0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открыты вакансии в типографии Киево-Печерской Лавры

Отзыв: Киево-Печерская лавра (Украина, Киев) — Монашеская республика в центре мегаполиса

В апреле 2011 года прилетел я в Киев из Израиля. Хотел попасть в Киево-Печерскую Лавру – понятно, нужно такси. В аэропорту «Борисполь» — из терминала встретил один таксист, до выхода довел другой, до машины — третий, ну а в авто я сел уже к четвертому. Солидный эскорт, ничего не скажешь.

Водитель говорит: «До Лавры – 250 гривен (где-то 30 долларов)». Поехали. Ехали долго. А доехал я за 10 долларов. Знаете, почему? Потому что всю дорогу показывал ему, куда ехать. Он не обиделся, потому что понимал, что нельзя жить в столице Украины и не знать, где находится Киево-Печерская Лавра.

Официально монастырь делится на две части: Верхнюю и Нижнюю. В Верхнюю можно войти через центральные ворота (называются «Святые врата»). Это музейная территория — вход платный (где-то 4 доллара).

Людей часто смущает, как это, мол, в монастыре, и платить за вход. Но не смущайтесь. Этот расклад церковно-государственных отношений в Украине объяснять долго. Лучше войдите, и увидите много интересного.

Великая Лаврская колокольня, высотой 96 метров (на нее можно подняться), большая монастырская площадь со скамейками для уставших. Красавцы – Успенский собор и Трапезный храм. По всей территории разбросаны музеи: древности, церковной книги и утвари, миниатюры, и так далее. Есть парочка уютных кафе со столиками прямо на улице. Две надвратные церкви. Красивые виды города – сверху вниз.

Из Верхней Лавры можно попасть в Нижнюю (бесплатно). А вообще в сам монастырь вход с другой стороны.

Лавра (нижняя часть) славится пещерами – Ближними и Дальними. Там находятся мощи (нетленные останки) святых монахов, которые основали Лавру и всю жизнь прожили здесь.

Пещеры – это особый мир. В нем – древность, историчность (много событий с ними связано), спокойствие и одухотворенность. Полумрак. Эффект катакомб. Раньше там были кельи первых монахов. Там же их и хоронили.

Не пытайтесь фотографировать. У моего товарища, при попытке сделать снимок, разрядился фотоаппарат. Вообще монахи не разрешают фотографировать в пещерах.

В Лавре много зелени, в тени которой можно отдохнуть. Есть сады и мини-парки и аллеи.

Практически все храмы открыты целыми днями.

Нижнюю Лавру (монастырскую часть) также можно условно разделить на две половины: верхнюю и нижнюю. В самой верхней точке монастыря находится храм Рождества Пресвятой Богородицы. Его называют «Академический» или «Школьный». В этой церкви студенты Духовных семинарии и академии, которые также располагаются здесь, проходят практику. Здесь также любят венчаться молодые пары.

Обычно в монастырях не венчают. Но Лавра – уникальное место для всего Христианского мира, и поэтому здесь идут на уступки. Есть в монастыре еще один храм, в котором совершают венчания. Это церковь «Живоносного Источника» — находится в самой нижней точке Лавры, но за монастырской оградой. Рядом расположены два источника с целебной водой: в честь преподобного Антония и преподобного Феодосия Печерских. Ежедневно тысячи людей приходят туда по воду.

Вход в Дальние пещеры расположен в Аннозачатиевском храме — в верхней ее части. А в Ближние пещеры можно пройти из Крестовоздвиженской церкви, что в нижней части монастыря. Радом с ней находится дом наместника. За храмом лестница, которая ведет к монашеским кельям и монастырскому саду, в котором расположена пасека.

Эта часть Лавры находится на вершине глубокого обрыва. Внизу, чуть дальше — молодой сад, цветник, храм «Живоносный Источник» и выход из монастыря. А еще дальше – Днепр.

Рядом с Крестовоздвиженским находится так называемый Теплый храм, освященный в честь Всех преподобных Печерских. Кстати, из-за неимения своей церкви, в нем, каждую субботу, совершает свои богослужения Грузинская община.

Читать еще:  В Уганде намерены вернуть смертную казнь за гомосексуализм

Недалеко от входа в Нижнюю часть Лавры (со стороны памятника воинам-интернационалистам) находится храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Еще несколько лет назад эта церковь находилась в запустении, и мало кто знал, что там исторически был древний храм. Но в Лавре постоянно проводят исследования, поэтому с каждым годом открываются новые подробности.

На территории Лавры находятся корпуса Киевских духовных семинарии и академии, как учебные, так и общежития.

В последние годы Лавра активно возрождается. Восстановлены практически все храмы и реставрированы почти все корпуса.

Приведено в порядок монастырское кладбище, которое находится в верхней части монастыря. Там также можно отдохнуть с дороги в окружении огромного количества разноцветных роз.

В Лавре – очень развитая инфраструктура: есть паломнические гостиницы, кафетерии и продуктовые киоски.

В дни больших церковных праздников (Рождество, Крещение, Преображение, Воскресение и Вознесение) на территории монастыря проводятся ярмарки, в которых принимают участие представители всех регионов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

При монастыре действует Паломнический центр. За небольшую плату вам организуют содержательную экскурсию по территории монастыря.

Также из Лавры отправляются автобусы, с паломниками, в Израиль, Италию, Германию и во Францию – к мировым Святыням.

Если сравнивать Верхнюю (музейную) и Нижнюю (монастырскую) части Лавры, можно сразу увидеть, что Нижняя – более обжитая, облагорожена, больше рассчитана не на одноразовое посещение, а даже на продолжительное пребывание здесь.

Богослужения совершаются утром и вечером.

Верхняя часть, несмотря на архитектурное величие, более запущена. Есть здания, которые давно не ремонтировались, а некоторые совсем закрыты или сдаются в пользование светским структурам: мастерским или музеям. К примеру, на территории Верхней Лавры находится Институт культуры и искусств.

Как бы там ни было, Киево-Печерская Лавра – удивительное место: по архитектуре, по древности территории, по количеству Святынь и по красоте природы.

В монастыре налажено широкое производство, как предметов (вещей), так и продуктов. Есть продукты с маркой «Лаврские»: вино, мед, конфеты, печенье, пряники и соки. Все это вполне может поддержать ваши силы в паломничестве. Цены в лаврских кафе умеренные, а еда вкусная.

По всей территории монастыря множество церковных лавок и магазинов. Цены – разные – от 8 гривен (1 доллара) до нескольких десятков тысяч гривен (нескольких тысяч долларов). Ассортимент – богатый. 80% всего производится в Лавре или по ее заказу.

Литература почти вся, к сожалению, привозится из России. Но многое издается и здесь.

Возле монастыря очень много такси. Не советую даже подходить. Цены рассчитаны на туристов, которым все равно, сколько платить. Лучше потратить деньги на лаврские памятные подарки.

К тому же, все районы вокруг Киево-Печерской Лавры, — прекрасное место для прогулок и отдыха.

Ворота монастыря не закрываются допоздна. Чтобы побыть здесь хоть какое-то время, сюда едут со всего мира.

Киев. Святая Успенская Киево-Печерская лавра — отзыв

Что посмотреть. Стоимость билетов

Историко-культурный заповедник

На территорию можно попасть со стороны улицы Лаврской через Святые ворота главного входа Лавры — предварительно ознакомившись с ценами и купив входной билет (по состоянию на июль 2018 года — 30 гривен).

Тут же размещена схема комплекса.

Перед входом в надвратную Троицкую церковь стоит обратить внимание на стены с росписями

С обратной стороны фрагментарно открыта кладка двенадцатого века.

Территория Заповедника больше похожа на музей.

Везде можно почитать информацию об объектах.

К достопримечательностям следуем по указателям.

Колокольня Успенского собора

расположена на территории Заповедника. Следуя нашей традиции посещать высокие места — заходим вовнутрь. Вход платный (60 гривен).

Узнаем, что строительство Большой Лаврской Колокольни началось в 1731 году и затянулось на тринадцать лет. Архитектором был Йоган Готфрид Шетель.

Следуя указателю проходим первый и второй ярусы.

На колокольне Софийского собора мы видели колокол Ивана Мазепы — здесь свой многотонный раритет поднятый на третий ярус в 2014 году — колокол «Всех Святых».

Сохранены деревянные элементы старой колокольни.

Читать еще:  Чего не стоит делать после Пасхи: 5 ошибок

С четвертого яруса открываются превосходные виды на весь комплекс включая церкви монастыря: Крестовоздвиженская, «Всех преподобных отцов Печерских», «Живоносный источник».

С высоты можно рассмотреть под другим ракурсом территорию Заповедника — Трапезная церковь:

Золотые купола Успенского собора:

Бывшие кельи соборных старцев:

На берегу Днепра видна величественная мега-скульптура Матери-Родины:

На западе — башни Часовая и Кущницкая (построенная все тем же Иваном Мазепой), Свято-Феодосийский мужской монастырь, здание Арсенала:

На севере — церковь Всех Святых:

Обходим Колокольню со всех сторон

И осматриваем территорию вокруг нее — ротонда над фонтаном бывшего колодца:

Здесь сохранилось несколько надгробий и в объектив фотоаппарата попадает могила Данилы Михайловича Щербаковского — 1877 — 1927 годов жизни.

Как и в случае несанкционированного захоронения перед колокольней Софийского собора, так и эта могила на территории Верхней лавры (ныне исторического заповедника) имеет скандальную — противоречащую святости места — историю.

Русскоязычная версия статьи о Даниле Щербаковском совсем короткая — даты рождения и смерти, сфера деятельности, список работ и ни слова об обстоятельствах смерти, а так же месте захоронения. В украинской Википедии узнаю, что искусствовед и музейный деятель покончил жизнь самоубийством а его похороны возле Большой Лаврской Колокольни превратились в митинг,

во время которого произносились речи, трактованы в ГПУ как «антисоветские». Впоследствии многие участники похорон Щербаковского были репрессированы.

Собственной семьи Щербаковский не имел, поэтому его могила на территории Киево-Печерской лавры быстро пришла в запустение, а 1934 году вообще исчезла. Ее восстановили только в начале 1990-х годов.

В советские времена его имя замалчивали. «Можно было говорить о ком угодно, только не о нем. Не то что его имя было как-то напрямую запрещено. Но оно было, помнится, определенно нежелательно», — вспоминал Сергей Белоконь .

Сегодня память Данилы. Щербакивского чтит Национальный союз мастеров народного искусства Украины , ежегодно ко дню рождения ученого присуждает премию его имени.

Успенский собор разрушенный во время Второй мировой войны почти до основания — построен заново в наше время.

Сейчас можно увидеть лишь фрагмент стены выполненной в технике «домонгольской» кладки:

Вход во внутрь собора, а так же Трапезную церковь — свободный.

Возле Трапезной церкви расположена могила Петра Столыпина.

Стоит отметить широкую географию жизненного пути этого государственного деятеля и реформатора Российской империи, который родился в Дрездене, свою деятельность в качестве предводителя дворянства и губернатора начинал в Каунасе (Ковно) и Гродно, был убит и похоронен в Киеве.

Во дворе, который образуют бывший дом наместника Лавры и здание митрополичьих покоев мы послушали колокольный звон и надо сказать, что никаких слов не хватит чтобы передать испытанные мной ощущения.

Кстати, воскресный колокольный звон Киевской Лавры мы слышали находясь на левом берегу Днепра из гостиницы Турист где проживали. А вот и звонарь — обычный мирской молодой человек:

Проходим под опорными арками крепостной стены. Слева — здание типографии.

Мимо монастырских хозяйственных построек выходим к Южным воротам (здесь то же можно купить входной билет на территорию Заповедника) и следуем в Нижнюю Лавру.

Монастырь и Пещеры

Вход на территорию Лавры принадлежащей Украинской православной церкви — свободный. Именно здесь находятся знаменитые пещеры: Ближние и Дальние.

Пещеры мне были интересны в первую очередь тем, что здесь были удостоены погребения только две женщины: Ефросиния Полоцкая (12 век) и Иулиания Ольшанская (16 век).

Фотография здесь не приветствуется — хотя куда деться от камер смартфонов — похоже с эти смирились сами служители церкви.

Мощи Иулиании Ольшанской находятся в Ближних пещерах.

Святая Русской православной церкви, праведная княжна, дева, из рода Гольшанских-Дубровицких, потомков литовских удельных князей. Память совершается 4 (17) июня, 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября).

Святая Иулиания почитается как первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души.

Кроме того, здесь погребены мощи Нестора Летописца, который

традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

В Дальние пещеры ведет галерея, но так же можно пройти на свежем воздухе по параллельной дорожке, вдоль которой посажены розы.

Читать еще:  Свобода вседозволенности – это путь к рабству

Проходы в пещерах очень узкие, поэтому монахи предупреждают об осторожности со свечами — пламя надо прикрывать ладонью.

Удалось запечатлеть кельи в которых жили монахи-отшельники — я специально усилила цвет на фото, чтобы была видна структура камня:

В Дальних пещерах хранится только часть мощей Ефросинии Полоцкой:

о переносе мощей в Полоцк начал в 1833 году ходатайствовать епископ Витебский и Минский Гавриил.

В 1858 году во время правления императора Александра II о перенесении мощей Евфросинии ходатайствовали жители Полоцка, в 1864 году ходатайство поддержал генерал-губернатор Северо-Западного края Муравьёв. И только в 1871 году епископ Полоцкий Савва добился, чтобы в Спасский монастырь была доставлена часть мощей.

Разрешение на конечный перенос мощей было получено только от императора Николая II. Сами останки, за исключением символической части, были перенесены в Спасо-Евфросиниевский монастырь в 1910 году. Также была объявлена и целебность останков. Перенос происходил очень торжественно, мощи сопровождали известные религиозные и государственные лица России.

Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году останки были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь. В феврале 1919 года Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, останки были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все ценности, которые были при останках, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли останки в Свято-Покровскую церковь, а после 23 октября 1943 г. останки были возвращены в Спасо-Евфросиниевский монастырь, где остаются и поныне

В пещерах также расположены церкви — это расширенные площадки с иконостасом. Лучше всего сюда приходить утром, когда идут службы.

Видели в мы в Дальних пещерах и мироточивые главы — по сути это черепа размещенные в сосудах. Я узнала, что миро источаемое этими человеческими останками — целебное. Мне стало интересно, продается ли масло мироточивых глав в Лавре. Я спросила об этом в церковной лавке — и, да процесс поставлен на поток — стоимость маленькой бутылочки — 10 гривен.

Маслянистая желтоватая жидкость имеет едва уловимый запах прогорклого растительного масла. Сначала я уповала на его целебную силу, но видать веры не хватило — и одно осознание того, что у меня в руках выжимка из человеческих многовековых костей (все-таки не смею сомневаться в честности церкви) — сделало применение масла в лечебных целях для меня невозможным.

Далее мы остановились у небольшого вольера с павлинами.

Отсюда видна часть Дебоскетовской стены:

массивная противооползневая подпорная стена, построенная для укрепления склона юго-восточной территории Ближних пещер Киево-Печерской лавры в середине XVIII в. Является выдающимся образцом инженерного и архитектурного искусства. Названа в честь военного инженера Даниила де Боскета, который руководил работами по возведению стены, а также внёс значительный вклад в строительство фортификационно-оборонительных сооружений Киева.

Архитектурный ансамбль со стеной составляют ограждение и две ротонды в стиле классицизма, построенные по проекту архитектора А. Яновского:

  • одна — на северо-восточной стороне стены, построена в 1786 году для размещения ризницы Ближних пещер;
  • другая — с западной стороны стены, возведённая в конце XVIII в., служит входом в галерею от Ближних к Дальним пещерам.

Если пройти по дорожке в сторону реки — то там расположены Святой источник преподобного Антония и Церковь «Живоносный источник».

На территории Лавры есть возможность перекусить в трапезных.

Вышли мы через Западные ворота на улицу Лаврскую.

И вернулись к Главному входу Лавры — Троицкой надвратной церкви, где прямо напротив находится остановка общественного транспорта, чтобы продолжить прогулку по Киеву.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector