0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почаевская икона посещает Днепропетровскую епархию УПЦ

На Днепропетровщину привезут список чудотворной Почаевской иконы Богородицы

В Днепропетровскую епархию УПЦ привезут список чудотворной иконы Божией Матери «Почаевская».

Фото: из открытых источников

Как сообщает Центр информации УПЦ со ссылкой на eparhia.dp.ua, все желающие смогут помолиться перед святыней в разных храмах епархии с 13 по 17 мая.

13 мая икону Богородицы доставят в село Новоселовка Новомосковского района, где в Успенском храме в 17.00 отслужат всенощное бдение, а на следующий день в 09.00 Божественную литургию.

Затем чудотворный образ привезут в храм в честь иконы Божией Матери «Иверская» на жилмассиве Северный в городе Днепр, после совершения здесь всенощного бдения в 17.00 и Литургии 15 мая в 09.00 икону перевезут в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где в 13.00 состоится молебен с акафистом перед Почаевской иконой, а в 15.30 — образ крестным ходом перенесут к Свято-Троицкому кафедральному собору.

В воскресенье 16 мая в Свято-Троицком соборе будет совершено две литургии: в 07.00 и в 09.00. На протяжении перед иконой Божией Матери будут совершать молебны с акафистами.

Прощание со святыней состоится в понедельник 17 мая после Литургии, которая начнётся в 08.00.

***История чудотворной иконы связана с именем помещицы Анны Гойской – вдовы земского судьи, которая отличалась своей набожностью.

По преданию, в 1559 году Константинопольский Патриарх Неофит ездил в Москву, чтобы заручиться поддержкой православных иерархов. Возвращаясь, он заехал в Почаев, чтобы поклониться Стопе Богородицы. Греческий Патриарх останавливается в поместье Анны Гойской и в знак благодарности за теплый прием подарил ей икону Богородицы.

Более 30 лет икона находилась в замке Гойской, и в 1597 она дарит святыню Почаевскому монастырю.

В 1675 году Почаев осадили турки. По преданию, в это время монахи усиленно стали молиться у святого образа и произошло чудо – Богородица явилась над Почаевской горой, закрыв обитель своим омофором.

Уже более 400 лет от Почаевской иконы, написанной в византийском стиле на небольшой липовой доске, по молитвам верующих совершаются чудеса. Она хранится над царскими вратами в Успенском соборе, и каждое утро после полунощницы ее торжественно опускают на поклонение верующим.

Спасибо за Вашу активность, Ваш вопрос будет рассмотрен модераторами в ближайшее время

Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение! Чудотворная икона Божией Матери снова побывает в Приднепровье (+Видео)

Почитание святых икон давно стало неотъемлемой частью Православия. Первым чудотворным образом, согласно Преданию, стал Спас Нерукотворный — плат с изображением Иисуса Христа, появившемся после того как Господь отер им Свое Лицо. Плат был послан эдесскому царю Авгарю, который исцелился через него от проказы.

В православной традиции первым иконописцем считается евангелист Лука, который, написав икону Богородицы, принес ее Деве Марии, и Она сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Сейчас в Православной Церкви почитается около тысячи чудотворных икон, и большая их часть — иконы Богородицы.

Мы знаем много таких икон — Влахернская и Византийская, Иерусалимская и Кипрская, Казанская и Владимирская, Иверская и Тихвинская… И конечно же, одна из величайших украинских святынь — прославленная многими знамениями и чудесами икона Божией Матери «Почаевская». Вот уже почти полтысячелетия по молитвам у этого чудотворного образа верующие получают исцеления, избавления от скорбей, помощь в тяжелых обстоятельствах. И в древности, и в современности задокументировано множество чудес, дарованных людям, молившимся у святыни.

Самое известное из них — избавление Почаевского монастыря от турок, которые осадили обитель 20-23 июля 1675 года. Братия и укрывшийся в монастыре народ молились перед чудесным образом, и по их молитвам над монастырем явилась сама Богородица. Испуганные турки стали стрелять по Ней, однако стрелы падали вниз и поражали самих стрелков. В ужасе неприятель бежал.

Сейчас Почаевская икона, как и многие века назад, находится в главном соборе Свято-Успенской Почаевской Лавры — над Царскими вратами, в звёздообразном, сияющем разноцветными камнями киоте. Исходящую от нее Божию благодать ощущает каждый, кто с верой приходит сюда.

Как известно, главная Почаевская икона покидала обитель лишь однажды: в Первую Мировую войну вместе с мощами преподобного Иова ее эвакуировали в Житомир, где святыни пребывали до освобождения Лавры от австрийских солдат. А древний список иконы уже много лет представляет почаевскую святыню по всему миру. Точный возраст этой иконы неизвестен. Однако есть сведения, что она принимала участие в Крестных ходах в 19-м веке, в частности, во время празднования на Волыни 900-летия Крещения Руси.

Благоухающая жасмином, как и мощи преподобного Иова, эта икона не единожды побывала не только в странах Европы и Азии, но и за океаном. В 2010-11 годах с чудотворной иконой совершено множество крестных ходов по всей Украине, в том числе и в Днепропетровске. У нас святыня побывала в апреле 2010-го. Крестное шествие с благословения Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира проходило по епархиям Украинской Православной Церкви в рамках празднования 450-летия принесения на Волынь чудотворной иконы Божией Матери «Почаевская».

В 2016-м святыню пронесли от Почаева до Киева в рамках Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину. Как и главная Почаевская икона, ее чудотворный список прославился многими чудесами, исцелениями от болезней, помощью в бедах и скорбях, засвидетельствовано множество знамений и случаев благодатной помощи.

И вот — через одиннадцать лет святыня снова окажется на Днепропетровской земле. Чудотворный образ привезут на 240-летие со дня основания храма Успения Пресвятой Богородицы в Новоселовке. Его история, как и у многих святынь нашей земли, полна неожиданных поворотов и драматических событий. Этот храм, один из старейших в Присамарье, был возведен потомками запорожских казаков, разрушен в советские годы и вновь отстроен к апрелю 2013-го. И к юбилею храма его община удостоится великой чести — принимать у себя чудотворный Почаевский образ и братию Почаевской Лавры.

13 мая в 17.00 в Успенском храме состоится всенощное бдение, 14 мая в 9.00 — Божественная Литургия. Потом Почаевскую икону доставят в храм иконы Божией Матери «Иверская» на жилмассиве Северный в Днепре. 14 мая в 17.00 здесь пройдет всенощное бдение, а в 9.00 15 мая состоится Божественная Литургия, после чего чудотворный образ будет доставлен в Спасо-Преображенский кафедральный собор в Днепре. Здесь в 13.00 состоится молебен с акафистом перед Почаевской иконой, а в 15.30 — Крестный ход к Свято-Троицкому кафедральному собору, где в 17.00 пройдет всенощное бдение. 16 мая, в воскресенье в Свято-Троицком соборе состоятся две Божественных литургии: ранняя — в 7.00, и поздняя — в 9.00, с 11.00 до 17.00 будет совершаться молебен с акафистом перед Почаевской иконой, а в 17.00 — вечернее богослужение с акафистом. 17 мая после Божественной литургии, которая состоится в 8.00, чудотворный образ отбудет в Почаевскую Лавру.

Прикосновение к святыне — всегда особая радость, и скоро она будет дарована верующим Днепропетровской епархии УПЦ: совершить Божественную Литургию и молебен, приложиться к чудотворному образу и отслужить акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Почаевская»: «Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение»!

Пребывание Почаевской иконы Божией Матери
в Днепропетровской епархии УПЦ в рамках празднования 240-летия
Успенского храма в с. Новоселовка Новомосковского района
Днепропетровской области
13 – 17 мая 2021 года

Читать еще:  В УПЦ приветствуют соглашение о прекращении огня на Донбассе

13 мая четверг
13:00 прибытие Почаевской иконы Божией Матери
17:00 всенощное бдение в Успенском храме
в с. Новоселовка Новомосковского района Днепропетровской области

14 мая пятница
09:00 Божественная литургия в Успенском храме с. Новоселовка
трапеза в нижнем храме
17:00 всенощное бдение в храме Иверской иконы Божией Матери
ж/м Северный г. Днепра

15 мая суббота
09:00 Божественная литургия в храме Иверской иконы Божией Матери
ж/м Северный г. Днепра
13:00 прибытие иконы в Спасо-Преображенский кафедральный собор
г. Днепра
с 13:00 до 15:30 молебен с акафистом перед Почаевской иконой Божией Матери
15:30 крестный ход с Почаевской иконой Божией Матери от Спасо-Преображенского кафедрального собора к Свято-Троицкому кафедральному собору г. Днепра
17:00 всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе
г. Днепра

16 мая воскресение
07:00 ранняя Божественная литургия в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра
09:00 поздняя Божественная литургия в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра
с 11:00 до 17:00 молебен с акафистом перед Почаевской иконой Божией Матери
17:00 вечернее богослужение с акафистом в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра

17 мая понедельник
08:00 Божественная литургия в Свято-Троицком кафедральном соборе
г. Днепра
10:00 отбытие Почаевской иконы Божией Матери в Успенскую Почаевскую Лавру

В графике возможны изменения в связи с карантинными ограничениями

Днепропетровщина встретила чудотворный образ «Почаевской» иконы Божьей Матери

13 мая 2021 года на Днепропетровщину прибыла Почаевская икона Божьей Матери.

Стараниями ктиторов храма семьи Заворотних Людмилы Николаевны и Виктора Петровича, в рамках празднования 240-летия Свято-Успенского храма в с. Новоселовка Новомосковского района по благословению наместника Почаевской Лавры митрополита Владимира Почаевская икона Божьей Матери прибыла на Днепропетровщину.

Торжественная встреча состоялась на площади возле Свято-Успенского храма в с. Новоселовка Новомосковского района Днепропетровской области.

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней вместе с викарием Днепропетровской епархии архиепископом Новомосковским Евлогием, сонмом духовенства и верующими приветствовали на Приднепровской земле делегацию насельников Свято-Успенской Почаевской Лавры, сопровождающих великую святыню.

Под пение богослужебных гимнов, прославляющих Божью Матерь, святыня была поставлена для поклонения в центре храма. Перед молебном Владыка Ириней обратился с архипастырским словом ко всем собравшимся богомольцам.

После святительского обращения митрополит Ириней в сослужении викария Днепропетровской епархии архиепископа Новомосковского Евлогия и многочисленного духовенства совершил пасхальное молебное пение перед чудотворным образом и прочитал молитву Божьей Матери. Молебен продолжился чтением Акафиста Пресвятой Богородице, который возглавил благочинный Первого Новомосковского церковного округа протоиерей Андрей Шевчук.

В течение всего дня, несмотря на начало рабочих будней, народ подходил и благоговейно прикладывался к иконе. Храм открыт до последнего посетителя, и все желающие беспрепятственно могут приложиться к святыне и помолиться Пресвятой Богородице, которая выслушает молитву приходящего к ней, всегда утешит человеческую печаль, поддержит немощь каждого.

Напомним, что чудотворный «Почаевский» образ Пресвятой Богородицы в пределах Днепропетровской епархии будет пребывать с 13 по 17 мая 2021 года.

Икона будет находиться 14 мая в Новоселовке, после окончании Литургии в храме Иверской иконы Божией Матери с 13:00 до 15 мая 12:00, а также в двух кафедральных соборах города: Спасо-Преображенском 15 мая с 13:00 до 15:30. 15 мая в 15:30 от Спасо-Преображенского кафедрального собора до Свято-Троицкого кафедрального собора состоится крестный ход с чудотворным образом «Почаевской» иконы Божьей Матери. Шествие направится центральным проспектом города к Свято-Троицкому кафедральному собору, где икона будет пребывать до 17 мая включительно. Затем святыня отправится в Почаевскую Лавру.

Почаевская икона Божией Матери. История появления

Почаевская икона Божией Матери

В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная Почаевская икона Божией Матери пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.

Почаевская икона Божией матери

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют, / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощещи, можеши.

Молитва Почаевской Божией Матери:

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире, Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Читать еще:  У Чернігівській єпархії повністю згорів дореволюційний храм

Почаевская икона Божией матери

О чем молятся перед Почаевской иконой Божией Матери

Перед Почаевской иконой Божией Матери молятся о:

  • Укреплении веры;
  • Освобождении от дурных зависимостей;
  • Помощи в любых делах;
  • Исцелении от немощей;
  • Защите от врагов.

По молитвам перед Почаевской иконой Божией Матери не раз случались чудеса.

  1. Милость Пресвятой Богородицы не оставила верующих во время нахождения иконы во владении униатов.
  2. Прозрел слепорожденный мужчина.
  3. Исцеление монахини Варвары.

Последний день Патриаршего визита на Украину. Божественная литургия в Почаевской лавре.

5 августа 2009 года

5 августа, в заключительный день пастырского и паломнического визита на Украину, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Почаевской лавре .

Его Святейшеству сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , сонм архиереев Украинской Православной Церкви, иерархи другие епархий Московского Патриархата, викарные архиереи, сопровождавшие Его Святейшество в поездке по Украине.

Богослужение, приуроченное к 450-летию принесения на украинскую землю чудотворного Почаевского образа Пресвятой Богородицы, было совершено на специально сооруженном помосте.

На Литургии присутствовал глава Тернопольской областной администрации Ю.В. Чижмаль, депутаты Верховной Рады Украины, представители региональных властей.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью.

По окончании Литургии был совершен молебен перед чудотворной Почаевской иконой, которая была перенесена к месту богослужения из Успенского собора обители. Затем состоялось освящение 6-тонного колокола для лаврской звонницы.

В память о богослужении Предстоятель Русской Церкви передал в дар сослужившему и молившемуся духовенству списки чудотворного Почаевского образа.

Со словами благодарности к Его Святейшеству обратился Блаженнейший митрополит Владимир, который вручил Патриарху точную копию Почаевской святыни и юбилейный орден, выпущенный к 450-летию принесения на Волынь чудотворной иконы.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Его Блаженство за дар, отметив, что эта икона станет его келейным образом.

В заключение Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В дар Почаевской обители Предстоятель Русской Православной Церкви передал образ Спасителя. Патриарх также подарил наместнику Лавры архиепископу Почаевскому Владимиру панагию.

Все молившиеся в этот день в Лавре получили образки святого великого князя Владимира, Крестителя Руси, с Патриаршим благословением.

Успенская Почаевская лавра занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки. Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой Стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы.

О дальнейшей истории Почаева повествует еще одно лаврское предание. Согласно ему, в 1559 году через имение православной помещицы Анны Гойской, к чьим владениям относился и Почаев, проезжал греческий митрополит Неофит, который воспользовался приглашением хозяйки остановиться на время в ее доме, а в благодарность за гостеприимство подарил ей икону Божией Матери. Святыня долго стояла в замковой часовне. Однажды, став свидетельницей того, как от образа исходит дивный свет, Гойская уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду. Она посоветовала своему слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. Господь даровал Филиппу прозрение.

Пригласив духовенство, Гойская перенесла в 1597 году святыню крестным ходом в Почаев и вручила ее инокам. В том же году она наделила иноков землей и средствами для обустройства при храме общежительного монастыря, о чем свидетельствует сохранившийся текст дарственной грамоты. Событие это произошло через год после того, как вопреки соборному мнению Церкви в Бресте была заключена уния с католиками. Не случайно Гойская особо отметила в грамоте, чтобы новый монастырь хранил верность Православию.

Первым документально известным настоятелем обители является преподобный Иов Почаевский. Он родился в Покутье, в юные годы принял монашество и священный сан в Угорницком монастыре, стал знаменитым подвижником. Князь Константин Константинович Острожский, защитник Православия, пригласил преподобного Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, преподобный тайно ушел в Почаев, но и там был избран игуменом. В 1651 преподобный Иов мирно почил 100-летним старцем.

С начала XVIII века до 1831 года обитель находилась в руках униатов. После возвращения Почаевского монастыря православным за ним было решено закрепить почетное звание лавры, употреблявшееся еще униатами. В 1833 году данное решение получило окончательное утверждение.

Во время Первой мировой войны, с августа 1915-го по май 1916 года, Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир перенесли чудотворную икону и мощи преподобного Иова, святыни пробыли там до 1918 года. Часть братии перешла в другие монастыри, но около 30 человек приняли мужественное решение остаться. Австрийцы отправили в лагерь для военнопленных всех, кроме одного: 80-летний старец архимандрит Николай категорически отказался подчиняться насильственному выдворению из кельи и в конце концов остался в обители. Таким образом, полного оставления Лавры монашествующими не произошло.

В XX веке монастыре подвизались ныне прославленные Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых преподобный Кукша Одесский (Величко, †1964) и преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк, †1971).

Несмотря на организованное в начале 1960-х годов сильнейшее давление на братию Лавры (отнятие земли и части зданий, непомерные налоги, принудительная доставка иноков в психиатрические больницы, отнятие паспортов с целью последующего ареста за нарушение паспортного режима, облавы на паломников и т.д.), гражданским властям не удалось закрыть обитель: о событиях в Почаеве стало известно за пределами СССР, и богоборцы отступили.

В 1991 году при Лавре было открыто духовное училище (с 1994 года — Почаевская духовная семинария).

С 1997 года монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви. С 2000 года наместник Лавры пребывает в сане епископа с титулом «Почаевский», являясь викарием Киевской митрополии Украинской Православной Церкви.

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет. Но и задолго до этого Почаевская гора была отмечена благодатью Богоматери. Свыше 500 лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери.

Явление Почаевской иконы Божией Матери

Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух по имени Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Читать еще:  архимандрит Амвросий (Макар)

Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году из Константинополя в Москву направился за помощью греческий митрополит Неофит. Проезжая через Волынь, он посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя и хранил при себе как родовую святыню.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. С тех пор икона стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь.
Как–то монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).

Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары начали штурм обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. В память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа).

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота.
В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления опровергали эти слухи. Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы невелики — 30х23 см. Она написана древним византийским письмом и принадлежит к иконографическому типу «Умиление».Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В Успенском соборе лавры хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых — «с предстоящими».

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары, у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери

В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери (Почаевская икона находилась в Москве в 2001г.) находится также в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Празднование иконе совершается 23 июля/5 августа и 8/21 сентября.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector