1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли подавать милостыню нищим?

Подать милостыню — отдать благополучие. Как помочь просящему, не навредив себе

Каждый из нас хоть раз в жизни подавал милостыню на улице, в храме или общественном транспорте. Кто-то делает это автоматически, кто-то задумывается и подает, например, только детям или старикам. Некоторые кидают в руку мелочь, другие подают крупные купюры.

С одной стороны, подаяние — это «плюсик» в карму. С другой — есть поверье, что неправильно поданная милостыня может навредить дающему. Существует мнение, что, подавая нищему, мы «покупаем» у него бедность и болезни.

Как завещали бабушки

Считается, что самое главное в момент совершения подаяния — светлое и искреннее намерение. В этом случае любое действие будет правильным.

Часто от людей старшего поколения можно слышать, что давать милостыню нужно правой рукой, приговаривая: «Да не оскудеет рука дающего. Аминь.» Правой рукой, потому что правая рука делает правое дело.

Более современные взгляды гораздо прозаичнее. Сегодня чаще всего аргументом против подаяния могут служить, скорее, банальное отвращение и страх. Просящие люди редко выглядят опрятно. Многие из них одеты в грязную одежду и имеют явные признаки различных заболеваний. Можно сказать, что нищие в современном мире — это своеобразный лакмус общества и его мировоззрения в целом. То, как прохожий относится к просящему, показывает в том числе и какой он человек.

Кроме того, есть поверье, что подаяние — это не только способ восполнить «долги» перед Вселенной, но и возможность освободить место для чего-то нового.

Отказ подавать милостыню.

В любом случае решение подать милостыню — личное дело каждого. Человек имеет право самостоятельно распоряжаться своими деньгами, о каких бы суммах речь ни шла. У всех свое материальное состояние, отношение к деньгам и приметы, связанные с ними. Нельзя осуждать человека за отказ от подаяния.

Однако нужно помнить об уважительном отношении к другим людям, кем бы они ни были. Даже отказаться от просьбы можно по-разному. Согласитесь, можно грубо бросить: «Бог подаст» или «Иди работай», а можно просто отрицательно покачать головой или произнести: «Извините, не могу сейчас».

Тот факт, что человек не стоит с протянутой рукой, совершенно не означает, что деньги в его кармане не последние. Не все могут позволить себе раздавать их другим людям. Но грубость в этой ситуации вряд ли можно чем-то оправдать.

Как правильно подавать милостыню?

Для тех, кто верит в приметы, важно научиться подавать милостыню правильно.

Сложно подавать, не осуждая. Верующие люди утверждают, что есть универсальный ключ к вопросам о том, что правильно, а что нет — это любовь. Все, что делается с любовью, правильно. Подавая милостыню, стоит в душе помолиться за просящего, подумать о нем что-то хорошее.

Не нужно думать о том, хорошо или плохо вы поступаете, не делать различий между мужчинами и женщинами, стариками и молодыми людьми, не обращать внимания на национальность.

Нищие у храма: как и сколько подавать им милостыни, чтобы самому не обеднеть

Часто ли вы подаете милостыню нищим возле храма? Лично я скуплюсь редко, но всегда делаю подаяние по правилам, чтобы не обнищать самой, а по средам и вовсе обхожу их стороной.

Как правильно подавать милостыню

Запомните главное правило: подавать милостыню нужно исключительно правой рукой. Связано это с тем, что совершение подаяния — это правое, благое дело, о котором не должна знать левая рука. Каждый раз, давая деньги нищему, я тихонько приговариваю: «Да не оскудеет рука дающего. Аминь», а слепому всегда подаю, не произнося ни единого слова. При этом нельзя смотреть в глаза самому просящему, а также постарайтесь обходить стороной бедняков, которые просят с шапкой.

Подавать милостыню ни в коем случае нельзя на входе в храм — это делается в момент выхода из него.

Сколько милостыни нужно подавать

Очень часто мне доводилось слышать один и тот же вопрос: сколько милостыни уместно подавать нищим?

Существует золотое правило: женщине нужно подавать серебристые монеты, а мужчинам — желтые. В противном случае вы рискуете сами обнищать, причем в скором времени.

Подавать четное количество монет также запрещено — это тоже приведет к бедности. По той же причине стоит воздержаться от подаяния бумажных денег, даже если они имеют мелкий номинал — делитесь только мелочью.

Порой случается так, что нищий просит определенную сумму — не проходите мимо такого и дайте ему именно ту сумму, которую он просит. При этом деньги следует отдавать не лично в руки — положите их на любую поверхность или рядом с просящим. Так вы сумеете привлечь в свою жизнь деньги и большую финансовую удачу.

Почему я не подаю в среду

По средам я никогда не подаю милостыни. Этот день считается неблагоприятным, так как ему покровительствует Меркурий. Отдавая деньги в среду, вы рискуете накликать на себя помехи в денежных делах и торговле и отдать своими же руками собственный успех.

Среда — не единственный день, в который я избегаю нищих. Подавать милостыню нельзя в свой день рождения и день крестин — так вы рискуете отдать свое счастье.

Прекрасные дни для подаяния — воскресенье и понедельник. По воскресеньям, после похода в храм, я раздаю нищим всю мелочь, которую найду в сумке и в карманах. Когда-то давно мне сказали, что этот простой обряд помогает утроить личные доходы. Главное — отдать всю мелочь, а то богатство будет приходить только мелкими деньгами. Не знаю, как насчет утроения финансов, но со временем я заметила, что деньги стали приходить ко мне значительно быстрее и проще.

Всем ли надо подавать милостыню?

1. Высший идеал даёт нам Хри­стос: «Про­ся­щему у тебя дай, и от хотя­щего занять у тебя не отвра­щайся» ( Мф.5:42 ). «Бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас ( Мф.5:44 )». «Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд» ( Лк.6:36 ). «Истинно говорю вам: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» ( Мф.25:34-40 ).

2. Мило­стыня может быть в трёх формах — мате­ри­аль­ная (пища, одежда, кров), душев­ная (состра­да­ние, уте­ше­ние), духов­ная (при­об­ще­ние к Богу). В любой ситу­а­ции мы можем помо­литься за нуж­да­ю­ще­гося или хотя бы поздо­ро­ваться с ним.

3. Любая доб­ро­де­тель тре­бует рас­суж­де­ния. Оно бывает есте­ствен­ное (осно­ван­ное на чело­ве­че­ском опыте и разуме) и бла­го­дат­ное (дару­е­мое Богом).

Мы даём мило­стыню про­ся­щему, про­яв­ляя любовь к нему, лишая его необ­хо­ди­мо­сти идти на пре­ступ­ле­ние ради денег. Если же он обма­ны­вает нас и тратит деньги на злое, то это уже его грех.

С другой сто­роны, по словам прот. Сергия Прав­до­лю­бова: «Когда ты про­сишь, Гос­подь тебе подает, и ты не всегда упо­треб­ля­ешь это на только полез­ное, но бывает так, что и не на полез­ное. Поэтому нечего тебе осуж­дать и дру­гого чело­века, своего ближ­него. Подай денежку и успо­койся – выполни еван­гель­ское слово». Ведь часто недо­стат­ками других людей мы просто оправ­ды­ваем свое жесто­ко­сер­дие.

Даже водка может быть благом для алко­го­лика, если он замер­зает от холода.

4. Ни что не мешает нам жерт­во­вать всем, но в той мере, кото­рая нам рас­су­дится лучшей. Если про­ся­щий вызы­вает у нас боль­шие подо­зре­ния, а общаться с ним неко­гда, то вполне можно дать незна­чи­тель­ную сумму и помо­литься за него.

Если мы видим, что про­ся­щему деньги могут при­не­сти вред, то лучше купить ему еду.

5. Полезно помо­гать нуж­да­ю­щимся не только разово, но и посто­янно. Не огра­ни­чи­вайте своё мило­сер­дие лишь незна­ко­мыми людьми в обще­ствен­ных местах, такая прак­тика обычно при­во­дит к сомне­ниям и сму­ще­нию о том, смог ли ты реально помочь чело­веку…

Часто люди помо­гают незна­ко­мым, а нуж­да­ю­щихся ближ­них не заме­чают. Бывает, что пред­при­ни­ма­тель жерт­вует разным людям, а своим работ­ни­кам платит гроши.

6. Не огра­ни­чи­вай­тесь бла­го­тво­ре­нием лишь тем, кто просит, помо­гите и тем, кто ещё пыта­ется сам найти себе про­пи­та­ние, напри­мер, роясь в помойке.

7. Если можете, спро­сите имя нуж­да­ю­ще­гося — про­явите к нему ува­же­ние. Не прячьте взгляд, даже если вы спе­шите, обра­щай­тесь без занос­чи­во­сти и высо­ко­ме­рия.

Не сле­дует соче­тать свои дары с уко­рами отно­си­тельно его образа жизни и нра­во­уче­ни­ями. Помо­гать надо просто, без стрем­ле­ния поучать чело­века. Советы можно давать только уже узнав чело­века и полю­бив его, имея с его сто­роны какое-то дове­рие, с молит­вой и внут­рен­ним сми­ре­нием.

8. Помо­гая людям, не ждите от них бла­го­дар­но­сти – тво­рите все ради любви Хри­сто­вой. «Тако да про­све­тится свет ваш пред чело­веки, яко да видят ваша добрая дела и про­сла­вят Отца вашего, иже на небе­сех» ( Мф. 5:16 ).

Читать еще:  Религиозные деятели не одобряют запрет на хеви-метал в Белгороде

Жертва – это про­яв­ле­ние любви. Даже, если мы поте­ряем какую-то сумму денег, пожерт­во­вав её не тому, кто остро нуж­да­ется, то эту любовь у нас точно никто не отни­мет.

9. С осто­рож­но­стью отно­си­тесь к денеж­ной помощи незна­ко­мым жен­щи­нам с мла­ден­цем на руках (могут усып­лять детей алко­го­лем), оди­но­ким детям (соби­рают деньги для роди­те­лей-туне­яд­цев), инва­ли­дам (могут быть рабами для сбора денег) и цыга­нам (рас­про­стра­няют нар­ко­тики).

Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог ( 2Кор.9:7 ).

«Будем делать добро всем, а наи­паче своим по вере» ( Гал.6:10 ).

Дидахе, глава 1:
«5. Вся­кому, про­ся­щему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все пода­ва­емо было из Его даров. Блажен дающий по запо­веди, ибо он непо­ви­нен. Горе при­ни­ма­ю­щему, ибо если кто, имея нужду, при­ни­мает, тот будет непо­ви­нен, если же (кто при­ни­мает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: под­верг­шись же заклю­че­нию, испы­тан будет отно­си­тельно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст послед­него кодранта.
6. Но и о сем также ска­зано: пусть мило­стыня твоя запо­теет в руках твоих, пока ты не узна­ешь, кому дать».

свт. Васи­лий Вели­кий, письмо 145, к Амфи­ло­хию:
«При­со­во­ку­пил же к сему, что не на себя должно брать раз­да­я­ние имения, но пору­чить тому, на кого воз­ло­жено рас­по­ря­жаться делами бедных. И сие под­твер­дил местом из Деяний, что, про­да­вая имения свои и при­нося, «пола­гали к ногам Апо­сто­лов», и ими «каж­дому дава­лось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:35 ). Ибо, гово­рил он, нужна опыт­ность, чтобы раз­ли­чить истинно нуж­да­ю­ще­гося и про­ся­щего по любо­с­тя­жа­тель­но­сти. И кто дает угне­тен­ному бед­но­стию, тот дает Гос­поду и от Него полу­чит награду; а кто ссу­жает вся­кого мимо­хо­дя­щего, тот бро­сает псу, кото­рый доку­чает своею без­от­вяз­но­стию, но не воз­буж­дает жало­сти своей нище­тою».

свт. Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов), Беседа пред обетом неко­то­рых сер­до­боль­ных вдов и при напут­ствии избран­ных для попе­че­ния о ране­ных и боль­ных дей­ству­ю­щей армии:
«Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пир­ше­ствуя за рос­кош­ным столом, не забо­тится, уто­лены ли дей­стви­тельно голод и жажда нищего, и не при­ни­мает в нем искрен­него чело­ве­ко­лю­би­вого уча­стия: тот да не спешит уве­рять себя, что уже при­об­рел право на цар­ствие небес­ное. Оце­нить цар­ствие небес­ное ценою ломтя хлеба и ста­кана воды зна­чило бы оце­нить слиш­ком дешево, и оскор­бить досто­ин­ство цени­мого.
Дело бла­го­тво­ре­ния, сде­лан­ное без рас­су­ди­тель­ного и сер­деч­ного уча­стия в бед­ству­ю­щем, есть тело без души: и не имеет истин­ного досто­ин­ства пред судом Христа, кото­рого закон духо­вен, и Кото­рый по закону духов­ному и судит.
Если кто и удо­вле­тво­ри­тель­ную и обиль­ную многим подал мило­стыню; но сделал сие с жела­нием иметь славу бла­го­тво­ри­теля; тако­вый подал мило­стыню своему тще­сла­вию: не трудно рас­су­дить, много ли должен ему Хри­стос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

прот. Олег Сте­няев:
«Каждый чело­век имеет гра­ницы ответ­ствен­но­сти, очер­чен­ные рукою Бога. Они тоже под­ска­зы­вают нам пра­виль­ную иерар­хию: кому мы помо­гаем в первую оче­редь, кому во вторую, кому в третью. Гра­ница ответ­ствен­но­сти, очер­чен­ная рукой Бога для каж­дого чело­века, – это, прежде всего, его семья. Ска­зано: «Кто… о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» ( 1Тим.5:8 ). Это – его народ. Ска­зано: «И раз­де­лил Гос­подь языки». Это – те люди, кото­рые при­над­ле­жат к его рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстра­и­ваем отно­ше­ния с людьми в бла­го­тво­ре­нии, исходя из пра­виль­ной иерар­хии пред­по­чте­ний, это очень разумно».

cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
«Мило­стыня, тво­ри­мая ради Христа, ради любви к Нему, очи­щает от грехов важнее жертв, отвер­зает небеса важнее дев­ства, может сде­лать рав­ными апо­сто­лам».

Православная Жизнь

«Нужно ли подавать милостыню на улице?» Этот вопрос остается актуальным для многих людей в разных ситуациях. Приверженцы и противники уличных подаяний приводят вполне убедительные аргументы, подтверждающие именно их точку зрения. Но для православного христианина есть единственно правильное отношение к жизни и любому ее явлению – евангельское.

«Я не спрашиваю – просто даю»

Протоиерей Николай Могильный:
– Люди нуждающиеся были всегда, есть и будут. Таковы реалии земной жизни. Как отличить действительно нуждающихся от профессиональных попрошаек?

Христа можно встретить везде – и на улице просящим, и в темнице заключенным… Я заметил, что по-настоящему нуждающиеся люди стыдятся просить. Если на улице мы видим человека, который в мусорнике роется или как-то по-другому явно нуждается, то, думаю, будет правильно, если мы поделимся с ним денежкой или куском хлеба – тем, что у нас есть. Даже без его просьбы.
Потому что как раз такие люди больше всего страдают. Те, кто наглее или более в отчаянном положении, бывают активнее. А эти стыдятся и молчат. И если мы этих людей утешим, мы утешим самого Христа.

– Однако многих смущает, что дашь человеку деньги, а он предастся пьянству или потратит их на непотребство.

– Как-то зимой у меня сломалась машина, пришлось возвращаться домой на маршрутке. Я не был одет должным образом, поскольку рассчитывал на автомобиль, в котором тепло. Маршрутку прождал очень долго, шел снег и ветер был сумасшедший – промерз до мозга костей. Когда добрался домой, первым делом выпил рюмку водки, покушал, лег в теплую постель и блаженно уснул. С тех пор, когда вижу человека, которому «негде главы приклонити», я не делаю допрос, на водку он потратит милостыню, на хлеб или на жвачки, а просто даю. Потому что в его положении, может, эти сто грамм спасут ему жизнь.
Есть еще такое мерило: если наше сердце смущается, то не нужно делать что-либо. Подавайте милостыню без смущения, тогда она будет приятна Богу и пойдет на пользу ближнему. Мы всегда можем найти человека, от которого не пахнет перегаром. Стоит зайти в любую аптеку – там в очереди стоит старушка и считает копеечки. Купите ей лекарства! Помогите бедняжке. Или на базаре у мясного отдела, вернее, у той части, где продают обрезки или косточки, вы тоже обязательно встретите бабушку в печальном раздумье. Купите ей кусочек мяса и идите с миром…
Добро можно делать всегда. Независимо от того, есть у нас деньги в кармане или нет. Всегда можно поддержать человека, согреть его теплым словом.
Зачем нужна милостыня? Не просто чтобы накормить-напоить, а чтобы изменить свое злое сердце, побороть эгоизм и равнодушие, стать человеком.
Очень часто мы оправдываем свое жестокосердие недостатками других людей. А недостатки есть у каждого. У кого-то из святых отцов написано, что если даже к тебе подъедет человек на коне и в царской одежде и попросит милостыню – дай ему. Может, он действительно нуждается. Но если он бессовестный, то ты все равно даешь Христу – какое тебе в том дело?! «Просящему – дай».

– Тем не менее многие люди не хотят отдавать свои деньги т. н. профессиональным нищим – поддельным калекам, женщинам, имитирующим беременность, и детям, выпрашивающим копеечку для чужого дяди.
– Если сердце смущается – проходите дальше. Бог дал нам свободу выбора. Оглянитесь вокруг: сколько по-настоящему нуждающихся людей. Однажды я посмотрел документальный фильм, который называется, кажется, «Профессиональная нищая». Смотрел и не мог оторваться. Фильм о женщине из Сум, которая всю свою сознательную жизнь стоит на паперти и просит милостыню. И люди подают только ей, обходя других просящих, потому, что за эти деньги она на рынке закупает продукты и развозит их всем нуждающимся в округе. Она оплачивает им коммунальные услуги, покупает лекарства и т. д.
Поэтому нужно все делать с рассудительностью. Смущается сердце – поинтересуйтесь о судьбе ваших денег. Протяните руку помощи адресно – пойдите что-то сами сделайте или купите. Или найдите волонтеров, и тогда вопросов не будет никаких. Мне кажется, это проблема больше надуманная, чем существующая на самом деле.

– Но бывают ситуации, когда нет денег на подаяние. Вот стоит у храма женщина, просит помочь на операцию ребенку, а у тебя самого «три гривны» до зарплаты.

– Это ваше личное дело, сколько, когда и как вы подаете. Христос знает, что у вас в кошельке, и видит ваше сердце! Но если нет возможности дать милостыню, а есть стыд, что этого не делаешь, то нужно внимательно рассмотреть свою совесть христианскую. Ты не даешь потому, что тебе нечего дать, или потому, что тебе жалко и тебя обличает совесть? Или, может, это наша гордыня и тщеславие: «Что люди скажут: прошла мимо храма и не дала»?!
Милостыню нужно давать тайно, для того, чтобы не гордиться. Чтобы левая рука не знала, что делает правая. Все в Евангелии написано. Поэтому пусть каждый разберется в себе. Гордыню прижмите немножко. Да, нет возможности – стыдно. А что делать?! Не можете дать, просто помолитесь: «Господи, пошли ему человека, у которого есть копеечка!»
У меня восемь детей, и бывает, что ни копейки в доме, тогда я тоже отношусь к категории нуждающихся. Есть возможность – дал, нет – не даю, потому что нет денег.
«Блаженнее давать, нежели принимать» – это уж точно. И если подаете – делайте это без презрения, от чистого сердца, чтобы не смущать просящего. Как он реагирует на пожертвование и распорядится им – его личное дело. Будьте вы честными перед Богом и перед собой.

Читать еще:  4 августа - Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

«Подавать нужно с головой»

Ольга Юркова, журналист:
– Думаю, стоит слушать свое сердце, но все же внимательно читать документы. Редко даю милостыню на улице, потому что сейчас очень много мошенников. Когда я жила в районе конечной станции метро, некоторых из них знала в лицо – они меняли «легенды» как перчатки. Стараюсь найти людей, которые нуждаются в помощи, но не просят о ней по разным причинам.

Наталья Пасечник, менеджер:
– Не знаю, нужно ли подавать или нет, но если просящий человек вызывает у меня жалость и желание помочь, то всегда стараюсь дать ему немного денег. Знаю, правда, что вроде бы в свой день ангела необходимо пойти в церковь и раздать милостыню. Еще люди говорят, что нельзя подавать просящим просто на улицах, не возле церкви. Но я на это не обращаю внимания, есть желание помочь – значит, помогаю.

Анатолий Ульянов, специалист по рекламе:
– Не могу ничего сказать. Лично я не помню, когда подавал. Обычно на водку собирают и прочее.

Инна Маламура, менеджер:
– Моя позиція така – давати (якщо є можливість), особливо інвалідам (вони навіть на роботу влаштуватись не можуть). З молодими і здоровими – інше питання: інколи даю, інколи ні. А якщо хтось користується довірою людей, то сам буде за все відповідати. А ще хочу відзначити категорію тих, які не просто милостиню просять, а щось роблять (поповнюють рахунок, щось продають, співають, грають на різних інструментах). Таким стараюсь теж щось кинути, якщо можливо.

Олег Островский, специалист по логистике:
– Цыганам и их отпрыскам – ни в коем случае. Также нужно присмотреться к просящему: часто сбоку за ним присматривает цыган недалеко. А жалость вызывается гримом. Если это бабушка божий одуванчик, то чаще всего нужно помочь, что иногда и делаю.

Елена Сердюк, спортсменка:
– Милостыню подавать, как говорят умные люди, нужно с головой. Если явно видно, что человек врет – не подавать, а если 50/50, то лучше подать. Я вот принципиально не подаю цыганам и лицам, явно любящим выпить… Но тут есть вопрос, а не пойдет ли этот «любящий выпить» зарабатывать деньги, скажем так, насильственным путем? Так что руководствуюсь своей интуицией сразу на месте.

Как давать милостыню

О милостыне

Чтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.

Зачем ангел таскал пророка за волосы

Пророк Даниил, по ненависти вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку — Аввакуму, который в это время нес пищу на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед в Вавилон, к Даниилу в ров львиный». Аввакум отвечал: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за волосы и поставил в Вавилоне над рвом, силою Духа. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал к тебе». Даниил сказал: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно вернул Аввакума на его место (Дан. 14, 29-41). Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: «У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу, что же будут есть мои работники?» Но не сказал так Пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок.

Сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у кого нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог, конечно, мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова, но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты — богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты — за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно — вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно. То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.

Не дари подарки диаволу

Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда, куда надобно; во втором — посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надо, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.

В рай за червонец

Давай, сколько надобно , то есть смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба, но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету, недостаточно и на приданое бедной девице.

Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.

Взаймы Богу

Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточил, роздал нищим, посему правда его пребывает вовеки (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню, учит Сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра; когда подает одна рука, другой о том знать не надо: пусть они обе подают — щедро и обильно.

Читать еще:  Группа раскольников вернулась в Болгарскую Церковь

«Встаньте, умершие богачи!»

Наконец, давай, когда надобно . Это всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте — девице выйти в замужество, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь. Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! Какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался! До того ли будет в то время, когда будешь находиться при последнем издыхании? Ты соберешься написать духовное завещание, а к тебе уже придут родные и знакомые, чтобы закрыть глаза твои… Но положим, что ты успеешь написать это завещание: уверен ли ты, что наследники твои исполнят волю твою? Какое неразумие! Когда уже при жизни ты не доверял им пожитков своих, ужели по смерти своей доверишь им душу свою? Богачи умершие! Если можно, встаньте из ваших гробов; я предложу вам только один вопрос: если бы Бог даровал вам воскреснуть только на один час, что бы вы сделали тогда? О, конечно, вы тогда четверицею заплатили бы за всякую неправду свою, вы роздали бы все свое достояние, чтобы чрез то умилостивить Божие правосудие… Вот, слушатель, ты теперь спрашиваешь, как евангельский богач: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). И я тебе отвечаю на сей вопрос: если Бог благословил тебя земными благами, как оного богача, то давай.

Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах — жизнь вечную, Царство Небесное. Больше сего, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?

Всем ли просящим подавать милостыню?

В любом случае, мы можем даже не подозревать, что только что сделали доброе дело. Стоит отметить, что такая же ситуация возможна и со злыми делами. Именно таким образом можно описать проблему подачи милостыни.

Есть те, которым действительно нужна помощь. Но существуют и банальные аферисты, которые будут использовать Вашу милостыню на спиртные напитки, наркотики, или другие неблагоприятные вещи. Именно поэтому в вопросе подачи милостыни стоит проявлять особое благоразумие. Давайте более детально разберем этот вопрос.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Святой Апостол и Евангелист Матфей приводит нам следующие слова: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Слова Господа Иисуса Христа безгранично дороги для каждого христианина. Именно поэтому люди стараются наследовать его заповеди, отдавая порой последнюю копейку на нужды бедных. Такие порывы души ценны для нашего Спасения.

При этом, Христос говорит о том, чтобы человек если и творил милостыню, то ни в коем случае не показывал людям о том, что собрался сделать, или делает доброе дело.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6: 1–4).

Но как эти слова связать с тем, что на церковных сайтах очень часто можно найти огромное количество новостей о передачи гуманитарной или финансовой помощи нуждающимся? Дело в том, что Христос старается уберечь человека, дающего жертву, в первую очередь от собственной гордости. Другое дело, когда этим занимается сама Церковь, как сообщество большого количества людей.

«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5: 16).

Именно с этой целью, с целью прославления Господа, Церковь в некоторых случая максимально громко заявляет о соделанных делах в области милосердия. Взять хотя бы в пример ситуацию со сбором гуманитарной помощи для пострадавших во время конфликта на востоке Украины. Сотни тысяч людей отдавали свои продукты, чтобы священники передали их нуждающимся. Именно в этом и заключается ценность христианского милосердия: отдать свое, не называя своего имени, не ожидая славы, чтобы получить награду в будущем веке от Всевышнего.

Давайте подведем некоторые итоги:

  • Творить милостыню – заповедь Христа.
  • Творящий милостыню пусть не говорит о своем добром деле, чтобы не возгордиться.
  • Церковь оповещает других людей о добрых делах с целью прославления Творца.

Подать, или не подать, вот в чем вопрос?

«Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3). А некоторые просят, и получают деньги для того, чтобы удовлетворить свои греховные страсти. Именно поэтому каждый православный христианин должен подходить к делу подаяния милостыни со всей ответственностью.

Тенденция наживы на доброте других людей была заметна уже во ІІ веке. Древний христианский памятник «Учение двенадцати Апостолов», или «Дидахе» предостерегает: «Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял», или еще одна цитата оттуда же: «пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».

Дальнейшая богословская мысль святых отцов разделилась на два лагеря.

Например, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что в любом случае просящему милостыню нужно подать: «подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью».

А вот святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию».

Случаи из жизни

Как поступать в таких случаях современным христианам? Однозначно ответить сложно, ведь даже святые не могут прийти к общему мнению по этому вопросу. Лично я могу рассказать о двух случаях в своей жизни, которые связанны с подобной дилеммой.

Случай первый. Мальчик на рынке

Однажды, я просто ходил между прилавков на городском рынке, присматриваясь к ценам. В один момент ко мне подбежал мальчик, лет десяти. То, о чем он попросил, ни у кого не вызовет удивления: «дайте пару гривен на хлеб». На что я ответил: «Пойдем, купим тебе хлеба». После моих слов, он быстро убежал и скрылся в толпе людей. О мотивах сбора средств подобным образом нам остается только догадываться. Согласитесь, ведь неприятно думать о том, что наша последняя копейка может пойти на очередной шприц для наркомана, или спиртное для зависимого от алкогольных напитков.

Случай второй. Бабушка

Тот же рынок, только ситуация несколько иная. Старенькая бабушка, вытянув руку, просит милостыню. На самом деле очень печальная картина, которая, к сожалению, часто встречается на улицах наших городов. Я просто подошел к ней и дал булку хлеба. Когда она увидела в своей руке такую подачу, то подняла свои глаза, из которых шли потоки слез. Мне даже стало как-то неловко и тяжело смотреть на происходящее…

Лично мое мнение таково: следует просто хорошо присмотреться к окружающим, и я уверен, можно легко найти человека, который действительно нуждается в помощи. А еще лучше найти одного человека, которому просто можно время от времени помогать материально. Правда, такая помощь может быть не только в виде денег, но и в необходимых вещах, одежде, книгах, и тому подобное.

Если хотите помочь тяжелобольным, то воспользуйтесь официальными сайтами нашей церкви. На них постоянно публикуется множество объявлений о тех, кто нуждается в срочном лечении.

После всего у нас возникает логичный вопрос: если давать милостыню, то сколько, в каком количестве?

На этот вопрос нам отвечает сам Спаситель, который говорит, что лепта вдовы, а это относительно маленькая финансовая единица, была засчитана больше во благо, чем огромные подаяния других людей. Каждый сам решает, сколько милостыни он может дать другим. Стоит отметить лишь то, что она не должна быть настолько большой, чтобы человек чувствовал горькое послевкусие о том, что он мог бы сам купить или сделать на эти деньги. В то же время, милостыня не должна быть способом избавиться от ненужной мелочи, которая болтается у нас в кармане. Ни в первом случае, ни во втором, благой цели не будет достигнуто. Ведь цель милостыни – проявление любви к ближнему, и спасение собственной души.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector