1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религии откровения: авраамические и дхармические религии

Религии откровения: авраамические и дхармические религии

Авраамические религии берут свои корни на ближнем востоке, а точнее в древнем Ханаане, территории которого поделены теперь между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Их главное отличие от других религий это монотеизм, то есть вера в единого Бога Творца.

Начало этих религий восходит к патриарху семитских племен Аврааму. Но надо отметить, что он родоначальник именно иудейской религии, в культуре которой появилось христианство и позже, в начале VII века, ислам.

Ислам в современном мире

В настоящее время ислам воспринимается народами многих стран как фактор нестабильности, постоянная угроза миру и спокойствию людей. Причиной этого является распространение террористической угрозы, которая исходит от последователей ислама. Однако нельзя не видеть, что значительная доля вины за рост терроризма во всем мире лежит на современных супердержавах и бывшем СССР. Во время противостояния двух политических систем каждая из них пыталась использовать «исламский фактор» в собственных интересах, обучая и вооружая исламские группировки. Стоит ли удивляться, что со временем оружие оказалось направленным на сами эти страны?

Ислам — великая мировая религия, которая призывает людей к миру и добрососедству, ее цель — создать и воспитать в человеке добрые качества и добрые отношения ко всем религиям. Рост терроризма — это политическая проблема, и решена она может быть только политическими средствами. В наши дни важнейшей задачей становится обезопасить мир от террористов всех мастей, чтобы спасти грядущие поколения от всемирных катаклизмов. Бывший Президент России В. В. Путин, выступая по телевидению 5 декабря 2001 г., сказал, что «международное сообщество проспало эту угрозу», и чтобы ее ликвидировать, оно должно сделать всеобщее усилие.

Социально-культурные особенности ислама

Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. «Мусульманское возрождение», начавшееся во второй половине XX в., особенно с 1970-х гг., резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняются целым рядом причин.

Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире

Жизненность и гибкость мусульманской религии

Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том. что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. F.ro гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем в конкретных регионах.

Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

Простота и доступность этой религии

Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке; однако следует заметить, что в последние десятилетия он стал распространяться в ряде европейских стран, в частности во Франции.

Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству

Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение. Наиболее ярким примером тому может служить освободительная борьба против американских войск в Иране, проходившая под флагом ислама, возглавляемая духовным лидером аятолла Хомей- ни в конце 70-х it. XX в.

Идея «завершения пророчества»

В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Аллаха на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности вероучения мусульман по сравнению с другими религиями. В содержании Корана много демократических мотивов, а потому ислам подчас воспринимается как народная религия.

Аутентичность ислама личности мусульманина

Аутентичность, по мнению западных исследователей, — это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Эти люди, сформированные исламом, составляют единую общность — «умму». Однако данный вывод требует критического анализа и переосмысления.

5 книг об исламе

С чего начать изучение мусульманства, если вы совсем ничего о нем не знаете

Читать еще:  В Риге открылась Международная конференция `Церковь, семья и школа` прошла в Риге

Михаил Пиотровский. «Коранические сказания» (1991)

Ученые и верующие придерживаются разных мнений о происхождении Корана — священной книги ислама. Для первых это гениальное человеческое творение, для миллионов мусульман — слова Бога, услышанные пророком Мухаммадом и записанные его последователями. По словам одного мусульманского богослова, «христиане верят, что Бог стал человеком, а мусульмане верят, что Бог стал книгой».

Коран написан на арабском языке, и во всех мечетях мира его читают только на арабском. Существует множество переводов на разные языки, в том числе несколько переводов на русский, но ни один из них, по мнению мусульманских богословов, не может передать содержание Корана во всей полноте. Неподготовленному читателю даже в переводе Коран вряд ли будет по силам. Книга Михаила Пиотровского, востоковеда, исламоведа и по совместительству директора Эрмитажа, не перевод, а своего рода путеводитель по Корану. С нее стоит начать, чтобы познакомиться со священным писанием мусульман, его повествовательными сюжетами и персонажами, обнаружить удивительные совпадения коранических и библейских историй, а также понять причины возникновения и распространения ислама.

Алексей Журавский. «Ислам» (2004)

Книга исламоведа Алексея Журавского предназначена тем, кто заинтересовался не столько историей, сколько вероучением и культовой практикой мусульман. Автор останавливается лишь на этих собственно религиозных аспектах ислама, хотя определяет его как «единство религии, культуры, социально-политического устройства и образа жизни». Ислам — одна из трех авраамических религий (вместе с христианством и иудаизмом). Все они возводят себя к Аврааму (он же Ибрагим в исламской традиции). Иудеи считают его «отцом всех евреев», христиане — своим «отцом по вере», мусульмане — пророком и «другом Бога». Подчеркивая общность авраамической традиции, автор переводит слово «Аллах» как «Бог» и показывает тем самым, что Бог — один, единственный и у иудеев, и у христиан, и у мусульман, а следовательно — общий. Книга построена по проблемно-аналитическому принципу — каждая глава посвящена одной из составляющих исламского религиозного комплекса: Корану, основателю ислама Мухаммаду, священному преданию о его жизни Сунне, мусульман­скому праву, культу и догматике.

Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней» (2011)

Книгу британского религиоведа Карен Армстронг можно рассматривать как дополнение к книге Алексея Журавского. Вероучительным проблемам в ней уделяется не так много места, зато история, как следует из названия, освещена хоть и кратко, зато в максимально широких хронологических рамках — от истоков до начала 2000-х годов. История для мусульман — сфера проявления Бога, поэтому призывы отделять религию от политики для них не релевантны. Справедливое общест­венное устройство — это не только политический, но и религиозный идеал. Политическая история равна истории религиозной — собственно, об этом книга. Современный ученый, пишущий об исламе, помимо просветительской цели, преследует этическую — разоблачение стереотипа «ислам — религия террористов». Армстронг предлагает посмотреть на проблему в комплексе, в том числе призывает Запад взять на себя часть ответственности за возникновение экстремистских форм ислама.

Слиман Зегидур. «Повседневная жизнь паломников в Мекке» (2008)

Мы живем в эпоху расцвета религиозного туризма: любой желающий, независимо от религиозной принадлежности, может отправиться в паломнический тур к Стене Плача и другим святыням Иерусалима; пройти сотни километров по пути святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела; обойти или, как часто практикуют современные паломники, объехать на такси 88 буддийских храмов на японском острове Сикоку. Но остаются и неприступные бастионы: женщинам, независимо от вероисповедания, заказан путь на Афон, а в Мекку, символический центр исламского мира, нет доступа никому, кроме мусульман. Из книги Зегидура, однако, мы узнаем, что это все же удавалось. В XVI веке в Мекку под видом мусульманина проник итальянский авантюрист Лодовико ди Вартема, в XIX веке его подвиг повто­рили немец Буркхардт, англичанин Бертон и голландец Снук-Хюргронье. Одни были движимы любопытством, другие, как исламовед Снук-Хюргронье, — научным интересом, и все они серьезно рисковали. Неэкстремалам, а также тем, кто не готов ради посещения Мекки принять ислам (такие среди ученых-исламоведов тоже были), остается довольствоваться описанием паломни­чества — хаджа. Книга французского журналиста и политолога алжирского происхождения Слимана Зегидура интересна прежде всего как свидетельство очевидца. Экскурсы в историю главного мусульманского паломничества и одного из пяти столпов ислама Пять столпов ислама — предписания, образующие основу ислама и обязательные для всех мусульман. К пяти столпам ислама относятся шахада (декларация веры), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время месяца Рамадан), закят (налог в пользу бедных) и хадж (паломничество в Мекку). автору удались меньше. Но этот недостаток восполняет подробное предисловие российского исламоведа Владимира Бобровникова с описанием истории хаджа и его ритуалов.

Аннемари Шиммель. «Мир исламского мистицизма» (2000)

Эта книга, как и предыдущая, посвящена пути — но не перемещению в пространстве, а пути как мистическому символу устремленности к Богу. Аннемари Шиммель — крупнейший специалист по исламской мистике, суфизму Вероятнее всего, термин «суфизм» происходит от арабского слова «суф» — «шерсть». Шерстяная одежда была атрибутом мусульманских мистиков — суфиев. . В основе книги — лекции о суфизме, прочитанные Шиммель в Гарвардском университете (текст при этом не перегружен научными терминами).

Читать еще:  В Бурятии совершат молебны в честь дня рождения Будды

Писать о суфизме — задача не из легких. Суфии объясняют это и многогранностью феномена суфизма, и невыразимостью духовного опыта вербальными средствами: «Когда ты видишь суфия, беседующего с людьми, знай, что внутри он пуст». Тем не менее интерес к суфизму на Западе и история его изучения насчитывают не одну сотню лет. Шиммель описывает историю становления суфизма и его орденов в период их расцвета и упадка, а также анализирует основные проблемы и символы исламского мистицизма.

Что есть Коран

Кто такой истинный мусульманин? Как он живет, работает, строит семью? Все ответы даны в Коране. Каждый достойный гражданин стремится к Абсолюту, то есть проявляет терпимость к окружающим, соблюдает все предписания и обычаи, он достойный муж и отец. Праведен тот, кто:

  • всегда говорит правду;
  • верен супруге;
  • открыт и тактичен;
  • не держит долго обид;
  • в меру скромен;
  • не жаден;
  • чист сердцем и душой.

Что же касается семейных отношений, здесь тоже все противоречиво. Говоря о классическом, фундаментальном исламе, семья ― это основа всего. Практически недопустимы разводы, хотя в современном мире они не редкость. Обеспеченные люди могут иметь одновременно несколько законных жен (до четырех), но сегодня все чаще встречаются моногамные браки (в арабских странах содержание всех жен ― непозволительная роскошь). Жестокое обращение с женщинами, ставшее стереотипом, приветствуется сегодня далеко не везде. Во многих мусульманских странах женщины вольны развиваться в профессии, наносить макияж, заниматься искусством, не носить хиджаб (платок для покрытия головы). И хотя статус мужчины и женщины в исламском государстве очень отличается (мужчины имеют гораздо больше прав, но в то же время и обязанностей), львиная доля женщин чувствует себя не притесненными и угнетенными, а под постоянной защитой своей семьи и в достатке. Это отношение у них формируется с рождения, и другой жизни они не знают.

Заключение

Хотя современный ислам стал синонимом терроризма, джихада и немотивированной жестокости, раньше приверженцы этой религии брали в руки меч для защиты, а не для нападения. Богатейшее культурное наследие, произведения зодчих, писателей, поэтов-исламистов, вдохновленных своими верованиями, позволяют увидеть в исламе красоту и силу.

Вобрав в себя основные черты буддизма, иудаизма, христианства, ислам является процветающей монотеистической религией.

Мусульмане, принявшие христианство, в Иране

В Иране Евангелие и Ветхий Завет резко стали пользоваться спросом. Многие желают купить Священное Писание на фарси. По разным данным, количество иранских новообращенных христиан составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Всего в Иране проживает около 70 млн. Ежедневно около 50 мусульман принимают христианство, причем, делают это тайно. Это объясимо, ведь такие действия запрещены под страхом смерти. Но в Европе к этому относятся более лояльно. Так, только в столице Великобритании расположено 3 христианских церкви для иранцев. Аналогичные церкви есть также в 9 городах Англии, 14 странах Европы, 22 штатах Америки. В крупных городах Канады имеется 8 соборов и в Австралии — 4. Всего на Западе функционирует свыше 150 подобных церквей.

Как отличить Ислам от другой веры, в чем его особенность? Какие символы и отличительные черты должен знать каждый? Давайте разберёмся.

  • Священный Коран. Это священное писание, где собраны главные постулаты и основополагающие идеи веры. Если перевести название этой книги с арабского, то мы получим «чтение». Эта книга важна для каждого мусульманина.
  • Сунна. В отличие от Корана, не имеет аналогичных в других верах. Описывает поведение, поучает и на примерах рассказывает о нравственном и положенном поведении, основанных на словах и действиях пророка Мухаммада (с.а.в)
  • Единобожие. Вера в Одного Единственного Аллаха – одна из основных обязанностей истинных мусульман, прописанная в Священном Коране. Особенность Ислама, религии мусульман – однозначное единобожие и единопочитание.
  • Намаз. Подход к ритуалам и обрядам очень строгий. Если в других религиях верующие могут поклоняться, но при этом не загружать свой день частыми молитвами, то намаз предполагает пятикратное совершение молитвы. Выполняется утром, в обеденное время, после полудня, вечером, а также ночью.
  • Пост. Мусульмане придерживаются поста, ограничений в каких-либо действиях. Называется он Ураза. В данном случае речь идёт не только о воздержании от еды и напитков, но и о воздержании от плотских желаний и интимных взаимоотношений. На протяжении всего дня, от рассвета до заката, принимать еду и пить запрещено. Однако, после захода солнца – разрешается. Наступает пост в месяц по лунному календарю Рамадан.
  • Паломничество. Является отличительной чертой религии, ведь только здесь существуют строгие правила по поводу поездки к священным территориям, к Дому Всевышнего. Существует малое, необязательное паломничество, и большое, обязательное, которое является пятым столпом Ислама. Путешествие в Саудовскую Аравию, в Мекку, помогает людям очиститься от грехов, преклониться перед Аллахом, показать свою любовь и смирение, насытиться атмосферой верующих и приобщиться к ним.
Читать еще:  Почему священные Писания полезно иметь дома?

До принятия ислама арабы были язычниками

Многие туристы и любители истории спрашивают: какая религия была до ислама у арабов?

Для ответа на него необходимо знать, что ислам возник среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века.

При этом до его появления арабы были знакомы с религией соседних народов: иудаизмом и христианством. Знания о них они получили, бывая в Израиле и Иудее. У самих арабов не было ни единого государства, ни организованной политической власти. По религиозным убеждениям арабы были язычниками.

Распространенным явлением было идолопоклонство. У каждого племени был свой бог в виде какого-то животного или изваяния из камня, дерева. Такие фигурки можно было встретить в горах, у источников воды.

Душара — божество древнеарабского пантеона. До появления ислама у арабов было множество богов. Фото: upload.wikimedia.org

Важную роль в религиозной жизни доисламского арабского мира играла Мекка. В ней находился древний храм Кааба, особо почитаемый арабами. В восточный угол храма был вделан «черный камень». Это и придавало храму особую святость.

В знак почитания храма многие племена ставили в нем своих каменных богов — идолов. Всего их насчитывалось около 360. Хранителями Каабы были курайшиты, у них находились ключи от храма, они предоставляли паломникам пищу, воду, одежду.

В это же время в Мекке проводились ярмарки, где купцы совершали всякие торговые сделки, получая от них большие финансовые доходы.

Храм Кааба был из серого камня высотою около 12 — 15 метров. В центре Каабы стоял Хубал — главный идол храма, по словам самих арабов, он обладал способностью вызывать дождь. Были в храме и идолы в виде женщин, животных, птиц. Каабе приносили дары, его украшали.

В дни религиозных праздников был распространен обряд жертвоприношения животных. В Мекку стекались множество паломников, которые в течение трех дней совершали обряд очищения, молились.

В центре города, в богатых кварталах жили состоятельные люди племени курайшитов, на окраинах селились приезжие и менее состоятельные.

Мечеть аль-Хпрам и Мекка в XVIII веке. В доисламский период Мекка играла большое значение для арабов, исповедующих язычество. В наши дни это священный город мусульман. Фото: upload.wikimedia.org

В наши дни Мекка — это священный город для мусульман. Находиться он в эмиратах (Арабские эмираты). В него запрещен вход и въезд немусульманам.

Для современных арабов ислам — практически единственная религия, поэтому в нашем мире арабов-язычников встретить невозможно. Все это необходимо знать, для того, что бы понимать: какая религия возникла у арабов до ислама.

История ислама
араб. تاريخ إسلامي
англ. History of Islam

Эра Мухамада

  • 570 — Год Слона: рождество (мавлид) Мухаммада.
  • 610 — явление архангела Гавриила Мухаммаду, ниспослание Корана в ночь предопределения месяца рамадан
  • 614 — начало проповеди Мухаммада
  • 619 — вознесение (Мирадж) Мухаммада на небеса
  • 622 — Хиджра (переселение Мухаммада из Мекки в Медину): образование исламской государственности и начало мусульманского летоисчисления
  • 630 — Мухаммад возвращается в Мекку и очищает Каабу от идолов.

Арабский халифат

Первоначально ислам распространяли арабские завоеватели.

  • 635 — Византийский Дамаск был завоеван мусульманами.
  • 637 — Византийский Иерусалим также был завоеван мусульманами.
  • 642 — начало исламизации Египта
  • 647 — начало исламизации Ливии
  • 651 — падение Сасанидской Персии и исламизация Ирана.
  • 656—661 — Первая Фитна («смута»), вызванная убийством халифа Усмана: разделение на суннитов ишиитов
  • 656 — Битва верблюда между армией Али и мятежниками, на стороне которых была Аиша
  • 657 — Сиффинская битва между армиями Али и Муавии. Появление хариджитов
  • 711 — завоевание Испании
  • 712 — ислам достигает реки Инд (Пакистан)
  • 750—847 — гегемония мутазилитов
  • 751 — Таласская битва на территории Кыргызстана: арабы-мусульмане наносят поражение китайцам
  • 875—999 — Таджикское государство Саманидов
  • 899 — появление в Бахрейне исмаилитской секты карматов.
  • 909—1171 — Фатимиды в Северной Африке
  • 922 — исламизация Волжской Болгарии
  • 929—1031 — Кордовский халифат (Испания)
  • 930 — карматы осквернилы Каабу (они похитили «Чёрный камень». Только в 951 г. святыня за огромный выкуп была возвращена мусульманам)
  • 945—1055 — шиитская гегемония Буидов в Багдаде
  • 950 — исламизация туркменских племен
  • 960 — исламизация среднеазиатских протоузбекских племен карлуков
  • 962—1187 — Туркменское государство Газневидов (Афганистан, Пакистан)
  • 999—1212 — протоузбекское Караханидское государство
  • 1206—1555 — Делийский султанат (Индия)
  • 1258 — падение Арабского Халифата
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector