0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обычай оставлять еду на могиле покойного – это язычество?

Содержание

Почему православным нельзя оставлять еду на могиле

Привычная и знакомая по кинофильмам и сценам из жизни картина — рюмка водки, накрытая кусочком хлеба, на могиле ушедшего в иной мир, на самом деле, не имеет ничего общего с православием.
Об этом официально говорят на страницах православных изданий и в беседе с прихожанами священники и богословы. Например, Алексей (Михалень) — служитель Покровского храма в Черкизове — называет такое действие одной из распространенных ошибок и заблуждений, совершаемых во время погребальных и поминальных обрядов и церемоний. Все это, по словам священнослужителя, — языческие культы, равносильные укладыванию в могилу умершего его украшений, доспехов, оружия, коней и пр. Священник по-христиански не осуждает людей, но призывает обратить внимание на верные православные традиции, соблюдение норм и канонов христианской церкви при проводах усопшего: «. не хочу осуждать тех людей, кто, навещая родного человека на кладбище, оставляет рядом с могилой еду и стакан водки. Они делают так от неведения. Многие думают, что это связано с православными обычаями. Но я уверяю: к православию это не имеет никакого отношения. » — говорит он.

В лекциях профессора Московской Духовной Академии богослова и публициста Осипова А. И. «Православие» говорится, откуда пошел этот обычай. Возрождение языческих обрядов произошло во времена Советского Союза, когда власти старались всячески оторвать людей от истинных традиций православия, подменяя их другими, якобы «народными, исконными». Но с церковной точки зрения — неприемлемыми и оскорбляющими память усопшего. Поминать человека на кладбище надо исключительно молитвой, не превращая строгий обряд в разнузданную языческую тризну. Недаром в богословских книгах, описывающих проповеди первых священников, искореняющих варварские языческие обычаи, сказано: «. Кто водкой усопшего потчует, тот ему больше муки уготовляет. »

Настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова, протоиерей Анатолий Страхов считает, что действовать надо более категорично, не допуская подмены традиций. «Бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений», — говорит протоиерей Анатолий Страхов.
Все мирские дела и поступки человек реализует при жизни. После смерти его Душа стремится в Царствие Небесное и ничто мирское ей уже не нужно, главная и конечная цель в жизни человека уже достигнута. Поэтому, если не оставить на могиле рюмку водки с кусочком хлеба, никакого вреда умершему причинить нельзя. Более того, если заменить языческие обряды на положенную в этом случае на могиле христианину усердную молитву или просто помолчать, вспоминая ушедшего, это только поможет его душе в уповании на милость Божию.

Еда на кладбище

Посещение места поминовения усопших – важнейшее действие тех, кто помнит своих уже умерших близких, чтит их и любит. Поминальные походы на погост проводятся несколько раз в году. Каждое посещение могилы сопровождается большим и не очень застольем здесь же. Но далеко не все знают, можно ли есть на кладбище принесенную еду и выпивать спиртные напитки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Кладбище и еда — описание и история традиции

Первые упоминания о принесении пищи на место поминовения умершего относится к эпохе язычества. Известны они благодаря Повести временных лет (Х век). Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. Проводилась она при непосредственных похоронах человека. Предки считали, что чем богаче поминальный стол, тем более щадяще боги отнесутся к усопшему.

С появлением христианства на Руси тризна практически полностью истребилась. Сохранились лишь некоторые отголоски язычества, которые действуют и поныне. Православная Церковь считала еду на могилах недопустимой, хотя к поминанию усопших молитвой призывала. Тогда кладбище посещали лишь для оплакивания покойного.

Исключением считалась лишь поездка на христианский погост после церковной службы. Так получалось, что крестьяне приезжали поминать близких к вечеру. Обусловлено это было долгой и опасной дорогой к месту захоронения. В такой ситуации приносить еду на кладбище (освященные куличи и яйца) и есть ее там было более чем нормально.

Именно эта традиция и сохранилась в наши дни. То есть приносится еда на кладбище не для поминовения души покойника, а для утоления собственного голода живых людей. Приносят на место захоронения не всегда освященные продукты питания. Чаще всего в ход идут приготовленные дома или купленные в магазине блюда.

Можно ли класть на кладбище еду?

Вопрос о том, можно ли брать еду на кладбище по сей день спорный. Одни родственники умерших веруют, что продукты следует оставлять на могиле для удовлетворения физических потребностей покойного, другие – что пищу заберут приближенные в Богу нищие и помолятся за умершего, третьи же не приносят еду на могилы вовсе.

Читать еще:  Качественные дженерики

Чтобы разобраться в данном вопросе, надо вновь обратиться к традициям наших предков. Священники утверждают, что нести пищу на поминальное место следует только в том случае, если здесь планируется проведение большого периода времени (затяжная уборка). В такой ситуации еда может понадобиться для перекуса. Поминать же продуктами питания умерших не следует, но и не возбраняется. Главное, если еда на погост и была принесена, — следует раздать ее малоимущим или знакомым. Следует попросить человека употребить пищу самостоятельно и помолиться за усопшего Богу.

Не менее спорным является вопрос о том, можно ли пить на кладбище спиртные напитки. С одной стороны, священнослужители разрешают выпивать глоток красного вина (ведь это наставление Иисуса). С другой же, брать на место захоронения алкоголь нельзя вовсе.

Традиция обязательного поминовения с помощью алкогольных напитков уходит корнями в период Великой Отечественной войны. Именно таким образом сослуживцы поминали погибших друзей на месте их упокоения. Раннее обычая пить спиртное не было вовсе. Однако, придерживаться его или нет – решение каждого. Главное – вспоминать близкого человека в сопровождении с молитвой. Физическое окружение поминовения (пища, алкоголь) не так важны. Необходимо лишь помнить о соблюдении меры и не брать на душу грех.

Зачем усопшим физическая пища?

Беря на место поминовения усопшего продукты питания, вы должны помнить, для чего приносят и оставляют еду на могилах умерших. Кладут пищу на место захоронения не для того, чтобы покойник «ел» любимые им при жизни блюда. Нет. Делается это для того, чтобы после прочтения молитвы преподнести пищу в качестве милостыни малоимущем. Такие люди приближены к Богу сильнее, а значит, что их молитва будет услышана раньше. Священники рекомендуют отдавать бедным людям не деньги, а еду. Денежные средства они могут использовать для покупки алкоголя. А пищу они забирают и едят с удовольствием, радостью.

Помните, зачем на кладбище оставляют еду. Делается это не для удовлетворения физических потребностей покойника и для того, чтобы его душа «поела», а для пожертвования в его честь. Однако, прибегать к такому способу милостыни не рекомендуется. Прежде чем положить и оставить принесенную пищу на могиле вспомните о бедных, не имеющих пропитания людях. Гораздо правильнее будет отдать продукты питания им в руки. Так вы точно будете уверены в том, что человек поест, и, соответственно, благое дело выполнено.

Что можно носить на место поминовения усопших?

Если вы твердо решили брать на поминки так называемые подати, то вы должны знать, что носят на кладбище из продуктов. В принципе, для предоставления в качестве милостыни подойдут практически любые продукты. Однако, предпочтение следует отдавать следующему перечню:

  • Кутья (или ее аналоги);
  • Яйца (крашенки);
  • Блины (с начинками и без);
  • Печенья и конфеты;
  • Печеные изделия (пирожки, куличи и иные высококалорийные продукты).

Включить в подати можно и иные нескоропортящиеся продукты. Помните, что употреблять их в пищу будут малоимущие, поэтому уделяйте внимание сытным изделиям.

Продукты, которые приносить на погост запрещено

Первое, что точно не стоит нести на кладбище – это водка. Батюшки призывают православных вовсе отказаться от алкогольных напитков на месте поминовения усопших. Но если данная традиция слишком близка вам, следует хотя бы заменить крепкие напитки красным вином. Пить же его следует в небольших количествах. Помните, что Иисус призывал нас не упиться! Класть стакан с алкоголем на могилу или нет – выбор прихожан. Церковь категорически против такого обряда, считая его языческим и даже магическим.

Отказаться следует и от скоропортящихся продуктов. Каким бы не было кладбище, здесь наблюдается антисанитария (особенно у земли). Поэтому мясные и молочные блюда могут очень быстро портиться, становясь потенциальной угрозой для здоровья людей, которые решат покушать таким образом.

Почему нельзя есть на кладбище?

Принося еду на место упокоения умершего, вы должны понимать, что продукты следует отдать малоимущим или просто знакомым (которые и будут кушать пищу). Есть их самостоятельно нельзя. Церковь настоятельно рекомендует отказаться от данной привычки в пользу чтения молитвы. Ведь умирает человек, а не его душа. Последняя особо нуждается в поддержке и спасении со стороны ныне живых родственников.

Люди, которые едят на кладбище, не совершают страшный грех. Но этим они и не помогают душе умершего избавиться от тягостных мук, выпавших на ее долю. Не следует есть принесенную вами еду. Отдайте ее лучше в качестве милостыни или накормите ею животных. Таким образом вы совершите благое дело, посвященное умершему человеку. Следовательно, поминовение будет иметь смысл.

Можно ли забирать еду домой и почему?

Православные все еще едят на погосте и никак не перестанут спорить на счет того, можно ли брать еду с кладбища домой. Единой верной позиции нет. С одной стороны, если вы оставили пищу на могиле, то ее может забрать малоимущий, который съест подать и прочтет молитву за покойника. С другой же – продукты могут просто испортиться, что окажется знаком неуважения в сторону умершего. Но ни в одном из случаев забирать еду домой не стоит. Намного правильнее будет передать ее в руки нуждающимся лично. Они и пищу скушают с удовольствием, и умершего помянут добрым словом.

Согласно еще одной версии, на кладбище своя энергетика. Это место полностью принадлежит мертвым, мир которых не изучен нами вовсе. Забирать с места захоронения воду и продукты – значит забирать с собой плохую энергетику. Допускается такое поведение только для тех людей, которые не имеют что есть и не подразумевают под данными действиями злые помыслы.

Наличие еды на кладбище – очень спорный и неоднозначный вопрос. Священники в один голос твердят о том, что носить продукты питания и алкогольные напитки на место захоронения нельзя. Главное – сопроводить поминовение соответствующей молитвой за умершего. Однако, количество прихожан с большими пакетами еды и податей, предназначенных для поминального застолья на кладбище, не сокращается из года в год. Брать с собой блюда и выпивку или нет – решать лишь вам. Только помните, зачем вы приходите на погост, и не забывайте помянуть усопшего молитвой и добрым словом.

—>Познание основ православной веры —>

Вторник, 12.10.2021, 21:12

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Читать еще:  Пассажирские перевозки

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Вообще-то, говорят, что можно и оставить еду, только не для того, чтобы накормить усопшего, а как милостыню. Ведь нищие ходят по кладбищу и подбирают. В этом случае это не считается язычеством. Просто ради своего усопшего вы кормите другого. И ему, и другому — радость. Да и птички поклюют — тоже хорошо. Какой-то старец говорил: кормите птичек — они ваших сродников поминают. Конечно, не надо освященное оставлять.

Суеверным страхом перед покойником и всем, что с ним связано, пользуются и различные оккультисты, так называемые «целители», утверждая, что при помощи различных предметов, связанных с покойником, например, землей с кладбища, можно навредить человеку. Ни в коем случае не следует слушать эти разговоры и бояться чего-то. Еще один вид заблуждений, что бытует у нас в обществе, связан с тем же желанием «попировать». Ничего нет предосудительного в том, чтоб собраться за трапезой после похорон или в дни памяти усопших, но для некоторых эта трапеза из вечери любви превращается в тризну, во время которой распивают спиртное, пустословят и даже произносят тосты за «царство небесное» или «пусть земля ему будет пухом», а к концу забывают, для чего собрались. Ту же природу имеет и так называемое «ношение завтрака» на кладбище. Не нужно никаких тризн, «завтраков» и тому подобного — все это тяготит душу усопшего, которая и так переживает очень непростой период своей жизни — переходит из времени в вечность, чтоб там встретиться с Богом.

По-христиански нужно всегда помнить о смерти и готовиться к ней, необходимо также и знать, что делать, если умер кто-либо из ваших близких. Поэтому, когда кто-то из ваших близких преставился, прежде всего не поддавайтесь унынию, отчаянию. По преданию Церкви три дня душа может находиться среди близких людей, на земле, и причитания, вопли ей не очень приятно слушать. Пока тело не погребено, родственники должны читать Псалтирь, молиться у гроба. Тело усопшего надо омыть губкой, смоченной в воде, одеть в чистую одежду, положить во гроб. На голову усопшего полагается венец — в знак того, что мы, христиане, призваны к Небесному Царству. В этот венчик целуют покойного при последнем прощании с телом. В руки дается крест, разрешительная молитва, свеча. Если отпевание происходит дома, а не на кладбище, нужно набрать земли в платочек и положить на ноги усопшему. У гроба нужно поставить столик, застеленный рушником или полотенцем, на него поставить икону, свечу или лампаду, святую воду, чтоб священник окропил гроб. Более ничего полагать в гроб и на стол не следует. После отпевания священник рассказывает, что делать дальше. Мы же напомним себе о том, что все наши милостыни, молитвы домашние и церковные только тогда угодны Богу, когда они сочетаются с нашей христианской жизнью и исполнением заповедей Божиих. Не будем лениться жить по-христиански ради тех, кого мы любим. Хоть они и оставили нас на время, но потом мы опять будем вместе, и встреча эта будет радостной, они будут благодарны нам, что мы о них не забыли и почтили их память не как язычники, а как православные христиане.

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?

Вопрос:Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших. Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Но народ не забыл христианские традиции поминания усопших, в которых также есть место поминальной трапезе. Правда, в отличие от языческой традиции, христиане никогда не совершали этих трапез на кладбище. Еще святитель Иоанн Златоуст, живший в 4 в., упоминал в своих трудах о заупокойной молитве на кладбищах в дни особого поминовения усопших. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке. Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. Неудивительно, что такие «посиделки» на кладбищах зачастую имели вид обычных попоек со всеми вытекающими из этого последствиями. К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям.

Читайте также

Глава 37: О том, что пышные похороны весьма вредны для души усопшего и поэтому боголюбивые люди избрали простое погребение как наиболее полезное

Глава 37: О том, что пышные похороны весьма вредны для души усопшего и поэтому боголюбивые люди избрали простое погребение как наиболее полезное 1. Из жития святого ЕфремаКогда святой Ефрем разлучался с телом, то отдал такие распоряжения:— Не пойте песнопений над Ефремом,

Почему пентаграмма (пятиконечная звезда) считается сатанинским символом?

Почему пентаграмма (пятиконечная звезда) считается сатанинским символом? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПотому что некоторые оккультные общества как в древнее, так и в наше время избирали пентаграмму магическим знаком. Вмместе с тем надо

Почему близость между любящими друг друга людьми считается смертным грехом?

Почему близость между любящими друг друга людьми считается смертным грехом? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, надо ясно сознавать, что такое грех и почему Божественное откровение относит блуд и прелюбодеяние к числу смертных грехов. Господь Бог сотворил мир

Почему считается, что ребенок несет ответственность за свои грехи именно с 7-летнего возраста?

Почему считается, что ребенок несет ответственность за свои грехи именно с 7-летнего возраста? Иеромонах Иов (Гумеров)Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? иеромонах Иов (Гумеров)Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений

Что такое «Радоница», почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?

Что такое «Радоница», почему нельзя в Пасху ездить на кладбище? Иеромонах Иов (Гумеров)Радоница — первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных

Почему среда считается постным днем наравне с пятницей?

Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? иеромонах Иов (Гумеров)Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь

Читать еще:  Папа Римский болеет за Германию

Некоторые либерально настроенные люди говорят, что все без исключения будут спасены, что ответить на это?

Некоторые либерально настроенные люди говорят, что все без исключения будут спасены, что ответить на это? игумен Амвросий (Ермаков)Вы говорите об учении, именуемом апокатастасис пантон (всеобщее восстановление). Это учение Оригена о всеобщем спасении осуждено V

31. Почему поминовению усопшего в третий день по смерти придается такое исключительное значение?

31. Почему поминовению усопшего в третий день по смерти придается такое исключительное значение? Памятник IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42) рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего

Глава восьмая Почему считается праведником библейский патриарх Исаак (Бытие, XXIV–XXVI)

Глава восьмая Почему считается праведником библейский патриарх Исаак (Бытие, XXIV–XXVI) О детстве Исаака библия рассказывает только историю о том, как папаша чуть было его не зарезал для того, чтобы зажарить своему богу. Затем идет очень большой пропуск в биографии

Глава 861: О том, что говорят друг против друга люди, ведущие тяжбу.

Глава 861: О том, что говорят друг против друга люди, ведущие тяжбу. 1054 (2416, 2417). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто даст ложную клятву (для того, чтобы)

3. Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

3. Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? Вопрос:Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? Почему записки о здравии и о усопших принимаются и читаются за деньги? Разве вера продается? Почему в церквях крестят за деньги. Разве Иоанн Креститель

11. Почему считается, что ребенок несет ответственность за свои грехи именно с 7-летнего возраста?

11. Почему считается, что ребенок несет ответственность за свои грехи именно с 7-летнего возраста? Вопрос:Почему считается, что ребенок несет ответственность за свои грехи именно с 7-летнего возраста? На каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания

7. Что такое «Радоница», почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?

7. Что такое «Радоница», почему нельзя в Пасху ездить на кладбище? Вопрос: Что такое «Радоница», почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во

13. Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище?

13. Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище? Вопрос: Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище?Отвечает священник Александр Мень:Объясняю. Первое поминовение усопших по православной традиции совершается в храмах на

5. Почему среда считается постным днем наравне с пятницей?

5. Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Вопрос:Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Ведь события распятия Спасителя и предательства Иуды несопоставимы по масштабам. На Голгофе состоялась наше спасение, а иудины сребренники скорее

Еда на поминках

Зачем мы приносим еду на кладбище: корни обычаев

Обычай щедро накрывать поминальный стол и брать еду на кладбище интересен своими древними корнями. Тысячи лет так поступают славяне, несмотря на неодобрение церкви. Что стоит за этими привычными действиями и что об этом говорит традиционная религия?

Почему мы едим на поминках и могилах?

С точки зрения специалистов, изучающих фольклор, еда на поминках и могилах имеет древнюю историю, а укоренившиеся традиции и выбор блюд не случайны. К слову, многое из дошедших до наших дней считалок, потешек и песенок имеет ритуальную базу. Например, известные всем «Ладушки»:

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? – кашку,
Что пили? – бражку»

Это – поминальная история, завёрнутая в рифму. Брага и каша считалась ключевыми блюдами в траурном меню. Еда у славян ритуальна. Например, кутья, имеет свою символику. Из чего готовится каша? Из зёрен. А кто в мире живых питается зёрнами? Птицы. И связь пернатых с покойником не случайна.

В древности наши предки верили, что после 40 дней душа умершего может возвращаться в мир живых в образе птицы. Отсюда обычай, сохранившийся до сих пор в некоторых деревнях, раз в год затапливать печь и насыпать дорожку из зерна, чтобы предки могли помыться. Ритуал проходил ночью, и всем живым строго-настрого запрещалось до утра подходить к этой бане. Считалось, что рассердившись, предки могут утянуть с собой в мир мёртвых.

Также само зерно имело свою символику – перерождения. Съев блюдо из злаков, мёртвые «прорастали» и возрождались к новой жизни. Так, поставив на стол кашу, родственники умершего заботились о том, чтобы он скорее вернулся в мир живых.

Алкоголь на поминках

Для наших предков алкоголь не считался запретным, а входил в обязательную поминальную программу. Это так плотно засело в людском сознании, что вытравить обычай не смогли тысячи лет христианства.

Считалось, что на поминках души усопших находятся рядом с живыми. Поэтому до сих пор на многих поминальных застольях часто не подают ножи и вилки: чтобы случайно не поранить почившего родственника.

По поверьям, в нашем мире умершим очень мучает жажда. Поэтому обильное питье в помещении было не только для живых, но и для мёртвых, которым его ставили отдельно, чтобы не отпугнуть человеческим запахом. В сказках нежить не просто так жалуется: «Русским духом пахнет». Для покойников наш запах невыносим, и, чтобы не оскорбить душу усопшего, чашу для него ставили отдельно. Так предки заботились о том, чтобы он смог напиться.

В представлении древних славян хоть души покойников и приходили в мир живых, но не могли объединиться. Поэтому на поминках не чокаются, то есть символически не объединяют чаши пирующих в одну: преграда между мирами остаётся непреодолимой, и, покинув этот свет, душа больше не могла воссоединиться с людьми.

Что говорит церковь?

Как католические, так и православные конфессии единодушны: еда на кладбище это отголоски языческого прошлого. Физическая оболочка человека прекратила своё существование, поэтому пища человеку больше не нужна. Гораздо важнее родственникам, с точки зрения религии, думать не о поминальном столе, а о молитвах, чтобы помочь душе близкого человека оставить этот мир в спокойствии.

Обратите внимание: сложно найти еду, крашеные яйца или стакан, накрытый хлебом, на могилах священнослужителей. Дело в том, что их хоронят рядом с церквями, где обряд «кормления покойника» не приветствуется категорически. Коллеги усопшего ухаживают за могилами, но не приносят на них еду из уважения ко взглядам, которых придерживался человек при жизни.

Однако даже в церкви есть священники, придерживающиеся либеральных взглядов. Они считают, что ставить еду и отмечать поминки не нужно, но, если семье умершего так будет легче переносить утрату, запрещать обряд нельзя. Поэтому для себя каждый волен решать сам, как прощаться: по христианским, языческим или объединённым канонам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector