1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Папу Римского приглаcили в Литву

bigra

Идеалы миролюбивы, история жестока

  • Главное
  • Союзники
  • Генеральный штаб
  • Былые схватки
  • Пропаганда
  • Лучшее

Женщина — Папа Римский. Правда или вымысел?

Несмотря на то, что феминизм шагает семимильными шагами по планете, еще остаются места, куда женщинам, в силу принадлежности к женскому полу, путь заказан. Среди всего прочего — невозможность стать Папой Римским. Однако история Ватикана уже много веков хранит легенду о женщине, посмевшей занять Главный престол, — «Папессе Иоанне».

Действительное ее существование представляется сомнительным, да и официальные папские хроники решительно его отрицают. Но как же может быть иначе? Ведь это неслыханная дерзость!

Считается, что данная легенда возникла в Константинополе на почве вражды между православной и католической церковью. Многие историки назвали ее выдумкой. Однако не кажется ли вам, что если такая легенда появилась и жила в веках, то это неспроста, и, значит, история «разрешила» женщине присвоить высший ранг – быть духовным пастырем народов.

Предание гласит, что после смерти Льва IV в 855 году папский трон два года, пять месяцев и четыре дня занимала женщина, вошедшая в хроники как «папесса Иоанна» (Джованна, Жанна, Анна). Утверждают, что под этим именем скрывалась прекрасная англичанка благородных кровей и высокого ума. Впервые о папессе широко заговорили в 1276 году по очень странному случаю: после смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» тотчас же по избрании был смещен противниками. По другим предположениям, — он оказался женщиной и о нем постарались забыть. Как бы там ни было, но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

До наших дней дошли многие факты биографии этой необычной женщины. В миру ее звали Агнесса. Предположительно, она родилась в 822 году в семье английских миссионеров в немецком городке Ингельхайм, что близ Майнца. Мать Агнессы вскоре умерла, и ребенок был вынужден путешествовать с отцом.

Профессия миссионера была не лишена опасностей. В один из дней проповеднику пробили камнем голову и сломали руку. Отцу на помощь пришла Агнесса. Чудо-ребенок уже тогда проявлял недюжинные способности к ораторскому искусству и к искусству удерживать внимание толпы. В свои неполные восемь лет она произносила дивные проповеди, стоя на столах в тавернах и постоялых дворах. Ее красноречие и детская непосредственность производили незабываемое впечатление на аудиторию. По всей вероятности, уже тогда Агнесса начала одеваться в мужской костюм.

Когда отец Агнессы отошел в мир иной, идея переодевания стала единственно спасительной для молодой девушки, которая одна странствовала по свету. Возможно, Агнесса выдала себя за мужчину, чтобы получить хорошее образование, недоступное в то время женщинам. Бродя по Европе, она попала в мужской монастырь под именем Иоанна Ланглуа. Там получила хорошее образование в области теологии и философии.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Однако девушке уже исполнилось шестнадцать, и женская природа стала брать верх над благоразумием. Агнесса обратила свой взор на красивого монаха. Да и могло ли быть иначе, если ее постоянно окружало такое количество молодых мужчин? Девушка начала с того, что откровенно призналась, кто она есть на самом деле, познакомила юношу со своими прелестями и постаралась стать ему верной подругой. С тех пор молодые люди стали неразлучны. Вскоре их нежная дружба стала казаться подозрительной (никому и в голову не могло придти, что Иоанн не мужчина). Через некоторое время их тайную связь разоблачили.

Спасаясь от костра, пара сбежала из монастыря сначала в Англию, затем в Афины. Новый этап путешествий приносит Агнессе новые знания и популярность. Несмотря на близость любовника, девушка уже никогда не откажется от мужского костюма, справедливо полагая, что лишь так она сможет достичь успехов и реализоваться как личность. Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» — герцогинь, аббатов, ученых. В Афинах молодые люди посещали самые известные богословские и философские школы. Честолюбивый монах мечтал, набравшись знаний, поехать в Рим и стать кардиналом, а может, и самим папой. Но во время скитаний по Европе юноша заболел и умер от лихорадки. Романтическое предание гласит, что его спутница, оставаясь в мужском обличье, поклялась на могиле друга осуществить его дерзкую мечту. И отправилась покорять Рим.

В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора, тем более что в своем большинстве священные особы были не очень хорошо образованы. Ее приметили благодаря не только эрудиции и набожности, но и красивой внешности. Благодаря недюжинным способностям, ораторскому искусству и богатым знаниям чужеземке удалось получить кафедру в греческой школе. Вскоре слава о высокопросвещенном монахе распространилась по всему Риму. «Джованни Англико» — так назвалась авантюристка — стала своим человеком при папском дворе, завоевав доверие папы Льва IV. Она успешно занималась не только церковными, но и государственными делами. В частности, руководила работами по строительству высоких каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Агнесса стала нотариусом при папе. Красноречие, лесть, показная добродетель позволили Иоанне стать кардиналом.

В свете будущих выборов не лишним будет упомянуть о так называемой пиар-кампании Агнессы во время избрания папы. Папа Лев IV, благоволивший нотарию Иоанну, однажды возомнил себя подобным святому Петру и решил самостоятельно пройти по морю как по суше. Естественно, ничего хорошего из этой затеи не вышло, а папа, искупавшись в холодной воде, вскоре умер. В то время наследника его престола избирали прилюдно, на площади. Народ угощали вином, симпатичные женщины в обмен на голоса предлагали поцелуи. В этой атмосфере каждая группировка превозносила достоинства своего кандидата. Агнесса же предпочла действовать другими методами, отличными от остальных. Иоанна оказалась вне конкурса: ее ученики — братья по ордену — во всеуслышание пообещали: кардинал Иоанн не собирается заводить гарем, как это делали другие папы, и намерен разделить доходы между бедняками. В итоге Иоанна победила и водрузила на свое чело тройную тиару — символ Рима, Вселенной и Неба.

Средневековые хроники со страхом доносят до нас, что избранию папы Иоанна VIII предшествовали всевозможные знамения. В Италии города и селения разрушали землетрясения; во Франции саранча уничтожила нивы; в Испании тело св. Винченцо, украденное кощунственным монахом, желавшим распродать его по частям, явилось ночью на паперти церкви, громко умоляя о погребении на прежнем месте.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим, хотя отмечено было всяческими достижениями и благоденствиями. Правление Агнессы было мягким и гуманным, без жестокости и пыток инквизиции. Она издала буллы, направленные против развращенного духовенства. В конце 855 года Агнессе даже удалось уговорить немецкого императора Лотара постричься в монахи, чтобы искупить свои грехи.

Таким образом, Иоанна достигла высшего своего предназначения и оказалась на своем месте. Обман, наверное, никогда бы не раскрылся, если бы не воспетый в веках зов природы. Иоанна не замедлила стать любовницей одного из высокопоставленных служителей Ватикана и через год после своего избрания обнаружила, что беременна. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать? Впрочем, есть версия, что папесса вступила в любовную связь под страхом разоблачения, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны долгое время позволяли скрывать от людских глаз раздавшуюся фигуру папессы. Однако приближался момент родов, нужно было спрятаться. Помог любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о малютке. Однако судьба распорядилась иначе. Уже на девятом месяце, когда показаться на люди было невозможно, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Насколько было возможно, она пыталась оттянуть день молебна, надеясь со дня на день разрешиться от бремени. Однако папесса вынуждена была подчиниться обстоятельствам.

20 ноября 857 года стояла чудесная погода, жители Рима высыпали на улицы, чтобы принять участие в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. У Агнессы начались предродовые боли. В проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия она упала, начались родовые схватки. Разорвав одежды, женщина в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Рядом с распростертым на земле папой лежал окровавленный трупик ребенка. По другой из версий, ее и ребенка разъяренная толпа забила камнями. Убиенных похоронили в церкви святого Клемента. А по третьей версии, ребенок выжил, был отдан в монастырь, принял постриг и сделал церковную карьеру: стал епископом в городе Остия.

Читать еще:  Современное грузовое такси

Какая ужасная кончина, страшное наказание женщине, посягнувшей на святая святых – папский престол. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, простроенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить саму память о самозванке, поэтому со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Как бы там ни было, что бы ни говорил официальный Ватикан, опровергая существование папессы Иоанны, но тема узурпации папского престола женщиной вот уже многие века будоражит умы и сердца не только историков, поэтов, философов, но и находит свое отражение в народных мифах и поверьях. Легендарная Иоанна стала героиней лубка, куплетов и даже одним из важнейших персонажей гадальных карт «таро», популярных в средневековой Европе, на Ближнем Востоке, а сейчас добравшихся и до нас. В «таро» изображение папессы помещается среди 22 главных фигур рядом с папой, императором и императрицей.

Эта тема неоднократно находила свое отражение в творчестве А.С.Пушкина, в частности в черновике «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, в которой старуха пожелала стать «Римскою Папой». В окончательном варианте Пушкин этот фрагмент опустил, а в черновиках сохранилось:

Отвечает золотая рыбка:

«Добро, будет она Римскою Папой».

Одним из косвенных доказательств существования папессы Иоанны стал странный обычай, продержавшийся с X до начала XVI века. Это был так называемый ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре (сейчас хранится в одном из римских музеев). В него сажали новоиспеченного папу, под сиденье забирался дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове «ovum», означавшем «яйцо», раздавались одобрительные возгласы высших сановников (отсюда, кстати, и происходит слово «овация»). Казалось, что Римская церковь не хотела допустить обмана еще раз. Значит, у нее были основания опасаться, как бы женщина не надела папскую тиару? Эпизод краткого присутствия дамы на троне Святого Петра остается одним из самых тщательно охраняемых секретов Ватикана.

Кому разрешили въезжать в Литву во время проведения карантинных мероприятий?

С введением карантина правительство запретило иностранцам пересекать государственную границу Литвы.

  • граждане Республики Польша, приезжающие на работу или учебу, а также для ведения бизнеса;
  • граждане Эстонской Республики или Латвийской Республики;
  • иностранцы, которые являются членами семей граждан Литовской Республики (родители/усыновители, дети, в том числе усыновленные, супруги, опекуны);
  • члены экипажа транспортных компаний Литвы, которые задействованы в осуществлении международных перевозок;
  • лица, имеющие национальную визу и прибывающие для работы, бизнеса или учебы;
  • лица, имеющие право на проживание в Литве;
  • лица, которым предоставлен иммунитет или привилегии в соответствии с Венской конвенцией;
  • военнослужащие НАТО, а также члены их семей;
  • медицинские работники, прибывающие для оказания услуг по трансплантации.
  • В исключительных случаях иностранцу могут разрешить въезд в Литовскую Республику при условии предоставления разрешения от министра соответствующей области управления или подтверждения от правительства.

Репортаж об открытии внутренних границ в странах Балтии

Иоанн XXIII

Можно ли откровенного уголовника и святотатца, по которому одновременно плачут виселица и костёр, сделать римским папой? Случай Иоанна XXIII показывает, что можно.

Его имя в миру — Бальтазар Косса. Один из самых опасных пиратов Средиземного моря. Два его старших брата были повешены именно за пиратство. Он же был гораздо более везучим — начав карьеру в 13 лет, к 16 годам снискал лавры отчаянного головореза.

Потом — внезапно — поступил в Болонский университет на факультет теологии. Учился отменно, но ещё лучше у него получалось портить девок и грабить горожан. В результате одной из стычек он оказался в тюрьме, откуда его извлекли те же пираты, тупо взяв Болонью штурмом.

Подобные деятели, попав в суровую переделку, обещают Господу оставить «душегубный промысел» и вести потом жизнь исключительно духовную.

Иоанн XXIII, попав в шторм, обещал ровно то же самое. Но следовал не столько духу, сколько букве закона. После спасения он попал в плен к папе Урбану VI. И с тех пор действительно ведёт жизнь духовную. Во всяком случае, духовного лица.

Быстро выслужившись и убрав конкурентов, он сам становится папой римским. Кстати, принимает принципиальное решение об аресте Яна Гуса.

Какого-то чеха-еретика ему, быть может, и простили бы. Но его художества в качестве верховного понтифика переполнили чашу терпения. Ему предъявили 74 пункта обвинения, 20 из которых решили не оглашать — настолько страшны и омерзительны они были. Впрочем, оглашённое тоже впечатляет.

Изнасилование более 300 монахинь. Попытка продажи мощей святого Иоанна за 50 тысяч флоринов. Сожительство с женой своего брата. Растление семьи — матери, её сына и её дочерей. Групповая содомия с участием монахов. Отрицание загробной жизни. Неверие в воскресение мёртвых.

Кому другому за такие штучки было бы мало и костра. Но система своих не сдаёт. Низложенному папе вернули даже сан кардинала, и он спокойно умер в этом звании пять лет спустя после своего низложения. С тех пор само имя Иоанн считалось проклятым — римские папы не его брали более 500 лет.

Папство этого понтифика было достаточно беспокойным. Вокруг Юлия постоянно возникали скандалы и интриги, в основе которых лежала его любовь к мужчинам. Понтифик не особо скрывал свою ориентацию — однажды он подобрал в трущобах Пармы нищего 15-летнего подростка Инноченцо дель Монте, даровал ему титул и земли, а также сделал кардиналом.

Поэт Джироламо Мудзио в одном из своих писем к правителю Милана писал, что папа «горделив, порочен и совершенно ненормален». Дурная слава мужеложца и педофила преследовала Юлия III до самой смерти. Его фаворит Иннноченцо, оставшись без покровителя, ввязался в неприятные истории с убийствами и изнасилованиями и был выставлен жителями Рима за ворота с лишением всех титулов и материальных благ.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Записки историка

Великий князь Литовский Гедимин – родоначальник знаменитой династии, правившей Литвой более четверти тысячелетия, один из самых ярких правителей средневековой Европы, блестящий политик, дипломат и талантливый полководец, чье правление заложило основы дальнейшего могущества национального государства.

Точная дата его рождения неизвестна, хотя историки предполагают, что родился он в 1275 году. Имя его в переводе с литовского означает «Стремящийся мыслить». Письменные источники той эпохи весьма скудные, и потому происхождение, детство , юность Гедимина и обстоятельства его восшествия на княжеский престол окутаны мраком. Из глубины веков до нас дошло некоторое количество изданий касательно его жизни.

Согласно популярной в Литве легенде, предком Гедимина был Палемон, родич императора Нерона, прибывший некогда вместе с другими авторитетными римлянами на побережье Балтики. По версии, принятой в русских официальных родословных книгах XVI-XVII вв., Гедиминовичи ведут свой род от полоцких князей из дома Рюрика. Этой версии придерживается и учрежденный указом Павла I исторический архив родословных. Недоброжелатели говорили, что Гедимин был потомком князей смоленских, которого отправили собирать дань в западнорусские земли. Собранные деньги он якобы присвоил и, разбогатев, добился власти. А в хрониках Тевтонского ордена, извечного врага Литвы, утверждается, что Гедимин, будучи конюшим князя Витеня, предательски убил своего правителя и, женившись на его вдове, взошел на престол. Эту версию приводит в своей «Истории…» и знаменитый историк Н.М. Карамзин.

В составленной по указу Павла I в 1687 г. «Бархатной книге» – родословной древних дворянских и боярских родов России – Гедимин записан как сын Витеня. Однако в конце XIX столетия обнаружено послание рижского магистрата 1323 г., где его называют братом Витеня.

Впрочем, при всем обилии самых разных версий происхождения родоначальника великой династии, большая часть современных исследователей склоняется к наиболее прозаичной и самой вероятной из них, согласно которой Гедимин был младшим братом и законным наследником на княжеском престоле князя Витеня. Помимо Витеня, у Гедимина было еще несколько братьев: князь Самогитский Маргирис, князь Полоцкий Воин и Федор, князь Киевский. Была и сестра. Упоминание о ней сохранилось в легенде, повествующей о мученической смерти двух монахов-францисканцев, Ульриха и Мартина, которые пришли в Вильнюс проповедовать христианство. Проповеди братьев разъярили язычников-горожан. Монахов схватили и привели к Гедимину, который велел их казнить. Тело Ульриха бросили в реку, а тело Мартина унесла сестра Гедимина, православная монахиня, и похоронила его в своем монастыре.

Дошедшие до нас сведения о личной жизни Гедимина также весьма туманны и неоднозначны. В созданной через много лет после смерти князя «Хронике Быховца» упоминается, что у него было три жены: Вида (или Винда) Курляндская, дочь жмудского бортника Виндимунда, Ольга Всеволодовна, княжна Смоленская, и Евна Ивановна Полоцкая, исповедовавшая православие и скончавшаяся в 1344 или 1345 г. Известно, что у Гедимина было семеро сыновей и пять или шесть дочерей, однако относительно того, от какой именно жены кто из них родился, историки так и не пришли к единому мнению.

Читать еще:  В Тибете нашли древний индуистский священный храм

Достоверных прижизненных портретов Гедимина также не существует. О внешнем облике литовских правителей, живших до начала XVI столетия, можно судить только по стилизованным изображениям на монетах. Впервые их портреты, запечатлевшие скорее некий обобщенный образ, появляются лишь в 1578 году, в хронике Александра Гваньини «Описание европейской Сармагии». На книжной гравюре мы видим сурового рыцаря в латах. Лицо его частично скрывает шлем, рука покоится на рукояти меча.

Внутренняя политика

Гедимин взошел на княжеский престол в 1316 г. Это было трудное для страны время. С запада постоянно угрожали крестоносцы, с востока – Золотая Орда. Внутри самого княжества ситуация тоже была достаточно сложной: помимо собственно литовских земель, в его состав входили обширная Жемайгия (иначе называемая Жмудь, или Самогития) и Черная Русь. Более 75 процентов населения составляли православные, затем шли язычники и католики. Сам Гедимин хранил верность многовековым языческим традициям. Внутри княжества постоянно существовала опасность конфликта между язычниками и христианами, а противоречия между католическими и православными лидерами усиливали внешне политическую нестабильность. В таких далеко не простых условиях Гедимин успешно правил Великим княжеством Литовским двадцать пять лет. Внутри своих владений он проводил политику полной национальной и религиозной терпимости, гася в зародыше любые возможные внутренние конфликты. Среди приближенных князя-язычника было немало православных. Одним из самых блестящих его военачальников был гродненский староста Давид, русский по происхождению. За время своего правления Гедимин основал два города-крепости: Троки (Тракай) и Вильно (Вильнюс).

Внешняя политика

Во внешней политике Гедимин вел непрерывную военную и дипломатическую борьбу с Тевтонским орденом, сдерживая натиск рыцарей на восток. Заключал союзы с соседними государствами, пытался обеспечить поддержку Папы Римского. На востоке – продолжал политику присоединения западнорусских земель. За время его правления территория Великого княжества заметно увеличилась.

Будучи тонким дипломатом и мудрым политиком, Гедимин использовал брачные союзы своих детей для расширения пределов княжества, усиления его влияния и укрепления границ. В 1320 году он выдал старшую дочь Марию за князя Тверского и Владимирского Дмитрия Михайловича Грозные Очи. Осенью 1326 года кн. Дмитрия казнили в Орде по приговору ханского суда и Мария осталась вдовой. Ее деверь, князь Александр Михайлович, правивший в Твери после гибели Михаила, неизменно поддерживал с Литвой дружественные отношения и отдал дочь Ульяну замуж за Ольгерда, одного из сыновей Гедимина. Так создавался и укреплялся союз с Тверью. В 1322 г. псковичи выбрали его князем доверенного помощника Гедимина, Давида, и Псков оказался под протекторатом Литвы. В 1331 г. дочь Гедимина Офка (Евфимия) стала женой Галицко-Волынского князя Юрия II Болеслава, а с 1340 г. на Волыни правил сын Гедимина Любарт.

В 1330-х гг. Брянск и Смоленск заключили с Литвой договор об общей обороне – практически это значило переход под Литовский протекторат. Вслед за ними Литве стали подчиняться Новгород-Северский и Чернигов. Вассалами Гедимина стали Минский, Лукомский, Друцкий, Берестейский, Дрогичинский князья. Однако не всегда новые земли присоединялись к Литве столь мирно. Киев Гедимин захватил в 1324 г. после ряда тяжелых сражений с русскими войсками. Город сдался на основе вассалитета, князем Киевским стал брат Гедимина Федор. Помимо Киева, литовцы захватили Переяславль, Путивль, Вышгород, Канев и Белгород.

Литва становилась соперником Московской державы, но оба правителя стремились избежать открытого столкновения. В 1333 г. Иван Калита избрал в жены сыну Симеону Гордому дочь Гедимина княжну Айгусту. В крещении она приняла имя Анастасия. В 1341 г. Симеон стал князем Московским, а четыре года спустя (1345) Анастасия умерла во время эпидемии чумы. Незадолго до этого она приняла монашеский постриг и была похоронена в столь любимом ею кремлевском соборе Спаса-на-Бору.

Браки двух других своих дочерей Гедимин использовал для противостояния Тевтонскому ордену и укрепления позиции княжества на западе. Данмилу (Елизавету) он в 1316 году выдал замуж за Вацлава Полоцкого, Мазовецкого князя из знаменитого польского рода Пястов. Политическое значение этого союза состояло в том, что через владения Вацлава проходили пути, связывающие Литву с Западной Европой.

В начале 1325 г. Гедимин подписал военный союз еще с одним врагом Тевтонского ордена, королем Польши Владиславом Локетком. Брак дочери Гедимина Альдоны (в крещении Анны) с Казимиром III, сыном и наследником Локетка, послужил символом этого альянса и способствовал его укреплению. В начале 1331 г. военный союз Литвы и Польши развалился, однако дружественные отношения между двумя государствами сохранялись по-прежнему.

Чтобы ослабить крестоносцев, Гедимин поддерживал архиепископа Рижского и жителей Риги в их противостоянии Ливонскому ордену, но главным козырем, который он использовал в этой игре, было вероисповедание. Много лет, начиная с 1317 г., он вел переговоры с Папой Римским, в которых обсуждался вопрос, как крещения самого Великого князя, так и предоставления широких возможностей для католических священников-миссионеров, проповедующих христианство на территории Литвы. Взамен же Гедимин просил Папу урегулировать споры между Литвой и крестоносцами, заинтересованными не в крещении язычников, а в покорении страны.

Студия детского праздника “Бусинка” уже много лет качественно выполняет свою работу, а с отзывами о проведении детских праздников вы можете ознакомиться на сайте https://businka96.ru/reviews. Смело обращайтесь, если хотите устроить праздник ребенку!

В Вильнюсе были выстроены храмы, восстановлен из руин разрушенный Тевтонским орденом храм в Новогрудке, в Литву приехали доминиканские и францисканские монахи. Кроме того, в ходе переговоров Гедимин отправил обращения городам Саксонии и Готланда, объявляя о мире и поощрительных соглашениях торговли и приглашая всех желающих прибыть и поселиться в Литве. Сам он христианства так и не принял: в 1324 г. против крещения Великого князя запротестовали жители одной из генеральных литовских земель – Жемайтии, угрожая восстанием. Гедимин рисковать не стал и сообщил папским легатам, что осуществит свои обязательства касательно христиан, которые могут беспрепятственно исповедовать свою веру, но сам он никогда не имел цели креститься, а соответствующие слова в его послании – результат ошибки писца, принявшего желаемое за действительное.

Помимо крестоносцев, у Литовского государства был еще один довольно опасный сосед – Золотая Орда. Ее правители были недовольны рвением Гедимина сдружиться с западом и укрепиться на Руси, но благодаря умелой дипломатии князя в 1340 г. татары оказали поддержку Литве против крестоносцев.

Смерть Гедимина, как и его происхождение, тоже окутана тайной. Наиболее распространенная версия, он погиб в 1341 г. при осаде крепости крестоносцев Баербург от выстрела из огнестрельного оружия. Возможно даже, что он стал первым в долгой череде правителей, которых постигла такая участь. Есть, однако, и еще одна, не столь известная версия чешского хрониста Бенеша Вейтмильского, согласно которой правитель Литвы был отравлен. Впрочем, историки считают, что этому свидетельству всецело доверять нельзя. Хоронили его по языческому обычаю.

В основе статьи лежат работы Яна Длугоша (1415-1480), современника Ягайло (великий князь и король умер, когда Длугошу было 19 лет).

«По прибытии в Литву король Владислав (Ягайло) собирает в Вильно съезд в день Пепла [20 февраля]. Туда съехались по повелению короля его братья, князья Скиргайло Трокский, Витовт Гродненский, Владимир Киевский, Корибут Новгородский, и большое число рыцарей и простого люда;

и в течение многих дней Владислав, король польский, при содействии католических князей, прибывших с ним, прилагал много стараний к тому, чтобы рыцари и простые люди, отвергнув ложных богов, которым они, обманутые тщетой языческих заблуждений, до тех пор поклонялись, согласились почитать единого истинного бога и поклоняться ему и исповедовать христианскую веру.»

В этот день король и в.кн. Ягайло подписывает привилей «што датычыцца пэўных вольнасцей, нададзеных жыхарам Вялікага княства Літоўскага па ўзору вольнасцей Каралеўства Польскага, дзе ўстанаўліваюцца і ўводзяцца суддзі ў рэгіёнах.»

В этом привилеи Ягайло дает ставшее классическим определение Погони:

— «Калі будзе патрэба праследаваць якіх бы там ні было ворагаў, непрыяцеляў і самой зямлі нашай Літоўскай уцекачоў, то для праследавання такім спосабам, які традыцыйна завецца «пагоняй» (quod pogonia vulgo dicitur), абавязаны выступаць не толькі людзі, хто носіць зброю, але і кожны мужчына, у якіх бы абставінах ці становішчы ён ні знаходзіўся, толькі б мог насіць ваенную зброю.»

Этот и последующие привилеи поддерживали принятие католичества жителями ВКЛ: — «Усялякі ж, хто, прыняўшы святую каталіцкую веру, ад яе праклятым чынам адступіцца, альбо адмовіцца яе прыняць, няхай не будзе ў поўнай меры цешыцца вышэй апісанымі правамі.»

Через 50 лет, во второй Гражданской войне 1432-38, после смерти Витовта расколовшей страну во многом по конфессиональной принадлежности, линия противостояния прошла по диагонали через всю Беларусь — от Браслава через Борисов до Мозыря (Спис городов Свидригайло сохранился в архиве магистров Тевтонского ордена в Кёнигсберге). Трокский привилей 1434 года уравнял в правах верующих римской и греческой церквей и во многом предопределил исход войны.

Самый старый сохранившийся в РБ костел (1433) был заложен Яном Немирой, конюшим в.кн. Витовта в местечке Вселюб под Новогрудком.

Самый старый неперестроеный костел в Беларуси (1449) заложен Николаем Немировичем (сыном Яна Немиры) в м. Ишколдь. Действует по сей день. И да, если кого-то тревожит «неруское» название Ишколдь, то стоит напомнить — вся Беларусь лежит в ареале балтских топонимов, и славянство — не генетика, а культурная парадигма, распространявшаяся вслед за централизацией государства.

Читать еще:  Монахи легендарного тибетского монастыря Гоманг прибывают в Туву

* День пепла, пепельная среда (лат. Dies Cinerum) — день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В православии соответствует «чистому понедельнику».

На имше этого дня проводится обряд посыпания пеплом или наносится на лоб пеплом знак креста. Пепельной среде предшествует «жирный вторник» — последний день периода карнавалов, празднеств и развлечений перед Великим постом (Марди Гра).

Кем на самом деле был Папа Пий XII — пособник нацистов или святой: Рассекреченные документы Ватикана

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С открытием архивов Ватикана в марте, надеемся, что правда будет раскрыта. Историки, просмотрели все, ставшие недавно доступными, документы из обширных церковных архивов. Они говорят, что нашли доказательства, которые позволяют предположить, что Пий узнал об ужасном положении евреев при нацистском режиме ещё в 1942 году.

Обычно папские записи публикуются через 70 лет после кончины Папы. В данном случае, однако, папа Франциск сделал исключение. В начале 2019 года, посвящённого 80-й годовщине избрания его предшественника, нынешний папа Римский заявил, что Церковь «не боится истории». Он сказал, что возможно, «вымученные решения» внутри церкви привели к тому, что поведение понтифика в вопросе с Холокостом, некоторым показалось слишком сдержанным.

Кем был папа Пий XII, до папства

Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли – так звали будущего понтифика, родился в Риме, 2 марта 1876 года. В 1899 году он стал священником. Позже служил в Государственном секретариате Ватикана. Потом был папским нунцием. В 1929 году Пачелли стал кардиналом. До своего избрания был Государственным секретарём Ватикана.

В свой день рождения Эудженио получил роскошный подарок судьбы — он стал папой римским. Пий XII был первым папой, избранным из государственных секретарей, со времён Климента IX в 1667 году.

Деятельность Пия XII на Святом престоле

Он сделал значительный вклад в развитие католического социального учения. В некоторых вопросах папа был весьма категоричен. Например, в осуждении коммунистической идеологии. Он считал её тоталитарной. Пий XII активно протестовал против преследований католической церкви в Советском Союзе. Его даже интересовала судьба воинов дивизии СС «Галичина». Понтифик спас их от депортации в СССР.

Весьма способствовал Пий XII созданию новых католических церквей. Ватикан даже заявил о намерении канонизировать его. Только процедуру остановили из-за того, что деятельность этого папы вызывает множество вопросов. Сейчас учёные активно изучают его деятельность периода Второй мировой, чтобы разобраться в этих важных запутанных вопросах.

Папа Пий XII был избран в 1939 году. Начало его правления совпало с зарождением нацистского режима. Из-за его молчания по поводу преступлений нацистов, о которых он не мог не знать, Пия XII иногда называют «папой Гитлера». Правил понтифик до 1958 года. Некоторые исследователи заявляют прямо, что Пий знал и о массовых убийствах евреев, но ничего не предпринимал.

Почему же сведения о Пие XII столь противоречивы? Будучи Папой Римским во время Второй мировой войны, он решил держать нейтралитет по отношению к величайшему злу 20-го века — Третьему рейху Гитлера. Многие считают его позицию по отношению к нацизму катастрофической для церкви. Отказ понтифика публично осудить нацистов — позорная моральная неудача, имеющая разрушительные последствия.

В Ватикане утверждают, что Пий XII вёл весьма активную, но негласную деятельность по спасению евреев. Архивные документы помогут пролить долгожданный свет на этот мучительный вопрос. Десятки учёных занимаются изучением архивных документов. В их числе находятся также сотрудники музея Холокоста в Вашингтоне вместе с известным экспертом в области изучения понтификата Пия XII, профессор истории университета Мюнстера, Хуберт Вольф. Профессор Вольф считает, что никаких нет сомнений в том, что Пий XII знал о массовых убийствах.

Так всё же, пособник нацистов или святой?

Сторонники папы говорят, что он помог спасти множество католиков от нацистских преследований. Также они подчёркивают тот факт, что итальянские монастыри предоставляли убежище тысячам евреев. Недавно представленные секретные документы Ватикана позволили экспертам глубже понять процесс принятия решений в Риме.

Среди документов был обнаружен некий меморандум, который призывал Пия XII не верить никаким сообщениям о зверствах немцев. Написано это было сотрудником Государственного секретариата Ватикана. Сведения об этом назывались в документе «преувеличениями», а евреев, которые утверждают обратное, называли «не очень честным народом».

Пий XII отказывался выступать открыто против нацизма, несмотря на все нападки, считая это «взрывоопасным». По его словам, найденным в переписке, он говорил, что боится «причинить ещё большее зло». Папа всегда высказывал свою позицию весьма расплывчато, в виде общих фраз о ненависти к войне и о защите меньшинств.

Впервые Пий XII имел дело с нацистами ещё будучи ватиканским дипломатом. Говорят, что он подавил определённые политические интересы в Церкви, одновременно предоставив ей защиту от гитлеровских сил. Это вызвало очень много тогда вопросов о характере рабочих отношений между Ватиканом и фашистским режимом. Ведь стал папой Пий XII за шесть месяцев до войны и молчал, когда Гитлер оккупировал Польшу в 1939 году.

Многие исследователи утверждают, что Пий молчал потому, что боялся подвергнуть опасности католиков во всех странах, которые были подконтрольны нацистам. В Германии католики вообще были меньшинством среди немецких христиан.

Были предположения о том, что Пий не осуждает нацистов открыто из-за того, что видит в нацистской Германии барьер между христианами и коммунистами. Все мотивы поведения понтифика историки постараются выяснить, изучая рассекреченные архивы. Почему он поступал так, а не иначе и какие дискуссии проходили за стенами Ватикана?

На все эти вопросы учёные обещают дать полные и однозначные ответы к концу года. Из-за множества различных факторов исследование наследия Пия XII является огромным делом, ведь документы, касающиеся этого периода, составляют миллионы страниц и поделены на 121 раздел, в соответствии с темами.

Попытка открыть архивы уже у Ватикана была в период с 1965 по 1981 год. Тогда было опубликовано 11 томов материалов. Историки сочли публикации весьма выборочными и неудовлетворительными по информативности.

Тем временем уже и так порядком запятнанная репутация Пия XII висит на волоске. Связь религии и военных конфликтов имеет много ужасных исторических примеров. При этом никак нельзя забывать о том, скольких прекрасных людей истинной веры, которые изо всех сил приближали победу над нацизмом, выявила война. А вот, что на самом деле скрывается за нейтральным поведением одного из самых обсуждаемых понтификов в истории? До окончательного ответа еще далеко .

Истинному благородству тоже есть место в истории, прочтите нашу статью о том, как ирландцы 200 лет спустя вернули долг индейцам племени чокто.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что такое уния

Это объединение самостоятельных государств и церквей в единое политическое и духовное целое. Участники союза не теряют государственный суверенитет. Единый правитель приумножает свою власть. После подписания акта об объединении он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз.

Происхождение слова

Это слово произошло от латинского «unio», что в переводе обозначает «объединение», «единство», «союз».

Значение понятия

Это понятие обозначает союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество.

В словаре экономических терминов дается следующее определение :

«Это постоянные международные организации технического, информационного, административного характера».

Старообрядцы этим термином обозначают единоверие. С одной стороны, они сохраняют древнерусское богослужение и двоеперстие, а с другой — признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Стоимость билета и как купить билет онлайн

Для детейДля подростков (6-18 лет), студентов (до 25 лет)Для взрослых
Посещение музеев Ватикана и Сикстинской капеллы, только входбесплатно21 евро27 евро
Посещение музеев Ватикана и Сикстинской капеллы с аудиогидомбесплатно25 евро34 евро

Заказав билеты онлайн на сайте нашего официального партнера ⇒ , вы освободите себя от часовых очередей в Ватиканский дворец, сэкономив время.

Часы работы

Время посещения музея:

  • с понедельника по субботу – с 9.00 до 18.00, последний вход в 16.00;
  • последнее воскресенье месяца – с 9.00 до 14.00, последний вход в 12.30.

Музеи Ватикана в Риме закрыты в следующие даты:

  • 1 января (Новый год);
  • 6 января (день Богоявления);
  • 19 марта (день Святого Иосифа);
  • Пасхальный понедельник;
  • 1 мая;
  • 29 июня (день Петра и Павла);
  • 15 августа (день вознесения Девы Марии);
  • 1 ноября (день всех святых);
  • 8 декабря (день Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии);
  • 25 и 26 декабря (Рождество).

Посетив Ватиканский дворец, вы влюбитесь в эти уникальные архитектурные шедевры, а хранилища ценностей искусства поразят неповторимой красотой и уникальностью.

На осмотр всех сокровищ Ватикана не хватит даже нескольких дней и вам захочется приезжать сюда снова и снова.

(Источник — Monuments of the World).

Ведь как говорил известный Эмиль Золя:

«Ничто так не развивает ум, как путешествие».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector