2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Папа назначил двух женщин членами международной богословской комиссии

Содержание

bigra

Идеалы миролюбивы, история жестока

  • Главное
  • Союзники
  • Генеральный штаб
  • Былые схватки
  • Пропаганда
  • Лучшее

Женщина — Папа Римский. Правда или вымысел?

Несмотря на то, что феминизм шагает семимильными шагами по планете, еще остаются места, куда женщинам, в силу принадлежности к женскому полу, путь заказан. Среди всего прочего — невозможность стать Папой Римским. Однако история Ватикана уже много веков хранит легенду о женщине, посмевшей занять Главный престол, — «Папессе Иоанне».

Действительное ее существование представляется сомнительным, да и официальные папские хроники решительно его отрицают. Но как же может быть иначе? Ведь это неслыханная дерзость!

Считается, что данная легенда возникла в Константинополе на почве вражды между православной и католической церковью. Многие историки назвали ее выдумкой. Однако не кажется ли вам, что если такая легенда появилась и жила в веках, то это неспроста, и, значит, история «разрешила» женщине присвоить высший ранг – быть духовным пастырем народов.

Предание гласит, что после смерти Льва IV в 855 году папский трон два года, пять месяцев и четыре дня занимала женщина, вошедшая в хроники как «папесса Иоанна» (Джованна, Жанна, Анна). Утверждают, что под этим именем скрывалась прекрасная англичанка благородных кровей и высокого ума. Впервые о папессе широко заговорили в 1276 году по очень странному случаю: после смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» тотчас же по избрании был смещен противниками. По другим предположениям, — он оказался женщиной и о нем постарались забыть. Как бы там ни было, но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

До наших дней дошли многие факты биографии этой необычной женщины. В миру ее звали Агнесса. Предположительно, она родилась в 822 году в семье английских миссионеров в немецком городке Ингельхайм, что близ Майнца. Мать Агнессы вскоре умерла, и ребенок был вынужден путешествовать с отцом.

Профессия миссионера была не лишена опасностей. В один из дней проповеднику пробили камнем голову и сломали руку. Отцу на помощь пришла Агнесса. Чудо-ребенок уже тогда проявлял недюжинные способности к ораторскому искусству и к искусству удерживать внимание толпы. В свои неполные восемь лет она произносила дивные проповеди, стоя на столах в тавернах и постоялых дворах. Ее красноречие и детская непосредственность производили незабываемое впечатление на аудиторию. По всей вероятности, уже тогда Агнесса начала одеваться в мужской костюм.

Когда отец Агнессы отошел в мир иной, идея переодевания стала единственно спасительной для молодой девушки, которая одна странствовала по свету. Возможно, Агнесса выдала себя за мужчину, чтобы получить хорошее образование, недоступное в то время женщинам. Бродя по Европе, она попала в мужской монастырь под именем Иоанна Ланглуа. Там получила хорошее образование в области теологии и философии.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Однако девушке уже исполнилось шестнадцать, и женская природа стала брать верх над благоразумием. Агнесса обратила свой взор на красивого монаха. Да и могло ли быть иначе, если ее постоянно окружало такое количество молодых мужчин? Девушка начала с того, что откровенно призналась, кто она есть на самом деле, познакомила юношу со своими прелестями и постаралась стать ему верной подругой. С тех пор молодые люди стали неразлучны. Вскоре их нежная дружба стала казаться подозрительной (никому и в голову не могло придти, что Иоанн не мужчина). Через некоторое время их тайную связь разоблачили.

Спасаясь от костра, пара сбежала из монастыря сначала в Англию, затем в Афины. Новый этап путешествий приносит Агнессе новые знания и популярность. Несмотря на близость любовника, девушка уже никогда не откажется от мужского костюма, справедливо полагая, что лишь так она сможет достичь успехов и реализоваться как личность. Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» — герцогинь, аббатов, ученых. В Афинах молодые люди посещали самые известные богословские и философские школы. Честолюбивый монах мечтал, набравшись знаний, поехать в Рим и стать кардиналом, а может, и самим папой. Но во время скитаний по Европе юноша заболел и умер от лихорадки. Романтическое предание гласит, что его спутница, оставаясь в мужском обличье, поклялась на могиле друга осуществить его дерзкую мечту. И отправилась покорять Рим.

В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора, тем более что в своем большинстве священные особы были не очень хорошо образованы. Ее приметили благодаря не только эрудиции и набожности, но и красивой внешности. Благодаря недюжинным способностям, ораторскому искусству и богатым знаниям чужеземке удалось получить кафедру в греческой школе. Вскоре слава о высокопросвещенном монахе распространилась по всему Риму. «Джованни Англико» — так назвалась авантюристка — стала своим человеком при папском дворе, завоевав доверие папы Льва IV. Она успешно занималась не только церковными, но и государственными делами. В частности, руководила работами по строительству высоких каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Агнесса стала нотариусом при папе. Красноречие, лесть, показная добродетель позволили Иоанне стать кардиналом.

В свете будущих выборов не лишним будет упомянуть о так называемой пиар-кампании Агнессы во время избрания папы. Папа Лев IV, благоволивший нотарию Иоанну, однажды возомнил себя подобным святому Петру и решил самостоятельно пройти по морю как по суше. Естественно, ничего хорошего из этой затеи не вышло, а папа, искупавшись в холодной воде, вскоре умер. В то время наследника его престола избирали прилюдно, на площади. Народ угощали вином, симпатичные женщины в обмен на голоса предлагали поцелуи. В этой атмосфере каждая группировка превозносила достоинства своего кандидата. Агнесса же предпочла действовать другими методами, отличными от остальных. Иоанна оказалась вне конкурса: ее ученики — братья по ордену — во всеуслышание пообещали: кардинал Иоанн не собирается заводить гарем, как это делали другие папы, и намерен разделить доходы между бедняками. В итоге Иоанна победила и водрузила на свое чело тройную тиару — символ Рима, Вселенной и Неба.

Средневековые хроники со страхом доносят до нас, что избранию папы Иоанна VIII предшествовали всевозможные знамения. В Италии города и селения разрушали землетрясения; во Франции саранча уничтожила нивы; в Испании тело св. Винченцо, украденное кощунственным монахом, желавшим распродать его по частям, явилось ночью на паперти церкви, громко умоляя о погребении на прежнем месте.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим, хотя отмечено было всяческими достижениями и благоденствиями. Правление Агнессы было мягким и гуманным, без жестокости и пыток инквизиции. Она издала буллы, направленные против развращенного духовенства. В конце 855 года Агнессе даже удалось уговорить немецкого императора Лотара постричься в монахи, чтобы искупить свои грехи.

Таким образом, Иоанна достигла высшего своего предназначения и оказалась на своем месте. Обман, наверное, никогда бы не раскрылся, если бы не воспетый в веках зов природы. Иоанна не замедлила стать любовницей одного из высокопоставленных служителей Ватикана и через год после своего избрания обнаружила, что беременна. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать? Впрочем, есть версия, что папесса вступила в любовную связь под страхом разоблачения, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны долгое время позволяли скрывать от людских глаз раздавшуюся фигуру папессы. Однако приближался момент родов, нужно было спрятаться. Помог любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о малютке. Однако судьба распорядилась иначе. Уже на девятом месяце, когда показаться на люди было невозможно, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Насколько было возможно, она пыталась оттянуть день молебна, надеясь со дня на день разрешиться от бремени. Однако папесса вынуждена была подчиниться обстоятельствам.

20 ноября 857 года стояла чудесная погода, жители Рима высыпали на улицы, чтобы принять участие в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. У Агнессы начались предродовые боли. В проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия она упала, начались родовые схватки. Разорвав одежды, женщина в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Рядом с распростертым на земле папой лежал окровавленный трупик ребенка. По другой из версий, ее и ребенка разъяренная толпа забила камнями. Убиенных похоронили в церкви святого Клемента. А по третьей версии, ребенок выжил, был отдан в монастырь, принял постриг и сделал церковную карьеру: стал епископом в городе Остия.

Какая ужасная кончина, страшное наказание женщине, посягнувшей на святая святых – папский престол. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, простроенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить саму память о самозванке, поэтому со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Как бы там ни было, что бы ни говорил официальный Ватикан, опровергая существование папессы Иоанны, но тема узурпации папского престола женщиной вот уже многие века будоражит умы и сердца не только историков, поэтов, философов, но и находит свое отражение в народных мифах и поверьях. Легендарная Иоанна стала героиней лубка, куплетов и даже одним из важнейших персонажей гадальных карт «таро», популярных в средневековой Европе, на Ближнем Востоке, а сейчас добравшихся и до нас. В «таро» изображение папессы помещается среди 22 главных фигур рядом с папой, императором и императрицей.

Эта тема неоднократно находила свое отражение в творчестве А.С.Пушкина, в частности в черновике «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, в которой старуха пожелала стать «Римскою Папой». В окончательном варианте Пушкин этот фрагмент опустил, а в черновиках сохранилось:

Отвечает золотая рыбка:

«Добро, будет она Римскою Папой».

Одним из косвенных доказательств существования папессы Иоанны стал странный обычай, продержавшийся с X до начала XVI века. Это был так называемый ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре (сейчас хранится в одном из римских музеев). В него сажали новоиспеченного папу, под сиденье забирался дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове «ovum», означавшем «яйцо», раздавались одобрительные возгласы высших сановников (отсюда, кстати, и происходит слово «овация»). Казалось, что Римская церковь не хотела допустить обмана еще раз. Значит, у нее были основания опасаться, как бы женщина не надела папскую тиару? Эпизод краткого присутствия дамы на троне Святого Петра остается одним из самых тщательно охраняемых секретов Ватикана.

Кадр первый. Шут или король?

Когда умер Сталин, никто не мог предположить, что именно тот, кого он считал недалеким простаком, шутом и балагуром, кого в своем ближнем кругу на украинский манер именовал Микитой, унаследует — пусть и не сразу — всю полноту необъятной власти над огромной страной. В 1953 году Хрущев возглавит партию в качестве ее Первого секретаря, в 1958-м — правительство в качестве Председателя Совета Министров. Это он, простофиля, сумеет обвести вокруг пальца коварного Берию, весьма ценимого народом и интеллигенцией Молотова, опытного аппаратчика Маленкова, своего бывшего начальника — человека неуемной энергии и потрясающей работоспособности Кагановича, утонченного интригана Булганина и, наконец, самого «Георгия Победоносца» — непобедимого, как всем казалось до недавнего времени маршала Жукова.

Вопреки всем законам драматургии вчерашний балаганный шут, начисто лишенный королевской величавости, к осени 1960 года уже играл роль короля. Но «человек темпераментный, взрывной», он и сейчас склонен был действовать под влиянием внезапного побуждения, постоянно внося в свою новую роль изрядную долю площадного балагурства.

А еще Никита Сергеевич не забыл то заседание Политбюро, на котором увлеченно излагал идею строительства крупных агрогородов на Украине, а Сталин подошел, пренебрежительно похлопал его по лысине и сказал: «Мой маленький Маркс!»

Такие занозы всю жизнь саднят, портя характер.

Нацистское прошлое

Спорным и противоречивым фактом биографии будущего Папы считают его вступление в юношескую военизированную национал-социалистическую организацию «Гитлерюгенд». Бенедикт XVI не скрывает этот факт и объясняет его советом своего учителя математики, который был нацистом, но тем не менее порядочным человеком. Посещение собраний этой организации и членство в ней давало четырнадцатилетнему подростку основания для существенного снижения оплаты за обучение.

Йозеф Ратцингер не скрывал, но и не гордился фактом, что в 1943 году в составе вспомогательного подразделения зенитных войск он защищал завод авиадвигателей BMW от атак противников нацистской Германии. Он же в 1944 году на австро-венгерской границе устанавливал противотанковые мины. Но в конце войны его биография военного закончилась — молодой человек дезертировал. Пережив около двух месяцев в американском плену, Йозеф вернулся в Баварию, где и закончил духовную семинарию.

Папа назначил двух женщин членами международной богословской комиссии

Антон Иваницкий

В январе этого года итальянские геи обратились в Иоанну Павлу II с просьбой «предоставить» гомосексуалистам своего святого и покровителя. В просьбе было отказано. Если учесть, что в соответствии с доктриной католической церкви все папы святы, то можно утверждать, что у геев много святых заступников на небесах. Также не нова и волна педофилии, которой оказались подвержены священники американских приходов.

Читать еще:  Ватикан решил строже относиться к чудесам

История Ватикана знает по крайней мере 10 понтификов-педофилов: это Бенедикт IX, Бонифаций VIII, Иоанн XXIII, Павел II, Сикст IV, Александр VI, Юлий II, Юлий III, Лев X и Клемент VII. Сегодня Газета рассказывает об их ‘пастырских’ деяниях.

Как стать епископом

То, что происходит в Ватикане в эти дни, отнюдь не первый сексуальный скандал в истории католической церкви. Еще в 836 году совет Aix-la-Chapelle открыто признал, что из-за свободной политики папы Льва III в монастырях царит полный разврат, в особенности процветает содомия юных послушников. Ситуация была настолько устрашающей, что перед принятием сана епископа священникам полагалась пройти специальную процедуру. Им следовало ответить на вопросы: занимались ли они сексом с мальчиком, совокуплялись ли они с животным, развратили ли они замужнюю женщину. К сожалению, история не сохранила, какой именно ответ – «да» или «нет» — следовало дать, чтобы получить рукоположение в сан епископа. К XI веку ситуация настолько осложнилась, что потребовалась реформа церкви, проект которой написал Петр Дамиан. «Клирик или монах, который соблазняет мужчин или мальчиков, или которого застали целующимся с ними, или просто в нечистом положении, должен быть публично высечен», — писал Дамиан. Реформу по необъясненным причинам не утвердил тогдашний папа Лев IX.

Бенедикт IX: гиперсексуальность

Одно дело – грешить тайно, другое – организовывать оргии прямо в папском дворце. Этим отличился Бенедикт IX, который вошел в историю как трехкратный папа римский. Он занимал этот пост с 1032-го по 1044-й, в 1045-м и с 1047-го по 1048-й. Он также был самым юным папой, взойдя на престол Св. Петра в возрасте 12 лет. Современники рассказывали, что его дворец был лучшим публичным домом в городе и что все развратники были очень юны, несмотря на возраст, демонстрировали необыкновенную опытность в пороках. Сам папа напоминал маленького дьявола, который попал на престол прямо из ада. «Похожий образ жизни вел разве что турецкий султан. Он с утра до вечера совокуплялся с мужчинами, женщинами и животными», — пишет анонимный автор.

В «Католической энциклопедии» Бенедикт IX назван «позором трона Святого Петра». В 1043 году разъяренные прихожане пытались убить его прямо во время мессы, посвященной великому празднику всех апостолов, но неудачно.

Иоанн XXIII: приглашение на казнь

Грехи этого папы (герой эпохи ‘троепапства’; не путать с Иоанном XXIII прошлого века) превзошли деяния всех прочих. В прошлом отличный солдат, пребывавший в блестящей физической форме, он забавлялся тем, что насиловал мальчиков и девочек прямо на улицах, отлавливая их по городским трущобам. Он переспал со всеми своими юными родственниками, предпочитая наиболее строптивых. В 1414 году ему предъявили обвинения по 70 преступлениям, из которых наиболее тяжкими были содомия, изнасилования, инцест и убийство предшественника – Александра V. Обвинение требовало сжечь его на костре, но суд его оправдал. Позже Иоанн XXIII стал кардиналом Бальтассаре Косса, а потом и деканом Святого колледжа в Риме.

Павел II: love-парады

Павел II любил две вещи – дорогие одежды и карнавалы. Последние проходили под его личным контролем. Он требовал, чтобы на шествиях Mardi-Gras (праздник «Жирный вторник») было много юных мальчиков, переодетых в девочек. Его можно с легкостью назвать папой-основателем современных love-парадов. Хроникер писал, что Павел II украшал себя с утра до вечера, точнее, с вечера до утра; он любил все, что блестит, а его тиара стоила дороже всего дворца. Во времена правления Павла II увеличилось число арестов молодых красивых мужчин, которых пытали в папских подвалах в присутствии понтифика. Павла II превзошел разве что Лев Х, любивший торты, из которых выпрыгивали обнаженные мальчики. Павел II умер 26 июля 1471 года от сердечного приступа, до которого его довел ненасытный юный любовник.

Юлий III: гей-мафия

При Юлии III (XVI век) у гетеросексуалов не было ни малейшего шанса на карьерное продвижение. Понтифик организовал вокруг себя плотное кольцо из гомосексуалистов и педофилов, которые пользовались всеми благами и купались в роскоши. Во главе ближнего круга стоял его незаконнорожденный сын Бертуччино, а главным советником был 17-летний Инноченцо, титулованный государственным секретарем.

Просвещенный век

К XIX веку содомию и педофилию стали карать. «Нечистые» священники и прихожане до 1816 года подвергались в Испании и Италии казни, которая получила название «chambre chaufee» («горячая комната»): виновных медленно сажали на раскаленный железный прут.

Папа Римский сказал, что гомосексуалы «созданы Богом» (но это не точно). Это новая политика церкви?

По словам Хуана Карлоса Круса, молодого человека, ставшего жертвой сексуального насилия со стороны католического священника, при встрече с ним Папа Римский сказал: «Не важно, что ты гей. Бог создал тебя таким». Ватикан не опровергает эти слова. Одни защитники прав ЛГБТ празднуют победу, другие относятся к предполагаемому высказыванию скептически.

О том, что католическая церковь во главе с папой Франциском, возможно, готова примириться с гомосексуальностью как нормой, в СМИ и соцсетях заговорили после того, как мужчина, которого в детстве совратил священник, поделился с миром подробностями своей беседы с понтификом.

Чилиец Хуан Карлос Крус несколько недель назад встретился с Папой Римским и беседовал с ним с глазу на глаз. Как сообщает CNN, теперь Крус раскрыл некоторые детали встречи. В частности, по его словам, глава католической церкви не только не осудил его как гомосексуала, но даже наоборот — поддержал.

Крус привёл, как он говорит, дословную цитату папы:

Хуан Карлос, это не имеет значения. Бог создал тебя таким. Бог любит тебя таким. Папа любит тебя таким, и ты можешь полюбить себя и не беспокоиться о том, что говорят люди.

С момента публикации ни сам Франциск, ни кто бы то ни было от его имени не опроверг утверждение чилийца. Пресс-служба Ватикана заявила, что как обычно «не комментирует частные разговоры папы».

Хуан Карлос Крус

Хуан Карлос Крус в подростковом возрасте, будучи служкой в церкви, стал одной из жертв сексуального насилия со стороны священника по имени Фернандо Карадима. В 2011 году после расследования суд Ватикана признал Карадиму виновным, он был отстранён от службы.

Слова, якобы сказанные папой Франциском, тут же стали обсуждать в СМИ и социальных сетях. Глава Stonewall, одной из крупнейших правозащитных организаций, которая отстаивает интересы ЛГБТ в Великобритании, Рут Хант опубликовала колонку в The Guardian, в которой написала, что это долгожданный и добрый знак.

Предполагаемые слова Франциска помогут навести мосты между католической церковью и ЛГБТ, которые чувствуют себя отвергнутыми, изгнанными из её лона. Многие религиозные сообщества, группы, молельные клубы уже приветствуют ЛГБТ. Церковь признаёт, что ЛГБТ существует, но я хотела бы, чтобы мы наконец перешли грань, за которой наша любовь будет признана такой же ценной, как и любая другая.

Возможно, произнесённые непублично, но по существу революционные слова папы — следствие работы, которую проделал отец Джеймс Мартин, известный католический священник и теолог, назначенный год назад секретарём папского комитета по внешним связям. Мартин известен как сторонник интеграции ЛГБТ в католическую церковь. Он выступает за признание однополых союзов и отказ от того, чтобы считать гомосексуальность грехом.

Отец Джеймс Мартин

В соцсетях некоторые уже празднуют победу над консервативной частью католиков.

Tommy Want Wingy

Другие возражают, что дело не в гомосексуальности как таковой, а в том, считать ли грехом сожительство людей одного пола.

Just Ana

Не все те, кто поддерживает смягчение церковной позиции по ЛГБТ, отнеслись к словам Франциска с доверием. Некоторые считают якобы сказанные папой добрые слова о гомосексуалах лицемерием, другие отмечают, что подобное признание в отношении жертвы насилия выглядит двусмысленно.

Vatican Post Office

Monsignor Ferrari

John Zmirak

Несмотря на сопротивление многих сообществ и культур, ЛГБТ постепенно становится новой нормой во всём мире. С 2015 года гомосексуальные браки полностью легализованы в США, и с тех пор по этому пути прошли десятки стран, включая большую часть Евросоюза.

Всё чаще не только гомосексуалы, но и трансгендеры становятся нормативной частью повседневной, массовой культуры. Впервые в истории глянца в начале этого года на обложку модного журнала попала гендерно-нейтральная модель. Мужская пара победила в голосовании на российском сайте IKEA за обложку будущего каталога.

И вполне возможно, что у Эльзы из «Холодного сердца» в продолжении популярного диснеевского мультфильма появится возлюбленная.

Предыстория

Для представителей католицизма Второй Ватиканский собор, на котором присутствовали в том числе и православные наблюдатели, обозначил новый подход к оценке ситуации, сложившейся в результате великого раскола христианской церкви. Итоговые документы собора содержат терпимую оценку восточной традиции, этому посвящена глава декрета Unitatis Redintegratio. Важным экуменическим моментом стало признание православной церкви и её таинств действительными, в первую очередь это относится к таинствам причастия и крещения. Такой подход привёл к экклесиологическим выводам о том, что католичество и православие являются «дочерними церквями» (англ. sister churches ) по отношению к Христианской Церкви.

Одновременно с этим происходило явление, получившее название «диалог благотворительности» (англ. the dialogue of charity ); суть явления заключалась в проявлении доверия между оппонирующими сторонами, которое предшествовало ведению плодотворного теологического диалога. Главы церквей Папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор в январе 1964 года встретились в Иерусалиме, что стало первой встречей предстоятелей Православной и Римско-католической церквей с 1439 года.

7 декабря 1965 года в Риме и Стамбуле они одновременно объявили об отмене взаимных анафем, существовавших с 1054 года.

Теме взаимодействия Православия и католичества было посвящено II Родосское Всеправославное совещание.

Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью [1] .

Пленарные заседания комиссии

Первые десять лет работы комиссии стали чрезвычайно плодотворными, в это период были опубликованы три важных документа, освещающих отношение церквей к ключевым религиозным понятиям. В первом были рассмотрены Троица, церковь и евхаристия; второй был посвящён связям между общей верой и церковной общиной; темой третьего документа стало богословие [2] .

Комиссия c 1980 года провела четырнадцать пленарных сессий:

  1. 1980 год, Греция (Патмос и Родос): «Таинства церкви и евхаристия в свете тайны Святой Троицы»
  2. 1982 год (с 30 июня до 6 июля), Германия (Мюнхен): «Таинства Церкви и евхаристия в свете Тайны Святой Троицы» [3]
  3. 1984 год, Греция (Крит): «Вера, причастие и единство Церкви»
  4. 1987 год (с 9 по 16 июня), Италия (Бари): «Вера, причастие и единство Церкви» [4]
  5. 1988 год (с 19 по 27 июня), Ново-Валаамский монастырь, Финляндия: «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия» [5]
  6. 1990 год (с 6 по 16 июня), Фрайзинг: «Униатство» [6] .
  7. 1993 год (с 17 по 24 июня), Баламанд, Ливан: «Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения» [7][⇨]
  8. 2000 год (с 9 по 19 июля), США ( Эммитсбург[en] и Балтимор): «Экклесиологические и канонические предпосылки униатства».
  9. [⇨]
  10. 2006 год (с 18 по 25 сентября), Сербия, Белград: «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: соборность и власть в церкви на трёх уровнях церковной жизни: местный, региональный и универсальный»
  11. 2007 год (с 8 по 14 октября), Равенна, Италия: «Экклезиологические и канонические последствия священной природы церкви — церковная община, соборность и власть» [8] .
  12. 2009 год, Пафос, Кипр: «Роль епископа Рима в общине церкви в первое тысячелетие» [9] .
  13. 2010 год, Вена, Австрия: «Роль епископа Рима в общине церкви в первое тысячелетие» [10] .
  14. 2014 год, Амман, Иордания: «Синодальность и первенство» [11] .
  15. 2016 год, Кьети, Италия: «Синодальность и первенство в первом тысячелетии. На пути к общему пониманию служения единству Церкви» [12] .

Седьмое пленарное заседание

Седьмое пленарное заседание было проведено в Баламандском университете, расположенном в Баламандском монастыре Ливана, с 17 по 24 июня 1993 года.

Эта сессия рассматривала теологические и практические вопросы, связанные с существованием и пасторской деятельностью Восточных Католических церквей в новых исторических условиях. Распад Советского Союза в 1991 году и расформирование в том же году организации Варшавского договора в Центральной и Восточной Европе вызвали «глубокие изменения… включающие возрождение религиозной свободы и возобновление открытой пасторской деятельности Восточными Католическими церквями». Комиссия объявила, что эти изменения «сделали эти вопросы проверкой качества взаимоотношений между Католицизмом и Православными церквями» в географических рамках Восточной Европы.

В частности, вокруг вопроса униатства развернулась многолетняя полемика, результаты которой были подведены в итоговом документе седьмого пленарного заседания «Униатство как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем» [6] :

Относительно метода, который назвали «Униатство», который обсуждался на предыдущем заседании в июне 1990 года во Фрайзинге, то «мы отклоняем этот подход, направленный на поиск методов сближения, так как применение этого метода противоречит общей традиции наших церквей».

Действия Восточных Католических церквей понятны, у них, как у католической общины, есть право на существование, и эти церкви действуют в ответ на духовные потребности их членов.

Восьмое пленарное заседание

Восьмая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями была проведена в Эммитсбурге [en] и Балтиморе, штат Мэриленд, США с 9 по 19 июля 2000 года. Темой этого пленарного заседания, стал документ «Экклесиологические и канонические предпосылки униатства», который был предварительно разработан Координационным комитетом Комиссии Арицции и Риме в 1998 году. Явление, ставшее темой этого документа, приобрело особое значение в вопросах межконфессиональных отношений; усиление униатства началось с изменений, которые произошли в Центральной и Восточной Европе за десять лет, которые прошли от подготовки документа до его обсуждения на пленарном заседании.

Совместная Международная комиссия рассматривала этот вопрос, начиная с шестого пленарного заседания во Фрайзинге (Германия) в 1990 году, дискуссия продолжилась в рамках седьмой сессии в Баламандском монастыре Ливана в 1993. В рамках предыдущих обсуждений были приняты документы, затрагивающие теологические аспекты, а также несущие практические рекомендации. Проекты постановлений были приняты в общем положительно, хотя их проработка была непростой, бывали случаи возражений против подготовленных текстов, бывали ситуации, когда к предварительно разработанному тексту были претензии с обеих сторон.

Читать еще:  В РПЦ намерены составить список рекомендованных к распространению изданий

Десятое пленарное заседание

Десятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями была проведена в Равенне, Италия с 8 по 14 октября 2007 года. На ней был принят Равенский документ, который вызвал неоднозначную, в том числе и негативную оценку церковных деятелей.

Предыстория [ | ]

Для представителей католицизма Второй Ватиканский собор, на котором присутствовали в том числе и православные наблюдатели, обозначил новый подход к оценке ситуации, сложившейся в результате великого раскола христианской церкви. Итоговые документы собора содержат терпимую оценку восточной традиции, этому посвящена глава декрета Unitatis Redintegratio. Важным экуменическим моментом стало признание православной церкви и её таинств действительными, в первую очередь это относится к таинствам причастия и крещения. Такой подход привёл к экклесиологическим выводам о том, что католичество и православие являются «дочерними церквями» (англ. sister churches ) по отношению к Христианской Церкви.

Одновременно с этим происходило явление, получившее название «диалог благотворительности» (англ. the dialogue of charity ); суть явления заключалась в проявлении доверия между оппонирующими сторонами, которое предшествовало ведению плодотворного теологического диалога. Главы церквей Папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор в январе 1964 года встретились в Иерусалиме, что стало первой встречей предстоятелей Православной и Римско-католической церквей с 1439 года.

7 декабря 1965 года в Риме и Стамбуле они одновременно объявили об отмене взаимных анафем, существовавших с 1054 года.

Теме взаимодействия Православия и католичества было посвящено II Родосское Всеправославное совещание.

Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью [1] .

Пленарные заседания комиссии [ | ]

Первые десять лет работы комиссии стали чрезвычайно плодотворными, в это период были опубликованы три важных документа, освещающих отношение церквей к ключевым религиозным понятиям. В первом были рассмотрены Троица, церковь и евхаристия; второй был посвящён связям между общей верой и церковной общиной; темой третьего документа стало богословие [2] .

Комиссия c 1980 года провела четырнадцать пленарных сессий:

  1. 1980 год, Греция (Патмос и Родос): «Таинства церкви и евхаристия в свете тайны Святой Троицы»
  2. 1982 год (с 30 июня до 6 июля), Германия (Мюнхен): «Таинства Церкви и евхаристия в свете Тайны Святой Троицы» [3]
  3. 1984 год, Греция (Крит): «Вера, причастие и единство Церкви»
  4. 1987 год (с 9 по 16 июня), Италия (Бари): «Вера, причастие и единство Церкви» [4]
  5. 1988 год (с 19 по 27 июня), Ново-Валаамский монастырь, Финляндия: «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия» [5]
  6. 1990 год (с 6 по 16 июня), Фрайзинг: «Униатство» [6] .
  7. 1993 год (с 17 по 24 июня), Баламанд, Ливан: «Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения» [7][⇨]
  8. 2000 год (с 9 по 19 июля), США ( Эммитсбург[en] и Балтимор): «Экклесиологические и канонические предпосылки униатства».
  9. [⇨]
  10. 2006 год (с 18 по 25 сентября), Сербия, Белград: «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: соборность и власть в церкви на трёх уровнях церковной жизни: местный, региональный и универсальный»
  11. 2007 год (с 8 по 14 октября), Равенна, Италия: «Экклезиологические и канонические последствия священной природы церкви — церковная община, соборность и власть» [8] .
  12. 2009 год, Пафос, Кипр: «Роль епископа Рима в общине церкви в первое тысячелетие» [9] .
  13. 2010 год, Вена, Австрия: «Роль епископа Рима в общине церкви в первое тысячелетие» [10] .
  14. 2014 год, Амман, Иордания: «Синодальность и первенство» [11] .
  15. 2016 год, Кьети, Италия: «Синодальность и первенство в первом тысячелетии. На пути к общему пониманию служения единству Церкви» [12] .

Седьмое пленарное заседание [ | ]

Седьмое пленарное заседание было проведено в Баламандском университете, расположенном в Баламандском монастыре Ливана, с 17 по 24 июня 1993 года.

Эта сессия рассматривала теологические и практические вопросы, связанные с существованием и пасторской деятельностью Восточных Католических церквей в новых исторических условиях. Распад Советского Союза в 1991 году и расформирование в том же году организации Варшавского договора в Центральной и Восточной Европе вызвали «глубокие изменения… включающие возрождение религиозной свободы и возобновление открытой пасторской деятельности Восточными Католическими церквями». Комиссия объявила, что эти изменения «сделали эти вопросы проверкой качества взаимоотношений между Католицизмом и Православными церквями» в географических рамках Восточной Европы.

В частности, вокруг вопроса униатства развернулась многолетняя полемика, результаты которой были подведены в итоговом документе седьмого пленарного заседания «Униатство как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем» [6] :

Относительно метода, который назвали «Униатство», который обсуждался на предыдущем заседании в июне 1990 года во Фрайзинге, то «мы отклоняем этот подход, направленный на поиск методов сближения, так как применение этого метода противоречит общей традиции наших церквей».

Действия Восточных Католических церквей понятны, у них, как у католической общины, есть право на существование, и эти церкви действуют в ответ на духовные потребности их членов.

Восьмое пленарное заседание [ | ]

Восьмая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями была проведена в Эммитсбурге [en] и Балтиморе, штат Мэриленд, США с 9 по 19 июля 2000 года. Темой этого пленарного заседания, стал документ «Экклесиологические и канонические предпосылки униатства», который был предварительно разработан Координационным комитетом Комиссии Арицции и Риме в 1998 году. Явление, ставшее темой этого документа, приобрело особое значение в вопросах межконфессиональных отношений; усиление униатства началось с изменений, которые произошли в Центральной и Восточной Европе за десять лет, которые прошли от подготовки документа до его обсуждения на пленарном заседании.

Совместная Международная комиссия рассматривала этот вопрос, начиная с шестого пленарного заседания во Фрайзинге (Германия) в 1990 году, дискуссия продолжилась в рамках седьмой сессии в Баламандском монастыре Ливана в 1993. В рамках предыдущих обсуждений были приняты документы, затрагивающие теологические аспекты, а также несущие практические рекомендации. Проекты постановлений были приняты в общем положительно, хотя их проработка была непростой, бывали случаи возражений против подготовленных текстов, бывали ситуации, когда к предварительно разработанному тексту были претензии с обеих сторон.

Десятое пленарное заседание [ | ]

Десятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями была проведена в Равенне, Италия с 8 по 14 октября 2007 года. На ней был принят Равенский документ, который вызвал неоднозначную, в том числе и негативную оценку церковных деятелей.

Папа Римский и Латвия: история, надежды и будущий визит

Как министр иностранных дел Латвии получил от Папы Римского графский титул, какой Папа извинился за жестокость христианизации и как пострадала от конкордата с Ватиканом православная церковь

РИГА, 21 сен — Sputnik, Михаил Губин. День двадцать четвертого сентября в Латвии объявлен выходным в честь визита Папы Римского. Впервые в этом веке к нам 24 сентября прибудет глава католической церкви, верховный правитель Святого престола Его Святейшество Франциск.

К этой встрече верующие латвийцы связали Папе Римскому 118 пар узорчатых носков и 10 пар рукавиц. Но подарят не все, часть отправят на Украину.

Дополнительный выходной день, по расчетам министерства экономики, обойдется бюджету в восемь миллионов евро. Правительство постановило выделить на обеспечение визита 806 тысяч евро министерству юстиции, из этой суммы 364,8 тысячи евро будет израсходовано на реконструкцию Аглонской базилики.

Министерству обороны, которое вместе с Земессардзе будет обеспечивать безопасность и порядок во время визита, выделено 22,5 тысячи евро, 60 тысяч евро предназначено министерству внутренних дел на организацию дорожного движения и охрану, которую обеспечит Госполиция. На аренду контейнеров для мусора и передвижных общественных туалетов — 135 тысяч евро, министерству здравоохранения на обеспечение и координацию неотложной медицинской помощи — 15 тысяч евро. Министерство сообщения на обеспечение телевизионных трансляций и организацию дополнительных поездов и автобусов получило 49 тысяч евро. Канцелярии президента на организацию пресс-центров в Аглоне и Доме конгрессов, обеспечение вертолетов и транспорта дали 158 тысяч евро.

Рижская дума выделила 232 232 евро на ремонт католических храмов св. Марии Магдалены и св. Екаба, на форму волонтеров (пять тысяч евро), оборудование Домской площади и прочих мест большими экранами и так далее.

Папа Римский Франциск прибудет на самолете airBaltic, а по Риге будет перемещаться на «папамобиле» с пуленепробиваемым стеклом. Понтифик будет участвовать в экуменическом богослужении в Домском соборе, а также проведет мессу в Аглонской базилике, куда отправится на вертолете.

Разработан логотип мероприятия. В общем, праздник обещает быть всенародным.

Опасные связи

Но в то же самое время к столетию латвийской государственности на экраны вышел художественный фильм «Кольцо Намейса», где глава католиков представлен в наихудшем виде – он злодей, безжалостный убийца, хитрый интриган, не останавливающийся ни перед чем в попытках поработить гордые прибалтийские народы. Какого именно Папу изображает замечательный актер Артурс Скрастыньш, из фильма неясно. Но скорее всего, это Григорий IX, который одобрил Северные крестовые походы Тевтонского ордена – как раз и было крещение прибалтийских языческих народов.

Так что латыши хотя и приветствуют Папу, но одновременно с гордостью подчеркивают, что их предки древние земгалы были «последними язычниками Европы». А христиане покоряли их огнем и мечом.

Именно папские крестоносцы основали Ригу, а в 1215 году Папа Иннокентий III провозгласил Ливонию владением Святого престола. Так что связи тут самые что ни на есть исторические.

С обретением Латвией независимости в 1918 году она сразу попала в поле зрения Ватикана. Здесь сложно переоценить деятельность Папы Пия XI. Еще будучи епископом, Аброджио Дамиано Акилле Ратти в 1920 году посетил Латвию и ознакомился с жизнью местных католиков, которые тогда были в ведении польского епископата. А также провел переговоры с латвийским правительством о возможности заключения конкордата – договора со Святым престолом. А уже когда в феврале 1922 года стал Папой Римским, то не только основал государство Ватикан, но и занялся активной дипломатией – всего заключил 18 конкордатов с разными странами.

В Латвии такой договор, утвержденный Учредительным Собранием 19 июля 1922 года, вызвал многочисленные скандалы уже во время его обсуждения. Конкордат был заключен на три года и продлевался автоматически, если стороны не отказывались от этого заранее.

Третьего ноября 1922 года в Риге состоялся обмен ратификационными грамотами конкордата между Ватиканом и Латвией. Документы были подписаны кардиналом Пьетро Гаспарри и Херманисом Албатсом, заместителем министра иностранных дел Латвийской Республики. Ратификационная формула была подписана Папой Пием XI, который, как сообщалось, с большой сердечностью высказался о проведенном им в Риге времени и передал Латвии свое благословение. Это, наверное, было первое папское благословение латвийского народа.

В знак симпатии к проживающим в Латвии католикам Папа пожаловал латвийскому епископу Язепсу Ранцансу титул прелата. Кроме того, латышская пресса сообщала, что министр иностранных дел Зигфридс Мейеровицс получил от Папы графский титул, и с тех пор называла его граф Зигфрид.

Договор с Ватиканом был подписан, но, как тогда сообщалось, «по вопросу о смешанных браках между католиками и приверженцами других вероисповеданий соглашения пока еще не достигнуто».

Горе православным

Но это было еще не самой большой проблемой. Седьмой параграф конкордата гласил, что Латвия обязана передать на нужды католиков церковь, признанную архиепископом соответствующей их нуждам. Была передана лютеранская церковь Св. Екаба. Согласно конкордату все то, что было передано католикам, переходило в их вечное владение даже тогда, когда срок договора истекал.

Ущерб был нанесен и православным. На их храмы условия вечного владения не распространялись, что поставило православных верующих в неравное положение. Кроме того, конкордат требовал от латвийского государства ежегодно крупных средств, которые брались в том числе и из карманов представителей других вероисповеданий. Католической церкви были переданы рижский православный Алексеевский монастырь и Илукстский женский монастырь со всем имуществом. Конкордат гарантировал католикам возможность иметь конфессиональные учебные заведения, а у православной церкви множество таких заведений было отнято.

Католикам была отдана и резиденция православного архиерея в столице. В знак протеста архиепископ Иоанн Поммер первые годы своего архиерейства в Риге жил в подвале кафедрального собора.

Но с политической точки зрения это был успех — в том числе латвийской дипломатии. Святой престол не только признал Латвийскую Республику, но и направил в Ригу папского нунция – первого в истории иностранного дипломата в ранге посла в Латвии. Это был Антонио Цехини, который обосновался в Риге в 1925 году, а полноценным послом стал 29 января 1929 года. Он был главой дипломатического корпуса до своей смерти в 1935 году в Риге, где и похоронен на кладбище Микеля.

Папа приехал

В 1940 году дипломатические отношения между Латвией и Ватиканом были прерваны, а восстановлены в 1991 году. В декларации, подписанной министром иностранных дел Янисом Юркансом и посланником Святого престола, архиепископом Аудрисом Йозесом Башкисом, подчеркивалось, что «дипломатические отношения, которые были варварски прерваны 5 августа 1940 года, восстанавливаются с этого дня, 1 октября 1991 года».

Вершиной этих отношений, без сомнений, стал визит в Латвию 8 сентября 1993 года Папы Римского Иоанна Павла II.

«Уже давно я просил у Бога милости посетить страны Балтии, и сегодня, неся мирное приветствие всем жителям Латвии, я могу выразить свое уважение и вашей земле, которая находится в центре этого региона Европы», — сказал он в аэропорту.

Иоанн Павел II пробыл в Латвии два дня, провел богослужение в церкви Св. Екаба, встречался с народом в Латвийском университете, в рижском Домском соборе, в Межапарке и Аглоне. На реставрацию которой сам дал сто тысяч долларов.

А еще Папа освятил знамя Службы безопасности Сейма и благословил президента Латвии.

Иоанн Павел II как борец с коммунизмом в Восточной Европе много сделал для латышей, еще в 80-х годах обращаясь к ним на латышском языке.

Пятого января 1983 года Папа Римский объявил кардиналом латвийского епископа Юлиана Вайводса – первого латыша. А 28 января 2001 года Иоанн Павел II сообщил, что в 1998 году он тайно объявил кардиналом Рижского архиепископа Яниса Пуятса. Кроме того, Папа впервые от имени католической церкви извинился за несправедливости, нанесенные балтийским народам в ходе христианизации в XIII веке.

Читать еще:  Уральские монахи исполнят гражданский долг

В 1990 году 28 октября Папа встретился с Итой Козакевичей, депутатом Верховного Совета ЛР, активисткой Народного фронта, председателем Союза поляков Латвии. По неожиданному совпадению в тот же день Козакевича утонула в Тирренском море. Ее именем названа польская школа в Риге.

К первому приезду понтифика в Латвию местная интеллигенция подготовила политическое послание «Латыши миру». В нем говорилось о том, что «в результате сорока лет осознанной и навязанной русификации» в Латвию «понаехали» восемьсот тысяч жителей России.

«Мы хорошо понимаем, что нашему народу и его государству судьбой предписано еще стать небывалого размера лабораторией, в которой доказывается возможность жить в мире народам с совершенно разными религиозными и культурными традициями. А нарушить права коренного народа означало бы разрушить такую лабораторию», – уверяли глава Общества латышских стрелков Вилис Круминьш, академик Янис Страдиньш, художники Джемма Скулме и Аусеклис Баушкениекс, историк Хенрикс Стродс и другие уважаемые люди.

Из текста можно сделать вывод, что русские как бы даже и не христиане, настолько у них другие религиозные и культурные традиции. Впрочем, ватиканский гость ничего по этому поводу не говорил.

И после Папа Римский Иоанн Павел II вспоминал визит в Латвию. А 25 октября 2002 года, встретившись в Ватикане с премьер-министром Латвии Андрисом Берзиньшем, благословил народ Латвии и латвийское государство.

Тридцатого июня 2005 года президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга встретилась в Ватикане с Папой Римским Бенедиктом XVI, который тоже передал латышскому народу свое благословение.

«Укрепляя творческий дух и культивируя данные Богом дары, уважая человеческую жизнь и достоинство, способствуя духовным ценностям открытого гуманизма, Латвия определенно станет примером развития», — отметил Бенедикт XVI в своем послании.

Папа Римский остается для многих латвийцев непререкаемым моральным авторитетом. Известен случай, когда в августе 2005 года руководитель партии «Новые демократы» Марис Гулбис обещал направить письмо Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой дать оценку деятельности лидера Латвийской первой партии Айнарса Шлесерса, который, по его мнению, использовал христианские ценности в политике и для реализации своих бизнес-интересов. Как заявил в ответ сам Шлесерс, человеку, который оставил жену с четырьмя детьми и нарушил данное в церкви перед выборами обещание, выйдя из партии, не следовало бы рассуждать на темы христианской морали.

Бенедикт XVI получал многократные предложения посетить Латвию, но так и не собрался. А 21 сентября 2014 года в рамках официального визита в Ватикан президент Латвии Андрис Берзиньш передал Папе Римскому Франциску и госсекретарю и премьеру Ватикана кардиналу Пьетро Паролину приглашение посетить Латвию. Вот они и приезжают.

В ожидании чуда

В принципе, латышским католикам для полного счастья теперь не хватает лишь одного – собственного святого. Разговоры об этом ведутся давно.

В 2004 году 21 декабря официальным декретом понтифика Иоанна Павла II латвийский епископ Болеслав Слосканс был объявлен почитаемым как исповедник веры на основе решения богословской комиссии, рассматривавшей биографию епископа.

Это значит, что церковь считает жизнь Болеслава Слосканса выдающейся и достойной подражания. Сообщалось, что это первый этап на пути епископа Слосканса к официальному признанию его святым.

Епископ Слосканс, известный высказыванием «Латышский народ будет существовать только в качестве верующего народа с высокой моралью, какой она была у нашего народа на протяжении сотен лет», стал священником в январе 1917 года в Петербурге.

Указом Папы Пия XI 10 мая 1926 года в Москве тайный епископ Д’Эрбиньи тайно посвятил Слосканса в сан епископа и назначил его апостольским администратором Могилева и Минска. В сентябре 1927 года Слосканса сослали на Соловки, а позже — в Сибирь. В январе 1933 года правительство Латвии обменяло его на советского агента на пограничном пункте Индра. Он был профессором в Рижской духовной семинарии, преподавал на теологическом факультете Латвийского университета. Во время Второй мировой войны был арестован гестапо и отправлен в Германию в лагерь для военнопленных в Шнайдемюле, откуда освобожден после вмешательства немецких епископов. С 1946 года жил в Бельгии, где скончался 18 апреля 1981 года, а 10 октября 1993 года его останки были перевезены в Аглонскую базилику.

Жизнь мученика и подвижника налицо. Однако окончательно человека причисляют к лику блаженных (беатификация) в том случае, если благодаря молитвам или деяниям произошло чудо. А для канонизации необходимо второе чудо. В данном случае чуда не произошло — пока.

Но, возможно, произойдет во время визита Папы Римского.

«Они плакали, кричали: бабуля!» Как чиновники под странным предлогом оторвали детей от родственников

В России пенсионерке отказали в опекунстве над собственными внуками. Добиваясь встречи с ними, она проиграла суд, но все еще надеется на справедливость. Как это часто бывает, не обошлось без квартирного вопроса. В этой трагедии, как и во многих похожих историях, фигурируют не только потенциальные, но и действующие опекуны с непогашенными кредитами. Подобные ситуации случаются, когда органы власти не учитывают главное – интересы детей. Подробности недетских историй читайте в материале «ФедералПресс».

Недетская история

Скандал вспыхнул в Ростове-на-Дону, куда увезли детей, забрав их у москвички и ее сына. Речь идет о деле Аллы Гранальской. Подробности сообщает в своем телеграм-канале зам главного редактора «Русский репортер» Марина Ахмедова. «Алла – бабушка трех маленьких внуков. Мать детей умерла во сне. С отцом своих детей она на тот момент не жила. После смерти матери биологический отец Игорь и его мать Алла готовы были забрать детей себе. Они бегали по опекам, что не удивительно, ведь дети практически все время жили с Аллой и Игорем. Опека, узнав, что у Игоря нет паспорта (он гражданин Украины), отправила его восстанавливать документы на Украину. Алла оттуда родом», – рассказала журналист.

Как оказалось, паспорт Игорь потерял в Москве, куда он много лет назад переехал с матерью. На Украине отец оставшихся без матери детей получил новые документы, но на российской границе его не впустили.

Алла тем временем штурмовала детский дом. Ей один только раз удалось увидеть детей. По словам свидетелей, дети с криком «бабуля» кинулись Алле на шею. И опека вроде встала на сторону бабушки, готова была отдать ей детей. Но для этого поставила условие: москвичке надо было пройти школу опекунов. Пока Алла училась, оказалось, что органы опеки тихо передали детей в другую семью, причем в другой регион. Из Москвы – в Ростовскую область.

В Госдуму внесли поправки о деятельности органов опеки

«Мы искали ту семью и нашли, в том числе на сайте судебных приставов. И муж, и жена были крупными должниками. Но тем не менее опека вручила им трех маленьких детей, а также ключи от квартиры их матери в Москве, которую та получила за свое детдомовское детство», – рассказала Марина Ахмедова.

В Октябрьском суде Ростова-на-Дону были зачитаны результаты экспертизы ДНК, которые подтвердили отцовство Игоря и родство Аллы с детьми. «Но судья Анна Никишова все равно Алле отказала. Нет, не в исправлении ошибки опеки, а в разрешении на общение с собственными внуками», – сообщила журналист.

Права ли опека?

История показывает, что органы опеки поступают по-разному. В этой ситуации кажется неясным, почему чиновники в принципе не передали детей сразу биологической бабушке. Сейчас Алле Гранальской пытаются помочь правозащитники. Женщина говорит, что ей нужна не квартира от государства, а внуки. Их биологический отец продолжает оставаться на Украине. Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Юлия Зимова пояснила «ФедералПресс», что в большинстве случаев органы опеки встают на сторону детей.

«Если ребенок остается без родителей, опека должна рассматривать родственников. Но нигде не написано, в какие сроки это должно произойти, и мы не можем проверить перед передачей детей, всех ли родственников проработала опека», – сообщила Юлия Зимова. По словам общественного деятеля, если родственники есть в близком контакте, то на оформление документов уходит не больше двух дней. «Нужен акт и паспорт опекуна. Это временная опека, она действует полгода. За эти месяцы опекун собирает документы», – рассказала член Общественной палаты.

По словам Юлии Зимовой, ребенка могут не передать родственникам, если они страдают онкологией либо другими тяжелыми заболеваниями, из-за которых не могут ухаживать за ребенком. Но нет ограничения по возрасту опекунов, пояснила общественный деятель.

В Госдуме предложили усилить контроль за приемными семьями

Бывают случаи, когда, например, родителей лишили прав, но бабушка проживает с ними. И тогда на передачу детей опека пойти не может, если они будут жить в помещении с родителями, которых лишили прав из-за угрозы жизни и здоровью ребенка. «Но мы прекрасно понимаем, что родственники – это лучший вариант», – отметила Юлия Зимова.

Что же было не так в истории с Аллой Гранальской? Как оказалось, отец детей Игорь не был вписан в их свидетельство о рождении. Биологическая мать Светлана, ныне покойная, не вписала отца, по словам родственников, «чтобы получать пособие как мать-одиночка». Сама Алла Гранальская заверила журналистов, что уговаривала сына расписаться с матерью его детей и заставить вписать факт отцовства в документ. Но, пока Светлана была против, Игорь этого не делал. В конце концов, никто и не думал, что 27-летняя женщина внезапно умрет (хотя отец детей уверяет, что она принимала наркотики).

Как бы там ни было, у органов опеки не было документов, подтверждающих, что Алла Гранальская и ее сын являются родственниками этих детей, вот их и передали в другую семью. Правда, они не учли, что дети узнавали этих родственников и «бросались к бабушке на шею». Да и передавать детей должникам, еще и в другой город, наверное, не совсем правильно. И странно, что суд не учел положительный ДНК-тест.

Другой пример рассказала «ФедералПресс» москвичка Елена Федосова. Женщина является работающей пенсионеркой. У нее есть племянница в Тульской области, которая воспитывает сына. «Племянница страдает психическим заболеванием и периодически вынуждена лечиться. Отец ребенка попал в тюрьму. Я подала заявку на попечительство, и возражений не было», – сообщила Елена. По словам собеседницы «ФедералПресс», ей без проблем отдали внучатого племянника, несмотря на возраст.

Как видно, у органов опеки в разных городах подход тоже может быть разным.

Председатель Союза женщин России Екатерина Лахова считает, что здесь играет роль человеческий фактор. «Есть хорошие и плохие врачи, учителя, работники опеки. И судьи. Если бабушка может воспитывать трех детей, надо вставать на ее защиту», – пояснила Лахова в интервью «ФедералПресс».

С ней солидарен и член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, спортсмен-паралимпиец Сергей Бурлаков. По словам эксперта, опека не решает первоочередную задачу. «Они не решают право ребенка по обеспечению семьей. Ищут кого-то и где-то, седьмую воду на киселе, но не спрашивают, с кем он хочет жить. Этот факт тоже должен учитываться. Ребенок вправе выбирать, где и с кем жить», – уверен Сергей Бурлаков.

Общество просит менять подход

Частично возникающие проблемы можно решить с помощью закона. Член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Сергей Бурлаков считает, что нужно спрашивать с опеки не насколько они навредили, не дав ребенку реализовать свои права, а насколько реально помогли детям. «Это можно сделать на законодательном уровне. Ничего сложного нет», – считает Сергей Бурлаков.

В свою очередь председатель Союза женщин России Екатерина Лахова напомнила, что закон об опеке действует, но проблема еще и в другом. И возникла она, когда функции опеки передали в Министерство образования, а в регионах до сих пор нет единой концепции. Где-то органы опеки относятся к органам соцзащиты, где-то к системе образования. По мнению Екатерины Лаховой, лучше, когда органы опеки относятся к социальной защите. Кроме того, добавила глава Союза женщин, должны быть суды, специализирующиеся на правах детей. «Надо учитывать педагогику и детскую психологию и заниматься профилактикой сиротства», – уверена общественница.

Как сообщила зампредседателя комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Юлия Зимова, палата выступала с предложением создания реестра граждан, которым можно и нужно передавать детей, чтобы те не попадали в детский дом. «Например, мама может составить такой документ: если со мной что-то случится, прошу передать ребенка тому-то или той-то», – пояснила Зимова.

Представитель Общественной палаты привела пример, когда во время пандемии коронавируса родителей госпитализируют в больницу, а ребенка не могут передать бабушке, потому что она находится в группе риска по заражению. И опека экстренно решает, куда ребенка поместить. Можно создать такие ресурсные семьи, которые временно принимают детей.

«Подобные механизмы прорабатываются, но по-хорошему должно быть зарегистрировано, в какие сроки и каким образом опека прорабатывает эти родственные связи. Органы не всегда знают, что у мамы, к примеру, есть брат в другом регионе», – сообщила Юлия Зимова.

Бывают и такие ситуации, когда ребенок остался без родителей, общественники ищут его родственников через МВД. Но пока готовится ответ на запрос, а на это может уйти два месяца, органы опеки уже могут подобрать ребенку семью.

«Когда ребенок растет без мамы, это определенная психология. Нужен родитель, который следит за его развитием. Лучше, чтобы дети не оставались в детдомах. А наша задача как специалистов – сохранить для ребенка привычное окружение. Например, важно, чтобы школа и класс остались теми же. Могут другие дети и не знать, что в семье что-то важное произошло, но ребенок остается в той же школе со своими друзьями. Здесь подключаются и органы опеки, и сотрудники организаций детей-сирот. Главная цель – это счастье ребенка», – добавила Зимова.

Стоит напомнить, что институт воспитания Российской академии образования поддержал законопроект, который позволит детям временно жить со своими бабушками и дедушками. Он позволит устранить «абсурдную неточность» в законодательстве, чтобы времяпрепровождение детей с бабушками и дедушками не приравнивалось к факту отсутствия родительского попечения. Возможно, после вступления в силу закона подобных несправедливых ситуаций по отношению к детям в нашем обществе будет меньше.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector