Пачамама и неблагоприятный прогноз
Содержание
- 1 Пачамама и неблагоприятный прогноз
- 1.1 Богиня Пачамама: «Мать Земного Существования»
- 1.2 Этимология имени «Пачамама»
- 1.3 Акт вероотступничества Франциска
- 1.4 Пачамама и неблагоприятный прогноз
- 1.5 27.11.2019 11:46:42
- 1.6 Сергей Львович Худиев
- 1.7 LiveInternetLiveInternet
- 1.8 Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников
- 1.9 Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников
- 1.10 Паго Пачамаме
- 1.11 Матерь-Земля или Пачамама?
Богиня Пачамама: «Мать Земного Существования»
Пачамама или Пача Мама (кечуа Pachamama) — тотемная богиня в мифологии большинства доколумбовых цивилизаций Андского региона. Одна из самых важных и глубоко почитаемых инками божеств, Мать-Земля.
В культуре великой Империи Инков Пачамама являлась покровительницей не только земли и плодородия, но и практически всего духовного и нематериального, что существует в земной жизни. Она была той, благодаря кому созревают плоды и размножается скот; той, кто вызывает морозы, засухи и ливни; той, кто приносит удачу в охоте и собирательстве. Она являлась божеством, всегда присутствующим в повседневной жизни людей. Той, к кому они обращались каждый день, будь то мольбы о защите от злых духов, о прощении за какую-либо провинность или просьбы об урожайном годе.
Андские цивилизации — культуры, существовавшие в период с IV-III вв. до н/э — XV в. н/э. на территории Андского региона (современные территории Перу и Боливии, а также частично территории Эквадора, Чили и Аргентины) до открытия европейцами Нового Света и прихода в регион испанских конкистадоров.
Этимология имени «Пачамама»
Термин «Пачамама» является объединением двух слов: «Pacha» и «Mama», которые с языка кечуа переводятся, как «Вселенная, Пространство или Время» и «Мать» соответственно.
Описание и характеристики
Одна из легенд гласит, что Пачамама является дочерью верховного бога и владыки Вселенной — Виракоча (кечуа Wiraqucha) и Мамы Коча (Mama Cocha; Богиня воды), а также родной сестрой таких божеств, как Инти (Inti; Бог Солнца) и Мама Кильа (Mama Killa; Богиня Луны).
В своих рассказах индейцы описывают Пачамаму совершенно по-разному. Кто-то представляет ее юной красавицей, полной жизненных сил.
А кто-то видит ее пожилой женщиной маленького роста, с непропорционально большими ногами и головой [по отношению к телу]. Иногда на голове у нее одета шляпа, а с плеч свисают тонкие индейские косы. В руках она держит змею, служащую ей в качестве своеобразного лассо. На многих изображениях Пачамама сидит на корточках. Часто возле нее стоят кожаные тюки, полные золота и серебра. Иногда рядом с ней сидит или лежит отважный ягуар (по другим версиям — броненосец или пес).
Пачамама живет на одной из горных вершин, покрытых белой шапкой снега. Говорят, что на этой вершине есть озеро, посреди которого находится остров, где живет бык с золотыми рогами. Когда он ревет и стучит копытами, все небо тотчас покрывается грозовыми тучами и изо рта быка начинают извергаться грохочущий гром и сверкающие молнии.
Почитание и подношения
Пачамама была крайне почитаемой Богиней, которую древние индейцы Анд очень боялись и безмерно уважали.
Однако, стоит отметить, что образ Пачамамы имел и негативную сторону. Многие летописи указывают на то, что она часто была ревнивой, голодной и злопамятной богиней. Древние индейцы искренне верили, что, если Пачамама гневалась на какой-либо людской проступок, на землю немедленно обрушивались засуха, наводнения или болезни. Поля становились неурожайными, скотина дохла, во всех своих начинаниях люди начинали терпеть неудачи. Именно по этой причине инки всеми способами пытались ее задобрить. Подкупить ее благоговение!
Таким образом культура и быт инков выражали великую преданность Пачамаме, регулярно «ублажая» ее различными подношениями. Церемония подношения Пачамаме, как правило, заключалось в «подкормке» земли, когда индейцы складывали в неглубоко вырытых рвах всевозможные дары и угощения: сброженные напитки, листья коки, табак, высушенные зародыши лам, морские раковины и многое другое.
Весь этот процесс сопровождался множеством специальных ритуалов.
Альтернативой вышеописанной церемонии служило сооружение так называемых «Апачет» (кечуа apachita) или «Илий» (кечуа illa), которые представляли собой конические горки из камней или бревен соответственно. Они возводились в качестве своеобразных памятников Пачамаме и имели настоящую священную ценность. Проходя мимо таких горок, люди обязательно клали возле них все те же дары и угощения, задабривая свою могущественную и своенравную Богиню.
Современный праздник Пачамамы
В наши дни коренные жители Анд по-прежнему преклоняются перед Матерью-Землей. Каждый год 1 августа в странах Андского региона люди отмечают праздник Пачамамы. В Боливии этот день календаря даже получил государственную поддержку. С 2009 г. он считается там официальным праздником, символизирующим единение народа с природой.
В разных странах континента обряды и ритуалы, проводимые в этот день, имеют некоторые различия. Но в целом все они максимально приближены к тому, как их совершали много веков назад. Люди отдают дань почести Пачамаме, закапывая для нее множество угощений. Затем наступает время для веселья. Застолье с пением и танцами обычно длятся до самого рассвета.
Акт вероотступничества Франциска
После поклонения папы Римского языческой богине Пачамаме никакие контакты с Ватиканом более невозможны
В интернете появилась петиция против «кощунственных и суеверных действий» папы Римского Франциска, допущенных им на октябрьском заседании Синода римско-католической церкви по проблемам Амазонии. Подписи под ней поставили свыше 100 представителей католического духовенства и светских ученых, сообщает «Интерфакс».
Авторы петиции призывают понтифика «публично и однозначно покаяться в этих грехах и всех публичных преступлениях, совершенных им против Бога и истинной религии».
В документе указаны шесть главных святотатств, которые были совершены Франциском на «амазонском» Синоде. Среди них — присутствие на акте поклонения языческой богине Пачамаме (церемония проводилась в Ватиканских садах, «оскверняя тем самым окрестности могил мучеников и церковь апостола Петра»). Кроме того, Франциск принял участие в акте идолопоклонства, благословив идола. Изображение Пачамамы разместили перед главным алтарем собора Святого Петра, а затем процессией перенесли в зал Синода, причем понтифик, произнеся молитвы, присоединился к процессии. Когда деревянные статуэтки идола были вынесены возмущенными католиками из церкви Святой Марии и брошены в Тибр, папа извинился за это, и в церкви установили другой деревянный образ Пачамамы. Наконец, во время заключительной мессы Синода он принял чашу, использованную в идолопоклоннической церемонии, и поставил ее на алтарь.
Статуэтки были подарены прихожанкой папе Франциску во время церемонии высадки деревьев накануне Синода по проблемам Амазонии. По мнению женщины, это были статуи Девы Марии, однако фотоагентство, разместившее снимки подарка в интернете, пометило их как изображения богини Пачамамы — южноамериканского языческого идола. В конце октября в интернете появился видеозапись того, как неизвестный выносит деревянные статуи из церкви Санта-Мария-ин-Траспонтина в Риме и выкидывает их в Тибр. Позднее выяснилось, что статуи выкинул 26-летний австрийский католик Александр Цуггель.
Тем временем, Missio, пастырское агентство Итальянской епископской конференции, издало молитву Пачамаме («Пачамама» означает буквально «Мать мира»: «пача»— мир, пространство, время, вселенная; «мама» — мать на языке индейцев кечуа) по более ранней публикации, обнародованной в апреле 2019 года и посвященной Специальной Ассамблее Синода Епископов по Амазонии, сообщает Сибирская католическая газета со ссылкой на информационное агентство Седмица и Catholic World News.
Молитва, описываемая как «Молитва к Матери-Земле народов инков», гласит: «Пачамама из этих мест, пей и ешь это приношение по желанию, чтобы эта земля была плодотворной. Пачамама, добрая мама, будь благосклонна! Будь благосклонна! Сделай так, чтобы волы ходили хорошо, и чтобы они не уставали. Сделай так, чтобы семя хорошо росла, чтобы с ней не случилось ничего плохого, чтобы холод не разрушил ее, чтобы она получала хорошую пищу. Мы просим тебя об этом: дай нам всё. Будь благосклонна! Будь благосклонна!»
Молитва к Пачамаме — одна из трех молитв, включенных в публикацию Итальянской епископской конференции. Две другие молитвы были опубликованы без сопроводительного описания. Первая — это молитва Единому и Триединому Богу, которой Франциск завершил свою энциклику Laudato si (2015 года). Вторая молитва — это текст, начинающийся со слов «Возьми улыбку» (в течение многих лет различные итальянские веб-сайты характеризовали этот текст как стихотворение Махатмы Ганди).
Изображения голых беременных женщин, которые 25 октября Франциск описал как «статуи Пачамамы», вызвали много споров в ходе завершившегося 27 октября Синода епископов по проблемам Амазонского региона. 4 октября, на особом экуменическом богослужении в Ватиканских садах, на котором Франциск посвятил начинавшийся тогда Синод святому Франциску Ассизскому, 15 человек, включая францисканского монаха, встали на колени вокруг принесенных на место проведения богослужения изображений Пачамамы и склонили головы к земле.
В последнюю неделю работы Синода двое неизвестных, проникнув в римскую церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина, забрали оттуда привезенные участниками Синода статуэтки Пачамамы и бросили их в Тибр. Этот поступок был осужден в Ватикане, а его акторов назвали «новыми иконоборцами». Выброшенные в реку фигурки были найдены, и их выставили в Зале Синода 26 октября, в последний день синодальных дискуссий.
Идолопоклоннические увлечения папы Римского Франциска прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Прочтение молитвы богине Пачамаме во время официальной ассамблеи епископов является без преувеличения актом вероотступничества. Папа Франциск произнес молитвы языческой богине, пойдя на неслыханный акт синкретизма, посмев смешивать христианского Бога единого в Святой Троице поклоняемого с богиней Земли, уравняв Подателя всех благ с языческим идолом.
Сама новость у настоящего христианина ничего, кроме тошноты, вызвать не может. Тысячи и тысячи христианских мучеников Запада и Востока проливали свою кровь, горели живьем, лишь бы не поклониться перед идолами. А теперь Pontifex maximus — великий понтифик — предает миллионы своих единоверцев, живых и усопших. Он оскорбил мертвых и живых. На этом фоне никакие контакты с Римом более невозможны.
Поступок папы Франциска ничем не лучше венчания гомосексуальных пар. Те, кто призывает к какому-либо объединению с «церковью-сестрой», по сути дела, призывают нас к объединению с папой-идолопоклонником.
Рим воочию показал свое лицо — гнилой труп, с которым нельзя соприкасаться, чтобы не заразиться трупной болезнью. Как сказано в Писании: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее…» (Отк.18:2).
Конечно, стоит принести соболезнования тысячам простодушных верующих католиков, которых предал Франциск, и пригласить их в нашу родную Православную Церковь, где они найдут то, что искали в течение всей своей жизни.
Пачамама и неблагоприятный прогноз
27.11.2019 11:46:42
Сергей Львович Худиев
Католический мир уже некоторое время сотрясает скандал, связанный с «пачамамой» — индейским божеством матери-земли. Во время так называемого «Амазонского синода», который был посвящен католической миссии в Южной Америке, в садах Ватикана, в присутствии папы был совершен обряд поклонения, в центре которого находились деревянные статуэтки, изображающие нагую беременную женщину – «пачамаму». В обряде, вместе с католическими монахами, принимала участие индейская жрица.
Видео попало в сеть, вызвав резкое негодование католиков, а некоторые ревностные миряне, пройдя в римскую церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина, где были установлены статуэтки, вытащили их и швырнули в Тибр. Папа Римский осудил их поступок и извинился перед теми, кого он мог оскорбить. Хуже того, пастырское агентство Итальянской епископской конференции, издало молитву Пачамаме.
Объяснения Ватикана, в целом путаные и невнятные, сводились к тому, что это не акт идолослужения, а проявление уважения к матери-природе, никак не смягчили ситуацию — да и в самом деле, зачем же было производить такой соблазн? Чтобы понравиться латиноамериканским индейцам, для которых пачамама — важный символ их идентичности и борьбы за свои права? Но что мешало заступаться за права индейцев и не втаскивая статуэтки языческой богини под своды церкви? Некоторые католические комментаторы уже говорят о том, что происходящее — попытка трансформации католицизма в новую религию, неоязычески-экологического характера.
Те католики, которые верны собственной традиции, оказываются в очень болезненном положении — и некоторые ресурсы уже отказываются писать «папа Франциск» и пишут просто «Хорхе Бергольо». Что делать, если папа творит явное идолослужение, причем это носит программный, идейный характер? Что делать, если человек, которому усваивается миссия обратившись, утвердить братьев своих, сам является источником шатаний? Честные верующие католики тут оказываются в ситуации, когда подписались слушаться папу, а слушаться его невозможно. Кто-то тихо молится, чтобы как-то рассосалось, кто-то ищет папе оправданий — что чем дальше, тем труднее, кто-то прямо говорит, что оправдания у них иссякли — таких резких обличений папы, с которыми сейчас выступают католики, у православных найти трудно.
Но эти прискорбные события обращают внимание на то, что глобальное единоначалие порождает явную уязвимость. Как недавно сказал Патриарх Кирилл, «папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей. И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь»
Это важно помнить, когда нам приходится как-то реагировать на притязания патриарха Константинопольского. Иногда говорят о том, что ради единства Церкви этим притязаниям надо подчиниться — сразу или постепенно, через ряд компромиссов. Но покориться кому-то, дать ему власть решать за нас и от нашего имени — это поворот, который требовал бы тщательного продумывания, по крайней мере, на несколько шагов вперед.
Даже когда речь идет о мирских политиках, рассудительные люди, перед тем, как поддерживать их, тщательно выясняют — как этот деятель проявил себя в прошлом, какие группы влияния за ним стоят, какие обязательства этот политик имеет по отношению к тем или иным политическим игрокам.
И в случае с патриархом Варфоломеем (и его окружением) нам стоит обратить внимание на то, что глобальное единоначалие в Церкви вообще не очень хорошая идея (как мы видим на примере соблазна с пачамамой), но она особенно нехороша, учитывая то, что мы знаем об этом конкретном кандидате в первоиерархи.
Патриарх Варфоломей, известный борец за экуменизм, экологию и «западные ценности» глубоко вписан в либеральную элиту — не просто в западную, а именно в либеральную ее часть. Например, бывший вице-президент США Джо Байден, горячий сторонник «права на аборт», который еще называл противников гомобраков «троглодитами» — его лучший друг, и вопрос о том, считает ли он своего друга патриарха Варфоломея «троглодитом» несколько туманен.
Сам Константинополь объявлял прямым текстом, что весь нынешний кризис он создал «по просьбе досточтимого правительства Украины», а поведение официальных представителей властей США было как будто специально призвано показать, что не только, и даже не столько Украины.
Имеет ли смысл покоряться, как вождям Церкви, людям, которые ввергли Церковь в жесточайший со времен 1054 года кризис — причем не по каким бы то ни было вероучительным причинам, а просто потому, что их об этом душевно попросили внешние по отношению к Церкви политики?
Допустим, мы все же покорились — будет ли это означать, что влияние этих политиков на Константинополь совершенно прекратится, и патриарх Варфоломей и его окружение поставят превыше всего хранение истинной веры и благо Церкви? С чего бы? Какие у нас основания надеяться, что иерарх, недвусмысленно оказавшийся орудием в руках мирских политиков, не окажется таким орудием еще и еще раз?
Конечно, нельзя исключать, что когда либеральные друзья и покровители Константинополя попросят его употребить его влияние для продвижения угодных им взглядов, и мы знаем каких, патриарх Варфоломей с негодованием ответит что-то вроде «удалитесь от меня, нечестивые, я поставлен хранителем правой веры и не поколеблюсь!». Усе могет быть, как говорил известный советский сатирик.
Но рассчитывать на это было бы крайне опрометчиво. Гораздо более вероятно, что мирские помощники и покровители Фанара продолжат обращаться к нему с просьбами, а он продолжит отвечать на них положительно.
Что мы будем делать, когда Константинополь станет творить нечто подобное тому, что уже делает Рим, а мы уже подписались его слушаться? Возмутимся и скажем, что вот на это мы не подписывались? Но чем больше мы соглашались, тем труднее будет возмутиться. И если сказать «нет» все равно придется несколько позже, лучше сказать это раньше.
Единство Церкви очень важно, и мы обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить его. Но в выражении «единство Церкви» главное слово — это все же «Церковь», а не «единство».
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Метки
—Рубрики
- Философия, эзотерика,религия и наука (448)
- Солнце и Земля (357)
- Человеческий организм (344)
- эпифиз (19)
- Позвоночник (15)
- Осознанные сновидения (10)
- зубы (6)
- История (319)
- Тартария (26)
- Русь (285)
- Руны Русского Рода (232)
- Руны Русского Рода (Основы) (44)
- Артефакты (33)
- Рунная формула Перехода (6)
- Искусство (215)
- О борьбе с паразитом за свою ВОЛЮ (189)
- Интересные книги и произведения (171)
- Порывы души (170)
- Jyj (163)
- Сказ как (145)
- Догода «Книга Божественной Любви» (23)
- сказки от Догоды (16)
- сказки от Jyj (12)
- Когда поют руны ( от Асмик) (10)
- Сила слова и Руский язык (140)
- Полезные мелочи (118)
- нити (107)
- Влияние музыки, звука и раскрытие голоса (107)
- Ви Къ и Го Ръ (90)
- Деревья! (76)
- Выживание (Чеурин Г.С и другие) (55)
- Космос (54)
- Древняя письменность и скандинавские руны (52)
- В.Пятибрат «Глубинная книга» (51)
- Тайны и сказки Урала (49)
- Обсуждения того, что волнует (49)
- Константин Михайлов (46)
- Сказка про Агни и Химу (13)
- «Рудра» К.Михайлов (13)
- Фоменко В.Н (42)
- жизнь (35)
- Кержаки и история рода Белогора (29)
- Ювенальная и гендерная политика: противостояние (25)
- Мои путешествия (25)
- Экология Матери Земли (19)
- Жарникова С.В. (15)
- Про пирамиды (15)
- Доски Судьбы — Октава Души (12)
- Х.Аргуэльес «Зонд с Арктура» (11)
- Зепп Хольцер и уход за растениями (9)
- Х.Аргуэльес «Скользящие по волнам Зувуйи" (5)
- Кольцов И.Е (4)
—Цитатник
- Все (2152)
Альфа в гробнице фараона? Считается, что наиболее известная египетская пирамида б.
Арина: поздравляю нашего Админа с рунного форума с восхождением! Сама гора (вулкан) оказыва.
Голограмма Луны — исследователи утверждают, что мы не можем видеть настоящую Луну Все бол.
Геометрическое выражение сознания. Геометрическое выражение сознания. Пе.
Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) Сегодня у писателя Константина Михайлова.
—Ссылки
- Все (417)
—Новости
- Все (67)
—Музыка
- Все (41)
—Всегда под рукой
- К приложению
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников
Пачамама — мать вселенной у инков и их наследников
1 августа коренные народы Перу, Аргентины, Боливии, Эквадора и Чили отмечают праздник в честь богини Пачамама (Pachamama, ударение на предпоследний слог). Ее имя означает «Мать мира» и происходит от слов pacha (мир, пространство, время, Вселенная) и mama (мать) на языке индейцев кечуа.
Пачамама — древнее божество. В мифологии народа инков, сформировавшейся на территории нынешнего Перу в XIII-XVI вв., она считалась богиней плодородия, от которой зависело поддержание жизни на Земле. Чаще всего ее изображали в виде горы или подземного змея; считалось, что ее движение вызывает землетрясения.
В некоторых местах ее мужем считали создателя первых людей бога Пачакамака, а детьми — бога солнца Инти и богиню луны Киллу. Однако такие представления были распространены только в некоторых городах инков.
Потомки инков — индейцы кечуа — и потомки их бывших подданных — индейцы аймара — почитают Пачамаму и в наши дни. Во многих местах ей приносят жертву перед любыми праздниками и собраниями, выливая на землю немного чичи (кукурузного пива). Такой обряд называется «чайа» (challa). Он же совершается перед началом нового дела, отправлением в поездку и т.д.
Для молитв о хорошем приплоде скота для Пачамамы сооружают «апачету» (apachiqta) — пирамидку из камней — или складывают возле загона для скота «илью» (illa), такую же горку, но из поленьев. Поленья ильи принадлежат только Пачамаме, их запрещается трогать.
Также апачету сооружают на склонах гор во время подъема вверх в благодарность Пачамаме за дозволение добраться до нужного места.
Пачамаме следует приносить дары. На апачету и илью бросают шарики пережеванной коки и поливают их тонкой струйкой чичи или вина.
В Боливии у Пачамамы есть еще один день особого почитания, который поддерживается на государственном уровне как часть национального культурного наследия. Это Martes de challa («Вторник чайи») — он отмечается в завершение Масленицы, в так называемый «Жирный вторник» (у католиков — карнавал накануне Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста). Это переходящая дата, обычно она выпадает на февраль-март.
В этот день люди копают небольшие ямы в земле, куда складывают дары для Пачамамы: еду, конфеты, ладан, листья коки, алкоголь, цветы, фрукты, деньги, сигареты, иногда даже золотые и серебряные статуэтки. Дома, деревья в саду, автомобили, рабочие места украшают для праздника воздушными шарами и цветами, люди надевают на себя ленты и серпантин. Принято также запускать петарды и фейерверки, чтобы отпугнуть злых духов.
Помимо Martes de challa, ритуалы в честь Пачамамы происходят на протяжении всего года. Однако особенно обилен в этом смысле август. Например, в Перу 1 августа считается началом года у кечуа и аймара. В разных местах этот праздник носит разные названия:Pachamama Raymi, Wataqallariy, Kinturaymi.
Как правило, в ночь на 1 августа никто не спит — в это время готовят угощение. Днем собираются гости. Хозяин дома копает яму, куда они будут складывать свои подношения. Затем первая тарелка с угощением преподносится Пачамаме, и только после этого начинается пиршество.
В свое время, после испанского завоевания и насильственного крещения индейцев, образ Пачамамы стал сливаться с образом Девы Марии. Миссионеры поддерживали это, чтобы ускорить переход местных жителей в католичество.
Вот, например, очень интересная икона Богородицы, написанная в начале XVIII века, которая находится в соборе города Потоси (Potosi) в Боливии. Недалеко от города возвышается гора Серро-Рико (Cerro Rico), знаменитая своими серебряными копями. В ее недрах скрывается одно из крупнейших в мире месторождений, содержащее 540 млн. т серебряной руды.
Дева Мария Серро-Рико (начало XVIII века, Мельхор Перес де Хольгуин).
Месторождение активно разрабатывалось в XVII-XVIII веках, после чего стало истощаться. Однако добыча там ведется по сей день, в шахтах работают около 15 тыс. человек. Из-за плохих условий труда и частых аварий средняя продолжительность жизни горняков в Потоси — 40 лет. А саму Серро-Рико прозвали «горой, которая пожирает людей».
Образ Мадонны был создан, чтобы горняки обращались к нему с молитвами о защите. Его автор — Мельхор Перес де Хольгуин (Melchor Pérez de Holguín), художник местного происхождения. Случайно или намеренно он изобразил Деву Марию так, как принято изображать Пачамаму. Ее силуэт напоминает гору, по склонам которой перемещаются миниатюрные люди. Рядом с Мадонной помещены солнце и луна, подчеркивая ее роль (точнее, роль Пачамамы, образ которой она унаследовала) как Хозяйки вселенной.
Икона находится сейчас в музее Casa de la Moneda (Монетный двор) в Потоси.
Гора Серро-Рико — образ Мадонны стилизован под ее очертания.
Еще одно похожее изображение — образ Девы Марии работы боливийского художника Луиса Ниньо (Luis Nino, 1737 год). Также хранится в Casa de la Moneda.
До сих пор в шахтах Серро-Рико горняки ставят изображения Пачамамы, украшая их серпантином и оставляя подношения.
Но чаще считается, что Пачамама оберегает людей только на поверхности земли. А под землей эту обязанность берет на себя ее то ли родственник, то ли любовник — Эль Тио (El Tio, «Дядюшка»), своим обликом напоминающий черта. Чтобы не погибнуть в забое, горняки приносят ему подарки: сигареты, алкоголь, листья коки. Перед входом в шахту разливают кровь принесенной в жертву ламы.
В Аргентине, где также живут потомки инков, есть собственный Музей Пачамамы, который находится в Амаича-дель-Вайе (Amaicha del Valle) — поселке, где живет одна из старейших общин индейцев на севере страны. В музее собрана богатая коллекция, раскрывающая обычаи, искусство и материальную культуру коренных народов Анд. Каждый год в феврале там проходит празднество в честь Пачамамы. Процессию возглавляет старейшая жительница общины.
Во дворике музея.
В наши дни образ Пачамамы приобрел политическое значение. В Боливии праздники в ее честь поддерживаются на государственном уровне. А в Перу президент Алехандро Толедо (занимал этот пост с 2001 по 2006 годы) провел свою инаугурацию в Мачу-Пикчу — древнем городе инков, который является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Инаугурация включала в себя подношения Пачамаме, проведенные одним из старейшин народа кечуа.
Обряды в честь Пачамамы привлекают множество иностранцев, чем пользуются туристические агенства Перу, Аргентины и Боливии. Ритуалы специально для туристов и с их участием проводятся, например, в том же Мачу-Пикчу или Куско (Перу). От этого экономика получает дополнительные бонусы, однако многие кечуа обеспокоены тем, что их религиозная культура упрощается и деградирует, превращаясь в аттракцион для туристов.
В завершение — несколько современных изображений Пачамамы:
Карта Пачамамы из колоды Таро Goddess Oracle.
«Пачамама» работы Heol.
«Пачамама» от Sebasnan.
sincrodestino2012.ning. ofrenda de la Pachamama
Паго Пачамаме
Пачамама – божественный творец, защитница и кормилица. Она способствует жизни и благоприятствует плодовитости и плодородию. Пачамама всегда присутствует в жизни горца. С ней он ведет постоянный диалог, моля о поддержке или прося прощение за проступки, совершенные в отношении природы.
Вот как говорят о Пачамаме «Аргентинские сказки»:
« Пачамама – покровительница всех животных, что обитают в горах. Она там полновластная хозяйка. И сама Пачамама живет в горах; от нее полностью зависит, будет ли год урожайным или она накажет людей и нашлет на них недород.
В наших местах, чтобы скот хорошо плодился, надо о том просить Пачамаму. И не просто просить, а следует соорудить «апачету» [apachiqta] и сложить возле загона для скота «илью» [illa]. Апачету делают из камней: каждый, проходя мимо, кладет небольшие камешки, один на другой, и получается невысокая горка, такая аккуратная кучка камней. Апачета приносится в дар Пачамаме, и к ней надо относиться с почтением. Илья походит на апачету, но только складывают эту горку не из камней, а из поленьев. И поленья принадлежат только Пачамаме, их никто никогда не должен трогать. Правда, если у кого-нибудь в доме случается страшная неудача и нет ни одной щепки, чтобы развести огонь, а на дворе выпало много снега, то просят разрешения у Пачамамы и берут несколько поленьев.
Еще апачету сооружают на склонах гор во время подъема вверх в благодарность Пачамаме за дозволение добраться до нужного места, а также просят ее не насылать падеж на вьючных животных.
Пачамаме следует приносить дары. На апачету и илью бросают шарики пережеванной коки, которые называются «акуйко» [akuyku], и поливают их тонкой струйкой спирта или вина. Чаще всего такие дары приносят во время клеймения скота или когда подковывают животных. Земля, где складывают дары Пачамаме, считается священной» [ii] .
Апачета – обрядовая пирамида из камней в Андах. Апачету делает путник, поместив под нижний камень приношение Пачамаме, чтобы она была к нему благосклонна в дороге. Снимок 2009 г. (Каньон Колка) [iii]
Пачамаме поклоняются в течение всего года. Главной церемонией в ее честь является паго – паго Пачамаме, или паго земле (pago a la tierra). Оно проводится по определенному случаю, а во многих местах также в первую пятницу каждого месяца и весь август[iv].
В Перу существует день Пачамамы. Это 1 августа.
Инки считали, что ко дню зимнего солнцестояния (21 июня) Солнце и Земля очень ослабевали и были вынуждены отдыхать для восстановления сил. Этот отдых заканчивался к 1 августа, т.е. через 40 дней после 21 июня (когда завершался сбор урожая). Через 40 дней Земля, как и женщина после родов, становилась абсолютно здоровой и была готова к новому зачатию. Поэтому день 1 августа отмечался как один из праздников Матери-Земли, или Пачамамы. С этого времени принимались очищать поля для посадок. Чистили также жилища и в четырех углах дома и поля сжигались ароматные смолы. Праздник начинался с жертвоприношений ламы и викуньи во всех храмах на землях инков. В полдень, когда солнце стояло высоко, люди обнимались и забывали все обиды, оскорбления. Пачамама, или Мать-Земля снова начинала свой жизненный цикл[v].
Считается, что Пачамама «оживает» в августе, наступление которого знаменует собой начало сельскохозяйственного сезона. Она готова принять семена. Пришла пора провести церемонии для повышения урожая растений и увеличения приплода животных. Нужно накормить Мать-Землю. Ведь в августе она особенно голодна.
Церемонии поклонения Пачамаме и время их проведения варьируются в зависимости от мест и обычаев.
Серебряная статуэтка – один из примеров приношения Пачамаме. Она была найдена в канале вблизи Мокегуа, Перу vi
В северных Андах во время церемонии копают яму, в которую кладут глиняный горшок с едой, хлеб и конфеты, початок кукурузы, бутылку чичи или водки, табак и листья коки, чтобы покормить Пачамаму. Над ямой затем делают апачету[vii].
Община Кьеро (Q’ero), находящаяся в провинции Паукартамбо (Paucartambo) Центральных Анд, паго земле проводит два раза в год: в феврале, чтобы просить о благосостоянии альпак, и в августе, чтобы помолиться за здоровье лам. Паго начинается в сумерках и продолжается всю ночь. Во время паго готовится пакет с приношениями, который затем сжигается в специальном алтаре. По этому случаю собираются родственники и соседи. На праздник они приносят большое количество еды и напитков, которыми и угощаются, в то время как несколько мужчин исполняют умиротворяющие мелодии[viii].
При сжигании деспачо произносится молитва, подобная следующей:
« Пачамама, отдаю тебе должное тем, что служу тебе в августе, в начале года. Ты, которая насыщает меня, прими это приношение. Ты кормишь меня, как мать, своей грудью, или как птица кормит птенцов. Милостиво прими это и защити меня от беды, не дай горю и болезням подойти ко мне близко, и пусть я хорошо проживу еще один год»[x].
Ритуалы благодарности земле за дары, которые питают их, андские крестьяне традиционно проводят и после сбора урожая. В Пуно, где живут аймары, церемония начинается в полночь и продолжается до зари. Руководит церемонией ятири (yatiri). Так аймары называют андского священника. Во время церемонии делают хорошего размера отверстие в земле, украшают его, а затем под песнопения и молитвы заполняют приношениями. В конце отверстие засыпают землей, и землю поливают (поят) ликером или фруктовым соком[xi].
Аймары, живущие в Аргентине также молятся Пачамаме круглый год, но главный праздник в ее честь отмечают в разгар сбора урожая, в июле. Он длится несколько дней, от воскресенья до воскресенья, и по сути представляет собой настоящий карнавал. Мать-Землю обильно «угощают» – посыпают мукой и листьями коки, фруктами и праздничной снедью, поливают чичей, «дают покурить», усыпая сигаретами[xii].
Алкоголь – обязательная составляющая приношений. Аймары считают, что только он может погасить жажду Матери-Земли. Поэтому на протяжении года, прежде чем пить алкоголь, немного жидкости выплескивают на землю. На празднике же алкоголя на землю льется немало. Мужчины выкрикивают молитвы, благодарят богиню и льют на землю пиво[xiii].
В Андах культ Пачамамы существует параллельно с христианством. И многие семьи одновременно являются и христианами, и пачамамистами. В 2009 г. почитание Пачамамы в Боливии, согласно новой конституции, получило государственную поддержку[xiv].
Матерь-Земля или Пачамама?
Аргентинский богослов Карлос Мария Галли, член Международной богословской комиссии, пояснил на страницах газеты «Оссерваторе Романо», откуда взялось выражение «Матерь-Земля» в документах Католической Церкви и почему ее не следует отождествлять с индейским божеством Пачамама. Сообщает корреспондент Vatican News Ольга Сакун.
Богослов ссылается на V Всеобщую Конференцию епископата Латинской Америки и Карибских островов, состоявшуюся в 2007 году в Апаресиде на тему «Ученики и миссионеры Иисуса Христа: чтобы наши народы в Нем имели жизнь». Конференция разработала итоговый документ, в третьей главе которого среди множества благих вестей, порожденных Евангелием, названо «универсальное предназначение благ и экология». 125 параграф документа, цитируя святого Франциска Ассизского, гласит: «Сестра наша Матерь-Земля – это наш общий дом и место завета Бога с людьми и со всем творением. Не принимать во внимание взаимоотношения и равновесие, установленные Самим Богом между сотворенными вещами, – это оскорбление Творцу, покушение на биоразнообразие и, в конечном счете, на жизнь». Эти слова – отмечает Галли – как бы предваряют наставления Папы Франциска из энциклики Laudato si’, а также вопросы, поднятые на Специальной Ассамблее Синода Епископов по региону дождевых лесов Амазонии. В первоначальной версии эта фраза не была снабжена поясняющей ссылкой на «Песнь творения», из которой взята цитата: Sora nostra matre terra.
В одном из 2400 замечаний по редактированию документа предлагалось изъять из теста эту фразу потому, что она содержит в себе «индейскую идеологию», враждебную Католической Церкви, и выражает поклонение матери-земле в образе Пачамамы («матерь-земля» на языке кечуа). Комиссия отвергла это замечание, исходившее от одного латиноамериканского прелата, решив заключить цитату из святого Франциска в кавычки и указать ее источник в примечании. Галли отмечает, что очень похожий эпизод произошел и во время Синода по Амазонии, то есть двенадцать лет спустя. Еще в период подготовки Специальной Ассамблеи некоторые негативно высказывались об употреблении выражения «матерь-земля» в Рабочем документе, аргументируя это подобным образом, как будто им не известны слова из «Гимна брату Солнцу». В Итоговом документе Синода отсутствует цитирование из «Песни творений», а в 17 параграфе святой Франциск упоминается в качестве «примера целостного обращения, пережитого с христианской радостью и ликованием». В параграфах 25 и 101 в контексте интегральной экологии используется выражение «матерь-земля».
«Песнь творений» Галли сравнивает с «Песнью трех отроков» из Книги пророка Даниила, сохранившейся в греческом переводе, – именно она стала источником, вдохновившим святого Франциска. «Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки»: земля участвует в славословии всех творений, восхваляющих Господа посредством голоса человека. Вместе с землей Бога славословят и «все произрастания на земле», говорится дальше в библейском тексте. Здесь можно рассмотреть три формы отношений человека с землей, утверждает Галли: во-первых, земля подобна сестре, потому что все творения, в том числе человек, происходят от единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. Во-вторых, земля для человека подобно матери, поскольку она питает всё, что рождается на этой земле. Земля получает свет и тепло от брата Солнца, сестры Луны и брата Огня. Премудрость слова Божьего и всех народов благословляет Господа, говоря: «Плодами дел Твоих насыщается земля» (Пс 103,13). Земля вверена нам Господом, поэтому она подобна дочери, ибо человек – единственное существо на земле, созданное по образу и подобию Бога. Церковь ссылается на святого Франциска Ассизского, находя в нем пример интегрального подхода к экологии, согласно которому человек учится любить и беречь землю как сестру, мать и дочь. Амазонские народы – пишет в заключение Галли – учат нас взращивать эти отношения с землей в критический момент истории, и именно этот урок могут извлечь из прошедшего Синода те, кто не принадлежат к амазонским народам.
Напомним, что все предложенные параграфы Итогового документа Синода по Амазонии были приняты большинством голосов участников; было достигнуто не просто необходимое количество голосов, но – по многим пунктам – практическое единодушие (от 0 до 10 голосов «против»), за исключением нескольких параграфов, с формулировкой которых не согласились более 10 Отцов Синода. В одном случае это число достигло 41: самым спорным оказался параграф, в котором предлагается восполнить недостаток священников в Амазонии рукоположением в пресвитеры достойных постоянных диаконов. 30 голосов «против» набрал параграф, посвященный служению женщин, 29 – предложение о разработке «амазонского обряда».