0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответы новомучеников о дне Святого Духа

Православная Жизнь

Начало XX века ознаменовалось небывалым духовным возрождением.

Жизнь новомучеников пришлась на эпоху расцвета церковной проповеди. Богословие расправляло плечи. Высокие истины находили формы, вдохновенные проповеди новомучеников до сих пор поражают своей свежестью и жизненностью.

В День Святого Утешителя приведем слова новомучеников, сказанные во славу Духа Истины. Мы смиренно будем задавать вопросы, возникающие в этот день в среде верующих, а наши учителя веры будут нас учить.

– Почему, кроме Пятидесятницы, Святому Духу Церковь отводит еще один отдельный день?

– «В честь Святого Духа Церковь установила праздник столь же светлый и радостный, как и в честь Рождества Христова и Богоявления. Как бы опасаясь не воздать достодолжного чествования Святому Духу, Церковь, кроме вчерашнего праздника в честь сошествия Святого Духа на апостолов, установила для особого чествования Святого Духа еще особый день ныне. Этим она хочет внушить верующим сколь радостно и велико по своему значению для Церкви сошествие Святого Духа (сщмч. Фаддей (Успенский).

– Почему Третье Лицо Святой Троицы явилось им в виде огня?

– Потому, что действия Духа Святого подобны действию огня. С огненной силой объял Он учеников Христовых, огненную ревность о Царствии Божием зажег Он в сердцах их; с огненной силой лилась речь, которую они возвещали о великих делах Господних; как огонь, жгла эта проповедь сердца слушателей. Вот усиливается огонь этот, проникает сквозь сердца слушателей, и они, по слову Иоанна, крестятся Духом Святым и огнем.

Огонь распространяется, и напрасно книжники, первосвященники и старейшины народа множат усилия положить ему преграду — он расторгает узы, разламывает темницы и проторгает гроб Стефана. Вот охватывает он Павла, и этот последний разрушает стену закона, и падают границы Ветхого Завета; неудержимо распространяется он в странах языческого мира, и куда ни проникает – всюду падают идольские капища, всюду, как заря, восходит и начинается новая жизнь в умершем мире, и народы, доселе ненавистные друг другу, соединяются в одной братской любви. Таково свойство Святого Духа, которое Господь называет огнем. Он действительно подобен огню. Как огонь, очищает Он сердца верующих. Когда благодать Святого Духа охватывает человека и начинает в нем свое дело, тогда душа этого человека делается подобной золоту, которое очищает плавильщик в горниле. Ум его просветляется, мысли исправляются, сердце очищается от накопившихся осадков нравственной нечистоты, греха и порока, воля закаляется в добре, и пламенная ревность о славе имени Божия делается ее внутренней потребностью. Как загорается любящее сердце, когда чувствует приближение своего друга, так горело оно в учениках Христовых (сщмч. Владимир (Богоявленский).

– Как Дух Божий повлиял на личность каждого из апостолов?

– «Апостолам предстояла величайшая задача проповеди Христова Евангелия всем языческим народам; когда должны были они разогнать мрак язычества и просветить весь мир единым истинным светом Христовым; когда должны были они вести тяжелейшую борьбу с самим диаволом, отцом и источником духовного мрака, им нужны были сверхчеловеческие силы ума и сердца. Потому и Дух Святой сошел на них с такой огромной силой, с какой ни раньше, ни позже не сходил ни на кого из людей. Они получили изумительный дар знания языков и наречий всех народов, которым должны будут дать новое сердце и новый разум.

Итак, с силой, подобной урагану, сошел Святой Дух на Апостолов Христовых, ибо пред ними лежала грандиозная задача коренным образом изменить мировоззрение всего человечества и весь ход мировой истории (сщисп. Лука Крымский).

– «Апостолов Дух Святой преобразил настолько, что они сделались как бы огненными по чистоте своей жизни и пламенной ревности о совершении дела Христова, на какое были посланы. У апостолов благодать Духа Святого проникала все их слова и дела, была неотделима от всей их жизни столь же, сколь неотделимо от проявлений жизни телесной дыхание (сщмч. Фаддей (Успенский)».

– Как действовал Святой Дух в проповеди апостолов?

– «Дух Святой, по слову Христову, напомнил им все, что говорил Христос, так что они, вдохновляемые Духом, без затруднения, одушевленно, словами, исполненными мудрости и красноречия, проповедовали о Христе всем народам и их царям и правителям.

При содействии Духа Святого некнижные рыбари извлекли «сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3) из священных писаний пророческих».

Дух Святой возвестил апостолам и грядущие судьбы Церкви, так что они проповедовали без всякого опасения за судьбы своего дела, будучи твердо уверены, что дело их не может погибнуть, несмотря на видимое их бессилие пред лицом враждебного им мира. Дух Святой сопровождал великими знамениями и чудесами их проповедь, так что они покорили вере во Христа народы во всех концах вселенной. Духом Святым они «ежедневно умирали». Наконец, хотя сокровища духовные они носили в немощных, «скудельных сосудах» (2 Кор. 4, 7), но благодатию Духа Христова возносимы были до третьего неба, восхищаемы были в самый рай (сщмч. Фаддей (Успенский).

– Как проявляется Дух Святой в нашей жизни?

– «Паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф. 5, 18–19). Неужели, наконец, и у нас самих не бывает совершенно минут священного вдохновения, хотя бы здесь, в храме, при слышании вдохновенных песнопений Церкви, невольно вселяющих в душу «радость и мир о Дусе Святе» (Рим. 14, 17). Пусть вместе с песнопениями церковными слова благодати проникают в самое существо наше, чтобы, одушевляемые Духом Христовым, исполнялись мы решимостью и в жизни творить дела Христовы!

Святой Дух дает ответы на «проклятые» вопросы. Те, которые получили помазание от Святого Духа, «знают все» (1 Ин. 2, 20) и свободны от мучительных исканий гордого ума, в которые напрасно ввергают себя люди.

– Какое счастье дает нам Дух Святой?

– «Дух же Святой в среде растленного пред пришествием Христовым на землю человечества создал повсюду общины святых, как бы цветущие оазисы в пустыне. Он …совершил то, что не могли совершить люди: он и апостолов, лишившихся, по-видимому, последних радостей и надежд с вознесением возлюбленного их Учителя на небо, исполнил радостью «совершенною» (Ин. 17, 13), и в мучеников Христовых, видевших пред собою близкую смерть или терпевших жесточайшие муки, вселял высшую неизреченную радость, вдохновлял славить Христа и молиться за мучителей.

– Как жить, чтобы благодать Святого Духа была на нас?

– «Надо помнить удивительные слова Апостола Павла в Первом послании Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16).

Надо жить так, чтобы и в наши сердца сошел Дух Святой.

Если будем со всем усердием исполнять заповеди Христовы, Дух Святой будет вселяться в нас, вселяться, конечно, не с такой славой и силой, с какой сошел на Апостолов Христовых, а весьма постепенно и незаметно.

Благодать Святого Духа медленно и незаметно, изо дня в день будет изменять наш дух и душу, и даже тело. Она сделает нас молчаливыми и тихими, кроткими, тяжело страдающими от неправды и скверн мира.

Все меньше и меньше будем мы думать о себе, блага жизни потеряют для нас всякую привлекательность. Мы будем думать с душевной болью о страдающих, не имеющих хлеба насущного и смотрящих на нас с мольбой. Даже осанка и походка наши изменятся: голова, прежде высоко поднятая, опустится, походка станет тихой; язык и уста наши будут произносить только доброе, нескверное и чистое.

Так созреют в нас те драгоценные плоды духа, о которых читаем в послании великого Павла к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).

Стяжать эти драгоценные плоды да поможет вам Евангелие Христово, и благодать Святого Духа да соделает всех вас храмами Духа Божия (сщисп. Лука Крымский ).

– В наши дни Святой Дух с нами?

– «Господь освятил землю, на которой Он учил, страдал, творил чудеса и воскрес, а по Вознесении послал Утешителя – Духа Святого, чтобы закрепить дело Божие. Поэтому Господь сказал ученикам: «Ничего, что Я ушел. Я пошлю Утешителя». Он послал Его в день Пятидесятницы.

Эта сила положила конец разложению жизни. Теперь живите, Святой Дух с вами!» (сщмч. Григорий Лебедев).

Обновление Святым Духом

Слово в День Святой Троицы

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и называем этот день днем рождения Церкви.

Через сорок дней после Воскресения Христос повелел своим апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца… ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4–5). Это и случилось через десять дней по Вознесении Господнем, как раз на еврейский праздник Седмиц, когда в храм приносили два пшеничных хлеба из нового урожая. Сошествие Святого Духа на апостолов случилось на пятидесятый день после Пасхи, и поэтому праздник впоследствии стал называться Пятидесятницей. Но если евреи и поныне в этот день отмечают дарование Закона на горе Синай при Исходе из Египта, то для христиан этот день – торжество Нового Завета, поскольку через сошествие Святого Духа на апостолов Завет, заключенный «в Крови Иисуса Христа», явил свою силу.

То, что в древности предвозвестил пророк Иоиль: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль 2: 28), исполнилось на апостолах. Из кучки испуганных учеников, объединенных лишь общими воспоминаниями об Учителе, они превратились в столпов Церкви, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28: 31). Простые и необразованные мужи Галилейские вдруг оставили позади все свои страхи и начали проповедовать «о всем бывшем от начала» с Иисусом Христом, «о великих делах Божиих» с мастерством и мудрой проникновенностью опытных ораторов [1] .

В день Пятидесятницы явила Себя вся Святая Троица. Пятидесятница была поворотным событием в жизни апостольской общины, поскольку Дух Святой дал апостолам огонь и воду в виде деятельного и созерцательного дерзновения к проповеди.

Когда все ученики были единодушно собраны вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные…» (Деян. 2: 2–3). Шум и порывы ветра ощущал пророк Илия на горе Хорив, когда Господь являл ему Свое присутствие (см.: 3 Цар. 19: 11). Огненный столп при Моисее водил евреев по пустыне. Пророчица Анна указывала на то, что Господь «с небес возгремит… даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего» (1 Цар. 2: 10). Особый голос с неба раздавался несколько раз при жизни Иисуса Христа: когда Он крестился на Иордане, преобразился на Фаворе и разговаривал с некими Еллинами в Иерусалиме. Этот голос Отца Небесного мог быть подобным грому (см.: Ин. 12: 28–29). Следовательно, в том, как описывается сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, можно увидеть присутствие Бога Отца. Силой шума с небес, по мысли святителя Григория Паламы, усыновленные Богу Отцу апостолы действительно стали «сынами Громовыми» (Мк. 3: 17).

Читать еще:  Юрий Лужков преподнес индусам подарок ко дню республики Индия

Это усыновление Отцу и исполнение Святым Духом могло свершиться только через Иисуса Христа, только после Его прославления (см.: Ин. 7: 39). Иисус Христос постоянно намекал ученикам на то, что именно Он – причина прихода Духа-Утешителя. Идя на Спасительную Страсть, Господь сказал Своим ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14: 16–17). И еще: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14: 26). А также: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26).

Хотя Святой Дух явился в мире в полноте после Сына, но он, по святителю Григорию Богослову, был всегда равночестен Сыну и Отцу. Дух Сам «свидетельствует», «напоминает», «научает» учеников Христовых. Более того, из проповеди в Назаретской синагоге мы видим, что именно Дух Господень помазывает на служение Иисуса Христа (см.: Лк. 4: 18).

Следовательно, в Пятидесятницу, как и при Крещении Господнем на Иордане, была явлена вся Святая Троица. Был голос Отца с неба, словно гром; было явление Духа в виде огненных языков, как ранее – в виде голубя; было явление Сына как Слова Божия, Которое стало основой проповеди о Воскресении.

Действие Святого Духа, с одной стороны, подобно огню. Об этом духовном огне говорил Сын Божий, когда намекал, что пришел, чтобы низвести огонь на землю. И даже подчеркивал: «И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся!» (см.: Лк. 12: 49). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить «Духом Святым и огнем» (Лк. 3: 16). Посылаемый от Отца через Сына, Святой Дух просветил апостолов и зажег их к благовествованию Евангелия. И как свечи зажигаются одна от другой, сохраняя один и тот же свет, так и через рукоположение апостолов на их преемников, по мысли святителя Григория Паламы, благодать Божественного Духа стала передаваться от поколения в поколение в Церкви Христовой.

Но, с другой стороны, действие Святого Духа подобно воде. На это намекает Евангелие от Иоанна словами: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей… Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 37–39). Принявшие Духа Святого и сами становятся источниками воды живой, которая исходит из чрева, то есть от сердца как центра жизни и телесной, и духовной. О сердце как о центре принятия Святого Духа писал и апостол Павел: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4: 6).

Но это принятие благодати «в сердце» не является для человека чем-то автономным, независимым от жизни всей церковной общины. Апостол Лука как раз подчеркивает ту мысль, что в момент Пятидесятницы ученики Христовы были вместе. Они потому и получили Дух, что единодушно пребывали «в молитве и молении» (Деян. 1: 14), «в учении апостолов», «в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2: 42). Чтобы восполнить недостаток в общине, они даже выбрали вместо отпавшего Иуды апостолом Матфия (см.: Деян. 1: 26). Первые ученики Христовы прежде всего осознавали себя народом Божиим, собранием призванных в единство по образу Святой Троицы («Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино». – Ин. 17: 21). И поэтому и мы должны осознавать себя единой Церковью, а не группой индивидуалистов, ищущих от Бога только личного освящения.

На измерение церковной общины как «общего дела» намекает и главнейшее Таинство Церкви – Евхаристия. Евхаристия – это трапеза, вкушение Пищи и Пития. Однако, как замечает современный греческий богослов Христос Яннарас, «для того, чтобы акт приема пищи стал средством приобщения к жизни [вечной], а не просто обеспечивал эфемерное выживание, необходимо действие Святого Духа, преображение тленной пищи в пищу нетленную» [2] .

Чтобы пища и питие человека стали действительно «врачевством бессмертия», во время каждого Евхаристического собрания Церковь, обращаясь к Богу Отцу, призывает Святого Духа для совершения преображения хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары, и сотвори этот хлеб – пречистым Телом Христа Твоего, а вино в этой чаше – пречистой Кровью Христа Твоего, преобразив их Духом Твоим Святым».

Мы призываем Святого Духа «на нас и на предлежащие здесь дары» для того, чтобы свершилось преображение жизни, чтобы жизнь обрела нетленность, чтобы и сами дары, и всякий причастившийся им человек претворились в новую тварь, неподвластную смерти, – претворились в Тело Христово.

Но как Тело Христово – это живой виноградник душ, у которого один Корень и много ветвей, так и благодать Святого Духа действует на человека ровно настолько, насколько он привит к Церкви. Принять Христа как корень лозы – означает принять Святого Духа как ее живительный сок, и наоборот – невозможно искать благодати Духа, отдаляя себя от Христа.

Сошествие Святого Духа на апостолов принято считать днем рождения Церкви. Ценность этого дня в том, что действием Святой Троицы ученики Христовы когда-то из немощных стали сильными духом, из боязливых рыбаков – дерзновенными ораторами. Много и других даров раздает Дух Святой каждому на его потребу (см.: Рим. 12: 6–8; 1 Кор. 12: 4–12). Но все эти дары Духа даются не для того, чтобы некоторым индивидуалистам, приходящим в Церковь взять себе что-то «от благодати Духа», улучшить свой быт или поправить здоровье, но для того, чтобы в единстве духа и союзе мира, совместными усилиями, общим делом, собранием верных послужить Святой Троице к прославлению имени Божия на земле.

Ему же подобает всякая честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Цитируемые источники и литература:

1. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М., 2006.

2. Феодор Студит, преподобный. Поучение на день Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1980. № 6. С. 27–28.

3. Григорий Богослов, святитель. Слово о догмате Святой Троицы // ЖМП. 1980. № 12. – Цит. по: http://www.pravoslavie.ru/put/1463.htm.

4. Григорий Палама, святитель. Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии. – Цит. по: Григорий Палама, святитель. Беседы [омилии]. Ч. 1 / Пер. архим. Амвросий (Погодин). Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965. С. 239–248.

5. Николай (Велимирович), святитель. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго // Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. Кн. 1. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

6. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 34–41.

7. Скабалланович М.Н. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 57.

8. Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.

[1] См.: Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.

«Неудобный» праздник. Размышления в день Святого Духа

От­празд­ну­ем, вер­ные, ра­дост­но / по­след­ний и за­клю­чи­тель­ный празд­ник; / это — Пя­ти­де­сят­ни­ца, ис­пол­не­ние обе­ща­ния / и все­го, пред­ре­шен­но­го о нас; / ибо в этот день огонь Уте­ши­те­ля / вне­зап­но со­шел на зем­лю как бы в ви­де язы­ков, / и про­све­тил уче­ни­ков, / и явил их по­свя­щен­ны­ми в тай­ны неба. / Свет Уте­ши­те­ля при­шел и мир про­све­тил!
(По­сле 1 сти­хо­сло­вия се­да­лен, глас 4)

В хра­ме свет­ло. Бла­го­уха­ет све­же­ско­шен­ной тра­вой, ла­да­ном и бе­ре­за­ми. Лу­чи солн­ца иг­ра­ют на стра­ни­цах Три­о­ди, ве­се­ля ста­рин­ные бук­вы.

Вче­ра празд­но­ва­ли Тро­и­цу, и по всем за­ко­нам «по­се­ща­е­мо­сти хра­ма» се­го­дня на­ро­да быть не долж­но. Но уди­ви­тель­но! И вче­ра и се­го­дня лю­ди при­шли в храм по­чтить празд­ник Свя­то­го Ду­ха.

Вро­де и по­не­дель­ник, день ра­бо­чий. Не все мо­гут с утра прид­ти в храм, да и теп­лый вос­крес­ный ве­чер так хо­чет­ся про­ве­сти где-то на при­ро­де, осо­бен­но по­сле та­ко­го длин­но­го и на­пол­нен­но­го глу­бо­ким смыс­лом утрен­не­го бо­го­слу­же­ния.

Да и празд­ник се­го­дня ка­кой-то «неудоб­ный». В дру­гие празд­ни­ки мы при­вык­ли ли­бо что-то освя­щать, ли­бо о чем-то осо­бен­но про­сить. На Кре­ще­ние и на во­до­свят­ных мо­леб­нах «да­ют» во­ду, на Пас­ху освя­ща­ют пас­халь­ную снедь, на Верб­ное и Тро­и­цу — освя­щен­ные вет­ки де­ре­вьев и цве­ты, на все­нощ­ных еле­ем по­ма­зы­ва­ют и так да­лее.

В дни «важ­ных» и «гроз­ных» свя­тых, свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­ро­ка Илии, ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, на­до обя­за­тель­но прид­ти по­мо­лить­ся, они то нас точ­но услы­шат, и по­мо­гут нам в том, о чем мы по­сто­ян­но про­сим.

А что та­кое день Свя­то­го Ду­ха? Вро­де и празд­ник, а ни­че­го «не да­ют» и да­же не по­ма­зы­ва­ют. Мо­жет на­до о чем-то осо­бом по­про­сить?

Все мы, на ко­го дох­ну­ла бла­го­дать Бо­го­из­ли­ян­ная, / све­тясь, бли­стая, из­ме­ня­ясь / необы­чай­ным бла­го­леп­ней­шим из­ме­не­ни­ем, / по­знав рав­но­силь­ное, нераз­дель­ное, пре­муд­рое, / три­свет­лое Су­ще­ство, Его про­слав­ля­ем.
Тро­парь 9-й пес­ни ка­но­на Пя­ти­де­сят­ни­цы

К со­жа­ле­нию, очень ча­сто по­ве­де­ние пра­во­слав­ных хри­сти­ан, осо­бен­но но­во­на­чаль­ных, нео­фи­тов, на­по­ми­на­ет ка­при­зы ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ко­то­рый по­сто­ян­но что-то про­сит у ро­ди­те­лей. Он не раз­би­ра­ет сам, на­сколь­ко по­лез­но ему про­си­мое. Он и мыс­ли не до­пус­ка­ет, что ему са­мо­му в чем-то на­до се­бя огра­ни­чить или пре­об­ра­зить. Нет. Дай, и всё!

Вот и мы под­час по­доб­но нера­зум­но­му ре­бен­ку при­хо­дим в храм, толь­ко для то­го, чтобы по­про­сить о сво­их нуж­дах, что-то «вы­мо­лить», о чем-то по­про­сить. Толь­ко од­но «По­дай Гос­по­ди» и за­жи­га­ет на­ше серд­це во вре­мя хра­мо­во­го бо­го­слу­же­ния.

А ес­ли жизнь на­ша непре­стан­ны­ми тру­да­ми по взра­щи­ва­нию в сво­ей ду­ше бу­ке­та гре­хов окон­ча­тель­но за­шла в ту­пик, то идем к свя­щен­ни­ку и ждём чу­да: «Ба­тюш­ка, дай­те мне осо­бен­ную мо­ли­тов­ку, чтобы всё у ме­ня са­мо со­бой на­ла­ди­лось». И все уго­во­ры ве­сти цер­ков­ный об­раз жиз­ни, при­зы­вы к по­ка­я­нию упи­ра­ют­ся в недо­вер­чи­вый взгляд: «не мо­жешь чу­до­тво­рить, зна­чит не на­сто­я­щий свя­щен­ник. Бу­дем ис­кать на­сто­я­щих…»

Но про­хо­дят го­ды, и за на­шим цер­ков­ным «дет­ством» всё же долж­но на­сту­пать взрос­ле­ние. Взрос­лея, мы уже долж­ны по­ни­мать, что Цер­ковь — это не кла­до­вая чу­дес, что хо­дить в храм толь­ко для то­го, чтобы что-то у Бо­га по­про­сить — это недо­стой­но вы­со­ко­го име­ни хри­сти­а­ни­на, ко­то­рое мы по­ка еще дер­за­ем но­сить. Что мож­но ра­до­вать­ся Бо­гу не толь­ко по­то­му, что Он нам что-то да­ёт, а про­сто по­то­му, что Он есть.

К это­му взрос­ле­нию и при­зы­ва­ет нас Цер­ковь в день Свя­та­го Ду­ха. Она снис­хо­ди­тель­но к на­шим немо­щам пред­ла­га­ет и сред­ства ис­це­ле­ний от на­ших бо­лез­ней, и уте­ше­ние в на­ших скор­бях, и изобиль­но по­да­ёт про­си­мое на­ми к спа­се­нию ду­ши, а ино­гда и к удоб­ству те­лес­ной жиз­ни.
Но при этом она осо­бен­но на­по­ми­на­ет нам, что нель­зя поль­зо­вать­ся да­ра­ми Бо­жи­и­ми, пре­не­бре­гая их По­да­те­лем.

Глав­ное в на­шей жиз­ни, как в свет­ской, так и в цер­ков­ной, это во­вре­мя по­взрос­леть. Не оста­вать­ся до кон­ца сво­их дней веч­но что-то клян­ча­щим «мла­ден­цем», а вы­рас­ти в «ме­ру воз­рас­та Хри­сто­ва». На­учить­ся ви­деть в хра­ме не толь­ко ме­сто, где на­ши прось­бы услы­шат и ис­пол­нят, но и ме­сто бо­го­об­ще­ния, ме­сто пре­об­ра­же­ния, ме­сто сла­во­сло­вия.

Дух Свя­той — свет и жизнь, / и жи­вой ра­зум­ный ис­точ­ник. / Дух пре­муд­ро­сти, Дух ра­зу­ма, / бла­гой, пра­вый, мыс­ля­щий, вла­ды­че­ству­ю­щий, / очи­ща­ю­щий со­гре­ше­ния; / Бог и бо­го­тво­ря­щий; / Огонь от Ог­ня ис­хо­дя­щий; / го­во­ря­щий, дей­ству­ю­щий, рас­пре­де­ля­ю­щий да­ро­ва­ния. / Чрез Него увен­ча­лись все про­ро­ки / и Бо­жии Апо­сто­лы с му­че­ни­ка­ми. / Это — нечто, необы­чай­ное для слу­ха, / необы­чай­ное для со­зер­ца­ния: / Огонь, раз­де­ля­ю­щий­ся для со­об­ще­ния да­ро­ва­ний!
Сти­хи­ры на хва­ли­тех

Читать еще:  Алексий II встретился с представителями католической благотворительной организации

Как уди­ви­тель­но кра­сив ка­нон на празд­ник Свя­то­го Ду­ха!
Это гимн на­деж­ды, гимн ра­до­сти, гимн ис­пол­не­ния бо­же­ствен­ных обе­ща­ний. Мно­же­ство кра­си­вых па­рал­ле­лей как жи­во и об­раз­но опи­сы­ва­ют нам схож­де­ние ог­нен­ных язы­ков на апо­сто­лов в Си­он­ской Гор­ни­це, так и на­по­ми­на­ют нам о ду­хов­ном смыс­ле про­ти­во­по­лож­но­го со­бы­тия — тра­ге­дии, быв­шей при стро­и­тель­стве ва­ви­лон­ской баш­ни.

То­гда лю­ди, одер­жи­мые гор­до­стью, по­те­ря­ли воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­но об­щать­ся друг с дру­гом. Но пре­гра­да на пу­ти об­ще­ния лю­дей друг с дру­гом и Бо­гом те­перь раз­ру­ша­ет­ся в хри­сти­а­нах, доб­ро­воль­но при­ни­ма­ю­щих ве­ли­кие Да­ры Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рым «вся­кая ду­ша ожи­во­тво­ря­ет­ся».

При этом по уди­ви­тель­но­му сми­ре­нию Бо­жию, Дух Свя­той как Ипо­стась всё вре­мя на­хо­дит­ся как бы в те­ни. Это об­раз и сим­вол скром­но­сти Бо­га, неже­ла­ю­ще­го на­силь­но вхо­дить в на­шу жизнь.

Да, се­го­дня «неудоб­ный» празд­ник, непо­нят­ный для по­тре­би­тель­ско­го со­зна­ния. Но в нём суть и смысл все­го то­го, чем мы жи­вем и для че­го хо­дим в храм.

Ведь всё по­даст нам Дух Свя­той, ес­ли мы при­зо­вём Его. Он «ис­то­ча­ет про­ро­че­ства, свя­щен­ни­ков по­став­ля­ет, / про­сте­цов муд­ро­сти на­учил, / ры­ба­ков бо­го­сло­ва­ми явил, / со­став­ля­ет весь устав Цер­ков­ный».

По­это­му, ко­гда мы в оче­ред­ной раз пой­мем, на­сколь­ко на­ше ны­неш­нее со­сто­я­ние да­ле­ко от иде­а­ла, на­сколь­ко оно не со­от­вет­ству­ет на­ше­му име­ни и при­зва­нию, не бу­дем уны­вать, а при­зо­вем в мо­лит­ве Гос­по­да — на­ше­го под­лин­но­го Уте­ши­те­ля:

«Ско­рое и на­деж­ное уте­ше­ние / по­да­вай ра­бам Тво­им, Иису­се, / ко­гда мы уны­ва­ем ду­хом на­шим. / Не от­лу­чай­ся от душ на­ших в скор­бях, / не от­да­ляй­ся от мыс­лей на­ших в на­па­стях, / но все­гда при­хо­ди на по­мощь нам. / При­близь­ся к нам, при­близь­ся, Вез­де­су­щий, / как и с Апо­сто­ла­ми Тво­и­ми был все­гда, / так и с лю­бя­щи­ми Те­бя со­еди­нись, Ми­ло­сти­вый, / дабы мы, с То­бою со­че­тав­шись, / вос­пе­ва­ли и сла­во­сло­ви­ли все­свя­то­го Ду­ха Тво­е­го!»
(Икос празд­ни­ка).

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Аудио
    • Аудио-трансляция
    • Аудиокниги
    • Песнопения
    • Проповеди
    • Молитвы
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу.

Весьма приятно то Богу, что делается с благословением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною.

Оптинские
праздники

октябрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

30 сентября ст. ст.

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

День Святого Духа

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляем с днем сошествия Святаго Духа по празднстве Пятидесятницы. День этот есть торжество Церкви, ее основания, когда Дух Святый снизошел на апостолов, излился на учеников Христовых, чаявших Его пришествия, еще не вполне осознававших, что принесет Он им. Но, тем не менее, этот день есть день зарождения благодатной новозаветной Церкви Христовой, когда полнота божественных даров через Святаго Духа — третьего Лица Святой Троицы, излилась на Церковь с тем, чтобы научить, дать разум ученикам Христовым проповедать по всему миру, утверждать истину. Они, казалось бы совсем не книжные люди, совсем простецы, абсолютно неученые в большинстве своем, стали мудрейшими богословами, риторами, которые уловляли красноречием, а прежде всего силой своих словес а на самом деле не своих, а божественных слов, которые изливались через их уста, многие тысячи и тысячи людей. И спустя не очень продолжительное время уже вся тогдашняя поднебесная Римская империя, все прилежащие страны, уже были просвещены светом Христовой веры. И все это благодаря тому, что Дух Святой даровал эту могучую силу бесстрашно дерзновенно проповедовать истину учения Христова.

Казалось бы по-человечески это очень странно. Но, тем не менее, там где действует Дух Святой, там невозможное становится возможным. И, конечно же, это еще и установление таинств, действующих в Церкви, через которые освящается человек, через которые просвещается душа человека, преображается и соделывается подобной ее Творцу.

Собственно ошибка очень многих христиан и современных в том числе, и об это писал святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорил о том, что очень бедственное зрелище представляют современные христиане, не знающие, в чем состоит суть христианства. И вот и ныне по сию пору люди ходят в церковь, люди приобщаются святых Христовых таинств, но не до конца понимают, в чем же назначение Церкви. Многие называющие себя православными, а таковых у нас большинство в стране, говорят, что им посредники не нужны, что им не нужны какие-то ходатаи о них перед Богом. Сами напрямую они общаются с Ним.

Но тем не менее, благодатная природа Церкви сокрыта от их сердечных очей веры. Потому что природа Церкви, она божественна. Конечно, она имеет и человеческую сторону, то, что составляем мы с вами. Но по мере нашего приращения ко Христу собственно мы и становимся членами Церкви Христовой. И наоборот, насколько мы проникаем в жизнь Церкви, именно в ее внутреннюю таинственную жизнь, тогда Церковь становится нашим домом, нашим земным отечеством, тем местом, где мы встречаемся с Богом, тем местом, которое является небом на земле.

В эту меру мы и становимся Христовыми и становимся причастниками Его божественной благодати. И ни каким иным способом невозможно не соединиться со Христом, не уподобиться Христу, потому что собственно дело спасения человека, тайна домостроительства спасения Христова она и завершается тем, что Господь основал Свою Церковь, чтобы в ней всякий человек мог унаследовать тот идеал, который Господь человеку дарует, вкусить тех плодов, насладиться и приобщиться им, этих спасительных плодов искупительного подвига крестной смерти и живоносного воскресения. Никаким иным способом это невозможно. Как говорят некоторые богословы, и смысл боговоплощения есть не только смерть и воскресение, но и основание Церкви, без чего спасение человека не было бы окончательно совершено.

И вот мы с вами уже живем в этом благодатном веке Церкви Христовой, когда всякий ищущий спасения, может этого спасения приобщиться, это Царство Божие наследовать, которое Господь уготовал любящим Его. Поэтому и мы с вами в этот спасительный день Пятидесятницы, празднующие сошествие Святаго Духа Утешителя, будем не только осознавать смысл его пришествия, но приобщаться его божественных благодатных даров, которые подаются только в Церкви Христовой, которых никаким иным способом человек не может получить.

Но и как велика наша ответственность. Ведь каждый из нас призванный Богом несет колоссальную ответственность перед Богом за то, как мы этим даром распорядились, насколько мы его осознали, насколько наша жизнь смогла стать той благодатной жизнью, которую собственно Господь от нас ожидает. Дай Бог, чтобы мы этими спасительными плодами Христова подвига воспользовались, восчувствовали эту радость жизни во Христе Иисусе, и чтобы Церковь подлинно стала нашим домом. Не тем домом в том смысле по земному, где мы можем встретить знакомых нам людей и попразднословить в течение всего богослужения, перемывая кому-то косточки и делясь очередными сплетнями. Безусловно, это не должно быть так.

Церковь — это то место, где мы уже предвкушаем небесное отечество и где мы ищем и обретаем нашего Небесного Отца, где мы подлинно ощущаем себя чадами Божьими. К чему Христос нас и призывает, чего мы да возжелаем всеусердно, чтобы молитва «Отче наш» была нашим сознательным обращением к Богу, этим воплем и дерзновенным предстоянием, когда мы говорим: Отче наш, называя Бога своим отцом. Будем и жить так, как чада Божии, чтобы нам не получить тот страшный голос, которым Господь говорит: отойдите от Меня все делающие неправду, Я никогда не знал вас.

День Святого Духа. Духов день в 2019 году — 17 июня

День Святого Духа, Духов день — 17 июня в 2019 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

Читайте также про Духов день:

Святые Отцы о Церкви и Спасении

Святитель Иоанн Златоуст (347-407):

Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя.

Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а сели выйдешь вон, то будешь похищен зверем.

Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое спасение.

Святитель Феофан Затворник (2 Пет. 2, 9-22; Мк. 13, 14-23)

«Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот там – не верьте». Христос Господь, Спаситель наш, устроив на земле Св. Церковь, благоволит пребывать в ней, как глава ее, оживитель и правитель. Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, и в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь.

Православные публикации по учению Святых Отцов о Церкви, Православной Вере и Спасении.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 41
  • |Видео 26
  • |Мероприятия 0

Афонские старцы о Святом Духе

Праздник Пятидесятницы — день рождения Церкви. Святой Дух двадцать столетий назад сошел на апостолов в сионской горнице и с тех пор не покидает верующих во Святую Троицу. Как стать достойным пришествия Утешителя и Духа Истины рассказывают афонские старцы.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Я не просил у Господа Духа Святого: я не знал, что есть Дух Святой, как Он приходит в душу и что делает с душою; а теперь мне радостно писать об этом.

О Душе Святый, мил Ты душе. Описать Тебя невозможно, но душа знает Твое пришествие, и Ты даешь мир уму и сладость сердцу.

Господь сказал: «Научитесь от Меня кротости и смирению, и обрящете покой душам вашим». Это о Духе Святом говорит Господь: только в Духе Святом обретает душа совершенный покой.

Блаженны мы, православные христиане, потому что много нас любит Господь, и дарует нам благодать Святого Духа, и в Духе Святом дает нам видеть славу Свою. Но чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.

СТАРЕЦ ИОСИФ ИСИХАСТ

Когда благодать озарит светом божественного сияния Духа, весь человек приходит в восторг и, как божественный Давид, играет и пляшет умно пред Божиим образом, как тот пред «сенным ковчегом».

Когда ты видишь, что благодать действует, и твоя душа радуется, и непроизвольно капают слезы — из‑за милостей, которые тебе даровал Бог, — то, если ты на молитве, остановись. Если ты стоишь на ногах — не двигайся. Если сидишь — сиди. Если молишься — молись без младенческого помысла и прими дождь Духа, сколько его изольется на тебя.

Ибо если он застанет тебя во время работы и ты встанешь на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где он тебя нашел. Чтобы ты не была в ней мастерицей. Он хочет научить твой помысл никогда не верить себе, пока ты пребываешь в этой жизни.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАСИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Большим злом является сухое богословие, когда мы богословствуем умом и представляем свой ум Духом Святым. Это называется мозгословием, которое порождает вавилонское столпотворение, в то время как в богословии существует множество языков (множество дарований), но все языки согласны между собой, потому что у них один хозяин — Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы, и эти языки — огненные.

Тот, кто пренебрегает божественным просвещением и отдает предпочтение уму, составляя красивые проповеди с помощью красивых слов, сродни арианам, которые верили, что Христос является творением Божиим.

Мы же, православные, веруем и исповедуем, что Слово Божие не создано, но рождено «от Отца прежде всех век», и воплотилось «от Духа Свята» и Девы Марии, и принесло спасение миру.

Слово ума не изменяет души, потому что является плотью. Но Слово Божие, которое рождается от Святого Духа, имеет божественную благодать и изменяет души.

Дух Святой не сходит с помощью техники, и потому богословие не имеет ничего общего с духом науки. Дух Святой нисходит Сам, когда видит в человеке для этого духовные предпосылки. Духовной предпосылкой является очищение человеком от ржавчины своих духовных проводов, для того чтобы стать хорошим электропроводником и принять духовный ток божественного просвещения. Так он становится духовным ученым, богословом.

ИГУМЕН РУССКОГО НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ СХИАРХИМАНДРИТ ИЕРЕМИЯ (АЛЕХИН)

Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего — то есть от совокупности страстей.

По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, 10).

Град Иерусалим — это ум человека, а сердце — престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу.

Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу — свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом — счастье человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector