0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Одесский Свято-Ильинский монастырь: «ворота на Афон»

Агия Анастасия

40° 28.5802 ′N , 23° 11.2066 ′E
40.47634N, 23.18678E
40°28′34.81″N, 23°11′12.40″E

1 материал по 1 объекту, 0 фотографий

  • Карта
  • Заметки 0
  • Фотографии 0

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Агия Анастасия.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Монастырь святой Анастасии Узорешительницы (9 век)

Материал понравился:

При кажущемся изобилии православных храмов в Греции, мест, обладающей какой-то святой энергетикой, привлекающей паломников и просто верующих, на самом деле не много. На полуострове Халкидики номер один, вне всякого сомнения, монастыри святого Афона. Но с посещением их некоторые трудности у мужчин, и не разрешимые препятствия у женщин.

Но если есть желание, а может даже потребность посетить по настоящему святое место в тех краях, я могу порекомендовать съездить в Монастырь святой Анастасии Узорешительницы (9 век), уютно расположившийся в горах близ города Василика в местечке Агия Анастасия. К сожалению, этот городок добавлен админами сайта, но не отображается на карте, потому я покажу его примерное местоположение

Старинный монастырь всегда хороший и как туристический объект, и конечно же духовный. Потому мы сознательно проложили туда маршрут в рамках нашего однодневного автотурне Кассандра — Петралона — Св. Анастасия — Эдесса. Оказалось, найти монастырь не очень просто (карта Гугл, например, о нем не знает, хотя городок Агия Анастасия находит. К самому же6 монастырю нужно проехать еще километра три в горы. Главное, с трассы 16, которая ведет из Салоник к Афону после города Василики не проехать мимо этих ворот, а свернуть аккурат в них

Проехав меньше километра уже можно будет увидеть под горою монастырский комплекс

Ну а сам подъезд — в принципе не сложный серпантин, с одной из петель которого я сделал пару кадров.

Серпантин заканчивается прямо у стен монастыря

Там нужно оставить авто и пройти по указателю мимо источника со святой водой

А почему сразу «пройти», водицы можно и испить, и лицо обмыть.

Напротив источника вход в монастырь.

Вот здесь, пожалуй, нужно не много коснуться истории и монастыря, и самой святой Анастасии.

Святая Анастасия родилась в конце III века в Риме. Ее наставником и учителем в вере был святой мученик Христогон. С детства святая желала посвятить свою жизнь Христу. Добрая христианка, всегда помогала всем нуждающимся в ее помощи, она посещала гонимых христиан, заключенных в тюрьмах и темницах, поддерживала их духовно и материально, раздавая свое наследство. У святой Анастасии был Божий дар врачевать, и она помогла многим страдающим. В русской традиции, она известна как Анастасия Узорешительница, за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан

Основательницей монастыря считается царица Византии, Святая Феофания, супруга императора Льва VI. Она определила эту обитель как царскую и в 888 году пожертвовала крупную сумму на нужды монастыря, а так же передала святые мощи — главу и часть правой ноги Великомученицы Анастасии, которые и являются главной святыней монастыря.

После взятия Салоник турками в 1430 году монастырь пришел в запустение. В 1522 году святителем Феоном была отстроена и отреставрирована древняя обитель. Святой Феона нашел святой монастырь Узорешительницы в состоянии запустения. Он вернул ему былую славу и величие. В те годы в монастыре проживали около 150 иноков. Первоначально игуменом монастыря являлся святой Феона, а в 1535 году его избрали Митрополитом города Салоник. Об этом упоминает фреска над воротами монастыря

Не буду более подробно развивать тему истории, в конце лишь добавлю две любопытные детали.
1) Монастырь святой Анастасии Узорешительницы подчиняется Константинопольскому Патриарху, а не Гречекому, так как с давних времен он находится в юрисдикции Вселенской Патриархии.
2) Турагентства, предлагающие венчания в старинном монастыре по старой православной традиции, организуют этот обряд именно здесь (и всего за 800 евро)

Ну все, пора нам пройти внутрь монастыря. На входе висит по моему расписание, когда можно приложиться в святым мощам. Наш опыт в этом вопросе — святые мощи выносят либо специально для организованных групп паломников (или просто туристов, если гид имеет предварительную договоренность), либо после вечерней службы для всех присутствующих на ней.

Войдя в ворота практически натыкаешься на каменную стену старой церкви

тогда нужно принять левее, и пройти вдоль монашеских помещений ко входу в храм

Сам храм явно не раз достраивался, вернее пристраивались к старой не большой церкви дополнительные помещения. Первое, куда мы зашли, произвело впечатление холла-вестибюля в помещении театра.

Конечно, я имею в виду не внешний вид с мраморными колоннами и портретами артистов на стенах. Я просто не силен в знании церквестроительства и описываю на понятном ассоциативном языке. Первое помещение, со стенами, очень красиво расписанными на религиозную тему, было как бы предбанником. Здесь была монастырская лавка, где можно было приобрести свечи, иконы, различные амулеты, причем в два-три раза дешевле, чем на Афоне, от сюда же был вход в собственно церковный зал

Церковь была не большая, и такая, как это сказать?, настоящая, что ли. Не шикарная, но умиротворяющая. Чувствовалось, что намоленная

Нам здесь прилично повезло. Минут через десять после нас в монастырь приехал автобус с русскими паломниками. Они сразу прошли внутрь, и для них вынесли святые мощи. Приложиться к мощам выстроилась очередь

А мы решили отложить не много осмотр убранства, а воспользоваться предоставившейся возможностью.

Ну а после паломники как появились, так и довольно быстро удалились, задержавшись не много возле лавки, и мы снова остались одни

Как я понял, изображений святой Анастасии есть несколько, вот пара . в себеряном окладе

и просто каноническая икона

мы вернулись в первую комнату, купили там свечей, освященных амулетов на подарки, и вернулись поставить свечи на упокой, и на здоровье. все-таки здоровье — так сказать специализация святой Анастасии

Вот еще иконы святой. Главное сходство — на всех иконах у нее в руках крест и сосуд с водой.

Что же, пора выходить из церкви и пройтись по монастырскому двору. В дальней части мы обнаружили клетки с павлинами

Под ноги прилетела крупная саранча:))

А рядом, в самом конце, есть небольшая терраса, где стоит памятник последнему игумену монастыря Апостолу (в источниках, которые я использовал для описания истории монастыря он указан еще как игумен, и с ним живет 15 монахов. сейчас мы знаем, что в 2011 игумен Апостол скончался)

С террасы отрывается вид на долину Македонии, о куда мы сюда и приехали (нашу дорогу видно в левой части фото). Это единственный вид на долину. Все остальное занимают помещения монашеских келий

А это вид с террасы на весь комплекс монастырского храма, сама церковь под дальним куполом

Вот и все. Посещение монастыря святой Анастасии Узорешительницы занимает примерно час, можно выдвигаться дальше. Еще раз стены монастыря. Наружу выходят окна и балконы монаших келий. Вид из окон — обалденный:))

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют

Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Послесловие после Греции (2017 г)

Греция в число моих любимых стран ни коим образом не входит, и тем не менее я приехал сюда второй раз. Мы, с моим другом Виктором, через шесть лет решили вновь посетить Афон, а он на территории Греции.

Аэропорт в Салониках относительно маленький. В любом случае, долетели без проблем.

Нас встретил русскоязычный таксист. За 80 евро он довёз нас до Уранополиса. По пути разговорились. Точнее, говорил он. Мы просто слушали и задавали вопросы.

Парень оказался Мариупольским греком. Его семья перебралась в Грецию в начале 90-х. На историческую Родину рванула вся Мариупольская община; а это: дедушки, бабушки, дяди, тёти, всевозможные знакомые и т. д. Совместно с родственниками к новой стране адаптироваться намного легче.

Мой собеседник уехал из Украины успев закончить только школу. Далее он служил в греческой армии. Работы на тот момент в стране было полным-полно и потому о продолжении образования молодой человек не задумывался.

Женился на местной гречанке. Всё шло хорошо, пока не долбанул кризис…

Старший брат таксиста окончил на Украине институт. По специальности электрик, с работой у него получше. Зато наш собеседник пашет в такси напропалую. Денег не стало — жена ушла. Живёт он теперь, хотя и рядом с родителями, но один.

По словам таксиста, цены на недвижимость в стране упали чуть ли не в половину. Мама и папа работу потеряли и теперь они ждут, когда им исполнится 67 лет, дабы выйти на пенсию.

Сыновья их поддерживают, но денег на всё про всё хватает впритык. Цены на продукты очень сильно выросли. Выручает курятина, таковая, как и в Москве, стоит дёшево.

Десять дней назад, за выезд на обочину, нашего собеседника лишили прав (могли на месяц, удалось договориться на неделю). Всё это время он сидел дома и не работал, но в страховой фонд ежедневно приходится отчислять 18 евро.

Самое главное, правительство постоянно вводит всё новые и новые налоги, усложняя заработки. За клиента в такси приходится бороться. Летом все перекручиваются за счёт отдыхающих. Зимой ситуация усложняется.

Народ выбранным Премьером недоволен. На новый срок обаятельный А.Ципрас наверняка не пройдёт. При этом ничего нового никто из греческих политиков не предлагает.

Все греки, с которыми мне удалось пообщаться, вспоминают, как хорошо они жили в 90-х и частично в нулевых. Теперь же наступила ж…а.

Самое удивительное, от греческой армии осталось чуть ли не пара батальонов. Почти все части расформированы. Теоретически армия могла прийти к власти путём переворота. Увы, в настоящем даже такого решения у греческого кризиса нет.

Слово «Отдыхать» антоним слову «Работать».

Уранополис за шесть лет по-большому счёту не изменился.

Однако, в моём понимании, ехать на море в Грецию, чтобы жить в Уранополисе, не стоит. Городок напомнил Сочи 80-х.

Уранополис хотя и стоит возле моря, с пляжным отдыхом есть трудности. Правда, отмечу — теперь стало возможным арендовать лежак. В 2011 г. народ загорал на камнях, расстилая полотенца.

В любом случае, море — чистейшее.

Однако зайти в него, из-за множества камней, босыми ногами довольно сложно. Желательно иметь пляжные сандалии или тапки.

Из развлечений в Уранополисе кроме кафешек и магазинов ничего более нет.

Про историю города я уже писал.

Добавлю, в 2 км. от Уранополиса находятся руины монастыря Зигу, разрушенного латинянами в 13 веке. Это единственный из Афонских монастырей, который могут посещать женщины. Впрочем, подобное на любителя…

Символ города Венецианская башня.

В 20-х годах прошлого века территория нынешнего Уранополиса попала под юрисдикцию греческих властей. Правильнее сказать, сам Афон, сохранив самоуправление, вошёл в состав государства Греция.

До этого момента земля, где расположился Уранополис, принадлежала монастырю Ватопед.

В Венецианской башне обустроен музей. Шесть лет назад туда можно было попасть.

Теперь по непонятным причинам музей временно закрыт.

Уранополис город дорогой. Отдыхать сюда приезжают по-большей части сами греки. Соответственно, основную нагрузку город берёт на себя в выходные. Повторюсь, здесь полным-полно магазинов, кафешек и ресторанов, в каждом из которых обязательно будет русско-язычный сотрудник.

Во многих лавках продают Афонские иконы. Подобное словосочетание хорошо раскрученный бренд. Афон сам закупает иконы в миру. Впрочем, это отдельная тема.

На первый взгляд кризис в Уранополисе не чувствуется. Увы, по разговорам народ нынешним положением дел недоволен. Я же отмечу, что при заказе на довольно скромную сумму, нас хотели обсчитать в кафе аж на 10 евро. По опыту знаю, на подобные хитрости официанты идут либо от беспредельной наглости, либо от нужды….

Уранополис — ворота на Афон. За Божьей помощью паломники будут приезжать сюда всегда и во все времена. Город выживет при любом кризисе.

А вот про Салоники подобное сказать не могу…

В заливе Термаикос, на берегу Эгейского моря, царь Македонии Кассандер, объединив 26 мелких поселений, основал город.

Кассандер назвал его в честь своей красавицы жены, сводной сестры Александра Македонского — Фессалоники.

Фессалоники входил в состав Римской империи.

Подвергался нашествиям сарацинов, болгар, норманнов, зилотов, крестоносцев и турок, но всегда отстраивался заново.

Уроженцами города были: святой великомученик Дмитрий Солунский (ум. 306 г), просветители славян Кирилл и Мефодий и другие известные люди.

Потеряв три первые буквы (Фес)Салоники в наше время является вторым по величине городом Греции, после Афин.

Шесть лет назад мы с удовольствием прогулялись по городу. Я много фотографировал.

В этот раз мои впечатления от Салоников оказались противоположными. Вроде как те же самые здания, тот же самый город….

По прежнему хороша Белая башня.

Проходя мимо занесённой в ЮНЕСКО Триумфальной арки императора Галерия, испытываешь восторг.

Казалось бы, всё здесь по-прежнему.

Город серьёзно болен, как и вся Греция.

Сам себе удивляюсь, я в этот раз не сделал в Салониках ни одной фотографии.

На улицах появились банки, бумажки и бутылки, которые никто не убирает. Глядя на картонные коробки возле помойки, трудно понять что это такое, просто мусор или дом беженцев из Азии. Последних жалко, в центре города их много.

Зато слово «жалость» ни как не ассоциируется с африканцами. Ребята чувствуют себя истинными королями. В настоящем африканцев не много, но ведут они себя нагло и даже вызывающе!

На Афоне возле многих монастырей можно видеть башенные краны. На Святой Горе строятся и перестраиваются кельи, скиты и монастыри. Святые отцы для своих нужд деньги находят, и не где-то на небе, а в миру.

А вот самому миру, под названием Салоники, ничегошеньки не перепадает. Ни одного башенного крана в городе я не видел. Не заметил я и каких-либо ремонтных работ. Кажется, что город смирился со своей участью сакральной жертвы, брошенной на благо Евросоюза.

Довелось посетить улочку антикварных магазинов. Теперь жалею что ничего не сфотографировал, ибо улочка представляла настоящий музей. Заинтересовал штык-нож от немецкой винтовки Времён Первой мировой войны. У продавца таковых оказалось несколько, и все они были в превосходном состоянии.

Я спросил про цену. Грек, обречённо махнув рукой, ответил, что отдаёт их по 50 евро. Можно было поторговаться, я же испугался, что не пройду с подобным артефактом таможню. К огорчению антиквара штык-нож так и остался на прилавке.

Позже в Москве на Вернисаже ради интереса стал выяснять, сколько подобный штык-нож может стоить у нас. Мне ответили: если в хорошем состоянии, на Вернисаже до 10 тыс рублей, а если в магазине, цена в этом случае удвоится и даже утроиться.

В Салониках я мучительно крутил-вертел в руках окаменелого амманита. Цена показалась невысокой, но покупать не стал. Как я и предполагал, на Вернисаже подобные артефакты идут в три раза дороже….

Выходит, греки всё это распродают от безысходности? Чтобы хорошо продать антиквариат, либо картину, нужна прослойка денежных людей, тех кто может и готов за подобное платить. Увы, в Греции таковых всё меньше и меньше.

Мы заехали в престижное кафе на окраине города. Кухня оказалась на уровне, зато рядом стоящее здание сверкало разбитыми стёклами. По моим мироощущениям со стороны властей к данной заброшке не проявлялось никакого интереса.

Для Салоников подобное становится нормой.

Более поразило следующее. По городу мы перемещались на машине, за рулём которой находился афонский монах. По его делам мы заехали к одному греку. Служитель культа хотел выяснить, во сколько обойдётся на Афоне некая стройка?

Грек-строитель заломил цену которая по сравнению с предложением от албанцев, оказалась в 2 раза выше. Свой труд греки очень и очень ценят, и что с ними происходит, пока не понимают. Зато албанцы готовы на любую работу.

Рядом располагалось небольшое кафе, по причине дневной сиесты пустовавшее. Хозяин с хозяйкой пригубляли кофе, с достоинством рассматривая прохожих и проезжающие машины.

В трёх метрах от заведения выросла 30 сантиметровая трава, которую ни он ни она даже не помышляли подрезать. Рядом валялись банки и бумажки. Удивляло, что бурьян рос не из земли, что было бы естественно — он пробился между бордюром и асфальтом!

Я мог бы привести ещё несколько подобных, но зачем? Диагноз ясен.

Подобные сценки являются предвестниками последующего запустения. Думаю, Грецию ждут времена ещё более сложные.

Одесский Свято-Ильинский монастырь: «ворота на Афон»

  • « первая
  • 65
  • 66
  • 67
  • 68
  • 69
  • . . .
  • последняя (79) »

Мелькнула было надежда, что энергичный купец из Таганрога самоковчанин Караспасев сумеет преодолеть сопротивление митрополита Матея и равнодушие местных чорбаджиев, добьется открытия в Самокове школы наподобие габровского училища, но и та угасла. В письмах Захария все чаще прорываются раздраженные интонации; горечь окрашивает его последние исповедальные письма Неофиту Рильскому.

Так и шло время, все чаще сменяя короткие просветы надежд на затяжные полосы разочарований и пессимизма. Но однажды весенним днем 1851 года вернувшийся с Афона резчик по дереву и ювелир Атанас Телодурос принес в Самоков письмо.

В письме эпитропа Великой лавры св. Атанасия Кирилла Мельхиседека было сказано: «…решили с божьей волей расписать… католикон (соборный храм. — Г. О.) известковой штукатуркой (фресками. — Г. О.), но подумали поэтому обратиться к живописцам не случайным, а к самым опытным мастерам, которые не только известны, но и познали красоту ремесла. Как таковых избрали вас троих, дабы с единодушием и единомыслием приступили к росписи храма, которая может продлиться три года за исключением зимы, во время которой работа прекращается. Весь материал для иконописания и стенописи, краски, цвета, роспись будут за счет монастыря, а от вас требуется карандаш (калем — каменный карандаш для стен. — Г. О.) и искусство».

Далее шла речь об условиях оплаты.

Предложение было адресовано самоковчанам Димитру Христову и Йовану Иконописцу, Димитру Молерову из Банско. Почему обошли Захария Зографа, пользовавшегося наибольшей славой и признанием, и почему все же на Афон пошел именно он, а не брат и другие приглашенные, остается только гадать. Может, руководители греческой обители прослышали о репутации Захария, борца за самостоятельную болгарскую церковь? Может, брат Димитр, Йован и Димитр Молеров, признав неоспоримое первенство Захария, отказались в его пользу от престижного и выгодного заказа?

Как бы то ни было, но Захарий собрался в дорогу. Приглашение на Святую гору польстило честолюбивому зографу: Афон — земной удел богоматери, вторая после гроба господня святыня христианского мира; хождение туда почти приравнивалось к паломничеству в Иерусалим. Да и засиделся он в провинциальном Самокове без большого дела… У Карастоянова Захарий раздобыл изданное им в 1846 году «Краткое описание святых двадцати монастырей для паломников, которые идут на Святую гору, и для тех, кто желает знать о чудесах в святогорских монастырях».

Не все могли позволить себе столь дальнее путешествие, но для каждого православного паломничество на Святую гору было заветной мечтой. Есть некоторые основания полагать, что Захарий Зограф и раньше бывал на Афоне. В его приходно-расходной книге находим собственноручную запись: «1843 до Святой горы и Стамбула на харчи 825 грошей». И больше никаких следов такого памятного путешествия — ни в письмах к Неофиту Рильскому, нигде! Относится ли эта запись к паломничеству самого Захария или же имеет иной смысл, точно не известно, но вероятность его исключить, видимо, нельзя.

Для болгарских художников Афон имел особое значение. После падения Византии здесь поддерживался очаг византийской культуры и искусства, с XV столетия это был и центр болгарского искусства, а во второй половине XVIII — начале XIX века многие идеи национального Возрождения возникали в среде афонских просветителей и зографов, распространяясь оттуда на болгарские земли. Афонская школа живописи XVIII века — один из важнейших истоков искусства болгарского Возрождения. Монументальные росписи и иконы афонского письма служили образцом для подражания; сюда устремлялись и многие зографы — учиться или работать. На Афоне, видимо, бывал и отец Захария Христо Димитров; там учились самоковчанин Йован Иконописец, банские зографы Димитр и Симеон Молеровы, многие другие. В монастырях хранились древние рукописные сочинения писателей и философов болгарского средневековья, хроники и летописи, русские, сербские, греческие, латинские и иные старопечатные книги; в одной из келий Хилендарского монастыря рождались строки бессмертной «Истории славяно-болгарской» отца Паисия.

Апрельским утром Захарий двинулся в путь. Дорога была дальняя — через всю Болгарию к Солуну, а там уже недалеко и вдающийся в Эгейское море трехпалый Халкедонский полуостров, один из выступов которого и есть Святая гора. Ночлег и отдых художник находил в болгарских селах; он с любопытством походил по Солуну, прислушиваясь к многоголосью уличной толпы — греки, турки, валахи, сербы, евреи, цыгане, итальянцы, венгры, левантийцы, арабы… Городом и окрестностями правил твердой рукой Васиф-паша; власть его не распространялась на Афон — он лишь собирал со святых отцов харач — поголовный налог, да за колокольный звон полагалась дань в пользу матери султана. Еще жива была намять о восстании 1821 года: более четырех тысяч поддержавших греческих патриотов афонских иноков тогда нашли смерть в устроенной башибузуками Лобут-паши резне; потом десять лет гарнизон чинил на Афоне грабежи и насилия.

Чем ближе к Святой горе, тем многолюднее. Сотни и сотни разноплеменных и разноязычных богомольцев, паломников, монахов, сборщиков пожертвований, любознательных путешественников, торговцев иконами, образками, лубочными гравюрами, крестами, четками и другим святым товаром стекались сюда со всех концов православного мира. Немало было калек и убогих, надеявшихся на чудесное исцеление от недугов, прокаженных, устремлявшихся в убежище при грузинском Иверском монастыре, еще больше нищих, юродивых, блаженных, отчаявшихся неудачников.

Вот уже городок Эриссо — ворота на Афон, еще несколько часов езды — и таможня, за которой простиралась Святая гора на восемьдесят верст в длину и двадцать в ширину. Логи и овраги, сухая, каменистая земля, пирамидальные кипарисы на склонах гор, каштаны, оливы, лавр, кое-где виноградники, сады, огороды… В горах собирают растущие на отвесных скалах маленькие розы с медовым ароматом; бывает, что и срываются с высоты, но ведь паломники хорошо платят за эти «цветы богородицы».

«Контрабандное» православие. Россияне прутся на Афон, несмотря на запрет РПЦ

Бизнес и ничего личного: до набожных туристов не дошло предостережение Гундяева.

После рекомендаций Русской Православной Церкви не посещать монастыри Афона, а если и посещать, то не участвовать в молитвах и не причащаться, корреспонденты Белсат.TV Игорь Кулей и Денис Дзюба отправились на греческий полуостров Халкидики, чтобы на месте разобраться, не опустеет ли Святая земля без паломников из России.

Ближайший к Афону аэропорт расположен в Салониках, популярном туристическом курортном направлении. «Бархатный сезон» уже закончился, но каждую неделю сюда продолжают прилетать по 15 прямых рейсов из Москвы. Владелец проката автомобилей говорит, что без потока русскоговорящих бизнес не шёл бы так удачно.

95 километров, которые делят Афон от Салоников, можно проехать машиной или рейсовым автобусом. Горная извилистая дорога займёт 2,5 часа – и вот мы на границе Греции с весьма необычным государством.


Иконы с Афона лежат на полках, как зефир в супермаркете. Конкретно эти стоят по 150 евро за штуку

Ворота на Афон

Святая Гора Афон – отдельная монашеская страна со своими правилами, которая живёт в обособленности и аскетичности вот уже почти полторы тысячи лет. Попасть туда можно только после получения специального разрешения и только по морю. Воротами на полуостров для 99 из 100 паломников служит небольшой городок Уранополис, сам некогда бывший частью Святого Афона.

50 лет назад Уранополис постигла участь любого другого городка, которому повезло соседствовать с местом массового паломничества. Улицы забиты лавками торгующими позолоченными иконами, крестиками и ладаном. Почти везде надписи на русском языке, почти везде персонал неплохо на нём же говорит. Галерея, название которой убеждает нас, что тут продаются иконы с Афона. Сотня разных размеров и стилей. Цены? От 70 до нескольких тысяч евро. Работа ручная, но товар не эксклюзивный. Копии ликов святых стоят на полках как коробки с шоколадом в супермаркете. Если вы заберёте одну из икон, на её место тут же доставят идентичную копию.

В соседней лавке иконы уже не с Афона, тут можно взять пластиковые и по 10, и по 5 евро. Крестики из Афонского монастыря Ватопед: серебряные по 15, деревянные по 3 евро. Купите пять и получите шестой в подарок. Совсем не это представляешь себе, когда думаешь о порвавших со всем мирским старцах, десятилетиями живущими в кельях Афонских монастырей без радио и телевидения.


Уранополис: на 800 жителей приходится четверть миллиона туристов в год

Русский фактор

Но можно ли описать ценность святого места в деньгах? Всё возможно, если речь идёт о крупном российском бизнесе. Как сообщили источники русской службы Би-Би-Си за 15 предыдущих лет российские бизнесмены потратили около 200 млн долларов на содержание и реставрацию монастырей Афона — жемчужины православного мира. Для сравнения, вложения российского бизнеса в сферу образовательных технологий составляет около 2 млн долларов в год, или почти в 10 раз меньше.


Крестики из Афонского монастыря Ватопед: серебряные по 15, деревянные по 3 евро. Купите пять и получите шестой в подарок

«Когда речь идёт о нашей Горе, разговор про деньги неуместен», – возмущается, владелец одного из греческих туристических агентств в Уранополисе, которые организовывают поездки на Афон.

Бизнесмен отказывается комментировать решение Русской Православной Церкви разорвать отношения с Константинопольским Патриархатом, но в личном разговоре довольно резко отзывается о РПЦ, подчёркивая, что хуже от разрыва отношений будет только прихожанам Московского Патриархата. В то, что поток паломников может хоть сколько-нибудь сократиться, собеседник «Белсата» не верит. Насколько он близок к правде, пока сказать трудно.

Каждый год монастыри Афона посещают 250 тысяч мужчин. Женщинам въезд на полуостров запрещён. Несмотря на то, что почти каждый второй православный во всём мире – россиянин, паломники из России занимают тут только второе место, после румынов.

Непослушные прихожане

Несмотря на рекомендацию РПЦ воздержаться от поездок на Афон, найти тех, кто откажется посещать Святую Гору оказалось не так и просто. За два дня мы встретили только одного человека, который планировал оставаться на Афоне дольше, но услышав про решение РПЦ, собрал вещи и пообещал сюда не возвращаться до момента примирения двух Церквей.


Туры на Афон из Москвы после скандала в православном мире продают со скидкой до 30%

Остальные прихожане Московского Патриархата говорили, что проигнорируют совет РПЦ. Простым верующим за нарушение запрета на причащение и совместную молитву в храмах Афона требуется только покаяться, а вот священники РПЦ за непослушание могут быть лишены сана.

Тем удивительнее было встретить священнослужителей из России у подножия Святой Горы. Ссылаясь на субординацию, комментировать решение Синода РПЦ никто из них не захотел. Но сам факт их паломничества в вотчину Константинопольского Патриархата говорит о том, что с решением Москвы они не согласны. Не удивительно, ведь традиция посещения Афона активно культивировалась в России два последних десятилетия.

На Афон ездили депутаты Госдумы и олигархи, иерархи русской православной церкви и простые офисные работники из провинциальных городов. Посещал Святую Гору и московский патриарх Кирилл. Сам Владимир Путин приезжал на Афон дважды, и ещё как минимум раз не попал туда из-за непогоды.

Старался ли Путин так же настойчиво попасть в какой-либо из православных монастырей в самой России — вопрос риторический. И вдруг, после ссоры РПЦ с Константинополем, Афонские святыни в Москве назвали переоценёнными, и посоветовали всем ездить в монастыри отечественные. Чудеса, да и только!

Юрий Супруненко: Святой Афон. Удел Богородицы

Здесь есть возможность читать онлайн «Юрий Супруненко: Святой Афон. Удел Богородицы» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2015, ISBN: 978-5-4444-7742-7, издательство: Array Литагент Вече, категория: geo_guides / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Святой Афон. Удел Богородицы: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Святой Афон. Удел Богородицы»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Юрий Супруненко: другие книги автора

Кто написал Святой Афон. Удел Богородицы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Святой Афон. Удел Богородицы — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Святой Афон. Удел Богородицы», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Для того, чтобы сделать вашу поездку по святым местам комфортной и одновременно целенаправленной, чтобы вам не пришлось отвлекаться на заботы о хлебе насущном, Греческий православный паломнический центр «Солунь» возьмет на себя организацию вашего путешествия, предоставив вам возможность после посещения святых мест и храмов не только отдохнуть от трудностей пути, но и спокойно поразмышлять о духовных предметах, упорядочить свои впечатления, осмыслить тот духовный опыт, который, без сомнения, вы получите в паломничестве.

Божией помощи вам! И до встречи в Греции!

Елена Константиновна Наумиду,

директор православного паломнического центра «Солунь»

Халкидики: ладонь, возлежащая на море

Халкидонский полуостров, более известный как Халкидики (область Центральная Македония), своими тремя выступами – Кассандрой, Ситонией и Агион-Оросом, в русской транскрипции Афон, вдается в море на 120 км к востоку от Салоникского залива. На космическом снимке или на карте это выглядит, как трезубец (Посейдона, имеющего отношение ко всему краю), пронзивший Эгейское море, но греки предпочитают называть его ладонью с тремя фалангами. Такая игра природы подарила этим местам не только обилие песчаных пляжей, но и интереснейшее мифологическое обоснование каждого из географических названий. На греческой земле каждый шаг напоминает о Древней Греции; говорят еще, что приезжаешь в Грецию, а уезжаешь из Эллады…

Полуостров Халкидики с береговой линией в 500 км сосредоточил в себе 80 пляжей, из которых около половины зарегистрированы под «голубыми флагами», как знак высочайшего признания Европейским союзом. Климат мягкий – субтропический средиземноморский, а это значит, что заморозки и снег зимой – явление редкое. Прибрежным пейзажам с видом на зеленые горы альтернативу составляют зимний туризм и агротуризм. Природа, одновременно приморская, равнинная и горная, все устроила гармонично и разумно.

Поэтическим натурам эти благословенные места придают сил и вдохновения.

Халкидики трезубцем Посейдона
В Эгейском море побеждает всех.
Ситонии, Кассандры и Афона
Достаточно, чтоб ожидать успех.

Тысячелетий битвы отгремели,
Но полуостров остается до сих пор
Приютом счастья на морском приделе,
Связуя Македонии простор.

Сюда, как в прошлые века, стремятся
Пришельцы из любых земных широт,
Но не с войной уже, а просто сил набраться
Там, где врачует волн круговорот[1].

История Халкидики насчитывает около 250 тыс. лет, как об этом свидетельствует окаменелый череп «древнего человека Петралонов», обнаруженный в одноименной пещере. Как выяснилось, это была женщина ледникового периода. Позже в этих же пещерных местах в 75 км к юго-востоку от Фессалоник обнаружили череп неандертальца, жившего 75–50 тыс. лет назад, а также кости животных, которыми он питался. В это время уже появились на европейской арене кроманьонцы, теснившие неандертальцев все дальше на юг, где те и растворились и потеряли свой облик как особая раса. На экскурсии в этой пещере, полной сталактитов и сталагмитов, можно ознакомиться с историей геологической эволюции полуострова Халкидики в рамках Балканского региона, а также с историей эволюции человека и орудий его труда. В антропологическом музее представлены муляжи первобытных и последующих людей вплоть до homo erectus.

Порт Уранополи – ворота на Афон

Согласно мифологии, фракийцы и пеласги являлись первыми жителями края, однако исторические данные связывают название полуострова с халкидянами, которые поселились здесь в VIII веке до н. э.

Еще древнегреческий географ и историк Страбон отмечал в I веке, что на Афоне жили «какие-то пеласги». Народ загадочный и почти не оставивший после себя свидетельств. Современные историки мало что могут сказать о них и хронологически, и географически. Ничего не известно об их языке и материальной культуре. В словарях о них говорится расплывчато как об одном из древних догреческих племен в Восточном Средиземноморье.

То была первая миграционная волна индоевропейцев из южнорусских степей на Балканы. К благодатным берегам они пробивались в сражениях с «береговыми народами». В памяти поколений эта борьба запечатлелась как война громовника Зевса и других олимпийских богов с предшествующими поколениями богов-титанов.

Новости, политика, ТВ, СМИ

Пользователи интернета предпочитают новости из нескольких источников. Добавляйте свои новости

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 455
  • |Видео 174
  • |Мероприятия 2

Об Афоне и расколе. Дмитрий СКВОРЦОВ

Мы поговорили с прихожанами УПЦ, чтобы узнать как они отнеслись к последним событиям.

Настоятель храма святого Михаила, благочинный больничных храмов Киева протоиерей Роман Барановский, духовник первого в Украине и последнего на сегодня подворья афонского Пантелеимонового монастыря считает, что случившееся «очень большая трагедия».

— На Афоне мы можем встретить эталон. Эталон чистоты, эталон отношения к людям. Там мы видим образцы людей, которые пронизаны благодатью Святого Духа. И священнику необходимо приезжать туда, где эталон. В Пантелеимоновом монастыре — где половина русских, половина украинцев — монахи даже по виду отличаются от наших батюшек: по манере разговаривать, по пластике. Когда человек долго ходит в подряснике, у него совершенно другая пластика. Форма сохраняет дух. У нас редко ходят в подряснике. Потому форма дух не хранит.

Там есть такой старец отец Исидор. На лавке всегда сидит в Пантелеимоновом монастыре. Когда к нему подходишь, он говорит: «Ну что, приехали зарядить свои духовные батарейки?». Афон является духовной зарядкой для каждого священника. И если мы потеряем этот образец, если я сейчас не поеду на туда Рождество, то какой я свет буду нести людям? Значит, это трагедия и для паствы. Потому что пастырь должен «обновляться».

У каждого священника есть там свой старец. У меня там отец Макарий (духовник Пантелеимонова монастыря, — Прим. Ред.). Он эти события предсказывал. Говорил, что будет очень трудно, но дойдет до некого апогея, а потом все станет на свои места. Говорит: «Потерпите». Будем терпеть. И надеяться, что все это ненадолго.

Да, у нас есть Иерусалим с Гробом Господним, есть Валаам, есть Почаев, но там очень много суеты. А на Афоне очень важно, что нет присутствия женщин. Афон пронизан мужским достоинством.

— Но ездить же туда можно. Молиться.

— Ну как же в такое место ехать и не причащаться? Тоже искушение. С другой стороны, какой еще может быть выход у Церкви, если не прерывать общение? Нужен был уже радикальный метод. Да, мы режем себя сами. Но священноначалию виднее, потому что у них соборный взгляд. Надо понимать, что из худших вариантов выбирается лучший.

Это испытание нашей церкви. Потому что, как говорил покойный схиархимандрит Иеремия (настоятель Пантелеимонового монастыря, умер в 2016 году в возрасте 101 год, — Прим. Ред.), сейчас такое время, что волки отходят от овец. Очень много волков было в последнее время в нашем стаде, которые маскировались под овец. А сейчас они себя проявляют, и стадо будет очищаться.

— Почему в прошлом году подворье Пантелеимонового монастыря закрылось в Киеве?

— По мудрости блаженнейшего (митрополита Киевского Онуфрия, — Прим. Ред.). Он за полтора года предвидел ситуацию. Мы ведь в нашем храме на службах поминали Константинопольского патриарха. Перестали поминать, когда деятельность афонского подворья при храме была приостановлена. А если бы не была приостановлена, и если бы продолжали поминать, сегодня наш храм стал бы воротами для Константинопольского патриарха сюда.

Когда мы только открыли подворье и еще не сообразили, что нужно поминать Константинопольского патриарха, он сразу послал ноту протеста нашей церкви: как это так, на вверенном мне храме не поминают меня! Моментально среагировал. Значит, уже тогда сообразил, что заполучил вотчину в Киеве. И что он имеет право сюда приехать.

А я еще недоумевал, почему же такое решение принимают? Может, я нагрешил где-то? А теперь понимаю, что причина — в дальновидности Блаженнейшего.

— Теперь Варфоломей другие способы нашел, чтобы закрепиться здесь. Но одновременно он и открывает ворота на Афон для Филарета.

— Я уверен, что сейчас «капэшники» пойдут на Афон. Если их не будут пускать в монастыри, они будут жаловаться Константинопольскому патриарху, мол, «мы же теперь признаны». В тех монастырях, которые лояльны к патриарху Варфоломею, они будут служить. А там, где их не пустят (конечно, и в «наш» Пантелеимонов) — это значит, спровоцировать конфликт.

— Может ли все это вызвать протест Афона против действий Варфоломея?

— Думаю, нет. Большинство монастырей — греческие. А греки очень гордые. И они вообще «не понимают», что мы на их Афоне делаем.

Хотя они видят, что наши паломники больше всех денег им приносят, заказывая службы и покупая их рукоделия. Очень много спонсоров из России и Украины. И они содержат в т. ч. и греческие монастыри. Строят для них новые помещения.

Но греки есть греки. Национализм — их болезнь. Потому у них надменность к славянам. Наш брат не уважаем в греческих монастырях. Они не восстанут против патриарха из-за нас. Они нашу печаль не разделят. Их не будет волновать, что Варфоломей раскалывает нашу церковь. Даже наш монастырь не восстанет, потому что он очень зависим от греков, от Греции.

Варфоломей продумал все. Продумал, как отреагирует Афон. Понял, что не восстанут.

Голливудские страсти Афона

С рассуждениями о. Романа, правда, не согласуется сообщение архиепископа Ионы, который полагает, что Филарета на Афон не пустят:

Но пессимизм в отношении афонских настроений в целом разделяет член украинской делегации на Международных рождественских чтениях «Русь и Афон: к 1000-летию русского монашества на Святой Горе» настоятель киевского храма в честь Феодора Освященного протоиерей Петр Семащук.

— Я очень переживаю за наших собратьев из России Украины, СНГ: на каком они теперь положении там будут? Им и в «мирное время» не очень-то сладко там жилось. Всегда было противостояние славянско-греческое. Даже на бытовом уровне. А сейчас греки получили «все основания» лишить всех прав наших монахов.

— Откуда такое отношение?

— Извечная греческая ревность, стремление к конкуренции за первенство в православном мире. Считают, что если они нам дали христианство, значит, они главные. Национализм в любых проявлениях, это плохо. И греческий национализм, и русский, и украинский. Мы должны стремиться быть Христовыми, а не Кирилловыми или Варфоломеевыми.

Читать еще:  Афонский монах о том, почему важно посещать святые места
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector