и учеником были гладкими и «правильными». Стоглавый собор поднимал такую проблему, как проблема зависти учителя к талантливому ученику [5, с. 152]. Ведь, если данный вопрос поднимался Стоглавом, значит, мастер нередко хулил ученика, и постановление Собора было направлено на защиту талантливых учеников. Думается, порой учитель из-за зависти несправедливо принижал работы ученика и не допускал его к испытанию у епископа. Либо, по мнению Лепахина, намеренно шел на подлог [2, с. 84]. Беря в ученики сына или родственника, не обладающих способностями к иконописанию, на испытании епископу показывал не их лишенную мастерства икону, а икону талантливого ученика. И тем самым добивался разрешения члену своей семьи работать самостоятельно. Однако для иконописания был необходим талант. Поэтому церковь сразу замечала отсутствие способностей и неумение «мастера» передать внутреннее содержание иконы (одухотворенность ликов, бестелесность, нравственную чистоту Святых). В данном случае Собор призывал запрещать работать учителям таких иконописцев [5, с. 152].

Помимо этого, порой учитель не передавал ученикам мастерства «по существу» либо набирал в мастерскую большое количество учеников, что, несомненно, говорило о почете и доходе. Однако, по мнению Лепахина, не всегда спешил «передавать им секреты мастерства» [2]. Предполагаю, что он обучал их лишь второстепенным операциям, оставляя главные приемы в тайне. Поэтому он должен был подвергнуться наказанию [2, с. 85]. В данном положении проявлялась забота не только об учениках, но и о самом иконописце. Потому что иконописец, утаивая знания, данные ему Богом, грешил дважды: сначала искажал мастерство и отказывался от его передачи ученикам, а потом принимался за иконописание, в полной мере используя имеющийся опыт и знания. А значит, отказывался от преемственности традиций и намеренно ее избегал, что полностью противоречило требованиям к его нравственной жизни и лишало способности выполнять священное изображение и быть достойным таинства своего служения. [1, с. 9].

Однако потребность в иконах постоянно возрастала. Подобный спрос на иконы приводил к тому, что появлялись «мастера-самоучки», не прошедшие школы обучения иконописи. Поэтому Стоглав призывал их учиться у «добрых мастеров» [5, с. 152]. В этих мастерских происходил художественный отбор. В случае обнаружения у «самоучек способностей, им дозволяли обучаться иконописанию. В случае если они продолжали показывать свою бесталанность и после завершения обучения, им запрещали писать [2]. Однако не всегда «самоучки» могли смириться с данным запретом. Ведь для многих из них занятие иконописью было единственным способом заработка. Но Собор настаивал на том, чтобы лишенные таланта иконописцы обучались другому ремеслу [5, с. 153]. В случае невыполнения положения наступало царское наказание. [2, с. 86].

Таким образом, приходим к выводу о том, что каждому «доброму» мастеру предписывалось иметь учеников и передавать им знания и умения «по существу», в полном объеме. Учитель-иконописец должен был воспитывать в ученике нравственные качества на собственном примере и примере святых, жития которых он должен был зачитывать в момент работы. Нередко подобные действа сопровождались благоговейными слезами, что вызывало в сердце ученика преклонение перед святостью. Ведь, не испытав чувства сопричастности судьбам святых людей, изограф не мог изобразить Иисуса Христа и его сподвижников одухотворенными, не мог передать иконе особый внутренний заряд, который был необходим ей как «библии для неграмотных». Поэтому главной задачей мастера являлось обучение ученика видеть и чувствовать святость, которая укрепляла бы молящегося в вере. Но, несмотря на нравственные требования, не всегда иконописцы были справедливыми по отношению к ученикам. Поэтому отношения между ними регулировал Стоглавый Собор [5, гл. 43].

Читать еще:  В ДУМ Северной Осетии возмущены арестом Фатимы Багаевой

«Микеланджело мне отвратителен»: иконописцы об искусстве, вере, деньгах и Трампе

Профессия иконописца может показаться жутко не современной, если забыть про усиление роли церкви в России за последние годы. «Афиша Daily» поговорила с тремя художниками о том, как строятся их отношения с заказчиками, сколько они получают и что думают о современном искусстве.

Александр Лавданский

Основатель мастерской «Киноварь», 64 года

Я вырос в неверующей семье: отец был успешным инженером, занимал высокие должности. Я учился в институте прикладной математики, однако меня тянуло к живописи — писал авангардистские картины, участвовал в выставках на Малой Грузинской. Потом крестился, и у меня словно появилось другое зрение — я увидел мир икон. Бросил институт, оставил светскую живопись, стал заниматься иконописью. Для отца стало трагедией, что сын не получил технического образования и ушел неизвестно куда, однако со временем он принял это.

В СССР писать иконы было непросто — теоретически могли посадить в тюрьму. Правда, я начал работать, когда уже не сажали, а ограничивались штрафом или просто замазывали. Обычно настоятелям храмов удавалось договориться за взятку. Помню, я работал на Украине, и там был неуемный инспектор. Ему давали на лапу, а он опять приезжал, и каждый раз нашей бригаде приходилось прятаться по кустам, пока батюшка наливал ему горилку и улаживал вопрос.

Кто заказывает работы

Есть те, кто пишет для конкретных людей, но в этом случае меньше свободы. Надо либо иметь заказчика, который доверяет твоему видению, либо подстраиваться под вкусы тех, кто платит. Помню, была женщина, которая рассказала, что у нее было видение Божией Матери и она хочет запечатлеть его на иконе. Я отказался: она, может, видела, а я — нет. Я предпочитаю писать иконы для храмов: там всегда много работы, и если нанимают, то дают карт-бланш.

Иногда приходится выезжать на фрески. Сейчас, например, каждую неделю бываю под Александровом в Махрищском монастыре. Однако фреска — вид искусства на грани с экстремальным спортом, она требует хорошего физического здоровья. Приходится проводить по 15 часов в сутки на шатких лесах и иногда в холоде. В 1989 году мы расписывали храм в глухой деревне под Костромой. Там была очень плохая электрика, провода свисали со всех сторон. Стены просто сочились известковой водой, и, видимо, где-то замкнул провод: прикасаешься кисточкой к стене, и бьет током. Хоть и не сильно. Мы шутили, что это для большей живости рисунка.

А в конце 1970-х я работал на большой высоте на помосте, который держался на горизонтальных бревнах. Одно упиралось на гнилой подоконник, который не выдержал и подломился. Леса рухнули не совсем, но сильно накренились, мне удалось зацепиться. Было очень страшно: прошло почти сорок лет, но до сих пор эта картина стоит перед глазами.

Откуда берутся сюжеты

Есть каноническая система росписи храма, которая выкристаллизовалась в XVI веке. Изредка мы советуемся со священнослужителями, иногда они сами просят что-то. Однажды настоятель собора обратился с просьбой изобразить его самого во фреске «Страшный суд» среди грешников в геенне огненной. Он любил поесть, и это была такая форма покаяния для него. Ну мы нарисовали, как бес тянет его крючком за брюхо, хоть портретного сходства там было немного.

А в конце 1980-х, когда семья Романовых еще не была канонизирована, один батюшка попросил их изобразить. И тут приехал епископ, который был против причисления царской семьи к лику. Настоятель испугался и говорит моей бригаде: «Вас много, встаньте к стене и закройте фреску». Видно, епископу кто-то наябедничал, поэтому он все осмотрел и попросил нас отойти. Тут все и открылось. Сбивать же не стали — так и осталось.

Сколько зарабатывают и тратят иконопицы

До кризиса и санкций олигархи не жалели денег церквям, и иконописцы получали хорошо. Сейчас работы не уменьшилось, но платят меньше. За маленькую икону можно получить тысяч 30. Аренда мастерской на Хитровской площади стоит только 11 тысяч. Зато это интересное место: этажом ниже был трактир «Каторга», который описал Гиляровский, а в тех помещениях, где у меня мастерская, была ночлежка с нарами. Краски стоят по-разному. Лазурит вот очень дорогой, потому что это полудрагоценный камень. В хорошем качестве он есть только в афганском Бадахшане. Его тяжело везти оттуда, поэтому килограмм стоит порядка 40 000 рублей.

Да, церковь сейчас процветает и строит много соборов, но интерес к иконописи не становится сильнее. Кроме того, меняются направления. Наш образец — византийское искусство, которое приветствовал покойный патриарх Алексий. Нынешний патриарх Византию не любит и больше поддерживает академический стиль.

Как они относятся к современному искусству

Мне нравится живопись XIX века, когда на церковную тематику писали знаменитые художники — Карл Брюллов, например. Положительно отношусь и к Ренессансу, хотя не люблю Микеланджело — он мне отвратителен. Да, это великое искусство, которое окончательно порвало с верой.

А современная живопись вообще выродилась. Если человек прибивает себя гвоздями, то это не искусство, когда все поаплодировали и разошлись. Икона, в отличие от акта постмодернизма, сохраняется на века, как египетские пирамиды, как ассирийские барельефы, которые можно уничтожить только динамитом. Или топором.

Филипп Давыдов

Искусствовед, основатель иконописной мастерской «Живая традиция», 41 год

Когда мне было 12 лет, мой папа стал священником, и мы переехали в деревню в Латвии, где ему дали приход. После школы у меня не было явной склонности к какой-то определенной профессии, поэтому отец, который писал и продолжает писать иконы, предложил мне научится его профессии. Сначала он меня учил, затем я поступил в Академию художеств на искусствоведа. Это мне сильно помогло, потому что знание живописи дополнились информацией о месте иконы в мировой культуре.

Сейчас у меня с женой собственная мастерская, и мы чаще сотрудничаем с частными заказчиками, чем с храмами. Работа в архитектуре интересна тем, как изображение взаимодействует с пространством. Я расписывал англиканский храм недалеко от Нью-Йорка, и мне довелось услышать лучший комплимент от прихожан. Они сказали, что моя фреска будто всегда там была.

Что происходит с иконописью

Российское священство очень консервативно подходит к вопросам оформления церковных интерьеров. Есть сложившийся за последние годы набор стереотипов, и заказчики боятся пробовать что-то новое. Тем, кто строит и восстанавливает храмы в России, как правило, важны скорость и максимальное соответствие конкретным древним образцам, также желательно с максимальным количеством позолоты и резных украшений.

При этом на Западе сейчас велик интерес к русской иконе и к русскому богословию. Там многие, кто не находит в своей церкви ответов на вопросы, обращаются к другим традициям христианства, например, к трудам святых отцов православной церкви и к иконописи как к древнему инструменту проповеди через образ.

Как оценивается труд художников

Чем лучше и быстрее ты умеешь воспроизводить чужие работы, тем больше будешь получать. Это стандартный путь, которым идут все ученики иконописных школ. В нашей мастерской каждый образ создается индивидуально. Работая с библиотекой образцов, мы собираем максимальное количество информации и делаем эскизы.

Я не хотел бы называть стоимость икон, которые мы пишем. Бывает, что мы работаем бесплатно или за совсем небольшие деньги. При этом вещи, созданные без заказа, для себя, могут оцениваться достаточно высоко. Впрочем, не все измеряется деньгами. Года два назад мне позвонил заключенный с просьбой написать ему икону бесплатно. Как выяснилось, у себя в колонии в Пермском крае он строит храм, и к тому моменту уже успел выклянчить иконы у всех самых именитых мастеров. Кому-то он дал тысячу рублей на доски, кому-то ничего не дал.

Что такое канон

Все любят размахивать словом «канон». Человек, который проучился месяц в приходской иконописной школе, говорит: «Я пишу иконы по канону». Дальше возникает желание спросить: «А что это такое? Можно его где-то прочитать?» В иконописи не существует большого свода правил, как ПДД. Есть несколько официальных постановлений: например, нельзя изображать Бога Отца, так как его никто никогда не видел, — но таких четких запретов немного.

Существует ряд непреложных принципов, один из которых — узнаваемость. Входя в храм и увидев икону Святого Николая с расстояния в двадцать метров, ты должен понять, что это именно он. Основная задача образа — дать тебе возможность сосредоточиться для диалога с Господом. Если прихожанин видит изображение, которое его смущает, то это не икона. Впрочем, у всех людей свои рамки понимания религиозного искусства. В том числе у казаков, которые громят выставки.

Может ли икона быть современной

Мы стараемся делать так, чтобы она работала на современников. Например, в последнее время отказываемся от золота, так как его восприятие изменилось. Если человек в Средние века шел по улице с золотой цепью, было понятно, что это богатый купец. Сегодня, видя людей в золоте, мы делаем вывод, что, скорее всего, у них нет вкуса.

Существует другая опасность: некоторые наши коллеги берут образцы из древности, но при этом работают как люди XXI века. Они доводят до совершенства прямую линию, ровную поверхность — до состояния зеркала. Получается, что изображение, созданное рукой человека, больше похоже на постер. Такая рукотворная печатная продукция выходит.

Что иконописцы думаю про современное искусство

Мне как искусствоведу грустно, что искусство избавляется от эстетической составляющей. Чтобы что-то понять, тебе нужно сначала прочитать «простыню», которая висит рядом с работой. Мне ближе вещи, которые круто работают и без текстового сопровождения. Например, Билл Виола и его встреча Марии и Елизаветы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector