0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пеjзажи Бориса Кустодијева

Борис Кустодиев: биография, творчество, лучшие картины русского художника-пейзажиста

Борис Михайлович Кустодиев (Boris Mikhaylovich Kustodiev; родился 7 марта 1878 г. — умер 26 мая 1927 г.) был безгранично талантливым живописцем ХХ века, посвятившим свою жизнь изображению ярких и жизнерадостных картин в бытовом и пейзажном жанрах. Критики называли Бориса Кустодиева автором «малограмотных лубков», но он еще при жизни добился признания как отличный портретист и декоратор, стал академиком живописи при Императорской художественной академии и даже попробовал себя в скульптуре.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев — выходец из многодетной интеллигентной семьи, проживавшей в Астрахани. Он появился на свет 7 марта 1878 года. Отца своего Борис Михайлович не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился один год. Заботу о содержании семейства взяла на себя мать, которая рассмотрела в сыне склонность к рисованию и нашла средства на частные уроки у астраханского живописца Павла Власова. Как признавался в письме к сестре художник, толком рисовать он так и не научился. Но от большой мечты не отказался.

Окончив семинарию, Борис Кустодиев поехал покорять Москву, но не прошел отбор по возрасту в художественную школу. Поэтому он отправился в столицу и успешно сдал экзамены в петербургскую академию художеств. Здесь ему преподавал кумир детских лет — Илья Репин. Естественно, Борис стал лучшим студентом Репина, который подключил ученика к созданию 27 портретов для монументального «Торжественного заседания Государственного совета».

А летом 1900 года случились этюды в Костромской губернии, где Борис Кустодиев встретил будущую супругу. Они обвенчались спустя 3 года и, после выпуска из академии, отправились в путешествие по Европе, посетив Францию и Испанию. Средства Кустодиев заработал: за «Базар в деревне», написанный в 1902 году, ему дали золотую медаль и право на «пенсионерский» вояж. К сожалению, картина до настоящего времени не сохранилась.

Вернувшись на родину, художник купил землю, построил на ней дом и приступил к поискам собственного места в живописи. Главной целью стали разработки уникального стиля. Он пишет яркие и насыщенные красками пейзажи, комбинирует портреты с фоном природы и бытовым жанром, создает зрелищные произведения с мещанско-купеческим и крестьянским сюжетом. Художник работает в реализме и модерне, использует масло, гуашь и темперу, воспроизводит русскую парсуну и лубок. И, в конце концов, выработал своеобразную манеру рисования — это была ироническая стилизация купеческого и народного быта с пышнотелыми и румяными русскими красавицами, статными мужчинами и жизнерадостными ярмарочными гуляниями.

Читать еще:  Маріам Кавтарадзе – берегиня монастиря Рконі

Кустодиев много работал в театре — создавал декорации и эскизы к костюмам для МХАТа, Большого и Академического театров. А после Октябрьской революции удачно вписался в новые реалии и оформлял Петроград к празднованию первой годовщины, рисуя лубки, картины и плакаты.

Последние 15 лет жизни Борис Михайлович провел в инвалидном кресле, но если в начале он не мог только ходить, то в 1916 году речь пошла о подвижности рук. Так здоровье художника реагировало на опухоль спинного мозга, что, впрочем, не повлияло на внутреннее наполнение кустодиевских картин — в период болезни мастер создал свои самые интересные и темпераментные работы. И кто бы мог подумать, что Борис Кустодиев написал их лежа, страдая от болей и восстанавливая организм после сложнейших операций?

Художник скончался 26 мая 1927 года в советском Ленинграде, не дожив всего 10 дней до получения заграничного паспорта, по которому должен был выехать на лечение в Германию.

Самые известные картины Бориса Кустодиева

Картины Борис Кустодиев рисовал вдохновенно, вкладывая в них весь свой неиссякаемый оптимизм и любовь к жизни. Светлые и жизнеутверждающие, они наполнены теплом, здоровым юмором и надеждой. Среди них:

  • «Красавица» (1915) — в произведении гармонично сочетается национальный романтизм, неоклассицизм и лубок. Главная героиня — пышнотелая купчиха (натурщица — актриса Фаина Шевченко), которая только пробудилась ото сна и предвкушает приятные события грядущего дня.
  • «Ярмарка» (1906) — одна из ранних работ в лубочном стиле. Экспонат из Третьяковской галереи.
  • «Портрет Шаляпина» (1922) — автор писал картину в сложных условиях, прикованный к кровати, и увидеть ее в готовом варианте при правильном отдалении так и не смог. Шаляпин, высоко оценивший работу, сразу выкупил ее и вывез во Францию. Кустодиев сделал уменьшенную копию, которая хранится в Русском музее. Оригинал портрета дочери Шаляпина передали в Ленинградский театральный музей, в настоящее время экспонируется в доме-музее легендарного оперного певца.
  • «Масленица» (1916) — любимый сюжет Кустодиева, написавшего несколько работ на эту тему. Предложенная картина находится в Государственном Русском музее, уменьшенная копия экспонируется в Третьяковке.
  • «Русская Венера» (1926) — на обратной стороне холста находится еще одна картина «На террасе», с изображением семьи художника во время чаепития. Для демонстрации используют особый стеклянный стенд, позволяющий рассмотреть оба произведения.
  • «Купчиха за чаем» (1918) — художнику позировала Галина Адеркас, баронесса, наследница астраханского дворянского рода.
Читать еще:  Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

На аукционах онлайн-платформы Very Important Lot можно купить картины в бытовом жанре, созданные известными художниками. В каталоге сайта также представлены оригинальные работы современных художников, а приобрести их коллекционеры могут напрямую у автора.

«Купчиха за чаем» Кустодиева

«Русский Рубенс» Борис Кустодиев свои самые известные полотна писал по памяти: прикованный к постели, он не мог искать натуру по городам и весям страны.

Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьёт чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Её сахарные плечи — ещё одна сладость на этом празднике жизни. За её спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в 19-м веке нашёл отражение в героинях Островского и Лескова. Движения её плавны и неторопливы — в таком же ритме живёт и провинциальный город.

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Контекст

На дворе стоял 1918 год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами. «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссёру Василию Лужскому.

Читать еще:  В соборах Парижа прозвучит общее пасхальное послание, адресованное всем христианам

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».

Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают её ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиев писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после её окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Всё увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector