4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паломничество мусульман в Мекку

Содержание

Паломничество мусульман в Мекку

Ежегодно, в священный месяц Зуль-хиджа, мусульмане всего мира стремятся совершить паломничество в Мекку. Это событие считается главным из пяти столпов исламской культуры и может быть большим – хадж, или малым – умра. Далеко не всякий мусульманин способен осуществить путешествие во славу Аллаха, так как для этого требуется хорошее здоровье, стабильное финансовое положение, четкое намерение, понимание смысла и цели. Знакомство с видами паломнических туров, правилами и особенностями поведения помогут правильно подготовиться и выполнить важнейший долг истинно верующего человека.

Хадж 200 лет назад: поездка на годы, жертвы аферистов, бесконечные досмотры и разгул инфекций

Какие испытания ложились на плечи мусульман-паломников в XVIII-XIX веках

Завтра открывается сезон хаджа. В паломничество к святым местам отправляется первая группа татарстанских верующих. Если в наши дни такая поездка занимает считанные дни, а набор услуг может различаться в зависимости от кошелька и предпочтений хаджия, то сто лет назад отправка в Мекку было делом весьма долгим, хлопотным и рискованным. Профессор, д.ф.н. Альфина Сибгатуллина, работающая в Институте востоковедения РАН, в авторской колонке, которую она написала для «Реального времени», рассказывает, как татары исполняли мусульманский долг перед Аллахом в XVIII — XIX веках, и какие неприятные сюрпризы предостерегали их во время пути.

«Совершение хаджа занимало по времени от шести — восьми месяцев до одного года»

С современной точки зрения, до ХХ века совершение хаджа правоверными мусульманами из России представляется как большой подвиг, проявление героического усердия и самопожертвования во имя Всевышнего Аллаха. В условиях колониальной политики царизма мусульмане, как инородцы, не только не имели какой-либо государственной поддержки, гарантии, контроля или другой помощи, но и подвергались определенным притеснениям и санкциям.

Даже учреждение в 1788 году официальной государственной организации Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) не улучшило положение паломников. Вплоть до начала ХХ века российское правительство практически оставляло без внимания и систематического контроля, не говоря уже о плановой организации, паломническое движение российских мусульман. Хадж оставался сугубо личным делом мусульманина во всех отношениях. Выходя в долгий и полный риска путь, он мог рассчитывать только на свои материальные и физические возможности.

Совершение хаджа занимало по времени от шести месяцев до одного года

Хотя не существует статистических данных по паломническому движению в России в XVIII — XIX веках, все же по био-библиографическим трудам Шигабутдина Марджани и Ризы Фахреддина видно, что среди мусульман Поволжья и Урала того времени было немало тех, кто носил почетное звание хаджи. Однако эти же источники указывают, как отдельные религиозные деятели, например, Габденнасыйр Курсави (1812 г., Стамбул), поэт Шамседдин Заки-суфи (1865 г., Таганрог) и другие, по различным причинам умерли по пути к святым местам.

В условиях того периода совершение хаджа занимало по времени от шести — восьми месяцев до одного года. Если читать биографию автора «Рисаля и Газиза» Таджеддина Ялчыгула (1768-1838 гг.), которого в малом возрасте отец взял с собой и оставил на время своего совершения паломничества в Турции, то расставание отца и сына продлилось целых четыре (а по некоторым сведениям, даже 14) лет.

Поэтому мусульманина, отважившегося выйти в такой длительный путь, с добрыми пожеланиями провожало все село, и по возвращении целый месяц народ приходил к нему в дом с поздравлениями.

Бедуины часто грабили и убивали путников, поэтому российские паломники старались примыкать к султански м караванам

Три этапа опасного путешествия

Маршрут татарских паломников XVIII — XIX веков можно условно рассматривать в трех этапах: российский, турецкий и арабский. Поскольку Хиджазский регион тогда входил в состав Османской империи, последние два этапа пути паломники официально проходили по землям султана-халифа, однако их пребывание в Стамбуле или других городах современной Турции (например, Т. Ялчыгул находился в Диярбакре, что на юго-востоке страны) сильно отличался от их путешествия по Аравийскому полуострову.

Российский отрезок пути был сложен тем, что татары плохо знали русский язык и становились жертвами различного рода мошенников и аферистов при приобретении билетов на поезда и пароходы.

Проезжая по христианским землям на повозках или в переполненных вагонах, они были лишены возможности исправно выполнять свои ежедневные поклонения, особенно совершать омовение и пятикратный намаз, не могли питаться дозволенной пищей, что приводило к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Добравшись через 18 — 20 дней до порта отправления пароходов, обычно ими являлись города Одесса и Севастополь, они неделями находились там в ожидании своего рейса в Стамбул или Джидду. Поскольку не было удобных и дешевых гостиниц или постоялых дворов, многие паломники вынуждены были жить на вокзалах или просто на открытом воздухе, рискуя своей жизнью.

Появившаяся в 1817 году в Нижней Бенгалии холера постоянно давала о себе знать в паломнический сезон и уносила тысячи жизней

Затем предстояло испытание морем…Черное море не всегда было благосклонным к паломникам. Штормы, морская болезнь, до предела переполненный пароход, нехватка пресной воды и горячей пищи, антисанитария уносили множество жизней… Достигшие через мытарства турецкого берега паломники подвергались паспортному, таможенному и врачебному контролю. Хотя и в столице Османской империи не обходилось без обмана и жуликов, все же путники здесь могли немного передохнуть и прийти в себя, купить товары первой необходимости и ихрам для совершения хаджа, прогуляться по историческим местам и пообщаться с известными учеными Османской империи.

Аравийский этап был наиболее сложным для хаджиев. Купив билет на один из пароходов, направлявшихся в Бейрут, Яффу, Ямбо, Джидду или Александрию, в конечном пункте снова проходили карантин. Далее водным или наземным путем добирались до Ямбо – порта Медины или Джидды – порта Мекки. Из Ямбо до Медины путь на верблюдах длился три дня, а из Медины до Мекки еще 10 дней. Расстояние 90 верст из Джидды до Мекки также преодолевалось на верховом животном под палящим солнцем. Эти участки дороги были очень опасными. Бедуины часто нападали на караваны, грабили и убивали путников, поэтому российские паломники старались примыкать к султанским караванам, возившим ежегодные подношения шерифу Мекки. Караваны охранялись турецкими аскерами, и бедуины не смели нападать на них.

Новая беда – холера

Благополучно добравшихся до Мекки и Медины ожидала другая беда: холера. Появившаяся в 1817 году в Нижней Бенгалии холера постоянно давала о себе знать в паломнический сезон и уносила тысячи жизней. До эпидемии 1864 года в Мекке, которая обратила на себя внимание всего мира, были зафиксированы шесть крупных вспышек. В период 1881-1893 гг. также наблюдался разгул эпидемии.

Плачевное санитарно-эпидемиологическое состояние Хиджазского региона давало повод российским властям и европейским странам препятствовать мусульманскому паломничеству. В таких действиях Европы и России усматривались и их политические цели. Например, российские власти, озабоченные панисламистскими настроениями, видели в эпидемиях один из рычагов контроля над мусульманами и сдерживания потока паломников как потенциально опасного сообщества.

Татарские паломники в своих путевых записях избегали жалоб о сложностях пути, ибо полагали, что преодоление трудностей воздастся благом

Но все эти беды, лишения, опасности и запреты не могли стать препятствием желавшим посетить Благородную Мекку и Лучезарную Медину, Дом Аллаха Каабу и исполнить свой долг перед Всевышним Аллахом. Татарские паломники в своих путевых записях – хаджнаме – традиционно избегали различного рода жалоб о сложностях пути в Мекку и Медину, ибо полагали, что преодоление трудностей воздастся паломнику благом.

Зависит от всех

В Духовном управлении мусульман России «Известиям» рассказали, что ожидают заявления саудовских властей по хаджу уже на этой неделе. Как только КСА сообщит о своем решении, российские мусульманские духовные организации и участники хадж-миссии (куда входят сертифицированные туроператоры), а также представители санитарных организаций и правительства РФ соберутся на заседание специального совета. И уже тогда будет принято решение — отправлять российских мусульман в Мекку или нет.

В случае если Саудовская Аравия разрешит хадж, а границы России на этот момент будут закрыты, ДУМ РФ обратится к властям с просьбой разрешить полеты в КСА в рамках хаджа.

— Если останутся в силе те меры, которые сейчас предпринимаются, мы будем обращаться, желание такое есть, — заявил «Известиям» первый заместитель председателя Совета муфтиев России, заместитель главы ДУМ РФ Рушан Аббясов. — Но будем учитывать все факторы, не от одной саудовской стороны зависит решение, от нашей тоже.

Группа паломников из России в Мине, Саудовская Аравия

Как заметил «Известиям» источник в правительственных кругах РФ, фактически Россия не закрывала свои границы, она лишь ввела ограничения на время коронавируса. Поэтому в случае необходимости и по согласованию россияне могут выезжать из страны. Что касается посещения КСА — здесь всё зависит от развития эпидемиологической ситуации.

Чтобы организовать поток паломников, Саудовская Аравия ежегодно выделяет квоты по странам мира в зависимости от количества проживающих в них мусульман. Так, Россия, в которой, по данным исследовательского центра Pew Research Center за 2017 год, проживает свыше 14 млн приверженцев ислама, в прошлом году получила квоту в 20 тыс. человек. В этом она увеличилась еще на 5 тыс. А Пакистан с его 212-миллионным преимущественно мусульманским населением — 200 тыс. мест.

Решение, сокращать российскую квоту или нет, будет приниматься на совете по хаджу, пояснил Рушан Аббясов. Он также рассказал, что сфера паломнической индустрии уже пострадала от коронавируса, поскольку многие компании заранее оплатили гостиницы в Мекке или Джидде, а также внесли депозиты за авиабилеты. Работа началась еще в конце прошлого года, пояснил представитель ДУМ РФ.

— Дальше компании будут решать между собой: либо перенесут деньги на следующий год, либо будут договариваться о возврате средств. Некоторые паломники, в основном люди преклонного возраста, опасаясь вируса, уже попросили наши компании вернуть им залоги. И компании добросовестно возвращают средства. Некоторые паломники, наоборот, просят оставить средства, перенести их на следующий год. Тогда в 2021 году их заявки будут в приоритете, — отметил Рушан хазрат.

У России и Саудовской Аравии пока нет прямого регулярного авиасообщения. Есть сезонные рейсы между городами РФ и королевством только на период хаджа. В сентябре прошлого года Москва и Эр-Рияд оформили документы для организации прямого воздушного сообщения. Документально всё готово, заявил тогда посол королевства в России Раид бин Халид Кримли. Однако регулярные прямые рейсы между двумя странами пока так и не запустили.

«В Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам»

Азат Ахунов о 40 случаях отмены хаджа, первом появлении волжских булгар в Мекке XI века и татарских приютах для пилигримов в Стамбуле

В Саудовской Аравии недвусмысленно намекают на отмену будущего хаджа — паломничества к святым местам ислама. И вряд ли кто-то подобному сильно удивится, учитывая нынешнюю обстановку в мире. При этом, несмотря на то что хадж является одним из столпов ислама, поездки в Мекку отменялись десятки раз за последние без малого полторы тысячи лет. Известный казанский востоковед Азат Ахунов рассказывает о причинах данных событий, попутно знакомя с «татарским следом» в истории мусульманских паломничеств.

«В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама» Фото: Wikimedia/Omar Chatriwala

Читать еще:  Христиане готовятся к Пасхальным торжествам

В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЯ С ЗАБОЛЕВШИМИ COVID-19 В КОРОЛЕВСТВЕ ДОСТАТОЧНО БЛАГОПРИЯТНАЯ

В потоке событий последних дней, посвященных коронавирусу и ценам на нефть, осталась незамеченной сенсационная новость об отмене предстоящего хаджа — паломничества к святым местам ислама. Министр хаджа и умры Саудовской Аравии Мухаммад Салех ибн Тахир Бантен в интервью каналу «Ал-Ихбарийа» призвал мусульман отложить организацию поездки в хадж из-за неопределенности с пандемией коронавируса. Месяц назад власти королевства приняли решение запретить умру — малый хадж. Большой хадж нельзя отменить — данный обряд входит в число пяти столпов ислама. То есть это обязательное предписание шариата наравне с намазом и постом в месяц Рамадан. Каждый правоверный мусульманин, достигший совершеннолетия, хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку и Медину. Хадж должен был состояться в июле и августе, государство готовилась принять около 2 млн мусульман.

Королевство Саудовская Аравия одним из первых закрыло свои границы для иностранцев. С 2 апреля и до особого распоряжения в Мекке и Медине введен круглосуточный комендантский час. Все въезды и выезды в эти города перекрыты. Местным жителям разрешено покидать свои дома только с шести утра до трех часов дня в исключительных случаях — для покупки продуктов первой необходимости и посещения больниц.

В целом ситуация с заболевшими COVID-19 в королевстве достаточно благоприятная. В пятницу министерство здравоохранения КСА озвучило последние цифры, согласно которым в настоящее время в Саудовской Аравии суммарно зафиксировано 2 039 случаев заражения коронавирусом, от болезни скончались 25 человек.

Несмотря на обязательность хаджа, не все желающие мусульмане могут совершить паломничество, каждой стране выделяется квота, за рамки которой нельзя выходить. Например, в этом году России получила 25 тыс. мест. Из них только 1,8 тыс. досталось Татарстану. Судя по ценам, указанным на сайте «Хадж Центра», путевки на хадж планировалось продавать от $2,6 тыс. до 5,5 тысячи. Что будет с теми людьми, которые уже приобрели их, пока неясно. Как сообщили источники в «ДУМ РТ Хадж», бронирование туров ведется в обычном режиме.

فيديو عاجل | وزير الحج يدعو دول العالم عبر #الإخبارية من أمام #الكعبة_المشرفة التريث في إبرام عقود #الحج pic.twitter.com/3ToLj2pv0n
— قناة الإخبارية (@alekhbariyatv) March 31, 2020

«ЕСЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО ВСЕ-ТАКИ СОСТОИТСЯ, ЭТО БУДЕТ НАСТОЯЩАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГЛУПОСТЬ»

На самом деле ситуация в текущем году беспрецедентная. Власти Саудовской Аравии прямо не говорят об отмене хаджа, но намекают на это почти прямым текстом. Дело в том, что самому паломничеству предшествует много бюрократических процедур: получение виз, справок о прививках и т. д. Если саудиты и дадут зеленый свет через месяц-два, то чисто физически консульские учреждения не смогут обработать такое большое число заявок. Но пока, судя по сообщениям саудовской прессы, главный приоритет — здоровье и безопасность своих граждан.

«Если паломничество все-таки состоится, это будет настоящая административная глупость, — заявил известный российский исламовед Александр Малашенко. — А поскольку в исламе самую большую ценность представляет человек, верующий, его и нужно беречь. Поэтому я просто уверен, отмена хаджа — правильное и неизбежное решение».

В СМИ уже прозвучали громкие заявления о том, что хадж может быть отменен впервые в истории ислама, но на самом деле это не так. Из прошлого исторического опыта известно как минимум 40 случаев, когда хадж отменялся по тем или иным причинам. Причем паломничество в Мекку прерывалось и в доисламские времена. Данный город почитался святым аравийскими бедуинами еще до появления пророка Мухаммеда. Среди большинства древних арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звезд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Главным местом скопления идолов являлась Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше 300 идолов.

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ДОИСЛАМСКОМУ ПЕРИОДУ, ДАТИРУЕТСЯ 570 ГОДОМ Н. Э.

Первый случай, относящийся к доисламскому периоду, датируется 570 годом н. э., за год до рождения пророка Мухаммеда. По-другому его называют Годом Слона. Наместник эфиопского царя в Йемене Абраха начал поход в Хиджаз, чтобы уничтожить Мекку. Он построил церковь в йеменской Сане и хотел, чтобы центр паломничества переместился туда. Согласно легендам, поход не удался, поскольку эфиопская армия была уничтожена стаями птиц, закидавших ее кусками обожженной глины. Также известно, что, когда войско Абрахи вошло в Мекку, чтобы разрушить Каабу, слон остановился и опустился на колени перед храмом. В тот год люди не могли совершить паломничество в Мекку, опасаясь войны.

Что касается времени ислама, то можно привести несколько примеров, когда хадж отменялся по тем или иным причинам.

В 692 году хадж был приостановлен во время осады Мекки полководцем Хаджаджем ибн Йусуфом, который по приказу халифа решил уничтожить окопавшегося возле Каабы претендента на трон — близкого сподвижника пророка Мухаммеда, Абдуллаха ибн аз-Зубайра. Хаджадж, несмотря на просьбы последнего и на то, что наступило время хаджа, атаковал бунтовщиков, обстрелял Каабу камнями, а самого Зубайра распял на воротах Мекки.

В 865-м произошла резня на горе Арафат. В этот год некий человек по имени Исмаил ибн Йусуф, известный также как ас-Саффак, возглавил восстание против Аббасидского халифата. Он напал на паломников, собравшихся возле священной горы Арафат, и перерезал их. Эта трагедия стала причиной отмены хаджа.

Изображение ал-Хаджаджа на монете 695 года

В 930 году Мекка была захвачена караматами — сектой из Бахрейна. Их лидер Абу Тахир аль-Джаннаби заявил, что паломничество является языческим ритуалом. Сектанты убили около 30 тыс. паломников, а их тела сбросили в святой колодец Замзам. Мекку и Запретную мечеть разграбили, а святой Черный камень увезли в Бахрейн. По этой причине хадж был приостановлен на 10 лет, пока камень не вернули на место.

В 967-м хадж сорван из-за эпидемии некой болезни «ал-Машри», о чем писал известный арабский ученый Ибн Касир. Эта болезнь быстро распространилась среди паломников в Мекке, большинство из них умерли от жажды.

С 983 по 991 год хадж не проводился из-за распрей между аббасидскими и фатимидскими халифами.

В 1831-м он отменен в результате эпидемии холеры, которая пришла в Мекку из Индии.

В период 1837–1858 годов хадж не состоялся трижды из-за различных эпидемий чумы и холеры. То же самое было в 1865-м и 1883-м.

Последний вопиющий случай произошел в ноябре 1979 года. Саудовские власти пытались его скрыть, но информация об этом благодаря американцам быстро распространилась по всему миру. Бывший гвардеец Джухайман аль-Утайби, который считал себя мессией Махди, захватил вместе со своими боевиками Каабу и Запретную мечеть в первый день хаджа. Он выступил против официальных властей, которые, по его мнению, слишком сблизились с Западом и нарушили основные постулаты ислама. Поскольку любое кровопролитие на этой территории запрещено, пригласили французских спецназовцев, которым пришлось временно принять ислам. Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников.

«Штурм завершился успехом, повстанцы были убиты, но вместе с ними погибли сотни мирных паломников»

«НЕСКОЛЬКО ИСТОЧНИКОВ УКАЗЫВАЮТ, ЧТО В СТАМБУЛЕ ИМЕЛСЯ ТРЕХЭТАЖНЫЙ ДОМ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ РАНЕЕ КАЗАНСКИМ МУСУЛЬМАНАМ»

Во время эпидемий, которые случались довольно часто, погибло немало паломников, отправлявшихся в святые земли из наших краев. Например, в 1812 году во время поездки в хадж скончался от холеры известный татарский богослов Габденнасыр Курсави.

Вообще, что касается истории паломничества у татар, то первые сохранившиеся сведения о хадже, совершенном предками современных татар — волжскими булгарами, относятся к 1041/1042 годам. О прибытии булгар в Багдад упоминает арабский историк Ибн ал-Джаузи: «И прибыл один человек из булгар — говорят, что он один из больших людей того народа, — со свитой из 50 человек, направляясь совершить хадж».

Сама Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 году, но исламизировалась гораздо раньше. В X–XII веках ислам распространился по всей территории этого крупного восточноевропейского государства. Будучи мусульманами, волжские булгары стремились выполнить один из обязательных столпов ислама — совершить паломничество к святым местам. На месте Волжской Булгарии возникло Казанское ханство, после завоевания Казани в 1552 году русскими войсками — Казанская губерния, просуществовавшая до 1920-го.

Во все эти века предки татар, несмотря на отсутствие хороших дорог, всевозможные опасности, отправлялись в дальний путь, который занимал не один месяц передвижения пешком, верхом на лошадях и верблюдах, а в лучшем случае на кораблях морем.

Татарский религиозный деятель Габдерашит Ибрагимов (1857–1944) в своей автобиографии писал, что в Медине было не менее четырех домов, принадлежавших казанским мусульманам, и что в одном из них, которым управлял шейх Габдесаттар-эфенди, он останавливался и сам. Кому именно принадлежали данные дома, точно неизвестно. Правда, архивные материалы иногда дают некоторые зацепки. До сих пор было мало сведений о Мухамметшакире Закировиче Бигаеве 1883 года рождения, который до ареста владел в Казани часовой мастерской. В 1933-м он арестован по делу так называемой Всесоюзной социал-фашистской партии. Следователи характеризовали Бигаева как крупного домовладельца, «имевшего свои дома в Казани, Константинополе и Медине (Аравия), где [он] несколько лет проживал в дореволюционное время». Иные подробности, к сожалению, остаются за кадром.

Мухамметшакир Закирович Бигаев

Несколько источников указывают на то, что в Стамбуле имелся трехэтажный дом, принадлежавший ранее казанским мусульманам и купленный, по мнению вышеназванного Ибрагимова, на средства Исхака хаджи Апанаева. Этот дом, а точнее тэккэ, располагался неподалеку от мечети «Нур Османийа», его посещали многие известные татары по пути в Мекку. Среди них можно назвать Марджани, самого Ибрагимова, суфийского шейха Зайнуллу Расулева и других. Вообще, в те годы Стамбул и Медина представляли собой два крупных пункта на пути паломничества. Татарские приюты, имевшиеся в данных городах, оказывали неоценимую услугу паломникам, отправлявшимся в Мекку с берегов Волги, особенно тем, кто не располагал достаточными средствами. По всей видимости, эти дома служили одновременно гостиницей и местом встреч для татар, причем туркестанцы, проезжавшие через Стамбул, селились отдельно.

В советское время совершить хадж удавалось лишь единицам мусульман со всего СССР. Например, в 1955-м из огромной многомиллионной страны в хадж направились всего 20 человек, хотя в тот же год, например, из Йемена в Саудовскую Аравию прибыли 58 089 паломников, а из Египта — 34 618.

Когда в СССР началась перестройка, рухнул железный занавес, многие мусульмане захотели совершить хадж, но мешал недостаток средств и проблема с конвертируемостью советского рубля. Лишь в 1990 году первая большая группа мусульман из Советского Союза в количестве 1,5 тыс. человек побывала в священных местах. Эта поездка была полностью профинансирована королем Саудовской Аравии и стала подарком советским мусульманам.

Нараставшие центробежные силы в мусульманской умме России, ускорившиеся с распадом советского государства, привели к созданию в августе 1992 года в Казани независимого от духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) духовного управления мусульман РТ. С этого момента начался отсчет функционирования самостоятельных религиозных институтов в Татарстане. В том же 1992-м, еще до образования ДУМ РТ, впервые организован прямой хадж на автобусах с выездом из Казани.

После признания легитимности вновь созданного муфтията Татарстана процесс организации хаджа в республике был взят под контроль государством. Например, для проведения хаджа в 1993-м по договоренности с президентом РТ духовное управление заказало два самолета Ту-154, принадлежащих компании «Авиалинии Татарстана». В этот год хадж совершили 300 татарстанцев при стоимости путевки в 350 тыс. рублей (около $400). Действующие имамы, преподаватели медресе и воскресных школ смогли приобрести тур по льготной цене в 100 тыс. рублей. В следующем, 1994 году многие российские мусульмане, в том числе и татарстанцы, воспользовались подарком короля Саудовской Аравии Фахда, который направил личные средства на оплату паломничества в Мекку 13 тыс. мусульман из России и стран СНГ.

Хадж текущего года может не состояться. Но, как показывает история, такие события уже случались раньше. И надо относиться к этому спокойно. Здоровье и безопасность людей должны стоять на первом месте.

Жара, толпа и вера: паломница из Казахстана рассказала правду о хадже

Скоро Анияш Байсалбековой исполнится 75 лет, в своем почтенном возрасте она мечтает вновь совершить малое паломничество

НУР-СУЛТАН, 31 июл – Sputnik, Айгюзель Кадир. Двенадцать лет назад Анияш Байсалбекова стала обладательницей почетного звания «кажы», совершив хадж, или «большое паломничество» в Мекку. В беседе со Sputnik Казахстан она рассказала, как изменилась ее жизнь после прикосновения к святым местам ислама, почему хадж – не туризм и можно ли делать селфи у Каабы.

Читать еще:  Кирилл призвал духовенство и народ сплотиться вокруг епископов

Аура святых мест

В квартире, наполненной комнатными растениями, царит спокойствие. Анияш кажы Байсалбекова с трепетом рассказывает о своем пути в Саудовскую Аравию. В 2007 году она совершила хадж, а спустя годы — малое паломничество, или умру. Читать намаз казахстанка, долгие годы проработавшая преподавателем начальных классов, начала на перекрестке двух веков, в 2000-ом. Она и ее супруг мечтали отправиться в хадж и побывать на родине пророка Мухаммада. Но пришла беда: спутник жизни Анияш Байсалбековой скоропостижно скончался.

«Волею Всевышнего, я отправилась в хадж в 2007 году. Это пятый столп ислама, он обязателен для верующего, у которого есть финансовые возможности. Затем в 2013 году во второй раз я совершила «бәділ қажылық» – хадж за покойного супруга. На протяжении трех лет я совершала малое паломничество. Некоторые люди, далекие от религии, бывает, говорят, что паломники хвастаются статусом «кажы», задаются вопросом, почему бы мусульманам не отправить кого-нибудь к святым местам, вместо того, чтобы ездить каждый раз самим. Если говорить о богачах, то, наверное, в этом суждении есть своя правда. Но такие, как мы, хотят возвращаться в Мекку, потому что у этого места своя особенная аура», — делится паломница.

Обряд хаджа

Между пунктами в Мекке и ее окрестностях во время хаджа перемещаются миллионы паломников. Обряд большого паломничества состоит из порядка 17 этапов, которые требуют выносливости, преданности и терпения. Верующие облачаются в специальное одеяние – ихрам (у мужчин — два куска белой материи, у женщин – неброская одежда, которая покрывает тело, кроме лица и кистей рук).

Обязательным для мусульман является посещение мечети аль-Харам («Запретная мечеть), во внутреннем дворе которой располагается древнейший храм Кааба. Во время хаджа верующие совершают таваф — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг мусульманской святыни.

«Хадж – дело нелегкое. Если бы это давалось просто, то, наверное, все бы становились паломниками. Во-первых, там очень жарко, порой до 50 градусов. Во-вторых, огромное количество людей. Во время обхода Каабы, в одной из углов которого есть священный черный камень, ты замечаешь просто невероятное число людей. У всех одна цель – дойти до него (прикоснуться или поцеловать – Sputnik)», — отмечает Анияш Байсалбекова.

По преданию, храм был возведен для Адама, но после Великого потопа от строения ничего не осталось. По одной из версий, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим заново отстраивал храм в Мекке.

«У паломников обычно на руках специальные ремешки, где указан адрес гостиницы. Один из положительных моментов большого паломничества в том, ты не знаешь, кто рядом с тобой: богатый, бедный, министр, или высокопоставленный человек. Твои мысли обращены только к Всевышнему и больше никакие заботы тебя не волнуют», — добавила Анияш кажы.

Во время хаджа паломники направляются в долину Мина, а затем к горе Арафат, где стоят от восхода до заката. Позже мусульмане отправляются в долину Муздалифа, а следом возвращаются в Мину для «джамрат аль-акаба».

«Это ритуал, который заключается в том, то мусульмане бросают семь камней в большой каменный столб. Символ закидывания камнями шайтана. Брать большие камни не стоит, потому что можно ненароком ранить кого-нибудь», — говорит паломница.

Что привозят паломники и можно ли фотографироваться в Мекке

Паломники из Мекки привозят обычно воду зам-зам, продолжает она. Набрать ее можно в колодце в мечети аль-Харам, мусульмане верят в целебную силу этой воды. Зам-зам можно взять и в Медине, в которой пророк Мухаммед провел последние десять лет, если посещение священного города входит в программу от туркомпании. Анияш кажы отмечает, что в качестве подарка можно преподнести финики и тасбих – мусульманские четки.

«Фотографироваться во время хаджа я считаю неправильным. Хочу сказать, что есть термин «рия». Он означает – «показуха», или «делать чего-либо, чтобы покрасоваться перед людьми». Это противоположность понятию «ихсан» – богоугодному делу. Нельзя фотографироваться, чтобы похвастаться, и молиться напоказ», — высказалась Анияш кажы.

Хадж – не туризм

Через несколько месяцев Анияш кажы исполнится 75 лет. В своем почтенном возрасте она мечтает вновь оказаться в священных для мусульман городах. Она хочет совершить малое паломничество в месяц Рамазан (Рамадан) и вновь побывать в гостях у Всевышнего.

Умра, как и хадж, предполагает путешествие в Мекку, однако не является обязанностью для мусульман.

«У меня есть подруга, ей 80 лет. Она тоже хочет отправиться. Мы не родились там, не росли там, это горная, каменистая местность. Но по силе этого места скучаешь. Эта мысль не выходит из головы. Хадж – это не туризм. Это смирение, покорность, поклонение. Нужно идти только с чистыми намерениями и быть готовым к испытаниям», — отметила казахстанка.

В этом году правительство Саудовской Аравии выделило Казахстану 3 200 квот. Первая группа паломников отправляется в хадж в среду, 31 июля. Прибыть на место назначения верующие должны до пятого числа следующего месяца, а вернуться на родину до 23 августа.

Доступ к святыням в Мекке и Медине закрыли для паломников

Как заявил официальный представитель Главного управления по делам двух мечетей Хани бен Хосни Хейдар, такие меры приняли для того, чтобы исключить распространение коронавируса среди тех, кто совершает хадж. За несколько дней до этого, правительство объявило о временном закрытии границ страны для иностранных туристов и паломников. В список тех, кому запрещен въезд, попали граждане 21 страны. По словам Хани бен Хосни Хейдара, запрет на посещение святынь будет действовать, пока не закончится пандемия коронавируса.

Решение о запрете посещения священных мест было принято перед священным для мусульман месяцем Рамазан, который в 2020 году начинается в конце апреля. Обычно в это время Мекку и Медину посещают миллионы паломников. Так, в 2019 году, по официальным данным, Саудовскую Аравию посетило более семи с половиной миллионов человек.

Впервые за много лет мечеть Аль-Харам, где находится главная святыня мусульман — Кааба, опустела. Внутри помещения и снаружи, на площади, провели тщательную санитарную обработку.

Между Меккой и здоровьем. Мусульмане остались без хаджа

Саудовская Аравия объявила, что нынешний хадж, в этом году приходящийся на конец июля, будет «очень ограниченным» из-за опасений, связанных с пандемией COVID-19. Участвовать в ежегодных пятидневных обрядах сейчас разрешили лишь своим и иностранным паломникам, уже находящимся на территории королевства. Такое решение Эр-Рияда чревато многими политическими и экономическими опасностями, особенно после того, как несколько исламских стран уже и так фактически отказались участвовать в хадже, составляющем одну из главных опор и «пяти столпов» религии 1,8 миллиарда жителей Земли.

Министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии 23 июня заявило, что паломничество будет дозволено людям всех национальностей, уже находящимся на земле королевства – не указав, впрочем, максимальное число тех, кто будет допущен к святыням в Мекке: «Это решение принято для обеспечения того, чтобы хадж совершался безопасным образом с точки зрения общественного здравоохранения – и в соответствии с учением ислама».

Хадж в августе 2019 года собрал рекордное количество участников – более 2 миллионов 500 тысяч человек. Однако сейчас саудовские властители явно больше озабочены значительным ростом числа больных, инфицированных новым коронавирусом – уже более 165 тысяч случаев, и почти 1400 смертей. Это самый высокий показатель среди всех арабских монархий Персидского залива. Впрочем, несмотря на этот всплеск, Эр-Рияд решил в воскресенье, 21 июня, отменить комендантский час, ранее введенный по всему королевству, и снять другие карантинные ограничения для предприятий и сферы услуг и развлечений, включая кинотеатры и спортивные объекты.

Объявление о проведении «ограниченного хаджа», вероятно, нанесло сильный психологический удар миллионам потенциальных паломников по всему миру, которые часто откладывают последние сбережения и проводят целые дни в ожидании и долгих очередях, чтобы совершить долгожданную поездку. Хадж для каждого мусульманина священен, это так называемый пятый столп ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум). Каждый взрослый здоровый мусульманин, имеющий физические и материальные возможности посетить Мекку и обеспечить существование своим близким на время путешествия, должен совершить хадж как минимум один раз в жизни.

Министр Саудовской Аравии по делам хаджа и умры Мухаммед Салех бин Тахер Бантен еще в апреле призвал мусульман мира, намеревавшихся совершить очередной хадж в июле этого года, отказаться от всех подобных планов. 20 марта впервые за многие века из-за пандемии полностью были закрыты на неопределенное время две главные исламские святыни – Заповедная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине. Ранее, 17 марта, саудовские власти запретили молитвы во всех остальных мечетях и запретили проведение умры (малого хаджа).

Такого не случалось даже во время эпидемии «испанки» в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов жителей планеты (хотя тогда Мекка и Медина находились на территории Королевства Хиджаз, и никакой Саудовской Аравии вообще не существовало). Саудовские власти весной также полностью запретили любой въезд или выезд из Мекки и Медины и ввели комендантский час по всей стране. Как и в других соседних государствах, Эр-Рияд тогда приостановил всё международное авиасообщение королевства с внешним миром. Из-за этого в Мекке застряли около 1200 мусульманских паломников, большинство из которых остаются в карантине в отелях священного города – за счет королевства.

Очевидно, пытаясь придать решению саудовских властей подобие религиозной фетвы, расположенная здесь же, в Саудовской Аравии, Всемирная мусульманская лига сейчас заявила, что одобрила действия правительства по обеспечению здоровья и безопасности паломников. Престижный исламский институт «Аль-Азхар» в Каире также приветствовал этот шаг: «Решение является мудрым и основано на исламской юриспруденции», – заявил глава института. А генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Юсеф аль-Отхаймин отметил, что высоко оценил «предельную заботу о здоровье и безопасности паломников».

Нежелательный хадж. Все больше мусульман бойкотируют Мекку

На протяжении многих лет Эр-Рияд тщательно работал над тем, чтобы стать абсолютным гегемоном на всем Большом Ближнем Востоке. Влияние Саудовской Аравии во всем мусульманском мире, далеко за пределами границ стран, населенных в основном арабами, всегда гораздо больше основывалось не на ее политическом, экономическом и военном потенциале, а на связи с духом, историей и современностью исламской религии. На ее территории расположены и Мекка, и Медина, два самых святых места для всех мусульман (в первом – Кааба, во втором – захоронение пророка Мухаммеда в Зеленом куполе в комплексе мечети Масджид аль-Набави). Именно эта связь саудовской правящей династии с исламом инстинктивно заставляла многих правителей суннитского арабского мира годами обращаться к Эр-Рияду за постоянными консультациями и наставлениями как по религиозным вопросам, так и политическим.

Однако нынешнее решение о фактической отмене хаджа в 2020 году уже вызвало разочарование и раздражение очень многих консервативных мусульман за пределами королевства, для которых вера всегда остается гораздо более важной вещью, чем любые опасности для здоровья. Кроме того, конкуренты Саудовской Аравии в исламском мире уже вновь начали дискуссию о том, кто на самом деле должен осуществлять контроль над самыми святыми местами ислама – и одновременно самыми мощными источниками политической легитимности в этого королевства. Эти разговоры идут не впервые: серия связанных с хаджем трагедий на протяжении многих лет, в том числе памятная многим трагическая давка в толпе в 2015 году, в которой погибло до 2300 верующих, давно поставила Эр-Рияд и его способность управлять хаджем под огонь критики.

Постоянный рост числа жертв среди мирного населения, гибнущего под саудовскими бомбами в Йемене, ничуть не забытое зверское убийство оппозиционного журналиста и блогера Джамаля Хашакджи (Хашогги) в саудовском консульстве в Стамбуле и непримиримый напор Эр-Рияда в иранском кризисе в последнее время заставили даже некоторых старинных союзников Саудовской Аравии из числа суннитских государств усомниться в целесообразности дальнейшей поддержки королевства.

Пандемия и Полумесяц. Жизнь с COVID-19 в исламских странах

Отмененный хадж наверняка обернется для правящей саудовской династии также и большой потерей доходов, притом что бюджет страны и так терпит огромные убытки из-за потрясений, вызванных новым коронавирусом, замедления мирового экономического роста и падения цен на нефть. Согласно официальным данным, каждый год саудовская экономика получает от организации хаджа и обслуживания паломников не менее 12 миллиардов долларов.

Читать еще:  Не убий, не укради, заплати налоги...

Ранее в июне Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире (более 266 миллионов человек), стала одним из первых государств, которое отказалось от участия в хадже, после того как потребовала от Эр-Рияда ясности, но не получила ее. Индонезийский президент Джоко Видодо назвал это «очень горьким, трудным, но неизбежным шагом». Вслед за Индонезией от участия в организации хаджа отказались и другие значимые исламские страны, например, Малайзия и Сенегал.

Александр Гостев

Редактор информационной службы РС, международный обозреватель, автор и редактор рубрики и программы «Атлас мира».

Реклама

Мекка и Медина являются закрытым для немусульман городами. Однако сегодня эти ограничения распространяются только на центральную часть города, где происходят ритуалы религиозного поклонения паломников-мусульман со всего мира.

МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) — священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah, по-арабски, что можно перевести, как «Блистательная Мекка».

Мекка находится в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической области Хиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря, на высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами.

Мекка известна с IV века нашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местом поклонения последователей многих языческих культов.

В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникло новая религиозное мировоззрение — ислам.


Центральная часть Мекки. Вид сверху

В 624 году, находясь в изгнании в Медине, пророк Муххамад ввел правило, в соответствии с которым его последователи, за которыми закрепилось название «мусульмане», должны во время молитвы обращаться в сторону Мекки. До этого, в течение нескольких лет мусульмане при молитве обращались в сторону Иерусалима.

В 630 году, когда Муххамад вернулся в Мекку и очистил Каабу от языческих идолов (по преданию, таких идолов было 340) и провозгласил её главной святыней мусульман. С тех пор Мекка является духовным центром ислама, священным городом для всех мусульман.

«Мать городов» — так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами «Лабайк-аллахума лабайка», что означает «я здесь, Господи, я здесь».

Cтаринный рисунок генплана МеккиКааба в конце ХIХ векаСердце Мекки, мечеть аль-Масеж аль-Харам перед реконструкцией

Сегодня Мекка — это современный город с населением более 1 миллиона человек. Однако и сегодня так же, как и много лет назад, вся жизнь Мекки связана с мусульманскими святынями — Каабой и построенной вокруг него мечетью Харам.

Священная мечеть Харам (аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски и означает «Священная мечеть»), находится в самом центре Мекки. Мечеть Харам еще иногда называют Запретной мечетью, так как вход немусульманам был запрещен еще пророком Мухаммедом.

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Мечеть Харам в привычном нам виде, то есть c внутренней площадью, имеющей форму прямоугольника, в центре которого находится Кааба, известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, поскольку мусульманская архитектура – это, прежде всего, живая традиция. Каждое поколение вносит свой вклад в ее развитие. Мечеть Хаарам не рассматривается мусульманами памятником архитектуры и зодчества, а считается, прежде всего, религиозной святыней.

Здесь мало что осталось от первоначальной застройки. Мечеть посещается тысячами людей ежедневно, поэтому здесь ведется постоянная реконструкция. Последний раз мечеть подверглась значительной перестройке в конце 1980-х годов, тогда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Можно сказать, что на наших глазах развивается и оттачивается мусульманская архитектурная мысль. И в преображении этих религиозных центров мы видим современное развитие османской и сирийской архитектурных школ.

В настоящее время мечеть Харам — это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует еще 44 других входа. Главный вход в мечеть — ворота короля Фахда.

Здание мечети оборудовано на самом современном уровне, в нем действует 7 эскалаторов, а воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные мужские и женские помещения для молитв и совершения омовений.


Главный вход в мечеть — ворота короля Фахда

Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания, которая, впрочем, для этого специально и предназначена.

В центре мечети на площади, выложенной мраморными плитами, находится святилище Кааба, которое мусульмане часто называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».

Кааба представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 х 12 м, а высота равна 15 м. Именно от слова «кааба» происходит общеизвестное слово «куб».

Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, носящим особое название «кисва». Покрывало это меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь выполнена из чистого золота и весит 286 кг.

В восточный угол Каабы, примерно на высоте полутора метров, вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане), окаймленный серебрянным ободом. Большинство ученых считает, что это метеорит. Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников. Поломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 683 году во время пожара Черный камень раскололся от жары на три куска, так что их пришлось соединять в единое целое с помощью серебрянных штифтов. А в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году.

Неизвестно, кто и когда основал Каабу. Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения мусульманства. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако первоначальное сооружение погибло во время Всемирного потопа.

Вторично Каабу построили по преданию Ибрахим (Аврааам в Библии) и его сын Исмаил, от которого, кстати, и ведут свое происхождение жители этих мест. Пророк Муххамад также считал себя потомком Исмаила. При постройке Каабы Ибрахим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на русский). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В мечети Харам находится и священный источник Зам-зам. Этот источник был дарован Исмаилу, когда он со своей матерью Хаджар (Агарь в Библии) умирал в пустыне от жажды. Именно вокруг него потом и возникла Мекка. Вода из источника Зам-зам поступает по трубам во внутренние помещения мечети, где находятся специальные места для омовения и питья. Вода источника Зам-зам удивительно приятна на вкус.

Мекка – один из самых посещаемых городов мира. Попасть в Мекку стремится каждый мусульманин. Особенно значительным событием в жизни мусульман считается ритуальное паломничество в Мекку — хадж, совершаемый в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший возвышающий духовно хадж — носит особое звание «хаджа».

В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с приемом многочисленных паломников со всего мира. Для них в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях, своей религиозной общиной, поскольку хадж – это не индивидуальное путешествие, а, если можно так выразиться, — «коллективное мероприятие», когда мусульмане испытывают не только духовное единение с богом, но и одинаковые чувства со своими единоверцами.

Подобное духовное единство переживается мусульманами в Мекке с особым подъемом, по обычаям, освященным веками. В этот период мусульманин не только думает о собственной жизни, но он погружается в историю, чувствуя ее неразрывную связь.

Подавляющее большинство паломников попадают в Мекку сюда через город Джидда, являющийся своеобразными морскими и воздушными воротами Мекки. Джидду, стоящую на берегу Красного моря, соединяет с Меккой отличная автомагистраль длиной 78 км. Аэропорт Джидды, носящий имя короля Абд аль-Азиза, связан регулярными рейсами почти с 70 городами мира, в том числе с таким далекими от Аравии, как Сингапур и Нью-Йорк. Из Каира самолеты летают в Джидду дважды в день.

МЕДИНА (Madinah, Madina, Medina) — второй (после Мекки) священный город мусульман.

Медина находится также в западной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу от Мекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины до побережья Красного моря — около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу (Yanbu) — 275 км.

Под именем Ясриб (Ятриб, Yathrib) город известен с глубокой древности. Он играл важную роль на караванном пути из Сирии в Йемен. В 622 году здесь обосновался вынужденный покинуть Мекку основатель ислама пророк Муххамад.

Постепенно за городом закрепилось название аль-Мадина аль-Наби (al-Madinah al-Nabi)- «город пророка», что и дало в сокращении нынешнее название. Вообще же, «аль-Мадина» по-арабски означает просто «город». Арабы часто используют название al-Madinah al-Munawwarah — «Блистающий (лучезарный) город».

Со дня переселения Муххамада в Медину, которое носит у арабов особое название — «хиджра» (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.

Медина стала первым городом, где утвердился ислам. Здесь в 632 году пророк Муххамад скончался, здесь находится его могила.

После того, как духовный центр мусульман переместился в Мекку, Медина еще долгое время оставалась административным центром арабского мира. Здесь жили и похоронены первые арабские халифы Абу-Бакр (Abu Bakr), Умар (Umar) и Осман (Othman).

В настоящее время Медина современный город с населением более 500 тысяч человек.

В самом центре города находится одна из основных святынь ислама — Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамада. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. В последствии, Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века.

Последние работы по реконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадь комплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом были использованы самые современные технические решения. Так для создания тени на открытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматические зонтики.

Над мечетью возвышается 10 минаретов, причем 6 из них были воздвигнуты во время последнего расширения. Высота этих минаретов — 104 м. Высота старых минаретов — около 70 м.

Над старой частью мечети возвышается так называемый Зеленый купол. Рядом с ним находится более мелкий Серебряный, или Белый, купол. В этой части мечети, под Зеленым куполом, расположена Священная усыпальница. Именно на этом месте находился, по преданию, дом пророка Муххамада. В Священной усыпальнице находится могила пророка. Здесь же находятся могилы трех первых арабских халифов Абу-Бакра, Умара и Османа. От остальной части мечети Священная усыпальница отделена стеной с мощными дверями.

Надо отметить, что в Медине вообще очень много мечетей. Кроме Мечети пророка, самая известная из них — мечеть Каба (Qubaa,Qaba). Мечеть Каба считается самой первой мечетью. По преданию, ее основал сам пророк Муххамад, когда прибыл в Медину в 622 году.

Мечеть Каба также неоднократно перестраивалась, постоянно расширяясь. Последняя такая перестройка была в 1984 году. В настоящее время общая площадь мечети составляет 135 тысяч кв. м.

Как и Мекка, Медина является местом поломничества мусульман. В окрестностях Медины построен современный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи, Куала-Лумпур.

Сколько стоит Хадж и Умра в 2020 году

Ориентировочная стоимость Хаджа в 2020 году:

  • от 2300 долларов — по раннему бронированию. Обычно это перелет до Шарджи (ОАЭ) и оттуда на автобусе до Мекки (около 1800 км), примерно 2 суток.
  • от 3100 долларов — по раннему бронированию. Это прямой перелет до Джидды (80 км от Мекки).

Кому тяжело ехать такое расстояние на автобусе, лучше конечно выбрать второй вариант.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector