0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождественский пост

Рождественский пост

Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.) и заканчивается в день великоторжественного праздника Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

Содержание

Почему безжалостное учение понравилось добрым буржуа

1536 Жан Кальвин

В глубине сердца нам надлежит хранить терпение и любовь к врагам. В то же время наши внешние действия должны отвечать тому, что мы сознаем полезным для спасения возлюбленных нами врагов

«Наставление в христианской вере», 1536 год

Юрист, филолог, богослов и проповедник. Основатель нового направления в протестантизме, оказавшегося во многих отношениях более радикальным, нежели лютеранство. Работал и проповедовал в нескольких городах Швейцарии и в Страсбурге, но основной ареной его деятельности стала Женева, в которой он на долгие годы стал неформальным правителем. При его жизни Женева превратилась в альтернативный центр протестантизма, принимавший эмигрантов со всей Европы. Учение Кальвина быстро стало господствующим в Голландии, Шотландии, некоторых регионах Венгрии (Трансильвания) и Германии. Благодаря английским переселенцам рано попало в Америку, где до сих пор представлено сразу несколькими традициями.

Вольтер, недовольный скукой женевских нравов, сказал о Кальвине, что тот упразднил монастыри только затем, чтобы превратить в монастырь весь мир. Но в Женеве, столице первоначального кальвинизма, Вольтер жил в 1750-е; его тогда навестил там Казанова, оставивший несколько мимолетное описание города, конечно, довольно патриархального, но все равно не без приятностей: музыка играет, штандарт скачет, даже новомодные английские «чехольчики», изобретенные лекарем Кондомом, и те в ходу.

А вот двумя столетиями раньше Вольтеру и особенно Казанове в Женеве бы не поздоровилось. Нужно еще поискать антиутопию, которая выглядела бы менее приветливо, чем этот «Новый Иерусалим» во времена почти двадцатипятилетнего (1541-1564) правления Жана Кальвина.

Под запретом музыка и танцы, паштеты и дичь, живопись и скульптура, свадебные застолья и похороны, отмеченные хоть чем-то, кроме безразличного закапывания гроба в землю. Одежда и прически строго регламентированы, любое отклонение от уравнивающих всех скупых стандартов карается штрафом, а то и тюрьмой. Шутка — подозрительна, шумный смех — неуместен, божба — оскорбительна, а брань уж тем более.

Нельзя называть детей иначе, чем библейскими именами (Луи, Женевьевы, Николя, Гийомы, Анри — прощайте). Нельзя праздновать Масленицу, Пасху и Рождество. Нельзя проводить воскресенье иначе, чем в благочестивом недеянии. Нельзя пропускать проповедь без чрезвычайно уважительной причины; если заболел — зови приходского пастора на дом. Собственно, и церковь менять нельзя: куда приписан, туда и ходи.

В католической Европе XVI-XVIII веков для мирян хождение к обедне — целый сгусток социально-эстетических трансакций (не всегда высокодуховных, признаем это), куда помимо посильного участия в богослужении входят впечатления от оформления храма, от органных раскатов, от музыки, от размеренных жестов священников и от кадильных ароматов. Но церкви реформатской Женевы развлекать публику не стремились вот совсем. Все голо, все просто. Воспоминание Тайной вечери, сурово-деловитое, как партсобрание. Сданы в утиль и образа, и органы. И даже колокола — действительно, зачем в городе с такой образцовой дисциплиной нужны какие-то устройства для того, чтобы созывать горожан на богослужение? И так придут.

«Казнь Мигеля Сервета», XIX век

Фото: DIOMEDIA / Granger

Тем более что выбора у них, собственно, и не было. В Женеве под присмотром и светских, и духовных властей действовала хорошо отлаженная система надзора и сыска. С рутинными рейдами по домам — а ну как некий гражданин прячет под подушкой запрещенную литературу, католические четки-«розарий» или ломоть пирога с олениной? С системой учета — кто пропустил очередную проповедь, кто дерзко стирал портки в воскресенье. И валом доносов: грузчик невольно ругнулся, взваливая на спину тяжелый куль,— и все, каталажка, если не хуже.

Потому что система правосудия и наказаний в Женеве так и осталась старой, средневековой; помноженная на кальвинов ригоризм, она превратилась в террор — с пытками, показательными процессами против ведьм, распространителей чумы, еретиков, политических противников, с многочисленными казнями. В том числе огненными: католическая инквизиция не изобрела сожжение еретиков на костре, это старая, еще позднеримская норма, которую Кальвин почел за нужное сохранить. Dura lex, sed lex.

Пока дело ограничивалось внутригородскими расправами, все это вызывало мало протестов извне. Но когда на женевский костер отправился Мигель Сервет, врач и анатом с европейской славой, отрицавший существование Троицы, умеренно настроенные адепты женевского «князя реформаторов» по всей Европе все-таки возроптали втихомолку: не пристало ли нам все-таки трактовать свободу совести хоть немножко шире. не стоило ли вести себя иначе, чем повел бы себя с Серветом трибунал папистов.

Как бы то ни было, оппозицию внутри города Кальвин сокрушил. До самой смерти он возглавлял Женеву — безжалостный, не знающий, как и его Бог, уступок и снисхождения, хрупкий и болезненный, но наделенный адамантовой волей. И абсолютной, космической уверенностью в собственном авторитете: со своего скромного креслица в женевском соборе Св. Петра он правил своими верными так же властно, как и тот, кто сидел на кафедре Св. Петра в Риме.

Предопределение Божие неумолимо, учил он. Одни родились на свет ради вечной жизни, другие — только ради вечной погибели. Не за всех пострадал и умер Христос, а только ради избранных, которым после безрадостной целожизненной борьбы доведется частично преодолеть порчу своей падшей природы. Впрочем, и от века осужденные все равно обязаны жить в самом суровом благочестии — хотя и это ни на йоту не изменит их участь.

Что, помимо его воли, так привлекало в нем? Почему за ним шли люди, в большинстве своем не жаловавшиеся на деспотизм? Почему его учение с энтузиазмом принимали города, области и королевства?

«Наставление в христианской вере», 1559 год

Отчасти — порыв праведного и отчаянного противостояния миру, сознание причастности к великой борьбе избранных и проклятых. То, что такое в принципе действует, современная хроника происшествий, увы, свидетельствует куда как уверенно. Как писал Жюль Мишле: «Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников. Если где-нибудь в Европе требовалась кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек стоял уже наготове в Женеве — он поднимался и шел на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы».

Отчасти — проповедь бытовой умеренности, самодисциплины, «мирской аскезы». Да, все люди изначально рождаются неравными. Но это умеряется тем, что вести-то себя все должны одинаково, совершенно одинаково. Всяк делай то, к чему призван, не трудящийся да не ест. Роскошь проклята, но финансовое преуспеяние хоть в сапожном деле, хоть в книготорговле, хоть в банковских операциях — благословение Вседержителя, умножавшего некогда стада Авраама, Исаака и Иакова. Только капитал нельзя ни запирать в сундуках, ни бездумно тратить: в дело, в дело его.

Ну или в благотворительность. В отличие от Лютера, Кальвин без восторга относился к монархии, республику (хотя и аристократическую) он считал более совершенной формой правления и подкреплял это ссылками не только на Аристотеля, но и на Ветхий Завет (1 Цар. 8). Люди должны самоорганизовываться, люди должны иметь право голоса (формально и его Женева была демократией почище Афин), люди должны помогать друг другу — и нищеты в кальвинистских обществах в самом деле стало бесконечно меньше.

Традиционную структуру средневекового общества все это окончательно разрушило, дав и некоторые начертания для новых социальных форм. Но занятно, что при всем том в глубине своей кальвинизм, как верно подметил однажды Макс Вебер,— он ведь совершенно не про социальность.

Принято считать, что человек Нового времени с определенного момента мучительно ощущал заново открывшееся ему вселенское одиночество и крушение всех привычных мировоззренческих структур. Принято также видеть отражение этого самого ощущения в основном в искусстве, в разнообразных «кризисах гуманизма» — Марло и Шекспир, Микеланджело и маньеризм. Но и здесь, в изначальной реформатской психологии, ведь то же самое — и с какой силой явленное. Нет никого — ни духовника с его советами и требами на все случаи жизни, ни римского папы с его таинственной «сокровищницей сверхдолжных заслуг», ни добрых святых, помогающих кто от зубной боли, кто от грыжи. И даже сам Бог насчет тебя, собственно, все и так решил мириады тысячелетий назад — и ничего тут уже не изменишь. Ты один. Как хочешь, как можешь, так и справляйся.

Читать еще:  Ничего нового под солнцем: библейский секрет спокойствия

Папа на рождественском богослужении призвал к установлению всеобщего мира

Вера как у ребенка и благодарность за мелочи помогают нам всем пережить трудные времена Маленький Дэниел Оливейра.

90 секунд, чтобы по утрам провозглашать Слово Божье

Ежедневно размышляйте над Божьим определением любви

Кто тебя благославляет?

Давление

Любовь Божья

Что важнее: семя или почва?

БЫЛО ЛИ ВОСКРЕСЕНИЕ?

Из Флориды на Кубу отправлено больше 83 тысяч Библий

Что говорит Тора о происхождении человека?

В день праздника Рождества Христова, который 25 декабря отмечает большая часть стран христианского мира, Папа Римский Франциск обратился к пастве с традиционным рождественским посланием Urbi et Orbi («Граду и миру»), сообщает корреспондент телеканала Вера 24 со ссылкой на newsru.com.

Это происходило в торжественной обстановке перед многочисленными паломниками, собравшимися на площади Святого Петра. Сводные оркестры почетного караула представителей трех родов войск итальянской армии и папской Швейцарской гвардии исполнили государственные гимны Ватикана и Италии.

Понтифик провозгласил свое послание с украшенного папским гербом центрального балкона главного католического храма. Он говорил о тревогах и страданиях сегодняшнего мира, о преследовании христиан на Ближнем Востоке, о необходимости восстановить мир в разных районах планеты — на «возлюбленной» Украине, в Центрально-Африканской Республике, а также на родине Христа, где продолжается палестино-израильский конфликт. Понтифик обвинил мир в «равнодушии» перед лицом множества человеческих трагедий.

Текст обращение опубликовало «Радио Ватикана».

«Иисус, Сын Божий, Спаситель мира, родился нам. Он родился в Вифлееме от Девы, исполнив древние пророчества. Деву зовут Марией, Ее обручника — Иосифом», — начал свое послание папа.

«Это скромные люди, исполненные надежды на доброту Бога, которые принимают Иисуса и признают Его. Точно так же Святой Дух просветил вифлеемских пастухов, поспешивших к пещере и поклонившихся Младенцу. И затем Дух повел старцев Симеона и Анну в Иерусалимский храм, и они признали в Иисусе Мессию», — продолжил понтифик, подчеркнув, что Иисус есть спасение для каждого человека и каждого народа.

«Его, Спасителя мира, я прошу, чтобы Он призрел на наших братьев и сестер в Ираке и в Сирии, которые слишком долго страдают от последствий идущего конфликта и вместе с принадлежащими к другим этническим и религиозным группам терпят жестокие гонения. Пусть Рождество принесет надежду многочисленным эвакуированным, беженцам и эмигрантам, детям, взрослым и пожилым этого региона и всего мира; да обратится равнодушие в участие, а отвержение — в радушие, дабы те, кто подвергается сейчас испытанию, могли получить необходимую гуманитарную помощь, чтобы выжить в суровых зимних условиях, вернуться в свои страны и жить с достоинством. Пусть Господь откроет сердца к доверию и дарует Свой мир всему Востоку, начиная со Святой земли, благословенной Его рождением, подкрепляя усилия тех, кто делает все, чтобы наладить диалог между израильтянами и палестинцами», — воззвал Франциск.

«Иисус, Спаситель мира, призри на тех, кто страдает на Украине, и даруй этой возлюбленной стране преодолеть напряжение, победить ненависть и насилие и встать на новый путь братства и примирения», — вознес прошение папа.

«Христос Спаситель, даруй мир Нигерии, где еще проливается кровь и многих людей отрывают от их родных, держат в заложниках или убивают. Я призываю мира также на другие части африканского континента. Я думаю особенно о Ливии, о Южном Судане, о Центрально-Африканской Республике и о разных регионах Демократической Республики Конго и прошу политических лидеров, действуя через диалог, преодолеть противоречия и построить прочное братское сосуществование», — сказал глава Ватикана.

«Да спасет Иисус множество детей, которые становятся жертвами насилия, работорговли либо вынуждены стать солдатами. Пусть дарует Он утешение семьям детей, убитых в Пакистане на прошлой неделе. Да будет Он близок к страдающим от болезней, особенно к жертвам эпидемии Эболы, прежде всего в Либерии, в Сьерра-Леоне и в Гвинее. Выражая сердечную благодарность тем, кто прилагает мужественные усилия ради того, чтобы помочь больным и их семьям, я вновь настоятельно призываю обеспечить необходимую помощь и лечение», — заявил понтифик.

Подчеркнув, что «слишком много слез проливается в это Рождество, вместе со слезами Иисуса Младенца», папа обратился к Святому Духу, чтобы Он просветил «сегодня наши сердца, дабы мы могли признать в Иисусе Младенце, рожденном в Вифлееме Девой Марией, спасение, дарованное Богом каждому из нас, каждому человеку и всем народам земли».

«Пусть сила Христова, которая заключается в освобождении и служении, даст ощутить себя во многих сердцах, страдающих от войн, гонений и рабства. Пусть эта божественная сила своей кротостью смягчит сердца многих людей, погруженных в обмирщение и равнодушие. Пусть Его спасительная сила перекует мечи на орала, превратит разрушение — в созидание, ненависть — в любовь и нежность. Так мы сможем сказать с радостью: «Видели очи наши спасение Твое», — заключил свое послание глава Римско-католической церкви.

78-летний Папа Франциск второй раз поздравляет католический мир с праздником Рождества Христова. В отличие от своих предшественников он не стал демонстрировать своих познаний в иностранных языках и ограничился приветствиями на итальянском.

С балкона от имени предстоятеля Римско-католической церкви было оглашено отпущение грехов всем слушавшим это рождественское послание на площади Святого Петра или по радио и телевидению.

Минувшей ночью понтифик отслужил навечернюю мессу в соборе Святого Петра.

Вы можете поделиться этой публикацией в социальных сетях:

2. Второе Пришествие Спасителя влечет в собрание

В каждой общине есть те, кто считает, что церковь слишком часто собирается вместе. И с плотской, эгоцентричной точки зрения это может быть правдой. Но посмотрите внимательно на 25-й стих еще раз:

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

В Новом русском переводе так звучит стих:

Не будем оставлять наших собраний, как это вошло у некоторых в привычку. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День Господа уже приближается.

В то время как некоторые скажут, что церковь встречается слишком много, Бог говорит, что мы должны собираться даже чаще, чем мы делаем сейчас, чтобы мы могли ободрять друг друга. Чуть раньше, в Евреям 3:12–13 можно прочитать следующее:

12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Можно подумать, что это и так достаточно, что я посещаю собрания по воскресеньям и даже малую группу на неделе. Но Библия говорит, что мы нуждаемся в христианском увещевании каждый день, чтобы грех не ожесточил наше сердце. По мере приближения дня Пришествия Господа мы должны как можно больше встречаться вместе, чтобы увещевать, ободрять и наставлять друг друга, чтобы оставаться верными Христу.

Надо признаться, что большинство россиян не ждут Второго Пришествия Христа. Многие об этом даже не думают. Хотя они и заявляет, что являются верующими, но в церковь регулярно не ходит более 90% процентов опрошенных. Это вопиющее противоречие. Скорое возвращение Господа Иисуса является библейской мотивацией к тому, чтобы быть на различных собраниях церкви.

Интересно отметить, что слово в 25-м стихе, переведенное как «собрание», в Новом Завете употребляется только дважды — здесь и во 2-ом послании к Фессалоникийцам 2:1, где Павел говорит « о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему ». Те, кто ожидают встретить Христа на небе, будут встречаться с другими христианами на земле. Вот почему: чем ближе мы приближаемся к Пришествию Господа, тем больше мы будем желать встречаться друг с другом. Трудные обстоятельства будут нас побуждать быть чаще вместе.

И как нам не оказаться среди отступников и охладевших в вере христиан?

Читать еще:  София Киевская превратится в рождественский вертеп

Наш текст говорит достаточно прямо: опираясь на других верующих, чтобы они были рядом и увещевали нас, поддерживали и ободряли нас, чтобы мы все вместе, одним собранием, прошли эти непростые времена. Поэтому мы читаем такие слова в нашем стихе: «..но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Слово « увещевать » (или « увещевающий » ) означает:

1. призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать;
2. настойчиво просить, умолять, упрашивать;
3. утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби.

Форма существительного этого слова используется в 1-ом Иоанна 2:1 для обозначения Иисуса как нашего Ходатая перед Небесным Отцом. Оно также употребляется в Иоанна 14:16 для обозначения Святого Духа, Который является нашим Помощником или Утешителем. Подобно тому, как Иисус Христос и Святой Дух проходят вместе с нами через наши обстоятельства жизни, чтобы помочь нам, так и мы, как братья и сестры во Христе, должны проходить вместе друг с другом по жизни, чтобы призывать и ободрять друг друга.

Наши обстоятельства во время пандемии стали прекрасной лакмусовой бумажной нашего отношения к Богу, Церкви и нашим ближним. Бог использовал коронавирус, чтобы показать нам нашу силу и слабость, нашу нужду и возможности, зависимость и перспективы. Мы узнали себя лучше благодаря нашему взаимодействию. Если бы мы были отключены от других и взаимодействия с ними, то мы остались бы в неведении о себе.

И вы никогда не узнаете, насколько вы сильны или слабы духовно, если у вас нет других верующих, которые будут идти вместе с вами, чтобы увещевать, ободрять и наставлять вас.

Как и поется в известной песне:

Люблю, Господь, Твой дом —
Чертог любви Твоей;
Люблю я Церковь из людей,
Искупленных Христом.
Люблю, предвечный Бог,
Я Церковь — Твой алмаз;
Ты, как зрачок лучистых глаз,
Хранишь её порог.
О Церкви дорогой,
Собранье душ живых,
Взываю сердцем и душой
Всегда в мольбах своих.
Я рад иметь всегда
Общенье духа с ней,
Нести все тяжести труда
И крест её скорбей.
Я знаю, разделю
С ней славу я Твою;
С ней буду петь я пред Тобой
Спасённою душой.

А вот ее исполнение:

Кто отмечает Всероссийский день призывника?

Как следует из названия, праздник создан для поднятия престижа и поддержания статуса молодых людей, которых призывают в ряды российской армии. Призывником считается мужчина, достигший возраста совершеннолетия, признанный годным к армейской службе. Для призыва в ряды вооруженных сил отведены два периода: весной — с апреля по июль, и осенью — с 1 октября по 31 декабря.

Помимо самих новобранцев, этот праздник отмечают родные и близкие призывников, а также сотрудники военкоматов, призывных комиссий, территориальных воинских формирований.

Рождественские молитвы. Часть 1 (стихиры, тропарь)

Ангел. Фреска церкви Сант-Анжело-ин-Формис (Капуа, Италия). XII век.

Автор: священник Федор Людоговский

Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Предлагаем прихожанам обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров, подготовленный священником Федором Людоговским для сайта Predanie.ru, и немного дополненный с нашей стороны (в оригинале статьи не все молитвы приведены в двух вариантах – на церковнославянском и на русском; мы решили это исправить). Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту).

Ветхий Завет о Рождестве Христовом

Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами. В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне, которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила. Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия. Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу. На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце:

Отроча родися нам, Сын и дадеся нам,
и нарицается имя Его велика совета ангел.
Чуден Советник,
Бог крепок, Властитель, Начальник мира,
Отец будущаго века.

Рождественские стихиры

Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский. Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

Придите, возрадуемся о Господе,
изъясняя нынешнее Таинство:
разделявшая нас с Богом стена разрушена,
пламенный меч обращается вспять
и Херувимы отступают от древа жизни
и я приобщаюсь к блаженствам рая,
из которого был изгнан за ослушание.
Ибо неизменный Образ Отца
и Начертание вечности Его
облик раба принимает,
от не испытавшей брака Матери произойдя,
не потерпев при этом изменения.
Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,
и принял на Себя то, чем не был,
человеком сделавшись по человеколюбию.
Воскликнем Ему:
«Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»

Перевод профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича (по изданию «Христианские праздники. Рождество Христово», Киев, 1916):

Приидите, возрадуемся Господу,
поведая настоящую тайну:
Разделяющая стена разрушена,
огненный меч убегает,
Херувимы отступают от Древа жизни,
и я опять получаю пищу из Рая,
Из которого некогда изгнан за непослушание.
Ибо неизменный образ Отца,
начертание Его вечности,
принимает вид раба,
Произойдя из безбрачной Матери,
не подвергшись изменению,
Так как Он, чем был, тем и остался, будучи Богом истинным;
И, чем не был, то воспринял,
став Человеком по человеколюбию,
Ему воскликнем:
Рожденный от Девы Боже, помилуй нас!

Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе:

Августу единоначальствующу на земли,
многоначалие человеков преста:
и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
многобожие идолов упразднися.
Под единем царством мирским гради быша,
и во едино владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым:
написахомся вернии Именем Божества,
Тебе вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Перевод:
Когда Август стал единовластным на земле,
прекратилось многовластие среди людей;
и с Твоим вочеловечением от Девы чистой
идольское многобожие упразднилось.
Одному мирскому царству подчинились страны,
и в единое владычество Божества племена уверовали.
Переписаны были народы по указу Кесаря,
записались и мы, верные, во имя Божества –
Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.
Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу.

Рождественский тропарь

Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока/
Господи, слава Тебе.

Рождественское Послание Святейшего Отца Франциска Urbi et Orbi (Граду и Миру) 2013 год

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2,14).

Дорогие братья и сестры в Риме и во всем мире, здравствуйте, поздравляю вас с Рождеством!
Я присоединяюсь к песне ангелов, явившихся пастухам Вифлеема в ночь, когда родился Иисус, – к песне, которая объединяет небо и землю, обращая к небу хвалу и славу, а к земле людей – пожелание мира.
Призываю всех присоединиться к этой песне: эта песнь – для каждого мужчины или женщины, которые бодрствуют в ночи, которые надеются на лучший мир, которые заботятся о других, стараясь смиренно исполнять свой долг.

Читать еще:  Московские кришнаиты выразили соболезнование семьям жертв катастрофы в аквапарке

Слава в вышних Богу!
Рождество призывает нас прежде всего к этому: воздать славу Богу, ибо Он благ, верен, милостив. В этот день я желаю всем узнать истинный лик Бога, Отца, даровавшего нам Иисуса. Я желаю всем почувствовать, что Бог близок, пребывать в Его присутствии, любить Его, поклоняться Ему.
И пусть каждый из нас воздает славу Богу прежде всего своей жизнью, – жизнью, посвященной любви к Богу и к братьям.

Мир людям.
Истинный мир, как мы знаем, заключается не в сохранении относительного равновесия между противоборствующими силами. Это вовсе не красивый “фасад”, за которым скрываются контрасты и разделения. Мир – это труд, которым нужно продолжать заниматься изо дня в день, исходя из дара Божия, из Его благодати, дарованной нам в Иисусе Христе.
Глядя на Младенца в яслях, на Младенца мира, вспомним о детях, – наиболее уязвимых жертвах войн, но вспомним также о пожилых, о подвергшихся насилию женщинах, о больных … Войны разрушают и ранят столько жизней!

Огромное число жертв в последние годы вызвал конфликт в Сирии, порождающий ненависть и месть. Продолжим молить Господа, дабы Он избавил сирийский народ от новых страданий, а конфликтующие стороны прекратили всякое насилие и гарантировали доступ к гуманитарной помощи. Мы видели, какой силой обладает молитва! И я очень рад, что сегодня к этой нашей мольбе о мире в Сирии присоединяются также верные разных религиозных конфессий. Давайте никогда не терять настойчивости в молитве! Настойчивости в том, чтобы говорить: Господи, даруй мир Твой Сирии и всему миру.

Даруй мир Центральноафриканской Республике, о положении в которой часто забывают люди. Но Ты, Господи, не забываешь ни о ком! И желаешь принести мир также в эту страну, терзаемую эскалацией насилия и нищеты, где множество людей лишены крова, воды, пищи, – лишены самого необходимого для жизни. Да установится социальное согласие в Южном Судане, напряженная ситуация в котором уже вызвала многочисленные жертвы и угрожает мирному сосуществованию в этом молодом государстве.

Христе, Князь мира, обрати повсюду сердца жестоких, дабы они сложили оружие и встали на путь диалога. Призри на Нигерию, раздираемую постоянными атаками, которые не щадят невинных и беззащитных. Благослови Святую Землю, которую Ты избрал для того, чтобы прийти в мир, и доведи до счастливого исхода мирные переговоры между израильтянами и палестинцами. Исцели раны возлюбленного Ирака, все еще страдающего от частых террористических актов.

Христе, Господь жизни, защити терпящих гонения ради Твоего имени. Даруй надежду и утешение перемещенным лицам и беженцам, особенно в регионе Африканского Рога и в восточной части Демократической Республики Конго. Соделай, чтобы мигранты, ищущие достойной жизни, встречали радушный прием и получали помощь. Пусть никогда больше не будет трагедий, свидетелями которых мы были в этом году, с многочисленными смертями в Лампедузе!

О Дитя из Вифлеема, тронь сердца тех, кто замешан в торговле людьми, дабы они осознали тяжесть этого преступления против человечества. Обрати взор Свой на множество детей, которых похищают, ранят и убивают в вооруженных конфликтах, и на тех, кого превращают в солдат, крадя у них детство.

Господь неба и земли, призри на нашу планету, которую жадность и эгоизм людей зачастую эксплуатирует исключительно в своих интересах. Помоги жертвам стихийных бедствий и защити их, особенно население Филиппин, тяжело пострадавшее от недавнего тайфуна.

Дорогие братья и сестры, в этом мире, в этой человечности ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь. Давайте ненадолго остановимся перед вифлеемским Младенцем, чтобы наше сердце умилилось над нежностью Бога и согрелось ею. Мы нуждаемся в Его ласках. Бог велик в Своей любви, хвала Ему и слава в веках! Бог есть мир: попросим Его помочь нам созидать этот мир каждый день, – в нашей жизни, в наших семьях, в наших городах и странах, во всем мире. Давайте позволим себе умилиться благостью Бога.

Иоанн XXIII

Можно ли откровенного уголовника и святотатца, по которому одновременно плачут виселица и костёр, сделать римским папой? Случай Иоанна XXIII показывает, что можно.

Его имя в миру — Бальтазар Косса. Один из самых опасных пиратов Средиземного моря. Два его старших брата были повешены именно за пиратство. Он же был гораздо более везучим — начав карьеру в 13 лет, к 16 годам снискал лавры отчаянного головореза.

Потом — внезапно — поступил в Болонский университет на факультет теологии. Учился отменно, но ещё лучше у него получалось портить девок и грабить горожан. В результате одной из стычек он оказался в тюрьме, откуда его извлекли те же пираты, тупо взяв Болонью штурмом.

Подобные деятели, попав в суровую переделку, обещают Господу оставить «душегубный промысел» и вести потом жизнь исключительно духовную.

Иоанн XXIII, попав в шторм, обещал ровно то же самое. Но следовал не столько духу, сколько букве закона. После спасения он попал в плен к папе Урбану VI. И с тех пор действительно ведёт жизнь духовную. Во всяком случае, духовного лица.

Быстро выслужившись и убрав конкурентов, он сам становится папой римским. Кстати, принимает принципиальное решение об аресте Яна Гуса.

Какого-то чеха-еретика ему, быть может, и простили бы. Но его художества в качестве верховного понтифика переполнили чашу терпения. Ему предъявили 74 пункта обвинения, 20 из которых решили не оглашать — настолько страшны и омерзительны они были. Впрочем, оглашённое тоже впечатляет.

Изнасилование более 300 монахинь. Попытка продажи мощей святого Иоанна за 50 тысяч флоринов. Сожительство с женой своего брата. Растление семьи — матери, её сына и её дочерей. Групповая содомия с участием монахов. Отрицание загробной жизни. Неверие в воскресение мёртвых.

Кому другому за такие штучки было бы мало и костра. Но система своих не сдаёт. Низложенному папе вернули даже сан кардинала, и он спокойно умер в этом звании пять лет спустя после своего низложения. С тех пор само имя Иоанн считалось проклятым — римские папы не его брали более 500 лет.

Биография папы римского Франциска

В 33-летнем возрасте молодой человек был рукоположен в сан священника. В 1970-1971 гг. завершил третий этап духовного обучения в знаменитом университете Алькала-де-Энарес, расположенном в пригороде Мадрида, где учились многие выдающиеся личности – Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Мигель-де-Сервантес. В 1973 году Хорхе принял завершающий, четвертый обет – подчинение Папе, и вскоре получил звание провинциального настоятеля Аргентины.

По истечению срока полномочий на этой должности в 1980 году его утвердили ректором родного учебного заведения Святого Иосифа. Перед тем как приступить к новым обязанностям, в течение трех месяцев он изучал английский язык в Дублине, в иезуитском центре Миллтаунского института теологии и философии. Через 6 лет пребывания на должности он провел несколько месяцев во Франкфурте, обучаясь в магистратуре, Хорхе защитил докторскую научную работу и, по возвращению, занял очередной высокий пост – духовного директора архиепископии и исповедника в Кордове.

В 1992-м решением высшего богословского руководства он был признан вспомогательным епископом столицы. В том же году его посвятили в епископы, а через 5 лет назначили коадъютором кардинала, архиепископа Антонио Кваррачино, то есть преемником с правом автоматического обретения должности «по наследству».

В итоге после ухода из жизни Кваррачино в 1998 году Бергольо стал кардиналом и обрел звание кардинала-священника собора Сан-Роберто Беллармино. В новой должности он получил пять постов в административном органе Святого Престола и Ватикана – в Римской курии.

В 2001 году он лично выезжал в хоспис для умирающих от СПИДа бедняков. Он омыл и поцеловал ноги двенадцати страждущих, подчеркнув, что сам Христос не чурался прокаженных.

В 2005-2011 гг. он был главой Конференции епископов всей страны.

В 2013-м на конклаве Бергольо избрали верховным суверенным понтификом, папой римским. По статусу он получил также титул Принца и Великого Магистра Суверенного военного Мальтийского ордена. В качестве папского имени он взял имя Франциска в честь католического святого, покровителя нищих.

В 2016 году в здании аэропорта Гаваны он встретился со святейшим патриархом Кириллом. По итогам встречи, прошедшей на столь высоком уровне впервые со времен Великой схизмы (церковного раскола) 1054 года, был подписан документ, призывающий к всехристианскому единству.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector