5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нынешней молодежи не дано повзрослеть?

Вирус инфантильности: почему нынешней молодежи не дано повзрослеть

17 февраля 2016 16:45

Гайдар в 16 лет командовал полком. А нынешние, что? Они и в 30 лет, живут с мамой, рубятся в компьютерные игрушки и «ищут себя». Что это как не показатель вырождения и деградации, волнуются консерваторы? И действительно, об инфантилизации молодежи говорят уже не только ревнители устоев, но ученые. Есть несколько точных маркеров взросления. Например, возраст вступления в первый брак: за последние 30 лет женихи и невесты «постарели» в среднем на 3 года. По данным Института демографии Высшей школы экономики в 1985 году средний возраст «брачующихся» составлял 24, 2 (у мужчин) и 22,2 (у женщин). А в 2011 среднестатистическому жениху было уже 27,4 лет, а невесте — 25 лет.

Другой важный показатель становления на ноги — время ухода из под крыла родителей. Самым самостоятельным здесь оказалось поколение, родившееся в 1950-1959 годах. Среди них наиболее высока доля тех, кто отделился от родителей в возрасте 18 лет. А сегодня 60 процентов молодых людей достигших возраста 30 лет продолжают жить в родительском доме! Попробуем разобраться почему же современные молодые люди не хотят взрослеть.

ПОЧЕМУ В СРЕДНИЕ ВЕКА НЕ БЫЛО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Прежде, чем называть современных парней и девушек рохлями, давайте покопаемся в истории. И мы обнаружим, что нечто похожее уже происходило пару столетий назад. Точно так же по поводу инфантильности своих детей волновались мамы и папы ХIХ века. Они впервые столкнулись с таким явлением, как . подростковый возраст!

— Большинство исследователей теории взросления сходятся во мнении, что подростковый возраст в качестве особого этапа жизни человека окончательно выделился лишь в это время, — считает доктор психологических наук Наталья Толстых из Московского городского психолого-педагогического университета. — И то не во всех сословиях. Подростковый возраст возникает в тех слоях общества, которые могли позволить своим детям прожить длительный

период взросления и обучения. Это представители дворянства и других состоятельных образованных классов. В семьях крестьянской и городской бедноты у детей не было «отсрочки» от наступления взрослости. Сравните рефлексирующего Николеньку Иртеньева из трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и Алешу Пешкова из трилогии Горького «Детство. В людях. Мои университеты».

Французский исследователь Филипп Арьес выдвинул любопытную гипотезу возникновения такого феномена, как подростковый возраст. Он считал: с началом индустриальной революции мир настолько усложнился, что для успешного вхождения во взрослую жизнь понадобился еще один возрастной период.

Сегодня с началом цифровой эпохи произошел настоящий взрыв технологий. И теперь подросткового возраста не хватает, чтобы стать конкурентоспособным. Современным юношам и девушка нужен еще один этап подготовки к самостоятельной жизни. Ученые полагают, что он может длится до 28-30 лет!

ЗАСИЖИВАЮТСЯ ЛИ В ПЕСОЧНИЦЕ НА ЗАПАДЕ?

Может быть, это только наши такие недотепы? Оказалось, что мы движемся в русле мировых тенденций. Точно то же самое происходит и в развитых западных странах. Так согласно исследованию Университета Кларка, проведенному в 2012 году, половина американцев в возрасте 18-29 лет не считают себя взрослыми. А в Германии 63 процента молодых мужчин живут с родителями.

Возраст вступления в первый брак в США оказался выше чем у нас: марш Мендельсона в свою честь юноши слушают в возрасте 28, а девушки в 26,2 лет. В Японии еще хлеще. Там дебют в качестве жениха и невесты наступает соответственно в 32 года и в 29 лет.

Таким образом, получается, что и за границей между формальным совершеннолетием и фактической зрелостью возникает зазор от 7 до 12 лет (В США совершеннолетие это 21 год, в Японии — 20 лет).

Другой маркер взрослости — появление в семьях первого ребенка — и вовсе на Западе зашкаливает. У нас этот показатель составляет 25 лет. А в странах Евросоюза молодой мамой считается. 30-летняя женщина (см. Кстати).

ТАКАЯ, БЛИН, ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ!

На первый взгляд впору задуматься о закате цивилизации. Но если подумать хорошенько, то все становится на свои места. Для начала решим простую математическую задачку. Современный российский мальчик идет в школу в 7 лет. Далее, он 11 лет тычет в книжку пальчик. А в возрасте 18 лет он поступает в вуз и лет 6 грызет гранит науки (4 года учится на бакалавра, еще 2 на магистра). Затем выпускник либо поступает в аспирантуру, либо получает повестку из военкомата. Значит, на «самоокупаемость» юноша выйдет в лучшем случае в 26-27 лет!

Помнится, Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет, озарив своим гением мировую литературу. Но это было давно, а наш современник окончательно встанет на ноги лишь разменяв четвертый десяток.

Второй момент: меньше чем за 100 лет продолжительность жизни в России увеличилась почти вдвое. В 1940 году мужчины в РСФСР в среднем доживали до 37,5 лет, женщины до 41,9 года. А в 2020 году по данным Росстата мы будем коптить небо в среднем 71,8 год. И было бы наивно полагать, что этот скачек произошел за счет продления срока старости. Наоборот — все периоды жизни человека увеличиваются пропорционально.

ВЫМИРАНИЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Ну, и самое главное. Вы говорите, молодежь пошла не та? Но ученые все чаще отмечают, что в сегодня угроза полного исчезновения нависла над понятием. «взрослый человек». Где сегодня этот умудренный жизненным опытом муж, способный делиться мудростью с молодежью? По мнению философа Виталия Куренного, мы живем в обществе, где господствует культ новых знаний. То, что вы знаете сегодня, через 5 лет безнадежно устаревает. И взрослые люди должны крутиться, как белка в колесе, чтобы не отстать от шустрых сопляков, к которым новые технологии прилипают сами собой.

В современном мире нам не дано повзрослеть — мы превращаемся в вечного человека-ученика.

НУ И НУ!

При Иване Грозном девушки считались совершеннолетними в 12 лет, а парни — в 15!

В разные периоды истории восприятие возраста было совершенно разным. Джульетте было 14 лет когда она встретила Ромео. Но встречаться им запрещали не по причине нежного возраста, просто влюбленные принадлежали к враждующим семействам.

Или взять роман Пушкина «Евгений Онегин». Исследователи считают, что на момент первой встречи с Онегиным Татьяне Лариной было всего 13 лет. На это указывают строки «. Всё те же слышать возраженья/Уничтожать предрассужденья/Которых не было и нет/У девочки в тринадцать лет!».

Кстати, первым в истории России борцом за повышение возраста совершеннолетия выступил Петр I. Царским Указом от 1722 года запрещалось «женить дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». Напомним, самого Петра обвенчали в 16 лет. А до его указа действовала норма, принятая Стоглавым собором в 1551 году еще при Иване Грозном. Бояре и высшее духовенство определили, что минимальным возрастом вступления в брак для юношей является 15 лет, а для девушек с 12 лет. По русским понятиям женатый человек считался уже совершеннолетним.

КСТАТИ

Новая мода: рожать после 30!

Средний возраст мам на момент появления первенца

Постподростковость: почему люди между 20 и 30 не хотят взрослеть

Сто лет назад ученые объяснили, что подростки — это люди с 13 до 18 лет, уже не дети, еще не взрослые. Сегодня говорят, что и с 20 до 30 человек не готов взрослеть. Психолог Людмила Петрановская, основатель Stampsy Роман Мазуренко и другие заинтересованные люди обсудили феномен затянувшейся юности.

  • Людмила Петрановская психолог
  • Роман Мазуренко основатель блог-платформы Stampsy
  • Зик Пфайфер редактор The Moscow Times
  • Илья Иноземцев редактор портала W-O-S

Петрановская: Есть такое выражение: «Юношу изобрели одновременно с паровой машиной». Так и есть. Понятие «переходный возраст» появилось с началом научно-технической революции. В русском языке слово «подросток» появилось, когда Достоевский написал роман. В традиционном обществе был четкий переход между детством и взрослостью. В архаичных обществах был обряд инициации. И дальше твой жизненный путь понятен: берешь копье и бежишь за мамонтом. Позже, если ты ремесленник — наследуешь отцовское право; если более состоятельный класс: старший сын — лендлорд, второй — в армию, третий — в священники, и только четвертому, может быть, разрешат стать юристом. Никогда не стояла задача поиска себя. А потом началась научно-техническая революция, о которой сейчас уже говорят, что это не революция, а взрыв. И общество стало меняться с такой скоростью и становиться таким подвижным, текучим и многовариантным, что появился переходный возраст. Это возраст, когда ты с точки зрения природы уже половозрелая особь и, в общем, ничто тебе не мешает идти строгать детей, а с точки зрения общества ты теперь не пойми кто и не пришей кобыле хвост. Сегодня мы видим, как это все удлиняется. Если раньше был период в несколько лет, то сегодня момент совершеннолетия отъезжает все дальше. Когда-то это было в 16 лет, потом 18, 21, сейчас некоторые страны обсуждают 23 года.

Мазуренко: Когда появились подростки, возникла и поп-культура, которая начала забирать все их карманные деньги. Это же поствоенная история. Появилось первое в истории поколение людей с карманными деньгами, свободным временем и без обязательств. И тогда появился рок-н-ролл, который занимал их время, и «Макдоналдс», который забирал карманные деньги. Дальше эти развлечения начали дробиться — появились музыкальные фестивали, каналы, MTV. И дробление происходит все дальше, сейчас вот сериалы и игры. Новые лекарства от скуки. Возникло первое поколение детей, чьи родители никогда не работали в офисе, занимались всю жизнь фрилансом, программировали удаленно, занимались дизайном, преподавали йогу или еще что-нибудь. Дети таких людей с первых дней своей жизни считают, что так и должно быть. И если раньше, в 60–70-х годах, мечтой любого подростка была работа на крупную классную компанию вроде IBM, то сейчас пытаться убедить подростка, что работать на IBM круто, — это безумие. Уже и работа в модной компании Google или Facebook не особенно привлекательна для молодых. С развитием технологий и распространением информации уровень амбиций очень повысился за счет доступа к информации. Хочется все делать самому. Но компетенция очень низкая. И поэтому многие подростки продлевают себе период взросления до 30 лет — при низком уровне компетенции, нужны эти плюс десять лет, чтобы много чему научиться. Ты должен путем проб и ошибок перепробовать абсолютно все, фейлиться и терпеть неудачи, чтобы к 30 понять какой-то принцип, который ты потом сможешь применять и в карьере, и в семье, и в дружбе, и еще где-то. Я смотрю, как развиваются мои друзья, и понимаю, что если раньше было важно образование, то сейчас важны принципы, которыми ты оперируешь. К примеру, у меня ушло десять лет — с 20 до 30, чтобы понять, что я хорош в построении сообществ, сначала офлайн, а теперь онлайн. Мог бы я научиться в каком-нибудь университете построению сообществ? Нет. Там даже не понимают, что это такое.

Фотография: Ольга Алексеенко

Пфайфер: И я, и все мои друзья в Америке после университета были волонтерами, путешествовали и хватались за всякую несерьезную работу. Для молодых американцев это норма, мы уверены, что так и должно быть. Но например, мой папа считает, что это бред. Ему 67. Недавно он мне написал, что мой племянник, которому 18 лет и который учится на втором курсе в университете, попросил одолжить ему денег на учебу и на жизнь. И папа ответил, что он, конечно, одолжит ему, но что тот должен уже всерьез подумать о своем будущем и что хватит просто бессмысленно тусоваться, пора уже решать, что он будет делать в жизни, и начать это делать.

Иноземцев: Среди моих знакомых есть те, кому 25–26 лет, и они уже успели родить ребенка, завести собаку и сделать карьеру. А есть знакомый, которому жена сказала: «Выбирай — или семейная жизнь, или приставка». И он сказал: «Я выбираю приставку».

Петрановская: Чем благополучнее жизнь, сильнее влияние научно-технического прогресса, выше уровень образования, тем дольше период взросления. Понятно, что если ты воюешь за чашку риса, то кто тебе позволит 10 лет болтаться и в приставку играть? Но тут много еще разных факторов. Частично общество и само не очень заинтересовано в том, чтобы все эти люди встали к станку. Производительность труда в развитом мире очень выросла, работы для всех не хватает.

Читать еще:  Опубликован график Международного Почаевского крестного хода

Пфайфер: Когда я приехал в 2007 году в Россию, чувствовалось очень сильное социальное давление на девушек, что им нужно выйти замуж рано и скорее родить ребенка. Многим тут казалось, что в 26 жениться — уже поздно. А сейчас я ничего подобного не слышу.

Петрановская: Кстати, позднее взросление не так уж и ново. У тех же греков зрелость считалась с 40 лет. Акме начиналось в 40 лет. До этого ты был салага и юноша. Опять-таки для высокоразвитого общества с большой продолжи­тельностью жизни, высокой ценностью культуры и образования — это ­типично.

Мазуренко: Мне очень нравится то, что вы говорите. Мне кажется, что в таких ­обществах появляется запрос на счастье. Ты хочешь не просто прожить свою жизнь, ты хочешь прожить ее счастливо. И ты начинаешь больше думать, с кем и где ты будешь ее проводить, и будут ли у тебя дети. Роль государства сейчас ­теряется. Почему я должен жить там, где я сейчас живу? Я могу жить в любом месте. Да, и почему я должен за кого-то воевать? Это глупости просто.

Пфайфер: Про государство, которое играет все меньшую роль, — правда.

Мазуренко: Патриотизм — это инструмент оболванивания, как и религия. Это рычаги управления, которые есть у государства. Сегодня я заказываю жилье через Airbnb, государство в этом не участвует. Образование получаю через Coursera. Валюта — появляются биткоины, и государство этим очень напугано и всячески ставит палки в колеса.

Сериал «Девчонки» (Girls) — монумент постподростковости

Петрановская: Мы видим ситуацию, которой не было никогда в истории. Чтобы юноша был компетентнее, чем зрелый муж, — такое было невозможно. Если бы вы сказали об этом любому взрослому человеку из традиционного общества, он бы ответил — вы что, с ума сошли? Не может быть вообще ничего, что он знает, а я не знаю. А сейчас я всегда говорю, что лучший девайс — это ребенок-подросток под рукой. А иначе с телефоном не разобраться и интернет не включить.

Иноземцев: Мой двоюродный младший брат будет наверняка через 10–20 лет гораздо прошареннее меня во многих вещах.

Пфайфер: И компании, и общество уже сами без государства строят новые институты для людей этого возраста. Появляются стажировки, все больше фриланса — все это помогает людям жить в 25 лет.

Иноземцев: Сериал «Девчонки» о том, что ты можешь не взрослеть и у тебя будет веселая жизнь, куча впечатлений, и про тебя снимут фильм.

Петрановская: Действительно, совершенно непонятно, зачем сегодня взрослеть. Раньше дети были поражены в правах. Они могли рассчитывать на то, что их кормят и защищают, но при этом им это было нельзя, и то нельзя, розгами били, и вообще была куча минусов в их детском положении, но были и плюсы, и как-то все это уравновешивалось. Сейчас по большому счету что происходит?

Мазуренко: Все наоборот!

Петрановская: Когда человек взрослеет — минусов прибавляется, а плюсов не очень. Подростки в этом смысле вообще в странной ситуации. Взрослые на одном выдохе им говорят: «Мал еще, чтобы с матерью так разговаривать, большой лоб, мог бы и сам что-то сделать». И в ответ они слышат: «Не лезьте в мою жизнь и дайте денег на кино» — тоже на одном выдохе.

Мазуренко: Двойные стандарты получаются.

Петрановская: Но я бы так легко не говорила об инфантилизации общества. В Турции, когда умер мальчик, пострадавший во время протестов, во всех городах на площади вышли тысячи школьников. Их никто не звал, никто ничего не говорил, но им не все равно. Взрослые в такой ситуации часто говорят: «Ой, какой ужас, власти сволочи, но мы не можем ничего поделать». А дети знают, что делать. И черт его разберешь, кто из нас сознательнее.

Инфантилизация общества в сериале «Девчонки»

Мазуренко: Раньше взрослые диктовали детям, что делать, а теперь юноши и девушки через поп-культуру диктуют всему миру, как надо одеваться, какую музыку слушать. Мне вообще не нравится слово «старость». Нет старости, есть зрелость. В 50 у тебя такой же выбор, как и в 20, — либо расти и развиваться дальше, познавать мир, быть любопытным, либо закрыться и превратиться в старика.

Пфайфер: Мне кажется, медленное взросление связано еще с тем, что люди живут дольше. Это естественное следствие. Если ты живешь до 90 лет, понятно, что жизненные этапы будут растягиваться, либо будут появляться новые.

Петрановская: Конечно, многие говорят, что молодые не готовы принимать серьезные решения. Но дело в том, что цена решения сегодня снижается. Все меньше каких-то необратимых решений. Старшее поколение говорит — учись, а то потом вся жизнь для тебя будет закрыта. Какое там закрыта? Не учился тогда — можно выучиться потом. И цена решения перестает быть фатальной.

Пфайфер: Мне кажется, это положение современных двадцатилетних можно описать как состояние героев мультика «Хитрый койот и Дорожный бегун» — койот гонится за птичкой и не замечает, как оказывается над пропастью, — он думает, что все еще бежит, а на самом деле он уже падает. Так и людям в 25 лет кажется, что они бегут и все круто, но как только они задумываются о том, что они будут делать в жизни дальше, то становится немножко страшно. И в этот ­момент они и начинают действовать.

Мазуренко: По-моему, еще никогда в мире не было так интересно жить, как сейчас. К жизни только с юмором можно относиться, потому что эти сто лет, которые нам отведены, — это очень мало времени.

Петрановская: Понятно, что у любой медали есть две стороны. С одной стороны, снижается стресс, оттого что снижается цена ошибки. Но с другой стороны, повышается стресс за счет того, что больше выбора. Дети, конечно, адаптируются. А как мы к этому относимся — в каком-то смысле все равно, потому что нас не спрашивают. Жизнь меняется и меняется. Меня бы интересовал, скорее, вопрос не про то, как они делают карьеру и прочее. Меня беспокоит, не произойдет ли в этом очень комфортном мире, действительно интересном и очень безопасном, мягком, поддерживающем, превращение людей в таких элоев из Герберта Уэллса, вечных полудетей, неспособных сделать моральный выбор в сложной ситуации. Распознать зло и ответить на него. Неспособных к самопожертвованию. Риск, мне кажется, в этом. А не в том, что они, там, в офис не идут в 30 лет или женятся позже.

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • Интервью
  • .

Нынешние подростки словно зависают в своем возрасте. Они не стремятся к самостоятельности и откладывают важные решения. Это касается самых разных сфер — от выбора будущей профессии до отношений с людьми, отметила Александра Бочавер в статье «Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории». Она опубликована в журнале «Современная зарубежная психология», том 5, № 2 за 2016 год.

На основе работы исследователя IQ.hse.ru выделил причины затянувшегося взросления молодежи.

Взрослению мешают широкие возможности

Независимость решений, ответственность, эмоциональная зрелость, осознание своих приоритетов и установок — все это и есть взрослость. Мост к ней тянется из детства: это подростковый период. Идя по этому мосту к зрелости, молодой человек находит самого себя, свою идентичность.

Однако сегодня этот мост становится все длиннее. «Возмужание» затягивается и идет нелинейно.

Если раньше подростковым возрастом считали 12-16 лет, то теперь психологи все чаще ставят новую границу — 18 лет. Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам. Аргумент простой: в 18 лет лишь немногие обретают самостоятельность и чувствуют себя взрослыми. Сегодняшние молодые люди дольше получают образование, позже определяются с профессией, отделяются от родителей и заводят семью. Тем самым, их поиски идентичности «пролонгируются».

Это явление отметил в 2000 году американский психолог Джеффри Арнетт — автор теории взросления «Emerging adulthood». Он выделил особый возрастной период между 18 и 25 годами. Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще и не взрослые. Они независимы лишь отчасти, поскольку, как правило, не имеют своего жилья и живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязательств. Прежде чем выбрать партнера или «дело жизни», они могут несколько раз делать «примерки», пробовать разные варианты.

Это вполне понятно. В современном мире, неопределенном и изменчивом, осуществить выбор в главных сферах жизни становится все труднее. Во-первых, общество развивается непредсказуемо. Во-вторых, открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Диапазон возможностей бывает слишком широк для того, чтобы молодежи сразу сориентироваться (см. Биографии россиян стали непредсказуемыми).

Так, например, трудно моментально определиться с образованием и профессией. Часть из них устаревают, часть еще только формируются. Карьерные траектории стали нелинейными, «извилистыми». В такой ситуации образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» и зачастую оторван от будущей профессии, отмечает Бочавер. Это порождает неуверенность и тревогу. У подростков она проявляется в том, что они:

  • стараются избежать выбора, «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений»;
  • вместо того, чтобы выработать стратегию, ограничиваются тактиками в разных сферах жизни;
  • живут настоящим, не думая о будущем.

Гонка за образованием отдаляет от быта


В современном мире особенно значимо образование. От него во многом зависит уровень жизни человека, его самореализация, статус, удовлетворенность жизнью. Однако абсолютизация образования, безусловный приоритет учебы, по мнению многих психологов, приводит к «исключению ребенка из решения бытовых задач». В итоге подростки чувствуют себя беспомощными — например, не умеют приготовить себе еду или поменять перегоревшую лампочку. В этом они рассчитывают на родителей. Такая несамостоятельность мешает взрослению.

Родители перестали быть опорой

Общество переживает кризис в сфере воспитания. Идут горячие споры о «правильном родительстве», СМИ бесконечно публикуют статьи на эту тему (см. Родительство становится профессией и Почему бабушек заменяют нянями).

В этой ситуации родители комплексуют:

  • постоянно сверяют себя с образами «правильных» мам и пап;
  • сомневаются в своих воспитательских действиях и советах, например, относительно образования.

Такая неуверенность родителей передается и детям. Они лишаются привычной опоры, дольше принимают решения и испытывают больше сомнений.

Подросткам могли бы помочь взрослые наставники, старше примерно на полпоколения, считает Александра Бочавер. Подобный ментор служит «ролевой моделью», транслятором «ценностей взрослого мира на своем примере». Он поддерживает формирование мечты — судьбоносного стремления, которое упорядочивает жизненный путь человека.

Возникли альтернативные модели взрослости

В переходном обществе модели превращения подростка в зрелого человека «диверсифицируются». Появились альтернативные модели взрослости, которые набирают популярность. Среди них:

  • «Взрослые дети» — кидалты (от англ. «kid» — ребенок и «adult» — взрослый). Это собратья маменькиных сынков, которые остаются инфантильными до 30-35 лет и дольше. Они нелегко расстаются с детскими пристрастиями, например, любовью к компьютерным «битвам», аниме или фэнтези (см. Молодежь жаждет самореализации и Праздник Питера Пэна). И в свободное время, и на работе они могут подолгу обсуждать мультяшных героев.

До появления термина «кидалт» подобное явление (или архетип) описал Карл Густав Юнг. Puer aeternus — «вечный юноша» — избегает обязательств, не желает брать на себя взрослую ответственность. Современные психологи проиллюстрировали этот типаж литературными героями Питером Пэном и Маленьким Принцем.

Среди главных увлечений кидалтов — просмотр сериалов (от «Симпсонов» до «Игры престолов»), гаджеты и компьютерные игры, в том числе, в сочетании с квестами (многим помнится, например, недавняя эйфория ловли покемонов), коллекционирование (сборных моделей, трансформеров), долгое сидение в соцсетях и блогах ради общения и самопрезентации.

Наряду с «вечными мальчиками», существуют «вечные девочки» — «маленькие принцессы» или же «сестры» Пеппи Длинныйчулок. В специализированных магазинах для кидалтов (а они существуют в Европе, в США, в Японии и еще ряде стран) их внимание привлекают дизайнерские Барби и другие куклы, вещи с кошачьей символикой Hello Kitty, подростковая одежда и бижутерия.

Кидалты нередко создают семью и воспитывают детей. Кстати, из них получаются неплохие родители, которые с неподдельным удовольствием участвуют в детских забавах.

  • Дауншифтеры — это люди, которые долго ищут «себя настоящего», готовы к спуску по социальной и карьерной лестнице и хотят жить ради удовольствия. Дауншифтинг может принимать разные формы: от переезда в село, фриланса и до поисков «мест силы» где-нибудь на Гоа.
  • Часть молодых людей не работают и не учатся — это так называемая NEET-молодежь (Not in Employment, Education or Training; см. Молодежь без образования рискует остаться безработной). Они могут надолго зависать в таком состоянии. По сути, это путь «отложенных решений», когда поворотный момент всякий раз переносится на будущее. Это мешает самоидентификации.
Читать еще:  Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?

Современной молодежи присуща несформированная, диффузная идентичность, или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей», подчеркивает Бочавер. Впрочем, и понятие взрослости изменилось. Требования общества к зрелым людям стали более размыты. Основная черта, которая востребована безусловно, — это гибкость, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Работа опирается на серию интервью со старшеклассниками и их педагогами, а также на ряд зарубежных исследований на тему взросления.

«Не хочу взрослеть»: чем грозит инфантилизм

Строчку «Главное, ребята, сердцем не стареть» знают, пожалуй, все, но некоторые люди воспринимают её слишком буквально и отказываются взрослеть и брать на себя ответственность за свои действия. Наш блогер Полина Новикова рассуждает, почему распространяется инфантилизм и почему это плохо.

С каждым годом понятие «инфантильность» или «инфантилизм современной молодёжи» приобретает новые масштабы. Уже научно доказано, что средний возраст становления человека как полностью самостоятельного индивида (в плане организации своей жизни) постоянно сдвигается в большую сторону. Этому свидетельствуют статистика разных государств и времён. Почему же так происходит? С чем это связано?

Сейчас человеческая жизнь технически оснащена, что позволяет прикладывать намного меньше усилий и затрат, чтобы обеспечить себя. Иначе говоря, людям не приходится преждевременно становиться полностью во всём самостоятельными и выполнять сложную и тяжёлую работу, как это было раньше.

Человечество на протяжении многих веков создавало то, что могло бы сделать условия жизни как можно лучше. Сейчас люди пользуются всевозможными благами и помощью, из-за этого они практически перестали взрослеть, становиться самостоятельными. Так появляется инфантилизм и инфантильность, что означает незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Это становится глобальной проблемой для всего общества. Главная причина появления и развития инфантильности — в неправильном воспитании человека и в негативных факторах влияния социальной среды.

Понятие «инфантильность» тесно связано с понятием «инфантилизм». Инфантилизм — это патологическое состояние, характеризующееся отсталостью физического и психического развития, в результате которого у взрослых людей проявляются черты, предшествующие предыдущим возрастным этапам. Инфантилизм подразделяется на несколько видов:

  • психологический;
  • социальный;
  • физиологический;
  • правовой;
  • психофизиологический;
  • половой.

«Инфантилизм» напрямую исходит от «инфантильности», ведь характеристика личности, выражающая незрелость её развития в различных аспектах (физическом, психологическом и т.д) ведёт к проявлению признаков незрелости у взрослых людей, что в свою очередь, становится значимой проблемой для общества в целом.

  • Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка.

Инфантилизм более распространён среди представителей мужского пола. Это связанно с появлением большого количества женщин, способных обеспечить все свои потребности.

Различают инфантилизм по возрасту: детский, подростковый и взрослый.

Инфантильный человек не может в полной мере осмысленно и ответственно подойти к решению той или иной проблемы. Психологическая инфантильность ведёт за собой нарушения в эмоционально-волевой сфере. Именно психологическая инфантильность является основой для развития социального, правового и полового инфантилизма.

Признаки инфантильности:

Инфантильное поведение и жизнь субъекта проявляется на разных уровнях существования: от отношения к собственному здоровью до представлений о браке и процесса создания семьи. Характер и мышление инфантильного человека мало чем отличается от характера и мышления ребёнка. Незрелость субъекта проявляется как с психологического, так и с социального ракурса. Основные признаки инфантилизма, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  • Неспособность к самостоятельности, к адаптации и т. д.

Проявление инфантильности:

  • В несамостоятельности мышления и поступков, безответственности, в необдуманности своих действий и т. д.

Каковы причины возникновения инфантильности и инфантилизма?

Причин возникновения инфантильности и инфантилизма достаточно много. Одна из таких причин в том, что научно-технический прогресс очень стремителен и человеческая жизнь становится всё более технически оснащенной, что позволяет прикладывать намного меньше усилий и затрат, чтобы обеспечить себя. В свою очередь, это и ведёт к инфантильности.

Очень важную роль в появлении инфантильности и её дальнейшего проявления играет неправильное воспитание человека (ведёт к возникновению психологического инфантилизма).

Именно семья, как один из основных элементов социальной сферы, является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают именно через семью. Роль семьи в трансляции культурных влияний очень велика, однако и при достаточной культурной разнородности общества, именно родители становятся основным источником выбора ценностей и моделей поведения.

Ученые, проведя ряд исследований в данной области, обнаружили то, что развивается инфантильность еще в раннем детстве и причин может быть несколько:

  • Чрезмерная опека ребёнка родителями. В следствие этого, ребёнок привыкает к тому, что за него кто-то и что-то всегда делает, а потому повзрослев, такие люди зачастую не могут самостоятельно что-то делать и решать.
  • Так же, инфантильным человек может стать из-за тотального контроля. (Что позже может вылиться в протестное поведение (в качестве протеста или отказа делать так или иначе) и стать угрозой для общества).
  • Раннее взросление и повышенный уровень самостоятельности так же могут стать причиной развития инфантильности.
  • Развитие инфантильности может быть связано с нехваткой заботы и любви со стороны родителей.

Немалую роль в появлении и проявлении инфантильности играет наличие индивидуальных заболеваний, патологий и т. д.

Какое влияние оказывает инфантильность на человека и общество в целом?

Инфантильность оказывает отрицательное влияние человека.

Инфантильный человек не может в полной мере осмысленно и ответственно подойти к решению той или иной проблемы.

  • Именно инфантильные люди наиболее подвержены влиянию других людей, навязывающих свою точку зрения (и зачастую неправильную, противоречащую общепринятым нормам и правилам), что в свою очередь, не только мешает осмысленно подойти к решению ситуаций, но и влечёт за собой совершение противоправных и опасных деяний, которые несут серьёзную угрозу для общества и т. п.

Инфантильность оказывает отрицательное влияние и на общество в целом.

  • Происходит полная деформация общественного развития и сознания, что в свою очередь, является серьёзной угрозой для общества и государства.

Наиболее сильное влияние деформация общественного развития оказывает на молодежь, которая является наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Молодежь становится не только легко манипулируемым, коллективным субъектом, но и проводником разрушительных явлений.

При коллективной инфантильности происходит деформация общественного развития и сознания, что является серьёзной угрозой для дальнейшего развития и существования социальной сферы.

Методы борьбы с инфантильностью

Инфантильность является серьёзной проблемой и недостатком и не к лицу взрослому человеку. Из-за этого качества окружающие не воспринимают его как зрелую личность, не считаются с ним всерьез. Если вы хотите стать более приспособленным к жизни и самостоятельным, проведите работу над собой.

Самый действенный метод — кардинальная смена обстановки и жизненных позиций, которые, в свою очередь, позволяют изменить мировоззрение, сменить взгляды на жизнь, поменять приоритеты.

  • Посмотрите на себя со стороны, чтобы представить, как видят вас окружающие.
  • Проанализируйте свои умения и навыки.
  • Проанализируйте свои действия и поступки.
  • Посмотрите критически на себя, свой образ жизни и окружающих вас людей.

Эти упражнения помогут вам убедиться в том, что человек без собственного мнения, капризный, взбалмошный, с повадками ребенка, может вызывать раздражение или смех. Если вы не хотите, чтобы к вам и дальше относились снисходительно, начните работу над собственными внутренними установками.

Выработайте четкую позицию по каждому жизненному аспекту, который вас волнует.

Подумайте, чего вы хотите от жизни и к чему стремитесь.

А) Сформируйте свою систему принципов.

Сформулируйте для себя основные идеи (т.е. принципы), следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей в Вашей жизни.

Б) Разберитесь в себе.

Разобраться в себе порой бывает очень сложно, но в этом может помочь прохождение несложного психологического теста.

  • Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины.
  • На одной половине листа напишите свои наиболее значимые положительные качества, а на другой отрицательные.

Подойдите к прохождению данного психологического теста с точки зрения критического мышления. Не обманывайте себя, и пишите лишь о тех качествах, которыми вы в действительности обладаете.

После написания сделайте выводы о том, что нужно поменять в Вашей жизни, чтобы приобрести положительные качества и от каких отрицательных Вам нужно избавиться, чтобы улучшить свою жизнь.

Если вам пока сложно сориентироваться в этом плане самостоятельно, выберите авторитет для себя — великого ученого, политика или другого человека.

  • Расширяйте кругозор.
  • Читайте художественную, научную литературу.
  • Посещайте различные культурные места и мероприятия (выставки, театры, музеи и т. д.)
  • Старайтесь быть в курсе политической, экономической ситуации в стране и мире.
  • Важно не просто знать, что происходит в обществе, но и уметь видеть истинную подоплеку событий и понимать, какие изменения в ближайшем будущем могут произойти. Перестаньте жить в своем мире, осознайте, что происходит вокруг вас.
  • Избавьтесь от наивности.
  • Посмотрите критически на себя, свой образ жизни и окружающих вас людей.
  • Избавьтесь от иллюзий, перестаньте жить в своём «вымышленном» мире и начните жить реальной жизнью.
  • Начните понимать и осознавать факт того, что в реальной жизни можно столкнуться с различными трудностями и их придётся преодолевать.
  • Не принимайте на веру чужие слова, проверяйте факты.
  • Включайте критическое мышление. Помните, что не стоит слепо доверять другим.

Станьте самостоятельным человеком.

  • Начните самостоятельно готовить себе еду, гладить одежду и т. п.
  • Начните решать собственные проблемы сами, без сторонней помощи.
  • Старайтесь сами себя обеспечивать (хотя бы часть своих потребностей). Перестаньте на кого-то надеяться.

Осознайте ответственность за собственную жизнь.

Осознайте факт того, что каждое Ваше действие ведёт к определённым последствиям и именно Вам придётся отвечать за эти последствия.

  • Начните ставить перед собой достижимые цели, выполнение которых сможет дать Вам уверенность в правильности своих действий.

Например: исправление оценок поможет Вам улучшить ситуацию по той или иной учебной дисциплине и это, так или иначе, даст Вам уверенность в правильности своих действий.

Помните, что нежелание строить планы на будущее — очень распространенная черта инфантильных людей.

  • Научитесь выражать свою точку зрения.
  • Используйте точную аргументацию и подтверждённые факты.
  • Излагайте проверенные факты в логической последовательности.
  • Во время дискуссии старайтесь не только излагать свою позицию, но и слушать оппонентов.

Умение понимать других и осознавать собственные ошибки отличает серьезного человека от инфантильной, упрямой личности.

  • Контролируйте свои эмоции.
  • Следите за собой.
  • Не позволяйте себе терять самообладание перед окружающими.

Взрослого человека от ребенка отличает сдержанность.

Самое главное — начните принимать решения. Инфантильным людям сложно это делать, так, как они предпочитают перекладывание решений на плечи родственников и кого-либо ещё.

Принимайте поначалу простые решения, которые касаются того, в чем Вы точно уверены.

Постепенно переходите к решению более серьёзных проблем и задач.

  • Постепенно расширяйте свою зону комфорта, но не стойте на месте — должно быть развитие и движение.

Организация личного пространства, своего распорядка дня и времени так же является немало важной составляющей.

Вам придется полностью полагаться лишь на себя, принимать собственные решения, а затем отвечать за последствия от совершенных действий.

Молниеносно избавиться от инфантильности как выявленной проблемы нельзя. Ее невозможно искоренить даже за продолжительный период. Для того чтобы полностью избавиться от инфантильного поведения, необходимо ежеминутно, каждый день работать над собой и своим поведением.

Самый действенный метод — кардинальная смена обстановки и жизненных позиций, которые в свою очередь, позволяют изменить мировоззрение, сменить взгляды на жизнь, поменять приоритеты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Современная молодежь не хочет взрослеть, но почему?

С нашими детьми происходит что-то странное: они явно не хотят взрослеть. Об этом говорят не только бабушки у подъезда, но и объективные данные. Например, возраст вступления в первый брак в России за последние 15 лет увеличился на 3 года, парни теперь женятся в среднем в 27,4 года, девушки выходят замуж в 25 лет.

Заметно вырос возраст отделения от родителей: так среди представителей старшего поколения (до 1969 года рождения) за выход из родительского гнезда в 18 лет голосовала почти половина населения — 44%. Сегодня подавляющее число молодых людей (90%) считает оптимальным начало самостоятельной жизни промежуток с 23 до 25 лет. А тут еще появились научные исследования, где предлагается продлить подростковый возраст до 24 лет! Что случилось? Молодежь пошла не та? Или современным подросткам понадобился еще один переходный период, чтобы подготовиться к взрослой жизни? Об этом мы поговорили с профессором НИУ ВШЭ научным руководителем Центра исследований современного детства Катериной Поливановой.

Читать еще:  Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда

Мужичок с ноготок и этапы взросления

— Для начала давайте попытаемся понять: а что такое детство? — говорит профессор Поливанова. — О детстве как об особом периоде жизни человека, стали говорить, когда возникла необходимость готовить людей ко взрослости. Классический пример это «мужичок с ноготок» Некрасова , помните: «…Какой тебе годик? Шестой миновал». Мужичок с ноготок выполняет абсолютно взрослую работу, как и глава семьи — «отец, слышишь, рубит, а я отвожу». То есть по мере того, как ребенок физически вырастал, он включался в трудовую деятельность, и никакой специальной подготовки для этого не было нужно. Но когда в середине XIX века началась промышленная революция (в разных странах в разное время), появились большие города, куда хлынуло деревенское население, стало понятно, что даже к простой работе на фабрике необходимо готовить. Появилась школа, потом практики ученичества, а потом ремесленные училища, ФЗУ и так далее. Выяснилось, чтобы стать взрослым, надо учиться.

— Грубо говоря, когда появилось образование, тогда появилось и детство?

— Совершенно верно. Теперь нужно сказать вторую важную вещь. Когда мы говорим о подростках и молодежи, мы не должны измерять среднюю температуру по больнице. Представления о взрослости, да и сама взрослость — они абсолютно разные у разных групп населения в зависимости от уровня образования и доходов. Если вы собираетесь заниматься наукой, то на рубежи взрослости вы выйдете довольно поздно. Вам нужно завершить курс в вузе, окончить аспирантуру, написать диссертацию, получить знания по смежной специальности и т.д. И совсем другая история, если вы выбираете более традиционный вариант, который сегодня больше характерен для сельского населения: это служба в армии после школы, потом брак, дети и постоянная работа, допустим, водителем грузовика, когда вы всю жизнь крутите баранку. Здесь детство заканчивается в тот момент, когда ты выучился на водителя. Получил права, устроился на работу, и ты уже взрослый. Но такая жизненная траектория становится все более архаичной, поскольку общество усложняется. Экономике все меньше нужен рутинный труд, причем тут речь идет и о физическом труде, и об интеллектуальном. Профессии, связанные с повторением какой-то операции закончилось — мы ставим на эту операцию какой-то автомат и забываем об этом навсегда. Сегодня востребован работник, который сможет делать то, что раньше никто не умел. Это, если хотите, и есть ребенок, который постоянно познает окружающий мир.

Молодежь научилась зарабатывать на «безделье»

— Может быть отсюда возникает этот «вау-эффект» — удивление, что дети не торопятся взрослеть. Группы людей, которые раньше были заняты эти монотонным трудом от звонка до звонка, столкнулись с тем, что их дети получают высшее образование и ведут, с точки зрения родителей, странный образ жизни. Ведь у нас парадоксальная ситуация сложилась: мест в вузах стало больше, чем количество выпускников в стране…

— Эту гипотезу надо проверять. В России за последние 20-30 лет с доступностью высшего образования действительно произошли серьезные изменения. А вот, как в других странах, не знаю. Но соглашусь, что появились такие формы существования молодежи, да и не только молодежи, которые предшествующему поколению непонятны и кажутся бездельем. Свободный график, компьютер вместо станка, даже непонятно, как ответить соседу на вопрос про сына: «А он кем работает?». Скажешь — блогер, станет еще непонятнее. При этом ему за это «непонятно что» неплохо платят. Родитель начинает подозревать, что оказался в центре грандиозного надувательства.

Детство не зависит от возраста

— Есть теория, что основные навыки и знания люди получают во время игры. Поскольку нынешним детям нужно осваивать бОльший объем знаний, они и «заигрываются» до 25-30 лет, чтобы сохранить восприимчивость к новому. То есть мы учимся, пока мы дети.

— Я бы сказала по-другому — если мы учимся, то мы дети. И это от возраста не зависит. Когда к нам в магистратуру приходят взрослые 40-летние директора школ, они становятся учениками и отчасти ведут себя, как дети в школе. Даже хитрят на занятиях, как это делают их собственные школьники. А когда мы к ним потом в школу приходим, они сидят в красивом кабинете, всеми командуют, и там они, безусловно, взрослые, потому что они несут ответственность за все, что они делают. Биологический возраст перестал быть критерием взрослости.

— Как это?

— Если я учусь новому, я не взрослый, сколько бы мне лет не было. А сегодня мы живем в эпоху постоянно меняющихся знаний. Поэтому в окружающем мире так много стало детства. Возьмите программистов, которые совершенно изменили ландшафт Запада США . Люди в Силиконовой долине зарабатывают огромные деньги, при этом у них прямо на работе оборудованы самые настоящие детские площадки с пинг-понгом, бесплатными столовыми, аппаратами с халявными вкусняшками. Но идеи, которые придумывают эти ребята в перерывах между играми, изменяют нашу цивилизацию, поэтому им нужны комфортные условия.

— Все-таки программисты Силиконовой долины люди хоть и молодые, но взрослые…

— Не важно. В интернете есть масса блогеров, которые открыли свой YouTube-канал, делают свое маленькое дело, а некоторые зарабатывают приличные деньги. Вот они взрослые, даже несмотря на то, что им по 11-12 лет. Мы живем в эпоху смешения понятий детства и взрослости. И с течением времени нам приходится примерять то одну, то другую роль. Если мы, конечно, не хотим отстать от жизни.

Инфантильность современной молодёжи

1) Если сравнить современную молодёжь с дедами, то будет выявлена ярко выраженная разница. К примеру, мой дед уже в 12 лет работал, а его брат в 14 уже управлял трактором в поле. Они считались взрослыми. Ну, а если взять, к примеру, современного подростка 12-14 лет — то вряд ли можно назвать его взрослым.

На это влияют многие причины, к примеру, тогда времена были другие. Дети просто были вынуждены рано становится взрослыми и, более того: они этого хотели. В советские времена у людей был так называемый «образ взрослого», т.е. взросление, старость считались целью человека как личности.

Человек готовился к старости и принимал её не то, чтобы как должное — он принимал её как необходимость. Старость считалась вполне нормальным явлением по сравнению с нынешним временем. Сейчас старость — это, в лучшем случае, не модно. Мало кто из современных молодых людей задумывается о старости — живут сегодняшнем днём, а старость воспринимают, как нечто плохое. Но во все времена у всех народов к старости был другой подход. Во всех обществах, где почитали традиции своего народа и своих предков, старец считался образцом для подражания, авторитетом. Возглавлять племя, общество мог только пожилой человек.

Молодые люди подражали ему, чему-то учились, прислушивались, стремились к приобретению таких же знаний и умений. Но в современном обществе под влиянием западной либерализации культ старости отодвинулся на второй план. У людей нет стремления к приобретению мудрости и знаний, получаемых со временем — людей интересуют другие вещи. Они не хотят взрослеть, а хотят как можно больше оставаться детьми, находясь в своей инфантильной, ювенальной ипостаси. Тело, безусловно, стареет и претерпевает естественные признаки изменения, но разум не прогрессирует, топчась на одном месте. Если раньше образцом считался пожилой человек, то сейчас образцом считается молодой.

Непрекращаемая молодость стала нормой общества, как и Российского, так и европейского в целом. Как заметил Александр Дугин, «у людей изменилась цель: главное сейчас — не как можно быстрее повзрослеть, а наоборот — не взрослеть как можно дольше». Молодость становится модной, а старость изгоняется из общества. Люди боятся становиться взрослыми, боятся старость, потому что общество не принимает её, в обществе для таких людей нету места. Как только человек постарел, он становится не нужным обществу, его труды, накопленная мудрость становятся всё менее и менее востребованы.

2) «Молодёжь — это бизнес-проект», — как сказал известный обозреватель Максим Шевченко. С ним нельзя не согласиться. Сейчас, чтобы не выглядеть белой вороной, изгоем, молодой человек должен соблюдать определённые нормы. Слушать определённую музыку, одевать определённые вещи, говорить на определённом языке, употреблять определённые вещества, иначе у него не будет друзей и общество просто не примет его. Различные субкультуры, которые пришли к нам от западных соседей, наверняка произошли не с пустого места. Когда ребёнок погружён в какую-либо субкультуру, то он становится более управляемым и находится под контролем, так как он делает всё то, что велят ему различные PR-акции вроде молодёжных каналов, фильмов и т.д. В эти PR-акции закачаны огромные деньги. И не важно, кто ты: гот или рэппер — ты всё равно являешься частью этого механизма.

Субкультуры — это, по сути, секты, и гуру этих сект пропагандируют своим адептам определённые ценности и взгляды на жизнь. Молодой человек (а зачастую уже далеко не молодой), попадающий в такую секту, просто не имеет своего мнения, не любит проверять информацию, которую ему предлагают, а поглощает всё, что ему предложат уважаемые члены этих сект (как правило, просто старшие ребята, музыканты, ведущие молодёжных программ, редакторы журналов). Всё, что показывается с голубых экранов (а также журналы, интернет и радио), очень хорошо поглощается молодыми умами.

Западные (и не только) Йозефы Геббельсы хорошо по работали над этим. Началом этой пропаганды, думаю, стоит считать послевоенные годы. Начали появляться битники, затем хиппи, различные нью-эйдж течения и т.д. Все эти течения сопровождались определёнными стилями музыки, одежды, но, по сути, всех их очень объединяла эта соборность, собирание в толпы, в массы.

Человеку предлагалась свобода в ложном понимании её смысла. Свобода — это когда можешь делать то, что хочешь — по сути, так диктуется понятие свободы западной либеральной концепцией. И раз ты можешь делать то, что хочешь, то давай мы тебе предложим, чем заняться. И возникает следующее: «Мам, я хочу такие же штаны, как у того вокалиста!» или: «Смотри на него — он крутой, он бухает и употребляет наркотики!» Также спасибо Иэну Дьюри (нет, не Мику Джаггеру) за фразу: «Секс, наркотики и рок-н-ролл».

3) Современная молодёжь сильно инфантильна, дети долгое время продолжают оставаться детьми и поздно взрослеют. Это происходит от переизбытка различных развлечений, от огромной праздности населения, от потребительского отношения ко всему. Человек рад попадаться на эти иллюзорные уловки, рад получать удовольствия от гигантского количества красок, которые предлагают нам рекламодатели и продавцы. Человек счастлив, купаясь в этом океане товаров и услуг, в красочных этикетках и разрекламированных брендах и готов работать день и ночь напролёт, чтобы иметь возможность снова окунуться с головой в эту бездну потребления.

Молодежи просто не дают возможности выразить себя через какие-то житейские, бытовые действия — всё за них делают взрослые, будь то родители или учителя школ. Если раньше в 14 лет мальчик владел уже основными бытовыми навыками, то сейчас в этом возрасте он ещё ничего не умеет. Жизненные условия заставляли его научиться этим навыкам, так же сейчас они не дают этого. Получается, чем выше условия жизни, тем инфантильнее становится население. Человечество строило и строило, создавало и создавало, чтобы сделать условия как можно лучше, а люди от этого перестают взрослеть, пользуясь всевозможными благами и помощью, и не становятся самостоятельными.

Трудности делают человека взрослее. Именно трудности закаляют его личность, делая из мальчика мужчину, а из девочки женщину. В современном комфортном мире человеку и не обязательно взрослеть, так как трудностей вокруг него не возникает. Человек остаётся инфантильным и в зрелые годы, тело его стареет, а разум продолжает быть молодым. Он продолжает играть в игры, жить в иллюзорном мире, мире безграничного комфорта и тепличных условий. Человек не может быть самостоятельным, потому что окружающая среда не даёт ему быть таковым. Человек старается избежать трудностей, уходит от них в сторону, выбирает более лёгкие пути. Трудности формируют в человеке внутренний стержень, они делают человека человеком.

Давайте уже станем принимать самостоятельные решения, не боясь ошибиться и оступится, учась на своих ошибках, не боясь принимать смелые решения. Давайте взрослеть, чтобы нами сложнее можно было управлять!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector