0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему многие христиане отрицают культуру?

Песня Аслана, или Зачем христианину искусство?

Нужно ли христианину светское искусство? Разве не достаточно ему того духовного богатства, которое явлено в творениях отцов Церкви и православных подвижников, в иконописи, церковной архитектуре и музыке? Тем более что светское искусство не всегда благочестиво, если не напрямую богохульно, как, например, современное, а жизнь многих мирских художников далека от христианских идеалов. Да, конечно, с этим трудно поспорить. Но… На светское искусство можно посмотреть и с другой точки зрения. Об этом размышляет Дмитрий Владиславович Менделеев, читающий в Сретенской семинарии будущим пастырям курс «Искусство, литература и культура как тема для миссии». Он убежден: «Любой художник в своем высоком творчестве молится Богу».

Так чем полезно искусство христианину? Почему появляется искусство кощунственное и отвращающее? Как пригодилось апостолу Павлу знание поэзии? И зачем герой К. Льюиса Аслан пел, сотворяя Нарнию?

Любое настоящее произведение искусства, любой шедевр, созданный с участием и по вдохновению Святого Духа, может быть использован для того, чтобы человеку, знающему искусство, но не знакомому с Евангелием, проложить мостик к Богу, помочь ему от простого перейти к сложному.

Искусство надо изучать, потому что это послание для современников и для потомков. Поэты и художники в лучших своих произведениях выступают как пророки. Многие из них вели достаточно аскетичную жизнь. Пусть даже в молодости у них случались какие-то падения, всё равно их жизнь была подвигом, безусловной жертвой. А некоторые из них умерли в буквальном смысле под забором. Мы не знаем, например, где могила Моцарта. В полной нищете скончались Вивальди, Пиросмани… К ним в какой-то мере применимы слова апостола Павла о пророках: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались в милотях».

Каким бы ни был густым кажущийся мрак в душе другого человека, в ней всегда светит Божий свет

Все мировые и человеческие трагедии, всю боль пропускают через свои сердца поэты и художники. Внимательное прикосновение к их судьбам, к их жизненному пути, а в основном к их душам (ведь их произведения – это обнажение их души) учит терпимости, пониманию, любви к людям. Культура и искусство способны воспитать христианский взгляд на брата своего: каким бы ни был густым кажущийся мрак в душе другого человека, в ней всегда светит Божий свет, Христов свет, просвещающий всех. И тем радостнее бывает найти что-то прекрасное в человеке, чем более невероятной казалась такая возможность.

Вот мы берем жизнеописание или какое-нибудь художественное произведение автора, который кажется нам не слишком благочестивым, начинаем читать… – и вдруг что-то такое узнаем из его жизни, из его поступков или его мыслей – исполненное любовью к Богу, к Матери Божией, к людям… И испытываем радость, похожую на радость того пастыря, который пошел за одной-единственной овечкой, оставив девяносто девять, и нашел ее.

Вырваться из сиюминутности

Искусство всегда играло воспитательную роль. Катарсис, очищение – это то, что испытывает человек при знакомстве с каждым хорошим творением. Искусство должно вырывать человека из сиюминутности, из суеты, заставлять его подумать о высоком, о себе самом как о грешном. В настоящем искусстве всё это есть. И, конечно, Церковь просто обязана пользоваться этим «оружием».

Апостол Павел, например, явно был знаком с греческой поэзией. Излагая перед афинянами суть христианского учения, он ссылается на поэтов: «Как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род» (Деян. 17: 28), а в Послании к Титу, оставленному для проповеди на Крите, цитирует местного автора (см.: Тит. 1: 12). Апостол знал поэзию, знал философию, знал жизнь Сократа…

Найди то, что близко твоему собеседнику, и говори с ним на его языке

Можно сказать: «Апостол Павел – исключительный случай! Он миссионер». Но ведь каждый христианин должен быть миссионером. Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). А к людям не придешь же просто так, им не скажешь: «А ну-ка все креститесь!» – «А зачем?» – «А вот так!» Это не аргумент. В лучшем случае выйдет, как некогда в Афинах: ну что ж, приходи, послушаем тебя… в другой раз. И Господь дает нам такое великое подспорье в проповеди – всю мировую культуру. Найди то, что близко твоему собеседнику, и говори с ним на его языке. Как апостол Павел учит: «Я был всем для всех».

Мироздание держится… на песне

К примеру, что такое поэзия? По-гречески ποίησις – это «творчество, сотворение». И поэт – «творец». Главный Поэт – Господь, главный Художник – Господь.

Царь Соломон замечает в Книге притч: когда Господь творил, премудрость была при Нем художницей (см.: Притч. 8: 30). А в Книге Иова Бог говорит, что мир творился при общем ликовании утренних звезд, когда все ангелы восклицали от радости (см.: Иов 38: 7). И вот современный нам автор К. Льюис рисует такую картину в одной из книг «Хроник Нарнии» («Племянник чародея»): когда Аслан творит Нарнию, он… поет! Это – попытка передать то, что происходило на самом деле с нашим миром.

Что делают в самые важные исторические моменты жизни народа Моисей, царь Давид? – Поют!

А что делают в самые важные исторические моменты жизни народа Моисей, царь Давид? – Поют. Прощаясь со своим народом перед смертью, Моисей поет, вкладывая в свою песнь проповедь о грядущем Спасителе, о Мессии. Царь Давид во время переноса Ковчега Завета – пляшет и поет.

Песня – это то, на чем держится жизнь и мироздание!

Вредно ли читать Андерсена?

Существует мнение, что для православного христианина неполезна или даже вредна культура, созданная представителями других религий или конфессий. Господь, мне кажется, дал ответ на этот вопрос. Вспомните библейские притчи. Что такое притча? Это художественное произведение, через которое Господь дает нам образы, проникающие в наше естество, запоминающиеся на всю жизнь. Знал ли Господь в реальности героев Своих притч – блудного сына, милосердного самаритянина, злых виноградарей, – не так уж принципиально. Главное – образ, который помогает понять то, что Господь хочет до нас донести. Притча – это художественная Правда.

Кто оказался ближним для человека в беде из притчи о добром самарянине? – Самарянин. То есть в нашем контексте это Андерсен – протестант; или К. Льюис – англиканин, или Дж. Р. Толкин – католик. Более того, мы можем искру Божию найти в откровениях, которые давались мусульманам, например, или японцам. У Акутагавы Рюноскэ есть потрясающе христианские произведения.

Любой художник в своем высоком творчестве обращен к Богу всем своим существом. Он молится. Он может не знать православных молитв, богословия, но сердце его раскрыто Богу, и, конечно, он получает что-то важное от Бога. Безусловно, мы не должны рассматривать эти произведения с точки зрения учебника по богословию. Но ясно, что есть что-то ценное, что Богом открыто для всех людей на свете. Поэтому искусство не имеет границ ни национальных, ни временных, ни пространственных.

Господь дал искусство людям, уже далеко отошедшим от Него: дал им то, что они могут принять без сопротивления, без отторжения

Кто был «отцом» всех играющих на свирелях и гуслях? Иувал, сын Ады и Ламеха, потомок Каина. Он изобрел это искусство. А почему? Да потому что люди перестали уже сердцем общаться с Богом, а это средство общения было для них еще доступно. Господь дал искусство людям, уже далеко отошедшим от Него: дал им то, что они могут принять без сопротивления, без отторжения. Как апостол Павел говорит: «Вы были младенцами, я давал вам молочное». Точно так же происходит и сейчас: есть люди, которые только такую духовную «пищу» могут принимать.

Царь Давид «воцерковил» искусство. Мы знаем псалом 150: «Хвалите Его [Господа] в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе…», то есть пойте хором, пляшите, стучите в бубны. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Так что «всякое дыхание», включая протестантов и католиков, может славить Господа. И нам надо, как учил недавно прославленный святой Паисий Святогорец, уподобляться пчелкам, которые находят и собирают мед везде, где могут, а не мухам, видящим везде только мусор и навоз.

«Роллтон» или монастырская трапеза?

Довольно многие из христиан считают, что им не надо изучать светское искусство. Но наша душа, как и тело, нуждается в пище – в качественной и хорошей. В пище нуждаются чувства, и воля, и эмоции, и ум – то есть всё, что составляет человеческую душу. Но, конечно, встает вопрос чистоты, качества пищи: «Роллтон» ты будешь есть или на трапезе в монастыре угощаться, где всё приготовлено вкусно и с любовью?

Конечно, монахи и подвижники, чья жизнь вся устремлена к Богу, которые одним Богом живут – и Бог питает их телесно и духовно, не испытывают нужды в искусстве. Матушка Матрона Московская видела всю красоту Божиего мира, во всей полноте получала ее непосредственно от Бога – как радость, как откровение. Но большинство из нас, увы! не таковы.

О кощунственном искусстве

К художникам и писателям, хулящим Господа, надо относиться так же, как к людям, в которых образ Божий сильно помутнен

А как быть с искусством, которое кощунствует, что сегодня не редкость? Как относиться к художникам, которые сознательно и декларативно отворачиваются от Бога? Я думаю, точно так же, как мы относимся к человеку, в котором образ Божий сильно помутнен: мы должны помнить, что это наш брат, что он создан по образу и подобию Божию, что душа у него христианка и она готовится к вечной жизни, жаждет ее. Конечно, чудовищное искусство вызывает у нас боль, но это должна быть и боль за человека, учинившего подобное, любовь к нему, сострадание к его состоянию. Мы должны прилагать все усилия, чтобы человек этот обратился, молясь о нем, стремясь донести ему Истину. Главное – идти навстречу, выходить к людям, как делали это святые апостолы Иоанн Богослов и Павел.

Читать еще:  Иконы из Италии и Греции

Выходить к людям зачастую страшно, больно, но их состояние – это же и наша вина, в конце концов. Глядя на нас, люди не видят света Христова! Мы сегодня живем не в эпоху гонений, мы у всех на виду. И если задать себе вопрос, почему же появляется богохульное искусство, то ответ, возможно, будет и таким: потому что эти художники и писатели в нас, христианах, не видят света Божиего, не чувствуют той самой радости, которую Господь дал Своим ученикам на Тайной вечере. И самое главное: любви не видят между нами! Редко слышишь: «Они – христиане: они все любят друг друга» (хотя, конечно, есть те, кто являет пример истинной христианской любви). А не видя любви у тех, кто проповедует Любовь, люди раздражаются. «Ради нас, – говорит апостол Павел, – хулится имя Христово у язычников» (ср. Рим. 2: 24). И это раздражение принимает подчас протестные формы.

А враг не дремлет, он тут как тут. Сам он лишен каких бы то ни было творческих способностей. Отторгнув себя от Божией благодати, он, естественно, потерял и творческие энергии, лишился сил, стал просто немощным духом, на которого мы плюем во время Таинства Крещения. Но ему так хочется участвовать в нашей жизни! Как он может это сделать? С помощью людей, у которых есть творческие способности: поставив себе на службу эти дарования. Чем более одарен человек, тем больше в него вцепляются бесы. Мы знаем это из жизни, из свидетельств Пушкина, Достоевского, Блока – огромного количества людей, иногда просто напрямую страдавших от бесов…

Для проповеди Истины надо пользоваться всеми инструментами, которые дает нам Господь, в том числе и искусством

Искусство – это Божий дар человеку, но он может быть поставлен на службу диаволу, а может – на службу Богу. Так что если мы, верующие, не хотим «монополизировать» радость жизни в Церкви, не хотим получать ее только сами, а всё-таки желаем нести её людям, надо пользоваться всеми теми инструментами, которые Господь дает в руки.

Чем христианство плохо

От автора страницы www.Proza.ru Колосовцева Дмитрия:
Я продолжаю серию публикаций материала взятого с сайта www.paganism.ru в период с 2003-2004гг. Озаглавленного Досье: Обвинение Христианства
Все права принадлежат их правообладателям, я не имею к текстам никакого авторского отношения!
И так, седьмая серия:

Чем христианство плохо

Досье: обвинение — к христианству.
— В моих многочисленных беседах и спорах с представителями православной церкви, они (представители) часто отговаривались следующим образом: «Не понимайте Писание Божье буквально! Оно полно иносказаний!» И после этой отговорки трактовали Писание так, как им было выгодно. Конечно, я просто не имею права оспаривать существование теологических теорий, трактующих написанное в Библии, но все же смею сказать, что: 1) с юридической точки зрения: если закон допускает несколько толкований, то это негодный закон, требующий изменения; 2) теории эти создавал не ваш бог, а все таки люди; а они смертные. говоря словами христиан — пути Господни неисповедимы, а потому имеет смысл обратиться к первоисточнику, а конкретно к всемирно известной литературной серии, называемой «Евангелие». Я не буду рассматривать апокрифы, к которым Ваша церковь относится странно, не смотря на то, что это христианские тексты (может Вы объясните мне, почему не все писанные Евангелия включены в лежащую передо мной Библию?), а обращусь лишь к тем писаниям, которые в эту Библию помещены.

Итак, чем плохо христианство?

Очень многим. Во-первых, это ЧУЖАЯ религия. Она и воспринималась на Руси как заморская, ромейская вера. Она принесла ЧУЖИЕ имена, чужое звучание. Это плохо и спорить с этим бессмысленно. Вспомним народную поговорку: «Чужой бог хуже своего лешего».

Конкретно ЭТОТ тезис кратко и точно иллюстрирует Святич :

==> Чем мне не любо христианство?

Да прежде всего тем, что это ЧУЖАЯ вера. Хотя бы этого одного уже достаточно.

Откроем Библию:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» — Исход 20,2., Исход 5,1.

Мы, славяне, к израильтянам не принадлежим. Наших предков из Египта Моисей не выводил. Какое отношение мы имеем к этому богу?

Слышу крик христиан: «Это Ветхий Завет! В Новом все иначе!»

Откроем Новый:
«Он же (Христос) сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» — от Матфея 15, 24-25.

Есть среди нас с вами здесь «погибшие овцы дома Израилева»?

Опять слышен крик христиан: «Это сначала! А потом он пришел ко всем! Читайте Павла!»

Ну чтож, откроем Павла:
«Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» послание к Римлянам 3,1-2.

Ну и? Что изменилось? Иудеи — дети божьи. У них все преимущества. А вы, христиане, тогда кто? А вы — рабы божьи (как неоднократно повторяется в вашей книге). А если у хозяина есть дети, являются ли они тоже господами для его рабов? Конечно, являются! Так что, христиане, следуйте завету вашего святого апостола Павла: «Рабы, повинуйтесь господам со смирением». Зря христиане от синагоги открещиваются, ведь элементарно получается: синагога для господ, а для рабов — христианская церковь. Христианская религия — это реформированный иудаизм. Только. для рабов.

Коротко и предельно четко.

— Крайняя нетерпимость христианства к иным мировоззрениям как до, так и после введения христианства во всех странах.
— Насаждение христианства зачастую силой и глумление над святынями иных религий
— Лингвистическая экспансия в языки покоряемых народов , а как следствие — стирание исторической памяти.
— Приписывание христианами себе чужих заслуг, (будто бы до них ничего не было, а было лишь голое место и обезьяны на ветках).
— Ведение и поощрение религиозных войн
— Возведение христианством в ранг «святых» отъявленных мерзавцев и злодеев.
— Подмена идеи справедливости лживой идеей милосердия
— Низведение человека да уровня раба господа вашего.
Нынешние господа и товарищи патриоты, неспособные существовать без фетишей, теперь сменили фетиш коммунизма на фетиш православия. Разберемся, откуда оно взялось. Издыхающий Рим оплодотворил давно мертвую Элладу, и от этого дикого союза родилась Византия — государство-упырь, выморочная империя, страна злодеев и фанатиков. И вот, официальную идеологию этого маргинального царства Россия и перенимает в самом, можно сказать, юном и неопытном возрасте. Россия с младенчества поражена трупным ядом. Неудивительно, что эта мертворожденная религия оказалась неспособна не только эволюционировать, но и породить что-нибудь более прогрессивное, хотя бы и отрекшись от него, как католицизм породил протестантство. Русское же православие породило только русский коммунизм.
Потому, что это «уже было». Все, что христианство могло сделать хорошего и плохого, оно уже сделало. На роль идеологии будущего оно не тянет уже давно. Ислам еще рождает убежденных, а Христианство? Так, Ирландия разве что, да какие-нибудь секты, которым все равно, за что себя сжигать.

Потому, что оно никак не разберется с «не мир, но меч» и «ударили по правой щеке, подставь левую». Извините, но что-нибудь одно. Двойной стандарт, знаете ли, никого не красит.

Потому что в его историческую основу положены (мнимые или действительные) события, которые современного человека никак не впечатляют. Преданий о магах, способных к самовоскрешению, хождению по воде, превращению воды в вино, было и до Христа достаточно. Да и сейчас технология такие штуки вытворяет, каковые в те времена показались бы чудесами похлеще христианских. А христианских чудес сейчас что-то не особо заметно.

Христианство, с одной стороны, постулировало ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ (одного конкретного!) человека — Богу (Богу! — Создателю Вселенной!, в которой наше Солнце и то, есть ничтожнейшая пылинка!, не говоря уже о планете!; что же сказать о населяющих ее?!), а с другой — отсекло людям путь к самостоятельному (без помощи бога!) совершенствованию (которое, по тем же язычникам-йогам, возможно вплоть до Божественного уровня; йоги же, кстати, на чудеса не скупятся и других с удовольствием обучают).

То пригодное, что есть в христианской морали, было известно задолго до христианства. Само же оно как только это лучшее не извращало.

Во-первых, каков поп, таков и приход, а в нашем случае (следуя мистическому правилу — что вверху, то и внизу) следует сказать — каков бог, таков и поп. Не надо забывать, что бог (как и прочие боги) сами выберают себе служителей. Если подавляющее большинство попов — пьянь и. как бы это сказать по приличнее. садомисты — то звиняй, батько! Стало быть такие богу приятнее — подобное к подобному (поймите меня правильно — философски).
Попытка разделить церковь и Церковь — «церковь-организацию» и «Церковь — Тело Христово» — это древний прием для самоуспокоения верующего, который сталкивается в повседневной жизни с безобразиями клира и прихожан. Но это же и начальный этап в сознательном покидании христианства (если хотите — признак выздоровления). Церковь земная (воинствующая) — есть неотъемлемая часть церкви небесной (торжествующей). Глава церкви не патриарх или папа, а сам И.Христос. Церковь земная — это его Тело. Если кто этого не принимает, то это уже не христианин.
Во-вторых. Можно подметить разницу в индивидуальной и коллективной (организационно оформленной) форме исповедания веры. Однако, это самообман — по причине маловерия и пренебрежения трудами «святых отец наших, апостол и иже с ними во блаженстве вечном ныне пребывающих». Дело в том, что вполне правильно определяя «компромисный» характер коллективной формы исповедания, неверно определяется какая часть чему принадлежит. Было бы неверно истолковать индивидуальное христианство, сказав нечто вроде «индивидуальные занятия религией тяготеют к естественности и жизне-, природо- подобию». Это как раз языческое мировоззрение(!), языческая составляющая христианства(!) — тот самый источник компромисса, с которым церковь-организация ВЫНУЖДЕНА считаться, дабы ей дружно не указали на дверь.
А суть чистого индивидуального христианства — СМЕРТЬ ПРИ ЖИЗНИ. Индивидуальный путь в христианстве — это монашество, это сознательное самоувядание, уничтожение в себе всех проявлений Живы. Природа чужда христианину по самой своей сути — его удел Пустыня и Молитва. В кельях не держат цветов, в кельях окна загораживают иконами — чтоб солнце не отвлекало от монашеского делания.
Если ваше нутро, ваше «индивидуальное христианство» против такого взгляда на христианство, то вы просто не христианин. Нынешние христиане озабочены в основном тем, как бы им поменьше отсвечивать, и как бы еще исхитриться понадежнее загримировать Тело Христово под гофрированный шланг. Они уже готовы отказаться от любых «замшелых догматов», лишь бы не прослыть ретроградами. Они готовы выставить на свет Божий любые места для обозрения и использования, лишь бы это прибавило им симпатий бизнесменов, рок-музыкантов, лидеров влиятельных меньшинств, прогрессивной молодежи. В России это не очень заметно только потому, что РПЦ ложится не под общественное мнение, а под исполнительную власть — но, уверяю вас, стоит последней отвернуть свой лик (или зад) от распятия, и «батюшки» будут срамно егозить перед журналистами, и скоренько устроят концерт «христианских рок-групп» в новооткрытом ХХС. Надо будет, они и публичный дом построят, и кондомы освященные будут продавать. Ой, только не надо кричать, что «это не мы, что это евангелисты (католики, протестанты, катакомбники, баптисты, адвентисты седьмого дня, староверы, раскольники, греко-католики. )». Они готовы вообще на все что угодно. Они постоянно говорят о терпимости, ибо сами в ней отчаянно нуждаются. Опять нуждаются. Как тогда, в Римской империи. Но это, увы, уже не та «терпимость, которая нужна злому и гадкому утенку, чтобы впоследствии расправить лебединые крылья и всех заклевать. Это уже поздняя кащеева мольба — не ломайте иголочку, дайте ему спокойненько чахнуть над своим златом. Увы. Церковь еще не умерла, но потеряла веру в свое бессмертие. Конечно, «пациент скорее жив, чем мертв», но вот именно что «скорее».
В последние века христианство сильно смахивало на полуживого больного в хосписе, подключенного к «искусственной почке», питаемого инъекциями глюкозы, с принудительной вентиляцией легких. Ее «симфония» с послепетровским государством (тоже слабым и на обе ноги хроменьким) вызывает примерно такие же чувства, как товарищеский поцелуй Брежнева и Эриха Хоннекера: брезгливую жалость. Это не значит, что в Церкви не было умных и достойных людей — напротив, они были, но именно этот факт лишний раз доказывает бесплодность и безнадежность христианства КАК УЧЕНИЯ. <==

Читать еще:  Зачем поститься, если в этом нет смысла

Приходится признать как факт, что организации претендующие на наместничество, именующие себя «церквами» — это преступники и убийцы духа. Они унижают и уничтожают подвижников, а потом причисляют их к лику святых. Они крушат любую свободу, инициативу и ответственность. Они служат причиной большинства войн на планете. Они лгут на каждом шагу. И что самое страшное, они подменяют естественную духовность своими у-бог-ими правилами. Правила эти возникли не от (любого) бога, а от политики церкви — орудия в руках священников, феодалов, генералов, президентов, политруков, методистов, и т.п.

Все попытки «умиротворения чудовища» в Истории кончались одинаково — чудовище, получившее палец, принималось с довольным урчанием пожирать руку. Рельефно и в высшей степени наглядно все это показала История человеческой цивилизации применительно, в частности, к христианству. Сегодня христианство давят на всех фронтах. Все больше открывается мечетей, буддистских и других храмов. Строятся славянские капища. ХРИСТИАНСТВУ УЖЕ НЕ УДАСТСЯ ВЫКРАСИТЬ ЗЕМЛЮ В ОДИН ЦВЕТ. Миссионеры от любой христианской конфессии могут кричать хоть до закладывания ушей и цитировать Библию хоть до умопомрачения. НО МЫ УЖЕ ВЫИГРЫВАЕМ!

Христианству как претенденту на ВСЕРУССКУЮ, а тем более ВСЕМИРНУЮ религию — конец. Обороняться легче, чем наступать. Особенно когда позиции хорошо укреплены. Вы, христианские миссионеры, пытаетесь наступать. Это вызывает уважение к вашей самоотверженности, но вызывает и жалость, поскольку дело Ваше проиграно. Осмотритесь кругом, сегодня не 11 век. Вы бьетесь устаревшими Житиями, а мы захватывающей приключенческой литературой, вы пробуете сменить оружие, мы обвиняем вас в отходе от традиций и сектанстве. А сколько людей ВООБЩЕ РАВНОДУШНЫ КО ВСЯКИМ РЕЛИГИЯМ . Достаточно одного вечера — и десяток человек будет тошнить от христианства. Пусть они не примут никакой другой религии, но они уже НИКОГДА не станут христианами. Но это не приведет к полному уничтожению христианства. Если такое будет маячить на горизонте, то я первый выступлю в его защиту. Пока же отсутствие христианства миру не грозит.

Ярослав Добролюбов
Дмитрий Янковский

ПОЧЕМУ УНИЧТОЖИЛИ ВЕРУ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Дисклеймер: автор не хотел задеть чувства верующих и уважительно относится ко всем религиям.

В понимании обывателя, язычество древних славян это- вера в нескольких богов, вместо икон деревяшки, вместо нормальных обрядов прыжки через костёр. Но почему же тогда столь никчёмную веру уничтожили? Неужели нашли в ней угрозу?

Ещё в школьных учебниках писалось, что с принятием христианства появилась мораль в обществе, появилась культура, да и вообще всё стало на свои места. Несмотря на это многие историки справедливо утверждают что с принятием христианства начались насильные крещения, людей заставляли крестится огнём и мечом, естественно все остатки от языческой культуры уничтожались, тотемы, книги, всё пожгли и конечно же дали ярлык «язычник» как имя нарицательное к любой неверной вере по их мнению, ведь раньше люди никак не называли своё мировоззрение, оно было истиной в последней инстанции, то что учит другому называется уже религией.

В ЧЁМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ ХРИСТИАНСТВА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА

Прежде всего язычество не совсем вера и не совсем религия, а скорее система знаний, или мировоззрение. Знания прежде всего о том как устроен мир, вселенная делилась на условную Явь(реальный мир), Навь(мир мёртвых) и Правь( истинна и закон, мир богов).

ЯЗЫЧНИКИ НЕ РАБЫ БОЖЬИ

Христианский бог в библии ведёт себя не справедливо, высокомерно и жестоко, как и написано в библии люди для него рабы божьи. В язычестве наоборот мы сыны божьи, никто тебя не простит, у тебя есть чёткая карма и попадание в темную навь или светлую зависит от тебя соответственно, в любом случае обитая в тёмной Нави вы можете встать на путь осознания, само осознание схоже с дзеном и не мало есть сходств буддизма и язычества. Понятия чакры, карма, энергия, есть почти во всех верованиях мира, кроме авраамических религий. В язычестве вы хозяин своей судьбы и никогда не поздно встать на путь осознания, даже после собственной смерти.

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫЧНИКОВ

Язычник никогда не навредит природе, наш предок РОД создал землю, мы не рабы, а потомки, это наш дом. Загрязнишь реки, значит загрязнишь кровеносную систему планеты, вырубишь все деревья, значит лешишь всеобщий организм лёгких. Гармония с природой важна, не один язычник не предпочтёт город, если есть возможность приехать на малую родину. Язычник всегда семьянин, предпочтёт иметь большую и крепкую семью, вместо гулянок по клубам и ссор со второй половинкой. Язычник- чтёт и славит богов, а не молится им, боги дали всё необходимое и вся ответственность лежит на человеке. Язычник поступает по совести и традиции, никто нам не закон! Законы распространяются на физику и математику, но не на нас с вами. Мы должны исходить из совести и представлять себе как хороший человек поступил на моём месте.

ВЫВОДЫ

Язычество развивает человека, делает из раба самостоятельного человека. Как я и говорил если человек «один в поле воин» и знает о себе больше чем хотелось бы государству, по сути становится неподконтрольным. Государству нужны рабы, а не думающие люди, нужны люди которые беспрекословно будут подчинятся законам и не задавать лишних вопросов. Религия делает человека более коллективным сознанием, словно овца которая действует в стаде. естественно стадом управлять легче чем полноценными людьми. Лишив человека знаний, от него ничего человеческого и не останется. Пора бы уже возвращаться к истокам, да прибудет с вами осознание!

Вторая часть

Для того чтобы перейти на следующую часть нажмите на синюю надпись.

Почему все русские христиане — на самом деле язычники?!

Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков), автор многотомной «Истории Русской Церкви», он признаёт, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры».

Согласились ли наши предки с крещением Руси? Скорее нет, чем да. Ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве в нашей современной жизни: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, завязываем красную нить на запястье, плюём налево и направо и при всяком удобном случае сыплем пословицами.

Обрядовая сторона многих двунадесятых христианских праздников, трепетное отношение к природе, вера в талисманы, обереги, приметы — все это и многое другое свидетельствует о поразительной живучести у нас языческих культурных традиций даже сегодня, в третьем тысячелетии. По сути дела мы и сегодня — двоеверцы: и христиане, и язычники в одно и то же время, причём язычники в большей степени, т.к. язычество вжилось в нашу повседневность и в наш быт.

В самом деле, все двунадесятые христианские праздники, отмечаемые на святой Руси, — христианские по сути, по обрядовой же стороне многие из них накрепко связаны с языческими традициями: Рождество (Рождество кого? — Бога Коляды, конечно; по-этому и название – колядки, а не «христовки» или «исусовки»), Сретение, Масленица, Благовещение, Красная Горка, Троица, Покров и др. Показательно, что все эти праздники давно уже ассоциируются в народе с тем или иным временем года, явлением природы.

Откуда это трепетное отношение к природе, как не от язычества, от его поклонения природным явлениям? А разве не от язычества — многоглавые храмы в Киевской Руси (Киевская София — о 13-ти главах, Десятинная церковь — аж о 25-ти), звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых сооружений, шатровый стиль русской архитектуры более позднего времени? И если все это действительно так, если влияние язычества оказалось столь длительным и заметным, то надо определенно признать следующее: мощные языческие корни отечественной культуры — это не слабость её, а показатель силы, самобытности, оригинальности. Не будь этих корней, наверное, не было бы и столь замечательной русской культуры, значение которой давно признано всем мировым сообществом.

Нужно сказать, что проповедуемую РПЦ религию за рубежом называют русским христианством, подчёркивая тем самым её необычность и самобытность, принадлежность к русской духовной силе. Была бы эта сила и духовность без язычества? Нет, конечно. Потому что, как мы сказали выше, язычество — основа русской культуры.

Читать еще:  Как Крещение связано с Миропомазанием

Чтобы понять насколько глубоко проникло язычество в нашу жизнь, нужно непременно обратиться к истории средневекового Новгорода. Во-первых, потому, что Новгород, хотя и не был типичным русским городом и стоял немного особняком, представлял собой, тем не менее пример высокоразвитого центра. А, во-вторых, потому что в связи с удачными раскопками на его территории, мы получили из самой древности вполне достоверную информацию о жизни славян, это один из самых больших исторических источников древней Руси.

Например, было установлено, что в самом начале строительства города, где Волхов вытекает из озера Ильмень, существовало языческое святилище древнеславянских Богов — Перуна и Велеса, которым поклонялись русские воины-язычники. В урочище Перыни располагалось под открытым небом особое святилище, круглое в плане, с жертвенным местом и идолом в центре. В обособленных углублениях пылал вокруг него восемь костров. Адам Олеарий, который побывал в Новгороде в 1635, описывает предания о вечном огне из дубовых дров вокруг идола Перуна. Таким образом, ещё в 1635 году (в то время, когда отцы церкви сообщают нам о тысячелетнем крещении Руси как завершённом свершившимся факте) ещё были языческие святилища, в которых горел священный огонь. С домашним же культом были связаны маленькие деревянные фигурки бородатых людей. В них можно рассмотреть изображения домовых, предков или праотцов. Фигуры домовых чаще встречались в слоях X-XI вв., однако, они есть и в слоях XII-XIII вв.

Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой. А в XVI в. вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Это XVI в.

При этом русская деревня еще долго-долго после этого была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.

Обрядовый же фольклор славян был тесно связан с календарными и некалендарными праздниками. Праздновали встречу зимы — Коляду и проводы — Масленицу. Праздник Красной горки и Радуницы означали встречу весны, которую провожали на семик. Были летние праздники — русалии и Купала. Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе три — Семик, Троица и Иван Купала. Троица и по сей день отмечается на 50-й день после Пасхи, а Семик накануне отмечали — в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назвали «семик». Его связывали с культом природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали цветами и ветвями деревьев, в основном березы. Троицыну неделю на Руси называли — «зеленой». Девушки в эти дни, надев лучшие наряды, отправлялись в березовую рощу, находили молодую красивую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами и цветами, водили хороводы, пели песни, восхваляющие березу. П

раздник Ивана Купалы приходится на время летнего солнцестояния. Купала — языческий праздник поклонения человека водным стихиям. Две из них огонь и вода участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому обязательно разжигали костры и устраивали купания. Среди игр любимой были прыжки через костёр. Считалось, что если парень с девушкой не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб. Церковная реформа патриарха Никона согласно источников не имела своей целью освобождение от языческих обрядов в христианстве. Цели были другие, но изменения, привнесённые этой реформой, не могли не сказаться и на этой стороне жизни славян. Указы Петра I о переходе на новое (юлианское) летоисчисление и “О бритии бород и усов всякого чина людям” тоже не способствовали сохранению традиции людей.

Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый — природный, земледельческий. Второй — языческий тоже соотносился с явлениями природы. И третий, самый поздний календарь — христианский, православный, в котором только одних великих праздников, не считая Пасхи, — двенадцать, остальных и не счесть. Некоторые славянские праздники за многие годы не раз меняли свои сроки. Причин много. Петр I, например, в 1700 издал свой указ о переходе на новое (юлианское) летоисчисление и при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января). Однако в древности главным праздником считалось Рождество, а не Новолетие. Поэтому, наверное, Петровский Новый Год, приближенный к Рождеству, не отторгался славянами. С построением городов, индустриализацией и отлучением от земли-матушки славяне стали меньше внимания уделять праздникам земледелия, а больше праздникам позднего календаря, которые менее привязаны к посеву и сбору урожая. И Новолетие стало праздноваться с бỏльшим предпочтением, чем, например, осенний праздник Рода и Рожениц. Но кто знает, не является ли язычество тем неопалимым огнём, который всегда согревал любящие сердца славян…

Используемая литература.

1. ХРОНОГРАФ, век XVII
2. Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. М.: Политиздат, 1988.
3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв., 1997.
4. Рыбаков Б.А. Культура средневекового Новгорода.

Верить в переселение душ нам не дает наше тело

«Хорошую религию придумали индусы», — пел о переселении душ Владимир Высоцкий. Между тем учение о реинкарнации по-прежнему остается экзотическим для большей части планеты. Что ему мешает стать общим достоянием, почему не верят? Об этом «Правде.Ру» рассказывает экстрасенс и мистик звука Юлий Котов.

Читайте начало интервью:

Игорь Буккер: Насчет переселения душ, реинкарнаций… Многие считают, что это обман, хотя есть документально зафиксированные факты из разных стран — люди вспоминали, кем они были раньше. Многие деятели культуры, философии считали, что переселение душ есть.

— Все намного проще, чем мы думаем. Почему люди не принимают реинкарнацию? Во-первых, мешает страх смерти. Человек очень привязан к своему телу и все время забывает про душу. Говорит: я тело, рука, нога, глаз, рот, все что угодно — но только не душа, я не индивидуален. И страх смерти несет энергию невежества, в которую человек очень сильно погружается, он становится простым материалистом.

Почему много атеистов — они боятся, что что-то есть потом. Как говорится, самые верующие люди, часто вспоминающие Бога, это атеисты, потому что всегда есть страх.

— Кто-то сказал, что атеизм — вывернутая наизнанку религиозность.

— А что с христианской точкой зрения?

— Христиане отрицают, потому что опираются на писание Иисуса Христа. Он говорил: вы попадете в царство Божие, если будете следовать моим заповедям.

— Царство Божие внутри вас — это его же слова. Это не значит, что ты попадешь «из одной комнаты в другую» и там будет царство Божие. Тут все же есть конфессиональные тонкие моменты, и это нужно решать отцам церкви, в том числе беседуя с буддийскими служителями.

— Это было уже, беседовали. Бхактиведанта Прабхупада, носитель ведического знания, общался с очень крупными католическими священниками, и все остались довольны друг другом. В чем-то они, конечно, не сошлись, но Прабхупада смог донести до них, что многие факты из Вед реальны.

Христиане верят в то, что если будут служить — вернутся. Но вот многие не служат, и им тяжело нести аскезу, и не все попадут в царство Божие.

— А еще момент сложный, если человек переродится в другом теле со сменой пола.

— Это очень редко.

— В общем, трудно на себя примерить другую личину и облик. Тут какие-то ментальные особенности.

— Видите, как люди сильно привязаны к своему телу. Потому и не могут поверить, что душа из него выходит. Но давайте даже обратимся к физике: энергия никогда не останавливается, она переходит из одного состояния в другое. Душа — это же энергия!

— Раньше люди считали, что Земля находится в центре Вселенной. Но все равно масса секретов остается, на все найти ответ мы не можем. Это все в целом непонятно для человеческого сознания.

— Смотря кто как ищет. Есть же ведическая космология — о том, какие планеты существовали, откуда нас привезли, вплоть до того, что были корабли, на которых перемещались живые существа… Отметим еще учение Дарвина, который сказал, что мы произошли от обезьян. Но тоже если включить логику: вот я, человек, потом мама, потом бабушка, потом еще бабушка, потом еще бабушка и потом, раз, обезьяны. А это совершенно другой живой организм. Это как машины, самолеты, вертолеты, они же управляются кем-то.

Когда заканчивается эпоха Кали-юга?

— Нескоро. Прошло только пять тысяч лет, а она длится где-то 438 миллионов.

— Поэтому до конца света еще…

— Нет, это все фарс, не верьте ни в какие концы света, этого не будет. Если бы все было так просто… Фарс людей, которые хотят ввести в заблуждение.

— Но буддизм же исходит из того, что все всегда меняется, ничего нет вечного.

— Это буддизм, но по другим наукам что-то можно изменить, потому что у тебя есть выбор, от тебя зависящий. Я хочу быть хрюшкой, и ты идешь хрюшкой, потом ты идешь собачкой, потом кошечкой, потом коровкой, потом человеком. И тоже зависит выбор от тебя, потому что снова мы приходим к уровню развития духовного. Без духовных знаний мы не сможем далеко уйти.

Изучайте духовые знания. Материально-физические хороши, пока мы живы. И не забывайте о практике, хотя бы читайте молитвы каждый день по 15 минут. Жизнь качественно изменится, я на себе проверил.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector