0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пейзажи Бориса Кустодиева

Как известный живописец Борис Кустодиев написал великолепный зимний пейзаж «на слух»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид?» , — как-то написал Федор Шаляпин о своем друге художнике Кустодиеве. И для многих до сих пор остается загадкой, как живописец, прикованный к инвалидному креслу, испытывающий сильные боли и страдания, иногда живя впроголодь, смог создать потрясающе радостные, самобытные и чрезвычайно яркие произведения.

Парадоксально, но свойственные Кустодиеву жизнелюбие и взгляд на жизнь – нисколько не изменились с болезнью. Он не озлобился, не закрылся в себе. Более того, его живопись, вопреки всему, стала еще ярче и прекраснее. Живя с ощущением всеразрушающей боли, он продолжал существовать в своем мире и писать его – ярко, радостно и празднично. Его палитра буквально была замешана на красках радости, яркого света и любви к жизни.

Наверное, именно любовь к жизни, к России, к единственной женщине, ставшей для художника опорой и поддержкой, придавали ему силы. Подробнее о великой силе любви вы сможете прочесть в обзоре: Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы.

Совершенно по-особенному начинаешь смотреть на картины мастера, когда обратишь внимание на датирование большинства лучших его картин. А это, только вдумайтесь, революционные годы, годы гражданской войны, голодовка (в Петрограде она свирепствовала особенно), становление советской власти, когда страну буквально лихорадило от разрушающих и созидающих перемен. Именно в это время в своей холодной ленинградской квартире художник творил потрясающие живописные шедевры, вошедшие в золотой фонд мирового искусства.

Бесконечная русская зима Бориса Кустодиева — яркая, динамичная, жизнеутверждающая

Природа и народные традиции России были идейными вдохновителями художника. Кустодиев восторгался суровыми снежными зимами и праздничными обрядами простого люда. На своих многочисленных полотнах, посвященных этой самой волшебной поре года, а также Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиев непременно подчеркивал головокружительный вихрь эмоций, в который были вовлечены все его персонажи. Он будто бы вырывал мгновения из бурлящей жизни и искусно накладывал их на свои полотна.

Кустодиев не писал чистые пейзажи, его пейзажи всегда были сюжетными, с огромным количеством различных персонажей. Стоит также отметить, что самым ярким элементом, создающим впечатление динамичного движения, он практически всегда использовал неудержимо мчащуюся тройку — символ русской самобытности.

Полотна художника настолько декоративны по своему колориту и композиционному построению, что напоминают диковинные расписные шкатулки или лубок. Удивительным является и тот факт, что большинство произведений мастера написано по памяти или по воображению. Хотя была в жизни Бориса Михайловича и живописная работа, которую он создал «на слух».

«Лыжники» (1919)

В 1919 году Кустодиев создал полотно «Лыжники», на котором изобразил то, чего на самом деле не видел. Художник не мог воочию видеть эту чудесную панораму, которая представляется нашему взору, так как к тому времени уже с трудом передвигался на коляске, и на улице бывал крайне редко.

Главной вдохновительницей и глазами художника стала его дочь Ирина. Как-то вернувшись из лыжной прогулки из загорода, куда ездила со своими друзьями, она, радостная, раскрасневшаяся, с таким вдохновением и красноречием рассказала отцу, о том, какую неописуемую красоту ей довелось увидеть. О том, как они катались с гор, каким чудесным было морозное небо, какие великолепные открывались просторы, как в клубах дыма и пара мчался по безбрежной заснеженной дали паровоз.

Кустодиев, буквально заразившись рассказом дочери, тут же взялся за кисть и написал удивительную картину. Причем написал исключительно от услышанной радости и незабываемых впечатлений рассказчицы. Как оказалось, этого талантливому художнику было вполне достаточно. Созданное произведение получилось очень реалистичным и впечатляющим, совершенно непохожим на другие зимние работы мастера, где царило веселое гуляние, праздничное настроение, где кипела яркая жизнь народа среди городских улиц, заметенных снежными сугробами.

«Морозный день». (1913)

Провинциальный городишко завален снегом. По улице несутся сани, в которых сидят молоденькие барышни, лошадью управляет чрезмерно грузный извозчик, а дворник монотонно взмахивает метлой. Аккуратные домишки напоминают игрушечные, а солнечные лучи окрашивают снежный покров и клубы дыма розоватый оттенок. Автор яркой красочной палитрой превратил обыденную сцену в праздник. Под его кистью текущий зимний день приобрел бодрость и красочность.

«Масленица»

Тему Масленицы художник отражал в своих работах множество раз, притом в разные годы, интерпретируя ее немного по-разному, но оставляя одну и ту же суть. Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный.

На картинах изображен ясный морозный день. Пейзажный фон народных гуляний настолько красочен, и прекрасен, что создается впечатление буд-то праздник витает в самом воздухе. Снежные сугробы, освещенные низким февральским солнцем, буквально искрятся своей белизной, а деревья, покрытые толстым слоем инея, напоминают праздничный фейерверк. Поистине подлинная красота русской зимы, которая никого не оставит равнодушным.

Читать еще:  В Почаевской лавре отпраздновали память преподобного Иова

Хотя на первый взгляд, многим может показаться, что природа не столь реальна. Уж слишком ярки и неестественны краски, как для зимнего пейзажа. Но в этих картинах весь Кустодиев. Именно так он видел зимнюю русскую природу деревень и городов. Именно этот чудесный мир он замыкал во времени и пространстве.

Сам народ, который вывалил на улицы, радостный и веселый. Здесь можно увидеть людей всех сословий.

«Балаганы» (1917)

Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний на Масленицу. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника — главный источник вдохновения. «Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Плакаты обещают силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху гуляющей толпе.» А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще не скоро.

Год создания этой работы — 1917-й. Не было в реалиях России уже масленичных гуляний, не было веселых балаганов. Всем кануло в небытие. И картина — воспоминание о другой, утерянной жизни. Даже в самых радостных картинах Кустодиева ощущается ностальгия по уходящей России. Он писал ту Россию, которая уже исчезла, а новую он так и не успел узнать, так как весь мир для художника был заключен видом из окон его квартиры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев

  • Дата рождения: 7 мая 1878 г. ; Astrakhan, Russian Federation
  • Дата смерти: 28 мая 1927 г. ; Saint-Petersburg, Russian Federation
  • Национальность:русский
  • Направление:Реализм , Ар Нуво
  • Школа/группа:Мир Искусства , АХРР (Ассоциация художников революционной России) , Союз русских художников
  • Сфера:живопись , дизайн
  • Учителя:Илья Репин
  • Друзья и коллеги:Александр Александрович Мурашко
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Кустодиев,_Борис_Михайлович

Заказать
репродукцию

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский советский художник. Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.

Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841—1879), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара[fr].

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Жена — Юлия Евстафьевна Кустодиева, в девичестве Прошинская родилась в 1880 году. В 1900 году познакомилась с будущим мужем в Костромской губернии, куда Борис Кустодиев летом выехал на этюды. На чувства молодого художника ответила взаимностью и стала его женою, приняв фамилию мужа. В браке супруги Кустодиевы имели сына Кирилла и дочь Ирину. Третий ребёнок, Игорь, умер в младенчестве. Юлия Кустодиева пережила мужа и скончалась в 1942 году.

В 1905—1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Борис Кустодиев: биография, творчество, лучшие картины русского художника-пейзажиста

Борис Михайлович Кустодиев (Boris Mikhaylovich Kustodiev; родился 7 марта 1878 г. — умер 26 мая 1927 г.) был безгранично талантливым живописцем ХХ века, посвятившим свою жизнь изображению ярких и жизнерадостных картин в бытовом и пейзажном жанрах. Критики называли Бориса Кустодиева автором «малограмотных лубков», но он еще при жизни добился признания как отличный портретист и декоратор, стал академиком живописи при Императорской художественной академии и даже попробовал себя в скульптуре.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев — выходец из многодетной интеллигентной семьи, проживавшей в Астрахани. Он появился на свет 7 марта 1878 года. Отца своего Борис Михайлович не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился один год. Заботу о содержании семейства взяла на себя мать, которая рассмотрела в сыне склонность к рисованию и нашла средства на частные уроки у астраханского живописца Павла Власова. Как признавался в письме к сестре художник, толком рисовать он так и не научился. Но от большой мечты не отказался.

Окончив семинарию, Борис Кустодиев поехал покорять Москву, но не прошел отбор по возрасту в художественную школу. Поэтому он отправился в столицу и успешно сдал экзамены в петербургскую академию художеств. Здесь ему преподавал кумир детских лет — Илья Репин. Естественно, Борис стал лучшим студентом Репина, который подключил ученика к созданию 27 портретов для монументального «Торжественного заседания Государственного совета».

А летом 1900 года случились этюды в Костромской губернии, где Борис Кустодиев встретил будущую супругу. Они обвенчались спустя 3 года и, после выпуска из академии, отправились в путешествие по Европе, посетив Францию и Испанию. Средства Кустодиев заработал: за «Базар в деревне», написанный в 1902 году, ему дали золотую медаль и право на «пенсионерский» вояж. К сожалению, картина до настоящего времени не сохранилась.

Вернувшись на родину, художник купил землю, построил на ней дом и приступил к поискам собственного места в живописи. Главной целью стали разработки уникального стиля. Он пишет яркие и насыщенные красками пейзажи, комбинирует портреты с фоном природы и бытовым жанром, создает зрелищные произведения с мещанско-купеческим и крестьянским сюжетом. Художник работает в реализме и модерне, использует масло, гуашь и темперу, воспроизводит русскую парсуну и лубок. И, в конце концов, выработал своеобразную манеру рисования — это была ироническая стилизация купеческого и народного быта с пышнотелыми и румяными русскими красавицами, статными мужчинами и жизнерадостными ярмарочными гуляниями.

Кустодиев много работал в театре — создавал декорации и эскизы к костюмам для МХАТа, Большого и Академического театров. А после Октябрьской революции удачно вписался в новые реалии и оформлял Петроград к празднованию первой годовщины, рисуя лубки, картины и плакаты.

Последние 15 лет жизни Борис Михайлович провел в инвалидном кресле, но если в начале он не мог только ходить, то в 1916 году речь пошла о подвижности рук. Так здоровье художника реагировало на опухоль спинного мозга, что, впрочем, не повлияло на внутреннее наполнение кустодиевских картин — в период болезни мастер создал свои самые интересные и темпераментные работы. И кто бы мог подумать, что Борис Кустодиев написал их лежа, страдая от болей и восстанавливая организм после сложнейших операций?

Художник скончался 26 мая 1927 года в советском Ленинграде, не дожив всего 10 дней до получения заграничного паспорта, по которому должен был выехать на лечение в Германию.

Самые известные картины Бориса Кустодиева

Картины Борис Кустодиев рисовал вдохновенно, вкладывая в них весь свой неиссякаемый оптимизм и любовь к жизни. Светлые и жизнеутверждающие, они наполнены теплом, здоровым юмором и надеждой. Среди них:

  • «Красавица» (1915) — в произведении гармонично сочетается национальный романтизм, неоклассицизм и лубок. Главная героиня — пышнотелая купчиха (натурщица — актриса Фаина Шевченко), которая только пробудилась ото сна и предвкушает приятные события грядущего дня.
  • «Ярмарка» (1906) — одна из ранних работ в лубочном стиле. Экспонат из Третьяковской галереи.
  • «Портрет Шаляпина» (1922) — автор писал картину в сложных условиях, прикованный к кровати, и увидеть ее в готовом варианте при правильном отдалении так и не смог. Шаляпин, высоко оценивший работу, сразу выкупил ее и вывез во Францию. Кустодиев сделал уменьшенную копию, которая хранится в Русском музее. Оригинал портрета дочери Шаляпина передали в Ленинградский театральный музей, в настоящее время экспонируется в доме-музее легендарного оперного певца.
  • «Масленица» (1916) — любимый сюжет Кустодиева, написавшего несколько работ на эту тему. Предложенная картина находится в Государственном Русском музее, уменьшенная копия экспонируется в Третьяковке.
  • «Русская Венера» (1926) — на обратной стороне холста находится еще одна картина «На террасе», с изображением семьи художника во время чаепития. Для демонстрации используют особый стеклянный стенд, позволяющий рассмотреть оба произведения.
  • «Купчиха за чаем» (1918) — художнику позировала Галина Адеркас, баронесса, наследница астраханского дворянского рода.

На аукционах онлайн-платформы Very Important Lot можно купить картины в бытовом жанре, созданные известными художниками. В каталоге сайта также представлены оригинальные работы современных художников, а приобрести их коллекционеры могут напрямую у автора.

Варварская «драка красок». Истории пяти известных картин Бориса Кустодиева

«Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость», — так писал о Борисе Михайловиче художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа.

В день рождения одного из выдающихся русских художников SPB.AIF.RU вспоминает историю пяти его знаменитых картин.

«Красавица», 1915 год

Бориса Кустодиева еще при жизни называли «Русским Рубенсом» за любовь к изображению пышнотелых светловолосых дам. Ему приписывают авторство фразы, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Одной из любимых картин самого художника была «Красавица», написанная им в 1915 году. Позировать ему согласилась 20-летняя Фаина Шевченко, артистка МХАТа, театра, где Борис Михайлович руководил художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям. Неизвестно, какой был диалог мастера и модели, но после одного из спектаклей Фаина Васильевна согласилась стать натурщицей.

Позже Кустодиев создал еще два варианта этой картины. Одну он подарил Горькому, а другую – Шаляпину. По одной из версий, певец имел короткий роман с Фаиной. По слухам, чувства между ними вспыхнули во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Годы спустя внучка народной артистки СССР, ставшей Лауреатом двух Сталинских премий, рассказывала, что до конца дней бабушка бережно хранила портрет известного певца. Шаляпин же, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. Уезжая из России, артист забрал «Красавцу» с собой. Долгие годы она хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле. В 2003 году картина была выставлена на лондонских торгах «Сотбис». Шедевр Кустодиева ушел с молотка за 845 600 фунтов, что составляло около 1 388 475 долларов.

«Масленица», 1916 год

Картина, изображавшая вихрь бесшабашных народных гуляний, была написан в голодные для страны годы.

В 1911 году врачи обнаружили у Кустодиева туберкулёз позвоночника, который в 1916 году приковал художника к инвалидному креслу. Несмотря на тяжелый недуг, он продолжал активно работать. Превозмогая боли, художник брал в руки кисти и создавал полотна, полные искристой радости, безоблачного веселья и роскоши.

Созданная в 1916 года картина сейчас представлена в Русском музее. Еще две картины, посвященные масленичным гуляниям, были написаны в 1919 и 1920 годах.

«Купчиха за чаем», 1918 год

Одна из самых известных картин Бориса Михайловича в настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Позировать для Кустодиева согласилась соседка Галина Адеркас, студентка медицинского факультета. Она была знакома с супругой художника, которая и привела ее в свою квартиру. Девушка, в жилах которой, по одной из легенд, текла кровь ливонских рыцарей, как нельзя лучше подошла для образа купчихи уходящей эпохи.

Работа продвигалась очень быстро, и уже через несколько дней картина была готова. Кстати, по воспоминаниям историков, в жизни Галина обладала более скромной комплекцией. Ее судьба сложилась неожиданным образом. Красавица с ясными глазами в 20-х годах окончила университет и несколько лет проработала хирургом. Однако, осознав, что это не ее призвание, она решила окунуться в мир искусства. Адеркас пробовала себя в озвучивании фильмов, пела в русском хоре и даже выступала в цирке.

Картина «Купчиха за чаем» впервые была представлена на суд зрителей на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств, которая проходила в апреле 1919 года. Работа имела большой успех.

Через несколько лет художник создал похожую картину. На холсте, написанном в 1923 году, также изображена красавица с пышными формами, пьющая чай из блюдца. «Купчиху, пьющая чай» можно увидеть в Нижегородском государственном музее.

Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной», — так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.

Знаменитый портрет Шаляпина, который первоначально назывался «Новый город», создавался в небольшой петроградской квартире мастера.

По легенде, зимой 1921 году Шаляпин пришел к мастеру договариваться о работе. Голову артиста украшала шапка, на плечах красовалась богатая бобровая шуба. Поинтересовавшись, откуда у певца «такая роскошь», Кустодиев услышал такой ответ: «Я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…».

«Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!», — ответ на это художник.

Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.

Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Русская Венера, 1925 год

За год до смерти Борис Михайлович создал картину, которая, по мнению, искусствоведов, собрала все представления мастера о красоте русского национального типа.

Моделью для Венеры стала Елена Григорьевна Николаева, родившаяся 28 апреля 1903 года. Пышнотелая рыжеволосая девушка напомнила историкам традицию изображения Марии Магдалины живописцами эпохи Возрождения. Только на холсте Кустодиева красавица ни в чем не раскаивается, а наоборот с открытой улыбкой смотрит на зрителя.

Интересный факт: во время реставрации специалисты просветили картину рентгеновскими лучами и установили, что веник в руках девушки был нарисован значительно позже самой «Венеры».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector