0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему дни Страстной седмицы называются великими днями?

Страстная седмица

Страстна́я седми́ца – послед­няя сед­мица перед Пасхой. Она посвя­щена вос­по­ми­на­нию послед­них дней земной жизни Спа­си­теля: Его стра­да­ний, крест­ной смерти и погре­бе­ния (в цер­ков­но­сла­вян­ском языке слово «страсть» озна­чает «стра­да­ние»). Все дни Страст­ной сед­мицы назы­ва­ются вели­кими.

Эта неделя особо чтится Цер­ко­вью. “Все дни – гово­рится в Синак­саре – пре­вос­хо­дит Святая и Вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, но больше Святой Четы­ре­де­сят­ницы Святая и Вели­кая сед­мица (страст­ная), и больше самой Вели­кой сед­мицы сия Вели­кая и Святая суб­бота. Назы­ва­ется эта сед­мица вели­кою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту сед­мицу совер­ши­лись вели­кие и пре­есте­ствен­ные чудеса и чрез­вы­чай­ные дела нашего Спа­си­теля…”.

Вспо­ми­ная в Бого­слу­же­нии собы­тия послед­них дней земной жизни Спа­си­теля, Святая Цер­ковь вни­ма­тель­ным оком любви и бла­го­го­ве­ния следит за каждым шагом, вслу­ши­ва­ется в каждое слово гря­ду­щего на воль­ную страсть Христа Спа­си­теля, посте­пенно ведет нас по стопам Гос­пода на про­тя­же­нии всего Его крест­ного пути, от Вифа­нии до Лоб­ного места, от цар­ствен­ного входа Его в Иеру­са­лим и до послед­него момента Его иску­пи­тель­ных за люд­ские грехи стра­да­ний на кресте, и далее – до свет­лого тор­же­ства Хри­стова Вос­кре­се­ния.

Все содер­жа­ние служб направ­лено к тому, чтобы чте­нием и пес­но­пе­ни­ями при­бли­зить нас ко Христу, сде­лать нас спо­соб­ными духовно созер­цать таин­ство искуп­ле­ния, к вос­по­ми­на­нию кото­рого мы гото­вимся.

Первые три дня этой сед­мицы посвя­щены уси­лен­ному при­го­тов­ле­нию к стра­стям Хри­сто­вым.

В соот­вет­ствии с тем, что Иисус Хри­стос перед стра­да­ни­ями все дни про­во­дил в храме, уча народ, Святая Цер­ковь отли­чает эти дни осо­бенно про­дол­жи­тель­ным Бого­слу­же­нием.

Ста­ра­ясь собрать и сосре­до­то­чить вни­ма­ние и мысли веру­ю­щих вообще на всей Еван­гель­ской исто­рии вопло­ще­ния Бого­че­ло­века и Его слу­же­ния роду чело­ве­че­скому, Святая Цер­ковь в первые три дня Страст­ной сед­мицы про­чи­ты­вает на часах все Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие.

В Вели­кую среду вос­по­ми­на­ется жена-греш­ница, омыв­шая сле­зами и пома­зав­шая дра­го­цен­ным миром ноги Спа­си­теля, когда Он был на вечери в Вифа­нии в доме Симона про­ка­жен­ного, и этим при­го­то­вив­шая Христа к погре­бе­нию. Здесь же Иуда мнимой забот­ли­во­стью о нищих обна­ру­жил свое среб­ро­лю­бие, а вече­ром решился пре­дать Христа иудей­ским ста­рей­ши­нам за 30 среб­ре­ни­ков (сумма, доста­точ­ная по тогдаш­ним ценам для при­об­ре­те­ния неболь­шого участка земли даже в окрест­но­стях Иеру­са­лима).

В Вели­кую среду на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, по заам­вон­ной молитве, в послед­ний раз про­из­но­сится молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с тремя вели­кими покло­нами.

В чет­верг Страст­ной сед­мицы в бого­слу­же­нии вос­по­ми­на­ются четыре важ­ней­шие еван­гель­ские собы­тия, совер­шив­ши­еся в этот день: Тайная вечеря, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил ново­за­вет­ное таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии), умо­ве­ние Гос­по­дом ног уче­ни­кам Своим в знак глу­бо­чай­шего сми­ре­ния и любви к ним, молитва Спа­си­теля в саду Геф­си­ман­ском и пре­да­тель­ство Иуды.

В вос­по­ми­на­ние собы­тий этого дня после заам­вон­ной молитвы на Литур­гии в кафед­раль­ных собо­рах при архи­ерей­ском слу­же­нии совер­ша­ется уми­ли­тель­ный обряд умо­ве­ния ног, кото­рый вос­кре­шает в нашей памяти без­мер­ное снис­хож­де­ние Спа­си­теля, умыв­шего ноги Своим уче­ни­кам пред Тайной вече­рей.

В этот день Гос­подь уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния, поэтому все пра­во­слав­ные хри­сти­ане стре­мятся при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин на Боже­ствен­ной Литур­гии. Тро­парь дня “Егда слав­нии уче­ницы на умо­ве­нии вечери про­све­ща­хуся, тогда Иуда зло­че­сти­вый среб­ро­лю­бием неду­го­вав омра­ча­шеся, и без­за­кон­ным судиям Тебе пра­вед­наго Судию пре­дает. Виждь, имений рачи­телю, сих ради удав­ле­ние упо­тре­бивша: бежи несы­тыя души Учи­телю тако­вая дерз­нув­ший. Иже о всех Благий, Гос­поди, слава Тебе”

День Вели­кого пятка посвя­щен вос­по­ми­на­нию осуж­де­ния на смерть, Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля. В бого­слу­же­нии этого дня Цер­ковь как бы постав­ляет нас у под­но­жия Креста Хри­стова и пред нашим бла­го­го­вей­ным и тре­пет­ным взором изоб­ра­жает спа­си­тель­ные стра­да­ния Гос­пода. На утрене Вели­кого пятка (она слу­жится в чет­верг вече­ром) чита­ются 12 Еван­ге­лий Завета Святых Стра­стей.

Литур­гии в Вели­кую Пят­ницу не бывает, так как в этот день Сам Гос­подь принес Себя в жертву, а совер­ша­ются Цар­ские Часы.

Вечерня совер­ша­ется в тре­тьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в вос­по­ми­на­ние снятия с креста тела Хри­стова и погре­бе­ния Его. При пении тро­паря: “Бла­го­об­раз­ный Иосиф, с древа снем Пре­чи­стое тело Твое, пла­ща­ни­цею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Пере­вод: «Бла­го­об­раз­ный Иосиф, сняв с креста пре­чи­стое Твое Тело, обвил пла­ща­ни­цей и бла­го­уха­ни­ями ума­стив, поло­жил в новом гробе»)” свя­щен­но­слу­жи­тели под­ни­мают Пла­ща­ницу (т.е. изоб­ра­же­ние Христа, лежа­щего во гробе) с Пре­стола, как бы с Гол­гофы, и выно­сят ее из алтаря на сере­дину храма в пред­не­се­нии све­тиль­ни­ков и при каж­де­нии фимиа­мом. Пла­ща­ница пола­га­ется на особо при­го­тов­лен­ном столе (гроб­нице). Затем свя­щен­но­слу­жи­тели и все моля­щи­еся покло­ня­ются перед Пла­ща­ни­цею и лобы­зают язвы изоб­ра­жен­ного на ней Гос­пода: про­бо­ден­ные ребра, руки и ноги Его. Вече­ром бывает вторая служба с крест­ным ходом.

Пла­ща­ница нахо­дится на сере­дине храма в про­дол­же­ние трех (непол­ных) дней, напо­ми­ная этим трех­днев­ное нахож­де­ние Иисуса Христа во гробе.

Это день стро­гого поста, когда ничего нельзя есть, по край­ней мере, до выноса Пла­ща­ницы. Это день самого стро­гого поста в году.

В Вели­кую суб­боту (служба начи­на­ется вече­ром в Вели­кую Пят­ницу) Цер­ковь вос­по­ми­нает погре­бе­ние Иисуса Христа, пре­бы­ва­ние Его тела во гробе, соше­ствие душою во ад для воз­ве­ще­ния там победы над смер­тью и избав­ле­ния душ, с верою ожи­дав­ших Его при­ше­ствия, и вве­де­ние бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника в рай.

В Вели­кую суб­боту совер­ша­ется литур­гия Васи­лия Вели­кого, начи­на­ю­ща­яся вечер­ней. После малого входа с Еван­ге­лием (около Пла­ща­ницы) чита­ются пред Пла­ща­ни­цей 15 пари­мий, в кото­рых собраны глав­ные про­ро­че­ства и про­об­разы, отно­ся­щи­еся к Иисусу Христу, как иску­пив­шему нас от греха и смерти Своей Крест­ной смер­тью и Своим Вос­кре­се­нием. После 6‑й пари­мии (о чудес­ном пере­ходе евреев чрез Черм­ное море) поется: «Славно бо про­сла­вися». Чтение пари­мий заклю­ча­ется песнью трех отро­ков: «Гос­пода пойте и пре­воз­но­сите во вся веки». Вместо Три­свя­того поется «Елицы во Христа кре­сти­стеся» и чита­ется Апо­стол о таин­ствен­ной силе Кре­ще­ния. Эти пение и чтение служат вос­по­ми­на­нием обычая древ­ней Церкви кре­стить в Вели­кую суб­боту огла­шен­ных. По чтении Апо­стола поются, вместо «Алли­луиа», семь стихов, избран­ных из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства о Вос­кре­се­нии Гос­пода: «Вос­кресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов свя­щен­но­слу­жи­тели пере­об­ла­ча­ются в свет­лые одежды. Вместо Херу­вим­ской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть чело­веча». В две­на­дца­том часу ночи, совер­ша­ется полу­нощ­ница, на кото­рой поется канон Вели­кой Суб­боты. В конце полу­нощ­ницы свя­щен­но­слу­жи­тели молча пере­но­сят Пла­ща­ницу с сере­дины храма в алтарь Цар­скими Вра­тами и кладут ее на пре­стол, где она и оста­ется до празд­ника Воз­не­се­ния Гос­подня, в память соро­ка­днев­ного пре­бы­ва­ния Иисуса Христа на земле по вос­кре­се­нии Его из мерт­вых.

После этого веру­ю­щие бла­го­го­вейно ожи­дают наступ­ле­ния полу­ночи, в кото­рую начи­на­ется свет­лая пас­халь­ная радость вели­чай­шего Празд­ника Вос­кре­се­ния Гос­пода и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа.

Пас­халь­ная радость есть святая радость, кото­рой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескон­ча­е­мая вечная радость вечной жизни и бла­жен­ства. Она и есть именно та радость, о кото­рой сказал Сам Гос­подь: “Воз­ра­ду­ется сердце ваше, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин.16:22 ).

Православная Жизнь

Слово праведного Иоанна Кронштадтского.

Великими называются потому, что в эти дни совершались величайшие события – страдания и смерть Богочеловека за род человеческий. Эти события столь велики и многозначащи, что если бы они не совершились, то мир и человеческий род погибли бы, как Содом и Гоморра или как первый мир, истребленный потопом.

Мир стоит потому, что есть Святое Семя. Семя Святое – стояние мира. Мир стоит потому, что есть в мире избранные и святые, молящиеся за мир. Мир стоит потому, что на Небе не восполнилось число избранных.

Да, велики эти дни. В эти дни совершилось примирение Неба с землею, снято проклятие с людей и дано верующим благословение, побеждена смерть, даровано воскресение и бессмертие, или пакибытие, дана благодать Крещения, Покаяния, прощения грехов, дана благодать на благодать. В эти великие дни совершились правдою и милосердием Божиим такие события, которым ужаснулось Небо и от коих земля трепетала, как древесный лист, скалы горные треснули, солнце померкло и тела мертвых воскресли и вышли из гробов, явившись многим жителям в Иерусалиме. Вот почему дни Страстной недели названы великими и вот какие чрезвычайные, благодетельные события произошли в течение их!

О, если бы, как скалы, треснули окаменелые сердца неверующих интеллигентов, толстовцев, пашковцев, штундистов и раскольников!

Итак, мир стихийный и человеческий доселе стоит и совершает свое благодетельное течение благодаря тому, что в Церкви Христовой водружен твердо крест и чтится верою и любовию распятый на нем Богочеловек, Который, предав Себя на страдания и смерть за нас, даровал для обновления растленному человеческому естеству Свое Божественное Тело и животворящую Кровь, поэтому доселе чередуются времена года: весна, лето, осень, зима – и не перестают смены дней и ночей, не перестают рождаться люди и всякие животные и земля произращать всякие плоды в пищу и наслаждение человека.

О неизреченное милосердие Божие! О долготерпение! О премудрость и правда Божия бесконечная! Господь даровал нам так бесконечно много, а мы что принесли или приносим Ему в благодарность? Свое окаянное, бесчувственное, безумное, многострастное, злое житие!

Господь всего Себя истощил для спасения человеческого рода, Себе умалил, зрак раба приим. и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:7–8), чтобы искупить Своими неповинными страданиями от вечной муки человеческий род. Сколько здесь безмерной благости и правды Божией! Ангельские, высокие, светлейшие, всеобъемлющие умы не могут надивиться такому снисхождению Божию, милости, правде и святыне Божества, Которое не может допустить совселения с Собою даже мгновенной нечистоты греха и всю силу благодати употребляет на то, чтобы совершенно изгнать его из человеческой природы, из человеческой души, сотворенной по образу и подобию Божию.

Какое смирение, какое снисхождение безначального Царя Славы, Господа Иисуса Христа, пред Которым благоговеют Небесные Силы, от взора Которого трепещут Небо и земля. Какое точное исполнение закона за нас, живущих во всяком беззаконии, ибо Он всеми Своими деяниями и словами научает нас точному исполнению заповедей Божиих. Как Он приблизился к нам, недостойным, Праведный – к неправедным, Безгрешный – к лукавым и злым, Пречистый – к оскверненным всякими нечистотами грехов, Благий и Кроткий – к мятежным, непокорным, Бесстрастный – к многострастным! Для чего? Для того, чтобы примирить с Отцом нас, отторгнутых от Него дыханием змия бездны, соединить с Ним грешных и дать прощение грехов, умерщвленных оживить, гордых научить смирению, непокорных – повиновению, потому что и Сам послушлив быв Отцу Небесному ради нас до смерти, смерти же крестныя.

Читать еще:  Иконе Светог Георгија Победоносца

Все страдания и безмерные скорби Господа за нас увенчались славным Воскресением Его из мертвых. Смерть убежала от Христа, жизнь воцарилась и царствует во веки веков. Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец… Первый и Последний. бых мертв, и се, жив есмь во веки веков, аминь; и имам ключи ада и смерти (Откр. 1:8, 17, 18). Где книжники, фарисеи, первосвященники, распявшие Христа? Исчезли, нет их со всеми их кознями и злобою, лицемерием, гордостью, завистью, а Истина – Христос – царствует вовеки. Так правда торжествует и будет торжествовать вовеки.

Страстная седмица

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице

  • Страстная неделя: самое главное
  • Преподобный Ефрем Сирин. Гомилия о страстях Спасителя
  • Митрополит Лимасольский Афанасий. Смысл Страстей и Воскресения
  • Протоиерей Андрей Ткачев. «Концентрированное Евангелие»: беседа о Страстной седмице
  • Игумен Нектарий (Морозов). Просто потому, что Он позвал
  • Иеромонах Ириней (Пиковский). 24 лекция. Страстная седмица: от Входа Господня в Иерусалим до Тайной Вечери (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов). «Чертог Твой вижду…»
  • Диакон Владимир Василик. Не бойтесь конца света! Размышления над песнопениями Страстной Седмицы
  • Анна Сапрыкина.В Страстную седмицу вместе с детьми (материнские заметки)
  • Юрий Кищук. Страх и совесть. Мысли в Страстную седмицу

Дни Страстной седмицы

Богослужение

Богослужебные особенности Страстной

Иконография

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной?

Каждый день недели носит названия Великого и наполнен особым символизмом. Страстная Неделя также последняя и самая строгая неделя Великого поста и подразумевает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Страстная седмица полна скорби и печали. Она заканчивается самым почитаемым в православном христианстве праздником Воскресения, который отмечается всю последующую Светлую неделю. В течение Страстной недели церковь не проводит таинств крещения и венчания, не празднуются дни святых и не поминаются умершие.

Великий понедельник посвящен воспоминанию евангельской истории об иссушении в этот день Иисусом бесплодной смоковницы, которая символизирует не приносящие духовных плодов души. Эпизод об иссохшей смоковнице знаменует и силу веры, и молитвы. В богослужениях вспоминается также сын Иакова — Иосиф Прекрасный, который из зависти был продан своими братьями в египетское рабство, также как Иисус был предан и осужден на смерть из-за ненависти и зависти иудеев. Освобожденный из заточения Иосиф царствует над Египтом, также как восставший из гроба Иисус царствует над миром. В понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб, овощи и фрукты (сухоядение).

Читать еще:  Впервые за четверть века врачи запретили Папе крестить младенцев

В Великий вторник думают о Страшном Суде и воскресении мертвых, вспоминается обличение Христом фарисеев, которые за наружной набожностью скрывали холодность и бездушность. Рассказывается также притча о 10 девах, которая призывает к духовному бодрствованию. В основе притчи лежит восточная традиция встречать с зажженными светильниками жениха и провожать в дом отца невесты. Она символизирует Второе Пришествие Христово в образе прихода жениха в дом. Пять мудрых дев заранее запаслись маслом для светильников, другие же, неразумные, поленились это сделать. Когда Сын Божий (Жених Небесный) пришел ночью, мудрые девы смогли его встретить и он забрал их с собой в Царство Небесное. Неразумные девы побежали покупать масло для ламп и в Царство не попали.

Храм Христа Спасителя

На Руси в Великий четверг было принято делать «соченное молоко» из остатков льняного и конопляного семени и на рассвете поить им домашних животных, чтобы оберечь их от болезней. К этой процедуре допускались только женщины. Во вторник и четверг Страстной недели разрешается есть горячую пищу без растительного масла.

Великая среда — день предания на страдания Иисуса Христа. В Великую среду сравниваются два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды, выбравшего духовную гибель. По преданию, в этот день Иисус отдыхал в доме Симона прокаженного, здесь к нему пришла всеми презираемая жена-блудница, чтобы излить свою душу и раскаяться. Она омыла ноги Иисуса слезами и помазала его голову благоуханной миррой, тем самым приготовив его к погребению. В этот же день иудейские первосвященники собрались на совет и решили взять хитростью и убить Христа, а Иуда решается предать за 30 серебряников своего Учителя. Церковь сравнивает два поцелуя: раскаявшейся грешницы Марии и предателя Иуды.

На Руси в Светлую среду собирали снег, талую воду, солили прошлогодней «четверговой солью» и обливали этим раствором скотину. Считалось, что это обережет домашнюю живность от всех болезней и напастей.

Великий четверг особенно выделяется в Страстной неделе, в этот день вспоминаются следующие события из жизни Христа: омовения Иисусом ног учеников — знак смирения, Тайная вечеря — на ней было установлено таинство Причащения (Евхаристия), молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. По иудейской традиции в четверг отмечался первый день Пасхи — праздник избавления от египетского рабства. Под видом хлеба и вина ученикам преподносится Тело и Кровь Иисуса, которые символизируют бескровную жертву, приобщение к Богу. Ночь с четверга на пятницу считается самым страшным моментом церковной истории, так как Иисус Христос был осужден на смерть.

Страстной четверг связан в народе со многими поверьями. По русскому обычаю в этот день нужно встать до рассвета и начать чистку себя, а затем дома, именно поэтому четверг получил название Чистого. В Чистый четверг ходили в баню, приговаривая: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». В этот день ходили также на реку окунаться в воду (независимо от погоды), вода должна была принести силу и здоровье. Было принято также совершать обряд омовения с «серебра» — в воду накануне клали серебряную монету. Придя домой после службы, освященной свечой выжигали на косяках и окнах охранительный крест. Особые поверья связаны также с «четверговой солью» — соль заворачивали в тряпочку и припекали в печи, такая соль считалась очищенной от скверны (руки Иуды). Соль наделялась целебными свойствами и хранилась весь год. В этот день также украшали дом, начинали печь куличи и красить яйца.

Страстная пятница — самый скорбный день, день траура. Пятница — день воспоминания Спасительных Страстей Господня. В этот день Иисус был предан иудейским властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер. В честь празднования иудейской пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде, что народ выберет Иисуса, но толпа остановила свой выбор на разбойнике. В иудейской традиции в этот день приносили в жертву непорочного ягненка. Распятие Иисуса Христа символизирует заклание Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Также как и кости жертвенного ягненка не должны быть переломаны, Иисусу не перебили колени, что в те времена делали со всеми другими узниками. В церквях в Страстную пятницу прекращается колокольный звон, в этот день ничего не едят до второй половины дня — выноса плащаницы, что символизирует снятие Иисуса с креста. Церковь в этот день призывает задуматься, не похожи ли мы на тех, кто предал Иисуса, не ищем ли в окружающих «врагов» и «еретиков», не поступаем ли против совести, пытаясь добиться материальных благ.

По народным приметам, если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном. Если под страстную пятницу заряно, то пшеница будет зернистой.

В Великую субботу вспоминают погребение Христа, сошествие Его в ад для возвещения победы над злом и освобождения душ верующих. Суббота — день покоя и ожидания. Священники переодеваются из темных одежд, которые носят в течение всей Страстной недели, в светлые, что символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом. На Руси в этот день заклинали морозы, чтобы они не губили урожая. По народным приметам в Страстную субботу крашенные яйцаопределяют погоду на лето. В этот день месяц встречается с солнцем, если день выдается ясным, то и лето будет хорошим, если пасмурным — то и лето плохим. На Руси верили, что бодрствование в ночь с субботы на воскресенье предохраняет от болезней, обеспечивает богатый урожай, девушкам обещает счастливое замужество, а мужчинам — удачную охоту. В субботу также принято красить яйца, так как они символ новый жизни и воскресения. В церкви освящаются куличи, пасхи и яйца. По другому поверью, если в воду для умывания опустить освященное яйцо, то это принесет здоровье и красоту, пишет Greenmama.

В субботу служба в церкви длится весь день и в полночь начинается светлая радость Пасхи, в которую празднуется избавления от рабства дьяволу, дарование вечного блаженства и начало новой жизни.

Страстная седмица

Великий пост длится в течение сорока дней. Это – время покаяния, исправления жизни. По окончании поста следуют два праздника: Лазарева суббота и Вербное воскресенье. В эти дни бывает послабление поста, можно вкушать рыбную икру (на Лазареву субботу) и рыбу (в Вербное воскресенье). Эти два праздника не относятся к Великому посту.

По прошествии этих двух праздников наступает седмица особой строгости в воспоминание Страшных Страданий Христа. Эта торжественная и скорбная седмица посвящена страданиям Христа. Она не входит в число дней Великого поста и стоит особо. Все дни этой седмицы называются «Великими» (Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.).

Святой Пасхе предшествует Страстная, или Великая седмица. Так называются 6 дней перед Пасхой, в которые Церковь вспоминает последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть.

К событиям Страстной седмицы православные готовятся все предыдущие дни поста, чтобы укрепиться духом перед последними испытаниями. Пощение и состоит в том, чтобы должным образом подготовить душу к Крестному подвигу Христа. Переживание Страстей Христовых открывает душу навстречу Господу, приводит к покаянному чувству. Плач о грехах соединяется с внутренним озарением, что Господь страдает и умирает и за меня, грешного, но совсем скоро грядет Его Воскресение. Это чувство дарит уверенность в том, что каждый христианин может обрести спасение в Господе.

  1. Смысл Страстной седмицы
  2. Богослужения Страстной седмицы
  3. Страстная седмица: день за днем
  4. Великий Понедельник
  5. Великий Вторник
  6. Великая Среда
  7. Великий (чистый) Четверг
  8. Страстная Пятница
  9. Великая Суббота
  10. Заключение

Смысл Страстной седмицы

Христос принял по Своей воле страшные муки, которые неподвластны даже человеческому воображению. И претерпел эти страдания, венчала которые Крестная смерть, ради грешных людей. Он принял на Себя грехи наши, грехи людей всего мира. Поэтому страдания эти настолько сильными и невообразимыми. Предреченные события многими ветхозаветными пророками сбылись в один день.

Этот самый важный в жизни человечества день называется Великая (или Страстная) пятница. В этот день совершилось великое событие – искупление рода человеческого от древней клятвы. Многие помнят события Ветхого Завета, когда Адам и Ева – первые люди – нарушили запрет Бога Отца от сотворения мира. Они съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Поэтому Бог вынужден был изгнать их из рая и лишить их вечной жизни.

Но Милостивый Бог не мог взирать спокойно на нарушение Его Божественного замысла о вечном блаженстве людей. Он послал на землю Сына Своего Единородного, Которого любил больше всего, для того, чтобы Он искупил людей от этой клятвы и снова смог унаследовать жизнь вечную.

Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост. Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы.

Богослужения Страстной седмицы

На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия. В Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду служатся утром Литургии Преждеосвященных Даров. На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой».

Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам.

В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира.

Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения.

На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения.

Страстная седмица: день за днем

Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию.

Великий Понедельник

В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа. Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос. Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни. Воспоминание целомудренного Иосифа в Великий понедельник побуждает христиан провести Страстную седмицу как можно чище.

Читать еще:  7 января можно было бы сделать нерабочим днем, считают в ЭПЦ МП

Евангельское чтение в этот день напоминает о иссохшей смоковнице, которая прообразует фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мертв.

В Великий понедельник служится литургия Преждеосвященных даров. На литургии Евангелие провозглашает слово Господне о признаках разрушения Иерусалима и о конце мира.

Великий Вторник

Во второй день страстной седмицы Церковь приводит в назидание верующим притчу о десяти девах. Елей в притче символизирует дела милосердия. Девы юродивые, у которых не достало елея, это суть благочестивые люди, которым не хватило дел милосердия. Через Евангельское благовестие о десяти девах Церковь призывает верных всегда бодрствовать, молиться и совершать милостыню и другие дела благочестия, чтобы пришествие Господа не застало нас врасплох.

На утрени читается Евангелие о том, как фарисеи и саддукеи, прикидываясь благочестивыми ревнителями о Боге, задавали Господу вопросы, стараясь подловить Его, чтобы предать на суд. Премудрый Господь, видя их помыслы, обличил лукавство и притворство книжников, обратившись к народу с проповедью о беззакониях священноначалия.

На Литургии Церковь благовествует о втором пришествии Христа и кончине века, продолжая тему, начатую в Великий понедельник.

Великая Среда

Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного, где Ему и ученикам была приготовлена вечеря. Женщина-блудница принесла миро, и возлила на голову Христа. Толкователи Евангелия объясняют ее поступок надеждой на очищение от духовной нечистоты, подобно тому как очистил Христос от телесной нечистоты Симона. Когда ученики стали упрекать женщину в напрасной трате мира, Спаситель запретил им, сказав, что она из любви ко мне сделала это.

Так и Церковь в среду Страстной седмицы учит верующих, что добрые дела это не только милостыня, но и посильное выражение любви к Богу. Сейчас принято оправдывать свое нерадение к Церкви тем, что Богу деньги не нужны. Однако приношение невидимому Богу, который незримо присутствует в храме, есть проявление любви к Нему. В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину во всем мире, где было проповедано Евангелие.

В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад.

В среду на Преждеосвященной литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. После этого отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы.

Великий (чистый) Четверг

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено таинство Евхаристии, или Причастия, и совершено омовение ног апостолов.

В день опресноков по ветхозаветному закону настала пора заклать пасхального агнца, а для Иисуса Христа настало время отходить к Отцу Небесному. Господь с учениками пошел в Иерусалим, чтобы заменить ветхозаветную Пасху новой — своими Кровью и Телом. Перед вечерей Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа.

В Великий Четверг служится Литургия св. Василия Великого. А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это – очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон.

На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. С куском хлеба вошел в Иуду сатана, и Господь сказал: “Что делаешь, делай скорее”. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками.

После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него.

После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь!

Страстная Пятница

В Великую Пятницу литургии не положено, служатся Царские часы. Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа – крестный ход с Плащаницей.

В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть. В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями:

  • утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть;
  • первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату;
  • третий час — осуждение на крестную смерть;
  • шестой час — крестные страдания Господа;
  • девятый час — смерть Иисуса Христа;
  • вечерня — снятие святого тела с Креста.

В этот день на утрени (на практике это богослужение происходит в четверг вечером) читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека.

Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи.

Великая Суббота

В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие. Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение предметов Пасхальной трапезы (куличей, крашеных яиц и творожных пасх).

Утреня символизирует положение Господа во гроб, Его погребение. Посреди храма читают непорочны — стихиры, которым предшествуют стихи из 118 псалма. По окончанию канона под колокольный погребальный звон верующие совершают крестное шествие вокруг храма со святою плащаницей. Евангельское чтение повествует о запечатствовании гроба и выставлении стражи из римских воинов.

На вечерней, соединенной с Литургией Василия Великого, в церквах читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении Господа и последовавшим за ними славным Воскресением.

Уже сама смерть Иисуса Христа — это предпразднство Пасхи, преддверие Его Светлого Воскресения. Как у тела дорогого покойника бдят родственники, так и христиане проводят ночь перед Пасхой в благоговейной страже у гроба Господа Иисуса Христа. При равноапостольном царе Константине бдение перед Пасхой проводили с особенной пышностью. Известно, что по повелению царя город был настолько ярко освещен, что затмевал своим блеском солнце!

Таким торжеством и всенощным бдением Церковь предупреждает верующих о необходимости всегда бодрствовать, чтобы не впасть в искушение и избежать нападений духовных врагов.

К торжеству пасхальной ночи готовит христиан чтение Апостольских Деяний, после чего храмы ярко освещаются и начинается торжественный благовест.

При пении канона плащаница переносится на престол, как истинный Хлеб и Питие, которым стал для нас Воскресший Господь.

Заканчивается Страстная седмица Светлым Христовым воскресением – Пасхой. Вечером служится полунощница, на которой Плащаница заносится в алтарь, а ближе к полуночи совершается пасхальный крестный ход. В полночь перед дверьми храма раздается пасхальный возглас священника и начинается Пасхальное Богослужение.

Заключение

В период Страстной седмицы православные люди стараются послужить Богу особым постом, во время которого плоть отвергается и возвышается дух человека. Каждый по мере сил показывает Богу свою любовь к Нему и верность, сочувствует страшным страданиям Христа, проливает праведные слезы от любви. Это – время тишины и бесстрастия, победы духа над плотью. И, как итог седмицы, следует радость о воскресшем Господе Иисусе Христе, безмерная и торжествующая над смертью.

10 фактов от митрополита Илариона о Страстной Седмице

Почему последняя неделя Великого поста называется Страстной

Великая седмица или как ее еще называют Страстная неделя получила свое название в память о последних днях жизни Иисуса Христа на Земле. Это последняя неделя Великого поста. Она заканчивается днем Светлого Христова Воскресенья.

Каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию из Евангелие. Каждый день Страстной недели во всех православных церквях совершаются особые службы и читаются особые молитвы. В течение всей Страстной недели церковь не проводит таинств крещения и венчания, не празднуются дни святых и не поминаются умершие.

Страстная неделя почему так называется: Великий понедельник, Великий вторник и Великая среда

В первый день Страстной недели вспоминаются патриарх из Ветхого Завета – Иосиф сын Иакова, которого его же собственные братья продали в Египте как раба. Подобно Иосифу, иудеи, возненавидевшие Иисуса Христа, предали Его смерти на кресте. Также в этот день вспоминают повествование из Евангелие в котором Иисус Христос проклял бесплодную смоковницу символизирующую душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры и чистосердечной молитвы.

Во вторник – второй день Страстной недели христиане размышляют о наступлении Страшного Суда, воскресении мертвых. В этот день также вспоминают притчи, которые Иисус рассказывал в Храме Иерусалима. Во вторник запрещается добавлять в еду масло растительных сортов.

В Великую среду христиане вспоминают решение Иуды Искариота предать Иисуса Христа за тридцать серебренников. В этот день также вспоминается жена-грешница, которая омыла слезами и помазала драгоценным миром ноги Христа, и этим приготовившая Христа к погребению.

Страстная неделя почему так называется: Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота

В четверг Страстной недели христиане воспоминают сразу четыре важных события: Тайную вечерю, Омовение Господом ног своих учеников, молитву Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предательство Иуды Искариота.

Согласно приметам, если человек хочет быть здоров на протяжении всего года, ему необходимо искупаться до восхода солнца. Также этой водой можно смыть все грехи, которые накопились за год.

Согласно народному поверью, человек, который делает генеральную уборку в доме, получает от Господа дар найти давно утерянные вещи.

В день Великой пятницы на Страстной неделе христиане предаются воспоминаниям о суде, распятии и смерти Иисуса Христа. Ночь с четверга на пятницу люди не спят, а молятся. На утреннем богослужении читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. На вечернем богослужении выносится плащаница, после этого начинается пение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы.

В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Спасителя, пребывание Его тела во гробе. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня. Великая суббота — День покоя. Это последний день Великого поста. В этот день пекут пироги, куличи и пасхи.

Страстная неделя почему так называется: день Светлого Христова Воскресенья

В день Светлого Христова Воскресенья принято радоваться из-за воскрешения Иисуса Христа. В этот день вместо приветствия люди поздравляют друг друга словами «Христос Воскрес!». На такое приветствие следует отвечать «Воистину Воскрес!»

В день Пасхи завершается Великий пост, по поэтому случаю среди верующих принято накрывать обильный и вкусный пасхальный стол. Трапеза должна начинаться с того, что каждый человек должен разговеться освященным в церкви куличом. Главные пасхальные блюда — это крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector