0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему берут деньги за требы?

Содержание

Святая Матрона Московская

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Вопрос: Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? Разве вера продаётся?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила всё. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение…»

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. (Лк.12:33). И апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и прочее. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Апостол Лука говорит: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7-8).

3. Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

3. Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Вопрос:Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? Почему записки о здравии и о усопших принимаются и читаются за деньги? Разве вера продается? Почему в церквях крестят за деньги. Разве Иоанн Креститель крестил за деньги Господа нашего и всех остальных?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины – Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон – 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось? Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря 2005 г. в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками» (Приходской листок, 30/12 февраля 2006). Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7-8).

Читать еще:  Роль анаболиков и стероидов в жизни спортсменов

Читайте также

Церковные требы

Церковные требы Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб – так как совершаются по требованию верующих.Основные виды

Нужно ли давать деньги в долг, если уверен что деньги пропьют?

Нужно ли давать деньги в долг, если уверен что деньги пропьют? наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)Святитель Иоанн Златоуст писал: «пусть милостыня запотеет в руке твоей». Т. е. надо всерьез подумать прежде чем давать даже милостыню, на благо ли

Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу?

Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? Иеромонах Иов (Гумеров)Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение

Правда ли, что крещенская вода, взятая в семи церквях, сильней?

Правда ли, что крещенская вода, взятая в семи церквях, сильней? иеромонах Иов (Гумеров)Нет. Благодатная сила крещенской воды, освященной в праздник Богоявления в любом православном храме, совершенно одинакова. От соединения воды из семи храмов ничего не

5. Тебе, для кого деньги, деньги и еще раз деньги самое главное

5. Тебе, для кого деньги, деньги и еще раз деньги самое главное Мера человека: ты даёшь ему немного денег, и он сразу начинает шевелиться.Человек не очень сообразителен: всё, что он хочет — это деньги, здоровье, карьера и красивые девушки.Ты думаешь, это что-то особенное —

Требы, или Сакраменталии

Требы, или Сакраменталии Вся жизнь католика, от рождения до кончины, освящена не только таинствами, но и тайнодейственными обрядами, играющими служебную роль. Они называются требами, или сакраменталиями (от лат. sacramentalis – священный). II Ватиканский собор определил

Требы, прошения и пожертвования

Требы, прошения и пожертвования Требы и прошения принимаются на ярмарках в неограниченном количестве. Заказываются они на одно или несколько имен для последующего исполнения в указанном монастыре или храме. Наиболее простые – это требы-поминания за здравие или

1. Иконы (образы) в церквях

1. Иконы (образы) в церквях Надеюсь, ты поймешь: я не намереваюсь никого критиковать тем, что скажу сейчас. Когда на карту поставлена вечная жизнь, очень важно говорить открыто.Ты знаешь, что миллионы христиан каждую неделю преклоняются и молятся перед иконами прямо в

83. Если поминовение за проскомидией самое важное, то почему записки на проскомидию самые дешевые?

83. Если поминовение за проскомидией самое важное, то почему записки на проскомидию самые дешевые? Да не смущает никого «дешевизна» записки, поданной на святую проскомидию: эта «дешевизна» отражает никак не второстепенную значимость проскомидийного поминовения, но

91. Почему в Церкви плата за «записочки» и требы стыдливо называется «пожертвованием»?

91. Почему в Церкви плата за «записочки» и требы стыдливо называется «пожертвованием»? Правильнее было бы даже говорить не «пожертвование», а «милостыня», считает святитель Афанасий (Сахаров). «Для духовенства, — пишет он, — вопрос о поминовении у нас стоит в тесной

Моренины требы (из речений радаря Родомира)

Моренины требы (из речений радаря Родомира) Рекут: требы Морене в огнь не приносят, но по воде пускают. Тако же — на колья насаживают. Тако же — в особом месте наземь возливают. Се верно.Однако верно и то, что треба Моренина всегда являет собой много большее, нежели молоко

ЧАСТЬ 3. КАПИЩА — ТРЕБЫ — ЖРЕЦЫ

ЧАСТЬ 3. КАПИЩА — ТРЕБЫ — ЖРЕЦЫ Родноверческое Капище ВступлениеВстану, Богам Родным поклонясь,Пойду, благословясь,Из дверей дверьми,Из ворот воротами.Выйду во чисто поле,Погляжу в подвосточную сторону.С подвосточной стороныВстаёт заря утренняя,Выкатается красно

3. Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

3. Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? Вопрос:Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги? Почему записки о здравии и о усопших принимаются и читаются за деньги? Разве вера продается? Почему в церквях крестят за деньги. Разве Иоанн Креститель

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Вопрос:Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?Отвечает священник

Плата за требы: как разорвать порочный круг

Протоиерей Андрей Ефанов

Пришедшие в храм были в растерянности. Им впервые приходилось сталкиваться с подобной проблемой. Дама среднего возраста в темных очках, вообще, наверное, постаралась бы избежать посещения храма. Ей было явно некомфортно в окружении икон и зажженных свечей. Ее нервозность, если бы умела разговаривать, обязательно сказала: «если моя хозяйка не была бы вынуждена обратиться сюда, по доброй воле вы бы ее здесь не увидели». Ее спутник, мужчина в дорогом костюме, вероятно, супруг, был заинтересован обстановкой, в которую его занесла судьба, но и он был в храме в первый раз.

В общем, оба выглядели в храме теми, кого на церковном жаргоне принято называть «захожанами». Причина, по которой эта пара посетила храм, была и банальной и трагической одновременно: у дамы скончалась мать.

Но куда более трагичным и не менее банальным был разговор с продавщицей за свечным ящиком. Из разговора выходило, что для отпевания требуется купить крестик на шею покойной, некоторое количество свечей, «венчик с молитвой» и крест в руку. После оплаты товара требуется заплатить 700 рублей за отпевание, 100 за сорокоуст и 300 за «годовое» (что это за «звери» такие, которые по цене больше, чем половина вожделенного отпевания, никто не спросил, никто и не объяснил).

Получив песочек в пакетике и подробные инструкции, супруги пошли к выходу, женщина поспешно и с явным удовлетворением, мужчина – оглядываясь заинтересовано по сторонам. Вряд ли им доведется еще побывать в храме, ведь когда наступит их час, дети придут за бумагой, песком и крестиками для них самих.

Вот так, «благодаря» нерадивости пастырей, практикующих на приходе товарно-денежные отношения, душу за душой теряет Церковь. Дело не только в деньгах, важнее безразличие и нелюбовь к тем, кто встречается на нашем пути и более других нуждается в помощи и поддержке. Но о черствости и безразличии написано немало, а вот об оплате треб пока только начинается разговор в церковной среде.

Вы можете представить себе, что какой-то прихожанин, обращаясь с просьбой о молитве к своим собратьям, достает кошелек и начинает раздавать купюры согласившимся помолиться о нем? Или ситуацию, когда просят о молитве в интернете — и те, кто откликнулся на эту просьбу, выставляют тут же номера своих банковских счетов?

Почему же нормальным считается то, что священнику платят за отпевание, венчание, крещение? Чем эта его молитва отличается от молитв его прихожан? Ничем — кроме того, что священник возглавляет богослужение, молится не один, а вместе со всеми. Еще более нелепыми выглядят цены на записки, подаваемые в алтарь. Помянув по запискам в алтаре, священник гласно поминает христиан поименно на ектении, то есть призывает общину к совместной молитве. Разве просьба о молитве, которую представляет записка, может быть платной? Неужели священник так и остался наемником, каким сделала его в юридическом отношении хрущевская реформа? Тогда имеет ли право подобный наемник именоваться пресвитером, то есть духовным старейшиной общины, пастырем? Не разумно ли в таком случае брать деньги и за исповедь, ведь наемному психоаналитику мы платим за его труд?

Конечно же, есть реальная проблема содержания клира на приходе. Вряд ли можно назвать нормой, когда пресвитер вынужден влачить нищенское существование, потому что прихожанам нет до него дела. Но будут ли для верующих насущны проблемы священника, который считает нормой получать материальное вознаграждение за требу, за молитву ко Господу о своих прихожанах, тарифицируемую по принципу «минимальной суммы пожертвования» (вдумайтесь в циничный смысл данного выражения)? Напротив — сердце пастыря, горящее любовью к своему «малому стаду», не может вмещать в себя заботу об уменьшении содержимого и без того порою тощих кошельков пасомых. Да и прихожане, видя бескорыстность пастыря, не останутся безучастны.

Замечателен в этом отношении пример новомученика протоиерея Петра Лебедева. Начав служение в г. Родники (ныне Ивановской области), он проявил совершенное бескорыстие. И паства, видя его сложное материальное положение, не оставила ревностного Господнего служителя, даже построив ему новый дом. И таких примеров можно привести сотни. Так что ссылаться на то, что бескорыстное служение может привести к нищете священника и его семьи, думаю, неправильно. Если приход настолько беден, что не может содержать многочисленную семью священника, то этот вопрос можно решить, переведя батюшку в штат городского храма.

Читать еще:  Чому на Трійцю читаються уклінні молитви?

Есть вариант, не требующий и перевода. На малочисленных приходах священник, чаще всего, свободен практически всю неделю. Это свободное время благоразумно определить для несения дежурства в храме райцентра. Доход храма повысится, если в нем будет постоянно присутствовать священник, уделяющий достаточно времени каждому, кто со своими проблемами пришел в храм. Этот дополнительный доход можно направить на поддержание сельского пастыря. Что до доходов городских храмов, то ежедневное дежурство в храме священника, посещение больниц, активная работа с прихожанами и регулярные выступления духовенства в местных СМИ обязательно сделают свое дело: доходы прихода возрастут.

Наш народ небезразличен к религии, другое дело, что часто невоцерковленный человек искренне не понимает, для чего ему нужно ходить в храм, молиться, участвовать в таинствах. Восполнить этот пробел можно было в 90-х годах, и тогда это было намного проще. Теперь решить проблему сложнее, но не все потеряно. Просто надо перестать бояться потерять доход и серьезно заняться миссией на своем приходе.

Есть еще одна немаловажная проблема. В начале статьи шла речь о так называемых «захожанах». Понятное дело, что, если не взять с них деньги за отпевание или крещение, то получится, что труд священника не будет никаким образом отблагодарен. Это не страшно, если не становится нормой. Но может ли стать нормой, когда «внешние» приходят в храм и просят о требе, совершенно не желая принять хоть какое-то участие в церковной жизни? Думаю, что может быть решена и эта проблема.

Согласно принятым в настоящее время решениям, крещение, как и венчание, не может совершаться над людьми невоцерковленными. Те, кто желает стать членом Церкви, должны усердным изучением основ Православия доказать серьезность принятого решения. Тогда такой человек не будет безразличен к нуждам пастыря, открывшим ему Христа.

Что до отпеваний, то в настоящее время священники идут на определенную сделку с совестью, именуя невоцерковленного умершего «почившим в вере», «верно почившим» (тропари канона из чина погребения). Святейший Патриарх Кирилл высказал пожелание выработать особый чин молитвы о самоубийцах (текст можно скачать здесь).

Думаю, что назрело время составить чин о почившем вне Церкви. Главное – не именовать данное молитвословие отпеванием, объяснить, что чин погребения жившего и скончавшегося в вере существенно отличается от таковой молитвы, совершаемой из христианской любви, но не уравнивает воцерковленных христиан с теми, кто жил вне Церкви.

В завершение скажу немного о так называемых «рекомендованных пожертвованиях» за требы. То, что это — не цена, звучит убедительно лишь для налоговых органов. Потому как рекомендовать сумму пожертвования просто невозможно. Она зависит от двух факторов: от готовности христианина пожертвовать и от его материальной возможности. Финансовое расслоение общества таково, что уравнять всех не представляется реальным. Но нужно ли это, вообще, делать? Не проще ли прекратить порочные отношения священника и паствы, напоминающие торговлю на рынке и вспомнить, что и архиереи, и священники, и миряне, прежде всего – братья и сестры во Христе?

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся — не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, — не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33–34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16–17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины — Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон — 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось? Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря 2005 г. в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками» (Приходской листок, 30/12 февраля 2006). Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7–8).

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Анатолий Баданов — Чтение молитвенного правила по Феофану Затворнику
  • Свобода — что такое христианская свобода?
  • Самоуважение — христианское самоуважение
  • Православная миссия — найди 10 отличий
  • Заказать бесплатно православный сайт
  • Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ?
  • Агафия, мученица. Житие
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • Таланты и богатство — как ими пользоваться?
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Преображение Господне — духовный смысл праздника
  • Депрессия — грех или болезнь?
  • Смертные грехи в православии
  • Петр Первозванный, апостол. Житие
  • Прощение обид — чего не требует прощение?
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • За что не любят православных?
  • Соборование. 10 вопросов о Соборовании
  • Как обрести душевный покой?
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Феофан Затворник, святитель. Житие
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие

Наши друзья

Почему за требы и поминовение берут деньги?

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы.

Читать еще:  В Израиле введут смертную казнь для террористов

Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины – Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон – 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось?

Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря 2005 г. в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками» (Приходской листок, 30/12 февраля 2006). Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе.

Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7-8).

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые тре́бами (так как они совершаются по требованию, по заказу отдельных лиц, прихожан). Тре́бы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся — не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, — не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12:33–34). И св. апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил.4:16–17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины — Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон — 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось? Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками». Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к Коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7–8).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector