1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношение Церкви к алкоголю

Святые отцы о пьянстве

Пагубное влияние «зеленого змия» известно еще с ветхозаветных времен. Первое Библейское повествование о зловредном воздействии чрезмерного винопития восходит к истории Всемирного потопа. Так, святой праведный Ной, который, вместе со своим семейством, только один из всего рода человеческого был спасен от общего бедствия по чудесному откровению от свыше, «начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20-21). Праведный Лот, избежавший с помощью ангелов Божиих горькой участи нечестивых жителей сожженного Содома, после впал, однако, в тяжкий грех кровосмешения со своими собственными дочерями, когда был упоен ими же до потери памяти и смысла (см. Быт. 9, 30-38). Легендарный богатырь Сампсон, предавшись пьянству и любодеянию, был лишен своей удивительной силы и благодати Божьей, легко побежден давнишними врагами, ослеплен, поруган и осужден к бесчестной работе, пока не вернулся в прежнее достоинство (см. Быт. 16, 16-31).

В христианстве нет категорического запрета на умеренное потребление вина в разрешенное церковным уставом время, тем не менее по поводу порока пьянства св. апостол Павел прямо и недвусмысленно говорит, что «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 10). Свт. Василий Великий называл пьянство «самовольным бесом, который от сласти в душе рождается». Много сказано святоотеческих поучений, порицающих пьянство и призывающих христиан к достойному их веры образу жизни. Некоторые наиболее заслуживающие внимания проповеди приведем по старообрядческой книге «Измарагд» (изд. 7419 г., свободный перевод на русский).

Булгаковский Д.Г. Иллюстрированный альбом «Пьянство и его последствия»

Слово о пьянстве (слово 41-е).

Пьянство есть пагубнее объедения и многократно запрещено святыми книгами. Сим не достойно нам отягчаться. Добро есть мало испить, ради телесной немощи. Как земля, в меру поливаемая, насеянное в ней семя возрастит с прибытком, но от излишества влаги только терние возрастит, так и многое питие сотворит человека безумным в поругание, а мудрым — в плач. Сказано в Божественном Писании: Ной был мужем праведным, а, упившись, лежал наг. От безумного Хама поруган был, и мудрые сыновья покрыли его наготу. Бежим, братья, от пьяной трапезы и беса, да не поруганы будем. Но паче пребываем в трезвости, да будет целомудрен внутренний человек. Так и приточник учит нас, говоря: не будь винопийцей. Всякий пьяница обнищает. Кому люто? Кому молва, и свары, и суды, и распри? Искушение и тщета? Кому сини очи? Не пребывающим ли в корчме и ищущим, где пиры бывают? В вине не укрепляйся, ибо многих погубило пьянство. Не пользует безумного пища и питие. Неистово и досадливо есть пьянство. И всякий, приобщающийся к нему, не будет мудр. Исаия же, укоряя пребывающих в пьянстве, говорил: «горе гонящим квас и ждущим вечера, потому что их жжет вино». И Иоиль сказал: «протрезвитесь, прельщенные пьянством. И плачьте, и рыдайте пагубы вашего пьянства». Воистину похотливым и некрещенным людям пьянство есть на веселие. Как и сказано: заблуждаются пьяные. А хотящие жить чисто пойдут по правому пути без соблазна, послушав апостола: «не упивайтесь вином, в нем же нет спасения». И также: «пьяницы Царствия Божьего не наследуют». Сего ради не будьте безумны, но разумейте, что есть воля Божия. Ибо все вредные и постыдные дела возникают от пьянства. Господь же наш Исус Христос всем заповедал, глаголя: «блюдитесь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими». Ему же слава.

Слово святых отец. О пьянстве ко всем христианам (слово 43-е).

Рече Господь ко апостолам Своим: пьяницы не наследуют Царствия Божьего, но уготована им мука вечная с прелюбодеями и ворами. И в первых родах было показано от Бога, как великие мужи, угодники Божии, погибли от пьянства. Цари отринуты от царствования, и святители погубили святительский сан. И сильные силу свою потеряли. И храбрые были преданы мечу. Богатые обнищали. И много пожившие умерли без Божьего суда. Ибо скоро пьяницы умирают, как удавленники. Если кто в пьянстве умрет, тот сам себе убийца и враг, и приношение за него ненавистно Богу. Что нам делает беззаконное пьянство? Губит ум, портит орудия, теряет прибытки. Князьям пьянство опустошит землю, простых людей доведет до тяжкой работы и наделает им множество долгов. Умелым мастерам пьянство испортит искусство и не даст им разума исполнить дело. Братию ссорит. Жен от мужей отлучает. Ногам болезнь творит и рукам дрожь. Отнимает зрение очей. Красоту погубит. Пьянство к церкви не пустит, ибо молиться Богу не хочет. Книги прочитать не даст. Страх Божий отгонит, смерти предает и во огнь вечный посылает. Братья, добро оставить злое пьянство, чтобы получить Царство Небесное и жизнь без конца.

Слово святых отец о пьянстве (слово 44-е).

Святые отцы не возбраняют нам того, чтобы пить и есть в законное время, но запретили объедение и пьянство. Не ел и не пил диавол, но спал вниз. А Павел и ел и пил, но взошел на небо. Чтобы не пить совсем, было бы к досаждению людям: от Бога дано есть питие разумным на веселие. Но неразумные часто упиваются до пьянства и до непрестанного злого греха. Не сказано в Писании «не пейте», но «да не упивайтесь». Кто может удержать утробу от пьянства и уста от злых словес, тому возможно есть. Чтобы, без ума упившись, не впасть в блуд. О много же пьющих сказано так: кому горе, кому мятеж, кому мерзость, кому сокрушение? Не пребывающим ли в вине? И смотрящим, где пиры бывают? О братья и сестры, бегайте пьянства. И трезвыми пребывайте в молитвенный час, в который Богу молитесь. Вечер, утро и в полдень — с трезвым умом, а не пьянством. Как и апостол Петр говорит: братья, будьте трезвы, а не пьяны. Ибо супостат ваш диавол ищет пьяных, чтобы поглотить их. О, горе пьяным, как им сохранить себя? Лежащим, словно мертвым. И от Бога отбежавшим пьянства ради. Удалившимся от Святого Духа из-за смрада пьянства. И слова Божьего не имеющего в устах своих из-за гнили пьянства. И Ангелу-Хранителю отошедшему и плачущему о пьяном. Бесы же веселятся о пьяницах. И, радуясь, приносят жертву к диаволу от пьяных. Дьявол же радуется и говорит: никогда же не веселюсь так и не радуюсь о жертве человек-язычников, как о пьянстве христиан. В пьяницах творятся вся дела моего хотения и лучше мне есть пьяницы и запойцы от христиан, чем язычники, молящиеся идолам. Ибо и язычников Бог соблюдает, пьяниц же — ненавидит и гнушается их. Я же радуюсь о них, ибо мои есть пьяные. А трезвые — Божии. Сказав сие, диавол приказал бесам: идите и поучайте христиан на пьянство и на всякое дело хотения моего. Ангелы же Господни, с великой печалью пришедши к святым отцам, поведали им о том, чтобы отлучали христиан от пьянства и запойства злого, но не от пития в подобное время. Святые же отцы написали честное свое и святое учение и предали его христианам, как правило в сей жизни. Если кто послушает и поживет в страхе Божьем, наследует Небесное Царствие. А кто святых отцов учения не послушает, тот осужден будет с бесами в муку вечную. Услышавши об этом, подвигнемся, братья и сестры, сотворить заповеди Господни трезвым умом. Ему же слава со Отцом и со Святым Духом.

Данные современной статистики открывают весьма печальную картину губительного воздействия алкоголя на окружающее общество. Так, в пьяном виде совершается 50% убийств и 25% самоубийств. Порядка 60% разбоев и грабежей устраивают с целью найти деньги на спиртное. Около половины ДТП происходит при участии пьяных водителей. Примерно половина разводов в России — из-за алкоголизма одного из супругов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на 2010 год Россия находится на 4 месте в Мире по количеству выпиваемого спиртного на душу населения в год. Эта цифра составляет 15.1 литров чистого этанола. Тройку самых пьющих стран в мире возглавляет Белоруссия (17.5 л.), далее следуют Молдавия (16.8 л.) и Литва (15.4 л.). Самые трезвые страны — исламские страны ближнего востока, такие как Саудовская Аравия и Пакистан.

Булгаковский Д.Г. Иллюстрированный альбом «Пьянство и его последствия»

В «Древнем Патерике» есть один показательный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю явился бес и обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил какой-нибудь грех. Он предложил на выбор следующие три: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить — стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и буду мирно жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил все многолетние труды свои.

Желаю, о возлюбленный, спасения твоего и благословение даю тебе. Знаешь о том, сын мой и чадо, духом рожденное, что дал мне Бог талант учения, да им прикуп сотворю, а не сокрою в лености. Господь, пришедши, спросит с меня грешного на Страшном Суде Своем, если прикупа им ныне не сотворю: лютый суд и злой ответ будет мне. Талант же мой есть, чтобы заботиться о душах ваших и сеять в сердцах ваших Божественное семясвятое учение, терние же греховное искоренять. Когда вижу вас в заповедях Господних ходящих, тогда радуется сердце мое, когда же вижу повеления Господни преступающих, тогда снедает меня печаль. О сем и прежде говорил тебе, чадо мое любимое, о злом пьянстве, и ты не послушал того. И ныне весьма печалюсь о тебе, так как вижу тебя в святые постные дни побеждаемого пьянством. Дни сии даны христианам на очищение грехов и на спасение души, а ты пребываешь как неверный… О чадо, не упивайся во святой сей пост, сиевеликое зло. Апостолы из-за этого не велели и памяти святых в пост творить, а вы, больше чем на память святых, своим утробам честь творите, упиваясь в святой пост. Так, тщетно мы христианами именуемся, если делаем дела язычников. О братья, все во славу Божью творите, да Господь прославит вас во Царствии Своем, а здесь здравие и честь, и жизнь мирную подаст вам Господь Бог ваш. Ему же слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков, аминь («Златоуст», сл. 19-е).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Зависимость. Взгляд священника

Приблизительное время чтения: 6 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Жить с зависимым. Бежать или бороться?» (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо психотерапевта Константина Ольхового — Что делать, если любимый человек оказался во власти зависимости?, исполнительного директора благотворительного фонда «Диакония» Елену Рыдалевскую — Помощь зависимому. Пошаговое руководство, и протоиерея Андрея Лоргуса.

На вопрос читателя отвечает протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва):

Проблема зависимости имеет много разных сторон. Одно дело, когда человек имеет дурную наследственность, когда в его роду есть алкоголики, и он рождается уже с предрасположенностью к алкоголизму, с потенциальной зависимостью, которая может впоследствии проявиться. Зависимость здесь воспринимается как беда, в которой человек частично не виноват. Хотя и в такой ситуации он очень многое может сделать, чтобы не стать алкоголиком.

И совсем другое дело, когда здоровый человек, которого не толкала никакая наследственность, сам начал выпивать и скатился до алкоголизма, сам предпочел такой образ жизни. Он сделал свой духовный выбор и несет за него полную ответственность.

Зависимость — это типичная страсть. Но все-таки страсть — понятие более широкое, включающее в себя целый комплекс антропологических свойств и качеств личности. А в зависимости превалирует психологический аспект, определяющий отношение человека к тому или иному объекту. С аскетической точки зрения зависимость — это пленение. Человек, который становится рабом алкоголя, курения, наркотиков, отказывается от своей свободы — от свободы выбора, чувств, оценок, действий, попадает в плен, в ловушку.

Церковь стремится помочь зависимым людям сразу по нескольким направлениям. Первое — это, конечно, духовная помощь зависимым и членам их семей. Очень важно поддержать больного алкоголизмом или наркоманией пастырским словом, поддержать в церковных таинствах, включить его в евхаристическую жизнь.

Но этого недостаточно, потому что зависимому человеку необходима социальная реабилитация. Дело в том, что мы часто таким образом устраиваем свою жизнь, начиная от распорядка дня, заканчивая друзьями, которыми мы себя окружаем, что, даже если мы и захотим вырваться из своей зависимости, наша среда не позволит нам этого сделать. Поэтому Церковь организует всевозможные общества трезвости, реабилитационные центры, общества анонимных алкоголиков, наркоманов, которые действуют при храмах и монастырях. Часто люди приезжают в такие центры издалека, многие центры находятся в удалении от городской среды — и это позволяет человеку оторваться от привычного образа жизни, помогает укрепиться в своем стремлении вылечиться, помогает вернуться обратно уже другим человеком.

Читать еще:  Компьютеры. Компьютерное оборудование

Проблема алкогольной зависимости — мы все люди грешные — увы, распространена и в священнической среде. Церковь этого не скрывает и тоже стремится бороться с этим пороком. Поэтому уже много лет существуют отдельные общества анонимных алкоголиков-священнослужителей.

Следующее направление, по которому в Церкви ведется борьба с зависимостью, тоже очень важное. Это духовная проповедь и работа по просвещению людей. В России существует целый культ алкоголизма. Он проявляется во всех сферах культуры и искусства — в литературе, в кино, в рекламе, он поддерживается в народе. Народ сверхлояльно относится к алкоголику, которому часто прощается то, что не прощается трезвому.

Сегодня очень важно вывести алкоголизм за рамки приемлемого в нашей культуре. И, слава Богу, в этом вопросе люди ждут от Церкви строгости. Мы пытаемся донести до людей, что подобное отношение к алкоголю и к другим психоактивным веществам — это ненормально, что нельзя обращать употребление алкоголя в национальный вид спорта или в образец правильного времяпрепровождения. Церковь должна внушать людям, что алкоголизм — это страшное зло, к которому невозможно относиться лояльно. И свидетельство Церкви о том, что алкоголизм — это тяжкий порок, должно звучать все громче и громче.

Что касается письма, которое «Фоме» прислала читательница, то в нем есть целая человеческая драма. Совершенно очевидно, что жить с алкоголиком — это настоящий ад, это чудовищно. И то, что женщины оставляют своих мужей-алкоголиков или, наоборот, мужчины оставляют своих жен-алкоголичек — такое тоже бывает, совершенно объяснимо, в этом нет ничего предосудительного. Даже если они любят друг друга, любят своего ребенка, жить вместе все равно невозможно. Но могу ли я посоветовать развестись читательнице, которая пишет, что не может оставить своего мужа? Разумеется, нет.

Чтобы давать конкретные советы, нужно видеть человека лично, нужно знать его историю как можно подробнее, нужно во многом вместе разбираться. В данном же случае, когда передо мной только одно письмо, состоящее из нескольких предложений, любой совет окажется грубейшим вмешательством в личную жизнь.

Именно поэтому Церковь всегда призывает искать опытного духовника, который будет близко знаком с жизнью человека, с его семьей, который будет смотреть на его проблемы с открытыми глазами. Потому что очень часто бывает следующая ситуация. Женщина приходит к батюшке и говорит: «Батюшка, у меня муж — алкоголик. Что мне делать — бросить его или остаться с ним?» И священник отвечает: «Ну конечно, надо остаться и бороться за достоинство этого человека и за спасение его души». Через два года эта женщина приходит к священнику совершенно изможденная и говорит: «Вот, батюшка, вы сказали остаться с мужем. Посмотрите, как он нас с ребенком измучил своим пьянством, посмотрите, на кого мы теперь похожи». Кто тут неправ — священник, который, возможно, не до конца разобрался в ситуации, или женщина, которая всю ответственность переложила с себя на того, кто взялся ей что-то советовать, — непонятно. Но очевидно, что всякий конкретный совет в такой ситуации — лишний.

Единственное, что я могу сказать Анастасии, исходя из ее письма, — что ей нужно максимально прояснять отношения между ней и мужем, прояснять чувства, которые они друг к другу испытывают, положение, в котором находится их семья, динамику алкогольной зависимости мужа. Они должны понимать, что с ними происходит. Для этого надо обращаться за психологической и духовной поддержкой. Письмо девушки вызывает у меня много вопросов: к примеру, я очень сомневаюсь, что психологи стали бы называть человека животным и убеждать, что нужно развестись, — потому что профессиональные психологи так не говорят. Ни в одной группе психологической помощи созависимым вы такого не услышите. Возможно, Анастасии стоит тщательнее отнестись к выбору специалистов, к которым она обращается. Но при этом ни психолог, ни врач, ни священник, ни родственник — никто не может взять на себя ответственность за то, чтобы советовать человеку расходиться или оставаться. Решение о своей жизни — это свободная воля человека.

И вот что еще очень важно. Конечно, зависимость — это грех, но надо не забывать, что это еще и болезнь. И, независимо от выбора — расходиться или бороться за спасение человека, очень важно крепко молиться за него как за болящего. И, возможно, как бы ни сложилась семейная жизнь Анастасии и ее мужа, молитва даст свои плоды.

Проект «Общее дело»

Именно Церковь в 2009 году стала организатором одной из самых масштабных антиалкогольных кампаний. Благодаря проекту «Общее дело», инициатором которого стал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), по телевидению впервые за многие годы был показан альтернативный взгляд на алкоголь. На Первом канале, а затем и на уличных рекламных поверхностях по всей России были размещены материалы, которые со всей откровенностью показывали катастрофическое влияние алкоголя на организм человека. За эти годы к акции присоединились многие активные люди в десятках регионов России, которые стараются сделать все для того, чтобы через просвещение сформировать отрицательное отношение людей к алкоголю и наркотическим веществам.

Узнать больше о масштабах трагедии, а также стать участником проекта можно, посетив сайт общее-дело. рф

Текст подготовила Дарья Баринова

Читайте также:

На фото 5_streetwrk. com/www. flickr. com

Как Церковь относится к алкоголю?

10 октября — «день рождения» русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить «водовку» — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к «зеленому змию»? Когда она не против, и когда советует воздержаться?

Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора. Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни. Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд «русская водка», экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.

«Застрельщиками» поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом. А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы «братская» социалистическая Польша. Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.

Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.

На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной «даты рождения». Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из «бражки» самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.

Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!

На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая «водовка» изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран. Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом «антисептики» свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни. Ну, а то, что «универсальный антисептик» очень скоро стали использовать в «увеселяющих» целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.

Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость «сухого закона». Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков. Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом. И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.

В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей. А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе. А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали «соломенными вдовами». Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.

Формально, конечно, это выглядит как «инцест» — но вызванный исключительными обстоятельствами. В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян. А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.

А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской. Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне. Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.

Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным «ядам». Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается «труда ради бденного».

Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, «пища нас не приближает к Богу» — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.

Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту. Вскользь заметим, что жесткий «сухой закон» в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании. А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.

Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна. А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой «невинный» продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко. Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.

Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы «доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет». Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.

Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.

Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными. А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом «планы по продажам» для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной «паленкой» — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.

Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве. Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это «христианской кончиной».

Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, «Неупиваемая чаша», молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни. А непосредственно перед революцией священники организовывали «общества трезвости», процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик. Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.

Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть. Тот же «идол», которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь. А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.

Читать еще:  Шотландские священники прибегает к помощи Симпсонов

Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.

Читайте также:

Ислам против пьяного православия

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Алкоголизм и прочие зависимости: болезнь или грех?

Темный длинный коридор со множеством дверей и поворотов. Среди сумрака серых стен еле слышны слабые шаркающие шаги. Лишь беспросветная тьма и шарканье шагов, в очередной раз уткнувшихся в стену…

Нет, это не кадр из дешевого фильма. Это один из возможных жизненных сценариев человека, которым управляет его зависимость. Есть ли иные сценарии зависимой жизни, и каковы они? Как быть тем, кто страдает от разного рода зависимостей (алкоголизма и прочих), как найти в себе решимость бороться? Как быть тем, чей близкий серьезно страдает? Где искать помощь? Попробуем разобраться.

Разбираться будем на примере задачки по физике. Но прежде чем приступить к решению, необходимо описать явление (в нашем случае — зависимость) четкими закономерностями и формулами. В физике, как и в жизни, ни одно явление не протекает самопроизвольно и спонтанно, все подчинено определенным законам. С рассмотрения ключевых «законов» и «формул» мы и начнем.

Основные «законы» жизни

В обществе существует очень четкая градация правил жизни, которыми следует руководствоваться каждому человеку, даже если он не православный. Эти правила со времен Ветхого завета сформулированы в Законе, данном людям Богом (Исход, Глава 20, стихи 1-21):

  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В дополнение к ветхозаветным правилам каждому из нас дан свод правил Нового завета (Мф 5, 1-11):

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Если первые 10 пунктов дают нам четкую градацию правил, что делать и чего не делать в отношениях с Богом и ближним, то вторые 9 пунктов их дополняют и показывают нам, какими мы должны стремиться быть каждый день своей жизни в Боге.

Отношение Церкви к алкоголизму

Не случайно свои размышления начинаю с перечня правил. Ведь невыполнение определенных правил влечет за собой обязательные последствия. Тема нашего разговора и затрагивает плоскость последствий, возникающих после невыполнения или нарушения определенных правил.

Мы поговорим о разного рода зависимостях и попробуем решить уравнение с множеством переменных, ответив на вопрос: пристрастия и зависимости — это болезнь или грех?

«Но где в Божиих заповедях упоминается про алко- и другие зависимости? Где сказано, мол, нельзя пить/курить и точка?» — справедливо может заметить каждый, и будет прав в своем вопросе. Ответ на него находится глубже.

Да, в Божиих заповедях и Заповедях Блаженств нет отдельной строки «не впадай в нехорошие зависимости, человече». Но там есть очень важные строки о том, что подчиняться «другим богам» перед лицом Его — табу, равно как и сотворять себе «кумира» — табу. Получается, что впадая в алкогольную зависимость, мы делаем именно то, что просил нас НЕ делать Бог?

В Ветхом Завете мы находим множество строк, почему лучше не впадать в страсть алкогольной зависимости: «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством» (Сир. 31-30). Но со времен грехопадения человечество мастерски продолжает нарушать Закон Бога, при этом оперируя всевозможными «словозаменителями» греху (зависимости, расстройства и проч.).

Является ли алкогольная зависимость — грехом? Да.

Можно ли считать, что страдающий алкоголизмом — болен? Да, ведь грех — это болезнь души. Истинная жизнь души возможна только в Боге, а любые болезни души приводят к тому, что потребность в Боге стремится к нулю. Сама же душа человеческая искажается и мутирует. Душа заменяет здоровую потребность в Боге на нездоровую — потребность в грехе. Так начинается болезненный распад личности, порабощенной грехом.

В Писании есть много текстов про то, каким испытаниям подвергается гордое и упрямое сердце: пьянство, разврат, предательство, ложь и даже убийство. В какой еще более темный лабиринт может забрести человек, забывший о Боге? Ведь получается, что мы в земной жизни уже можем называться мертвецами, когда ставим свои желания выше Его Любви.
И здесь совершенно не важно о каких именно «желаниях» идет речь: выпить или скрыть правду, быть наркоманом или без конца раздражаться на своих близких, курить или врать, жить в блуде или гордиться.

Не бывает грехов версии «light»….

Помощь Церкви в борьбе с зависимостями

Как быть тем, кто уже страдает от болезнетворных зависимостей? Какие реальные методы помощи существуют? Церковь не остается равнодушной к решению проблемы помощи зависимым. Действующий Священный Синод РПЦ в 2014 году принял концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (Журнал №80 от 25.07.20014: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html). В документе говорится, что Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, которое сопровождается глубокими повреждениями психосоматического характера. Излечение от этого недуга невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Направления в работе по утверждению трезвости, сформулированные в документе, можно применить для помощи людям, страдающим от разных видов зависимостей.

Первое направление связано с утверждением идеи трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности. Братства, общества, общины трезвости и другие церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. Они ведут просветительскую деятельность, профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «праздники трезвости» и создавая «территории трезвости».

Второе направление охватывает работу с людьми, систематически употребляющими специфические вещества, и включает в себя просвещение этих людей, мотивирование для обращения к специалисту. Им оказывают социальную и психологическую помощь, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлекают в общинную жизнь, в деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье направление подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию людей, которые страдают разного рода зависимостями. Для них создаются дома трудолюбия и центры реабилитации, группы само- и взаимопомощи, семейные клубы трезвости. Проводится индивидуальное консультирование людей, страдающих алкоголизмом, и их родственников, организуются курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.

В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании. Важной частью реабилитации тех, кто страдает алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов.

Теперь вернемся к нашей задачке:
Дано: Болезненное состояние души, забывшей о Боге.
Найти: Способ выхода из болезни для заблудшей души; способ выхода из болезни для близких заблудшей души.
Решение: Необходимо отметить, что в нашей задачке есть множество «плавающих» переменных, ведь общего шаблона, как исцелиться зависимому и как не пострадать его близким — не существует. Но есть фундаментальный базис, на который можно опереться в любой неразрешимой ситуации — это Молитва, Вера, Надежда, Терпение, Прощение и Любовь. Любовь, та самая, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и….никогда не перестает» (1 посл. Коринф. 13-7,8).

Психологи утверждают, что без доброй воли самого зависимого спасение от болезни невозможно. Но тысячелетний опыт веры православной может привести в качестве свидетельств множество чудесных, нелогичных, нерациональных исцелений. Алгоритм действий для каждого, кто столкнулся с подобной проблемой заключается в самом важном — не отворачиваться, помочь по мере своих ресурсов, оставаться человеком в отношениях с зависимым.
Ответ: Всегда стоить помнить, что каждый в земной жизни проходит свой уникальный крестный путь: хронический алкоголик — свой, а каждый ближний хронического алкоголика (родители, жена, дети) — свой.

Нельзя сводить решение уравнения из множества переменных к нахождению единственного «корня», а именно — обвинить в болезни самого болящего, а для себя припрятать роль «без вины виноватого».
Проблема касается всех. Не будь равнодушным. Не теряй собственный человеческий облик, пока упрекаешь другого в том, что он давно потерял свой.

АВТОР: Виктория Ковалёва @vikovalyova_crochetory

Христос Воскресе, друзья! Если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Как Церковь относится к алкоголю?

10 октября — «день рождения» русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить «водовку» — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к «зеленому змию»? Когда она не против, и когда советует воздержаться?

Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора. Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни. Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд «русская водка», экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.

«Застрельщиками» поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом. А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы «братская» социалистическая Польша. Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.

Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.

На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной «даты рождения». Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из «бражки» самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.

Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!

На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая «водовка» изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран. Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом «антисептики» свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни. Ну, а то, что «универсальный антисептик» очень скоро стали использовать в «увеселяющих» целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.

Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость «сухого закона». Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков. Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом. И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.

В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей. А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе. А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали «соломенными вдовами». Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.

Формально, конечно, это выглядит как «инцест» — но вызванный исключительными обстоятельствами. В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян. А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.

А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской. Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне. Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.

Читать еще:  В Катериновке приступили к строительству домового храма

Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным «ядам». Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается «труда ради бденного».

Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, «пища нас не приближает к Богу» — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.

Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту. Вскользь заметим, что жесткий «сухой закон» в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании. А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.

Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна. А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой «невинный» продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко. Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.

Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы «доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет». Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.

Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.

Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными. А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом «планы по продажам» для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной «паленкой» — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.

Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве. Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это «христианской кончиной».

Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, «Неупиваемая чаша», молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни. А непосредственно перед революцией священники организовывали «общества трезвости», процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик. Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.

Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть. Тот же «идол», которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь. А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.

Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.

Читайте также:

Ислам против пьяного православия

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Протоиерей Евгений Пейков. Что делать родственникам пьющего человека?

К каждому из священников, особенно к тем, которые состоят в обществе «Трезвение» приходит множество людей, ищущих помощи и исцеления для своих родных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Большинство из этих людей (в психологии людей, окружающих алкоголика (наркомана) называют «созависимыми») пребывают в очень подавленном состоянии. Страх перед неизвестным, вздрагивание от стука шагов, нарушения сна, потеря интереса к общению с людьми говорит о том, что сами они не меньше своего родственника нуждаются в серьезной духовной и психологической (а иногда и психотерапевтической) поддержке. К сожалению, это состояние не только лишает их возможности помочь ближнему, но и способствует развитию заболевания. Поэтому (как бы странно эта рекомендация не звучала) первое, что нужно сделать для них — это прекратить всякие попытки переделывать других, а сначала самим избавиться от страшных плодов созависимости. Не может больной поделиться здоровьем, не исцелившись сначала сам. Когда говоришь об этом, часто встречаешь непонимание и даже осуждение, вплоть до отказа от дальнейшей помощи. Верующий человек должен понять, что желание самому влиять на другого — это проявление гордыни, а как известно «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6) Смириться, признать, что ты ничего изменить в другом не можешь, как бы не пытался, очень трудно. Но опыт показывает, что те, кто, смирившись, избавились от болезненного самообмана, что можем влиять на другого, поручили это Воле Божьей и занялись своим исправлением, получают поразительные результаты.

Повсеместной ошибкой является то, что большинство ищут быстрого и безболезненного решения своей проблемы путем каких-то одномоментных действий, которые помогли бы измениться зависимому человеку притом без его желания. «Какой молебен отслужить и какую молитву прочитать, кому свечку поставить и в какой монастырь съездить, чтоб он (она) пить перестал?». Вроде бы все верно. И молебны с акафистами совершаются и свечи на них горят, а кто пил тот, как правило, пить и продолжает, несмотря на то, что все «рекомендации» выполняются исправно. Причины этого можно разделить на две категории.

Первая происходит из неправильного понимания духовной жизни. Молитва за ближнего не угодна Богу, если она не соединятся с глубоким смирением, прощением обид, искренним покаянием в преждесодеянных грехах и исправлением жизни по заповедям Божиим. Каждый раз, ставя свечу с храме, подавая записку на литургию или молебен, приводи на ум слова из Евангелия и 50 псалма «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24) «Жертва Богу — дух сокрушенный». (Пс.50:19) Без этого примирения и сокрушения сердца наши свечки и записки неугодны Богу. Ежедневное чтение Евангелия, Святых Отцов, повседневное исповедание грехов, подробная и частая исповедь перед духовником поможет понять это. Особе место в жизни христианина должно занимать по возможности более частое причастие Тела и Крови Христовых. Никакой правильной духовной жизни без причастия быть не может «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Если нам действительно дорог человек, для которого мы просим у Бога исцеления, для которого нам не жалко ни сил не средств, от которого мы готовы терпеть и терпим годами обиды и унижения, то почему же нам ради него нам так трудно бывает заставить себя следовать этим простым рекомендациям? Мне встречались женщины, которые в поисках отрезвления своих мужей истратили десятки тысяч на разных «целителей», терпели побои и измены из «любви» к ним, а в ответ на просьбу священника прийти на исповедь и причастие пожимали плечами, мол, это очень сложно, нам нужен такой священник, чтоб «почитал» и сразу стало легче. Но как известно «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» (Матф.7:13)

Вторая заключается в нашем неправильном отношении к больному и его болезни, в поведении не только не способствующем выздоровлению, а даже наоборот поощряющем дальнейшее развитие зависимости. Как известно, ранняя диагностика любой болезни дает намного больше возможностей для ее излечения. К сожалению, на начальной стадии заболевания родные, замечающие неладное склонны попросту отрицать проблему как таковую. «Он не алкоголик, просто меры не знает«, «попал в дурную компанию», «пил бы понемногу, никаких проблем бы не было». Проблему видят не в зависимости, а в количестве выпитого. В данной ситуации очень важно понять, что причиной безобразного поведения являются не внутренние качества человека, «только проявляющиеся после выпивки», а сам алкоголь, изменяющий личность человека, привносящий в нее черты, изначально неприсущие, открывающий вход в душу для нечистой силы, которая начинает руководить пьяным и его устами и руками творить беззаконие. Количество и качество выпитого алкоголя никакого значения не имеет. Алкоголик никогда не сможет «пить в меру». Знали бы родные сколько противоречий возникает в его душе, когда, вскоре после крупного скандала устроенного на следующий день после позднего прихода в пьяном виде, по какому-то семейному поводу, жена (мать, теща) достает бутылку и предлагает принять «для аппетиту». Логика «пусть лучше выпьет дома» или, что еще хуже, совместная выпивка, всегда приводит к ускорению прогрессирования болезни, переходу к следующим стадиям деградации личности и многократному усилению признаков созависмости или даже к втягиванию в зависимость других членов семьи. Понять чувства, мысли, логику алкоголика тому, кто сам не прошел через это, очень трудно, для многих вообще невозможно. Да и пытаться не нужно. Поймите одно. Если в семье есть человек, испытывающий проблемы с алкоголем, (а алкоголик может только совсем не пить, пить «культурно» он никогда не сможет), то всем остальным, если он им действительно дорог, нет иного выхода, как полностью, навсегда принять решение об абсолютно трезвом образе жизни. Верующие это решение подкрепляют обетом трезвения, принимаемом по благословению духовника.

Дальше начинается самое сложное. Нужно отделить в своем сознании человека от его болезни, возненавидеть грех и возлюбить грешника, научиться спокойно реагировать на все его выходки, зная, что причина не в нем самом а «в водке». Ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих эмоций, на которые будет давить алкоголик, изображая жертву, шантажируя, угрожая, торгуясь с вами, пытаясь навязать вам роль няньки или «спасителя». Ни в коем случае нельзя позволять алкоголику манипулировать собой, строить из себя жертву, нельзя давать деньги на выпивку, обслуживать запои, звонить с объяснениями причин прогулов на работу, покупать справки о болезни. Принимая бремя ответственности за его поступки на себя, вы навсегда лишаете его возможности осознать все положение. Дайте понять, что избавление от пьянства нужно, прежде всего, самому пьющему. Те случаи, когда бросают пить «ради семьи, детей, работы» как правило, приносят только временное облегчение. В таких случаях в период между запоями алкоголик требует повышенного внимания к себе, шантажирует, бездельничает, а в ответ на какие-то замечания говорит «…зато не пью», «было б лучше, если бы пил?». И, конечно же, находит повод для того чтоб сорваться. Ради истинной, спасающей любви нужно научиться сдерживать проявления «любви» ложной, губительной.

Несмотря на наличие общих принципов, в разных людях болезнь протекает по-разному и по каждому конкретному случаю нужно собеседование как с духовником, имеющим представление по данной проблеме, так и с врачом-психотерапевтом. Ни в коем случае нельзя покупаться на многообещающие рекламные вывески многочисленных частных кабинетов, где обещают «сотворить чудо» и избавить от всех проблем за несколько сеансов. К сожалению, часто пациенты кроме потраченных впустую денег и времени выносят из этих кабинетов вместо исцеления тяжелые психические и физические осложнения, потерпев несколько неудач, теряют веру в возможность избавления от недуга. Чудеса бывают, но они — область веры, а не медицины. Поэтому в случае тяжелого запоя или признаков развивающегося алкогольного психоза ни в коем случае не занимаетесь самолечением, не пытайтесь прервать запой самостоятельно, это может привести к внезапной смерти или страшным трагедиям. Не ищите чудо-лекарей, а обращайтесь в таких случаях в государственную наркологическую службу, которая эффективно позволяет привести человека в сознание, и только после этого станет возможно дальнейшее психотерапевтическое лечение и духовная реабилитация. Нет ничего стыдного в том, чтоб обратиться к специалисту и чем раньше вы это сделаете, тем ему легче будет оказать помощь вашему больному.

Алкоголизм — такое же заболевание, как гипертония или диабет, хотя имеет в большей степени психическую, а не только физиологическую природу. Болезнь эта многократно осложнена тем, что сами больные и их семьи признавать ее не хотят. А ведь увидеть и разобраться в том, что со мной происходит — это уже полпути к выздоровлению. Процесс духовной войны с зависимостью может быть очень не быстрым. Вообще, нет гарантии, что ваши усилия увенчаются успехом в этой жизни. Бывали случаи, когда не исправлением жизни, то хотя бы покаянием на смертном одре Бог спасал заблудшую душу. Нам не дано знать пути Господни, но одно мы знаем точно. От нас и нашего поведения зависит очень многое.

Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества «Трезвение»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector