0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О жизни и подвиге священномученика Климента

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

Икона Климента папы Римского со сценами жития на фоне. Пермская икона. Первая половина 17 века

Климент I (лат. Clemens, греч. Κλήμης; + 101), епископ Римский, священномученик

Память 25 ноября, 30 января — обретение мощей ок. 855-967 годов [1], 24 ноября (Греч. [2])

Родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлучённый с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Климент был также сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Флп. 4, 3) Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67-79), и его преемника, святителя Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещённых были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.

Сщмч. Климент Римский совершает литургию. Фреска в римском соборе Сан-Клементе (XI в.)

По преданию, император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать в тяжёлых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году [3].

По молитвам верных учеников святителя Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его святым мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

Мироточивая глава сщмч. Климента Римского. Дальние пещеры Киево-Печерской лавры

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была отнесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и вместе с мощами святого Фивы положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента.

Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры [4].

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Сщмч. Климент Римский. Икона. Русский Север (нач. XVI в.)

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2 (Подобен: Твердыя:)

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2, на обретение мощей [5]

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее — Миня, «Patrologiae cursus» (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, «Novum Testamentum extra canonem receptum». «Recognitiones» издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам — Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста — митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Литература

  • Приселков, А. Климент Римский и его Послания, СПб., 1887.

Использованные материалы

  • Saint Herman Calendar 2009, 96.
  • http://www.jmp.ru/svyat/nov25.htm
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Минея. Ноябрь, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 325-326, 329:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2325.html и http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2326.html (тропарь)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2329.html (кондак)

[1] «Настольная книга священнослужителя», т. 2. — М.: Издание Московской Патриархии, 1978. — С. 565, http://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf ; Минея. Январь, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, с. 647 http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2647.html .

[2] «Ὁ Ἅγιος Κλήμης ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Ρώμης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1259/sxsaintinfo.aspx .

[3] По Брокгаузу — ок. 103 года.

[4] Пещеры Киево-Печерской Лавры. — К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006, с. 26

Православная Жизнь

8 декабря Церковь вспоминает священномученика Климента, Папу Римского. Редакция портала сердечно поздравляет главу информационно-просветительского отдела УПЦ епископа Климента (Вечерю) с днем Ангела. Желаем духовных и телесных сил в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая и благая лета!

Ничего в жизни благополучного римского юноши не предвещало того пути, который был ему дарован Господом.

Святой Дух возжигал светильник веры в сердцах различных людей и поставлял их где хотел, на серых камнях во тьме языческих народов. И с помощью их освещал духовное пространство этих народов, преображая души и сердца язычников светом Христовой веры.

Именно таким светильником Божиим явился священномученик Климент, третий епископ Римский.

Знал ли утонченный молодой человек, приближенный к императорскому двору, что он в старости закончит свои дни в каменоломнях и потом в глубинах Черного моря, чтобы на этой земле Руси спустя почти тысячелетие процвел дивный сад златоверхих церквей. И в этом тоже есть заслуга священномученика Климента.

Богатый образованный юноша-патриций видит бессмысленность своего существования. И он бросает все, чтобы найти истину. Отправляется в далекую Александрию – тогдашнюю интеллектуальную столицу, чтобы ответить на вопросы пробуждающейся души. Здесь по Божьему Промыслу он встречает святого апостола Варнаву, который открывает ему мир Христа.

Святой Климент был ярким примером глубочайшего духовного кризиса античного общества, которое ело и не насыщалось. И не находило цели своего существования в бессмысленном круговороте удовольствий. Перед Рождеством Христовым участились самоубийства. Люди тихо уходили из жизни, потому что не видели в ней смысла. Ни античная религия с совершенно гражданским обмирщвленным культом императора, вобравшая в себя религиозный опыт многих народов, ни философия, содержащая в себе множество часто противоположных теорий, не давали удовлетворения человеческой душе, которая искала твердого фундамента, опоры, но не находила их ни в чем.

И юный патриций предпочел бросить все материальные блага, уйти из золотой роскошной колыбели, которая на поверку оказалась клеткой для того, чтобы найти ответы на вопросы измученной одинокой души, требующей исцеления.

Что случилось с ним, когда он встретил святого апостола Варнаву? Мне кажется, что на этот вопрос очень хорошо отвечает святой праведной Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе». Этот ответ, наверное, общий для всех православных христиан: «Что соединение наше с Богом в будущем веке последует и что оно будет для нас источником света, мира, радости, блаженства – это мы отчасти познаем опытно и в нынешней жизни. По молитве, когда душа наша всецело бывает обращена к Богу и соединяется с Ним, мы чувствуем себя прекрасно, покойно, легко, радостно, как дети. Упокоеваемые у груди матерней, или лучше сказать, как то невыразимо хорошо: “добро нам зде бытиˮ (Лк. 9:33). Итак подвизайся неослабно за будущее нескончаемое блаженство, котораго начатки ты опытно знаешь и в настоящей жизни, но внимай: это только начатки земные, несовершенные, видимые только отчасти, как бы в зерцале и гадании (1 Кор. 13:12); каково же будет нам, когда мы самым делом приискренне соединимся с Богом, когда образы и тени пройдут, и настанет царство истины и видения? О! до смерти нужно подвизаться за будущие блаженства, за будущее единение наше с Богом».

Вот истинное преображение души и предчувствие Царствия Небесного, которое стало надежным фундаментом сердечного дома священномученика Климента Римского, обретшего свое духовное сокровище в долгих и упорных поисках. Это было его воскресением. После этого Климент, конечно же, отправляется в Святую Землю – в Палестину, где жил Господь наш Иисус Христос. Здесь он принимает крещение от рук святого первоверховного апостола Петра. И становится его верным спутником и учеником. Именно свидетельство Климента раскрывает перед нами всю бездну покаяния Петра. Ученик апостола пишет о том, что глаза святого первоверховного Петра постоянно были красны и опухли от слез, так как он часто оплакивал свой грех, описанный в Евангелии, состоявший в отречении от Христа.

Имеем ли и мы ту бездну-глубину покаяния и зрение собственных многочисленных грехов? И силы в сокрушении сердца их оплакивать?

Святой Петр рукополагает Климента во епископа Римского. Он становится третьим по счету Римским Папой. Благодаря его святой жизни многие римляне обратились ко Христу. Однажды в день Светлого Христова Воскресения им были крещены около четырехсот человек.

Но языческие жрецы, видя стечение народа к христианской Церкви, донесли императору Траяну, что Климент хулит римских богов. Император отправляет его в ссылку на тяжелые каторжные работы в каменоломнях Крыма.
Святым Климентом в каменоломнях, располагавшихся невдалеке от Херсонеса (современный Севастополь), было совершено чудо. Люди в тяжелых условиях труда очень изнывали от жажды. Святой помолился вместе с людьми, и ему явился Господь и Спас наш Иисус Христос в образе Агнца, открыл будущему мученику место источника, и из него излилась целая река. После этого люди сотнями шли к нему креститься. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. В каменоломнях вырубили храм, и там священномученик начал совершать службы.

О том донесли императору. Он повелел в 101 году утопить святого в море с якорем на шее.

Но и здесь было явлено чудо. Каждый год в день кончины архипастыря Римского море отступало, и люди в нерукотворном каменном храме на дне морском обнаруживали мощи святого. В течение семи дней они были открыты для поклонения. Потом снова были сокрыты волнами.

Глава осталась в Херсонесе. Позже она была перенесена в Киев. Ныне перед иконой с мощами священномученика Климента Римского можно помолиться в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. А часть мощей была доставлена в Рим.

Помолимся же, братия и сестры, чтобы небесный покровитель нашей многострадальной земли, освятивший ее своею кровью, священномученик Климент Римский предстательствовал и ходатайствовал за нас у Престола Божия; чтобы всемилостивый и всемилосердный Господь даровал Украине долгожданный мир – мир как исцеление.

И сердцевина, главное составляющее этого мира, мне кажется, – это верность канонической Церкви Христовой, примером чего служит для нас священномученик Климент.

Священномучениче Клименте, моли Бога о нас!

Московская Сретенская Духовная Академия

Войти

ГлавнаяНовостиОбразование Климент, папа Римский – один из любимых.

Климент, папа Римский – один из любимых святых Русского Севера

Священномученик Климент был четвертым епископом Рима. Он жил в I веке после Рождества Христова, тогда, когда выражение «папа Римский» еще не ассоциировалось с католической церковью – епископ Климент возглавлял Римскую кафедру задолго до отделения Западной церкви от Восточной, Православной.

Святой Климент был крещен апостолом Петром и стал продолжателем дела апостолов: например, он мог за день своей проповедью привести ко Христу почти 500 человек – как это было и в Риме, и в Херсонесе. Изображение святого Климента, папы Римского. Мозаика Киевского Собора Святой Софии, XI в.

В Херсонесе, куда святого сослали якобы за хуление языческих богов, он работал на каменоломне вместе с другими переселенцами. Там святой Климент встретил две тысячи христиан, осужденных на труд в тяжелейших условиях, совершенно без воды. Он утешил страждущих, а по его молитве в пустыне забил источник воды.

Не мог успокоиться император Троян, слыша приходящие с севера империи вести о множестве крещенных святым Климентом, и повелел утопить святого. Святителя схватили и бросили в море, привязав к его шее якорь…

Крещенный апостолом Петром, святой Климент мог своей проповедью за день привести ко Христу 500 человек

Когда князь Владимир взял Херсонес и крестился в крымских водах, а затем принес христианскую веру на Русь, он привез в Киев честную главу священномученика. Ее поместили в Десятинной церкви, один из приделов которой был освящен в честь святого Климента. В Киеве сразу распространилось почитание святого. До наших дней дошел памятник древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (ΧΙ в.), на страницах которого святой Климент прославлялся как заступник земли Русской. Фрагмент макета из Музея Института археологии НАН Украины. Так могла выглядеть центральная часть Киева с Десятинной церковью во времена князя Владимира, в конце X века

Святитель ассоциировался у русских людей с началом христианства на Руси. В памяти народа ярко запечатлелась его связь с просветителями славян – святыми Кириллом и Мефодием, а также с крестителем Руси – святым равноапостольным князем Владимиром.

В Архангельской области – немало деревянных храмов XVII-XIX вв., освященных в честь святого Климента

Правда, некоторые Климентьевские храмы, как и многие памятники деревянного зодчества Русского Севера, не сохранились. Например, церковь святого Климента в деревне Пияла (построена в 1685 г.) сгорела в 1892 г. Сегодня в этой деревне из сохранившихся храмов – только Вознесенский (кстати, это самый высокий деревянный храм в мире – 45 метров в высоту). Два храма в д. Пияла с колокольней. Храм священномученика Климента – пятиглавый, по центру. Фото конца XIX в.

В деревне Поле возрождается храм, в котором есть придел святого Климента. Это излюбленное место экспедиций на Русский Север от Сретенского монастыря. Во время летних поездок семинаристов в Поле в этом храме совершаются Литургии, а на праздник священномученика в деревню приезжает благочинный Онежского района, священник Александр Коптев. Иеромонах Ириней (Пиковский) совершает Литургию в приделе священномученика Климента в деревне Поле во время летней экспедиции на Русский Север, 2014 год Традиция почитания священномученика Климента на Севере Руси идет из Новгорода. Еще в ΧΙΙвеке в Новгороде стоял храм, посвященный этому святому. Вплоть до ΧΙΧ века верующий народ «вольного города» с особой любовью относился к священномученику. И в тех северных землях, которые осваивал Новгород, святой Климент сразу полюбился жителям. Трагическая судьба святого находила сочувствие в людях, привыкших к суровой и тяжелой жизни на далеком Севере.

Смерть священномученика Климента связана с морем, вот почему он «понятней» морякам

Из записанных «морских» чудес святого Климента известен такой случай. Житие священномученика повествует, что однажды во время отлива христиане пришли поклониться мощам святого в пещеру, однако из-за быстрого прилива вынуждены были покинуть ее и в спешке забыли там ребенка. Мать молилась святому Клименту о спасении чада, но, очевидно, напрасно: он не мог спастись… Когда через год мать вернулась к мощам святого Климента, она увидела в пещере живого и невредимого ребенка. Святой спас ее сына.

По этому поводу в службе святому Клименту говорится: «Яко спасл еси отрока древле, удержана в мори летным обхождением, мучениче Христов, сице глубины греховныя и мене спаси».

Святый священномучениче Клименте, моли Бога о нас грешных!

Валентин Фролов, IV курс

08 декабря 2015 г.

Новости по теме

Комментарии (2) добавить

Статья интересна мне и поучительна. Пример постараюсь сохранить в памяти. Спасибо.

Священномученик Климент, папа Римский. Православный календарь на 8 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

8 декабря (25 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 25-я по Пятидесятнице (двадцать пятый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память 20 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

Священномученик Климент, папа Римский. В московском Замоскворечье есть храм, впервые упомянутый ещё в начале XVII века. Церковь с несколько необычным для православного слуха названием — священномученика Климента, Папы Римского. Но это только в течение последней тысячи лет мы воспринимаем глав Римского престола как отдалившихся от Православия. В первые же века христианства это были истинные наследники первоверховного апостола Петра. И одним из первых среди них стал святитель Климент.

Священномученик Климент родился в Риме в знатной семье, получил прекрасное образование, был окружён роскошью и приближен к императорскому двору. Но узнав о Христе, юный Климент оставил дом и имение и отправился в земли, где проповедовали апостолы. Прибыв в Палестину, он принял Крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником. А незадолго до своей мученической смерти апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа города Рима.

В IX веке Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. После соборного служения этих святых и прибывшего с ними из Царьграда духовенства на поверхности моря чудесно появились святые мощи епископа Климента. После этого их торжественно перенесли в храм. И сегодня, вспоминая мученический подвиг священномученика Климента, Папы Римского, мы должны понимать, как тяжело было проповедовать Слово Божие в первые века христианства. Но богодухновенные труды именно этих людей в те годы изменили весь мир.

Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой конца III — начала IV столетий, один из первых обличителей еретика Ария. Последний из александрийских мучеников, принявший страдания и смерть за верность христианской вере, проповедь Слова Божия и архипастырские труды в 311 году от Рождества Христова, в период антицерковных гонений императора-язычника Максимина. Когда владыка Петр сам вышел на казнь навстречу своим палачам, голос с Небес возвестил:

Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников.

После святителя осталось немало богословских трудов, в том числе «О Божестве», который зачитывался впоследствии на Ефесском и Халкидонском Соборах, а также знаменитые «Правила».

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Петр Галатийский. О святом Петре из житийной литературы известно немного. Девятилетним отроком он покинул родительский дом и в устремлении к духовной жизни сначала отправился в Святой град Иерусалим, а затем — в Антиохию, где затворился отшельником в пещере. Здесь святой Петр на долгие годы предался подвигам молитвы и строжайшего воздержания, только через день он принимал хлеб и воду. Господь удостоил святого Петра дара чудотворений, исцеления телесных недугов и изгнания бесов. Преподобный Петр Галатийский отошел ко Господу около 429 года, будучи 99-летним старцем. Из столь долгих лет своей земной жизни девяносто он посвятил непрестанному служению Богу.

Преподобномученица Магдалина (Забелина; 1931), священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, Григорий Воинов, Иоанн Тарасов, Василий Парийский, Косма Коротких, Иоанн Владимирский, Симеон Афонькин, Иларион Соловьёв, Ярослав Савицкий, Александр Вершинский, Иоанн Янушев, Виктор Смирнов, Андрей Шершнев, Варлаам Попов, пресвитеры, мученики Павел Кузовков (1937) и Николай Копнинский (1938). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане), монахиня и миряне Русской Церкви, пострадавшие за верность Христу в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Читать еще:  Арафат надеется присутствовать на рождественской службе в Вифлееме
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector