0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужна ли христианам анафема?

Кого и за что предавать анафеме

Беседа с протоиереем Владиславом Цыпиным

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Читать еще:  Почему в Церкви берут деньги?

Анафема: вынесение за ограду Церкви, а не проклятие

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В обыденном сознании слово «анафема» часто значит что-то вроде торжественного ругательства или проклятия. Словно неумолимая и бездушная Церковь призывает на закоренелого грешника всяческие беды и «казни Египетские», обрекая его на вечную погибель.

Например, в знаменитом рассказе русского писателя А. И. Куприна «Анафема» отлучение от Церкви Льва Толстого показано как публичное анафематствование его прямо в храме, в крайне сильных выражениях, которые, как говорит автор, «мог выдумать только узкий ум иноков первых веков христианства»: «. Хотя искусити Дух Господень по Симону волхву и по Ананию и Сапфире, яко пес возвращаяся на свои блевотины, да будут дни его мали и зли, и молитва его да будет в грех, и диавол да станет в десных его и да изыдет осужден, в роде едином да погибнет имя его, и да истребится от земли память его. И да приидет проклятство и анафема не точию сугубо и трегубо, но многогубо. Да будут ему каиново трясение, гиезиево прокажение, иудино удавление, Симона волхва погибель, ариево тресновение, Анании и Сапфири внезапное издохновение. да будет отлучен и анафемствован и по смерти не прощен, и тело его да не рассыплется и земля его да не приимет, и да будет часть его в геенне вечной, и мучен будет день и нощь. »

Тут надо знать, что этот рассказ с его красочными проклятиями – от первого до последнего слова полная выдумка писателя Куприна. Описанной в рассказе процедуры, в принципе быть не могло уже хотя бы потому, что поименное перечисление подвергшихся анафеме в Неделю Торжества Православия было отменено в Русской Церкви еще в 60-е гг. XIX века. Но и не только поэтому. Тут нужно верно понимать смысл церковного отлучения, одним из видов которого и является анафема.

Древнегреческое слово τό ἀνάθεμα (anathema) образовано от глагола ἀνατίθημι (anatithemi), который значит «класть сверху» «выставлять», «откладывать», «отсрочивать». И в этом контексте дословно древнегреческая «анафема» означает «выставление», «отделение», «вынесение в сторону», т.е. – за ограду Церкви.

В то время как отлучение в менее строгом смысле означает отстранение от участия в тех или иных церковных Таинствах на какой-то определенный срок и назначается за конкретный и тяжелый грех, скажем, за блуд или убийство. Однако отлученный в данном случае все равно не перестает быть членом Церкви. Таким образом, анафема – это своего рода глобальное, полное отлучение.

Тут достаточно сравнить, какие слова для «отлучения» и «анафемы» используются в латинском языке – excommunicatio и excommunicatio maior. Дословно на русский excommunicatio можно переводить как выключение из общения, а анафема, соответственно является наибольшим выключением из общения (maior).

Конечно, можно говорить, что возможности для спасения у человека, подвергшегося именно анафеме, а не просто отлучению, резко падают, даже стремятся к нулю. Однако Церковь учит, что последнее слово в этом важнейшем вопросе все равно будет за Богом. И уж, конечно, Церковь не может никакому человеку желать духовной и физической погибели. Анафема, как и отлучение, имеет скорее характер врачевания и может быть снята, если полностью отлученный от Церкви принесет покаяние

Так что провозглашением анафемы скорее лишь констатируется, что данный человек больше не может считаться членом Церкви, если не принесет покаяния за содеянное. Он выставляется за ее ограду, лишается церковной поддержки и предоставляется одной воле Божией.

Собственно, так и было с великим русским писателем Львом Толстым. Церковь знаменитым «Синодальным определением и посланием Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом» от 20-22 февраля 1901 года лишь с горечью констатировала, что Лев Толстой не может считаться членом Церкви, поскольку в первую очередь он сам этого не захотел.

Действительно, как может называться православным христианином человек, отрицавший троичность Бога или воскресение Христа, не признававший загробной жизни и отвергавший все Таинства Церкви? Утверждавший, что Христос не воплотившийся Бог, а всего лишь обычный человек? И отпадение Толстого от Церкви случилось гораздо раньше, вовсе не в результате «Синодального определения».

Вот что, например, написал в ответ на возмущенное письмо жены великого писателя Софьи Андреевны Толстой Санкт-Петербургский митрополит Антоний: «Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной».

Кстати, все равно «Синодальное определение» было выдержано в достаточно умеренных выражениях. Достаточно сказать, что там не было даже слов «отлучение» или «анафема». Также Синод говорил, что он молится «да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим 2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви».

Однако, к сожалению, Лев Толстой так и «не переменился умом» (напомним, что дословно древнегреческое слово покаяние, μετάνοια, значит «перемена ума»). И Церковь, конечно, не может ни радоваться в данном случае, ни проклинать Толстого. Она может лишь скорбеть о том, что случилось с великим русским писателем.

НУЖНА ЛИ ХРИСТИАНАМ АНАФЕМА?

Чаще всего анафеме люди сами себя предают, — отмечает руководитель истоического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский.

Это страшное слово «анафема». Что это за инструмент и для чего он нужен Церкви? Что происходит с человеком, преданным анафеме, и есть ли у него возможность изменить ситуацию? Может ли Церковь отменить анафему в силу раскрывшихся обстоятельств или нового видения?

В. Суриков Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя

Все зависит от тяжести греха и проступка

В Церкви есть определенные дисциплинарные взыскания, и они касаются абсолютно всех членов общины. В зависимости от тяжести совершенных грехов к христианам применяются разные дисциплинарные меры.

К примеру, для мирян это епитимья – запрещение на определенный срок приступать к Таинству Святого Причастия. В истории известны случаи, когда из-за тяжкого греха людей оставляли без Причастия, но они могли причащаться не Тела и Крови Христовых, а вкушать антидор и агиасму.

Все зависит от тяжести греха и проступка. Как говорится в Писании, «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Поэтому анафема может быть наложена, если человек сильно упорствует в каком-то грехе, не прислушивается к совету Церкви, к ее голосу.

Анафема – это отлучение от Церкви. Церковная община – как семья. И если кто-то в семье постоянно нарушает какие-то правила, то изначально его неоднократно наказывают, а потом уже говорят: «Это не член нашей семьи, он не принадлежит к нам». И анафема – это не проклятие, а свидетельство того, что этот человек не принадлежит к Церкви.

В древности церковь предавала анафеме еретиков. Как практика анафема появилась в V веке,со времен Халкидонского Собора.

На жесткой диете

Однако случаев, когда Церковь оглашает анафему, не так много. Чаще всего анафеме люди сами себя предают. Они сами уходят из Церкви – в секту или в никуда. И больше не принадлежат к Церкви. Общение разрывается – человек не является членом церковной общины.

Анафема обратима, если человек покается, понесет епитимью. У некоторых складывается представление, что епитимья – своеобразная каторга. И слово какое-то пугающее: если священник наложит епитимью, то всё – как в ссылку отправляют. Это неправильное понимание. Епитимья – не только заглаживание своей вины, а средство для воспитания человека, формирования его сознания. Это упражнение, которое дается человеку на определенный период.

Приведем медицинскую аналогию: при повышенной кислотности желудка возможно появление гастрита. Человек не соблюдает начальную диету, и у него возникает язва. Чтобы выздороветь, он должен перейти на жесткую диету, кушать очень мало и в ограниченном количестве. Но это нужно делать определенное время – для того, чтобы кровотечение остановилось, а слизистая зарубцевалась и зажила. Постепенно человек может вернуться к обычному ритму.

Так и в духовной жизни. Иногда начинается обострение, которое может выразиться или в хронической духовной «болезни», или еще в чем-то, и тогда налагается епитимья.

А анафема – свидетельство того, что человек отторгнут – он был среди нас, а теперь его нет с нами, нет общения с ним. Физически он есть, никуда не исчез, никто его не проклинает и не желает ему зла. Потому что любой христианин не может желать зла другому человеку, согласно Евангелию. Христос, пребывая на кресте, молился за своих распинателей.

Сложный вопрос

Филарет совершил раскол. Церковь звала его к себе – надо было смириться, возможности предоставлялись. Священнослужитель, не только монашествующий, и любой мирянин должен давать себе какой-то обет смирения. Филарета несколько раз предуведомляли: отлучение от священнослужения, лишение сана, потом монашества, а в итоге ему провозгласили анафему, отлучив от Церкви. Конечно, это был достаточно сложный вопрос, но его решение оказалось однозначным.

Константинопольский, Иерусалимский и Румынский патриархаты не признают анафему Мазепы. Более того, еще в 1918 году патриарху Тихону поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чём Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви. И хотя решение по этому вопросу тогда не было принято, никто не отвергает возможности вернуться к его рассмотрению в нынешнее время.

Провозгласить и отменить

Анафему снимают. Это обратимое действие. Но для этого нужно, чтобы человек покаялся. Если человек умер, не раскаявшись, то результат плачевный. Конечно, есть разные канонические нарушения. Мазепа, говорят, давал церковную клятву на Евангелие и допустил на русскую землю шведов. Таких примеров можно привести много, но нет четких критериев, по которым можно определить, заслуживает ли человек анафемы. Каждый случай – это некий набор факторов, и целесообразность анафемы устанавливается индивидуально.

Решение об анафеме принимает церковная власть. В ходе истории управление Церковью было разным: в древности одно, в Русской Православной Церкви – патриаршее правление в допетровские времена, при Петре Первом – Святейший Правительствующий Синод, который принимал коллегиальное решение. Сейчас эту функцию выполняет Священный Синод, возглавляемый Предстоятелем. Далее, согласно каноническому праву, решение об анафеме принимается Архиерейским Собором.

В 1971 году Собор РПЦ снял анафему со старообрядцев. Собор предпринял деяние «об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», потому что ситуация была довольно обостренной. А наложена эта анафема была Большим Московским Собором еще в 1667 году. Так что это пример того, как поменялось мнение Церкви в некоторой степени.

Во время отпадения Католической церкви в 1054 году Папа Лев IX и Константинопольский Патриарх Керуларий провозгласили друг другу анафемы. Отменены они были лишь в 1965 году, когда Папа Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор встретились в Иерусалиме. Таким образом, анафемы и провозглашались, и отменялись.

Надо снимать напряжение

Может, такое же обострение и с Киевским патриархатом? Это мое личное мнение, и я ни к чему не призываю, но рано или поздно этот вопрос нужно будет решать. Разъединение православных церквей в Украине – это ненормально. Хочется, чтобы все мы были едиными не только в своем государстве, но и в духовном плане, чтобы у нас не происходило таких противостояний. В последнее время наши отношения напряжены. Со стороны раскольников часто звучат агрессия и разного рода обвинения.

Архимандрит Кирилл, который преподает в Йельском университете, в 2009 году был одним из основателей комиссии по диалогу между нашей Церковью и Киевским патриархатом, а также участником симпозиума всех веток украинского православия, проходившего в Канаде в 2014 году. Он сказал, что, несмотря на большое количество разделяющих факторов, нас многое объединяет. Наша Церковь, Киевский патриархат, католицизм, протестантские деноминации – у всех нас разные понятия и юрисдикции. Это то, чем мы отличаемся. Но при решении проблем гомосексуализма, наркомании, отсутствии мира во всем мире и других социальных вопросов христиане, невзирая на свои личные взгляды, должны быть одноголосны.

Читать еще:  50 советов и изречений архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Надо снимать напряжение, спокойно беседовать друг с другом. Мы должны совместно продлевать и развивать киевскую богословскую традицию, вести диалог в ее духе. И в итоге, возможно, исчезнет существующая обостренность, а стороны достигнут компромисса. Конечно же, вопросов очень много. Нужно общаться. Мы призываем: «Давайте объединяться на канонических основаниях». И пусть это не случится сиюминутно, не в этот год, но со временем увидим результат. Наша Церковь ведет диалог со старообрядцами, с католиками. Мы не разделяем мнение христианских деноминаций, которые признают однополые браки и т. п. Но есть и другие, избравшие истинные пути. И во время этого диалога можно что-то делать для общества. Потому что христианин не должен воинствовать с другими, ему следует бороться со своими страстями и грехами.

Анафемой мы человека не уничтожаем

«Нужна ли христианам анафема?» На этот вопрос очень легко ответить. Спросим родителей: «Надо ли наказывать детей за проступки?» Конечно, ребенок должен научиться отвечать за содеянное. Я когда-то был на конференции, посвященной воспитанию детей, и одна психолог предположила, что надо не бояться бить детей по лицу. Но ведь это унижение для человека, правда? А другая вышла и сказала, что нельзя…

И она права – человека надо наказывать, но не унижать. Это разные вещи.

Анафемой мы человека не уничтожаем. Инквизиции не надо проводить, но анафема как дисциплинарное средство должна провозглашаться Церковью в том случае, когда все другие увещевания ни к чему не привели. Предавать анафеме нельзя по политическим соображениям или под воздействием эмоций.

Человек сам выбирает

У Льва Толстого была возможность покаяться – его оппонентом был Иоанн Кронштадтский. Но писатель выступил против учения Церкви. Творческое наследие человека, его потенциал и мировоззрение зачастую надо рассматривать сквозь призму разных факторов. Еще пример: Мазепа был предан анафеме, а колокольня Софийского собора сохранилась до сих пор. Да и строительство Киево-Печерской лавры он спонсировал. Мы с этим живем, колокольней любуемся. И Филарет в свое время строил церкви и рукополагал в духовенство. Поэтому вопрос о разных аспектах анафемы достаточно сложный, и на него тяжело ответить однозначно. Да, бывают политические нюансы и прочее, но человек сам выбирает: быть в Церкви или отлучиться от нее. Только не у всех этот выбор происходит шумно и с оглаской.

Что значит «Предан анафеме»

Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие — что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?

Что это такое?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно — в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение — отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже — в 5 веке.

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными. Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь — епитимья это временное отречение, а анафема — вечное (за редкими исключениями).

Можно ли считать ее церковным проклятием? Сами священники уверяют, что нет. Это наказание, призванное показать человеку всю серьезность его проступка.

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город — чешский Жатец. Причина: поддерживание Яна Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема — это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это очень и очень серьезное решение церкви.

Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?

  1. Король Германии Генрих Четвертый (1050-1106 гг). Этот венценосный правитель хотел сам назначать епископов, что Ватикану очень не понравилось, и папа отлучил строптивого короля от церкви. В то время это было очень сильное наказание, которое могло стоить Генриху престола. Ему пришлось отправляться за прощением грехов (пешком!), несколько дней ждать аудиенции… Анафема была снята.
  2. Фридрих Второй Гогенштауфен (1194-1250 гг). Этот правитель протянул руки к принадлежавшим Ватикану землям. Правителя предали анафеме несколько раз, еще и назвали антихристом. Сначала он на это никак не реагировал, но под напором верующих вельмож он решил сделать Ватикану приятное — возглавил 4-й Крестовый поход, желая занять Иерусалим. И он сделал это, причем совершенно мирным способом — путем переговоров. Правда, от анафемы его это не спасло.
  3. Английский король Генрих Восьмой (1491-1547 гг). Он оказался весьма любвеобильным, женившись 6 раз. Первый же его развод так не понравился святым отцам, что папа римский отлучил его от церкви. Король ответил довольно жестко, запретив в Англии католицизм. Его соотечественники католического вероисповедания, которым не понравилось решение короля, подверглись гонениям. Правда, в политическом плане страна стала более независимой, ведь в ней появилась собственная церковь.
  4. Запорожский гетман Иван Мазепа (1639-1709 гг). Он повел своих козаков против Петра Первого, заключив союз с шведским королем. Это действие было не противорелигиозным, а мирским, политическим, но подчиненная Петру российская церковь провозгласила гетмана отщепенцем и предала анафеме, причем с большой помпой и проклятиями.
  5. Революционер, кубинец Фидель Кастро (1926-2016 гг). Ватикан боролся с коммунизмом, и Фидель тоже попал под их «руку». Впрочем, на Кубе большинство революционеров были истинными католиками. Они не жгли церквей, не расстреливали священников, Кастро даже встречался с понтификом. В общем, скорее всего, эта анафема не длилась долго.

И не правители, но тоже известные люди

  • Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни Дмитрий причислен к лику святых.
  • Григорий Отрепьев, позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
  • Степан Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
  • Емельян Пугачев (анафема — 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
  • Лев Толстой. Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
  • Андрей Марков, математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.

Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Д’арк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.

А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?

  • Евграф Дулуман, главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
  • Владимир Ленин (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
  • Сторонники экуменизма, желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
  • Киевский Патриарх Филарет, предстоятель Украинской православной церкви (в миру Михаил Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
  • Глеб Якунин, диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
  • Олег Дементьев, журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году за критические статьи о женском монастыре.

Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви:

Время отлучать

Справка

Что такое анафема и кого ей предают

Анафема — высшее церковное наказание в Православной церкви. Она означает разрыв всяких отношений между церковью и человеком. По сути, анафема констатирует уже совершившийся факт: своими действиями человек оказался вне церкви и больше не ведет христианский образ жизни. Формально же, преданный анафеме не имеет права причащаться, его имя не может упоминаться за богослужением и его не могут отпевать по церковным обрядам.

Анафему часто путают с епитимьей — временным отлучением от церкви. В этом случае предполагается, что согрешившему нужно определенное время (его оговаривает священник), чтобы раскаяться, исцелиться и снова сделать свой путь к Богу прямым (покаяние переводится как «разворот»). При этом церковь о заблудшем может усиленно молиться. Кстати, Лев Толстой никогда анафеме не предавался. История, описанная Куприным в знаменитом рассказе «Анафема»,— выдумка. На самом деле Синод опубликовал Определение, в котором был зафиксирован факт «отпадения» Толстого от церкви.

В случае анафемы церковь никаких сроков не назначает. Ею церковь обозначает, что отчаялась дождаться от человека благоразумия и теперь единственный суд, который его ожидает,— суд Божий. Это чрезвычайно серьезное решение в православной традиции выносится соборно и провозглашается открыто. Тем не менее, если преданный анафеме раскается, церковь готова принять обратно. Правда, в истории такие случаи единичны.

Вообще, по канонам церковь может анафематствовать за две вещи: за ересь и за раскол. Ересь — это не просто глупость или ругательства в сторону церкви или Бога. Речь о разработанной концепции, которая серьезно искажает православное вероучение и потому вводит последователей в «прелесть» — то есть в заблуждение. Для того чтобы создать нечто подобное, нужен незаурядный ум и хорошее образование. Один из ярких примеров такой личности — ересиарх Арий. Он был предан анафеме на Первом Вселенском соборе в 325 году. Арий учил, что Христос — первое и совершенное творение Бога. Православные же уверены, что Христос имеет с Богом-Отцом одну сущность и именно это дает христианам основание верить в воскресение после смерти.

Раскол — это грех, который относится к разногласию не во внутренних, а во внешних вещах: учениях о догматах, таинствах и об обрядах. При этом истинность веры не нарушается. Главный грех раскола в том, что он разрушает единство церкви, которая, как верят христиане, есть Тело Христово.

Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году, когда единая Вселенская церковь разделились на две. Тогда было разорвано литургическое общение: до сих пор католики и православные не могут причащаться друг у друга на литургии.

Существует третья причина анафематствования — политическая, когда церковь отлучала от литургического общения государственных преступников. Против подобных мер выступали самые различные церковные иерархи. Но тем не менее таких случаев было много как на Западе, так и на Востоке. В России, где традиционно была сильна «симфония государства и церкви», известно несколько громких политических анафем. В особом чине анафематствования они упоминаются как «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев» и «Стенька Разин».

ХХ век тоже оказался богат на анафемы. Одна из самых известных произнесена святейшим патриархом Тихоном в 1918 году новой власти: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Если говорить о новейшем времени, то анафеме был предан известный правозащитник, диссидент Глеб Якунин. Его осудили за раскол и создание параллельной Апостольской церкви.

Читать еще:  Не конец света, но возможность проявить любовь и заботу

Одна из последних анафем в 1997 году была адресована Архиерейским собором Русской православной церкви бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон православию. Сейчас Филарет возглавляет самопровозглашенную Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

Чтобы снять анафему, нужно пройти целый ряд довольно сложных процедур. В частности, человек должен обратиться в орган церковной власти, наложивший анафему, принести покаяние публично и доказать искренность своего решения. В истории были прецеденты посмертного снятия анафемы. По смыслу оно может произойти, если откроются факты, которые покажут, что анафема была наложена ошибочно. Так, в 1971 году Собор РПЦ снял анафему со старообрядцев, которые были прокляты как раскольники.

При этом само решение, кого предавать или с кого снимать анафему, остается, как правило, внутри поместной церкви и не является обязательным для других поместных церквей. Так, в 1965 году на Втором Ватиканском соборе патриарх Константинопольский Афинагор и папа римский Павел VI объявили о взаимном «снятии анафем». В ответ на это предстоятель РПЦ патриарх Алексий I направил в Стамбул телеграмму следующего содержания: «Телеграмма Вашего Святейшества, в которой Вы пишете о решении снять анафему 1054 г., нами получена. Ожидаем Ваших писем. Предварительно можем сообщить Вам, что рассматриваем решение Вашего Святейшества и Святого Синода Константинопольской Церкви как действие вашей Поместной досточтимой Церкви, обращенное к Церкви Рима. Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет».

Об анафематствовании в Чине Торжества Православия.

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование.


(Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.)

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол объясняет, что такое анафема:

« Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.
С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения
».

Что касаемо последнего пункта, то духовные лица, думается мне, по соображениям любви к погибающим, дабы подвинуть последних на путь покаяния, все же иногда имели с отлученными частное общение, например, некоторые оптинские старцы общались (и в последние дни жизни писателя искали общения, но не нашли) с Л. Толстым.

Можно ли отменить анафему?

Предание анафеме не является непоправимым проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический пишет:

« …анафема есть, как мы сказали, самое страшное действие церковной власти: это в некотором смысле — казнь духовная; ибо подвергшийся проклятию мертв для Церкви. Но казнь эта отнюдь не то, что казнь телесная. После казни телесной не воскресают для здешней жизни, а после этой казни духовной всегда можно воскреснуть для жизни духовной через истинное покаяние. Таким образом, анафема, даже как казнь, растворена любовью христианской. У отлученных не отнимается средств к покаянию: они в величайшей опасности, ибо лишены покрова благодати, но для них еще не все потеряно. Двери милосердия, столько раз для них напрасно отверзавшиеся, еще могут быть отверсты. Оставь заблуждение, обратись с искренним покаянием к Церкви — и она не отринет молитв кающегося ».

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.

4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: » ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской. «

В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.

Святейший Патриарх Тихон дважды анафематствовал « творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной »: в 1918 г. в связи с начавшимися гонениями и в 1922 г. в связи с изъятием из церквей священных предметов под предлогом помощи голодающим.

Антирелигиозная политика властей в конце 50-х годов вызвала в 1959 г. Постановление Патриарха и Священного Синода «О публично похуливших Имя Божие»: священнослужителей, совершивших это преступление, бывшего протоиерея Александра Осипова, бывшего священника Павла Дарманского, « считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения », « Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, публично похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви ».

8 октября 1993 г. во время вооруженного противостояния у Белого Дома в Москве Святейший Патриарх Алексий II, Священный Синод и иерархи выступили с Обращением, в котором, не называя конкретных имен, осудили тех, кто пролил невинную кровь ближних своих, – « эта кровь вопиет к Небу и, как предупреждала святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью » на совести их.

В 1994 г. Архиерейский Собор РПЦ в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» отлучили от Церкви тех, кто разделяет учения сект, « новых религиозных движений », язычества, астрологических, теософских, спиритических обществ и т. п., объявляющих войну Церкви Христовой.

В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ отлучил от Церкви монаха Филарета (Денисенко).

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко):

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным Деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что « в случае продолжения. бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование ».

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: « Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви », а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ осудил антицерковную деятельность Глеба Павловича Якунина, лишенного священного сана Определением Священного Синода от 8 окт. 1993 г. и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 г.

Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина

Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности Глеба Павловича Якунина, лишенного священного сана определением Священного Синода от 8 октября 1993 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что « в случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и священнических одежд. будет поднят вопрос об отлучении его от Церкви ».

Освященный Архиерейский Собор констатирует, что Глеб Павлович Якунин не внял обращенному к нему призыву к покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно носить священнические одежды, вступил в общение с раскольническим образованием лишенного всех степеней священства монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Матери-Церкви, тем нанося ей ущерб.

Освященный Архиерейский Собор, расследовав антицерковную деятельность бывшего священника Глеба Якунина, на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: « Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви », а также 10-го правила Карфагенского Собора («Аще который пресвитер, противу епископа своего возгордясь, сотворит раскол: да будет анафема»), 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 13-го правила Двукратного Собора и 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:

Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

Многим современным «защитникам» православия стоило бы ознакомиться с материалами Архиерейских Соборов нашей Церкви и исследовать список анафематствований, чтобы не сочинять те, которых еще не было.

Еще раз с Праздником Торжества Православия!
Постимся постом приятным!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector