0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Авраам назван «отцом верующих»?

Почему Авраам назван «отцом верующих»?

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 472
  • КНИГИ 654 643
  • СЕРИИ 25 043
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 763

(В фигурных скобках проставлены начальные номера страниц)

Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященных одной из самых великих книг, существующих в мире, — Библии, а точнее первой ее части, которая называется Ветхий Завет. Темой наших лекций на протяжении двух лет будет опыт богословского осмысления и раскрытия значения Священного Писания Ветхого Завета как непреходящей ценности в царстве духовных ценностей, как ценности, которая получает свое истолкование в свете Священного Писания Нового Завета и в общем контексте церковного понимания путей спасительного Божественного Промысла.

Я не оговорился — именно Нового Завета. Все наши лекции будут иметь, как правило, ссылки на Новый Завет, так как мы уже люди Нового Завета и мыслить категориями Ветхого Завета не должны и не можем. Все, что мы будем изучать в курсе Ветхого Завета, мы будем рассматривать с точки зрения Завета Нового, евангельского учения Христа Спасителя.

Для нас, христиан XX века, Св. Писание Ветхого Завета остается великой ценностью, потому что в нем мы находим неизменную, непреходящую истину, открытую нам Богом ради той жизненной связи и тех личностных отношений, которые Богу угодно было установить между Ним Самим и человеком. Такие связи между Богом и человеком устанавливаются посредством слова.

Если я встречаю вас впервые, то мы будем знакомиться именно через слово. Я вам скажу слово, вы мне ответите, и таким образом мы будем друг друга узнавать, давать друг о друге информацию, необходимую для более тесного общения. Поэтому наименование «Слова Божия» приличествует Св. Писанию. Св. Писание для нас, христиан, является источником в духовном, догматическом и нравственном смыслах. Именно в Св. Писании можно найти — и люди находят — путь, истину и жизнь, которые составляют сущность христианства.

В лекциях мы будем раскрывать значение Ветхого Завета как истории народа Божия, истории ветхозаветного нравственного учения, как истории передачи откровения человечеству и постараемся по мере возможностей указать на основные моменты в истории Ветхого Завета как свидетельства Самого Бога. Мы должны воспринимать Библию не как отвлеченную книгу, видеть в ней не просто памятник древней культуры, а нечто большее — вечно живое, актуальное слово, которое способствует возрождению и преображению личности каждого человека.

Итак перед нами Библия. Постарайтесь, чтобы Библия была у вас во время чтения лекций. Во всяком случае дома она у каждого из вас, конечно, должна быть. Когда мы начинали читать этот курс лекций впервые несколько лет назад, многие этой книги даже не видели никогда, просто знали, что она существует. И первые вопросы, которые задавали на лекциях, были такими: можно ли читать то или иное издание Библии, не грех ли пользоваться, скажем, протестантским изданием? Любое издание Библии — это нормальное издание. Если там написано «Священное Писание Ветхого (или Нового) Завета» или «Библия», то любое издание — Ватикана, Православной Церкви, протестантское, переведенное на русский язык — можно читать. Иногда, правда, можно услышать: «У меня Библия не православная, я ее читать не буду, в ней не хватает нескольких книг».

Откроем Библию и посмотрим оглавление. К примеру, у меня Библия католическая, но изданная по тексту Синодального издания в 1968 году. Здесь 50 ветхозаветных книг. А в еврейской Библии — 22 книги. Протестантское издание содержит 39 книг. Есть и другие издания, там тоже количество книг разное. Есть такое, например, где 45 книг.

В чем же тут дело? Что ни издание, то иное количество книг. Может быть, их специально выкидывают из того или иного издания? Можно ли Библию, где 39 или 45 книг, читать как ту, в которой Ветхий Завет содержит 50 книг, а Новый Завет — 27. Отметим, что количество книг в Новом Завете всегда, в любом издании неизменно. Ветхозаветное издание зависит от издателя. Если в свет выпускается полный Ветхий Завет — книги канонические и не канонические, — то это означает, что он включает в себя все тексты, которые когда-либо выходили под названием «Ветхий Завет».

Мы можем брать любую Библию, так как тексты всех книг, которые напечатаны в ней, неизменны. Просто некоторые книги отсутствуют в тех или иных изданиях, так как они для выпустивших их издательств не являются духовным авторитетом. Это в основном протестантские издательства, которые не признают книг не канонических. О них мы поговорим подробнее позднее. Так что Библию можно читать и изучать любую, а если в ней не хватает тех или иных книг, их можно найти в других изданиях.

Нравственная жизнь вкоренена, как говорит Николай Бердяев, в духовном мире и лишь проецируется на жизнь общества. Духовная среда, окружающая каждого человека, каждую личность, предлагает нам свои ценности. Из этих ценностей каждый человек <3>формирует свой внутренний мир. И мы, изучая Ветхий Завет, должны формировать себя как личность, как христианина, а не просто прочесть, скажем, Книгу Царств, историю царя Давида, историю Моисея или Псалтирь.

Мы сегодня делаем первый маленький шаг. За два года будет сделано несколько шагов по изучению этой великой книги, но изучение ее не может ограничиться только этим курсом лекций. Вся жизнь наша должна быть посвящена постоянному чтению и углубленному изучению Св. Писания. Думаю, что вы и сами в этом убеждены. Евангелие нужно читать ежедневно, но Ветхий Завет — это то важное, нужное, необходимое, без чего мы Новый Завет не поймем.

На свете мало людей, которые прочли всю Библию — от «а» до «я». И это понятно: там есть моменты трудные, к которым нужно возвращаться. Это можно сравнить с рыбным блюдом, которое мы едим не целиком, а откладывая в сторону кости. Не выбрасывать же все блюдо целиком. Вы, конечно, его съедите, постепенно и аккуратно, разобравшись, что к чему.

Так и Св. Писание. Нельзя сказать: я буду изучать всё подряд; начну с первой Книги Моисея, а закончу Откровением Иоанна Богослова. Вы должны постараться изучить Библию и прочесть ее всю в течение жизни.

Впервые я открыл для себя Библию (Св. Писание Нового Завета), когда мне было 12 лет. Близкий человек подарил мне эту книгу, на первой странице которой он сделал надпись: «Дитя вечности, не угождай духу времени».

Это для нас главное — жить для вечности и чтобы эта книга вела нас в вечность. А дух времени часто говорит нам: отложи эту книгу, не читай ее. Или прочти учебник — вот Лопухина, например, — там всё ясно.

Но ни один писатель, ни один преподаватель не может вам дать всей полноты библейской истории, глубины библейского текста, если вы сами не откроете Библию, не почитаете ее, не подумаете, не разочаруетесь, потом вновь не очаруетесь, не испытаете недоумения и восхищения. Здесь будет много трудностей, но читать Библию и постепенно ее осваивать необходимо. Я вам желаю, чтобы к концу обучения в институте вы эту книгу прочли полностью.

Протестанты сделали подсчет: всю Библию можно прочесть за 50 часов, если читать ежедневно по четыре главы. Но дело не в том, чтобы сделать это чисто механически, а потом вообще ее не открывать. Для нас важно другое: эта книга должна стать настольной книгой, чтобы дух времени не господствовал над нами, чтобы мы всегда помнили о том, что огромные духовные богатства Церкви заключены именно в Книге вечности — в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Вот как говорил о Церкви и Св. Писании священник и богослов о. Павел Флоренский:

«Небо и земля многими веками делают тут свои вклады. Затаенные чаяния, сокровеннейшие порывы к Богоуподоблению, лазурные, после бурь наступающие минуты ангельской чистоты, радости Богообщения и святые муки острого раскаяния, благоуханные молитвы, тихая тоска по небу, вечные искания и вечные обретения, бездонно глубокое прозрение вечности, детская умиленность души, благоговение и любовь — любовь без конца. Текли века, и все это пребывало и накапливалось». Так было и в Ветхом Завете. Было время, повествует священный писатель, когда любовь Божия в полной мере проявлялась на тех или иных детях Божиих. Помните:

Кем был Авраам и почему он — отец веры?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Авраам — одна из важнейших личностей в человеческой истории. Три религии — иудаизм, христианство и ислам — возводят к нему свои корни; религиеведами они так и называются авраамические, а сам Авраам зовется отцом верующих. Святой апостол Павел, объясняя, что такое вера, приводит в пример именно Авраама. Поэтому нам очень важно понять, кто он такой и какое отношение он имеет к нам, живущим спустя почти четыре тысячелетия после него.

Аврам — так его звали до того, как Бог заключил с ним завет, — родился в Уре Халдейском, одном из центров ближневосточной цивилизации. Раскопки, проведенные в начале 20-х годов прошлого века, обнаружили кирпичные дома, иногда в несколько этажей, весьма приличную для древнего мира систему водоснабжения и канализации, памятники письменности и искусства, а в центре города огромный зиккурат — ступенчатую башню, воздвигнутую в честь лунного бога Нанна.

В Уре Аврам вступил в брак с Сарой; после этого его отец Фарра вместе с ним и со всей семьей переселился в другой город — Харран. Художники часто изображают Аврама живущим в шатре, кем-то вроде бедуина, но значительную часть своей жизни он был городским жителем. Когда ему исполнилось 75 лет, к нему воззвал Бог — не лунный бог, которому поклонялись в Уре и Харране, и не один из множества языческих богов, но единственный истинный Бог. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12:1).

Аврам не был кочевником, переходившим с места на место, поэтому бросить привычное место и уйти ему было, наверное, не легче, чем любому из нас. Но он повиновался, потому что поверил.

Бог Авраама

Сейчас под верой в Бога люди часто понимают веру в существование Бога или даже еще неопределеннее: веру в то, что «там что-то есть». Во времена Авраама люди не сомневались в существовании «чего-то там»; сама вера в сверхъестественное была обычной для всех времен и народов. Настолько секуляризованные культуры, как нынешняя Россия или Китай, — скорее исключение. Язычники верили в богов и, как ни странно, многие из них верили в существование Бога — Творца и Хранителя мироздания.

Язычник — и древний, и современный — вполне может признавать, что Творец существует; но существует где-то за кадром, с ним нет связи, нет никаких отношений. Язычник верит в существование грозных, таинственных и могущественных существ, которым он поклоняется и покровительства которых ищет. Эти существа, боги языческого мира, представлялись могущественными — но не всемогущими; они напоминали правящий класс человеческого общества: со своими страстями и пороками, со своей подковерной борьбой и междоусобицами. Часто между богами и людьми предполагалась определенная взаимная зависимость: люди нуждались в благоволении богов, а боги — в жертвоприношениях, совершаемых людьми. Боги могли буквально оголодать, если им перестанут приносить жертвы, как в комедии Аристофана «Птицы», где боги попали в очень сложное положение из-за того, что птицы стали перехватывать дым от жертвоприношений.

Читать еще:  Как заповедовал молиться Спаситель?

Отношения язычников с богами — это отношения с сильными союзниками, и отношения довольно прагматические. Урожай в этой долине или удача в бою в этих горах зависят от местных божеств — что же, почтим и их. Эти боги чаще всего были вне морали — не то чтобы особенно злыми, а просто интересовались не нравственностью, а жертвоприношениями. И такого рода язычество не умерло и в наши дни: как дикари, которые мажут идолов жертвенной кровью, некоторые наши современники подходят к православным обрядам с чисто языческих позиций — даже бандиты перед разборкой заказывают молебен, а домушники берут с собой на дело икону.

Вера в языческих богов не требует пересмотра своей жизни, не требует покаяния — им надо только уделять некоторую долю почитания и приношений. Но Авраму открывается совсем другой Бог: Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). С этим Богом нельзя установить отношения «ты мне — я тебе»; Его благоволение нельзя купить за принесенного в жертву барана или за заказанный молебен. Этот Бог требует, чтобы мы полностью предали Ему свою жизнь, ходили (то есть жили — С. Х.) перед Ним и были непорочны.

И такому Богу Аврам поверил. Что в этом исключительного? Ведь много людей верит в Бога. Мы можем верить в то, что Бог реален, что Его слово, вообще говоря, истинно, что Он желает спасения людей. Мы можем придерживаться самых правильных богословских воззрений — и сейчас, во времена Нового Завета, в этом смысле мы знаем о Боге гораздо больше Авраама. Но все-таки мы можем не иметь его веры. Что отличает веру Авраама? Это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него.

В этой вере есть великое, поразительное дерзновение. Неверующие часто бранят приниженность рабов Божиих; однако те из них, которые дают себе труд приглядеться внимательнее, наоборот, возмущаются их крайней заносчивостью — подумать только, верующие полагают, что Творцу всего этого непостижимо огромного мироздания есть дело до каждого из них, что Он печалится об их грехах и радуется их покаянию, что Он — управитель мироздания — тратит время на то, чтобы возиться с ними!

Авраам верит, что к нему обращается Всемогущий; более того, он верит в то, что Всемогущий дает ему обетование. Слово «обетование», вошедшее в наш Синодальный перевод из церковнославянского языка, буквально значит «обещание». Бог обещает Аврааму: и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:2, 3).

Выглядит ли это правдоподобным? Нет. По любым человеческим меркам — это абсурд. Когда Авраам покидает Харран, ему уже 75 лет. Более того, до рождения Исаака проходит еще четверть века. И в течение этих лет Авраам, все более глубокий старик, верит, что у него и у его престарелой жены родится сын, через которого он станет отцом многих народов. Как пишет апостол Павел, он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (Рим 4:18–21).

Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит — нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой — но слово Божие остается непоколебимой истиной. Падение прародителей начинается со слов змея «Подлинно ли сказал Бог?» — с сомнения в слове Божием. Но Авраам, отец веры, совершил шаг в обратном направлении — он поверил Богу. Бог заключает с Авраамом завет, и об этом стоит сказать подробнее.

Завет

«Завет» — одно из ключевых понятий Библии. В современном языке мы называем этим словом что-то вроде наставления, торжественного повеления, которое дается ученикам или потомкам (как говорят о достойном ученике: «Он был верен заветам своего учителя»). Но в Библии слово «завет» имеет другое значение — его можно передать как «договор». В отношениях между людьми оно означало соглашение, которое налагало на его участников определенные обязательства. Такое соглашение могло заключаться между равными, например, союзниками, а могло — между правителем и народом. Правитель принимал на себя обязательство защищать подданных, а они — исполнять его повеления и платить подати. В наше время это можно было бы сравнить с предоставлением гражданства.

Однако в словах «договор» или «предоставление гражданства» для нас есть какой-то безличный, почти бюрократический оттенок, а «завет» предполагает именно личную связь. Договор обычно касается только какой-то одной стороны нашей жизни, чаще всего профессиональной или финансовой; завет касается всей жизни человека, как брак. Бог Библии — не безличная сила, Он — Личность, к Нему можно обратиться на «Ты», с Ним можно вступить в личные отношения.

Однако отношения бывают разными. Бывают мимолетные разговоры со случайными попутчиками, с продавцами или покупателями, вежливое «здравствуйте» соседу в лифте, деловой разговор со специалистом, которого мы пригласили решить нашу проблему.
Бывает и по-другому — бывает брак, который может прекратить только смерть; бывает долгая дружба, когда старые школьные друзья празднуют рождение внуков друг друга; бывает — хотя нам это незнакомо — феодальная преданность, когда весь род с незапамятных времен служит государеву дому и все его члены невероятно этим гордятся. Отношения такого типа отличает то, что мы принимаем других людей как неотъемлемую часть своей жизни. Нас связывает глубокая общность — мы семья или друзья, или люди государева дома.

Бог — не прохожий, который появляется на минуту, чтобы опять исчезнуть. Он устанавливает с людьми прочные отношения, которые Библия и называет «заветом». Бог говорит Аврааму: …вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя (Быт 17:4-7).

Святой апостол Павел указывает на то, что потомки, о которых идет речь, — это не столько потомки по плоти, сколько те, кто разделяет веру Авраама: И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:8-9). Среди этих народов находимся и мы, верующие в обетования Божии, которые даны нам в Иисусе Христе.

Об Аврааме, отце верующих

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем — обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда – довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

Однажды Богдан спросил папу:
— Пап, а почему Авраама называют «отцом верующих»?
Папа ненадолго задумался, вспоминая.
— Так называет Авраама апостол Павел в «Послании к Римлянам» (Рим. 4, 11), — сказал он после недолгого раздумья. – Конечно, имеются в виду не только евреи, которые произошли от Авраама, но и верующие Господу из других народов (Рим. 9, 6-8). Наверное, это потому, что мало кто мог так доверять Господу, как этот человек. Вообще, сынок, слова «вера» и «доверие» ведь не зря так похожи! Мало верить в то, что Бог, Творец мира — есть, существует; и даже мало соглашаться с тем, что этот Творец – Иисус Христос. Нужно сделать первый шаг на встречу к Этому Богу, потом второй, третий… И ведь Он Сам указал нам, что нужно делать.
— Эти шаги — заповеди? – уточнил Богдан.
— Эти шаги – все, чему учит Церковь Христова, — сказал папа. – Это жизнь по заповедям, это принятие Церковных Таинств, это молитва… Всему этому нас учит Сам Господь, от нас требуется доверять Его словам и исполнять их. А это – не всегда просто. Святое Писание знакомит нас с людьми, которые доверяли словам Господа так, как нам и не снилось!
— Например, Авраам? – предположил Богдан.
— Не только Авраам, — сказал папа. – Например, Ной. Представь себе человеческое общество перед всемирным потопом. В те времена люди страшно развратились, «все мысли, и помышления сердец их было зло во всякое время» (Быт. 6, 5). Господь дает им сто двадцать лет на исправление, но никто и не думает исправляться (Быт 6, 3)! И лишь Ной, последний из праведников, слушается слов Господа. Господь открывает Ною, что будет потоп и вода смоет с лица земли упрямое, и потому — неисправимое человечество. Сам Ной, его жена, трое сыновей и их жены должны спастись в ковчеге. И Ной начинает строить ковчег. Он строил ковчег долго, очень долго. Разумеется, его родственники, соседи, приятели, приходили к нему и интересовались – что это такое он делает? Ведь постройка этого ковчега, конечно же, казалась им странной, как показалось бы странным нашим соседям, если бы мы с тобой начали строить корабль для полета на Юпитер у нас во дворе.
Богдан усмехнулся.
— В нашем дворе не поместится такой корабль! – сказал он.
— Не важно, — отмахнулся папа. – Важно то, что Ной, конечно же, рассказал людям о повелении Господа и о будущем потопе. И люди не поверили Ною! Им ведь никто не мешал строить свои ковчеги, или просить Ноя, взять с собою и их. Но они этого не делали. Думаю, что долгие, долгие годы они насмехались и издевались над праведником. А он все строил и строил. Строил потому, что верил Господу. А потом, когда ковчег был построен, пошел невиданный дождь, и шутники, высмеивающие упорство Ноя, утонули. А Ной стал родоначальником нового человечества. И все потому, что доверял Господу. Так что вера Ноя восхищает меня, сынок. Но вера Авраама восхищает меня еще больше!
— Почему? – поинтересовался Богдан.
— Доверие к Богу Авраама было огромным, уникальным, — сказа папа. — Его подвиг веры начался с того, что он исполнил повеление Бога оставить свою землю, своих родственников, и пойти жить на чужбину (Быт. 12, 1). Сейчас суть этого подвига многим не понятна (у нас нет ничего необычного в том, что кто-то переселяется в другой город или в другую страну), но древний мир не знает ценности отдельной человеческой личности. Именно поэтому в ветхозаветные времена, кажется, никого не смущает уничтожение не только боеспособных врагов-мужчин, но и их детей. Человек в том мире – лишь часть народа и вне этого народа он – никто. Ему, чужаку, не помогут люди, любой может убить его просто по произволу. Не зря в Псалтыри так часто говориться о том, что Господь хранит пришельцев (Пс. 145, 9). Им, пришельцам, нечего было надеяться на милость людей – только на Господа. Уйти от своего народа – это уйти в абсолютную незащищенность. И Авраам решается на это – оставить всякую человеческую опору, и жить, опираясь только на Бога.
И Бог не подводит Авраама. Он хранит Авраама в чужой земле. Господь не раз спасает Авраама от тех или иных неприятностей. И Авраам благодарен за это Богу. Книга «Бытие» сохранила несколько бесед Господа и этого удивительного человека – возьми, прочти сам, не маленький уже. Наконец, Господь совершает над Авраамом и его женой Саррой чудо – их сын Исаак появляется на свет, когда Авраам и Сарра уже очень, очень стары.
— Да, я это помню, — вставил Богдан.
— Прошло несколько лет, и Авраам был испытан Богом еще раз, — сказал папа. – Это было последнее испытание, но – какое испытание! – папа открыл Библию, полистал, нашел нужную страницу и прочел: — «Бог искушал (то есть – испытывал!) Авраама и сказал ему: возьми сына своего и принеси во всесожжение» (Быт. 22 1, 2).
— Какой ужас! – протянул Богдан.
— Здесь нужно кое-что понимать, — сказала папа. – Библия знает случаи, когда люди приносили в жертву своих детей. Эти люди – жители древнего Ханаана. Бесы задурили этим несчастным людям головы, и они стали приносить младенцев в жертву идолу Ваалу. Именно за это жители Ханаана были изгнаны со своей земли, и, в итоге, погибли. В Ветхом Завете много описаний войн жителей Ханаана с потомками Авраама, евреями. Но не только евреи ненавидели этих идолопоклонников-детоубийц. Древние Римляне, которые и сами не были святыми, тоже ненавидели хананеев. Но это тема отдельного, долгого разговора. А мы вернемся к Аврааму. Именно к нему обращены слова «принеси во всесожжение своего сына», и их говорит Сам Господь. Только один раз, единственный раз в истории Сам Господь обращается с таким требованием к человеку!
— Пап, но ведь Авраам мог обмануться! – сказал Богдан. – К примеру, Сатана мог прикинуться ангелом света и сказать это от лица Бога!
— Сатана мог бы обмануть тебя или меня, но не Авраама, — сказал папа. – Авраам знал Господа настолько хорошо, насколько Его вообще мог знать ветхозаветный человек. Ты помнишь слова Христа: «Овцы слушаются голоса пастыря, и за ним идут потому, что знают голос Его. Я есмь Пастырь добрый» (Ин. 10, 3-11). Так и Авраам – он знал Голос Господа, и не мог этот Голос перепутать ни с чьим голосом! Нет, сынок, Авраам знал, твердо знал, что с ним говорит именно Господь!
Представь ситуацию – Авраам уже стар, он очень любит Исаака, он сам с радостью пошел бы на смерть вместо него! Более того – Авраам явно недоумевает. Ему обещано Господом, что от него произойдут народы, а это возможно лишь в случае, если Исаак останется жив. Но – Авраам выполняет волю Бога, хотя и не понимает ее.
— Почему? – спросил Богдан.
— Почему? Потому, что Авраам хорошо знает Бога. Он знает, что он и Господь – друзья. Скажем, когда Господь делился с Авраамом Своими планами относительно уничтожения погрязших в грехах Содома и Гоморры, и Авраам решался эти планы обсуждать, почти спорить с Господом! (Быт. 18, 17-31). И Господь не вменил это Аврааму во грех – между друзьями возможны такие разговоры. В общем, Господь и Авраам дружат много лет, и Бог никогда не подводил его! И Авраам уверен — Бог не подводил его раньше, не подведет и теперь! Как сказал об Аврааме апостол Павел: «он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 19).
Папа возвысил голос.
— И ведь действительно – Бог не подвел Авраама! – сказал он торжественно. — Ангел остановил руку, занесенную над Исааком, и в жертву вместо него был принесен овен (Быт. 22, 9-13). И Бог исполнил то, что обещал Аврааму. Мало того, что из потомков Авраама произошел еврейский народ, но и в жилах Спасителя мира, воплощенного Бога Иисуса Христа текла авраамова кровь. И Этот воплощенный Бог, Творец Мира, пошел на добровольную крестную смерть, чтобы все люди, и ветхозаветные и современные могли наследовать вечность…
Папа замолчал.
Молчал и Богдан – история Авраама требовала долгого и серьезного обдумывания.
— Кстати, и Исаака Бог наградил за то, что он так смиренно перенес это испытание – дальнейшая его жизнь протекала очень, очень спокойно. Спокойнее, чем жизнь его отца Авраама, и спокойнее, чем жизнь его детей – Исава и Иакова, — сказал папа. – Вот так, сынок! Нам нужно учиться у Авраама доверять Господу! Да, конечно, Господь больше ни к кому не обратится с требованием принести во всесожжения сына. И за это – слава Ему, потому, что мы бы такого не понесли! Но кое-что должны сделать и мы. Доверяя Господу, мы должны посвятить Ему наши жизни, служить Ему, а не своим грехам, выполнять Его волю, а не нашу волю, страстями искореженную… И тогда, милостью Божьей, мы наследуем то, что наследовали и Авраам, и Исаак, и Ной – жизнь вечную.

Читать еще:  Так все-таки, нужен ли женщинам платок в храме?

Занятие №7

1. Кто был назван первым евреем и почему?

Авраам был назван первым евреем в (Быт.14:13). Само слово «еврей» означает «пришелец, пришедший с другой стороны». В этом слове уже заложен смысл того, что народ, названный еврейским, является пришельцем для этого мира. Он – избранный Богом для обетованной земли на Небесах. Евреями стали называться исключительно израильтяне, то есть, потомки Авраама, для противопоставления их другим народам и людям неизраильского происхождения. Бог назвал Себя Богом евреев, Богом пришельцев на этой земле.
С приходом христианства, понятие «еврей» расширилось, приобретя духовное значение: евреями стали называться не только рожденные по плоти от израильского народа, но и те, которые рождены от Бога по духу. То есть, всякий, принимающий наследие на Небесах, становится евреем, как принадлежащий Небесному Израилю.

2. Сколько сыновей было у Авраама, и почему Богу было важно дать Аврааму сына именно от Сарры?

Имя «Авраам» переводится как «отец множества», то есть, уже в его имени было заложено его посланничество и предназначение стать отцом для множества. Несмотря на то, что от наложниц у Авраама было семеро детей, только один сын от Сарры является обетованным сыном и наследником обетования и благословений Авраама. От Агари был рожден Измаил, а после смерти Сарры, Авраам взял себе жену Хеттуру, и она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шауха: «И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему). А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную» (Быт.25:5,6).
Не случайно, как это может показаться, рождение Измаила было от Агари. Хотя обетованный сын должен был родиться от Сарры, и Авраам попробовал восхитить обетование своими усилиями, однако и у этого есть свой духовный смысл, который Авраам вряд ли мог увидеть в рождении своего сына от Агари так, как объясняет это Апостол Павел Духом Святым: «Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму; потому что он с детьми своими в рабстве. А вышний Иерусалим свободен; он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленой гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал.4:21-31). Господь сказал Аврааму: «…именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным, и потомству его после него» (Быт.17:19).
Когда Господь говорил о вечном завете, то говорил о Завете, который будет заключен в Иисусе Христе: Новый завет, который принимается верой в Обетованного Сына и освобождает человека от клятвы закона, даруя благодать. Это и несет в себе образ Сарры. Дети Агари, оставшиеся под законом, не восхищают обетования и не становятся наследниками обетования Авраама. Они имеют благословения Авраама, как и Измаил имел, но наследуют обетование дети Исаака, то есть, духовный Израиль: «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его… Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра…» (Быт.17:20,21).

3.Почему Авраам назван отцом верующих?

Читать еще:  Тюменские евреи отметят Пурим спектаклем

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Неверием человечество отпало от Бога, а верой оно опять примиряется с Ним. Авраам стал отцом всем верующим потому, что своей верой он родил новый народ. Народ Божий родился через обетованного сына Исаака, праведной верой Авраама. Уже в рождении обетованного сына было заложено целое поколение верующих. Он и рожден был вне закона природы, но всемогуществом Божьим, так же, как и происходит верой духовное рождение каждого, приходящего к Богу и принимающего Иисуса Христа Господом. Авраам воплотил обетование своей верой. Мы теперь имеем возможность входить верой в то обетование, какое он когда-то родил в Исааке. Авраам – отец данного обетования, он – отец веры потому, что верой оно воплотилось, и только верой можно это обетование восхищать.
Наш Иисус Христос является Сыном Божьим, но также и Сыном Авраама. Если в рождении Исаака обетование воплотилось и стало началом, то в Иисусе Христе оно осуществилось. До закона Авраам получил обетование своей верой, и не по закону оно наследуется, а верой, «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры» (Рим.4:13). Через Иисуса Христа, мы, верующие в Него, становимся детьми Божьими и детьми Авраама, наследуя его обетования, и поэтому становимся духовным Израилем: «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:16,17).

Иллюстрация: плакаты Рафла Олбински «В небеса»(?)

Тора, Пророки, Писания

Мессианская эра в эпоху Нового Завета

  • Главная
  • /
  • Недельная Глава
  • /
  • Лех леха (Избрание. Почему именно Авраам?)

Лех леха (Избрание. Почему именно Авраам?)

Автор שמעון — 24 октября 2015

А Тэрах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.(Быт.11:26)

Авраам – это самая известная личность во всем Писании. В Писании он упоминается как Аврам – 52, а как Авраам – 239 раз

В Писании говоритя множество раз об этом человеке.
Авторы Нового Завета очень трепетно отностся к нему. Называя его отцо всем верующих. Авраам является примером для каждого из нас. На его жизни мы можем выучить разные уроки для нас лично.

И первый вопрос который в принципе должен возникать у каждого изучающего Писание – почему именно Авраам. Почему не Терах или еще кто-то?

Сегодня у многих возникает подобный вопрос относительно евреев. Чем они так отличились, что Всевышний именно на них положил Свою руку. Почему именно их Он избрал

И хотя это вопрос, который Писание оставляет открытым, можно посмотреть, как отвечают на этот вопрос разные мыслящие исследователи Писаний.

Мы знаем, что Аврам, может быть, его звали и по-другому. Но впервые в Торе мы встречаем именно это имя. Аврам был язычником. Который не знал истинного Бога.
Он не был праведным человеком. Если ранее про Ноаха было написано, что он спасся от вод потопа, потому что был праведным, то про Авраама же ничего подобного в Торе не сказано. Все, что мы знаем о его жизни до избрания, – это минимальные анкетные данные плюс сообщение о том, что по неизвестным причинам семейство отца Авраама покинуло свой родной город Ур, что в Месопотамии, и отправилось в страну Ханаан, куда, впрочем, в итоге так и не добралось.

Маленький полукочевой клан (всего ок. 300 человек, не считая женщин и детей, — 14,14) покинул равнину Паддан-Арама и направился на запад в землю Ханаанскую. Вел его вождь, Авраам. Многие племена переходили тогда из страны в страну. Но переселение Авраама не было обычной сменой места. Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь призыву Божию.

На этот факт обратил внимание еще Моисей Нахманид (Рамбан). В своем комментарии к книге Берешит он пишет:

“В этой главе нет разъяснений, почему говорит Всевышний: “Оставь свою страну и сотворю тебе добро, какого еще не было в мире”; и не сказано что Авраам служил Богу или был совершенным праведником, не сказано ни одного слова о том, как он оставляет страну, чтобы было понятно, что уход в другую страну приближает его к Богу.

Так почему же Всевышний обратился именно к нему?!
“И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе” Быт.12:1

Берешит Рабба 39:13 написано:

Рабби Азария от имени рабби Ахи истолковал при помощи стиха:
“Любишь ты справедливость и ненавидишь нечестие, поэтому помазал тебя Бог, Бог твой елеем радости, из собратьев твоих (выбрал тебя)” Тегилим, 45:8

Когда праотец наш Авраам стоял и просил милосердия для жителей Сдома, что там написано? “Невозможно Тебе делать подобное, чтобы погубить правед¬ного с нечестивым” (Берешит, 18:25).

Сказал рабби Аха – Ты клялся, что не приведешь потоп на землю; как же Ты обходишь клятву? Как же так? Не приводишь Ты потоп воды, но (приводишь) потоп огня. А раз так, то не исполнил Ты клятвы!

Сказал рабби Леви: “Неужели Судья всей земли не учинит пра¬восудия?” – Если Ты желаешь, существования мира, то нет места правосудию, а если Ты желаешь правосудия, то нет места существованию мира! Берешься Ты за веревку с обоих концов, хочешь и мира, и суда, но если Ты не уступишь малость, то мир не устоит!

Сказал ему Святой, благословен Он: – Авраам, “Любишь ты справедливость и ненавидишь нечестие, поэтому помазал тебя Бог, Бог твой елеем радости, из собратьев твоих (выбрал тебя)” – от Ноаха до тебя десять поколений, и ни с кем из них не говорил Я, кроме тебя: “И ска¬зал Господь Авраму…”

В подтверждении этой мысли мы читаем опять же из мидраша, 38,13

Сказал рабби Хия: – Терах был изготовителем идолов. Од¬нажды он вышел куда-то и посадил Авраама продавцом вме¬сто себя. Пришел человек и хотел купить идола; сказал ему Аврагам: — Сколько тебе лет? Сказал ему тот: – Пятьдесят. Сказал ему Авраам: – Увы, этому человеку, ибо тебе пять¬десят, а будешь поклоняться идолу, которому один день! Тот устыдился и ушел. Однажды пришла одна женщина с блюдом отборной муки; сказала ему: вот тебе, принеси в жертву им. Встал он, взял в руку палку, и разбил их идолов, и сунул пал¬ку в руку наибольшего среди них. Когда пришел отец его, ска¬зал ему: – Кто сделал им это? Сказал ему Авраам: – Как оправдаться перед тобой? Пришла одна женщина с блюдом отборной муки и сказала мне: вот тебе, принеси им в жертву. Этот говорил: я ем первый, а тот говорил: я ем первый! Встал этот, наибольший, взял палку и разбил их. Сказал ему отец:
Что ты говоришь мне глупости, разве они так умеют?! Ска¬зал ему Авраам: – Разве не слышат уши твои, что говорят твои уста?*

(если ты сам не веришь в могущество идолов, зачем же ты им поклоняешься?)

Авраам был непримирим в своей позиции справедливости. Он понимал, что идол не может ничего, что должно быть что-то еще, кто-то еще, кто сильнее всех этих идолов.

Моисей Маймонид (Рамбам) полагал, что Авраам был избран, поскольку оказался единственным в своем поколении, кто путем логических рассуждений пришел к мысли о существовании Единого Бога-Первопричины:

Авраам… стал он размышлять днем и ночью и удивляться: “Как может сфера находиться в движении постоянно, не имея двигателя? Кто же вращает ее? Ведь не может она вращаться сама по себе…
В сорокалетнем возрасте познал Авраам своего Творца (завершились духовные поиски, начатые в детстве). Когда же он познал и обрел знание (твердое), он стал задавать вопросы жителям Ур-Касдим и спорить с ними, и говорить, что не является истинным путем тот, по которому они идут. Он разбил изваяния и стал возвещать народу, что служить надлежит одному лишь Богу: Ему надлежит поклоняться и приносить жертвы и совершать возлияния, чтоб Его признавали все грядущие (поколения) сотворенных. И надлежит уничтожить и сокрушить все изображения, чтоб из-за них не впадал в заблуждение весь народ, подобно тем, кто воображает, будто эти (изображения) и есть Божество

Моисей Нахманид (Рамбан). Для него основной причиной того, что Бог избрал именно Авраама, было не то, что он “додумался” до монотеизма (хотя этого факта Рамбан не отрицал), но, прежде всего, то, что Авраам был готов пострадать и даже погибнуть за свои новые убеждения:

Жители Ура Халдейского сделали Аврааму много зла за его веру во Всевышнего; он бежал от них в страну Ханаан и остановился в Харане.

Но Всевышний велел ему оставить и это место и совершить то, что было задумано с самого начала: служить Всевышнему и призывать людей служить Ему в Избранной стране, где возвеличится и его имя, и благословятся им эти народы, но не так, как поступали с ним в Уре Халдейском, где его позорили, и злословили о нем, и бросили его в колодец или в печь огненную..

Мы видим, что из отсутствия мысли в Письменной Торе о причине избрания Авраама, комментаторы ищут таковую причину. И возможно они правы.
Но тишина на этот счет может нести и иную смысловую нагрузку.

Мне нравится, как сказал один комментатор.

“Однако нельзя не отметить, что Священное Писание не рассматривает вопрос о причинах выбора Божьего. Бог свободен; свобода же в первую очередь характеризуется тем, что причины поступков – внутри личности, а не во внешних обстоятельствах. Это так по отношению к человеку; возможно, это так и по отношению к Богу” Иными словами, Авраам был выбран совершенно произвольно, без каких-нибудь задатков и предпосылок со своей стороны.

Чарльз Сперджен в проповеди: “Странный выбор Бога”, говорит:

“Во времена патриархов почти все люди были язычниками. Но несколько человек, избранных Богом, поклонялись истинному Богу. Господь решил создать особый народ, который бы обладал откровением от Бога и хранил истину. Он избрал Авраама в качестве праотца этого народа. Кто кого выбрал: Авраам Бога или Бог Авраама? Обладал ли Авраам от рождения чем-то таким, что делало его пригодным для служения Всевышнему? Писание ясно говорит, что ничем подобным Авраам не обладал. Напротив, он был странствующим, а вернее, гибнущим арамеянином, и его род ничем не отличался от других, его семья, как и все, поклонялась идолам. Тем не менее, он был призван с Востока, стал по особой воле Божьей отцом верующих. Что было в евреях такого, что могло побудить Бога благословить их пророками, научить истинному поклонению Богу через жертвоприношения и другие обряды, в то время как прочие народы поклонялись богам, сделанным из камня и дерева? Мы можем сказать только одно: Бог так сделал. Его милость была обращена к израильскому народу, и ни к какому другому.

Согласно этой точке зрения: “Это была суверенная воля Всевышнего”. Захотел выбрать именно этого человека, Он это сделал и не посоветовался ни с кем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector