0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему мы обращаемся к Кресту как к личности?

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

В пастырской практике встречаются недоуменные вопросы людей о том, почему и когда Крест, на котором распяли Христа, получил эпитет «Животворящий», он ведь не может дать жизнь, будучи оторван от корней и не получая минеральных веществ как и другое растение? И второй вопрос том, почему мы обращаемся к неживому предмету как к личности?

Это живые вопросы казалось бы противоречащие формальной логике. Отрезанная часть дерева не может дать ту жизнь, которой не имеет; не может оживотворить человека. Личностное обращение направлено к тому, кто может обдуманно его принять. Крест не человек и не обладает разумом, способным понять человека. Зачем тогда ко Кресту прилагается эпитет «Животворящий» и он удостоен личностного обращения?
Орудие искупления стало животворящим, потому что на нем жизнь не окончилась. Здесь необходимо вспомнить то, что Крест является антагонистом Райского древа жизни, чей плод праотцы вкусили преждевременно, чем и согрешили. «Разруши повеление Божие преслушание, и древо принесе смерть человеком, еже неблаговременно причастно бывшее…»[1], поется на утрене праздника Воздвижения. Их непослушание привело к смерти. Смерть Иисуса Христа на Кресте и последующее Воскресение на Кресте преобразовали значение древа: теперь это древо в своем главном значении, дерева, уже не древо смерти, но древо жизни. Подобно тому, как райское древо стало древом смерти, через преслушание, так Крестное древо стало древом жизни через послушание. Эта параллель прослеживается и в Священном Писании и в Священном Предании в святоотеческих трудах, богослужебном наследии, а также через артефакты. Так на обороте креста княгини Евфросинии Полоцкой (1161 г.) так и написано «Древо жизни».

Какие прообразы Креста мы встречаем в Ветхом Завете:

1) Медный Змий, созданный Моисеем и повешенный на знамя в лагере иудеев, которых кусали змеи, в наказание от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, укушенный змеей, взглянув на медного змия, не умирал (Числ. 21: 4–9).

2) Благословение Иаковом сыновей и внуков, произошло положением рук на головы сыновей стоявших напротив отца: Ефрема (стоял слева) и Манассии (стоял справа). Вместо того, чтобы протянуть руки и благословить правой рукой Манассию, а левой — Ефрема, он скрестил руки и благословил правой рукой Ефрема, а левой — Манассию, чем младшему предпослал первенство. Этим благословением праотец Иаков дал понять, что настанет время, когда люди будут получать благословение Божие не по старшинству или происхождению (не имея достойных качеств для этого), а по своим добродетелям (Быт. 48:13–15).

3) Крест, начертанный Моисеем при переходе через Чермное море. Начертав крест, Моисей разделил море и при переходе, таким же образом, начертав Крест, сомкнул. Для иудеев переход через Чермное море был бегством и спасением от войск фараона, потопленных в море (Исх. 14).

4) Превращение горькой воды в сладкую путем погружения дерева в воды Мерры на пути иудейского народа из Египта к Синаю, было прообразом древа креста, которым преодолевается горечь страданий на земле и подается вечная жизнь (Исх. 15: 25).

5) Руки Моисея, воздетые крестообразно в борьбе с амаликитянами (Исх. 17: 8–13).
Все эти прообразы описаны памятнике I в. в послании апостола Варнавы (гл 11–12)[2].

В этих прообразах крест и древо имеют значение подателя благ. В дальнейшем как конечный предмет подающий благо на пути от Бога к человеку Крест и назван Древом Жизни, позднее — Живоносным.

Именно Крест Христов, найденный царицей Еленой воскресил умершего, дал ему жизнь. В исторических источниках и у святых отцов этот Крест Христов и именуется «живоносным».

1) «Древо крестное» так называет Крест святитель Кирилл Иерусалимский (315–386) в «Огласительных словах» (4:10 и 13:4).

2) «Древо жизни», называет Крест святитель Григорий Нисский (335–394) в «Послании о жизни преподобной Макрины» (XXX)[3].

3) В богослужении на «Воздвижение Честного и Животворящего Креста» (IV в.) Крест именуется: «Древо пречестное»[4], «Животворящее древо»[5], «Древо сущаго живота»[6], «Крест Твой Честный»[7], «В раи мя прежде древо обнажи, о вкушении враг принося умерщвление; Креста же древо, живота одеяние человеком нося…»[8] (Здесь проводится параллель древа райского, лишившего человека тела, одежды души посредством смерти, с древом жизни, Крестом, даровавшем одежду жизни, тело.), «Жизни древо»[9], «Крестное древо»[10], «Крестное Живоносное на земли насадися древо…»[10], «Величай, душе моя, Животворящего Креста Господня Воздвижение»[11].

4) «Древо бессмертия», «животворящее древо» — так называет Крест Христов преподобный Андрей Критский (660–740) в проповеди на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

5) Животворящим Крест именуется в 73 правиле VI Вселенского Собора» (VII в.), запрещающем изображать Крест на земле и предписывающем «воздавать ему должную честь»: «Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати»[12].

6) Летописец Феофан Византийский (760–818 гг.) в «Хронографии» сообщает: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях» (год 5817 (324/325))[13].

7) «Корень жизни» называет Крест Иосиф, архиепископ Солунский (IX в.) в проповеди на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
На богослужении в честь «Воздвижения Честного и Животворящего Креста» (IV в.) мы находим обращения ко Кресту как к личности и Его олицетворение: «Радуйся, Кресте»[14], «Ты мой покров державе неси, тричастный Кресте Христов: освяти мя силою Твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю Тя»[15], «Спаси ны,Кресте, силою Твоею, освяти ны светлостию Твоею, Честный Кресте, и укрепи ны Воздвижением Твоим, яко свет нам дарован еси, и спасение душ наших»[16], «Просвети ны светлостию Твоею, Кресте Живоносный, освяти ны крепостию Твоею, Всечестный Кресте, и утверди ны воздвижением Твоим, воздвизаемый ко ополчению врагов»[17], «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победо….»[18], «Радуйся, Господень Кресте»[19], «В Тебе, треблаженне и жизнодавче Кресте…»[20], «О треблаженное древо…»[21], «Тебе, приснопетое древо…»[22].

Почему мы обращаемся к Животворящему Кресту как к личности? Сам Он имеет в себе силу не автономно, а потому, что усвоил силу Божию в частности те свойства Божии, которые позволяют обращаться ко Кресту как личности. Об этом достаточно обширно пишет в своей 11 беседе преподобный Исаак Сирин (VII в.). «Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге, которому Народ поклонялся с великим благоговением и страхом, – , совершая в нем чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом, то есть, кто смотрел на него в страхе, как бы на самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нем. Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в этом поклоняемом образе Креста, который почитается нами в великом сознании Божия. »[23]. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет (на время издания книги — архиепископ), что «Начиная изложение своей темы, Исаак подчеркивает, что в Кресте нет особой силы, отличной от той вечной и безначальной силы, которая привела в бытие миры и которая управляет всей тварью в соответствии с волей Божией»[24].

Читать еще:  «Операции шли одна за другой…»

Неужели мы можем пренебрегать заповедью: «не сотвори себе кумира», поклоняясь Кресту? На это преподобный Исаак отвечает: «Как это так, что Бог сказал в Законе Народу через Моисея: Не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу или подобию, – и однако же ковчег рукою плотников был построен, и эти скрижали были высечены руками Моисея из горы и его перстом надписаны? Но поскольку употребляли имя идолов по отношению к тем , они получали наказание, тогда как в случае этих , поскольку славное и поклоняемое имя Божие было помещено на них, сила Божия была явлена в них открыто. Помощь и спасение через них получали , и страшные знамения совершались в них сверхъестественно. Такими же Крест. Ибо сразу, как только этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, которая обитала там, и наполняется ею и становится местом божественной Шехины – даже в большей степени, чем . Когда мы смотрим на во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть того Человека, что был распят на нём, божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и все это через Крест»[25].

Это поклонение воздается Тому, Кого олицетворяет предмет поклонения. «И всякий раз, когда приближаемся мы к Кресту, мы как бы к телу Христову приближаемся: так это представляется нам по вере в Него. И через наше приближение к Нему и всматривание в Него мы сразу сознательно восходим умом своим на небо. Как бы благодаря некоему невидимому и сверхчувственному видению и почтению к человечеству Господа нашего поглощено сокровенное видение наше неким созерцанием таинства веры. »[26].

Крест невидимо олицетворяет Божество Христа, а видимо — Его человечество. «Крест – это одеяние Христа, точно так же, как человечество Христа – одежда Божества Его. Так образом, ожидая времени, когда истинный Прообраз будет явлен: тогда те предметы будут не нужны. Ибо Божество живет в человечестве неотделимо, без конца и навеки, то есть без ограничения. Поэтому мы смотрим на Крест как на место Шехины Всевышнего, святилище Господне, океан тайн домостроительства Божия. Благословен Бог, Который посредством материальныхпредметов на всякое время таинственно приводит нас к знанию невидимости Своей; Он сеет и напечатлевает в разуме нашем память о заботе Его о нас во всех поколениях, посредством видимых форм связывая разум наш любовью к сокровенности Его»[27].

В христианской традиции применение к Кресту эпитета «Животворящий» связывается со спасительной и дающей вечную жизнь силой крестной смерти Иисуса Христа, а также с чудом, произошедшим, согласно преданию, при обретении Креста.

Поскольку Крест именуют древом, то, следовательно, он должен и приобретает вид древа. Особенно это наглядно выражено в армянских крестах хачкарах, на гробнице князя Ярослава I, также на тельных крестах[28].

Таким образом, осознание значения Креста в деле спасения человека, привело христианскую мысль к наименованию Креста древом жизни в противоположность древу, от которого прародители вкусили и умерли. В Ветхом Завете встречаются прообразы Креста как древа посредством которого совершаются жизненно важные действия в среде богооизбранного народа. После нахождения Креста в Иерусалиме и его идентификация среди прочих двух Крестов через воскрешение умершего дало основание называть крест Животворящим. Понимание того, что в Кресте обитает сила Божия, привело к олицетворению Креста, который слышит молитвы и обладает человеческим восприятием воспетым в богослужении. В молитве на освящении Креста есть слова: «призри милостивно на знамение сие крестное, и низпосли Божественное Твое благословение и благодать, подаждь ему силу и крепость… исполни его Твоея силы и крепости»[29], которые отображают понимание Креста, как предмета, вмещающего силу Божию.

Примечания:

1. Утреня. Тропарь 7-й песни канона.
2. Послание апостола Варнавы // Писания мужей апостольских., 2008. Сс. 103–106.
3. Григорий Нисский, свт. Послании о жизни преподобной Макрины // Григорий Нисский, свт. Аскетические сочинения и письма. М., 2007. С. 166.
4. Утреня. Стихиры на хвалитех. Гас. 8. Самоподобен.
5. Стихира на поклонение Кресту, глас 2.
6. Вечерня. Стихира на литии. Самогласна, глас 1. Андрея Иерусалимского (VIII в.).
7. Вечерня. Стихира на литии. Самогласна, глас 4. Льва Деспота (императора Льва VI Мудрого, X в.).
8. Утреня. Седален по полиелее, глас 8.
9. Утреня. Тропарь 7-й песни канона.
10. Там же.
11. Утреня. Ирмос 9-й песни канона.
12. Там же.
13. Каноны или книга правил. Спб., 2000. С. 92.
14. Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М. 1884. Сс. 19–20.
15. Стихира на поклонение Кресту, глас 2.
16. Вечерня. Стихира на литии. Самогласна, глас 2. Льва Деспота (императора Льва VI Мудрого, X в.).
17. Вечерня. Стихира на литии. Самогласна, глас 4. Льва Деспота (императора Льва VI Мудрого, X в.).
18. Вечерня. Стихира на литии. Самогласна, глас 4. Песнописца Анатолия (IX в.).
19. Вечерня. Стихира на стиховне. Самоподобен, глас 5.
20. Там же.
21. Утреня. Седален по 3-й песни, глас 4.
22. Утреня. Ирмос 5-й песни канона.
23. Утреня. Тропарь 5-й песни канона.
24. Исаак Сирин, прп. Беседа 11. О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой , и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; совокупность этого несет всесильный Крест. // Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2013. С. 139.
25. Иларион (Алфеев), архиеп. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб. 2010, С. 248.
26. Там же, сс. 140–141.
27. Там же, сс. 142, 143.
28. Там же, сс. 144, 145.
29. Троицкий Н. И. Креста Христа — «древо жизни» // Ставрографический сборник. Кн. 2: Крест в Православии. М.: «Древлехранилище», 2003. Сс. 20–26.

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?
  • Прощение и прощеное воскресение
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
  • Как терпели скорби Оптинские старцы
  • Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
  • 10 советов постигающим веру
  • Феофан Затворник, святитель. Житие
  • В сети появились фейковые страницы «Дышу Православием»
  • Как обрести душевный покой?
  • Вино в христианстве
  • Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
  • Пасочница — как делать пасху
  • 50 советов от Феофана Затворника
  • Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Петр Первозванный, апостол. Житие
  • Женщина в Церкви
  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
  • Соборование. 10 вопросов о Соборовании
  • Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • Адам Ветхий. Житие
Читать еще:  Более 20 тысяч крестоносцев пришли в Иосафатову долину

Наши друзья

«Да воскреснет Бог» — почему мы молимся кресту?

Почему в молитве «Да воскреснет Бог…» мы обращаемся к Кресту, как к одушевленному предмету? Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом» (Пс. 67: 2-4).

Святитель Афанасий Великий пишет: «Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы. 67). Слова этой молитвы «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой. Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым:

– Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем (1Пар. 16: 32).
– Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14: 7-8).
– Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис. 49: 13).
– Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это (Иоиль 2: 21).
– Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен (Ис. 23: 1).
– Устыдись, Сидон; ибо [вот что] говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц» (Ис. 23: 4).
– И покраснеет луна, и устыдится солнце (Ис. 24: 23).

Если бы эти выражения встречались не в Священном Писании, а только в православной духовной литературе, то протестанты и представители сект не упустили бы возможность сказать о «неоязычестве», «идолопоклонстве».

Укоряют они нас и за поклонение кресту. Вновь обратимся к священным текстам. Дозволяет ли Слово Божие поклоняться святыням?

– Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним (Иис. 7: 6).
– А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. (Пс. 5: 8).
– Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98: 5).
– Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его (Пс. 131: 7).
– Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2).
– Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. (Евр. 11: 21).

Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере).

Чтобы избежать ложных обвинений, надо избавиться от предвзятости. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что Бог в Православии понимается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий.

Зачем мы поклоняемся Кресту?

Недавно в редакцию позвонила женщина. Она заявила, что установленный на выезде из Покровска (Энгельса) Поклонный крест отторгает людей от Церкви и его надо срочно убрать. Аргументы были более чем странные: таких крестов никогда не ставили в России и что это просто отмывание денег. Понятно, что некоторым людям легко сопоставить такие вещи, как Поклонный крест и финансовая махинация. Но православному человеку очень больно слышать подобные высказывания. Поэтому мы постараемся разобраться, насколько человеку в жизни необходим крест, почему некоторые люди боятся крестов и откуда появилась традиция устанавливать Поклонные кресты.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

Традиция установки Поклонных крестов восходит к основоположникам нашей веры, к апостолам. Апостолы водружали Поклонные кресты, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении креста святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах.

Святая равноапостольная княгиня Ольга установила крест в память о видении около града Пскова трех пресветлых лучей. Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм в честь Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание Святой Троицы передано было преподобному Сергию Радонежскому.

Кресты ставили по обету, например, при рождении наследника или по случаю важного события в жизни семьи. Такие кресты на Руси назывались обетными. Так, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память о рождении в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный. Обетный Поклонный крест могли поставить всем селом, например, по случаю небесного заступничества при эпидемиях, падеже скота, засухе и прочих бедах и напастях. Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружения креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель.

Архимандрит Илия (Рейзмир) сказал, что крест — это сила и слава всех от века святых. Сила святых — значит, сила Церкви. И Православная Церковь с древнейших времен до настоящего времени считает крест великой защитой от всякой заразы, как телесной, так и духовной. В каноне Честному и Животворящему Кресту (творение Григория Синаита) Православная Церковь воспевает: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая… Яко триобоюдный меч начала тьмы сечеши… кресте, оружие великое Христово и непобедимое победительство всесильное».

Крест — хранитель всея вселенныя

Что для православного человека означает крест? Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Крест есть Божественная сила, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Крест исцеляет всякие болезни, воскрешает мертвых, прогоняет от людей полки демонов, погашает страсти в сердцах людей, доставляет чудесные победы на войнах с неверными. Крест есть Божественная слава Христа, искупившего в нем мир, падший в глубину погибели, разрушившего проклятие человечества и исходатайствовавшего ему благословение Отца Небесного, победившего смерть нашу и даровавшего всем воскресение из мертвых».

В этом смысле крест Христов для православного христианина — прежде всего символ спасения. Поэтому в жизни каждого православного христианина, от самого ее начала и до земного завершения, крест воспринимается как знамя победы, как символ той Жертвы, которая была принесена на Голгофе.

Читать еще:  КДА начала курс онлайн-лекций для студентов из США

Те, кто хотя бы один раз был на великом повечерии в первые дни Великого поста, хорошо знают, что там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. А в последовании великого повечерия есть такое обращение: «Непобедимая и непостижимая Божественная животворящая сила Животворящего Честного Креста, не остави нас, грешных». Обращение ко кресту есть в вечерней молитве: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Причем словами «О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай мне со Святой Пречистою Девой Богородицей и со всеми святыми» мы обращаемся ко кресту как к живому существу. Потому что крест Христов обладает живительной силой спасения, и эту силу Господь дарует любому, приходящему к Нему с верой.

Крест — красота Церкве

Православная Церковь непрестанно свидетельствует о силе и животворности креста. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что «знамением и силой креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами. В кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими».

Крест — царей держава

Согласно церковному преданию, именно знамение креста помогло императору Константину одержать победу в битве 312 года. Евсевий Кесарийский описал эти события так: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, император собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: “Сим победиши”». Константин приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. После этого Константин запретил гонения на христиан и впоследствии принял христианство.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский всегда шел на брань с крестом и чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Перед выступлением в поход все его воины исповедовались и причащались. Князь Андрей говорил им, что крест — его главное оружие, а не мечи и копья, и что без помощи Божией бессильны будут храбрость и численность войска. Воины Андрея Боголюбского на коленях молились перед Владимирской иконой и честным крестом Христовым. Летописи сохранили для нас эту молитву, составленную князем-страстотерпцем: «Владычица, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет. И мы, рабы твои, имеем в Тебе стену и покров, и Крест Сына Твоего, как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их».

Крест — верных утверждение

Наши православные предки ставили Поклонные кресты на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек мог помолиться Господу или небесным покровителям. Такие кресты назывались придорожные, межевые. Ими отмечали въезд в город или село, а также границы сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри.

Крест — Ангелов слава и демонов язва

Враги креста — враги Христовы. Человеку не нужно страшиться креста, креста боятся демоны, а человек должен бояться лишь Бога. По словам Иоанна Златоуста: «Страх пред Богом есть великое благо», а псалмопевец Давид говорил: Начало премудрости страх Божий (Пс. 110, 10). Поэтому для каждого православного человека крест должен быть оружием правды, оружием истины, оружием мира. Но это оружие может быть бессильным в неопытных руках и даже опасным. Непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения.

Надо всегда помнить, что Крест — якорь нашего спасения, лествица, возводящая на небеса, делающая нас подобными Богу. У каждого православного человека есть свой жизненный крест, данный от Господа. Христианин должен пронести его через всю жизнь. Известный филолог и богослов нашего времени профессор Иван Михайлович Андреев писал, что, неся свой крест, человек научается смирению, терпению и любви Христовой, любви жертвенной и сострадательной. К истинной любви может привести только крест, с которым истинная любовь воистину «сильнее смерти». Поэтому каждый православный человек должен понести свой крест. Без креста не выдержать волнения моря житейского, злобы человеческих страстей. Потому апостол Павел пишет: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14).

Завершить эти размышления хотелось бы словами Евангелия, в неделю Крестопоклонную: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Православным христианам никогда не следует стыдиться своей веры. И проходя мимо храма, увенчанного крестом, или мимо Поклонного креста, никогда не надо пренебрегать драгоценной возможностью почерпнуть силы и поклониться всему тому святому, великому и животворящему, что заключено в спасительном образе Креста Господня.

Иеромонах Силуан (Касимов)

Почему мы обращаемся к Кресту как к личности?

  • Информация для паломника
  • Поминовения
  • Помощь монастырю
  • Патерик
  • Службы и акафисты
  • Проповеди
  • Книги
  • Вопросы священнику
  • Интернет магазин
  • Издательство

Почему в акафисте ко Кресту Господню мы обращаемся к нему, как одушевленному предмету?

Акафист Животворящему Кресту однозначно выражает мысль Церкви, что Крест есть существо одушевленное, и по этой причине христиане обращаются ко Кресту как к живой личности. Предлагаем Вам выписку из «Настольной книги священнослужителя» на эту тему.

«Принимая во внимание церковное учение о Святом Кресте, выраженное в богослужении, в иконографии, принимая во внимание опыт святых, мы убеждаемся, что христианское созерцание действительно зрит всю мировую жизнь под схемой Креста. Все Крест, все крестовидно— Крест лежит в основании всего бытия как истинная форма бытия, уже не внешняя только, но форма организующая. Хотя и чувственно созерцаемый, Крест, однако, есть сущность умная, умом постигаемая, причем в самой его зримой и осязаемой форме — в перекрещении самом линий — его умопостигаемость является. Существо, которое выражается его видом, не может быть от вражьей силы, не может быть прелестным. В образе Креста диавол не может явиться для прельщения. Потому крестное знамение — главное и вернейшее орудие против козней диавольских. Крест — всегда сам Крест, не может быть Креста обманного. Он — живое существо, разумное, сознательное, духовное, способное слышать наши молитвы и отзываться на них. Ставимый между Честнейшей Херувим и Небесными Силами бесплотными в прошении литии, в отпусте и т. д. Он, следовательно, по чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше Сил Небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей. Церковные песнопения свидетельствуют, что ему, «образу Пресвятыя Троицы», со страхом великим служат сами ангелы. И вот этому древу оказывается почитание с трепетом и умилением: «Приидите поклонимся жизни нашея Ходатаю явленному древу днесь, Христа Бога нашего кресту». Это горнее существо есть образ и тип всей вселенной, сама Вселенная, созерцаемая взором вечности. Он — зиждущая сила мира, «назнаменательная миру», хранитель миру, путеводитель мира, идея мира — София. В целом и в частях вселенная крестообразна, и крестообразность проникает вселенную во всех направлениях, во всех делениях, во всех смыслах. Крест предшествовал миру — и самому времени — в мысли Божией (свящ. П. Флоренский)».

К сожалению, имя автора акафиста Кресту нам неизвестно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector