0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхальное кино: «Тэли и Толи»

Рецензия на фильм «Тэли и Толи»

Уморительная и душевная российская комедия о грузинских и осетинских горцах, которую слегка подпортила неуклюжая романтическая линия

Высоко в кавказских горах течет мелкая речка, которая разделяет две деревеньки – грузинскую Тэли и осетинскую Толи. Испокон веку их жители дружат семьями, вместе отмечают праздники, молятся в одной церкви и хоронят умерших на одном кладбище. Но с тех пор как Советский Союз распался, по речке проходит граница между Грузией и Россией, и каждый визит к соседям привлекает внимание пограничников. Даже если в гости ходят дедушка Кахи (Кахи Кавсадзе) и дедушка Бази (Дагун Омаев), которые дружат чуть ли не с самого рождения.

Кадр из фильма «Тэли и Толи»

Когда СССР приказал долго жить, мы многое обрели и многое потеряли. Среди прочего мы утратили добродушное отношение к кавказским горцам, которое воспитывали в нас советские фильмы вроде «Мимино» или даже «Кавказской пленницы». Теракты и войны заставили Россию увидеть Кавказ в новом, мрачном свете, и христианские народы Кавказа были вытеснены из массовой культуры народами мусульманскими, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Кадр из фильма «Тэли и Толи»

Новая фарсовая российская комедия «Тэли и Толи» снята, чтобы вернуть на экран тот колоритный, веселый и дружелюбный христианский Кавказ, который мы помним по фильмам Георгия Данелии и других советских постановщиков. Никаких террористов, никаких бородатых фанатиков, никаких проповедников-эмиссаров с Ближнего Востока. Для деревень Тэли и Толи «закон гор» – строгие правила не вражды и мести, а всепоглощающей любви, дружбы и взаимовыручки. И национальная гордость для экранных грузин и осетин не имеет ничего общего с национальной спесью. Это гордость взаимного уважения и четкого осознания, что у жителей пограничных деревень куда больше общего, чем различного.

Кадр из фильма «Тэли и Толи»

Постеры картины намекают, что это романтическая история, но любовный сюжет – худшее, что есть в «Тэли и Толи». Он столь плох, что за него приходится снижать оценку. Можно поверить, что тихую жизнь двух деревень взбаламутит приехавший из Канады потомок эмигрантов из Российской империи, который, чтобы войти в права наследства, обязан жениться на девушке-горянке. Но персонаж с такой историей и такой мотивацией должен быть центральным героем фильма, вокруг которого пляшет и танцует все повествование. Канадец же оказывается едва ли не наименее значимым персонажем, чья единственная сюжетная функция – заставить ревновать грузинского парня, давно присмотревшего осетинскую невесту.

Кадр из фильма «Тэли и Толи»

Такое использование такого героя – это даже не стрельба из пушки по воробьям, а стрельба ракетами по бабочкам. Может быть, авторы фильма готовят альтернативную международную версию «Тэли и Толи», где канадец будет-таки основным персонажем? Если нет, то непонятно, зачем надо было вписывать его в сюжет, да еще и придумывать неправдоподобную историю про условное наследство. В любом случае в русской версии фильма «скрипач не нужен», и нелепость его присутствия портит половину сцен с его участием.

Читать еще:  Постное письмо № 16. Грешные ингредиенты

К счастью, любовная линия «Тэли и Толи» не только слабая, но и скудная. Она заражает своими миазмами лишь малую толику ленты. Поэтому она почти не мешает зрителям спокойно, не кривясь, смеяться над проделками, афоризмами и, разумеется, тостами (любят на Кавказе это дело!) грузин и осетин, которые высмеивают разделяющую их границу и вместе противостоят предписаниям чинуш. Люди они хоть и замечательные, но своеобразные, наивные и чуть глуповатые – особенно пастухи с рифмующимися именами Валико и Шалико. Так что «лулзы» персонажи рождают с пулеметной скоростью, и многие из них вызывают искренний хохот. Причем хохот добрый, а не презрительный. Потому что это история не о «лузерах», а о людях на своем месте в родном краю. И эти горцы куда больше знают о дружбе народов, чем многие из тех, кто проповедует абстрактные ценности, но не следует им в реальной жизни.

Кинообзор. Тэли и Толи

Это совместная работа России, Канады, Грузии и Греции. Необычная камерная комедия режиссера Александра Амирова о мирной традиционной жизни двух приграничных […]

Это совместная работа России, Канады, Грузии и Греции. Необычная камерная комедия режиссера Александра Амирова о мирной традиционной жизни двух приграничных горных селений: грузинского Тэли и осетинского Толи. Местные жители считают границу абсурдом и грустной ошибкой, поэтому продолжают жить без оглядки на политическую ситуацию.

Несколько веков подряд два живописных села Тэли и Толи, расположенные в ущелье Центрального Кавказского хребта, жили по-братски. Соседи с уважением относились друг к другу, женились и выходили замуж, вместе молились святому Георгию и вместе оплакивали своих усопших.

Жителей в этих соседних селах осталось очень мало. Большинство перебралось вниз, поближе к цивилизации. Но остались еще горцы, верные своей малой родине. Например, из Тэли так и не уехал 70-летний грузин Кахи с семьей, а в Толи остались жить осетины Касиновы. Дружные и безобидные обитатели гор теперь вынуждены соблюдать закон о границе, который выдумали «глупые люди долины», и потому ситуация порой доходит до абсурда и приводит к нелепым и смешным результатам. Они не могли представить себе, что больше не смогут собраться за большим столом с вином и песнями…

В фильме царит потрясающая атмосфера добра. Есть и грустные моменты, есть смешные.

Граница между Грузией и Южной Осетией проходит по крошечной речушке Арагавке. С грузинской стороны границу охраняет лейтенант грузинской полиции Гоги Пирцхалава, с российской – рядовой пограничник Максим Иванов. На середине моста через Арагавку они соорудили столб, на котором прибили от руки написанную химическим карандашом табличку «Граница».

Анекдотичны диалоги русского и грузинского пограничников и остальных героев, которым очень мешает закон о нерушимости границы.

«Ваши бараны к нам, в свободную Грузию бегут!»

– Вы через границу контрабанду переносите!

– Какая еще контрабанда – три пирога!

– Батоно Кахи, очень тебя прошу, границу не переходи!

– Гоча, ты зачем грузинские камни за границу кидаешь!

– Раз по мосту нельзя, я по нашим грузинским камням перейду. Что ты мне сделаешь?

Читать еще:  Можно ли вымолить из ада?

Ну кто не улыбнется, услышав фразу: «Кто эту границу придумал, пусть у него в роду одни девочки родятся!»

А как горячо спорят два старика: «В моем роду геморроя не было!» – «Нет, был! Мне мой отец говорил!»

Еще интереснее было наблюдать за пастухами Шалико и Валико, которые просили денег на выпивку у святого Георгия и обещали обязательно вернуть.

У обоих сел есть два места, где граница не действует. Это церковь и местное кладбище, где вперемешку спят вечным сном предки осетин и грузин.

Очень красивые съемки. Эти бесконечные пастбища (а какие там были два колоритных пастуха), горы, покрытые снегом, а какой же Кавказ без песен и тостов!

Внезапно в селе появляется иностранец, который вносит неразбериху в отношения соседей.

Анекдотичная ситуация: грек Иоаннис приехал якобы из Канады. Я думала, почему из Канады? Оказалось, фильм «Тэли и Толи» будут показывать и в кинотеатрах Канады. Там много наших, и потому кроме ностальгии, актуальна другая тема – не забывать о своих корнях. Это создатели картины ловко придумали, как вывезти своё детище за океан.

Основной посыл доброго и смешного фильма: самое главное – чтобы в головах у нас не было границ, загораживающих любовь друг к другу.

Кино напоминает старые картины Георгия Данелия. Доброе, веселое, пошлость отсутствует. Сюжет незамысловатый и должен понравиться всем людям, которые хотят отдохнуть и расслабиться.

В главных ролях Кахи Кавсадзе, Дагун Омаев, Нанули Сараджишвили и Нуца Хубулава.

«Тэли и Толи»: рецензия на конкурсный фильм о дружбе народов и силе любви

«Как кладбище делить будем? По прямой или зигзагами?» — размахивая пистолетом, на полном серьезе спрашивает грузинский пограничник Гурам своего российского коллегу на грузино-осетинской границе. Кому и зачем понадобилась эта граница, которую герои фильма «Тэли и Толи» собираются проложить прямо по 700‑летнему кладбищу, — загадка даже для них самих. АП представляет рецензию на снятое в лучших традициях старых грузинских комедий кино, с юмором рассказывающее о том, что разделяет и объединяет людей.


Фото: silverscreen.by

Тэли и Толи — грузинское и осетинское селения, разделенные строптивой горной речкой. По ней и пролегла граница, которую, скорее по привычке, чем из чувства долга, охраняют на мосту два пограничника, давно ставшие закадычными друзьями.

Уже больше 40 лет дружат и жители двух берегов — старики Кахи и Бази, а их внук и внучка давно влюблены друг в друга. Безмятежная жизнь так и шла бы своим чередом, как и 100 и 200 лет назад, если бы не граница. Существующая на бумаге и в головах власть имущих, она отравляет жизнь местным жителям тем, что из условной, нарушаемой ради дружеской пирушки даже самими ее стражами, все время грозит стать реальной — с погранпостом и решетками.

Два незадачливых пограничных служаки, исполняя приказы сверху, все время пытаются пресечь незаконную миграцию — то стариков, отправившихся угостить соседа пирогами, то влюбленных, бегущих навстречу друг другу, то баранов, которым закон не писан.

Фильм дышит Грузией, какой мы привыкли видеть ее в старом кино, — действие разворачивается на фоне задумчивых древних гор и ущелий, а задушевные разговоры и поиск истины ведут под звон бокалов и плеск вина. Только здесь, на Кавказе, можно взять в долг у святого Георгия, чтобы купить вина. Напиться из горного источника, но не воды, а араки (местный алкоголь). Поговорить с мертвыми, как с живыми. Или рассориться не на жизнь, а насмерть из‑за острого вопроса — страдали ли предки лучшего друга геморроем.

Читать еще:  Гангрена: ее признаки причины

Тонкий, как аромат грузинского сухого вина, юмор, которым пронизан фильм, не заставил публику хохотать, но пригласил улыбнуться. Но к этой улыбке примешивается грусть. «Для чего вообще существуют границы?» — поднимая стакан вина, ибо воду пить — грех, спрашивает старик Кахи своих друзей. «Их придумали люди долины, которым жалко отдать соседу кусок хлеба», — отвечает Бази. У людей гор, каждый день сталкивающихся с суровой природой, другие законы — живя бок о бок много веков, они привыкли помогать ближнему, будь то грузин или осетин, любить его, как самого себя. Можно разделить землю, но как разделить любовь и дружбу, длящуюся сквозь века. Да и надо ли?

Возрастная категория материалов: 18+

Победителем кинофестиваля VOICES стала российская комедия «Тэли и Толи»

ВОЛОГДА, 11 июля. /ТАСС/. Большинство зрителей международного фестиваля современного кино VOICES отдали свои голоса за фильм Александра Амирова «Тэли и Толи». Как сообщил ТАСС в воскресенье замгубернатора Вологодской области Олег Васильев, главной особенностью фестиваля в этом году стало отсутствие профессионального жюри.

«Самой достойной вологодская публика сочла российско-грузинскую картину «Тэли и Толи», — уточнил Олег Васильев на церемонии закрытия VOICES. — Объявить победителя выпала честь зрителю из зала Сергею Сочневу, чей билет в маленькой лотерее выбрала ведущая церемонии закрытия фестиваля артистка Ульяна Васькович, и известной российской актрисе Марии Шелаевой».

«Тэли и Толи» — житейская история, происходящая в горах Северного Кавказа на границе двух деревень — осетинского Толи и грузинского Тэли. Картина рассказывает зрителю о простых и наивных людях, которых пытаются разделить официальной границей, а они хотят жить в мире и согласии, не взирая на национальности и реалии времени — так, как сотни лет жили их деды и прадеды, привыкшие все конфликты решать мирным путем и по обычаям Кавказа — за большим столом с вином и песнями.

Лучшую картину кинофорума зрители выбирали, голосуя за понравившуюся ленту сразу после конкурсного показа. В этом году в конкурсе соперничали шесть картин: армянская драма «Теваник», исландский фильм «Воробьи», чешская лента «Новая Эва», драма из Франции «Анна», немецкая картина «Убежище» и российско-грузинская комедия «Тэли и Толи».

«В этом году мы постарались объединить в конкурсной программе разноплановые фильмы, — объяснила арт-директор фестиваля VOICES Коринна Даниелу. — Причем, если раньше в программе были зачастую ленты, представлявшие так называемую экономическую Европу, то в этом году мы расширили границы до картин со всего географического континента. Что же касается решения дать возможность зрителям самим выбирать лучший фильм, то, уверена, оно полностью оправдалось. За эти семь лет вологжане увидели множество отличных, интересных и непростых европейских фильмов и вполне способны выбрать из программы самую достойную картину».

Специальный гость фестиваля Марлен Хуциев удостоен приза «Талант без границ». Седьмой фестиваль молодого европейского кино VOICES прошел с 7 по 9 июля в Вологде. На фестивале было представлено около 30 фильмов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector