0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему для христиан так важен Крест?

Содержание

Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет?

Что такое крест?

Изначально крест — это орудие казни в Римской империи. К кресту прибивали или привязывали особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, военнопленных, беглых рабов, разбойников). Распятие — одна из самых позорных и мучительных казней: человек мог жить и мучиться несколько суток. Именно так был убит Иисус Христос в Иерусалиме.

И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский
(Мк 15:22–26).

Что крест стал означать в христианстве?

После Воскресения Христа на третий день после распятия крест становится христианским символом победы над смертью. Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. …он примирил нас бывших во вражде с Богом. »

Когда началось почитание креста?

Почитание креста началось в IV веке, после того как мать императора Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим и нашла крест, на котором распяли Иисуса Христа. В честь этого события установлен один из 12 главных христианских праздников — Крестовоздвижение (27 сентября).

Зачем христиане носят крестик?

Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.

«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.

Как правильно носить нательный крест?

Никакого специального учения Церкви об этом нет. Но есть благочестивая традиция носить крестик под одеждой (отсюда и название — «нательный»), потому что веру христиане демонстрируют своими делами. Кроме того, ношение креста под одеждой позволяет защитить знаменье Христово от поругания.

Если человек не покаялся то никакой крестик не спасет его от ада. А если покался, то крестик и не нужен: покаявшийся человек должен знать, что крестик — всего лишь кусочек металла и носит ьего не обязательно

хотел бы уточнить,этот персонаж по имени Иешуа стал так называемым Йисусом Христом через 300 лет после описанных событий.И в те стародавние времена в Иудее на греческом никто не разговаривал.Так от куда эти греческие названия Йисус Христос?

То, что мы называем Древней Грецией, начало свою историю в III веке до н.э., так что ко времени жизни Иисуса на древнегреческом не только разговаривали, но и имели этот язык в качестве языка международного общения, как сейчас английский. Древнейшее известное нам Евангелие — от Иоанна — было написано именно на греческом языке своего времени, и датируется I-II веком уже нашей эры. Так что Ваш комментарий выглядит довольно странно в связи с этим.

1. Иисус был распят на столбе, просто вертикальный столб, без перекладин.
2. Даже если бы это было крестом, всё ровно это орудие убийства. Если бы Иисуса казнили на виселице, стала бы виселица символом жизни?, или гильотина? или на кол посадили. Для веры никаких идолов не нужно.

Кресты имели самые разнообразные формы. Были и с перекладиной, и без, и Х-образные. По церковному преданию, Он нёс не столб, который уже был на месте, а именно перекладину. К которой потом прибили Его руки. Но допустим, что Вы правы. Это никак не отменяет, что крест одно из самых мучительных в истории, страшных орудий казни. Об этом и сами римляне писали. К тому же оно считалось ещё и особенно позорным. Потому для римлян было удивительно, что в Империи кто-то, в том числе и некоторые римские граждане могут поклоняться и считать Богом того, кто умер на кресте. Впрочем, мне кажется, важно не само по себе ношение или не ношение крестика, а понимание, что вопрос спасения, который для многих чисто философский и абстрактный на фоне «реальных проблем», Бог считал для людей таким важным, что оказался готов пройти через ТАКОЕ. Об этом многие не желают думать. А крест — он напоминает. Не всем, увы. Но вот, Вы написали, я ответил, и кто-то, возможно, задумался. И идолопоклонство тут не при чем.

Если бы его казнили с использованием другой приспособы, то носили бы сейчас виселицу.

Сергей, у истории нет сослогательного наклонения.

Почитание креста началось с первого века христианской истории. Апостол Павел писал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.» (Гал.6:12) В погребенных под пеплом Везувуия римских городах — Геркулануме и Помпеях (извержение было в 79 г. н.э.) найдены алтарь с крестом над ним и черепки с изображением креста и надписью: spes in Deo — «Надежда в Боге». https://www.youtube.com/watch?v=4SsYVV9vZK0

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Что такое наш крест и почему его надо нести

Воскресное евангельское чтение Крестопоклонной недели Великого поста особо выделено словами Христа Спасителя: «Тот, кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет крест свой и последует за Мною» (Мк.8:34).

Учитывая, что эти слова Господь произносил задолго перед Своими Крестными страданиями, вряд ли Он подразумевал patibulum (лат. съемная, горизонтальная балка, которую осужденные несли на себе к месту казни).

Термин σταυρος (греч. «крест») появляется в Евангелии в данном месте на этапе письменной фиксации – спустя некоторое время после определенного переосмысления сказанного Спасителем в свете Его Голгофской смерти.

О смысле земных страданий

Протоиерей Олег Скнарь

Крест в евангельском понимании – это боль, страдания, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах. Взять крест – означает принять скорбные обстоятельства жизни, принять посланные испытания, но не пасть под их бременем и не дать им раздавить себя.

«Отречение от себя» – важное условие обнаружения человеком внутренних духовных сил, нужных для несения своего креста. При этом очень важно отчетливо понимать, что есть наш крест, а что крестом не может являться, какое страдание должно отождествляться с крестом, какое – нет.

Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что крест, если это действительно крест от Бога, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа запас внутренних сил для претерпевания и преодоления страдания.

Читать еще:  Почему дни Страстной седмицы называются великими днями?

Отец Александр Ельчанинов в своих дневниковых записях когда-то резюмировал эту мысль следующими словами: «Бог никогда не посылает испытаний выше сил самого человека».

– Но если человек, например, лежачий больной, уже так устал, что не может и слышать об этом – что делать?

– Боль – это то, что больше всего беспокоит человека. О страданиях трудно молчать. Как же понимать природу страданий? Весь вопрос, как правило, концентрируется в плоскости нашей земной жизни, как будто бы вечной жизни нет вообще…

Христианство открыло великую истину: жизнь человека – не миг нашего земного существования. Этот миг является всего лишь преддверием, только началом, и наша земная жизнь – это начало вечной жизни. Если хотите, наша жизнь – это экзамен!

Христианство утверждает: земное существование человека имеет огромный смысл! Мы верим, что наша земная жизнь – очень важный промежуток, именно в нем человек обнаруживает себя как личность и показывает направление своей свободы! Именно в вечности откроется подлинная суть вещей.

Если нет Бога, вечной жизни, какой тогда смысл страданий?! Полная бессмысленность! А если есть Бог? А Бог есть Любовь, следовательно, Премудрый Бог-Любовь не может допустить бессмысленных страданий человека, значит, в них есть какой-то смысл.

Бог не может являться причиной страданий человека

– Как реагировать, если на слова о том, что и Господь за нас пострадал, люди в беде и муке отвечают, что лучше бы Бог и Сам не страдал, и им страданий не посылал?

– Страдание является всегда следствием нарушения законов нашего существования. Во-первых, страдание – это нарушение закономерности жизни, нашего человеческого организма, души, закономерности социальной, общественной жизни. Во-вторых, страдание – от страстей: Бог не может являться причиной страданий, человек своими похотями вызывает атмосферу вражды, нестроений и проистекающих отсюда бед.

В этой связи очень важно подчеркнуть Бог – есть Вечная Любовь! Он никогда, никого не наказывает! Наказание, в нашем понимании – это справедливое воздаяние за нарушение каких-то договоренностей путем причинения определенного ущерба, даже в форме физической боли – но это наше человеческое представление наказания.

Бог – бесстрастен, Он не гневается и не карает. Да, Он наказывает – но, наверное, правильней было бы понять этот глагол в его славянской форме: «наказывать» – назидать, образовывать, а еще точнее – уврачевать. Наш Бог – Врач, а не Судья! Вот основная идея, которая является важной в вопросе наказания.

Страдание, действительно, ставит человека в тупик. Христианство же указывает на корень и причину страданий – болезни духовного характера, которые коренятся в нашей душе: зависть, жадность, гневливость и т. д. Мы рождаемся в этот мир с полным набором страстей, но впоследствии у каждого индивидуально выделяется какая-то особенная проблема.

Есть понятие «родовой грех» – это духовная болезнь, в истории человечества все без исключения рождались с наследственными болезнями. Единственный, кто родился без родового греха, был Господь Иисус Христос, потому что Он родился от Духа Святого. Господь был чист в этом плане. Основной причиной страданий являются наши страсти, которые, к сожалению, стали естественны для нашей человеческой природы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном клиническом госпитале Киева

Основной закон бытия – любовь, а не правда

– Должен ли человек быть готов к страданиям, духовным, физическим, которые могут стать просто фоном или даже сущностью его жизни?

– Человек страдает… Но виновен ли он, что родился с увечьями (слепой, без слуха, с врожденными душевными проблемами)? Нет, не виновен! Но он страдает… Где же справедливость? За что страдает человек? Наверное, сам вопрос звучит ошибочно. Правильно было бы спросить: почему?

К сожалению, очень часто мы считаем, что наше бытие построено на принципе справедливости, мы строим свои оценки на этой правовой, юридической почве. Основной закон бытия – любовь, а не правда. «Там, где правдатам нет любви, а где любовьтам нет возмездия» (преп. Исаак Сирин). Мать проводит бессонную ночь у постели больного ребенка: у нее нет ощущения, что она исполняет «долг», она так поступает по любви, она не может поступить иначе.

Христианство однажды сделало величайшее открытие: всё человечество – это «единый Адам»: мы один организм, центром которого является Христос! Все мы – Тело Христово. Каждая личность – это клеточка большого организма. Мы не бездушные горошины в мешке жизни – мы одно Тело!

Страдающая личность – это пораженная клетка, а страдание – отражение греховности, которой поражены его родные. Ни одна капля страданий не попускается человеку Богом без того, чтобы не воздать человеку в Вечной Жизни, и только когда человек переступит порог Вечности, ему будет открыт смысл его страданий.

Глубокая истина человеческого существования

Как относиться к страданиям, болезням, скорбям? Каждый христианин должен знать, что в первую очередь, когда эти скорби объективны, и мы ничего не можем сделать – нужно терпеть! Следующий этап: реально взглянуть на свою жизнь, не обвинять кого-то, а подобно евангельскому разбойнику констатировать: …мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… (Лк.23:41). Только при стяжании взгляда без прелести на свою жизнь человек может подняться выше: «Господи, я Тебя благодарю за ниспосланное испытание!»

Поразительно, но именно страдание и боль иногда человека преображают настолько, что они могут послужить мощным толчком к обретению подлинной веры! Страдания воспитывают наш дух, это средство укрепления духа человека, чтобы мы утвердились в верности Богу.

И если попытаться в своей жизни осуществить то, к чему призывает Господь: стремиться преодолевать страдания и скорбь через терпеливое и мужественное несение креста, поставлять в центр своей жизни Бога и следовать Его заповедям, то мы с неизбежностью убедимся в том, что это не простые слова, но глубокая истина человеческого существования.

Как крест стал символом христианства?

Так уж повелось, что крест неразрывно ассоциируется с христианством. Однако прежде чем стать сакральным символом последователей Иисуса Христа, он был связан с массой других, более древних религий. Да и у самих христиан его разновидностей насчитывается более десятка…
Первая цивилизация, использовавшая крест, — цивилизация Древнего Египта. Его внешний вид на берегах Нила отличался от современного и копировал иероглиф ☥ (анх), символизируя жизнь, бессмертие, мудрость. Анх изображали на стенах, памятниках, утвари и даже сандалиях, а также клали в гробницы фараонов, чтобы их души продолжили жизнь в загробном мире.

До появления Иисуса

Наряду с египтянами крест имелся у древних шумеров, живших в Междуречье — в Вавилонском царстве. Здесь он символизировал главного бога небес — Ану. В бывшей колонии шумеров Ассирии крест, заключённый в круг, являлся символом их главного божества — бога войны и солнца Ашшура.
В древней Индии крест изображали над мифическим существом, убивавшим детей, а также — в руках Кришны. Представители южноамериканской цивилизации чибча верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него грудных детей. У древних тюрок, являвшихся прародителями многих азиатских народов, в их изначальной религии — тенгрианстве — знак «аджи», выражавший покорность, тоже имел форму креста.

Отчасти он напоминал христианский крест, что дало повод советскому публицисту Мураду Анжи утверждать, что христиане просто заимствовали символ «аджи» у тюрок в IV веке.
Однако к тому времени крест уже имелся в символике христианства. Вот что пишет византийский историк Сократ Схоластик, живший в начале V века: «При разрушении и очищении Серапи-сова храма (Серапис — египетский бог, — прим, авт.) найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников».
Историк пишет, что христианам удалось убедить язычников в том, что открытие таких знаков является доказательством того, что Серапис уступает место Христу. Так они убедили поклонников Сераписа креститься в новую для них веру. Эта молодая на тот момент религия ещё не устоялась и считалась новомодной. Её распространение в античном мире произошло после восшествия на римский престол императора Константина в 306 году. Именно он не только сам принял христианство и перенёс столицу в Константинополь, но и сделал веру в Христа официальной религией всей империи.

Казнь распятием

В христианстве крест рассматривается как символ, указывающий на искупительную жертву Иисуса Христа. По Библии, сын Божий позволил предать Себя мученической смерти, чтобы те, кто верует в Него, смогли спастись.
К мучительной и жестокой казни — распятию на кресте — римляне приговаривали только особо опасных преступников: убийц, предводителей банд, изменников. Известно, что после поражения Спартака остатки его войска — 6 тысяч воинов — были приговорены к распятию. Их тела висели на крестах многие километры Аппиевой дороги, от Капуи до Рима. Победитель Спартака, Марк Лициний Красе, приказал оставить трупы на крестах до полного истлевания в назидание другим, помышлявшим о бунте.
Жестокий способ казни римляне заимствовали у своих заклятых врагов — жителей Карфагена. А те — у своих предков, финикийцев. Во времена Нерона к распятию приговаривали первых христиан, которых римляне считали опасными сектантами.
Известно, что кроме Иисуса Христа распятию также подвёргся апостол Пётр. По преданию, он упросил судей, чтобы его распяли головой вниз, так как считал, что, предав Иисуса, он недостоин такой же казни, что и учитель. Другой апостол — Андрей Первозванный — принял мученическую смерть на косом кресте, впоследствии ставшем символом русского военно-морского флота.
Надо отметить, что для казней римляне использовали кресты не совсем такой формы, что почитаются в христианстве. Их крест для распятия был Т-образным (Crux Commissa), реже использовали другие его формы: Crux Simplex (обычный столб) и Crux Decussata (крест в форме X). У Т-образного креста вертикальный столб назывался staticulum, а съемная горизонтальная часть — patibulum. Именно последнюю (а не весь крест) несли на себе к месту казни приговорённые. Впрочем, и он был нелёгок (30-50 килограмм), и для измождённого в тюрьме человека это было тяжким испытанием.
За взятку палач мог прибить на вертикальной стойке небольшой выступ, на который казнённый опирался ногами. В самом худшем случае, ноги прибивали гвоздями к столбу. Перед распятием бедолагу раздевали и, уложив его на горизонтальную часть, растягивали руки и прибивали их гвоздями (реже — деревянными кольями). Если гвозди забивали в ладони, то запястья дополнительно приматывали верёвками к балке, чтобы пленник не спрыгнул вниз, порвав мышцы. После распятия балку с пленником водружали на вертикальный столб и крепили.
В отдельных случаях, чтобы продлить страдания пленника, горизонтальную балку снимали вместе с ним на ночь, а утром опять водружали на вертикальный столб. Неудивительно, что распятие в античном мире считалось самой мучительной казнью, и его боялись абсолютно все.

Читать еще:  Почему расслабляться опасно?

У каждого — свой

Впервые «узаконенные» изображения креста как христианского символа появились на золотых монетах — солидах, выпущенных императором Тиберием II (VI век). На аверсе монеты есть изображение креста.
Поклонение кресту не прекратилось даже в эпоху византийского иконоборчества. В 726 и 730 годах византийский император Лев III Исавр, под натиском богословов, ссылавшихся на Ветхий Завет, где указывалось «Не сотвори себе кумира…», запретил почитание икон. Тысячи икон, фресок и мозаик были уничтожены, но кресты не тронули. Более того, крест стал главным украшением христианских храмов той поры. Уже Седьмой Вселенский собор в 787 году на основе поклонения кресту вернул в церковь иконопочитание.
В русском православии, унаследовавшем традиции византийской церкви, распространена восьмиконечная форма креста, с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах изображён семиконечный крест, где столб не превышает верхнюю перекладину. Часто на самой верхней горизонтальной перекладине имеется надпись INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Интересно, что в православии есть понятие «несение своего креста», то есть безропотное выполнение христианских заповедей в течение всей жизни. Указанное понятие основано на фразе Христа: «Кто не возьмёт креста своего… тот недостоин Меня». Также в русском языке популярно словосочетание «поставить крест», подразумевающее «похоронить какое-либо дело или идею». Вероятно, сочетание происходит от традиции ставить крест на могиле христиан.
В католицизме крест имеет аскетичную четырёхконечную форму с удлинением нижней части. В отличие от православного креста, ступни Иисуса здесь скрещены и прибиты одним гвоздём. В Средневековье кресты брали своим символом тысячи рыцарей, образовывая ордены и неся смерть жителям Ближнего Востока в своих «крестовых походах». Ношение нательного креста имеет место в большинстве христианских обрядов.
Вместе с тем, ряд христианских сект, в том числе крупные (свидетели Иеговы, мормоны) отрицают поклонение кресту. Причины здесь различны. Например, свидетели Иеговы полагают, что орудием казни Иисуса был не крест, а вертикальный столб. Потому почитание креста у них считается идолопоклонством. Однако большинство христианских богословов не согласны с такой трактовкой, настаивая на том, что сектанты не сумели точно перевести древнегреческие тексты Библии.

Ларец Мудрости Духовной

Цитаты, притчи, изречение духовных отцов, святых старцев, праздники, тропари и евангельских чтений на сей день.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 6349
  • |Видео 1246
  • |Мероприятия 0

ПОЧЕМУ ДЛЯ ХРИСТИАН ТАК ВАЖЕН КРЕСТ?
Значение Креста основывается на значении совершенного на нем деле нашего спасения. Разрывая Собственной смертью оковы смерти, Сам Бог добровольно восходит на Крест, претерпевая страшные страдания и животворящую смерть ради спасения всего человечества. И с тех пор страшное орудие человеческого страдания становится знамением, символом небесной Любви, любви Бога к человеку. Крест стал знамением победы над смертью, победы над адом и злом. Со времен апостольского благовестия Крест становится символом христианства.

Крест действительно очень важен для нашей духовной жизни, и не случайно пословица говорит о том, что с христианина крест снимается только с головой. Крестом мы можем защитить себя от всякого зла, от воздействия злых адских сил, примеров чему немалое количество в житиях святых. Святая мученица Иустинья крестом разрушила все злохищрения могущественного колдуна; святитель Иоанн Златоуст трижды перекрестил страдающего беснованием, и тот получил полное исцеление. Древний церковный историк Феодорит Кирский приводит случай из жизнеописания императора Юлиана Отступника, который, несмотря на полученное в детстве христианское воспитание, отрекся от веры и стал гонителем Церкви. Однажды он, желая узнать свое будущее, прибегнул к услугам колдуна. Когда последний начал читать свои заклинания, Юлиан увидел множество бесов и, придя в ужас, поневоле осенил себя знамением креста, и тут же в трепете демоны исчезли.
Преподобный Кукша Одесский советовал своим духовным чадам ежедневно окроплять свое жилище святой водой, освященной крестом, и осенять его на все четыре стороны крестным знамением.

Объясняя такую силу крестного знамения, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тот, кто когда-то горел в огне, будет всю оставшуюся жизнь бояться огня; тот, кто когда-то тонул в воде, будет бояться воды; сила князя бесовского была побеждена на кресте, и потому одно напоминание о кресте приводит в трепет демонов». Поэтому всем, кто хочет защитить свою семью от зловредного воздействия темных адских сил, от ворожбы или сглаза, надо не к колдунам и ворожкам обращаться, потому что зло не изгоняет зло, а осенять себя знамением Креста.

Зная и на опыте ощущая божественную силу Креста, Церковь постоянно с особой настойчивостью призывает нас не снимая носить нательный крестик. И неважно, из какого материала он сделан, главное носить его надо с благоговением, относиться к нему надо как к святыне. Во времена государственного атеизма открыто носить крест было практически невозможно и опытные духовники советовали своим духовным чадам, отправляющимся на службу в армию или попадающим в больницу, не снимать крест, а зашивать его в одежду и таким образом не оставлять себя без благодатной помощи и защиты Креста.
Но в недавнем прошлом в нашей стране возникла мода на крестики, и их стали носить везде. Некоторые надевали крест вместо серьги в ухо, некоторые увешивали себя огромными крестами, проявляя таким образом свою принадлежность к некоторым неформальным течениям. Но при таком использовании крест становится не знамением Христа, не символом любви, а частью эпатажа, оригинальной бижутерией. И тут происходит поругание святыни. Крест профанируется, и человек, оскверняющий святыню таким образом, совершает грех богохульства и, естественно, не только лишает себя благодатной помощи от Креста Господня, но и привлекает к себе демонов, которые всегда стремятся туда, где грех. Благодарение Богу, эта мода проходит, и каждый человек получает возможность открыто исповедовать свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, нося на груди нательный крест и осеняя себя, своих детей, родных и близких крестным знамением.
Протоиерей Андрей Николаиди

7. О нательных крестиках и крестном знамении

7.1. Почему важно осенять себя крестным знамением?

– Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по разумению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста. Некоторые отцы толковали знамение в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых.

Читать еще:  Троицкие праздники в Киево-Печерской Лавре

7.2. Как правильно осенять себя крестным знамением?

– Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест – нижний его конец становится короче верхнего. Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

Нельзя осенять себя крестным знамением поспешно, небрежно, не касаясь пальцами лба, а лишь делая движение рукой в направлении его. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

О тех, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

7.3. В чем заключается смысл крестного знамения?

– Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но открытое исповедание веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают две природы Иисуса Христа – Божественную и человеческую.

Крестное знамение напоминает:

– о том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;

– во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;

– в-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;

– в-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;

– и, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Искупителя, заключающихся в Евангелии.

7.4. Какую силу имеет изображение на себе крестного знамения?

– Крестное знамение дает душе крепость и силу отгонять и побеждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

7.5. Когда надо осенять себя крестным знамением?

– Посредством крестного знамения мы призываем имя Божие, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Итак, осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближении к святыням: при входе в храм, при лобызании креста, икон, святых мощей. Верующие крестятся перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом, в моменты опасности, в горе, в радости и во многих других ситуациях.

Крестное знамение совершается во время всех Святых Таинств. Им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

7.6. Почему надо носить нательный крест?

– Православные христиане традиционно носят крест с момента принятия таинства Крещения.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).

Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).

7.7. Какой выбрать крестик – золотой или серебряный?

– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить.

Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.

7.8. Можно ли носить неосвященный крестик?

– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Тем не менее принято нательные крестики освящать в церкви, особенно приобретенные не в храме.

7.9. Можно ли носить крестик на цепочке?

– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

7.10. Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

– Можно. Крест – это святыня, символ спасения. В чине освящения нательного креста не указывается имя конкретного человека.

7.11. Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

– Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14–16).

7.12. Надо ли снимать крест при мытье в бане?

– Не принято снимать освященный нательный крест. В особых случая металлический крест можно заменить на деревянный.

7.13. Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный?

– Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста – вопрос не догматический, а исторический и эстетический.

Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Православная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя.

Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого материала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет знамение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин).

7.14. Как отличить православный крест от католического?

– По церковной традиции православный крест может быть восьмиконечным и четырехконечным; католический – обычно четырехконечный с более вытянутой вертикальной перекладиной, с изображением распятого Спасителя или без Него. Отличителен и образ Иисуса Христа на нем. На католических крестах с распятием тело Иисуса Христа изображают тяжело провисающим и с ногами, прибитыми к кресту одним гвоздем. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Сверху помещена табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский. На православном распятии стоят заглавные славянские буквы: IHЦI, на католическом латинские: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). На обороте православных нательных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Эти внешне отличительные формы православных и католических крестов не имеют принципиальной разницы, являясь отражением разных церковных традиций.

7.15. Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

– Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector