0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О разнице между милосердием и безразличием

Содержание

О разнице между милосердием и безразличием

08.09.2020 10:44:28

Сергей Львович Худиев

Уход популярного проповедника Андрея Конаноса, который решил сосредоточиться на консультациях по здоровому питанию, и отказ от сана еще одного священника в России, который решил заняться «фасилитацией осознанности» — вызвали волну одобрений и апологий. Множество людей, в том числе, православных, поспешили выразить понимание и одобрение расстригам — а иногда и порицание священноначалию, которое не поняло и не оценило этих прекрасных людей.

Похоже, это должно стать поводом для разговора о такой ценности, как верность.

В дискуссии возникает целый ряд недоразумений, которые стоит рассмотреть подробно. Нам говорят, что не стоит осыпать уходящих проклятиями и бранью — это и неприлично, и не свидетельствует о святости. Лучше являть безусловную любовь и долготерпение, которое смягчает сердца. Это совершенно справедливо.

Однако важно не пропустить принципиальную разницу между любовью и долготерпением, с одной стороны — и неверием и безразличием, с другой. Одно дело, когда вы с любовью и снисхождением относитесь к человеку, который поступил дурно; другое — когда вы и не находите его поступок дурным.

Я помню старую историю о человеке, который в советские годы был принужден стучать на верующих в КГБ. Все знали, что он — предатель. Одни почитали его Иудой и демонстративно отворачивались, натыкаясь на него в Церкви. Другие — хорошо зная, что он стукач — прощали этого слабого, запутавшегося человека. Но никто не сомневался что то, что он делает — чрезвычайно дурно.

Прощение, терпение, милость — это когда вы считаете что-то реально и безоговорочно плохим, но снисходите к человеку. Потому что все мы немощны и близки к падению. Если у вас нет сознания, что поступок человека действительно ужасен, то это и не милость.

Представьте себе, например, двух мужей — один хранит верность и вообще обращается с женой как с принцессой, другой живет за счет того, что жена занимается проституцией. Обоим жены изменили, оба простили — но первый простил тяжкую и мучительную обиду, второму и прощать нечего — он с этого живет, и, конечно, в курсе. Трудно разбить сердце сутенера.

Или вообразим себе двух отцов — один честный человек и прилагает все усилия к тому, чтобы воспитать сына достойным гражданином; другой — вор. У обоих сыновья сделались ворами, оба их простили. Но это прощение имеет совсем разную цену — честный отец пережил большое горе и был глубоко оскорблен; вор только снисходительно улыбнулся и посоветовал сыну тщательнее осваивать секреты ремесла.

Терпимость и снисхождение — это добродетель, которая предполагает, что происходит что-то глубоко и подлинно плохое, что переживается с негодованием и болью. Если нет предательства, то чего тут терпеть и прощать? Никто не потерпел реальной обиды.

Если вам не важны обеты — брачные, монашеские или священнические — то ваше отношение к их нарушению не является милостью к падшим. Вам просто было наплевать с самого начала. Вы не поднялись над гневом и обидой — вы еще до них не доросли. Рано поздравлять вас с тем, что вы великодушно прощаете ужасные вещи — если вы еще не видите в них ничего ужасного. Если вы не испытываете ужаса перед отступничеством, это, увы, не говорит о вашей духовной зрелости.

И комментарии часто наводят на мысль, что именно это и имеет место — люди прощают ужасные вещи не потому, что у них хватает великодушия даже на это; великодушие им просто не требуется, потому что они ничему не ужасаются. Тут не милость превозносится над судом; тут просто ни суда, ни милости.

Поэтому стоит обратить внимание на то, что верность — это важно. А нарушение обетов — брачных, священнических, монашеских — это страшная катастрофа. Она может быть исцелена — но для этого она должна быть осознана именно как катастрофа.

Христианство говорит о том, что Бог создал нас для близких, доверительных, семейных отношении с Ним и друг с другом. Он верен и никогда нас не бросит. В Библии Он сравнивает Себя с Отцом, с Супругом, даже с Матерью: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15) Чтобы войти в то вечное счастье, для которого мы сотворены, нам надо научиться — научиться у Него — пребывать в этих отношениях. Хранить верность, как Он верен. Его верность проявилась в том, что Он стал человеком и принял муку и смерть ради нашего спасения. Он верен каждому из нас до смерти — и смерти крестной. Как говорит святой Апостол Павел, «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:20)

Мы призваны подражать Ему. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан. 3:16)

Верность — это свойство Бога, и вся наша надежда вечного спасения стоит на том, что Бог верен своим обетованиям. Мы можем полностью полагаться на Его слово. Наша вера в Него проявляется в верности. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откровение 2:10)

Примеры верности до смерти у нас перед глазами. 5 сентября мы вспоминали годовщину декрета «О красном терроре», положившего начало массовым преследованиям «врагов советской власти», и, особенно духовенства.

Террор — который продолжался, то усиливаясь, то несколько стихая, десятилетиями — делал священническое служение смертельно опасным. Принимать рукоположение, чтобы занять место священника, уже казненного большевиками, значило идти на верную смерть — и люди шли на это.

Почему? Потому что они всерьез верили во Христа и желали исполнить Его слова: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (От Луки 22:19-20)

Можно было верить «в душе» и молиться тайком — это было несравненно безопаснее. Но люди исходили из того, что их долг — долг стоящий того, чтобы умереть — состоит в том, чтобы возвещать народу слово Божие и преподавать ему Таинства.

Они верили словам Господа: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (От Иоанна 6:53-54)

Священник — это человек, через которого действует Христос. Христос отпускает грехи его устами и преподает Тело и Кровь его руками. Через священника Христос передает верующим дар прощения грехов и вечной жизни. Евхаристия — это свидетельство верности Бога Своему творению.

Я не клирик, но несколько раз меня призывали помогать при Причастии. Это вызывает трепет — я видел, как люди, которых искупил Христос, приступают к Таинству вечной жизни. Нет ничего более важного, необходимого и спасительного, чем это — и люди шли на мучения и смерть, лишь бы совершать Евхаристию, как заповедал Господь.

Верность — брак, священство, монашество — требует жертвы. Она требует полагания души, иногда буквального, когда речь идет о мученичестве. Но чаще каждодневного выбора, предпочтения других самому себе. Невыспавшаяся мать, которая укачивает младенца, отец, который крутится на трех работах, и, разумеется, игнорирует других женщин, священник, который терпеливо помогает выматывающе трудным прихожанам — все они следуют обетам и приносят жертвы.

Таков путь веры и спасения; и нет ничего более противного этому пути и предназначению человека вообще, чем отказ от обетов, которые связывают нас с Богом и людьми.

Беда в том, что мы живем в мире, который проповедует, что любви и преданности не бывает, а все разговоры о ней придуманы, чтобы денег не платить.

Христианству противостоит мировоззрение, в котором верность и преданность являются отрицательными величинами. Человек, способный посвятить себя другим, обладающий живым чувством долга, воспринимается как личность нездоровая, не умеющая выстраивать границы, не ценящая личную свободу, и склонная к болезненным и созависимым отношениям. Такой человек, как предполагается, нуждается в терапии, которая научит его заботиться о самом главном человеке в его жизни — нем самом, и отвергать любые разговоры о преданности и обязательствах как попытку злонамеренной манипуляции. Человек имеет право на свою жизнь, в центре которой находится он сам. Другие люди и сообщества не имеют на него права — и если они пытаются делать вид, что имеют, их притязания следует резко отвергнуть. Человек имеет безусловное право искать личного счастья — и если обеты, которые он давал, выглядят мешающими этому, через них следует перешагнуть.

Верность, любовь, преданность, готовая на лишения и труды, считается обманом и маскировкой эксплуатации. Я читал статьи о том, что мужчины придумали брак, чтобы получить себе бесплатную прачку, посудомойку и повариху, которая к тому же должна удовлетворять их в постели. Мужчины, в свою очередь огрызаются на женщин, которые только и хотят повиснуть на них финансово. Читал я и о том, что нравственные и культурные нормы, которые предписывают людям (прежде всего, женщинам) ухаживать за престарелыми и больными родственниками, есть форма угнетения. Да и вообще все разговоры о верной и преданной любви — это прикрытие чьих-то интересов.

Многие не формулируют это с такой циничной грубостью. Но это — часть атмосферы, которой мы дышим. Люди часто подхватывают определенные идеи и представления о мире не задумываясь.

Эти идеи не могут не сделать человека испорченным и глубоко несчастным уже здесь, на земле — человек, который не верит ни в любовь, ни дружбу, ни в служение, и не может и не хочет посвятить себя чему-то безусловно большему, чем он сам, обречен проводить жизнь весьма жалкую. И они, конечно же, несовместимы с Православной верой.

Обесценивать верность обетам — значит обесценивать христианскую веру как таковую. Предательство может быть прощено тому, кто в нем раскаивается. Но чтобы раскаяться в нем, надо ясно отдавать себе отчет в том, что это именно предательство — а не что-то другое.

Но есть, увы, и еще одна истина веры, которая особенно трудно усвояется людьми. Парадокс в том, что эта истина кажется наиболее очевидной. Это истина о свободной воле — мы сами являемся авторами своих решений. Наши решения имеют значение. У них есть последствия. Кажется, мы должны знать это и вне библейского откровения. В конце концов, когда мы хвалим или порицаем других людей, мы исходим из того, что они были свободны в своем выборе.

Но увы — люди почему-то верят, что в ряде областей — таких как брак или вера — у человека свободной воли нет. Человек разлюбил жену и полюбил другую женщину — и это произошло помимо его воли, ему остается только честно сообщить об этом как о внешнем по отношению к нему факте. Человек утратил веру — как теряют ключ через дырку в кармане — и ему остается только оставить служение, чтобы «никого не обманывать».

Но это неправда, и неправда явная.

Мы можем утратить слух или зрение, руки или ноги — по независящим от нас причинам, в результате болезни или несчастного случая. Мы можем утратить (и, в итоге, неизбежно утратим) молодость, красоту и здоровье. Мы можем утратить достаток или социальный статус. Мы можем утратить (и, в итоге, утратим) физическую жизнь. Но веру и любовь утратить нельзя. От них можно только отказаться.

Это кажется людям суровым — мы все хотели бы отрицать нашу ответственность — но признание истины в этом вопросе оборачивается исцелением и утешением. Если я сам принимаю решения относительно своей жизни и отношений с Богом и людьми, я могу эти решения изменить. Я не во власти каких-то внешних сил, которые, с одной стороны, избавляют меня от ответственности, а с другой — лишают меня контроля над моей жизнью.

Читать еще:  Особенности и преимущества в казино онлайн Вулкан Делюкс

Слово Божие много раз обещает полное прощение и возможность начать жизнь с чистого листа — как только мы исповедуем наши грехи и признаем их нашими. Признание моих решений моими открывает удивительную возможность спасительного преображения жизни. «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами» (Иеремия 3:14)

Понимание и сострадание к отступникам очень важно — но вы не сможете проявить его раньше, чем признаете само отступничество. Если вы не видите в нарушении обетов чего-то глубоко неправильного, ваше отношение к отступившим будет не милосердием, а толерантным безразличием.

О безразличии и милосердии

Это мой первый пост на пикабу. )

Прошу сильно тапками не кидать, я считаю,что в демократичной (отчасти) стране имею право на собственное мнение и возможность высказать свою точку зрения. Нет, я не высокомерная стерва, я обычная женщина с двумя детьми, которая воспитывает в них не только

Так вот в чем собственно дело:

Немалое количество людей черствых, бессердечных циников. Конечно каждый имеет право на существование, кем бы он ни был.

Есть мой муж, душевный человек,сострадательный ко всему живому,но как мужчина, все же, с капелькой черствинки и есть его родной брат, человек именно циничный, другого определения его характеру придать не могу. От таких людей, если честно, меня просто коробит, неприятный осадок от общения и прочие отрицательные эмоции остаются. И сына своего он воспитывает в «лучших» традициях цинизма. Этот ребенок, как только начал ходить, жестоко обращался с животными, про предметы быта я вообще молчу. Дальше больше, с 2-3 лет разговаривает исключительно матом, убил. неосторожным обращением 2 котят, 3 покалечил и он от них сбежал. Родители разводят руками и оправдывают чадо, мол мелкий, не понимает, да и животные тупые, раз не увернулись от его «железных», по другому их не назвать, ударов кулаками/тапками/игрушками и прочим. Рос он дальше, асоциальным типом. Других детей не признавал и жестоко их кусал, при чем провокаций с противоположной стороны не возникало. Про детский сад вкратце, так как описать все будет просто сложно: побои всем что под руку попадется, укусы щек/ушей/рук (до крови) как детей, так и воспитателей. Походы к психологу, таблетки, все без толку! Краем терпения воспитателей, родителей и заведующего стало то,что он разбил голову мальчика деревянным кубиком, после чего ему наложили 4. шва! Этого (не поворачивается язык назвать его так, но все же) ребенка попросили до конца учебного года в группе не появляться. Сейчас это чудо учится в школе и я надеюсь, что он таки придет в себя,либо поставят его на место, так как послать на йух (это минимум его возможностей), он может кого угодно. Мои дети с ним общаются, только по случайности, так как беспричинные укусы были направлены и на них.

Так вот, к чему это я, покуда живы циники и их потомки, благополучия в обществе не добиться.

Мало того,что к живым существам они относятся как к мусору, то что можно сказать об их восприятии других,окружающих их людей?

О чем говорят комментаторы, в посте, который меня вдохновил.

Сколько же бездушных людей,считающих себя вершиной эволюции и чуть ли не Богами всего живого, решающих кому жить,а кому нет.

Сопереживание. Эмпатия – благо или проклятие?

Когда говорят об особенностях нашего времени, то говорят о кризисе ценностей, людском безразличии и недостатке сочувствия. Неужели и правда люди забыли о милосердии, жалости и сопереживании? Психологам, которым доводилось работать с клиентами-эмпатами, хорошо известно, как много сочувствия осталось в нашем мире, ведь многие проблемы их клиентов обусловлены именно избытком сопереживания чужим невзгодам.

Что означает термин «эмпатия»? И чем для человека является способность сочувствовать и сопереживать – даром или проклятием? Какую опасность для нас может нести эмпатия?

Эмпатия и сочувствие

Термин «эмпатия» часто используют в качестве синонима сочувствия. На самом деле, между этими понятиями сесть существенная разница.

Основное различие между сочувствием и эмпатией лежит на уровне переживания. Дело в том, что сочувствующий человек не будет переживать те же эмоции, что и у объекта сочувствия, в то время как эмпат полностью разделяет переживания объекта сочувствия, размывая при этом границу «моя эмоция – твоя эмоция».

Сочувствие может предполагать и жалость по отношению к другому человеку, и сожаление, и оказание помощи, и проявление заботы, но при этом между сочувствующим и объектом его сочувствия сохраняется некий эмоциональный барьер: «это твоя печаль. Мне тебя очень жалко, но я не чувствую того же».

Эмпатия же всегда предполагает сопереживание: эмпат переживает боль, печаль и прочие эмоции другого человека как собственные. В основе проявления эмпатии лежит аналогичность жизненного опыта. Когда мы узнаем о беде другого человека (его горе, утрате, болезни и т.д.), мы соотносим полученную информацию с «картотекой» собственного опыта, когда мы попадали в схожие ситуации, и это помогает нам понять состояние другого человека, испытать чувства, которые его сейчас одолевают. То есть, мы в любом случае способны на проявления сопереживания. Потому что мы хорошо знаем, что такое боль, разочарование, печаль и другие малоприятные переживания.

Виды эмпатии

Эмпатия является сложным психологическим феноменом, который имеет разные компоненты и способы проявления. Пытаясь точнее определить и описать данное явление, знаменитый авторитет в области психологии эмоций Пол Экман выделил три разновидности эмпатии:

Когнитивная эмпатия

Данная разновидность эмпатии предполагает способность человека поставить себя на место другого, понять его чувства и предугадать дальнейшее поведение. Человек анализирует особенности актуальной ситуации, в которую попал другой, и сравнивает с аналогичным опытом из собственной жизни. То есть в данном случае человек может представлять, что бы он сделал в подобной ситуации, и это помогает ему лучше понять переживания собеседника.

Эмоциональная эмпатия

Эмоциональная эмпатия тоже включает способность поставить себя на место другого, но, помимо этого, она предполагает также переживание эмоций другого человека. Здесь размываются границы собственной эмоциональной сферы и эмоций другого человека. Наверное, у каждого в жизни была ситуация, когда во время просмотра особо душераздирающих сцен из фильма или прочтения драматичных абзацев книги, Вы вдруг начинали плакать. Испытывая ту же боль, грусть и страх, что и персонаж данного художественного произведения, – это и есть проявление эмоциональной эмпатии.

Сострадательная эмпатия

В некоторых случаях эмпатия не ограничивается пониманием чувств другого и переживанием тех же эмоций. Наблюдение за горестными переживаниями зачастую вызывает желание помочь другому человеку, поэтому сопереживание может перерасти в акт помощи – это и будет проявлением сострадательной эмпатии.

Необходимо понимать, что разделение эмпатии на виды является скорее условным: в реальной жизни акт сопереживания включает и понимание эмоций другого человека, и разделение этих эмоций, и реальные действия, направленные на оказание помощи.

Опасность сопереживания

В целом, эмпатию принято оценивать как положительное явление. Во-первых, эмпатия помогает нам быть человечнее, сочувствовать и сопереживать. Без эмпатии человечество превратилось бы в племя расчетливых и безжалостных индивидуумов, не считающихся с интересами других людей на пути достижения собственной цели. Способность к эмпатии может также удерживать от необдуманных слов и поступков, она учит нас быть корректнее и проявлять чувство такта (например, понимая состояние человека, пережившего утрату, мы пытаемся вести себя таким образом, чтобы не усугубить негативные чувства этого человека).

Во-вторых, эмпатия помогает нам лучше понять других людей и самого себя, расширить свой эмоциональный опыт. Пытаясь понять переживания другого человека, мы учимся считывать множество вербальных и невербальных сигналов, помогающих точно определить его эмоции. Проявляя же сочувствие, мы учимся оценивать самого себя: как доброго и отзывчивого или как черствого и «толстокожего» человека».

Однако следует заметить, что проявление сопереживания предполагает также некоторые опасности для человека-эмпата. К таким опасностям сопереживания следует отнести:

«Чтение мыслей»

Эмпатия может быть очень полезной для установления взаимопонимания, если вам удалось правильно распознать эмоции собеседника. Однако, она также может принести вред взаимопониманию, если вы «считали» переживания другого человека неверно. В таких случаях эмпатия может превращаться в иллюзию «чтения мыслей»: вы представляете, что чувствует или думает другой человек, и свято верите, что Вам удалось правильно «расшифровать» его мысли. На самом же деле, никто не может угадать наверняка, какие именно мысли спровоцировали переживание тех или иных эмоций.

Эмоциональное выгорание

Основная и главная опасность, подстерегающая эмпата – это эмоциональное выгорание или эмпатическая усталость. Ресурсы человека не безграничны, поэтому эмпатичные люди со временем выгорают, как свечки. Если постоянно сопереживать бедам других людей, перенимать на себя чужие негативные эмоции и все принимать слишком близко к сердцу, то появляется эмоциональное выгорание. Данное состояние характеризуется физическим и эмоциональным измождением вследствие продолжительной включенности в беды и горести других людей.

От данной проблемы чаще всего страдают представители «помогающих профессий»: психологи, социальные работники, врачи и т.д. Также эмпатической усталости подвержены чувствительные и сопереживающие натуры.

Сложности в отношениях

В некоторых случаях эмпатия может стать причиной сложностей в отношениях. Например, иногда искреннее сопереживание можно перепутать с проявлением симпатии или даже с любовью. Такая ситуация была описана бессмертным Шекспиром: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним». То есть в результате сопереживания зарождаются отношения, а когда со временем причина для сочувствия исчезает… И что же тогда? Возможно, на месте простого сопереживания зародились настоящие чувства. А может, и нет, и тогда отношения рушатся.

Таким образом, в проявлении сопереживания следует придерживаться принципа «во всем нужна мера». Проявление эмпатии характеризует вас как прекрасного и отзывчивого человека, однако чрезмерное сопереживание чужим бедам способно создать проблемы в вашей собственной жизни. Поэтому, даже сочувствуя другому человеку, необходимо помнить о существовании границ: лучше поберечь свое сердце, и не сломаться под тяжестью чужой беды.

Что такое сострадание: значение слова и удивительные примеры, это хорошее или плохое качество

Сострадание – это качество важное. С многими жизненными проблемами можно справиться самостоятельно, но людей часто не оставляет потребность разделить свои эмоции с кем-то еще. А вы знали, что многие, якобы сострадающие, люди таковыми не являются? Ведь сложно всегда быть искренними и на 100% контролировать свои эмоции.

  1. Что такое сострадание — значение слова тезисно
  2. Чем отличается от жалости
  3. В чем разница с милосердием
  4. Сострадание в повседневности – примеры
  5. Примеры со знаменитостями
  6. Примеры сострадания в литературных произведениях
  7. Качества людей, которые способны сострадать
  8. Как правильно проявлять истинное сострадание
  9. Что дает человеку сострадание и почему оно важно
  10. Сострадание — это хорошо или плохо
  11. Проблема проявления сострадания – неприятная сторона
  12. Как научиться состраданию – практики
  13. Утренний ритуал благодарности
  14. Упражнение «Уроки эмпатии»
  15. Практика «Освобождение от страдания»
  16. Методика «Последний этап»

Что такое сострадание — значение слова тезисно

Сострадание – это качество личности, умение поставить себя на место другого человека и помочь ему, в какой бы непростой ситуации он не находился. Считается, что сострадание есть высшее проявление любви, заботы, поддержки.

Это способность чувствовать боль и страдания другого человека. Когда хочется сделать все возможное, чтоб освободить его от этого ощущения боли и страдания. Это может быть даже крошечный жест или небольшой поступок.

В жизни случаются разные ситуации. Порой человеку бывает непросто с ними справиться в одиночку. Тогда возникает потребность поделиться своим состоянием с кем-то еще, получить сочувствие.

Существуют слова и термины, близкие по значению к состраданию. Это сочувствие, сопереживание, милосердие, эмпатия, жалость. Однако, между ними все же есть небольшая разница.

Чем отличается от жалости

Жалеть кого-то и сострадать ему – разные эмоции.

Жалость часто люди проявляют к тем, кто ниже их по статусу и положению. Тем самым они вешают на них ярлык типа «неудачник», «калека», «бомж» и т.д. Некоторые люди очень любят пожалеть других с той целью, чтобы возвыситься самому.

Чувство сострадания же помогает понять, что сейчас испытывает другой человек, позволяет разделить его боль, радость, грусть, гнев.

В чем разница с милосердием

Определения милосердия и сострадания тесно связаны между собой. Отличаются они лишь тем, что сострадающий человек будет выслушивать, поддерживать словами, помогать советом.

Милосердный же постарается помочь конкретными действиями. Обязательное условие милосердия – бескорыстие.

ЧувствоПроявление
СочувствиеДевушку бросил парень. Подруга пришла к ней, выслушала, дала несколько советов, попросила не беспокоиться.
СостраданиеРебенок увидел на улице бездомного, дрожащего котенка и решил взять его к себе домой.
МилосердиеЖенщина узнала, что по соседству живет одинокий старик. Ему не хватает пенсии, не с кем поговорить. Она купила ему немного продуктов, пообещала регулярно навещать его, чтобы просто поговорить и попить чаю.
ЭмпатияСпособность распознать чувства и эмоции другого человека, не подразумевает действие. Это фундамент для сочувствия.
ЖалостьОтец гуляет на детской площадке с ребенком, у которого синдром Дауна. Одна из матерей начинает во всеуслышание причитать, какой этот ребенок бедненький и несчастный.

Сострадание в повседневности – примеры

Примеры сострадания часто встречаются в повседневной жизни, стоит лишь чуть более внимательно посмотреть на окружающий мир:

  1. У девушки убежала любимая кошка. Все ее друзья тем вечером оставили свои дела и планы, искали вместе с ней любимицу по городу, расклеивали листовки, подбадривали хозяйку животного. Через несколько часов любимица нашлась.
  2. Ежегодно семья собирает хорошую одежду, из которой выросли дети, отправляет ее в помощь малоимущим.
  3. Ребенок увидел на улице бездомную собаку и купил ей пакетик корма.
  4. Соседи приютили семью, у которых сгорел дом.
  5. У человека произошли неприятности в семье. Его лучший друг не стал никого ругать, осуждать или критиковать действия. Он нашел слова, которые подняли другу настроение и внушили ему веру в то, что еще не все потеряно.
Читать еще:  Как не быть удушенным «денежной жабой»

Примеры со знаменитостями

Оказывается, что и знаменитым людям и даже мировым звездам не чуждо сострадание. Они не раз демонстрировали человечность на своем личном примере:

  1. На одном из своих концертов Джастин Тимберлейк исполнил песню персонально для подростка с аутизмом, находящегося в зрительном зале. Он узнал, что у мальчика день рождения.
  2. Американская легкоатлетка Меган Фогель помогла своей сопернице, которая повредила ногу, добраться до финиша. Девушка не получила медаль, но проявила куда более важные качества.
  3. Пожилая американка Лилиан Уэббер шьет одежду для детей из Африки и передает волонтерам, которые доставляют вещи сиротам. Женщина стала настоящим героем для американцев, ее многие знают и уважают.
  4. Российский исполнитель Алишер Моргенштерн увидел, что его поклоннице во время концерта стало плохо. Он остановил выступление, помог пострадавшей девушке, предложил ей воды.
  5. Писательница Джоан Роулинг однажды получила письмо от девочки, больной раком, с просьбой прислать ей четвертую часть романа о Гарри Поттере, который еще находился в стадии разработки. Джоан прочла письмо не сразу, и уже не успела отправить книгу, девочка умерла. Писательницу очень тронула эта история, и она увековечила девочку в своем произведении, назвав ее именем ученицу факультета Гриффиндор Натали Макдональд.
  6. Актер Джонни Депп голосом Джека Воробья пожелал больной девочке скорейшего выздоровления, по просьбе ее отца. Малышка действительно в скором времени пошла на поправку.

Как видно из примеров, для сострадания не нужно много времени, денег или других ресурсов. Порой попавшему в беду достаточно простого человеческого участия.

А вам случалось проявлять сострадание к людям? Или, может быть, вы видели, как это качество проявляют другие? Обязательно расскажите об этом в комментариях.

Примеры сострадания в литературных произведениях

Интересен факт, что чувство сострадания в литературе можно встретить не столько между персонажами произведения. Например, А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» сочувствует Татьяне Лариной, которая, будучи замужем, вынуждена отказать своему возлюбленному.

Другие примеры сострадания в произведениях литературы:

  1. Яркий пример проявления сострадания – героиня романа Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова. Она посочувствовала Раскольникову, который совершил страшный грех, не отвернулась от него, помогла залечить душевные раны.
  2. Сострадает и Булгаковская Маргарита. Жертвуя своим желанием, она избавляет от мучений Фриду.
  3. Трогательный пример сострадания наблюдается в рассказе Шолохова «Судьба человека». В нем встречаются Андрей Соколов, у которого война забрала семью, и маленький сиротка Ваня. Эти люди нужны и преданы друг другу, так как у них больше никого не осталось.
  4. Многие читатели проявляли сострадание и героине Карамзина Лизе, которая не представляла своей жизни без возлюбленного и бросилась в воду.
  5. А вот пример отсутствия сострадания в литературе – это Григорий Александрович Печорин. Этот человек часто ставил свои чувства и интересы выше эмоций других, за что и поплатился одиночеством и грустью.

Любопытно, какие примеры сострадания из русской и зарубежной литературы вспомнят наши читатели. Делитесь наблюдениями в комментариях, давайте просвещаться вместе.

Качества людей, которые способны сострадать

Проявлять сострадание под силу не каждому человеку. Чтобы быть сострадающим, нужно обладать следующими личностными качествами:

  • Милосердие. Это бескорыстная помощь окружающим. Милосердному человеку не важно, каком состоянии и статусе находится человек. Он не раздумывая протянет руку помощи убогому, больному, заключенному, неопрятному.
    Милосердные люди ведут себя дружелюбно и доброжелательно по отношению ко всем окружающим.
  • Доброта. Это качество проявляется по-разному, и далеко не всегда это очевидно. Доброта совершается на благо другого человека. Доброта перестает быть таковой, когда люди воспринимают ее слишком буквально. Например, родитель, зная, что его ребенку нельзя есть сладости, все равно покупает их ему, а стоило бы не делать этого.
    Часто доброта отождествляется с искренней заботой.
  • Уважение. Только уважая чувства человека, можно облегчить его страдания. Уважительные и обходительные люди никогда не обесценивают чужие проблемы фразами типа: «Да подумаешь, твой кот заболел. Это всего лишь кот. А вот у меня …».
  • Терпение. Порой выслушивать чужие проблемы и разбираться в них, крайне утомительно. Важно обладать терпением и выдержкой.
  • Любовь. Настоящего сострадания и сочувствия без любви к ближнему не получится. Любовь и руководит всеми добрыми делами, которые регулярно совершает человек.

Как правильно проявлять истинное сострадание

Чтобы оставаться добрым человеком, важно помогать друзьям и близким, проявлять сострадание. Однако, не стоит отдавать последнюю копейку и переписывать на попавшего в беду все свое имущество. Важно прислушиваться к внутренним ощущениям и делать то, что что хватает сил и ресурсов.

Истинное сострадание выражается:

  1. Иногда достаточно простых фраз «Я тебя понимаю и поддерживаю», «Я всегда буду рядом с тобой» и т.д.
  2. Позволить человеку высказаться, уточнять, какие именно чувства он испытывает.
  3. Порой достаточно просто быть рядом с человеком, обнять его или подержать за руку.
  4. Оказать посильную помощь, если человек в ней нуждается.
  5. Не лишним будет напомнить человеку, какой он замечательный и чудесный.
  6. Высказать надежду на скорое разрешение сложной ситуации.

А вот чего категорически не стоит делать при проявлении сочувствия, так это:

  1. Утверждать, что проблемы человека – пустышка, и другим приходится гораздо хуже.
  2. Пытаться рассмешить человека. Особенно, если он плачет.
  3. Говорить нарочито ободряющие, приказывающие фразы вроде «Успокойся уже, сделай над собой усилие», «Будь мужиком» или «Что ты как маленькая, нюни распустила». Это раздражает и заставляет расстроенного человека чувствовать себя только хуже.
  4. Нападать на попавшего в неприятности фразами «А что я тебе говорил? Ты сам виноват».

Что дает человеку сострадание и почему оно важно

Чувство сострадания сопоставимо с высоким духовным развитием человека. Сопереживать ближнему бывает очень непросто. Часто можно натолкнуться на непонимание, осуждения.

Например, когда родители лишают взрослого сына материальной поддержки. Со стороны может показаться, что они жадные, злые, не любят его. На самом же деле они хотят, чтобы он стал ответственное, успешнее, взрослее.

Настоящее сострадание вовсе не про то, чтобы сделать человеку приятное и выслушать похвалу.

Сострадание – это качество, которое способствует духовному самосовершенствованию человека. Как и в чем это выражается:

  1. Развитие в личности лучших качеств (доброта, милосердие, человеколюбие).
  2. Человек становится более гибким в собственном мышлении.
  3. Чувство участия делает более счастливым, дарить вдохновение и позитивные эмоции.
  4. Освобождение души от негативных, разрушающих чувств (злоба, гнев, зависть, гордыня, ненависть).
  5. Наполнение жизни новым смыслом (я нужен другим людям, значит мое существование не напрасно).
  6. Учит человека любить самого себя. Если относиться плохо к себе, то не получится делать добро другим людям.

Сострадание — это хорошо или плохо

Понятие сострадания в современном обществе постепенно стирается, ведь считается, что добрым быть не выгодно. Таких людей просто используют в собственных целях.

Сострадающий человек может показаться слабым из бесхарактерным, из-за этого на него могут начать навешивать дополнительные обязанности на работе, брать и не отдавать долги и т.д. А то и окончательно «сядут на шею», будут пытаться помыкать, манипулировать.

Часто сердобольные люди становятся жертвами мошенников. Возможные неприятные последствия – это не повод становится злым и безучастным. Их вполне можно преодолеть и защитить себя:

  1. Не делать за людей того, что они в состоянии сделать сами.
  2. Отказаться от помощи неблагодарным людям и тем, что считает, что им все обязаны.
  3. Научиться говорить твердое «нет», если предложенное противоречит интересам или убеждениям.
  4. Бороться с чувством вины. Человек не обязан никому помогать и выслушивать, если сейчас он не в том состоянии.

Cистемно векторная психология о сострадании и милосердии

Системно векторная психология о разнице между понятиями «сострадание» и «милосердие»

Системно векторная психология Юрия Бурлана разделяет понятия «сострадание» и «милосердие», хотя в повседневном употреблении эти два понятия часто путают. Если под состраданием Системно векторная психология имеет в виду способность зрительника сопереживать ближнему через создание эмоциональной связи, то под «милосердием» Системно векторная психология подразумевает способность человека с уретральным вектором отдавать что-либо нуждающимся по нехваткам.

Всего людей, способных сострадать по природе около 5% и это люди со зрительным вектором. Милосердными же системно векторная психология определяет людей с уретральным вектором. Уретральников тоже рождается около 5%, но из-за того, что они часто идут на неоправданный риск, до взрослого возраста их доживает куда меньше.

Что же Системно векторная психология имеет в виду под понятием «милосердие» вождя? Вождь испытывает жалость и неконтролируемое влечение к социальным неадаптанткам. Его либидо и есть милосердие, и его не следует путать со зрительным состраданием, ничего общего не имеющим с либидо.

Природа зрительного сострадания, как объясняет Системно векторная психология, другая. Только зрительные люди, благодаря своим врожденным свойствам наделены огромным потенциалом к состраданию. Именно потенциалом. Ведь, Системно векторная психология подчеркивает это, для зрительника желание сострадать ближнему задано, но не обеспечено. То есть каждый зрительный человек в своем потенциале имеет задатки к состраданию, но они могут быть либо развиты, либо нет. Здесь, как утверждает Системно векторная психология, все зависит от темперамента зрительного человека, и от уровня развития его зрительного вектора.

Системно векторная психология и уровни развития зрительного вектора

Системно векторная психология делит развитие любого вектора на четыре уровня: неживой, растительный, животный и уровень человек. Деление это условное, один уровень перетекает в другой, но для наглядности приведем несколько примеров. Более высокий уровень развития включает в себя и более низкие.

«Неживой уровень»: кожно-зрительная девочка может любить красивую одежду, автомобили, букеты роскошных цветов, но глубоких эмоций она испытывать не умеет. Она часто может бояться чего-либо: пауков, змей, темноты или еще более странных существ, как бабочки, либо клоуны. Перманентное ощущение страха не дает ей «выйти» наружу из этого негативного состояния и научиться сострадать. Часто она вообще не способна влюбиться сама, раскачивается фильмами ужасов.

«Растительный уровень»: сострадание на растительном уровне Системно векторная психология рассматривает уже, как уровень, на котором человек может испытывать особую привязанность. Пускай не к людям, но хотя бы к животным. Именно зрительники часто становятся самыми ярыми сторонниками и активистами организаций по защите животных. Опыты на лабораторных мышах становятся для зрительника настоящим испытанием. Особенно развиты организации по защите животных на Западе, ведь здесь уже наработан феномен массовой культуры. Зачастую бывает так, что люди с таким состоянием зрительного вектора больше сопереживают животным, нежели людям.

Пример тому старики, у которых дома живет по двадцать кошек. Они, таким образом, пытаются снять свои страхи, налаживая связь с живым существом, кошкой или собакой. Они жалеют бездомных животных, а если им сказать, что и людям нужна помощь, в мире столько бездомных детей, на них это не произведет особого впечатления. Потому что они свою связь с животными ощущают гораздо больше, чем связь с другими людьми. И хорошо, если реакции не последует вообще, а ведь может быть и так, что вы от них услышите о том, что люди — хуже зверей.

Такая реакция лишь результат не очень развитого и реализованного сознания. Такой человек, чтобы избавиться от страха, создает эмоциональную связь с кошечками. Но как создать эту полноценную связь? Ведь уровень очень невысокий, большой связи не создать с кошкой, такой связи, чтобы ушли все страхи. Вот почему им для поддержания более-менее нормального состояния нужно хотя бы десять кошек, а то и двадцать, тридцать. И даже вонь от них такому зрительнику не мешает, ведь снимаются страхи, создается эмоциональная связь. В таком положении вещей и запах нивелируется.

«Животный» и «человеческий» уровень

Сострадание на животном уровне Системно векторная психология определяет как высокий уровень развития зрительного вектора. На животном уровне зрительный человек уже способен сострадать другому человеку. Зрительник на животном уровне развития может любить красивую одежду, цветы, животных, но приоритетным для него является способность сострадать именно ближнему.

Потребность наполнять свой зрительный вектор через сострадание часто приводит зрительных женщин и мужчин в волонтерство, где они, выполняя какую-то волонтерскую работу, реализуют себя. Именно, оказывая бескорыстную помощь нуждающимся людям, зрительник на подсознательном уровне чувствует свою высшую реализацию в сострадании.

Волонтерскую работу Системно векторная психология Юрия Бурлана также рекомендует для зрительников в качестве лекарства от страхов и фобий. Для взрослого человека именно волонтерство – хороший способ выйти из страха «наружу» путем создания эмоциональной связи с человеком, который нуждается в помощи и поддержке.

Сначала работа по присмотру за инвалидом или беспомощным дедушкой в доме престарелых может быть неприятной, ведь зрительные люди по природе своей сверхчувствительны и к запахам, и к чужому горю, но потом неприятные ощущения уходят. Зрительник начинает спешить к своему подопечному на встречу, как на первое свидание, ведь там он наполняет свою эмоциональную амплитуду до самого пика и ощущает эйфорию от отдачи, которую дает ему человек, которому он помогает. Даже через много лет зрительник, поработавший волонтером, ощущает по отношению к нему благодарность за предоставленную возможность – состояться в сострадании.

Читать еще:  Усекновение главы Иоанна Предтечи

Бывают случаи, когда зрительные люди на высоком уровне развития зрения создают благотворительные фонды, как например, это сделала кожно-зрительная российская актриса Чулпан Хаматова. Также очень высокий уровень развития зрения был у Матери Терезы, посвятившей свою жизнь работе сестрой милосердия в голодающих районах Африки и горячих точках. Для многих зрительников реализация своих качеств в сострадании более важна, чем их профессиональная деятельность, ведь благотворительность дает им большее удовлетворение, чем реализация себя, например, в актерской профессии.

Более подробно о природе зрительного сострадания и уретрального милосердия Вы сможете узнать, пройдя курс платных лекций по Системно векторной психологии Юрия Бурлана, который начнется уже скоро.

На тренинге Вы сможете решить множество накопившихся проблем и взглянуть на мир новыми глазами, способными каждый день видеть новые ошеломляющие открытия глубины человеческого подсознания.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Равнодушие это паралич души, преждевременная смерт

РАВНОДУШИЕ
А равнодушны ли Вы?
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть
А. П. Чехов

Равнодушие как качество личности – это утрата способности что-то или кого-то любить.Равнодушная любовь – глупое несовместимое словосочетание, такое же абсурдное, как связка смертельное убийство или доброе Зло.

Равнодушный человек – это тот, кто потерял способность любить, человек с выгоревшим сердцем. Сергей Есенин описал такое состояние: «И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, – Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь».Когда в человеке живет любовь к чему-то или кому-то, она переливается через край и изливается на окружающих, ее невозможно измерить и утаить.

Ущербность и пагубность равнодушия – в отсутствии любви. Черствый человек с огрубевшим сердцем может нежно любить себя, жену и детей, не показывая своих чувств и не проявляя эмоций. Между равнодушием и черствостью отсутствует знак равенства, это далеко не синонимы. В большинстве семей мужчины в той или иной степени проявляют черствость по отношению к близким, но обвинить их в отсутствии любви, значит, жестоко оскорбить. Их не научили в детстве, и они не умеют проявлять любовь, нежность и ласку. Если бы равнодушие к своим женам и детям совпадало бы с черствостью, у нас было бы поголовное безбрачие.

Встречает как-то Любовь на своем пути Влюбленность.
– Здравствуй, любовь! Как же я тобой восхищаюсь, ты самое сильное чувство!
– восклицает Влюбленность.
– Да, я сильнее тебя, – соглашается Любовь.
– Но знаешь ли ты, в чем заключается моя сила? – задумчиво спрашивает она.
– Потому что без тебя люди не могут быть счастливы, ты ведь соединяешь сердца
– уверенно отвечает Влюбленность.
– Нет, ни в этом моя сила, сильной меня делает мое умение прощать,
– не соглашается Любовь.
– А что ты можешь простить, если тебе больно уже от Предательства? – недоумевает Влюбленность.
– Да, я сильно страдаю от Предательства, – говорит Любовь,
– но простить Предательство я могу, так как этот поступок человек совершает не от злого умысла, а от незнания.
– Но простить Измену ты не сможешь!
– восклицает Влюбленность. – Да, простить Измену трудно,
– констатирует Любовь.
– Но Измену я тоже смогу простить, потому что, изменивший человек имеет возможность выбрать лучшее, сравнивая людей путем проб и ошибок.– Неужели, ты смогла бы простить и Ложь?
– спрашивает Влюбленность.
– Глупышка, ведь ложь
– это только слабость человеческая, она причиняет меньше зла, чем все остальные чувства. Часто люди лгут от нежелания делать больно или от осознания собственной безысходности, а это не так уж и плохо. – Значит, нормально, когда люди утаивают правду и лгут друг другу? – недоумевает Влюбленность.
– Конечно, люди могут говорить неправду, но не тогда, когда по-настоящему любят, – отвечает Любовь. Поэтому ложь ко мне не имеет никакого отношения, когда любят люди не врут. – Чего еще в твоих силах простить?
– интересуется Влюбленность.
– Простить я могу Злость, потому что она кратковременна и со временем проходит, Резкость, так как ее вызывает Огорчение, а огорчается человек не по собственной причине. Могу простить Обиду, она
– старшая сестра Огорчения, еще могу простить Разочарование, так как за ней часто приходит Страдание, – отвечает Любовь.
– Ах, Любовь, мне бы твои силы! – восхищенно восклицает Влюбленность.
— А я вот не такая, я гасну при первом же испытании. Как я завидую тебе!
– Ты не права, моя девочка! – не соглашается Любовь.
– Есть чувство, которое не могу простить даже я. Действительно, я могу прощать многое, но это страшное чувство способно причинить мне сильную боль, и нет на свете никакого лекарства, чтобы излечить ее. Это чувство отравляет меня и ранит сильнее Предательства и Измены, задевает хуже Зла, Лжи и Обиды.

Называется это чувство Равнодушие, оно самое страшное из всех существующих чувств. Отвращение, Ненависть и Презрение – тоже отрицательные чувства, но они выражают отношение к человеку. Они ничто, по сравнению с Равнодушием. Равнодушному человеку наплевать на чувства других и на происходящее в их жизни.

Именно равнодушие сильнее меня, оно разрушает Любовь.Б. Ясенский в «Заговоре равнодушных» писал: “Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут убить. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут предать. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства».

Равнодушный, то есть безучастный человек, – никакой, сновидящий, аморфный, пассивный или, как сказано в книге Откровений 3:15-16, «теплый»: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Горячий» или «холодный» человек каким-то образом выражен, имеет свое лицо, позицию, мнение. «Теплый», то есть равнодушный человек, не способен на активную духовную жизнь.Зачастую, корень равнодушия зарыт в далеком детстве. Для ребенка проявление эмоций – жизненно необходимая потребность. Если ее отвергнуть, она никуда не исчезнет, ибо служит проявлением сущности маленького человека.

Потребность останется нереализованной внутри и будет настойчиво искать другие косвенные формы проявления. К сожалению, потребности психики при реализации приобретают искаженный вид, как это бывает с равнодушием. Ребенку в грубой форме запретили проявлять свои эмоции. У него появился эмоциональный страх. Но от природы не убежишь, проявление чувств и эмоций – важная потребность человека. Чтобы реализовать потребность, он надевает маску равнодушия.

Подсознание прочно хранит детскую недолюбленность, недостаток тепла и ласки, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей. Статистика утверждает, большинство равнодушных людей в детстве были обделены материнской любовью и заботой. В дальнейшей жизни осуществляется обыкновенный «перенос» отношений к себе в детстве на супруга, детей и остальных людей. Родителям равнодушие возвращается обратно бумерангом.Подросткам присуща определенная форма равнодушия, ошибочно принимаемая за возмужалость. Мальчишкам прививается убеждение, что настоящий мужчина должен быть не эмоциональным, жестким и предельно сдержанным, иначе сочтут за «слабака».

Поэтому молодые мужчины примеривают на себя маску равнодушия. Вдобавок к трудному, обделенному любовью детству, маска равнодушия постепенно вырабатывает у человека душевную лень, не давая возможности отозваться на чужие волнения и оказать действенную помощь в трудную минуту. Душевная лень разъедает душу, заставляя по-настоящему играть роль равнодушного человека – не вмешиваться, не обращать внимания, беречь свои нервы и силы. Постепенно в сознании созревают принципы равнодушия: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу», «После нас – хоть потоп», «Наше дело – сторона», «Хоть трава не расти».

Со временем равнодушие становится тяжким душевным недугом, дальнейшее развитие которого означает полную безучастность ко всему на свете, даже к самому себе. Как ржавчина поедает железо, равнодушие, без осознанных усилий со стороны человека, постепенно закабаляет и разрушает его душу. Человек безвозвратно уходит в себя, при этом отравляя жизнь членам семьи. Все обходят его стороной. Равнодушие убивает все чувства, по силе своего пагубного воздействия оно заметно превышает измену, обиду и ложь.Мне пришлось воочию увидеть вырост равнодушия на примере сына одного знакомого. Семья была неблагополучная: мать ненавидела отца, и свою ненависть и разочарование жизнью выплескивала на детей. Жесткость и черствость матери были избирательны – сын был болен, поэтому все доставалось девочке. Для воспитания равнодушия нужно обладать определенным «педагогическим мастерством».

Первое, что сделала Макаренко в женском лике, отучила сына о ком-то заботиться. Все в доме ходили на цыпочках, чтобы не потревожить больного. В мальчике начал расти эгоизм и жуткая несусветная лень. Он уже не болел, но привычка целыми днями лежать на диване и абсолютно ничем не интересоваться осталась. К совершеннолетию он вымахал под два метра, сажень в плечах, головой быка убьет. Если беспристрастно описать его проявленные качества: это лень, махровый эгоизм, лживость, лицемерие, цинизм, безответственность и невежество.

Ядовитый коктейль качеств личности уже тогда настораживал своим устойчивым отсутствием интереса к большинству сфер жизни. Но больше всего тревожила не способность кого-то или что-то любить. Женившись по расчету, он, спустя десять лет, бросил семью, оставив двоих детей. Больше он о них никогда не вспоминал. Алиментов не платил ни рубля. Вернулся к родителям и вот уже пятнадцать лет лежит на диване. Никаких чувств, никакой любви, полный паралич души – равнодушие.Равнодушие уводит человека в зазеркалье жизни. Когда его перестает интересовать собственная жизнь – это логичный финал взращивания равнодушия. Но это никак не безразличие. Между равнодушием и безразличием зияющая пропасть принципиальных отличий. Безразличие – это:

1. избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то;
2. установка разума на устранение избыточной важности кого-то или чего-то. Человек может быть безразличен к себе, например, после сильного потрясения. Нервная система «жмет на тормоза» в целях восстановить растраченную энергию. В других случаях у человека существует определенный интерес к чему-то или кому-то. Не испытывает интереса только труп. Так, жена может быть безразличной к футболу, но любить фигурное катание. Она может быть безразличной к аквариумным рыбкам и, в то же время, обожать своего пса. Иными словами, безразличие в отличие от равнодушия вполне уживается с избирательной любовью и интересом к кому-либо или чему-либо.Безразличие не придает особой важности кому-то или чему-то, не выделяет жирной чертой на шкале значимости какие-то объекты внешнего мира. Ей без разницы, где петь – в Кремлевском дворце или перед простыми крестьянами, где выступать – на олимпийских играх или на чемпионате общества «Урожай». Невзирая на лица, то есть безразлично, она будет повсюду одинаково излагать свою точку зрения.

Безразличие в отличие от бесплодного и отрешенного равнодушия не отрицает любви и интереса. Равнодушие парализует душу. Безразличие оперирует с категорией не души, а разума. Например, человек неравнодушен к никотину, но разум запрещает ему тянуться к пачке сигарет. Если разум силен, человек отодвинет душу в сторону и будет безразличен к курению.Зачастую, причина равнодушия кроется в желании человека защититься от обрушивающихся на него негативных эмоций. Так, в нише равнодушия удобно уберечься от сварливости начальника или жены. Когда на него ежедневно выливается поток упреков, он, желая «выжить», зачастую неосознанно играет роль равнодушия. Беда только в том, что эта роль со временем становится его естественным внутренним неизлечимым состоянием.

В рассказе А. П. Чехова «Тоска» блестяще выписано человеческое равнодушие. У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…

— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только… Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector