0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осквернен алтарь в соборе черногорского Бара

В Черногории продолжаются провокации против православного духовенства

Бар, 24 мая 2020 г.

Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви опубликовала 22 мая очередное открытое обращение, посвященное положению духовенства в Черногории. Непосредственным поводом для этого стал инцидент, произошедший накануне в приморском городе Бар. Этот случай, как говорится в сообщении, продемонстрировал, что епископам и священникам в Черногории угрожает реальная опасность.

По сообщению митрополии, в г. Бар группа молодых людей собралась у приходского дома священника Николы Радовича и начала кричать, ругаться и угрожать священнику, что сильно напугало его малолетних детей и супругу священника. На просьбу отца Николы разойтись и заняться своими делами молодые люди начали оскорблять его по национальному признаку и угрожать, заявив, что скоро сербские священники не смогут так свободно перемещаться в Черногории. Обращая внимание, что наиболее агрессивно настроенным в этой группе был юноша-мусульманин, представители Церкви указывают на безответственные действия в первую очередь президента Джукановича и премьер-министра Марковича, которые своими заявлениями и обвинениями создают для представителей духовенства невыносимую обстановку. Все это является результатом злонамеренного заявления Джукановича, что Сербская Церковь завозит на территорию Черногории священников.

«Уже несколько месяцев продолжается компания против Церкви, епископов, священства и верующего народа Черногории, – говорится в обращении. – Антиконституционный и нецивилизованный закон о свободе вероисповедания был четким и конкретным шагом, которым правящее политическое большинство открыто позиционировало себя как антихристианское, и особенно антиправославное. Период эпидемии коронавируса показал, что эта власть – богоборческая и что для нее нет ничего святого. Закрытие православных храмов, полицейские кордоны, запреты верующим входить в церкви, препятствование священникам в проведении религиозных обрядов и как итог арест и заключение священников и епископа – все это действия, постепенно превращающие Черногорию в государство, которое скорее напоминает тоталитарную систему Энвера Ходжи, чем современное и демократическое государство. Заявления самых ответственных лиц страны лишь подтвердили, что все эти действия не являются результатом случайности и дезориентации. Все это продуманный и опасный план расправы с Православной Церковью».

Представители Сербской Церкви не первый раз сравнивают действия черногорских властей с политикой коммунистического режима Энвера Ходжи, при котором в соседней Албании шла тотальная война на истребление всех религий.

– Резко протестуя и осуждая такое поведение властей и их последователей, призываем всех представителей государства, а особенно самых ответственных лиц, прекратить гонение на Церковь, епископов, священников и верующий народ. Молитвенно надеемся, что крестные ходы как можно скорей возобновятся, потому что через них явственно исцеляется наше общество от междоусобной ненависти и злобы. Мы полны решимости оставаться на Божьем пути, идя стопами святых Божиих людей, надеясь на их помощь, заявляем еще сильнее и громче: Не отдадим святыни!» – подчеркивается в сообщении митрополии.

Кафедральный собор мученика Иоанна-Владимира (Бар)

Мiръ Черногория община Бар Кафедральный собор мученика Иоанна-Владимира (Бар)

Кафедральный собор мученика Иоанна-Владимира (серб. Саборни Храм Светог Јована Владимира) — главный православный храм Бара и самый большой храм в Черногории. Принадлежит митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Кафедральный собор святого мученика Иоанна-Владимира – один из самых больших храмов не только в городе Бар, но и во всей Черногории. Это величественное белоснежное здание с золочёными куполами и колоколами, чей перезвон разливается по всем окрестностям Бара, привлекая к себе огромное количество паломников и туристов.

Храм назван в честь святого мученика Иоанна-Владимира, который принял мученическую смерть 22 мая / 4 июня 1015 года. Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X-XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.

Первую заявку на строительство кафедрального собора в Баре подал местный священник Богич Фемич. После землетрясения 1979 года Бар постепенно превращался в современный город с бульварами, но без церкви. Богослужения тогда проводились в церкви святителя Николая, расположенной в Старом Баре. Строительство церкви в новом городе не планировалось, так как коммунистические власти, как в Черногории, так и в Баре, в то время все еще воспринимали Церковь как идеологического врага. И они предложили священнику построить храм где-нибудь на склонах близлежащих холмов, и как можно дальше от центра города.

С просьбой о строительстве нового храма в Барскую општину [1] неоднократно обращался митрополит Черногорско-Приморский Данило (Дайкович): четырежды он и его викарий, епископ Никанор, приходили в администрацию г. Бар и просили о выделении места под строительство церкви, но это не принесло никаких результатов.

Так шло время, а вопрос все не решался.

В 1991 году была сформирована инициативная группа, выступающая за строительство Иоанно-Владимирского собора в Баре. В день празднования святого Василия Острожского 12 мая того же года, когда жители Бара по обычаю собираются в близлежащем монастыре Рибняк, священник Богич Фемич призвал всех собравшихся выразить публичный протест, так как власти Бара препятствуют строительству православной церкви в городе. Уже на следующий день о.Богич организовал акцию протеста на городской площади. Он принес на площадь стол и стул и начал трехдневный личный протест, не взяв с собой ни еды, ни воды. Перед ним лежала петиция о возведении собора, в которой было поставлено более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. За протестом последовал митинг перед зданием општины. Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство – целых 2 гектара земли в самом центре Бара неподалеку от набережной.

На локации тотчас установили большой деревянный крест, который освятил митрополит Амфилохий (Радович), а на праздник святителя Николая, в тот же год, его заменили на бетонный. Регулярно, в любую погоду, накануне воскресных и праздничных дней перед крестом осуществлялись богослужения. Это и положило начало возникновению великолепного собора Иоанна-Владимира в Баре.

Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. Денег долго не было, поэтому работы по возведению собора начались только в 2006 году. Тогда в основание будущего храма был заложен первый камень. В Баре было организовано несколько благотворительных вечеров, и деньги на строительство храма были собраны благодаря пожертвованиям неравнодушных людей со всех концов света. Фундамент собора начали возводить лишь три года спустя – в 2009 г., на котором 29 августа 2009 года митрополит Амфилохий (Радович) совершил первую литургию.

Одновременно началось строительство крипты храма, посвященной святому Александру Невскому. Уже накануне Пасхи 2010 г. она была готова для проведения богослужений, и, начиная с этого времени, здесь стали регулярно проходить службы.

Основные работы были завершены в 2012 г. установкой креста (точной копией креста святого мученика Иоанна-Владимира – вклад мецената из Санкт-Петербурга) на центральном куполе 28 октября 2012 г., а торжественное освящение храма прошло в сентябре 2016 года, когда строительство и внутренняя отделка храма были полностью завершены. Мероприятие приурочили к 1000-летию мученической кончины Иоанна-Владимира – святого покровителя города Бар.

24 сентября 2016 года Патриарх Иерусалимский Феофил III, предстоятель Сербской Православной Церкви Ириней, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн в сослужении восемнадцати архиепископов и митрополитов всех поместных церквей и присутствия большого числа народа освятили собор святого мученика Иоанна-Владимира. Это было поистине великое и чудесное событие.

Высота соборного храма составляет 41 метр, а общая площадь храмового комплекса – 1200 квадратных метров. Снаружи отчетливо видно, что собор состоит из двух частей – главной и пристройки, которая, хоть и значительно ниже, но также увенчана куполом. В архитектуре храма смешаны несколько стилей, в том числе средиземноморский и старинный стиль черногорской церковной архитектуры.

Проект Барского собора был задуман Предрагом Ристичем – тем самым сербским архитектором, который участвовал в возведении храма Воскресения Христова в Подгорице и Херцеговачкой Грачаницы в Требине. Исполнительным архитектором стал Светозар Попович. Также был задействован и инженер Момчило Станоевич, до этого принимавший активное участие в возведении Кафедрального собора в Подгорице.

Храм построен из бетона и снаружи выкрашен в белый цвет. Значительная часть кровли: купола, полукупола, арочные конструкции, четырехскатные крыши колоколен покрыты блестящими ярко-синими и золотыми кровельными листами. Стоит отметить, что такое решение абсолютно нетипично для Черногории.

Читать еще:  Предстоятель очолив випускний акт Київських духовних шкіл

Здание спроектировано по направлению восток-запад. Имеет пять апсид, перекрытых конхами, и две апсидиолы, также увенчанные полукуполами. Храм выполнен в сербско-византийском стиле. Внешний декор в основном составляют лаконичные карнизы, арки, полуколонны и различные окна. Всего для собора было изготовлено 1240 круглых оконных стекол. Высота от земли до максимальной точки церкви – верха креста на центральном куполе – составляет 44,5 м. Соборный крест имеет высоту 4,6 м и вес 380 килограмм. Сам купол покоится на высоком световом барабане, установленном на квадратной базе.

Стоит упомянуть и российскую колокольно-литейную фабрику «Вера», благодаря которой у собора появилось 11 колоколов, отлитых в российском Воронеже. Самый большой весит 800 килограмм, самый маленький – 10 кг. Представлены различные тона, благодаря чему барские колокола могут сыграть множество мелодий в широком диапазоне. Это единственная крупная звонница Сербской Православной Церкви, на которой звонят вручную. Звонарем был назначен профессор барской музыкальной школы Александар Басараб. Колокола размещены в двух специально предназначенных для этого высоких квадратных башнях. Они построены слева и справа от центрального входа. Южная башня посвящена святым равноапостольным царю Константину и царице Елене, а северная – святым Кириллу и Мефодию.

В здании храма установлено 7 бронзовых и 9 деревянных дверей. Бронзовые расположены снаружи, деревянные – внутри. Каждая бронзовая дверь украшена своим интересным рельефом. Внутри собор декорирован весьма пышно и богато. По сравнению с интерьером, экстерьер кажется скромным и лаконичным.

Перед церемонией торжественного освящения собора трудилось 5 команд фрескописцев под руководством Анастасия Радовича. Тогда, менее чем за 1,5 года, мастера успели покрыть изображениями большую часть пространства – около 85% от запланированного.

Известь под роспись специально отбирали, выискивая лучший продукт. Специалисты говорят, что чем старше известь – тем более качественной получится фреска. Для церкви Святого Иоанна Владимира в Баре брали материал не моложе 4-х лет. В части храма и вовсе использована известь, которой более 40 лет. Ее нашли возле черногорского поселения Спуж. Изображения, нанесенные на такой раствор, должны долгие годы не бледнеть. Более того, подобная фреска может «созревать» до 200 лет и со временем стать только красивее и качественнее.

Пол храма выложен мозаикой. Ее общая площадь составляет 1700 м².

Собор имеет три продольных нефа, разделенных при помощи колонн. Колонны связывают меж собой арки.

Всего, располагая площадью основания 1359 м², церковь способна вместить около 1200 человек.

В соборе спроектирован достаточно просторный притвор. На его западной стороне – той, в которой расположен портал, центральное место занимает крупная фреска «Успение Пресвятой Богородицы». На южной и северных стенах написано 260 святых из разных народов – по 130 человек с каждой стороны. В современных храмах СПЦ на фресках нередко можно увидеть не только фигуры святых и события из Нового Завета, которым посвящены церковные праздники, но и изображения людей, не канонизированных церковью. Собор Святого Иоанна Владимира в Баре в этом плане не стал исключением.

Изображены в храме и святые Сербской Православной Церкви и местные мученики. Так, здесь можно увидеть монахов из монастыря Святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке, отравленных в XV веке. За фигурами монахов изображено старое здание монастыря того периода. На колоннах написаны сербские короли: святой Урош и святой Стефан Первовенчанный. Изображены также и мученики из села Пребиловцы, которое расположено в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, можно заметить две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года.

Нашлось на стенах собора место и для святых царственных страстотерпцев Романовых, которых в СПЦ любят и почитают. Есть на фресках и еще один русский святой – преподобный Серафим Саровский. С ним соседствует святитель Нектарий Эгинский, который является одним из наиболее почитаемых в Греции святых.

Написаны также и главы поместных православных церквей, принимавших участие в освящении собора – их можно узнать по белым одеждам и митрам. В черных одеждах написано 20 епископов – малая часть тех, кто приехал на собор, так как всего от каждой церкви приглашалось по 24 епископа. На соседней стене дополнительно написаны 4 патриарха православных церквей и их владения внизу.

В соборе имеются две небольшие часовни. Проходы в них расположены в боковых нефах. Северная освящена в честь святителя Григория Паламы, часовня расписана фресками с изображениями мучеников из Момишичей. Часовни оформлены также, как и остальная церковь. Их стены и потолок покрыты фресками. В восточной стене размещена полукруглая апсида. Венчает часовню небольшой купол на световом барабане.

Южная часовня освящена в честь преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, жившего в IV-V веках. По размерам и архитектурному решению обе часовни абсолютно идентичны. Одна из стен южной часовни полностью посвящена Усекновению главы Крестителя. В куполе написан Христос в отроческом возрасте. Ниже, меж арочных окон, расположены фигуры апостолов.

Кроме вечерних и утренних служб, а также Литургии, в соборе регулярно совершают Церковные Таинства, среди которых и крещение. Для этого в южной часовне установлена купель, изготовленная из светлого камня. Она имеет форму четырехлистника и украшена рельефами со всех сторон, а внутри нее находится красивое изображение подводного мира: рыб, водорослей, кораллов.

На главном куполе храма написана сцена Вознесения Господня. Иконостас выполнен из камня, привезенного из разных стран. Белый мрамор доставили из Македонии, оникс из Сербии, зеленый мрамор из Италии. Иконы на алтарной перегородке написаны в старинной технике на липовой доске. Высота иконостаса невелика и вмещает всего один ряд икон. Зато его длинна составляет 18,5 метров.

Амвон выполнен из белого мрамора и украшен вырезанным вручную рельефом. Нижняя его часть декорирована орнаментом, а в основном, центральном поле, высечены фигуры простых людей, а также лики святых и Христа. Беломраморный епископский трон также украшен резьбой. Его подлокотники опираются на фигуры сидящих львов.

Поставленные в церкви киоты изготовлены их дерева. Первый содержит икону святого покровителя собора и города святого мученика Иоанна-Владимира. Во втором большом киоте находится икона Богородицы со Христом.

В дополнении к фрескам, на стенах храма размещена пара крупных мозаичных изображений. Одно из них называется «Воздвижение Креста Господня», а другое показывает святых с просторов Зеты и Черногории. Центральной фигурой тут является Иоанн-Владимир, тоже показанный с отсеченой головой и крестом. Мозаики выполнил сербский мастер Александр Мияйлович.

Современное состояние [ править ]

Храм является действующим, в нем ежедневно проводятся богослужения.

В амфитеатре, расположенном на территории храма, в западной его части, проводятся разнообразные духовно-просветительские и культурные мероприятия.

Престольные праздники [ править ]

  • Иоанн-Владимир Сербский, князь, мученик — 4 июня

Как добраться [ править ]

Адрес: 38 Ulica Jovana Tomasevica, Bar, Черногория

Проезд: храм находится в самом центре города Бар на улице Йована Томашевича, напротив дворца короля Николы и парка

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 21:00.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте храма или странице в Фейсбук.

История города Старый Бар, рассказанная им самим

Старый Бар — это город-музей под открытым небом.

Некогда прекрасный и процветающий город, сейчас он представляет собой просто покинутые людьми развалины. Впрочем, иногда даже руины могут быть достаточно красноречивы, а потому, перед Вами история, рассказанная сами Баром, — городом которому больше 1500 лет.

Времена иллирийцев, римлян и византийцев.

Старый Бар — один из самых древних городов Черногории. Поначалу это было лишь небольшое иллирийское поселение, обосновавшееся в 4 км. от моря, у подножия горы Румии, где из скал били ключи.

В III в. н. э. его покорили римляне. Неизвестно, благозвучным ли было наименование поселения до прихода завоевателей, но, так или иначе, пришельцы с берегов Тибра дали ему новое имя — Антибариус, поскольку оно расположилось как раз напротив итальянского города Бари.

Новые хозяева выстроили крепость, и расположившееся под его защитой поселение постепенно превратилось в зажиточный городок, в котором уже в VI в. красовалась католическая церковь Святого Феодора.

Увы, сейчас это только фундамент и ничего больше:

В IX в. в город пришли византийцы. Они возвели новую цитадель на месте полуразвалившейся крепости, доставшейся им в наследство еще от римлян:

Главная башня новой цитадели получилась весьма нетрадиционной: она состоит из двух половинок, разделенных внутренним двором. В результате, все сооружение похоже на пасхальный кулич, который сначала разрезали, а затем отодвинули друг от друга получившиеся части. На каждую из «половинок» ведет довольно крутая лесенка:

С высоты башни просматриваются крепостные стены, город и окружающая местность:

Во внутреннем дворе цитадели можно увидеть кусок стены, отколовшийся во время землятресения 1979 г., но так и не рухнувший вниз:

Город опоясывают крепостные стены, которые в течение тысячи лет (с IX по XIX вв.), постоянно достраивались и реконструировались:

Закончив постройку цитадели, византийцы принялись облагораживать улицы: в городе появилсь первые мостовые. У самых древних городских ворот до сих пор сохранился кусок мостовой X в.:

А вот и сами городские ворота X—XI вв.:

Сербская страница в истории Бара.

В XI в. на смену византийцам пришли сербы. Антибариус превратился в экономический, культурный и религиозный центр дуклянского княжества, а длинное латинское название города сократилось до простого и звучного — Бар.

Читать еще:  Братия Киево-Печерской лавры помогает незрячим беженцам

Это было время, когда в главном храме города — соборе Святого Георгия (простоявшем с XII по XIX вв.), хоронили коронованных особ. Сейчас, впрочем, от былого величия мало что осталось:

Тогда же, в XII в. в Баре появилась еще одна церковь — церковь Святого Иоанна (реконструированная в 1927 г.):

Этот храм и сегодня является действующим. Кстати, интересная деталь: свечи нужно ставить не внутри церкви, а в металлическом коробе снаружи, перед ней. Верхний отсек — за здравие, нижний — за упокой.

Напротив церковки — небольшая очаровательная площадь:

Последующие два века для Бара оказались временем постоянной смены власти, переходящей то в руки византийцев, то к представителям различных сербских династий. Однако, кто бы не владел городом, сил и средств на его украшение не жалели.

Так, в XIII в., благодаря королеве Елене Анжуйской, жене одного из сербских королей, была построена церковь Святого Николы:

Сейчас, правда, она предстваляет собой живописные развалины, на которых только кое-где проглядывают фрески:

У храма есть ровестница — церковь Святого Иллариона. И надо заметить, церквушка прелюбопытная. Дело в том, что она находится в подземелье, под бастионом Гавадола (возведенным, кстати, гораздо позже, аж в XV в.). Потолком ей служат крепостные стены, полом — скала, на которой стоит бастион, а залами — крохотные закутки-пещерки. Не церковь, а подземный лабиринт какой то:

С середины XIII в. Бар получил относительную самостоятельность: у него был свой герб, здесь чеканили собственную монету и руководствовались своим сводом законов.

Архитектурные памятники этого периода представлены восстановленным сейчас собором Святой Венеранды (XIV в.)

и церковью Святой Катарины (XIV в.):

Кстати, если подойти к ней со стороны главного входа в Старый Бар, ни за что не догадаешься, что это церковь.

Скорее, она похожа на городские ворота. Возможно, это была какая-нибудь надвратная церковь?

Венецианский период.

В 1443 г., в результате продолжительной и упорной борьбы, город захватили венецианцы. Их власть оказалась на пользу Бару: он сильно разросся, обустроился, а численность населения его достигла числа в 4000 человек — весьма внушительная цифра для Средневековья.

Венецианский период Бара можно охарактеризовать как период строительства дворцов. Именно в это время появился дворец на извилистой площади у церкви Святого Иоанна:

Неподалеку от бастиона Гавадола и церкви Святого Иллариона выросли палаты епископа:

А рядом с ними — княжеский дорец, единственный из всех дворцов, который пока не прошел реставрацию.

А жаль: если судить по руинам, здание было очень красивым. Красивым и довольно большим: размерами оно не уступило бы и современному двухэтажному коттеджу.

Кроме того, благодаря венецианцам в Баре появилась таможня, в чьем здании сейчас располагается небольшой музей (каюсь, забыла сфоторграфировать), бастион Гавадола, подходы к которому нынче густо заросли плодовыми деревьями…

… а также парочка крепостных ворот. На одних воротах до сих пор гордо красуется лев с отбитой головой:

Турецкая эпоха.

В 1571 г. Бар покорили турки. Но и тут древнему городу повезло: новые завоеватели не стали разрушать его, а наоборот, приложили все усилия, чтобы он превратился в благоустроенное местечко с процветающими сельским хозяйством и торговлей.

За триста лет османского владычества Бар обзавелся:

цистерной для сбора дождевой воды (вода, в ней кстати, до сих пор хранится):

акведуком (увы, сейчас не функционирует):

часовой башней (часы на ней — работающие):

и кучей пороховых складов (потомки османов, если помните, были товарищи воинственные), которым было суждено сыграть страшную роль в истории города.

Церкви Бара (например, церковь Святого Николы и собор Святого Георгия) были превращены в мечети. Стоит, однако, заметить, что турецкие правители отличались редкой для того времени религиозной терпимостью: так, в городе продолжал находится архиепископ и велись католические службы.

Черногорский Бар.

В XIX в. Турция ослабела, и на Балканах началось освободительное движение. В 1878 г. черногорцы, которым отчаянно нужен был выход к морю, решились на штурм Бара. Увы, наступление закончилось неожиданно неудачно: в момент артобстрела в городе взорвались пороховые погреба, и со всех домов, в один момент, сорвало крыши взрывом.

Черногорцы получили Бар, но слишком дорогой ценой. Подсчитав, во что обойдется восстановление разрушенного города, они решили построить новый у моря, в прибрежном районе Пристан, а старый — предоставить его собственной судьбе.

Так, по воле случая, погиб процветающий город, город, который по мнению некоторых историков, мог бы соперничать красотой с самим Котором.

Однако, на этом испытания для города не закончились: во времена Второй мировой войны за его цитадель велись бои, а землетрясение 1979 г. пыталось разрушить его окончательно.

Но Бар пережил и это. Сейчас по его улочкам снова бродят люди, в крохотной церквушке проходят службы, а на площадях цветут деревья.

В окружающих его оливковых рощах оглушительно стрекочут цикады, а муэдзины с высоких минаретов зовут правоверных на молитву (да, в Баре живет довольно много мусульман. Все-таки, 300 лет турецкого правления просто так не вычеркнешь):

Он лежит под ярко-голубым небом и лениво щурится на полуденное солнце, и ничто уже не может поколебать его безмятежно и радужного спокойствия. Что ж, неплохое окончание грустной истории, не так ли?

Немножко полезной информации напоследок:

1. Фото карты Старого Бара и легенды к ней:

2. Вход в город-музей стоит 2 евро.

3. Недалеко от входа в Старый Бар находится парковка. Она — бесплатная (нас об этом предупредил кассир музея), но на ней орудуют мошенники, которые приспособились «сшибать» по 2 евро с законопослушного туриста.

Совет: если с Вас будут требовать деньги за стоянку покажите какую-нибудь крупную купюру, вроде 100 евро и скажите, что разменяете и отдадите после посещения музея. Посетив музей, спокойно садитесь в машину и поезжайте, а наглецу пригрозите полицией — отстанет сразу (нами проверенно).

Почему не стоит «посылать» товарища сразу, до посещения музея? Ну, местные ребята — народ горячий, с них станется и шину пропороть, пока Вы любуетесь древней архитектурой, а оно Вам надо?

4. За будкой кассира находится колонка с питьевой водой. Так, что если Ваша бутылка опустеет, ее всегда можно будет наполнить заново:

На этом, пожалуй, и все. Удачной прогулки!

О еще одной достопримечательности города Бар — Старой маслине, которой больше 2000 лет, можно почитать здесь.

Черногорские крепости. Старый Бар

Черногорские крепости. Старый БарВ.Батарин

История.

Считается, что иллирийскому поселению напротив города Бари на Апеннинском полуострове, римляне дали название Антибариум (лат. Antibarium) (при этом название упоминается только с X века, а с VI века гор, якобы, назывался Антипаргал). С приходом на адриатическое побережье славян первоначальное название сократилось до Бар (Но вполне возможно, что иллирийцы-албаны-светловолосые-белые(«белые-светлые» на фоне южных народов) племена и были тоже славянскими, а с хронологией у историков путаница-Авт.). Считается, что к IX веку город Бар принадлежал славянскому княжеству Дукля. В 1042 году здесь войско славян разбило византийцев, после чего Дукля стала независимой от Византии. В 1077 году в кафедральном соборе святого Георгия, покровителя Бара, короновался Михайло Воиславлевич, ставший первым королём Дукли(после XV века — Черногория). В 1071 году Михайло безуспешно поддерживал сербское восстание в Македонии против власти Византии. В 1077 году папой Григорием VII (в миру Гильдебранд, и по мнению авторов НХ(Новой хронологии) много в биографии этого папы Римского взято из биографии Спасителя( из 12 века н.э.). И этот папа Римский является во многом отражением Христа, поэтому и события 1077 в Черногории и Сербии происходили в 12 в.н.э., а Византия 12 в.н.э. – Новозаветный Рим-Авт.) ему были вручены королевские регалии, благодаря чему он стал первым коронованным королём Сербии (Михаил I). Вполне возможно, что Михайло Воиславлевич получил трон из рук самого Спасителя. В 1089 году папа римский Григорий VII (возможно, что сам Спаситель-Авт.) учредил Барское архиепископство, охватившее территорию от Сербии и Боснии до Ульциня (Крестил Сербию Черногорию?-Авт.). Архиепископ Барский имел и титул примаса Сербии. Бар отличался большой веротерпимостью: в некоторых храмах города были установлены как православный, так и католический алтари — здесь велись службы по обоим обрядам (Отдельные такие церкви действуют по сей день. А для тех времен это и понятно: по НХ тогда еще не было окончательного разделения церквей!-Авт.). После падения Дуклянского королевства в 1166 году Бар вновь отошёл к Византии(Риму-Авт.), но не надолго.

В 1183 году город был завоёван и разрушен сербским жупаном Стефаном Неманей и вошёл в состав сербского государства Неманичей. XIII век стал временем расцвета средневекового Бара(время русского-ордынской империи-Авт.). Будучи в составе государства Неманичей, город получил свой устав, герб, право чеканить свои монеты. (Использовались золотые рудники в Сербии? -Авт.). В XIV веке Бар отошёл князьям Балшичам, некоторые из которых (Елена Балшич, Балша III) считали Бар своей столицей. В 1404 году Бар был снова завоёван Византией, в 1412 году вновь оказался под властью Балшичей. Затем Бар находился в руках разных феодалов. Возможно, что многие периоды истории Черногории являются общими аналогичными периодами истории Сербии, Византии-Рима, Русско-Ордынской Империи.

В 1443 году Бар был отвоёван Венецией и утратил остатки суверенитета. Венецианцы называли город Антивари и включили его в состав своей провинции «Албания Венета»(белые венеты, белые славяне-Авт.).

Читать еще:  В Египте рингтоны из Корана очень популярны

С 1571 года на протяжении более трехсот лет город был под Османской империей. Турки мирно, не разрушая, захватили Бар. В течении трех веков Бар развивался как крупный приграничный благоустроенный город, получающий доходы от торговли и сельского хозяйства, особенно от разведения маслин. Венецианский, романо-готический город приобретает характерные черты восточной архитектуры и культуры. Турки развернули обширное строительство в Баре — были возведены мечети, бани, акведук, часовая башня(смотрите соответствующие фото крепости, многое сохранилось до наших времен-Авт.). Во время османского правления, тем не менее, в городе продолжал находиться католический (или кафолический?-Авт.) архиепископ. Славяне Дукли-Черногории под Османами в значительной степени не потеряли веру, язык, свою историю.

В 1878 году город освободили черногорцы, но из-за взрыва на пороховых складах он был полностью разрушен, и в прибрежном районе Пристан был основан Новый Бар. В 1979 году город Бар сильно пострадал от землетрясения; восстановительные работы не завершены до сих пор.

Дворец. Крепость.

Фото старый Бар. Крепость

Город-крепость Старый Бар (Stari Bar) расположен на крутом, неприступном с трех сторон утесе, у подножия горы Румия (Rumija) (то есть «Рим», а «рим» — может быть просто обозначением военного поселения-лагеря в то время.-Авт.). Стратегическая позиция (каменное плато над скалами) и наличие питьевых ресурсов обусловили местоположение крепости – примерно в 4 км от побережья.

Акведук в Старом Баре фото на http://new.chronologia.org/volume17/batarin_bar.ph.

Включает в себя большой и малый дворцы, часовня, зимний сад и ботанический сад. Всего в Старом Баре — около 240 строений. Старый город был почти полностью разрушен в 1878 году, многие из памятников дошли до нас лишь в виде развалин. Один из старейших памятников старого города — ворота X-XI веков. Также видим руины кафедрального собора св. Георгия XI века (по версии археологов: возведенного на фундаменте церкви Святого Фёдора 6-10 в.н.э.), ставшей с 1649 г. мечетью, двух церквей — св. Катарины (14 в.н.э.) и св. Венеранды(14 в.н.э.), а также некоторые их памятников эпохи турецкого владычества (акведук XVI—XVII веков, часовая башня 1753 года постройки). Рядом с башней — венецианский дворец 15-го века. У юго-западной стены Старого Бара — хорошо сохранившаяся мечеть Омербашича с минаретом (1662) и гробницей Дервиш-Хачана (XVII век); рядом с мечетью — здания для размещения паломников и имамов. Во время турецкого правления церковь св. Николы использовалась как мечеть. После обретения Черногорией независимости от турецкого ига в церкви был оборудован склад боеприпасов, в 1912 году часть церкви была разрушена взрывом. Позже ее восстановили. Еще одна церковь Старого города – церковь св. Йована, разместившаяся на маленькой извилистой площади в центре города, хорошо сохранилась. Рядом с крепостью — мечеть и большое мусульманское кладбище.

Руины Старого Бара

Старый Бар. Рельефы

Интересное в истории Черногории и Сербии.

С началом упадка Дукли центром борьбы сербов за государственную самостоятельность вновь стала Рашка. Она занимала небольшую область в горах, что осложняло её контроль со стороны Византийской империи. Ра́шка (Raška) — средневековое сербское государство (великая жупа) и одноимённая область. Согласно данным византийского императора Константина Багрянородного, после переселения сербов на Балканы область Рашка располагалась между реками Сава, Врбас и Ибар. Позднее ядро Рашки сместилось несколько юго-восточнее. До XI века Рашка как географическая область была частью Сербского княжества. После распада Сербского княжества и гибели Часлава Клонимировича часть Рашки оказалась в составе Византии и была поделена на несколько фем. В XI веке в области Рашка было создано одноимённое государство, чьи правители в конце того же столетия начали борьбу против Византии. На протяжении XII века сербам удалось отвоевать независимость, а к началу XIII века Сербия превратилась в мощное государство, в 1217 году ставшее королевством.

Происхождение названия «Рашка». (Версии из Википедии и иных исторических статей).

По одной из теорий, название исторической местности происходит от города Рас, основанного римлянами. Здесь в X веке лежала граница между Сербией и Болгарией, а в XII веке город окончательно перешел к Сербии и стал столицей её правителей. Сербский историк Сима Чиркович писал, что Рас оказался первой крупной административной единицей, отвоеванной сербами у византийцев. Затем сербы разместили в ней резиденцию своих правителей. После этого в латинских источниках сербов начинают именовать Rasciani, а их государство — Rascia. У венгров и немцев эти названия сохранялись до XX века. Таким образом, у государства сербских жупанов возникло название Раса или Рашка. Оно употреблялось и в титуловании великих жупанов, чередуясь с названием «сербские земли». При этом византийцы продолжали употреблять название Сербия (то есть-внешнее наименование-Авт.)

Названия: серб. Рашка / Raška — Рашка, Рашка земља / Raška zemlja — Рашка земля (страна), Расија / Rasija — Расия, Расција / Rascija — Расция; лат. Rassa — Расся, Rassia — Рассия, Raxia — Раксия, Rascia — Расция (в русской литературе встречается кириллическое написание «Расия», в дореволюционном издании — «Рассия»).

И почему (!) никому не пришло в голову более простое и логичное(тем более для сербов и черногорцев) происхождение от «Руси»-«России». Здесь, может быть, два варианта происхождения. Либо сербскую «Рашку» образовали русские(казаки-ордынцы) с Руси при походах на Балканы, либо сербская «Рашка» несёт в себе историю не только Сербии, но в значительной части – самой Руси-России. Либо одновременно верны два варианты. Небольшим подтверждением этого могут являться также события с богомилами(болгарами-булгарами-казаками с Волги-катарами с юга Франции, это часто одни и те же понятия- Авт.)

Кто такие богумилы…..Выходцы из Болгарии(скорее всего: Волжской, а в современную уже они попали с Волги). Катар Южной Франции-Руссильона («русских львов»- Авт.) также ассоциируют с богомилами. Катар католики Франции объявили еретиками, как православных, и уничтожили по всему югу страны. О них напоминают разрушенные и полуразрушенные крепости (Каркассон и другие). Для правления Стефана Немани характерно распространение в Рашке(именно там) богомильства, получившего развитие ещё в предшествующем столетии в Болгарии (Какой из? Или в двух сразу.-Авт.) и Македонии и имевшего там ярко выраженную антифеодальную направленность. Со временем богомильство в Рашке приняло достаточно широкий размах. Оно нашло сторонников и среди феодального класса — властелы, отдельные представители которой оказывали отпор политике великого жупана(Возможно, что это отголосок борьбы Орды и Рима.-Авт.). В 1186 году Неманя созвал государственный сабор (представительное собрание) близ Церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Стари-Расе(ну прям: «Старая Русь»), на котором было постановлено искоренить ересь. Неманя с войском выступил против еретиков. Его сын, Стефан Первовенчанный, так описывал этот поход: «и одних сжёг, других наказал различными наказаниями, иных прогнал из своего государства, а их дома и все имущество, собрав, роздал прокаженным и нищим. и повсюду искоренил эту проклятую веру, чтобы больше не существовала она в его государстве».

Соборный храм Святого Иоанна Владимира

  • Поздравляем!

    «» добавлен график планировщик

    Описание

    Комментарии

    Описание

    Комментарии

    Соборный храм Святого Иоанна Владимира – это одна из самых больших религиозных православных построек не только в городе Бар, но и во всей Черногории. Величественное белоснежное здание с золочёными куполами и колоколами, чей перезвон разливается по всем окрестностям Бара, привлекает к себе огромное количество паломников и туристов со всего мира.

    Назван храм в честь первого сербского святителя на территории Черногории — Иоанна Владимира, который принял мученическую смерть 22 мая 1015 года (по старому стилю). Во время своего правления во 2-ой половине Х века, Йован Владимир добровольно сдался в руки врагам, пожертвовал жизнью, чтобы сохранить свой народ. Вместо того, чтобы послать войско на защиту своей короны, он пожертвовал этой короной и своей жизнью, чтобы сохранить черногорский народ.

    Первый камень в основании храма был заложен более 20 лет назад (2006 г.) в самом центре курортного города Бар неподалеку от набережной. Деньги на строительство храма собирались благодаря пожертвованиям неравнодушных к религии граждан всех стран мира. Стоит отметить российскую колокольно-литейную фабрику «Вера», благодаря которой у собора появилось девять колоколов. Один из меценатов Санкт-Петербурга (Россия) также внес свой вклад, подарив церкви золоченый крест высотой 3 метра, который сейчас украшает колокольню Святой Елены. В 2016 году строительство и внутренняя отделка храма были полностью завершены, и 24 сентября Патриарх Иерусалимский Феофил III, предстоятель Сербской православной церкви Ириней, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Йован освятили соборный храм святого Йована Владимира.

    Высота храма Святого Йована Владимира — 41 метр, а общая площадь храмового комплекса составляет 1200 квадратных метров. Снаружи отчетливо видно, что собор состоит из двух частей – главной и пристройки, которая, хоть и значительно ниже, но также увенчана куполом. В архитектуре храма смешаны несколько стилей, в том числе средиземноморский и старинный стиль черногорской церковной архитектуры.

    Это действующий храм, в котором ежедневно проводятся службы. Помимо этого, в амфитеатре, расположенном на территории храма Святого Иоанна Владимира (в западной его части), иногда проводятся разнообразные духовно-просветительные и духовно-культурные мероприятия для жителей города и гостей страны.

    Нашли ошибку в тексте. Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector