0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монастырь Никандрова пустынь в Псковской области

Как и многие другие монастыри, Никандрова пустынь не функционировала в советские годы, а постройки обители были практически полностью уничтожены.

В наше время монастырь возрождается и возвращает былую славу одного из духовных центров Псковской области и всей страны.

Свое название Никандрова пустынь получила в честь святого Никандра Пустынножителя, удалившегося от мира в пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была основана Никандрова пустынь.

Где находится?

Никандрова пустынь находится на западе России в Псковской области примерно в 70 километрах от областного центра. Монастырь располагается на реке Демьянке неподалеку от города Порхов. Точный адрес: Псковская обл., Порховский район, деревня Любовец.

История обители

Монастырь был основан в 1585 году мирянином Исаией, принявшим монашество и ставшим первым игуменом монастыря. Обитель была организована на месте подвига Никандра, удалившегося от мира и проведшего здесь в молитве долгие 50 лет. После кончины Никандра и была основана обитель, которой предстояло стать одним из самых значимых монастырей северо-запада России.

Если вы решите поехать в Никандрову пустынь на машине, узнайте здесь некоторые секреты путешествий по России на авто.

Первый век жизни обители был довольно труден: в 1665 году в ходе русско-польской войны монастырь был разорен, а спустя 8 лет в 1673 году деревянные постройки пустыни практически полностью сгорели во время сильного пожара. Из-за этой беды монастырь был полностью перестроен в камне. В 1686 году были обретены святые мощи Никандра, после чего преподобный был канонизирован.

В XIX веке обитель достигла расцвета и стала одним из крупнейших монастырей Псковской губернии. В конце 20-х годов по решению советских властей монастырь был закрыт, постройки обители были проданы на слом и использовались в качестве стройматериала при постройке соседнего военного городка.

Возрождение монастыря началось в 2000 году, когда было принято решение о его восстановлении, годом позже был образован попечительский совет.

Первым восстановленным храмом Никандровой пустыни стала деревянная церковь иконы «Взыскание погибших».

Как доехать?

Чтобы добраться до Никандровой пустыни автотранспортом следует выехать на дорогу Р-56 (Великий Новгород — Псков), либо на автотрассу Р-23 (Санкт-Петербург — Псков), далее следует свернуть с трассы и доехать до села Дубровно, после чего добраться до деревни Загоска, от которой ведет 10-километровая грунтовая дорога к Никандровой пустыни.

При поездке на поезде, следует доехать до станции Дно, пересесть на электричку Псков-Дно, выйти на станции Сосонье, после чего совершить 10-километровый пеший переход от деревни Хилово до монастыря.

Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района.

Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский.

Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»).

Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского.

Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…».

Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского.

Храм был построен и содержался при активном пожертвовании местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мякининых, Филипповых, Михелей, Сиверсов и др.

На Никандровском кладбище сохранились надгробия могил: у алтаря – помещиц Мякининой Любови Михайловны (1889 г.) и Филипповой Анастасии Ивановны (1882 г.), в центре кладбища – графини А.С. Апраксиной.

Возле храма по завещанию похоронен губернатор Якутской области и Енисейской губернии Крафт Иван Иванович. «Похоронен 23 ноября 1914 года на кладбище села Никандрова Боровичского уезда Новгородской губернии, где у него был участок земли». Его усадьба находилась на юге Никандровской волости у озера Сороки.

Архивные документы сообщают нам, что в сентябре 1876 г. Никандровский Троицкий храм входил в 3-й благочиннический округ Боровичского уезда Новгородской епархии, являясь одним из 644 храмов епархии.

08 октября 1889 г. после окончания Новгородской Духовной семинарии священником в Никандровскую церковь был определен Николай Соловьев, он служил здесь более 47 лет.

В 1913 году у Никандровского храма был один приписной – Каменский Александро-Невский, и 12 часовен.

В Первую Мировую войну, в 1915 году в Никандровском Троицком приходе был 481 дом, все население прихода составляло 3172 человека.

Жизнь храма и села Никандрово резко изменилась после революции 1917 года.

В 1926 году церковь была закрыта, и богослужения совершались в находящейся рядом часовне святых мучеников Флора и Лавра.

В мае 1936 года архиепископ Боровичский Никита (Стягов) рукополагает в сан иеромонаха освободившегося из заключения (осужденного по делу Александро-Невского братства) и приехавшего в Боровичи иеродиакона Афанасия (в миру – Карасевич Георгий Михайлович) и назначает его священником Троицкого храма села Никандрово Любытинского района.

Однако после смерти архиепископа Никиты (+19.08.1936) иеромонах Афанасий 22.09.1937 года был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к высшей мере наказания.

Вместе с ним 17 декабря 1937 года под Боровичами были расстреляны члены Александро-Невского братства Екатерина (Арская) и Кира (Оболенская). Через 75 лет этот день станет особым памятным днем Никандрова монастыря: 16 декабря 2012 года епископ Боровичский и Пестовский Ефрем совершил монашеский постриг сестер в честь убиенных Екатерины (Арской) и Киры (Оболенской).

Последний священник Троицкого храма – Иванов Алексей Никифорович был расстрелян в 1937-1938 гг. под Боровичами – в с. Ёгла.

Церковное имущество было разграблено, иконостас разбит, и фрагменты царских врат долгие годы вместе с битыми кирпичами находились под полом алтарной части храма. Церковная роспись на стенах подвергалась поруганию.

Храмовые иконы спасались местными жителями, уносившими их по своим домам.

Наполовину была разрушена колокольня храма, трапезный храм разрушен до основания, крест с уцелевшего купола летнего храма сброшен, сам он превратился в склад зерна. Двери и окна были заколочены, а в помещение проведено электричество. Все, что можно было разрушить, рушили и разбирали по кирпичику для хозяйственных нужд. Подгоняли трактор, цепляли тросами кирпичные стены, тянули, дергали, пытаясь обрушить. По свидетельству местных очевидцев, всех разрушителей храма постигла впоследствии печальная участь. В середине 70-х годов перестал существовать колхоз. Отпала надобность в зернохранилище. Храм был оставлен на разрушение и поругание, при этом он значился как охраняемый памятник архитектуры.

До 90-х годов XX в. сохранился только летний храм Святой Живоначальной Троицы. Мощи святого Никандра почивали под спудом на кладбище недалеко от алтарной части храма до 1992 г.

Читать еще:  Тюмень готова к крещенским купаниям

В чудом устоявшем летнем Троицком храме 17 августа 1994 г. настоятель Любытинского Успенского храма священник (ныне протоиерей) Николай Балашов провел первое богослужение за последние 57 лет.

В 2000 году предприниматель из Санкт-Петербурга Александр Викторович Челюскин и его жена Дарья Глебовна Богомолова, ныне оба покойные, пожелали пожертвовать деньги на восстановление храма Святой Троицы.

Новый позолоченный крест уже был установлен на храм 02 сентября 2001 г.

С лета 2002 г., по благословению архиепископа (ныне митрополита) Новгородского и Старорусского Льва, иерей Владимир Константинов, настоятель храма Успения Божией Матери пос. Любытино, стал совершать регулярные богослужения в храме, при продолжении восстановительных работ.

08 сентября 2002 г. архиепископ Новгородский и Старорусский Лев в сослужении духовенства Новгородской епархии совершил торжественное освящение летнего храма Святой Троицы и его престола. 16 ноября 2003 г. совершил праздничную службу, посвященную 400-летию памяти преподобного Никандра Городноезерского.

Меньше чем за три года храм был отреставрирован, заново отстроена колокольня.

08 сентября 2006 г. архиепископ Новгородский и Старорусский Лев в сослужении духовенства Новгородской епархии освятил трапезный храм и правый его придел в честь мц. Дарии Римской.

06 июля 2012 года за Божественной Литургией епископом Боровичским и Пестовским Ефремом совершено освящение престола во имя св. прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного теплого храма.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Почему на православных храмах купола разного цвета и что означает их количество

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Цвет куполов

Следует заметить, что не только цвет куполов является символичным, но и цвет внешних стен храма. Белый – служит знаком того, что храм был освящён в честь Преображения или Вознесения, голубой – в честь Богородицы, красный — великомученикам, зелёный – преподобному, а жёлтый – святителю.

Чаще всего храмы и церкви увенчаны золотыми куполами, которые являются символом вечности и славы небесной. Уже при закладке фундамента было ясно, кому или чему будет посвящён храм, и в соответствии с этим впоследствии выбирался цвет купола. Золото – это посвящение Иисусу Христу или великим православным праздникам. При этом в прошлом купола действительно покрывались золотом, которое сначала растворяли в ртути, а затем готовую смесь наносили на подогретые медные листы. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был покрыт именно таким способом, а на позолоту куполов ушло 100 килограммов драгоценного металла.

Если православный храм покрыт синими куполами с разбросанными по ним звёздами – это обозначает посвящение Богородице. Звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей мир о рождении Спасителя, а синий цвет является символом непорочности Девы Марии. Иногда можно увидеть просто синие купола, как на Троицком соборе в Санкт-Петербурге. Изначально его строили для Измайловского полка, офицеры которого носили форму такого же синего цвета.

Зелёные купола, являющиеся символом Святого Духа, венчают храмы, посвященные Святой Троице или православным святым. В честь святых устанавливают так же купола серебряные, обозначающие святость и чистоту.

Купола чёрного цвета можно встретить обычно на территории православных монастырей. Чёрный в данном случае и является символом монашества.

Не слишком часто можно встретить и купола многоцветные, как на соборе Василия Блаженного или храме Спас на Крови. Яркие краски призваны напомнить верующим о красоте и сиянии Небесного Иерусалима.

Форма куполов

Узнаваемая сферическая форма является символом вечности, а вот купола, похожие на шлем, напоминают прихожанам о необходимости всегда быть в Божьем всеоружии.

Если же на храме установлен купол, напоминающий своей формой луковицу, то это является символом молитвы и стремления к небесам. Некоторые исследователи считают: подобная форма купола напоминает пламя православной свечи.

На храмах и церквях, построенных в XVI веке, часто не устанавливали привычные купола, а возводили храм со своеобразным шатром, который был и остаётся символом Богородицы и Небесного Света.

Количество куполов

На православных храмах может быть разное количество куполов: от одного до тридцати трёх, но при этом никогда нельзя увидеть церкви с четырьмя или шестью куполами. Количество неизменно является символом определённого понятия. Один купол – это единство Бога, два символизируют одновременно человеческую и Божественную сущность Спасителя, три – Святую Троицу.

Пять куполов напоминают православным верующим об Иисусе Христе и четырёх евангелистах, а семь говорят о количестве таинств церкви, точно так же, как девять – о числе ангельских чинов.
Если же на храме установлены сразу тринадцать куполов, то они обозначают Спасителя и двенадцать апостолов, в то время, как 33 купола – это количество лет, которые провёл Иисус на земле.

Небольшое село Кукобой, расположенное почти за 200 километров от Ярославля, в начале XX века привлекло к себе всеобщее внимание. Там был построен храм, по красоте и размерам не уступающий петербургскому собору Спаса на Крови, да и не удивительно – ведь проектировал его сам архитектор Высочайшего двора и директор Института гражданских инженеров Василий Антонович Косяков.

Читать еще:  Президент Чечни совершит паломничество к святым местам ислама

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Предстоятель Русской Церкви освятил крест на купол храма апостола Иоанна Богослова на Новой площади

11 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил крест на купол храма апостола Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади в Москве. Храм, построенный в 1825-1837 гг., ныне является домовым храмом Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова.

На богослужении присутствовал мэр г. Москвы С.С. Собянин, руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы А.В. Кибовский, ректор Российского православного университета, настоятель храма игумен Петр (Еремеев), благочинный Покровского округа г. Москвы, декан факультета церковного служения РПУ протоиерей Геннадий Нефедов, представители мэрии столицы, преподаватели и студенты РПУ.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором коснулся истории храма Иоанна Богослова под Вязом, где в течение многих десятилетий размещался Музей города Москвы.

«Ровно 19 лет назад храм был передан Церкви, но именно в этом году при активном участии мэра города Москвы Сергея Семеновича Собянина наконец завершился этот сложный этап в жизни храма — причем завершился очень правильно, справедливо, разумно, когда те, кто временно находился в этом храме, переехали в помещения, которые были выделены специально для нужд Музея города Москвы, — подчеркнул Святейший Владыка. — Таким образом, никто не пострадал, а все выиграли — и музей, получивший соответствующие площади, и Церковь, и историческая справедливость».

«Думаю, с воссозданием церквей, с возрождением исторических, культурных, архитектурных ценностей нашего города будут укрепляться и любовь к городу, и чувство национального самосознания, без которого невозможно успешное преодоление трудностей, стоящих сегодня перед нашим народом и страной», — сказал Предстоятель и поблагодарил мэра и правительство Москвы за «решительные действия», нацеленные на восстановление исторического облика храма.

«Радуюсь также за наш Российский православный университет, который в будущем году будет праздновать свое 20-летие, и надеюсь, что именно этот храм станет духовным центром университета и местом проведения торжеств, — заключил Святейший Патриарх Кирилл, благословляя преподавателей и студентов РПУ. — Дай Бог, чтобы с освящения этого храма началась и новая страница в жизни университета».

В свою очередь, С.С. Собянин выразил надежду на возможность в скором времени начать реставрацию внутренних помещений храмового комплекса.

После молебна крест был воздвигнут на купол Иоанно-Богословского храма.

Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении А.В. Кибовского и игумена Петра (Еремеева) осмотрел помещения нижнего и верхнего храма и прилегающих зданий.

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с преподавателями вуза. Святейший Патриарх выразил пожелание в ближайшем времени провести встречу с коллективом университета и обсудить вопросы дальнейшего развития этого учебного заведения.

Храм Иоанна Богослова под Вязом

Первый каменный храм на этом месте сооружен в 1658 г. (вместо деревянного конца XV в.). Новый, квадратный в плане храм, увенчанный ротондой, построен в 1825-1837 гг. в стиле позднего московского классицизма. Центрическая композиция новой церкви характерна для храмов первой трети XIX в. С запада к храму примыкает четырехъярусная колокольня, нижний ярус которой является притвором (1845-1855). В 1855 г. с запада к колокольне было пристроено одноэтажное помещение с лестницей, ведущей на 2-й ярус церкви.

В 1920-1930 гг. в здании размещен музей. Одновременно было демонтировано завершение храма: барабан, главка купола, а также шпиль колокольни.

Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 1992 г. № 661 «О передаче Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) храмов, расположенных на территории Китай-города» была предусмотрена передача комплекса зданий Патриархии в безвозмездное пользование, а также передача зданий на баланс Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы. Однако данное постановление реализовано не было.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 23 октября 2003 г. № 1945-РП комплекс зданий по указанному адресу отнесен к собственности г. Москвы.

На протяжении нескольких последних десятилетий в зданиях комплекса размещалось Государственное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»».

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 16 сентября 2010 г. при храме Иоанна Богослова было создано Патриаршее подворье в Китай-городе. Настоятелю Патриаршего подворья игумену Петру (Еремееву) поручена работа по организации возвращения объекта Патриархии с целью дальнейшего размещения в нем Российского православного института апостола Иоанна Богослова.

В соответствии с поручением мэра Москвы С.С. Собянина, данным на оперативном совещании 6 мая 2011 г. по вопросу реставрации объекта культурного наследия, Департаментом культурного наследия города Москвы была определена программа необходимых работ.

К 1 октября 2011 г. музей освободил занимаемые площади в храме и прилегающем строении. Другие строения храмового комплекса будут освобождены до конца текущего года.

Первое богослужение в храме за последние 85 лет было совершено 9 октября 2011 г., с этого момента богослужения совершаются регулярно в воскресные и праздничные дни.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

o_apankratov

И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).

Никандрова пустынь и окрестности

В Никандрову пустынь мы ездили 12 июня, когда к нашей тёплой компании присоединились мои мама и братец Макс. Никандрова пустынь — ближайший к нашей деревне монастырь, и мы туда довольно регулярно заезжаем 🙂

Основана она была в 1585 году на месте хижины монаха-отшельника Никандра, с небольшими перерывами прожившего здесь более 40 лет. Никандр, которого до пострижения в монахи звали Никоном, был уроженцем недалёкого отсюда села Виделебье, а на этом островке на окраине болота поселился примерно по тем же самым причинам, что и отшельник Савва, основатель Крыпецкого монастыря, в котором Никон-Никандр был пострижен в монахи. Но в отличие от Саввы, побег от мира Никандру удался: монастырь возник только через три года после его смерти, первоначально был деревянным, и был отстроен в камне только в конце XVII в. Нетрудно догадаться, что в 1930-х гг. монастырь был разрушен. Возрождение пустыни началось в конце 1990-х гг. с расчистки источников и установки часовенки, а все нынешние постройки монастыря появились в 2000-х гг.

Обе современные деревянные монастырские церкви были построены за границами дореволюционной территории пустыни — там, где были гостиницы для паломников и монастырское хозяйство. Первой — напротив разрушенной колокольни и Святых врат — была построена деревянная церковь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» (2002-05 гг.), чуть позже появилась более крупная церковь Царственных Страстотерпцев (2004-06 гг.). К восстановлению собственно монастырской территории приступили только в 2006-07 годах — расчистили фундамент Благовещенской церкви и келейных корпусов. К 2010 году строительство новой Благовещенской церкви было закончено, она была освящена, и практически одновременно с нею на историческом месте восстановили Настоятельский корпус. Сейчас в монастыре строится Братский корпус, и других крупных руин на территории, кроме колокольни, практически не осталось — лишь несколько жилых и хозяйственных зданий да церковь на монастырском кладбище.

По дороге в монастырь мы стали свидетелями мужественного вызволения краном «жигулёнка», нырнувшего в придорожную канаву, из-за чего на дороге скопилась неслабая для узенькой грунтовки пробка, а затем — традиционно — погуляли по монастырю, наконец-то зашли в Благовещенский собор, и последовательно посетили все четыре монастырских источника, где испили и набрали водички, и умыли Сеньку 🙂 Сенька опять был хорошим мальчиком: спал в машине, всё прогулку сидел у меня или Алёнки на руках, глазел вокруг, отбивался от комаров, не сопротивлялся обливанию передних лап холодной водой, и почти три часа не просил кушать 🙂

Домой возвращались через Подоклинье и Демянку. Совершенно фантастические зимние панорамы на дороге «Дубровно-Кокорево» (к слову сказать, практически полностью убитой на участке от Дубровно до Подоклинья) летом закрыты зеленью, так что «на пофотографировать» мы остановились только у церкви в Подоклинье. Фотографии часовни в Подоклинье, пушки и часовни на месте снесённых в прошлом году руин церкви в Демянке сделаны Алёнкой за неделю до нашей общей покатушки: она ездила в Подоклинье по делам и специально пощёлкала затвором для «соборов.ру».

Читать еще:  Директива ЕС о борьбе с дискриминацией должна защищать и христиан, убеждены в Ватикане

Никандрова пустынь от автостоянки. На переднем плане — церковь Царственных Страстотерпцев (2004-06 гг.), на заднем — цекровь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» (2002-05 гг.). Обе они нынче имеют весёленькую зелёно-оранжевую расцветку 🙂

Слева — домик настоятеля на фоне Настоятельского корпуса, голубая каменная церковь на заднем плане — Благовещенская (2006-10 гг.).

Панорама монастыря от церковной лавки и развилки дорожек на источники. Лавка, кстати, тоже теперь новая, большая, и если вы забыли взять с собой бутылки для воды, здесь их можно прикупить.

Церковь Царственных Страстотерпцев.

Церковь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».

Интерьер. Иконостас, кстати, очень похож на иконостас в Крыпецком монастыре.

Домик настоятеля и Настоятельский корпус.

Настоятельский корпус от Благовещенской церкви.

Строительство Братского корпуса.

Руины колокольни (1792 г.).

Собственно, на поляне, где стоит монастырь, больше фотографировать нечего. На хоздвор мы, естественно, не ходили 🙂

Вдоль дороги на источник Александра Свирского цветут пальчатокоренники, .

. ползают мохнатые гусеницы .

. и всякие Сеньки =)

Форсирование мостика на болоте.

Ворота источника Александра Свирского.

Источник и купальня.

Моем ручки малышу.

Первоначальное место захоронения св.Никандра (. )

Фундамент кладбищенской церкви св.Кирилла и Мефодия. Консервация, похоже, проведена.

Монастырская живность. Коровка пьёт водичку.

Козы! Козы и коровки дают молоко, его можно купить в монастырской лавке. Правда, дороговато.

Осторожно: козы кусаются 🙂

Петропавловский источник и источник Живоносного Креста — два источника под одной крышей. Расстояние между ними — не более пары метров, но вода очень сильно отличается по вкусу. Если не верите, то приезжайте и попробуйте сами! 🙂

Никандровский источник, по легенде выкопанный самим св.Никандром.

Вода в Никандровском источнике пахнет сероводородом, и малышу не нравится 🙂

На этом о Никандровой пустыни всё 🙂

Подоклинье, церковь Богоявления Господня (1861 г.). Сейчас штукатурят.

Часовня на кладбище в Подоклинье (1863(8) г.).

По-моему, отделка здесь — из битых бутылок. В норме должна бы быть из мелких чёрных камешков, но и так тоже неплохо смотрится 🙂

Пушка у дороги между Подоклиньем и Кокорево.

Демянка, Рождественская часовня (2013 г.) на фундаменте одноименной церкви (1828 г.). Кирпичная стена за часовней — всё, что осталось от церкви.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Исторический ракурс

Говорят, что винницкий храм на честь великомученика Георгия Победоносца является увеличенной копией храма Георгиевского монастыря на мысе Фиолент в Крыму. А купол – третий в Украине, изготовленный по определенной уникальной технологии. Первый, весом в 40 тонн, установлен в Донецке, второй – в Горловке, а третий, около шести тонн, – в Виннице.

И содрогаешься внутренне от таких реалий: в то время, когда Горловку и Донецк обстреливают, когда гибнут люди, когда на востоке Украины десятки храмов пострадали и уничтожены, в Виннице те же мастера устанавливают такой же купол, ставят такие же кресты.

«На наш храм сегодня установили главный купол и крест. Крест, пока стоял возле церкви, казался огромным, он и правда около 3-х метров. А уже на куполе выглядел небольшим, хотя по ходу крепления ему добавили еще какую-то деталь, так что вся конструкция стала гораздо выше, – пишет в Фейсбук винничанка Татьяна Матяш. – Купол поднимали огромным краном. Он вставал медленно, величественно, как солнце над землей, и точно так же поблескивал золотыми боками.


Всем действом управляли несколько мужчин. Стоя на верхотуре, они подавали крановщику команды жестами, так что «вира-майна» до сих пор рулят. Честно говоря, я ожидала увидеть какие-то рации, наушники, мини-микрофоны, XХI век все-таки. Правда, пока шли работы, над храмом все время летал белый беспилотник – видеоконтроль, видимо, был. Беспилотник, кстати, невероятно жужжит.
Надо сказать, что это жужжание было чуть ли не единственным звуком, сопровождавшим все действо. Народ, во множестве собравшийся на площади, тихо переговаривался – не более. Дети, когда купол «посадили», несколько раз хлопнули в ладошки – эмоции переполняли. Мне тоже хотелось, чтобы все хлопали, свистели, проезжавшие машины гудели или хор грянул что-то особенное – событие ведь историческое!»

– Сьогодні для нас особлива подія – наш храм відзначає свій перший ювілей – саме п’ять років потому у неділю Всіх Святих владика Симеон звершив тут першу Літургію, – сказал настоятель храма на честь великомученика Георгия Победоносца протоиерей Валерий Швец. – І, милостю Божою, сьогодні сталася історична подія – ми освятили хрести і підняли купола на цей чудовий храм. І я думаю, що це подія не тільки для нашого міста і області, а для всієї України.

Мистика Никандровского монастыря

Никандровский монастырь — аномальная зона, расположенная на месте разрушенного монастыря в Порховском районе Псковской области. Местные жители рассказывают, что время от времени видят на развалинах призрачные фигуры древних монахов-призраков.

На месте разрушенного Никандровского монастыря в Псковской области призраков или, скорей всего, хрономиражи видят достаточно часто. Местные жители рассказывают, что время от времени встречают на развалинах призрачные фигуры древних монахов-призраков (современных монахов с ними не перепутаешь, тем более, что их там нет).

Кто-то однажды, повстречавшись с двумя, вполне казалось бы осязаемыми монахами (слышался их разговор и, кажется, даже дуновение ветерка от развевающихся балахонов) очевидец попытался запечатлеть на фотопленку местную экзотику, но вместо двух монахов на снимке вышло лишь 2 светящихся пятна. В марте 2000 года в этом месте местные рассказали, как буквально незадолго до этого они заехали в монастырь на мотоциклах и заметили странную монашку. Женщина обошла мотоцикл вокруг и неожиданно пропала («как сквозь землю») на ровном месте. После этого мотоцикл перестал заводиться, и его пришлось толкать около двадцати километров.»

История

В начале XX века Благовещенская Никандрова пустынь была одним из самых богатых псковских монастырей. В пустыни было 32 монаха, 30 послушников, земельные владения составляли 6783 десятины.

Рекламное видео:

В 1923 году в Никандровой пустыни было 34 монаха (14 человек 37-50 лет, 12 человек – 50-60 лет, 8 человек – 60-75 лет). После революции монахи монастыря предлагали создать на базе Никандровой пустыни «трудовую коммуну». Но новая власть распорядилась по-другому. Монастырь был закрыт, а все постройки были взорваны. Церковная гордость – именные часы с монастырской колокольни были увезены в Псков и установлены на здании Кадетского корпуса.

За долгие годы разорения территория пустыни заросла непроходимым лесом. На территории бывшей Никандровой пустыни сохранились частично аллеи, деревья, остатки ограды, руины и фундаменты, святые колодцы, монастырское кладбище.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector