0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытое письмо священников Александрийского Патриархата

Группа африканских священников попросила Патриарха Александрийского Феодора пересмотреть решение о признании ПЦУ

Приблизительное время чтения: 2 мин.

29 православных священников Александрийского Патриархата выступили с письмом, в котором выразили свое несогласие с признанием Патриархом Александрийским Феодором раскольнической т.н. «Православной Церкви Украины», призвав его пересмотреть свое решение.

«Мы, православные африканские священники, с большим удивлением и смущением узнали о решении Патриарха Александрийского Феодора признать так называемую «Православную Церковь в Украине»», – сказано в письме, опубликованном порталом «Православие.ru».

Как отметили священники, «это внезапное решение противоположно той позиции, которую ранее занимал наш Патриарх, и оно ставит под угрозу те добрые отношения нашей Церкви с Русской Православной Церковью, которые сложились в последние десятилетия».

«Кроме того, признание вчерашних украинских раскольников подвергается критике во многих Поместных Церквах и означает разрыв с канонической Украинской Православной Церковью, к которой принадлежит большинство православных украинцев», – добавили авторы письма.

Священники указали, что насколько им известно, «столь ответственное решение» было принято без учета мнения африканских священнослужителей, «хотя именно африканцы составляют большинство клириков и прихожан Патриархата Александрии».

«Мы хотим выразить наше мнение и говорим о том, что не согласны с указанным выше решением. Мы уважаем нашего Патриарха и подчиняемся нашим епископам. Но, как в Церкви Греции многие священники и даже епископы высказали свое несогласие с аналогичным решением о признании украинских раскольников, так и мы полагаем, что у нас есть не меньше прав высказывать свое мнение», – заявили в этой связи авторы письма.

В заключение африканские священнослужители выразили сожаление в связи с неожиданным решением Патриарха Александрийского, пожелав, «чтобы оно было пересмотрено».

Письмо подписали 29 священников из Кении, Танзании, Уганды и Замбии.

Напомним, что в начале ноября 2019 года появилась информация, что Патриарх Александрийский Феодор признал раскольническую ПЦУ. В частности, после Литургии в храме Архангела Михаила в Каире Александрийский Патриарх упомянул имя главы ПЦУ Епифания (Думенко) как Предстоятеля одной из Поместных Православных Церквей.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СВЯЩЕННИКОВ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА

Предлагаем вниманию читателей перевод письма, пришедшего на электронную почту портала ПРАВОСЛАВИЕ.РУ.

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II

Мы, православные африканские священники, с большим удивлением и смущением узнали о решении Патриарха Александрийского Феодора признать так называемую «Православную Церковь в Украине». Это внезапное решение противоположно той позиции, которую ранее занимал наш Патриарх, и оно ставит под угрозу те добрые отношения нашей Церкви с Русской Православной Церковью, которые сложились в последние десятилетия. Кроме того, признание вчерашних украинских раскольников подвергается критике во многих Поместных Церквах и означает разрыв с канонической Украинской Православной Церковью, к которой принадлежит большинство православных украинцев.

Столь ответственное решение было принято без того, чтобы спросить мнение африканских священнослужителей

Насколько нам известно, столь ответственное решение было принято без того, чтобы спросить мнение африканских священнослужителей, хотя именно африканцы составляют большинство клириков и прихожан Патриархата Александрии.

Мы хотим выразить наше мнение и говорим о том, что несогласны с указанным выше решением. Мы уважаем нашего Патриарха и подчиняемся нашим епископам. Но, как в Церкви Греции многие священники и даже епископы высказали свое несогласие с аналогичным решением о признании украинских раскольников, так и мы полагаем, что у нас есть не меньше прав высказывать свое мнение.

Мы сожалеем о неожиданном решении Александрийского Патриарха, и мы хотели бы, чтобы оно было пересмотрено.

Священник Агапий Омукуба, Кения
​Священник Амвросий Чавала, Танзания
​Священник Анастасий Андреа, Танзания
Священник Антипа Одиам, Кения
​Священник Афанасий Орук, Уганда
Священник Афанасий Рукамунуга, Танзания
Священник Августин Баталингая, Танзания
Священник Варнава Воасим, Замбия
Священник Варнава Калумуна, Танзания
Священник Варфоломей Мапалала, Танзания
Священник Харалампий Осен, Уганда
Священник Хризостом Соспетер, Танзания
Священник Давид Лакво, Уганда
Священник Елевферий Нчунгуе, Танзания
Священник Элиаким Кулали, Кения
Священник Иероним Мутасингва, Танзания
Священник Иоанн Асонга, Кения
Священник Иоанн Джейкоб, Танзания
Священник Константин Шоки, Танзания
Священник Лаврентий Саква, Танзания
Священник Марк Ругемалира, Танзания
Священник Павел Кагома, Танзания
Иеромонах Филарет (Кимаро), Танзания
Священник Петр Маджуне, Танзания
Священник Петр Феофанос, Танзания
Священник Поликарп Ученья, Танзания
Священник Стефан Рушенья, Танзания
Священник Феодор Мутабази, Танзания
​Архимандрит Захария (Энок), Танзания

Решил ли синод РПЦ вопрос отношений с Александрийским патриархатом?

25 декабря впервые почти за сто лет состоялось совместное заседание синода РПЦ и Высшего церковного совета (высшего исполнительного органа РПЦ, в который входят руководители синодальных отделов – «церковных министерств и комитетов»). Поводом к столь представительному совещанию послужила чрезвычайная ситуация в мировом православии, сложившаяся уже впервые почти за тысячу лет после т.н. Великого раскола (а, вернее, откола т.н. католической церкви от Православия). Вот и сейчас парад признаний греческими церквами т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») поставил мировое православие на грань нового раскола (а, вернее, откола от канонического Православия тех, кто вступит в молитвенное общение с украинскими самосвятами).

И если решение о полном прекращении евхаристического общения с Экуменическим патриархатом и – «частично беременном» – с Элладской церковью, успели принять на предыдущих заседаниях синода, то в отношении Александрийского патриархата сохранялась интрига. Ведь в отличие от ЭП и ЭЦ, это одна из трёх древнейших церквей – вторая в диптихе Вселенского православия.

И вот 26 декабря 2019 г. синод (очевидно, посовещавшись с членами ВЦС) постановил (даём в порядке важности и понятным светским читателям языком):

– Разорвать евхаристическое общение с патриархом Александрийским Феодором (и, как следствие, прекратить поминовение на службах).

– Сохранить церковное общение с теми архиереями Александрийской церкви, которые не поддержали «легализацию украинского раскола».

Читать еще:  В США откроется музей Библии

– Приостановить деятельность подворья Александрийского патриархата в Москве.

– Преобразовать представительство патриарха Московского при патриархе Александрийском в приход РПЦ в Каире.

– Вывести из юрисдикции Александрийского патриархата русские православные приходы в Африке, подчинив их непосредственно Московской патриархии.

– Подчеркнуть, что решение патриарха Александрийского о признании украинских самосвятов противоречит его же неоднократным заявлениям в поддержку канонической Церкви на Украине и её предстоятеля митр. Онуфрия.

– Отметить, что решение о признании «раскольнической структуры на Украине» не выносилось на синод Александрийского патриархата, а потому не имеет соборного характера, а принято предстоятелем этой церкви единолично.

Как видим, в основном данные решения повторяют или схожи с таковыми, принятыми синода РПЦ в отношении Элладской церкви. Но есть и интересная специфика.

Возьмём пункты, касающиеся образования приходов РПЦ на канонической территории другой поместной церкви. Каноны это запрещают. Но – в случае действительно канонической территории. Если же церковь в силу попрания канонов перестаёт быть собственно церковью, то… Свято место пусто не бывает. И это, на самом деле – руководство к действию для другой поместной церкви. Ибо духовно окормлять верных Православию чад – её прямая обязанность.

Именно благодаря этому РПЦ ранее дала ответ (пусть пока даже ещё не симметричный) Экуменическому патриархату: открыла приходы и миссионерские центы в Турции – на некогда канонической территории некогда Константинопольского патриархата; приняла в свою юрисдикцию бывшую Архиепископию русских приходов Константинопольского патриархата в Западной Европе и даже – крошечную, но сам факт! – бывшую Ямайскую православную миссию Константинопольского патриархата.

Однако, всё же, синод РПЦ предварительно – ещё в октябре прошлого года определил, что ЭП «вывел себя за пределы канонического поля». Здесь же подобного постановления принято не было (очевидно, именно для того, что бы сохранить евхаристическое общение с отдельными епископами – что канонически бессмысленно, как мы покажем ниже) и это ставит Московский патриархат в двусмысленное положение: Александрийская церковь отпавшей не признана, но на её «каноническую территорию» вторжение осуществлено. И всё же, некоторые контраргументы у РПЦ имеются, и их подсказали эксперты Телеграм-канала «Религия сегодня». Вот один из них: иммигрантские приходы в Тунисе и Марокко были открыты в то время, когда Александрийская церковь вне Египта себя никак не проявляла (до XX века Африка южнее Сахары в ареал влияния Александрии также не входила).

Ещё одно отличие ситуации от «турецкой» в том, что священники РПЦ в Африке присутствуют в разных странах, и судьба русских (и примкнувших) общин будет зависеть от руководства этих государств, а не только от греческого патриарха в Каире.

Кроме того «перспектива переметнуться в МП для местных православных может оказаться привлекательной, особенно у тех, кто устал от греческого снобизма». И это уже где-то «ассиметричный ответ», поскольку, если раньше параллельные фанарским структуры создавались только в «диаспоре» (Зап. Европе и Ю-В Азии), то теперь речь идет о центральной Африке, которая доселе диаспорой не считалась.

Свою правоту Русская церковь обосновывает и тем, что «решение Патриарха Александрийского Феодора о признании украинских раскольников противоречит неоднократным заявлениям Его Блаженства в поддержку канонической Украинской Православной Церкви и её Предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия». Отметим, что Феодор последовательно (хоть и не всегда твёрдо) выступал в поддержку УПЦ (МП), обличая украинских самосвятов, с 2015 г.

Тут следует отметить, к резкой смене ориентации грека Феодора Хорефтакиса подтолкнуло нежное внимание те только посольства США, но и посольства Греции. «На патриарха Феодора, который лично против признания украинских раскольников, оказывалось давление со стороны МИД Греции (через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата), – сообщал источник, близкий к Киевской митрополии. – Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает «ПЦУ». Это давление греческих дипломатов поддержала группа митрополитов Александрийского патриархата (практически поголовно – этнических греков, – Д.С.), которые угрожали сбросить Патриарха. Показательно, что в Каире объявление о признании «ПЦУ» состоялось в присутствии греческого посла в Египте. И сам патриарх Феодор в своей короткой речи перед объявлением официального сообщения особо упомянул посла».

Впрочем, как мы теперь понимаем, и сам Феодор близок к русофобскому греческому лобби в Александрийском патриархате. Ещё в 2011 г. он назвался продолжателем дела своего предшественника Мелетия Метаксакиса. Того самого новостильника, экумениста и фактически основоположника теории восточного папизма, который всячески поддерживал «обновленческую церковь» в СССР в те годы, когда канонический патриарх Тихон находился под арестом.

И вот уже, в то время как каноническая Церковь подвергается гонениям на Украине верный продолжатель Мелетия Метаксакиса и Иуды Искариотиса (шесть лет лобызавший «братскими поцелуями епископов Украины, где до этого шесть лет прослужил представителем Александрийского патриарха), уже восхищается «жертвенным сердцем Епифания» и поёт осанну его «скромности»…

Какие ещё возможные резервы у РПЦ (при умелом и своевременном использовании)?

17 декабря было опубликовано открытое письмо 27 священников из Кении, Танзании, Уганды и Замбии. Приведём отрывки.

«Мы, православные африканские священники, с большим удивлением и смущением узнали о решении Патриарха Александрийского Феодора признать так называемую “Православную церковь на Украине”. Это внезапное решение противоположно той позиции, которую ранее занимал наш Патриарх…

Насколько нам известно, столь ответственное решение было принято без того, чтобы спросить мнение африканских священнослужителей, хотя именно африканцы составляют большинство клириков и прихожан Александрийского патриархата.

Мы хотим выразить наше мнение и говорим, что не согласны с указанным выше решением… И как в Церкви Греции многие священники и даже епископы высказали свое несогласие с аналогичным решением о признании украинских раскольников, так и мы полагаем, что у нас есть не меньше прав высказывать свое мнение. Мы сожалеем о неожиданном решении Александрийского Патриарха, и мы хотели бы, чтобы оно было пересмотрено».

Прецеденты перехода священнослужителей Экуменического патриархата в РПЦ имеются уже в Америке и Европе. Так почему не случиться тому же и в Африканском патриархате, где также наблюдается засилье надменного греческого епископата при автохтонном простом священстве и пастве.

Читать еще:  В Москве состоялся Первый международный форум

Кроме того, не стоит забывать и о коптах, чья численность на порядок превышает количество православных в Египте и Африке в целом. Эта древняя церковь крайне нуждается в поддержке, которую при желании ей может обеспечить такая мощная структура как Московский патриархат. И желание такое было осторожно проявлено именно в дни предательства александрийских греков. 8 ноября состоялась встреча руководства Российского православного университета с руководством Коптской духовной семинарии и Института коптских исследований. «Стороны обсудили дорожную карту сотрудничества по ряду научных и образовательных направлений… В ходе встречи стороны также обменялись предложениями о развитии совместной деятельности в организации программ изучения русского языка на площадках Коптской Церкви… Гости из Египта прибыли в Россию с программой, предполагающей посещение ведущих православных учебных заведений». В состав коптской делегации вошли: епископ, проректор Коптской духовной семинарии, секретарь Института коптских исследований, член Комиссии по диалогу между Русской и Коптской Церквами, а также преподаватели и студенты Коптской духовной семинарии.

Конечно, никакого евхаристического общения у РПЦ с Коптской церковью не может быть в принципе, ибо расхождения между Православием и миафизитством Коптской церкви догматические. Но, как заявил в 2010 г. патриарх Московский Кирилл на встрече с папой Александрийским Шенудой II, Русская православная церковь и древние восточные церкви (к которым принадлежит коптская) «находятся в состоянии богословского диалога». И, по нашим источникам, очень многие в Коптской церкви (именующей себя православной, кстати) находят догматические расхождения между миафизитством и Православием вполне преодолимыми.

двойной клик — редактировать изображение

Как бы там ни было, а патриарх Кирилл подарил папе патриарший посох, со словами: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться».

А вот на епископат АП рассчитывать приходится вряд ли. Даже несмотря на тот, упомянутый во вчерашнем постановлении Синода факт, что епископат АП за решение Феодора не голосовал. Вряд ли кто-то из греческих архиереев – даже протестующих в душе против признания «СЦУ» – пожертвует греческой солидарностью ради Христа и разорвёт евхаристическое общение с собственным патриархом. Не случилось же этого в Элладской церкви, где противостояние десятка епископов и двух сотен простых священников архиепископу Афинскому Иерониму было открытым. А это означает, что рано или поздно их совместная молитва с находящимися в молитвенном общении с украинскими епифанами неизбежно. И тогда они сами лишаются каноничности. В сою очередь, если РПЦ не разрывает евхаристического общения с ними, значит и себя ставит под угрозу потери каноничности.

Именно потому, решения нашего синода по Элладской и Александрийской церквам (остаться в общении с частью их епископата) не просто половинчатое, но крайне чреватое… Компромиссы тут невозможны.

Только анафема Варфоломею, Иерониму и Феодору с их единомышленниками способна поставить вопрос ребром для тех в Турции, Греции и Африке, кто желает сделать окончательный выбор между Христом и Велиаром.

Так что «мяч остаётся на половине» РПЦ. Решения синода по греческим церквам – лишь выход из собственной штрафной площадки. Не потерять хотя бы этот темп.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Блогер сообщил о письме с «Поцелуем Иуды» для признавшего ПЦУ патриарха Феодора

Москва. 12 ноября. INTERFAX.RU — После литургии в городе Лимассол на Кипре, где патриарх Александрийский и всей Африки Феодор помянул главу новой Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифания, ему, а также архиереям Александрийской и Кипрской церквей вручили конверты.

Внутри были письма с изображением Феодора с Киевским митрополитом Онуфрием и фрагмента фрески «Поцелуй Иуды», а также текст: «Онуфрий — митрополит, Епифаний — раскольник, Феодор — Иуда», написал на своей странице в фейсбуке православный блогер Александр Вознесенский.

«Ситуация такая: Феодор, несмотря на просьбы кипрского священства, помянул лично на литургии Епифания в Лимассоле. После этого все епископы и священники (Кипра — ИФ) получили конвертик, где была распечатана эта картинка», — написал Вознесенский.

На улице старший священник Александрийского патриархата разорвал послание, а Феодор «сбежал (из храма — ИФ) во избежание внимания толпы», утверждает Вознесенский. В то же время, по словам блогера, многие священники Кипра «благодарили, сказали, что все было сделано предельно корректно, что они в курсе проблемы и не поддерживают Феодора».

В минувшую пятницу, 8 ноября, стало известно, что предстоятель еще одной православной церкви мира — Александрийской — патриарх Феодор признал ПЦУ, упомянув за литургией имя ее руководителя Епифания как предстоятеля одной из поместных православных церквей. Позднее замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов заявил «Интерфаксу», что признание патриархом Александрийским и всей Африки неканонической ПЦУ делает невозможным его поминовение патриархом Кириллом

В конце октября ПЦУ признал глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним II, несмотря на противодействие собственного епископата.

Александрийский патриарх — «второй по чести» после Константинопольского среди предстоятелей поместных православных церквей. До недавних пор патриарх Феодор был известен как один из главных защитников канонического православия на Украине.

ПЦУ была создана в декабре 2018 года при содействии Константинопольского патриархата и тогдашнего руководства Украины во главе с президентом Петром Порошенко.

МОНИТОРИНГ СМИ: Непонятно, чем подписавшие обращение священники отличаются от Навального и Соболь. «Произошел бунт рядового духовенства против высшего церковного начальства. «

«Письмо священников» в поддержку обвиняемых в массовых беспорядках во время недавних протестных акций наделало много шума и было закономерно поддержано Романом Лункиным (см. «НГ» от 19.09.19). Политический жанр открытого письма заранее предопределил его содержание и интонацию. И это вызывает недоумение. Церковная традиция не знает жанра открытых писем – она знает совершенно иные формы «исполнения пастырского долга печалования о заключенных»: увещевания конкретных «неправедных» судей, личная поддержка страдальцев, личное обращение к вышестоящим и, наконец, самое главное – молитва о заточенных, духовное, а нередко, как показывает церковная традиция, и физическое со-узничество с заключенными.

«В темнице был, и вы пришли ко Мне», – говорит Господь одним, указывая им уготованное им Царствие. «В темнице был, и не пришли ко Мне» (Мф. 25, 43), – говорит Он другим, отсылая их в огонь вечный. Господь не сказал: «Я был в темнице, и вы освободили Меня», хотя, казалось бы, это главное, что требуется узнику, «однако Господь, будучи снисходителен, требует от нас того, что нам по силам», – как пишет Иоанн Златоуст. То есть даже Господь не требует непременного освобождения. И тем более Им нигде не сказано, что в качестве помощи узнику нужно обличать власть и писать открытые письма. Кстати, православная традиция понимает заключение не как месть, но как средство внутреннего очищения оступившегося, а посещение узника – как важное средство самоочищения и вразумления самого посещающего. В одном из своих наставлений преподобный Иосиф Волоцкий пишет: «Дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют – подай, поскорби, вздохни, прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо».

Читать еще:  К чему призывает нас преподобный Сергий Радонежский?

Таким образом, важнейшим фактором достижения цели становится не требование освобождения, не обличение власти, а личное посещение, личное увещевание, личное заступничество за конкретного человека. Адресат, в сторону которого направлено движение души, – конкретный человек (недаром старообрядцы в позапрошлом веке протестовали, когда им предложили собирать милостыню вообще на заключенных, а не подавать отдельно каждому). Это положение высвечивает первое и главное противоречие письма – оно не имеет адреса. В этом смысле это очень осторожное, крайне аккуратное письмо с хорошо просчитанными последствиями. Никаких обличений власти там не содержится. Оценок политического строя не дается. Призывов к конкретным ответственным людям прекратить произвол там тоже нет. Это как если бы первохристианские мученики, умирая от пыток, обличали зло и неправду мира и призывали к покаянию всех вообще, а не своих мучителей, а советский комбат, поднимаясь в атаку под Курском, кричал: «Долой фашизм!» Это очень интересный момент, и мы к нему вернемся позднее.

Дальше мы видим полный перечень аргументов в защиту фигурантов «московского дела», аргументов, взятых исключительно из СМИ. Ни один из подписавших не знакомился с материалами дел, не беседовал с адвокатами, не присутствовал при допросах (среди подписавших вообще минимум людей из Москвы). Однако выводы сделаны, и сделаны, как мы увидим ниже, как нужно и именно теми, кто должен был их сделать.

Еще один важный момент – странная (хотя вполне понятная) непоследовательность авторов письма. Ежедневно в России выносится много судебных приговоров относительно самых разных людей. Среди обвиняемых помимо настоящих преступников есть преступники мнимые, те, кому подбросили наркотики, оклеветали, ложно обвинили, подставили, кинули. Однако их судьбы не интересуют авторов письма. На них нельзя хайпануть, с их помощью нельзя получить статус неравнодушного, страстного правозащитника, душа которого страданиями мира уязвлена стала. Есть ли среди подписавших письмо те, для кого заступничество за заключенных и пострадавших от несправедливости властей ли, ближних ли – это неотъемлемая, ежедневно реализуемая часть пастырского призвания? Вопрос риторический. Но тогда нельзя не задаться вполне конкретным вопросом: чем тогда подписавшие письмо отличаются от Навального и Соболь, которые, отписавшись в Twitter и постояв в пикете, летят на отдых за границу?

Интересна концовка письма с призывом ко всем молиться за фигурантов. Примечательно, что авторы не пишут: «Мы будем молиться» – они призывают к этому других. Вообще скрытый, но довольно легко прочитываемый вывод письма в целом – время молитв и печалований на самом деле прошло, так как толку от них немного, да и мы сами не очень в это верим – протесты и драки с ОМОНом куда более эффективны.

А теперь возвращаемся к главному – безадресности письма. Но ведь так не бывает. У любого письма всегда есть адресат. И у этого письма, разумеется, он тоже имеется. Это либеральные журналисты и либеральные СМИ, сторонники фигурантов «московского дела» и вообще союзники оппозиции. Именно к ним письмо и обращено, так как они доскажут, домыслят, дополнят то, что было недосказано, о чем было умолчано.

Так и происходит. О чем на самом деле пишут авторы письма? Неужели о фигурантах «московского дела»? По реакции адресатов письма хорошо видно, что цель достигнута: фигуранты – только прикрытие и повод. Речь на самом деле совершенно о другом. О священноначалии, церкви и порядках в ней. Об этом, и только об этом речь. Не случайно один из либеральных адресатов письма точно считывает посыл оного: «В церковно-политическом смысле произошел бунт рядового духовенства против высшего церковного начальства и его где-то молчаливой, где-то абсолютно лояльной властям позиции». А дальше на этой торной дороге оступиться при всем желании невозможно: «молодые священники ближе к интересам людей», «прислушиваются к активным прихожанам», «смелость и самостоятельность в высказываниях и творческих инициативах, которые строятся на демократических принципах» (демократические принципы в церкви – это замечательно, но все-таки стоит напомнить, что Христос был распят в результате именно демократической процедуры).

Ну и, конечно, страсти по поводу массовых репрессий, которые сейчас обрушатся на вольнодумцев. Вывод очень простой – если не хотите репрессий, давайте дальше, жмите, давите, вот уже и сам Познер с вами, глядишь, «демократические движение» (именно так!) в церкви победит и наступит долгожданная свобода. И никакой опыт демократов-обновленцев не убеждает их в обратном, как не убеждает политических бунтарей и опыт 1917 года. В общем, письмо попало в цель.

И последнее. Если и правда авторов письма так занимают судьбы фигурантов «московского дела», то почему они, столь смелые сегодня в подписях, не пошли совсем недавно, в дни волнений, движимые тем же пастырским долгом и совестью, взяв крест и Евангелие, на стогны града и не встали между враждующими сторонами, умоляя остановиться? Во-первых, сами бы все увидели. А во-вторых, никаких фигурантов, вполне возможно, тогда не было бы. Тогда боялись епархиального начальства, а сейчас осмелели? Или просто так, из Вены, Дюссельдорфа и Могилева, безопаснее? Или все именно потому, что они на самом деле общаются со СМИ и высказывают претензии патриарху, а не печалуются? Любой вариант годится.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector