0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новичок из приёмной семьи

Православная Жизнь

Когда приемного ребенка можно отдавать в детский сад? По какому принципу выбрать школу? Как ребенку сказать одноклассникам, что он — приемный?

На вопросы ответили психолог, педагог-дефектолог и приёмные мамы.

Адаптация. Детский сад

«Прежде чем отдать ребенка в детский сад, следует выяснить, кто будет воспитателем, побеседовать с заведующей, посмотреть на детишек, с которыми предстоит ходить в одну группу, узнать режим. И ребенку нужно начать заранее говорить про этот садик, прогуляться мимо», — предлагает Ольга Поварова, логопед, коррекционный психолог, директор центра диагностики и консультирования «Диалог».

Алеся Печенина, педагог-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната: «В садиках есть группы кратковременного пребывания. И самый идеальный вариант — приводить ребенка на 3–4 часа. Сначала мама будет находиться с ребенком. Потом уйдет на десять минут, на полчаса, на час. И у ребенка не возникнет чувства, что его бросили. На следующем этапе можно будет оставлять ребенка на полный рабочий день».

«Воспитателю надо объяснить ситуацию самыми обычными словами. Сказать: «Мы взяли ребенка в нашу семью и теперь собираемся отдать его в ваш детский садик. Мы хотим, чтобы вы знали об этом и, если возникнут какие-то проблемы, не стеснялись нам об этом говорить, мы будем решать их вместе», — советует Ольга Поварова.

Школа

Алеся Печенина: «Идеальной была бы такая ситуация, когда вы забираете ребенка из детдома весной и впереди у вас целое лето для того, чтобы ребенок мог адаптироваться, привыкнуть к дому, к семье. Если нет такой возможности, то желательно забрать его перед каникулами. Если вы видите, что ребенку нужно еще время, чтобы привыкнуть к вам, к дому, можно каникулы «продлить».

Марина (ее семья воспитывает двух приемных дочерей): «Дочка жила с нами полгода, и у нее начались трудности, долгие изнуряющие психологические срывы. Я поехала к психологу, чтобы узнать, стоит ли готовить ребенка к школе в таком состоянии. Ответ был однозначный: «Спокойно живите до 8 лет, школа вам однозначно пока не грозит. Дай Бог, чтобы она за полтора года к семейной жизни привыкла. Причем семейной жизни как можно более однообразной, без выездов, гостей, новых знакомств».

«Лучшая школа та, которая ближе к дому, — говорит Ольга Поварова. — Нужно постараться выбрать путь, при котором ребенку не надо будет переходить много дорог. Когда школа недалеко, одноклассники живут рядом с ребенком. И есть возможность наладить хорошие дружеские отношения. Лучше всего ребенка заранее познакомить с учителем, к которому он пойдет. И вот здесь выбор учителя даже более важен, чем выбор школы».

Ребенок приходит в новый класс

Алеся Печенина: «Ребенка нужно настроить, успокоить, объяснить, что все люди приходят в новый коллектив — в садик, в школу, на работу. Это естественный процесс, который возникает в жизни каждого человека».

Галина (воспитывает двух приемных девочек): «Когда Алина пришла ко мне, ей шел 9-й год. И я думала отдать ее во второй класс. Но когда завуч с ней побеседовала, она сказала, что ребенка надо отдавать в первый. В этом случае она не попадет в уже сложившийся коллектив, не будет «белой вороной».

Как ребенку сказать другим, что он — приемный?

«Отношение самого ребенка зависит от того, как к ситуации относятся его родители, — говорит Алеся Печенина. — Если родители спокойно говорят на эту тему, ребенок тоже будет считать: а что здесь такого? И как он это преподнесет другим детям, так же к нему и будут относиться. Но специально затрагивать эту тему, если она не всплывает естественным образом, не стоит».

НОВИЧОК ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Когда приемного ребенка можно отдавать в детский сад? По какому принципу выбрать школу? Как ребенку сказать одноклассникам, что он — приемный?

фото Екатерины Черкасовой

Адаптация. Детский сад

«Прежде чем отдать ребенка в детский сад, следует выяснить, кто будет воспитателем, побеседовать с заведующей, посмотреть на детишек, с которыми предстоит ходить в одну группу, узнать режим. И ребенку нужно начать заранее говорить про этот садик, прогуляться мимо», — предлагает Ольга Поварова, логопед, коррекционный психолог, директор центра диагностики и консультирования «Диалог».

Алеся Печенина, педагог-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы: «В садиках есть группы кратковременного пребывания. И самый идеальный вариант — приводить ребенка на 3–4 часа. Сначала мама будет находиться с ребенком. Потом уйдет на десять минут, на полчаса, на час… И у ребенка не возникнет чувства, что его бросили. На следующем этапе можно будет оставлять ребенка на полный рабочий день».

«Воспитателю надо объяснить ситуацию самыми обычными словами. Сказать: «Мы взяли ребенка в нашу семью и теперь собираемся отдать его в ваш детский садик. Мы хотим, чтобы вы знали об этом и, если возникнут какие-то проблемы, не стеснялись нам об этом говорить, мы будем решать их вместе», — советует Ольга Поварова.

Алеся Печенина: «Идеальной была бы такая ситуация, когда вы забираете ребенка из детдома весной и впереди у вас целое лето для того, чтобы ребенок мог адаптироваться, привыкнуть к дому, к семье. Если нет такой возможности, то желательно забрать его перед каникулами. Если вы видите, что ребенку нужно еще время, чтобы привыкнуть к вам, к дому, можно каникулы «продлить».

Марина (ее семья воспитывает двух приемных дочерей): «Дочка жила с нами полгода, и у нее начались трудности, долгие изнуряющие психологические срывы. Я поехала к психологу, чтобы узнать, стоит ли готовить ребенка к школе в таком состоянии. Ответ был однозначный: «Спокойно живите до 8 лет, школа вам однозначно пока не грозит. Дай Бог, чтобы она за полтора года к семейной жизни привыкла. Причем семейной жизни как можно более однообразной, без выездов, гостей, новых знакомств».

Читать еще:  Лидер т.н. ПЦУ заговорил об объединении с униатами

«Лучшая школа та, которая ближе к дому, — говорит Ольга Поварова. — Нужно постараться выбрать путь, при котором ребенку не надо будет переходить много дорог. Когда школа недалеко, одноклассники живут рядом с ребенком. И есть возможность наладить хорошие дружеские отношения. Лучше всего ребенка заранее познакомить с учителем, к которому он пойдет. И вот здесь выбор учителя даже более важен, чем выбор школы».

Ребенок приходит в новый класс

Алеся Печенина: «Ребенка нужно настроить, успокоить, объяснить, что все люди приходят в новый коллектив — в садик, в школу, на работу… Это естественный процесс, который возникает в жизни каждого человека».

Галина (воспитывает двух приемных девочек): «Когда Алина пришла ко мне, ей шел 9-й год. И я думала отдать ее во второй класс. Но когда завуч с ней побеседовала, она сказала, что ребенка надо отдавать в первый. В этом случае она не попадет в уже сложившийся коллектив, не будет «белой вороной».

Как ребенку сказать другим, что он — приемный

«Отношение самого ребенка зависит от того, как к ситуации относятся его родители, — говорит Алеся Печенина. — Если родители спокойно говорят на эту тему, ребенок тоже будет считать: а что здесь такого? И как он это преподнесет другим детям, так же к нему и будут относиться. Но специально затрагивать эту тему, если она не всплывает естественным образом, не стоит».

Подробнее — в разделе «Видеошкола приемных родителей»,

В вашей семье появился приемный ребенок. Что дальше?

Пройден долгий путь, и наконец-то ваш ребенок дома! Что дальше?
Первые дни в новой обстановке и с новыми людьми, в зависимости от возраста и темперамента ребенка, могут стать большим стрессом. Поэтому психологи рекомендуют родителям отнестись и к ребенку и к самим себе особенно бережно и внимательно, не форсировать события. Желательно какое-то время повременить с шумными праздниками с участием родственников и друзей семьи, которые хотели бы посмотреть на ребенка и поприветствовать его.

Хорошая рекомендация – несколько месяцев спокойно провести в узком семейном кругу, чтобы ребенок мог освоиться, «укорениться» и не торопясь усвоить правила жизни в новой семье.

Первые хлопоты
Встать на учет в органах опеки по месту жительства, сделать ребенку регистрацию, отдать документы в школу – столько дел! Конечно, никто не любит бумажную волокиту, но все-таки это приятные хлопоты, знакомые всем родителям.

Помимо федеральных льгот и выплат, которых немного, вам полагаются региональные, и их список нужно уточнять в отделе соцзащиты по месту жительства либо проверить соответствующие региональные документы самостоятельно.

Льготы и выплаты, в зависимости от региона, могут быть самыми разными. От путевок на отдых и бесплатных обедов в школе до льгот по оплате коммунальных услуг и выплат на канцелярские товары школьникам.

Подробнее о выплатах и других вопросах после усыновления и после установления опеки можно почитать на сайте юриста Ольги Митиревой.

Маме надо работать
Нередко перед приемными родителями стоит вопрос: можно ли отдать ребенка в садик или нанять ему няню? Во-первых, надо не забывать о праве усыновителей и опекунов взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет (это право не распространяется на опекунов, заключивших договор о приемной семье и получающих дополнительную компенсацию за свой труд приемного родителя). Насчет детского садика специалисты по семейному устройству и психологи единодушны – по возможности нужно избежать этого варианта и оставить ребенка дома, особенно это касается периода адаптации к новой семье (1-2 года).

Если и папе и маме действительно необходимо выйти на работу, можно использовать услуги няни. Подробнее о том, почему стоит отказаться от садика, можно почитать в статье одного из самых опытных специалистов по семейному устройству в нашей стране Алексея Рудова «Стоит ли отдавать приемных детей в детский сад»

Няню нужно подбирать особенно внимательно: она должна разбираться в специфике поведения приемных детей, быть готовой к проявлениям адаптационного периода. Адаптация может проходить довольно болезненно для всех членов семьи, и у вашей няни тоже не получится остаться в стороне. Подробнее об этом – в статье Алексея Рудова «Как выбрать няню для усыновленного ребенка».

Стоит ли записывать ребенка на развивающие занятия, развлекательные кружки, чтобы компенсировать то время, когда ему это было недоступно? Конечно стоит. Только желательно делать это не сразу после принятия ребенка в семью, а чуть попозже, когда он освоится с новой обстановкой и привыкнет к вам. Когда окружающий мир станет для ребенка знакомым, а значит безопасным, он сможет наконец-то переключиться на развитие и усваивать новые навыки.

Ребенок не «чистый лист»
Даже если вы взяли в семью младенца, которому всего несколько месяцев, когда он подрастет, от него не стоит утаивать то, что вы приемные родители, а не биологические. И чем раньше он привыкнет к той мысли, что у него не один комплект мамы с папой, а целых два, тем легче он воспримет эту информацию.

Лучше всего впервые упомянуть об этом, когда ребенок только начинает говорить. Конечно, не нужно сообщать трагических подробностей, в этом возрасте они совсем не нужны. Есть тематические сказки, например, «Сказки про Марту» детской писательницы Дины Сабитовой. Сказок в этой книжке две – первая «Клад» — для детей 3-6 лет, а вторая «Музей» – рассчитана на возраст 6-9 лет, когда детям нужно больше ответов.

Часто дети подозревают о том, что они приемные, и испытывают облегчение, когда родители наконец раскрывают «секрет». О том, почему не стоит хранить скелет тайны усыновления в своем шкафу, очень наглядно рассказывает Алексей Рудов (во второй части статьи): «Тайна усыновления».
С ребенком постарше можно сделать «Книгу жизни». Благодаря «Книге жизни» история ребенка до того, как он пришел в вашу семью, станет для него более ясной и перестанет пугать его и мешать добиваться успехов в его новой жизни. О том, как делать «Книгу жизни», рассказывает психолог центра «Про-мама» Татьяна Панюшева в вебинаре «Книга жизни».

Читать еще:  В Киево-Печерской Лавре исцелилась от рака женщина

Стоит ли бояться биологических родителей?
Еще одна болезненная тема – общение ребенка с кровными родственниками. Если ребенок никогда не знал своих биологических родственников, то в подростковый период (период самоидентификации) он обязательно захочет узнать о них больше и встретиться с ними. По мнению психологов, этого не стоит бояться. Чаще всего после таких встреч дети понимают, что у них гораздо больше общего с приемными родителями, чем с кровными. Психолог Ирина Гарбузенко отмечает: «Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах».

Если ребенок под опекой, встречи с кровными родственниками гораздо более вероятны, чем при усыновлении. По закону такие встречи возможны, если они – в интересах ребенка (п. 5 ст.148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).

На практике это означает, что опекун может инициировать ограничение таких встреч, если они вредят ребенку, например, его душевному спокойствию. Но при этом у ребенка не должно быть впечатления, что приемные родители запрещают встречи с кровной родней, иначе у него возникнет внутренний конфликт. Это нужно делать с помощью третьих лиц, лучше психологов или грамотных социальных работников, которые объяснят ребенку, почему не получится увидеться с мамой или бабушкой (например, по причине болезни, ведь алкоголизм это болезнь). Эти встречи удобнее организовывать на нейтральной территории, и обязательно с помощью посредников (общественных организаций, психологов или сотрудников органов опеки). Посредники смогут подготовить ребенка, проверить готовность (например, трезвость) родственников и отменить встречу, если родственники не соблюдают какие-либо из поставленных условий. Подробнее об этом рассказывается в вебинаре «Прошлое приемного ребенка» .

О том, почему ребенку важно общение или хотя бы спокойное отношение к кровным родственникам, описано в книге психолога Людмилы Петрановской «Дитя двух семей».

Возрастные кризисы и трудное поведение детей
Не секрет, что стандартные возрастные кризисы у приемных детей могут проходить более болезненно, чем у детей, которые с рождения воспитывались в родной семье. Тут можно посоветовать собрать как можно больше информации об этих кризисах и быть готовыми обратиться к специалистам-психотерапевтам, если все будет проходить слишком тяжело для ребенка и/или для вас. Безусловно, если у вашего ребенка был опыт физического или сексуального насилия – у вас не получится самостоятельно залечить его раны. Это обязательно должен делать сторонний специалист, который специализируется на такого рода травмах.

К счастью, сейчас очень много литературы и общественных организаций, помогающих приемным семьям. Конечно, в крупных городах таких возможностей больше, но радует то, что количество источников получения такой помощи увеличиваются с каждым днем. О возможностях в вашем регионе нужно узнать в органах соц. защиты, у знакомых приемных родителей или поискать в интернете.
Например, приемные родители могут получить бесплатные онлайн консультации специалистов по семейному устройству по Skype в нашем фонде: записаться на консультацию.

Полезные материалы:
— О том, какие проблемы возникают у приемных детей в школе и почему они так часто говорят, что не любят учиться – вебинар Натальи Стёпиной «Школьные проблемы приемных детей».

— Актуальный вопрос, почему дети берут чужое, почему в большинстве случаев это нельзя называть воровством, и как вести себя в такой ситуации родителям, рассматривается в вебинаре «Почему приемные дети берут чужое».

— Как пережить переходный возраст ребенка? Об этом – вебинар психолога Катерины Дёминой «Подростки. Как помочь семье и ребенку пережить переходный возраст».

— Иногда кризис приходит со стороны. Например, подросток может возобновить общение с кровными родителями (которые временно перестали употреблять алкоголь) и начинает разрываться между своей настоящей, любящей семьей и биородителями. Это очень тяжело как для ребенка, так и для всей семьи. О том, как пережила ее семья такой кризис, рассказывает в своем блоге приемная мама Наталья Городиская: «Трудный ребенок или чему нас учат наши дети».

— Своим опытом о том, как проходить диспансеризацию с ребенком, поделился приемный папа Даниил Новиков.

— В разделе «Инструкции» мы подготовили для вас короткие информационные материалы о детях с особенностями развития:

— В разделе «Видео о приемных семьях» можно посмотреть фильмы о приемных семьях: история Натальи Кажаевой, история солнечной семьи Александровых и другие.

Берегите себя, вы нужны своим детям
«Наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка». Это правило безопасности лучше соблюдать, ведь ресурсы родителей не бесконечны, их обязательно нужно восполнять. Только своим примером счастливые родители смогут показать детям, что такое быть счастливыми.

Для восполнения ресурсов нужно использовать все возможности: общаться с близкими по духу приемными родителями онлайн и лично; чаще отдыхать (спасибо бабушкам и дедушкам, няням и просто путевкам в санаторий), не позволять себе забывать о своих увлечениях и хобби, о вещах и занятиях, которые вас радуют и дают вам силы. Наш вебинар «Профилактика эмоционального выгорания у приемных родителей» подробнее рассказывает об этом.

И под конец хочется сделать признание в любви приемным родителям: Мы вас любим!
Каждый день вы занимаетесь подчас невероятно тяжелой, но бесценной для детей и всего нашего общества работой – вы стали родителем ребенку, шансы которого на нормальную жизнь после детского дома практически равнялись нулю. Вам есть чем гордиться, и когда-нибудь наше общество придет к этому пониманию, с каждым годом есть изменения в лучшую сторону.
Вы делаете наших детей и всё наше общество лучше и счастливее. Спасибо вам, что вы есть!

Читать еще:  Какая польза душе от любви к новомученикам?

Вопросы новичков

Форум приёмных родителей `В семью!`.

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Вопросы новичков

Модератор: Lynx

  • Перейти на страницу:

Так понимаю приличная эта та, в которой мать не пила и не кололась во время беременности, поэтому ребенок относительно здоров. Потом не бросила его и ранее детство тоже было благополучным. С такими детьми обычно можно жить вполне счастливо.

Проявления деприваций у ребенка из детского дома.

Сразу хочу сказать, что все депривации в домашней обстановке либо уходят совсем, либо очень сглаживаются, хотя , бывает, что единичные остаются надолго, и портят жизнь всей семье. особенно, если у.

Девочки! а я вот прочитала на официальном форуме коментарии психолога ( мне как раз мальчик 9 лет понравился). Ведь в этом возрасте все болезни уже известны?! или все таки в подростковом возрасте могут сюрпризы проявиться?

Младший и средний.

29 СТРАНИЦ!! Попробую их тут собрать, пока ищу свой вопрос.
Благо, форма форума очень классная. само название темы вписывается. (нумерация страниц — просто для удобства на момент составления каталога. Потом, ессно, всё перепутается !)

мое путешествие окончилось не успев начаться..
сегодня готовились ночью выезжать.позвонила только чтобы уточнить адрес..А мне сообщили , .что валерия умерла..это ппц
девочка с того видео.что я размещала.

Сочувствую.
Значит не вам этот ребёнок был.

мы после усыновления сына думали через годик-полтора за дочкой идти, пока заключение в силе. А в итоге через 7месяцев тест полосатый. Сходили за дочкой вот они, 10 лет бесплодия))

коллега с женой удочерили малышку 1,5 года. Через год мама была с.

Похоже мне нужна своя тема. Тапки приветствую.

В мае забрали сына 10 лет. В системе чуть больше года. Мать лишена, отец прочерк.

Закончил 3 класс, переведен в 4. По всем предметам аттестован. Соцпедагог из ДР порекомендовала повторить таблицу.

Увидела на сайте «Измени одну жизни» 2 видеоанкеты подростков, брата и сестры, из региона. Анкета, по сути, была одна, смонтированная по-разному для каждого. Мама умерла, по папе прочерк. Дети — семья, очень друг к другу привязаны;.

Я нахожусь на заключительном этапе сбора документов на возможность быть усыновителем и у меня два важных вопроса:
1. Может ли опека передать информацию о моем НЕ официально доходе в другие инстанции (у меня оформлены.

Новичок из приёмной семьи

Когда приемного ребенка можно отдавать в детский сад? По какому принципу выбрать школу? Как ребенку сказать одноклассникам, что он — приемный?

На вопросы ответили психолог, педагог-дефектолог и приёмные мамы.

Адаптация. Детский сад

«Прежде чем отдать ребенка в детский сад, следует выяснить, кто будет воспитателем, побеседовать с заведующей, посмотреть на детишек, с которыми предстоит ходить в одну группу, узнать режим. И ребенку нужно начать заранее говорить про этот садик, прогуляться мимо», — предлагает Ольга Поварова, логопед, коррекционный психолог, директор центра диагностики и консультирования «Диалог».

Алеся Печенина, педагог-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната: «В садиках есть группы кратковременного пребывания. И самый идеальный вариант — приводить ребенка на 3–4 часа. Сначала мама будет находиться с ребенком. Потом уйдет на десять минут, на полчаса, на час. И у ребенка не возникнет чувства, что его бросили. На следующем этапе можно будет оставлять ребенка на полный рабочий день».

«Воспитателю надо объяснить ситуацию самыми обычными словами. Сказать: «Мы взяли ребенка в нашу семью и теперь собираемся отдать его в ваш детский садик. Мы хотим, чтобы вы знали об этом и, если возникнут какие-то проблемы, не стеснялись нам об этом говорить, мы будем решать их вместе», — советует Ольга Поварова.

Школа

Алеся Печенина: «Идеальной была бы такая ситуация, когда вы забираете ребенка из детдома весной и впереди у вас целое лето для того, чтобы ребенок мог адаптироваться, привыкнуть к дому, к семье. Если нет такой возможности, то желательно забрать его перед каникулами. Если вы видите, что ребенку нужно еще время, чтобы привыкнуть к вам, к дому, можно каникулы «продлить».

Марина (ее семья воспитывает двух приемных дочерей): «Дочка жила с нами полгода, и у нее начались трудности, долгие изнуряющие психологические срывы. Я поехала к психологу, чтобы узнать, стоит ли готовить ребенка к школе в таком состоянии. Ответ был однозначный: «Спокойно живите до 8 лет, школа вам однозначно пока не грозит. Дай Бог, чтобы она за полтора года к семейной жизни привыкла. Причем семейной жизни как можно более однообразной, без выездов, гостей, новых знакомств».

«Лучшая школа та, которая ближе к дому, — говорит Ольга Поварова. — Нужно постараться выбрать путь, при котором ребенку не надо будет переходить много дорог. Когда школа недалеко, одноклассники живут рядом с ребенком. И есть возможность наладить хорошие дружеские отношения. Лучше всего ребенка заранее познакомить с учителем, к которому он пойдет. И вот здесь выбор учителя даже более важен, чем выбор школы».

Ребенок приходит в новый класс

Алеся Печенина: «Ребенка нужно настроить, успокоить, объяснить, что все люди приходят в новый коллектив — в садик, в школу, на работу. Это естественный процесс, который возникает в жизни каждого человека».

Галина (воспитывает двух приемных девочек): «Когда Алина пришла ко мне, ей шел 9-й год. И я думала отдать ее во второй класс. Но когда завуч с ней побеседовала, она сказала, что ребенка надо отдавать в первый. В этом случае она не попадет в уже сложившийся коллектив, не будет «белой вороной».

Как ребенку сказать другим, что он — приемный?

«Отношение самого ребенка зависит от того, как к ситуации относятся его родители, — говорит Алеся Печенина. — Если родители спокойно говорят на эту тему, ребенок тоже будет считать: а что здесь такого? И как он это преподнесет другим детям, так же к нему и будут относиться. Но специально затрагивать эту тему, если она не всплывает естественным образом, не стоит».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector