0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности детской исповеди

Содержание

Православная Жизнь

Начну со случая, происшедшего на исповеди с девочкой семи-восьми лет. Она подошла к исповеди и, как многие дети, замолчала.

«Какие у тебя, Машенька (имя изменено), грехи?» — спросил я ее. Честно глядя мне в лицо, она без тени сомнения ответила: «А у меня их нет». «Ну, может быть, хоть какие-то, Маруся, найдутся?» — допытывался я. «Нет», — последовал еще более, чем в первый раз, уверенный ответ. «Ну ты хоть, Марусенька, каешься?» — «Нет, не каюсь», — спокойно отвечала мне девочка.

Какая радость — слышать, видеть, чувствовать чистую, правдивую от глубины сердца исповедь этого маленького человека. «Почему?» — спросите вы. Да потому, что она сказала самую настоящую правду. Нет у нее грехов ни в правом кармане, ни в левом, ни даже на столе, и в них она не кается, потому что не в чем. И даже не понимает она, что это такое «должна каяться», что такое «грех».

«А что это такое?» — спросила она потом о грехе. С разрешения мамы и самой девочки и памятуя о том, что кого-то может заинтересовать этот случай, я решил написать о нем в этой статье. Правдива душа Машеньки. Маленькая девочка сказала то, что многие-многие взрослые люди (включая и меня, конечно, в первую очередь) не говорят из-за своей псевдостеснительности, забывчивости или даже незнания грехов.

Другой пример. К исповеди подходит отрок лет десяти, достает из кармана аккуратно сложенную записочку и начинает читать свои грехи: «Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу. не сижу на месте, с утра до ночи смотрю телевизор. » Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Конечно, мама. Это мама написала за сына его грехи. Кстати, если оглянуться, то можно увидеть и саму маму. Она стоит неподалеку, за его спиной и наслаждается тем, как ребенок аккуратно и хорошо вычитывает грехи, ею же написанные. Конечно, почерк-то детский, но написано все с ее слов. После того как ребенок закончил читать, я попросил у него записочку и, разорвав, сказал: «Все это написала твоя мама». — «Да нет, батюшка, я сам написал», — возразил мне ребенок. — «Написал ты, конечно, сам, но диктовала тебе мама». — «Да, это правда», — ответил он. «А теперь скажи мне, Саша (имя изменено), были ли у тебя какие-то плохие дела? (Значение слова “плохо” он понимает.) Что тебе подсказывает твое маленькое сердце? Скажи то, что можешь сказать, а если стесняешься, так и скажи: “Стесняюсь сказать словами, но сожалею о сделанном”». И мальчик стал перечислять совсем простые грехи: уронил, разбил. Куда-то подевались сразу и гордыня, и тщеславие, и отсутствие любви к Богу. Мальчик каялся в том, что не помогал маме, огрызался. Вот почему я хотел бы обратиться с просьбой к родителям маленьких детей: «Дорогие папочки и мамочки, когда вы пытаетесь помочь ребенку подготовиться к исповеди, не забывайте, что он просто в силу возраста многого не понимает».

А после прочтения над ребенком разрешительной молитвы подошла ко мне его мама и стала жаловаться на сына: «Вы знаете, батюшка, он у меня исповедуется каждый месяц и все равно продолжает грешить. Вот какой у меня сын-то нехороший. Не может отказаться и от одного, и от другого. И причащается он, и исповедуется, и все равно продолжает грешить. Сколько раз я ему говорила, чтобы он исправился, а он — никак». Еще сказала мне, что сын ее исповедуется неискренне. Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.

Но особенность детской исповеди (если исповедь действительно детская, а не материнская) как раз в том и состоит, что она непосредственна, искренна и правдива, и если мы будем это поддерживать, то ребенок, исповедуясь, будет меняться. Если правда и непосредственность, с которой говорят дети, останутся в их душах, то и они исправятся, ну а если будут, как попугаи, повторять, что им сказани другие, исправление затянется.

Дети часто молчат на исповеди. Священник спрашивает: «Ну ты хоть каешься?» «Я не знаю», — отвечает ребенок. Но, я думаю, даже на молчаливого ребенка можно наложить епитрахиль и простить ему грехи. И молчание их считается покаянием.

Очень важно дать ребенку ощущение свободы. Ты — свободен и поэтому вправе сам выбирать — зло творить или добро, и ты вправе исповедоваться так, как ты считаешь нужным. Если чувство свободы подавить в детстве, внушая ребенку, что и как он должен говорить на исповеди, то он станет не лучше, а хитрее. Это само по себе насилие над духом человека. Когда мама или священник из-за псевдолюбви заставляют детей на исповеди говорить «как надо», не учитывая их возрастные психологические и психиатрические особенности, то первое время ребенок поступает так, как от него требуют, но потом, как правило, отходит от храма, потому что это — не его волеизъявление.

В моей практике было очень много примеров тому, как, взрослея, ребенок отходил от церкви, а мама удивлялась: «Мы с самого раннего детства ездили по монастырям, источникам, молились, а сейчас ребенок даже слышать не хочет о храме». А почему? Потому, что не внесена была радость в церковную жизнь. Не внесено было чувство свободы, особенно необходимое для мальчика. Были нарушены главные каноны Православной Церкви — любви и свободы. Я бы даже поставил сегодня свободу на первое место. Потому ребенок и отходит от веры, что буквой убивается дух. Потом, может быть, и вернется в Церковь молитвами матери, собственными страданиями, искушениями. Но мы уже сейчас должны трудиться над тем, чтобы детскую душу наполняла радость от посещения храмов, богослужений, формировать в ребенке чувство свободы и любви.

А теперь самое главное. Исповедь — это тайна, и тайна, дорогие мои родители, сия велика (Еф. 5, 32). На исповеди присутствуют исповедующийся, священник и Господь. Что именно вкладывает Господь в душу исповедующегося, в сердце священника, неизвестно никому. Только одному Богу. Хорошо или плохо прошла исповедь, правильно или неправильно каялся исповедующийся, судить не имеет права никто, потому что это — Таинство, и как оно свершилось и свершилось ли оно, не знает никто: ни священник, ни тот, кто исповедуется, а только Бог. И если мы подходим к исповеди человека, особенно ребенка, памятуя о том, что это — тайна, то знаем и то, что к Таинству нельзя подходить с человеческими мерками.

Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права. Почему? Да потому, что у нас самих-то исповедь слабая. Если бы у нас была большая вера и сильная исповедь, мы могли бы горы двигать и после покаяния не грешить. Но мы слабы, и говорит с ребеночком о покаянии, скорее, наша немощь, а потому и бываем мы часто похожими на тех, кто, не будучи каменщиком, берется строить дом, не будучи моряком, пытается переплыть бушующий океан.

Все начинается с простого и благоговейного отношения к чаду: оно — создание Божие, и подходить к нему для назидания надо с миром. Отвечая ребенку на вопрос: «Для чего мы исповедуемся?» — можно сказать: «Чтобы быть ближе к Богу, чтобы Господь мог нам помочь». Исповедь — это общение с Богом, а о Боге с ребенком надо говорить просто, искренне, с любовью и без чувства превосходства.

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Официальный приходской сайт

Особенности детской исповеди.

Иерей Георгий Романенко.

К исповеди подходит отрок лет десяти, достает из кармана аккуратно сложенную записочку и начинает читать свои грехи: «Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу… не сижу на месте, с утра до ночи смотрю телевизор…». Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Конечно, мама. Это мама написала за сына его грехи. Кстати, если оглянуться, то можно увидеть и саму маму. Она стоит неподалеку, за его спиной и наслаждается тем, как ребенок аккуратно и хорошо вычитывает грехи, ею же написанные… После того как ребенок закончил читать, я попросил у него записочку и, разорвав, сказал: «Все это написала твоя мама». — «Да нет, батюшка, я сам написал», — возразил мне ребенок. — «Написал ты, конечно, сам, но диктовала тебе мама». — «Да, это правда», — ответил он. «А теперь скажи мне, Саша, были ли у тебя какие-то плохие дела? (Значение слова «плохо» он понимает.)Что тебе подсказывает твое маленькое сердце? Скажи то, что можешь сказать, а если стесняешься, так и скажи: «Стесняюсь сказать словами, но сожалею о сделанном»«. И мальчик стал перечислять совсем простые грехи: уронил, разбил. Куда-то подевались сразу и гордыня, и тщеславие, и отсутствие любви к Богу. Мальчик каялся в том, что не помогал маме, огрызался…

А после прочтения над ребенком разрешительной молитвы подошла ко мне его мама и стала жаловаться на сына: «Вы знаете, батюшка, он у меня исповедуется каждый месяц и все равно продолжает грешить. Вот какой у меня сын-то нехороший. Не может отказаться и от одного, и от другого… И причащается он, и исповедуется, и все равно продолжает грешить. Сколько раз я ему говорила, чтобы он исправился, а он — никак». Еще сказала мне, что сын ее исповедуется неискренне. Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.

Но особенность детской исповеди (если исповедь действительно детская, а не материнская) как раз в том и состоит, что она непосредственна, искренна и правдива, и если мы будем это поддерживать, то ребенок, исповедуясь, будет меняться. Если правда и непосредственность, с которой говорят дети, останутся в их душах, то и они исправятся, ну а если будут, как попугаи, повторять, что им сказали другие, исправление затянется.

Дети часто молчат на исповеди. Священник спрашивает: «Ну ты хоть каешься?». «Я не знаю», — отвечает ребенок. Но, я думаю, даже на молчаливого ребенка можно наложить епитрахиль и простить ему грехи. И молчание их считается покаянием.

Очень важно дать ребенку ощущение свободы. Ты – свободен и поэтому вправе сам выбирать — зло творить или добро, и ты вправе исповедоваться так, как ты считаешь нужным. Если чувство свободы подавить в детстве, внушая ребенку, что и как он должен говорить на исповеди, то он станет не лучше, а хитрее. Это само по себе насилие над духом человека. Когда мама или священник из-за псевдолюбви заставляют детей на исповеди говорить «как надо», не учитывая их возрастные психологические и психиатрические особенности, то первое время ребенок поступает так, как от него требуют, но потом, как правило, отходит от храма, потому что это — не его волеизъявление.

В моей практике было очень много примеров тому, как, взрослея, ребенок отходил от церкви, а мама удивлялась: «Мы с самого раннего детства ездили по монастырям, источникам, молились, а сейчас ребенок даже слышать не хочет о храме». А почему? Потому, что не внесена была радость в церковную жизнь через маму. Не внесено было чувство свободы, особенно необходимое для мальчика. Были нарушены главные каноны Православной Церкви — любви и свободы. Я бы даже поставил сегодня свободу на первое место. Потому ребенок и отходит от веры, что буквой убивается дух.Потом, может быть, и вернется в Церковь молитвами матери, собственными страданиями, искушениями. Но мы уже сейчас должны трудиться над тем, чтобы детскую душу наполняла радость от посещения храмов, богослужений, формировать в ребенке чувство свободы и любви.

Читать еще:  РПЦ призывает прививать школьникам традиционные ценности вместо "западной" толерантности

А теперь самое главное. Исповедь — это тайна, и тайна, дорогие мои родители, сия велика (Еф. 5, 32). На исповеди присутствуют исповедующийся, священник и Господь. Что именно вкладывает Господь в душу исповедующегося, в сердце священника, неизвестно никому. Только одному Богу. Хорошо или плохо прошла исповедь, правильно или неправильно каялся исповедующийся, судить не имеет права никто, потому что это – Таинство, и как оно свершилось и свершилось ли оно, не знает никто: ни священник, ни тот, кто исповедуется, а только Бог…

Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права. Почему? Да потому, что у нас самих-то исповедь слабая. Если бы у нас была большая вера и сильная исповедь, мы могли бы горы двигать и после покаяния не грешить. Но мы слабы, и говорит с ребеночком о покаянии, скорее, наша немощь, а потому и бываем мы часто похожими на тех, кто, не будучи каменщиком, берется строить дом, не будучи моряком, пытается переплыть бушующий океан.

Все начинается с простого и благоговейного отношения к чаду: оно — создание Божие, и подходить к нему для назидания надо с миром. Отвечая ребенку на вопрос: «Для чего мы исповедуемся?» – можно сказать: «Чтобы быть ближе к Богу, чтобы Господь мог нам помочь». Исповедь – это общение с Богом, а о Боге с ребенком надо говорить просто, искренне, с любовью и без чувства превосходства.

Как подготовить ребенка к исповеди?

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

Как подготовить ребенка к исповеди?

— Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», — это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить — как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим — большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото Тамары Амелиной

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования — 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди? Читайте также:

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.

Сегодня мы поговорим об изъянах православного воспитания. О проблемах, которые возникают в воспитании детей в семьях, где родители недавно воцерковились или только стоят на пороге храма. Очень часто люди плохо представляют, как надо воспитывать в вере собственных детей – нет общего подхода, ориентира. Попробуем поразмышлять об этом!

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а – православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам ее!

«Казалось бы, Церковь – это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает эту культуру, на пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир». О потере смысла в современном мире и об опасности превращения церковной жизни в набор готовых схем размышляет протоиерей Алексий Уминский.

Читать еще:  Сегодня Далай-ламе исполнилось 75 лет

Детская Исповедь. Советы священника

Приблизительное время чтения: 5 мин.

О детской исповеди, о том, какие дети приходят в храм к священнику, и чем может помочь батюшка мальчикам и девочкам от 7 до 10 лет рассказывает священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Детская исповедь

Наверное, нет ничего более индивидуального, чем детская исповедь. Слишком сегодня разные семьи, соответственно, разные и дети в этих семьях; разное воспитание, место жительства, достаток и т.п.

Но хотя бы попробовать систематизировать опыт детской исповеди, разбить детей на несколько групп со своими ярко выраженными признаками мы можем.

  • Дети, у которых родители воцерковились давно.
  • Дети, у которых родители воцерковились недавно.
  • Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм.
  • Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино.

Прежде чем разбирать подробно особенности этих групп, стоит отметить общие рекомендации:

Очевидно, что не нужно ребенка заставлять исповедоваться, если он этого не хочет;

Если ребенок исповедуется в первый раз, то необходимо перед его исповедью предупредить об этом священника.

Дети, у которых родители воцерковились давно

В этих случаях, если родители сами постоянно сознательно исповедуются, детям показывается с рождения пример. Дети, подражая родителям, тоже хотят быть, как взрослые. В данном случае главное для родителей не начать считать, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем лучше. Важно просто донести до ребенка, что Бог нас любит, что без Его помощи нам не обойтись – показать ребенку, что исповедь очень полезна, а не наказание или пытка.

При этом, по сути, главным и единственным грехом, в котором ребенок искренне может покаяться – это непослушание родителям. Ведь все остальное – это уже следствие воспитания родителей и той жизни, которую они создают своим детям.

Всегда умиляют исповеди ребенка, который кается в нарушении поста; в просмотре телевизора; в том, что маму до крика доводит… А перед этим исповедуется мама ребенка и не кается в том, что нарушает пост, смотрит телевизор и кричит на ребенка.

Ну и конечно же не надо родителям устраивать соревнования: дескать, Миша уже в 7 лет исповедуется по пять минут, а мой оболтус подошел на 5 секунд и ушел. Все дети разные, в разное время доходят до понимания тех или иных проступков.

Дети, у которых родители воцерковились недавно

Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.

Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.

В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.

Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм

Более сложная группа, так как детям родители не показывают дома примера религиозной жизни и сами не исповедуются. В этом случае, священнику необходимо выделять чуть больше времени для ребенка и рассказывать ему самостоятельно о Боге, об Его участии в нашей жизни, о необходимости молитвы и борьбы со злом.

Об этом нужно разговаривать с родителями — просить их приводить ребенка не тогда, когда стоит большая толпа исповедников, а в будние дни, или договариваться вообще на отдельную встречу.

Проблема главная в том, что у ребенка, если есть серьезный подход к исповеди, могут (и будут) возникать вопросы, на которые родители не смогут ответить, или ответят не правильно. Что в одном случае приведет к потере авторитета родительского, а во втором к заблуждениям религиозным.

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино

Самая простая для священника и самая грустная для детей группа.

Осознавая, что в лучшем случае ты увидишь ребенка через год, особое внимание словам уделять не стоит. Крайне маловероятно, что ребенок вот так вот сразу поймет хоть что-то из Закона Божьего.

Ребенку просто стоит сказать, чтобы он, когда будет вспоминать о Боге, обязательно молился своими словами. Потом подарить ему хорошую детскую Библию и молитвослов (для этого надо их иметь в запасе, если есть такая возможность); и сказать, что если у него будут вопросы, то пусть попросит родителей привести его еще раз на исповедь, чтобы поговорить.

Ну и записать этого отрока на годовое поминовение в храме, чтобы хоть кто-то за него молился.

Подводя итог, конечно, надо заметить, что написанное в этой статье, касается только малолетних детей 7-10 летнего возраста.

Потому что основные проблемы на исповеди начинаются как раз позже, когда начинается период юности, о котором святитель Иоанн Златоуст писал так: «Юность. нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется».

И именно на этот период — на период юности — приходится самое большое количество ошибок, имеющих очень пагубные плоды, сказывающиеся иногда на всей жизни человека. Но это уже тема не детской исповеди.

Другие тексты о детской исповеди:

Как исповедоваться детям первый раз?

Фото на заставке: Владимир Ештокин

Исповедь в детском возрасте, с какого возраста и как правильно подготовить ребенка

Достаточно долго узаконенный атеизм не давал людям, не только беречь заветы предков, но и обогащаться духовным опытом религии. Это привело к тому, что взрослое поколение и дети не имеют основ православной культуры. Сейчас интерес к церкви растет, и исповедь, как одно из главных Таинств, набирает популярность. Однако лишь немногие знают о детской исповеди и ее традициях.

Общая информация про таинство исповеди

В каждой церкви есть свойственные ей традиции, обычаи и обряды. Так вместе с христианством появились семь основных таинств:

  • миропомазание;
  • крещение;
  • брак;
  • покаяние;
  • причащение;
  • соборование;
  • таинство священства.

Каждое из них играет первостепенную роль и несет в себе смысл всей Церкви. Наиболее известным для больших масс людей является тайна Причащения, которую многие еще называют причастием. Его частью является исповедь.

Это особый процесс, при котором человек рассказывает о своих грехах перед лицом священника и Бога. Его же называют покаянием.

Слово «покаяние» имеет славянские корни и обозначает не столько «извинение», сколько «изменение». Это значит, что после исповеди человек не просто должен очиститься от старых грехов, но и стараться не совершать новых.

Процесс покаяния для многих может быть нелегким, потому что не так-то просто признаться в той же лжи или воровстве. Именно поэтому о грехе нужно рассказывать священнику, чтобы он мог очистить душу и совесть, понимая, что человек раскаялся в поступке. По своей сути грех – это грязь, которая оскверняет человека. Однако одно только отвращение к ней не поможет очиститься. Человеку нужен источник чистой воды, чтобы избавиться от грязи. В религии это Божья благодать. Прежде всего, на покаянии человек говорит о грехах, которые он совершил. Но мало кто задумывается о том, на чем оно построено. Покаяние создано на заповедях Божьих.

Как известно их всего десять:

  1. Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
  2. Не делай себе кумира, не поклоняйся ему.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний.
  5. Почитай отца своего и матерь свою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не воруй.
  9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
  10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

На них строится не только исповедь, но и вся христианская вера. Покаяние может проходить «всегда и везде» при наличии рядом священника. Однако чаще всего происходит после вечернего богослужения или перед утренней литургией. Покаяние это обязательный этап, который необходимо пройти перед таинством причастия, где вино и хлеб обращаются в кровь и плоть Христа. Как проходит исповедь? Человек подходит к священнику и рассказывает о грехах, которые он совершил и в которых раскаивается. После этого святой отец кладет на голову кающегося край епитрахили и читает молитву о разрешении опущения грехов. Человек целует крест и Евангелие.

Это интересно! Епитрахиль – это часть облачения священника, которая является традиционной для проведения богослужений.

Она представляет собой длинную ленту, которая надевается поверх рясы. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника.

Не существует каких-то строгих правил, которым нужно следовать при покаянии. К нему не нужно готовиться, как к Таинству причащения. Часто люди задают вопрос: «Часто ли нужно исповедоваться?». Священнослужители говорят, что причащаться можно не более одного раза в сутки и не реже чем 3 раза за неделю. Однако эта норма нигде не закреплена и остается на усмотрение самого кающегося.

Рекомендуемый возраст для первой исповеди

Часто верующие родители задают логичный вопрос: «Со скольких лет можно исповедоваться моему ребенку?». Согласно церковным канонам минимальный возраст при покаянии – семь лет. Однако в любом правиле бывают исключения. Так если ребенок совершил грех, и он осознает это сам, без науськивания родителей, то можно пройти первый обряд ранее семи лет.

Стоит заметить, что это должно быть личное желание исключительно ребенка. Иначе пользы от такой исповеди не будет. Каждое покаяние – дело сугубо индивидуальное. Нельзя исповедоваться по наставлению или наказу. Каждый ребенок по-разному растет и развивается. Если он в десять лет не готов к покаянию, то нельзя заставлять или давить. Ребенок сам должен «созреть» для такого таинства. Какие-то дети могут пройти этот обряд и ранее семи лет, но это не всегда одобряется священнослужителями.

Как правильно подготовить ребенка

Первая исповедь – очень важный момент в жизни каждого ребенка. К ней нужно хорошо подготовиться, а самое главное, поговорить с самим ребенком.

Какие моменты стоит помнить:

  1. Ребенок должен понимать, что такое грехи, какие они бывают. В этом пункте главное не перестараться. Детская душа и разум не вполне готовы для восприятия всей информации обо всех грехах. Достаточно будет просто рассказать ребенку о заповедях Божьих. Лучше всего разобрать каждую из них и подумать над смыслом.
  2. Не стоит разговаривать с детьми об их конкретных поступках. Лишним будет и настойчивость в этом деле. К пониманию своего греха нужно прийти самостоятельно. Нельзя настаивать на самом покаянии.
  3. Ребенок должен хотя бы для общего развития понимать, что такое исповедь и вообще суть Таинства причащения. Стоит рассказать о происхождении этой традиции, значении и целях.
  4. Необходимо объяснить, что раскаяние в своих грехах – лишь часть общего дела. Намного важнее не совершать более таких поступков.
  5. Не стоит давать чаду перечень взрослых грехов. Многие из них не доступны детскому разуму. Их непонимание может привлечь только внимание и интерес к самому понятию.
  6. Существуют специальные книги по подготовке кающегося к обряду. Полезно прочитать детскую версию вместе. Иногда книга объясняет все нюансы лучше родителей. Особенно если отец и мать не сведущи в церковных канонах, обычаях, традициях и обрядах.

Подготовка – очень важный момент. Если пропустить, то ничего хорошего добиться не получится. Даже наоборот исповедь может принести вред и полное нежелание чада в будущем обращаться к Церкви.

Рекомендации по выбору духовника

Если в семье у родителей разные духовники, то встает вопрос о том, какой священник должен наставлять дитя. Эта ситуация не совсем нормальная, но для нашего времени обычная. Вопрос стоит решить на семейном совете. Если оба духовника от отца и матери достойны, то стоит предоставить выбор самому ребенку.

Читать еще:  Как связаны грех и душевные расстройства?

Однако нужно всю ответственность за воспитание перекладывать на священника. Каким бы прекрасным человеком он ни был, но родителем не является. Многим мамы и папы не понимают, что до определенного возраста вообще не нужен духовник. Эта потребность приходит у каждого в свое время. До этого момента главные духовники – родители.

Что нельзя делать родителям после исповеди

Исповедь это часть таинства Причащения. Покаяние ребенка это личное дело, в которое нельзя вмешиваться. Многие родители либо считают свое чадо слишком маленьким, либо не доверяют. Тогда вопрос: «Зачем вы привели на исповедь дитя?» Покаяние – это испытание, которое каждый пройдет сам и в тайне. После завершения обряда нельзя подходить к святому отцу и спрашивать: «Что сказал мой ребенок?» «Он каялся в таком то своем проступке?».

Не стоит обращаться с такими вопросами и к чаду. В этом деле лучше всего предоставить ему полную свободу.

Перечень грехов для детей до 13 лет

Чтобы правильно подготовиться к обряду, лучше всего заранее ознакомиться со списком детских грехов, рассказать о них ребенку, объяснить суть. После этого он сам должен выбрать те поступки, которые совершил. Какие же существуют грехи для детей до наступления подросткового возраста?

По отношению к старшим

Прежде всего, этот грех связан с заповедью о почитании отца и матери. Если школьник врал, капризничал, не слушался, ругался, не уважительно относился к родителям или учителю, то этот грех ему стоит упомянуть на исповеди, но на свое усмотрение и по своему желанию.

По отношению к младшим

Этот грех связан с обидами оп отношению к меньшим. Ребенок обижает детей, которые младше его, издевается над ними, а так же над животными.

По отношению к друзьям и одноклассникам

Школьник обманывал своих ровесников, врал, дрался с ними, часто ссорился, обзывал или издевался, подставлял и ябедничал. На этот грех стоит обратить не меньше внимания, чем на первые два. Общение со сверстниками и другими людьми, не входящими в семью, не мене важно для будущей жизни.

Обязанности

Если ребенок пренебрегает домашними делами, заданиями из школы или учебой в целом, а так же игнорировал слова родителей, то и об этом стоит сказать на исповеди.

Вредные привычки

В таком возрасте наверно рано говорить о курении и алкоголе, но вот чрезмерное пользование компьютером и телевизором попадает под прицел. Пустое времяпровождение не несет ничего, кроме негативных последствий. Это так же является грехом.

По отношению к Богу

Этот грех относится почти к каждому человеку в наше время. Что уж говорить о детях. Несмотря на это, если не читать утренних и вечерних молитв, не благодарить Господа, то это тоже грех.

Как можно дополнить список в переходном возрасте

Возраст увеличивается, и количество грехов тоже. Так вышеуказанный список можно дополнить:

  • нецензурная лексика;
  • курение;
  • употребление алкогольных напитков;
  • просмотр стыдливых и похабных картинок, фильмов;
  • непристойное обращение с человеком противоположного пола.

Об этих грехах стоит рассказать уже в подростковом возрасте. Если это произойдет раньше времени, то не нужно заострять внимание на таких поступках. Детская душа слишком наивна, чтобы ребенок понял суть этих грехов. Наоборот, он может проявить к ним интерес, и тогда добрые намерения обратятся злом.

Примеры детских исповедальных текстов

Детям достаточно сложно запомнить все грехи, которые они в себе увидели. Поэтому на исповедь, особенно первую, стоит написать специальную бумажку. Где будут указаны все поступки. Грехи против Господа:

  • отрицание и неверие в существования Бога;
  • атеизм (люди уверены, что в бога верят, но не задумываются о правилах веры);
  • создание и поклонение какому-то кумиру.

Список грехов против ближнего:

  • гордыня и себялюбие, пренебрежительное отношение к другим людям, невнимание;
  • обсуждение и осуждение других людей;
  • присвоение чужой собственности (кражи, невыплата или задержка выплаты зарплаты);
  • ложь;
  • причинение физического вреда.

Полезные советы родителям

Часто во время обряда ошибки совершают не столько дети, сколько родители. Они слишком волнуются и часто переходят границы дозволенного. Так можно дать простые, но верные советов для отцов и матерей:

  1. Если ваш ребенок стремится сам пройти исповедь, а вы не являетесь верующими людьми, то не стоит ему запрещать это делать. У каждого человека свой путь, и если душа требует отправиться в храм, то не сдерживайте порыва. Наоборот сходите в церковь вместе, при желании зайдите.
  2. Если ребенок не стремится к исповеди и вообще не хочет ее проходить, не настаивайте. Желание покаяться перед Господом должно идти от души, а не от родительских указов.
  3. Помогите подготовиться к исповеди. Расскажите ребенку о грехах, которые совершает человек. Разберите вместе заповеди, которые дал нам Господь.
  4. Не указывайте малышу непосредственно на грехи. Понять, как и раскаяться, он должен сам.
  5. Посоветуйте ребенку написать то, что хочет сказать на бумажке, но не делайте этого сами. Пусть сохранится тайна исповеди.
  6. После окончания исповеди не обращайтесь к священнику и не выспрашивайте о грехах.
  7. Не узнавайте у самого кающегося о его поступках. Тайна причащения должна сохраниться.

Следуя этим несложным советам, любой родитель сможет помочь своему ребенку, не навредив ему.

Особенности детской исповеди

Начну со случая, происшедшего на исповеди с девочкой семи-восьми лет. Она подошла к исповеди и, как многие дети, замолчала. «Какие у тебя, Машенька (имя изменено), грехи?» — спросил я ее. Честно глядя мне в лицо, она без тени сомнения ответила: «А у меня их нет». «Ну, может быть, хоть какие-то, Маруся, найдутся?» — допытывался я. «Нет», — последовал еще более, чем в первый раз, уверенный ответ. «Ну ты хоть, Марусенька, каешься?» — «Нет, не каюсь», — спокойно отвечала мне девочка.

Какая радость — слышать, видеть, чувствовать чистую, правдивую от глубины сердца исповедь этого маленького человека. «Почему?» — спросите вы. Да потому, что она сказала самую настоящую правду. Нет у нее грехов ни в правом кармане, ни в левом, ни даже на столе, и в них она не кается, потому что не в чем. И даже не понимает она, что это такое «должна каяться», что такое «грех».

«А что это такое?» — спросила она потом о грехе. С разрешения мамы и самой девочки и памятуя о том, что кого-то может заинтересовать этот случай, я решил написать о нем в этой статье. Правдива душа Машеньки. Маленькая девочка сказала то, что многие-многие взрослые люди (включая и меня, конечно, в первую очередь) не говорят из-за своей псевдостеснительности, забывчивости или даже незнания грехов.

Другой пример. К исповеди подходит отрок лет десяти, достает из кармана аккуратно сложенную записочку и начинает читать свои грехи: «Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу… не сижу на месте, с утра до ночи смотрю телевизор…» Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Конечно, мама. Это мама написала за сына его грехи. Кстати, если оглянуться, то можно увидеть и саму маму. Она стоит неподалеку, за его спиной и наслаждается тем, как ребенок аккуратно и хорошо вычитывает грехи, ею же написанные. Конечно, почерк-то детский, но написано все с ее слов. После того как ребенок закончил читать, я попросил у него записочку и, разорвав, сказал: «Все это написала твоя мама». — «Да нет, батюшка, я сам написал», — возразил мне ребенок. — «Написал ты, конечно, сам, но диктовала тебе мама». — «Да, это правда», — ответил он. «А теперь скажи мне, Саша (имя изменено), были ли у тебя какие-то плохие дела? (Значение слова “плохо” он понимает.) Что тебе подсказывает твое маленькое сердце? Скажи то, что можешь сказать, а если стесняешься, так и скажи: “Стесняюсь сказать словами, но сожалею о сделанном”». И мальчик стал перечислять совсем простые грехи: уронил, разбил. Куда-то подевались сразу и гордыня, и тщеславие, и отсутствие любви к Богу. Мальчик каялся в том, что не помогал маме, огрызался… Вот почему я хотел бы обратиться с просьбой к родителям маленьких детей: «Дорогие папочки и мамочки, когда вы пытаетесь помочь ребенку подготовиться к исповеди, не забывайте, что он просто в силу возраста многого не понимает».

А после прочтения над ребенком разрешительной молитвы подошла ко мне его мама и стала жаловаться на сына: «Вы знаете, батюшка, он у меня исповедуется каждый месяц и все равно продолжает грешить. Вот какой у меня сын-то нехороший. Не может отказаться и от одного, и от другого… И причащается он, и исповедуется, и все равно продолжает грешить. Сколько раз я ему говорила, чтобы он исправился, а он — никак». Еще сказала мне, что сын ее исповедуется неискренне. Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.

Но особенность детской исповеди (если исповедь действительно детская, а не материнская) как раз в том и состоит, что она непосредственна, искренна и правдива, и если мы будем это поддерживать, то ребенок, исповедуясь, будет меняться. Если правда и непосредственность, с которой говорят дети, останутся в их душах, то и они исправятся, ну а если будут, как попугаи, повторять, что им сказани другие, исправление затянется.

Дети часто молчат на исповеди. Священник спрашивает: «Ну ты хоть каешься?» «Я не знаю», — отвечает ребенок. Но, я думаю, даже на молчаливого ребенка можно наложить епитрахиль и простить ему грехи. И молчание их считается покаянием.

Очень важно дать ребенку ощущение свободы. Ты — свободен и поэтому вправе сам выбирать — зло творить или добро, и ты вправе исповедоваться так, как ты считаешь нужным. Если чувство свободы подавить в детстве, внушая ребенку, что и как он должен говорить на исповеди, то он станет не лучше, а хитрее. Это само по себе насилие над духом человека. Когда мама или священник из-за псевдолюбви заставляют детей на исповеди говорить «как надо», не учитывая их возрастные психологические и психиатрические особенности, то первое время ребенок поступает так, как от него требуют, но потом, как правило, отходит от храма, потому что это — не его волеизъявление.

В моей практике было очень много примеров тому, как, взрослея, ребенок отходил от церкви, а мама удивлялась: «Мы с самого раннего детства ездили по монастырям, источникам, молились, а сейчас ребенок даже слышать не хочет о храме». А почему? Потому, что не внесена была радость в церковную жизнь. Не внесено было чувство свободы, особенно необходимое для мальчика. Были нарушены главные каноны Православной Церкви — любви и свободы. Я бы даже поставил сегодня свободу на первое место. Потому ребенок и отходит от веры, что буквой убивается дух. Потом, может быть, и вернется в Церковь молитвами матери, собственными страданиями, искушениями. Но мы уже сейчас должны трудиться над тем, чтобы детскую душу наполняла радость от посещения храмов, богослужений, формировать в ребенке чувство свободы и любви.

А теперь самое главное. Исповедь — это тайна, и тайна, дорогие мои родители, сия велика (Еф. 5, 32). На исповеди присутствуют исповедующийся, священник и Господь. Что именно вкладывает Господь в душу исповедующегося, в сердце священника, неизвестно никому. Только одному Богу. Хорошо или плохо прошла исповедь, правильно или неправильно каялся исповедующийся, судить не имеет права никто, потому что это — Таинство, и как оно свершилось и свершилось ли оно, не знает никто: ни священник, ни тот, кто исповедуется, а только Бог. И если мы подходим к исповеди человека, особенно ребенка, памятуя о том, что это — тайна, то знаем и то, что к Таинству нельзя подходить с человеческими мерками.

Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права. Почему? Да потому, что у нас самих-то исповедь слабая. Если бы у нас была большая вера и сильная исповедь, мы могли бы горы двигать и после покаяния не грешить. Но мы слабы, и говорит с ребеночком о покаянии, скорее, наша немощь, а потому и бываем мы часто похожими на тех, кто, не будучи каменщиком, берется строить дом, не будучи моряком, пытается переплыть бушующий океан.

Все начинается с простого и благоговейного отношения к чаду: оно — создание Божие, и подходить к нему для назидания надо с миром. Отвечая ребенку на вопрос: «Для чего мы исповедуемся?» — можно сказать: «Чтобы быть ближе к Богу, чтобы Господь мог нам помочь». Исповедь — это общение с Богом, а о Боге с ребенком надо говорить просто, искренне, с любовью и без чувства превосходства.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector