6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему смертных грехов семь, и как они убивают душу

Содержание

Православная Жизнь

Наверное, нельзя найти человека, который бы не слышал о семи смертных грехах. Мы начинаем серию публикаций, в которых будут собраны поучения и наставления афонских святых и старцев о том, как противостоять этим грехам и не погубить свою душу.

Что же такое семь смертных грехов? Это страсти, которые терзают душу и отдаляют человека от Господа, а душа потерявшая Бога погибает, поэтому грехи и называются смертными. Чем глубже человек тонет в этих страстях, тем меньше они перестают его удовлетворять, и больше мучить. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Человеку платит тот хозяин, на которого он работает. Если ты работаешь на черного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь черной. Если ты работаешь на грех, то с тобой расплатится диавол. Если ты возделываешь добродетель, то тебе заплатит Христос».

В действительности губительных греховных страстей намного больше, чем семь, однако в 590 году святитель Григорий Великий разделил их на условные семь групп.

Гордость

Святые отцы называли гордость началом всякого греха, которым в первую очередь заражаются те люди, которые имеют какие-то таланты или наделены достоинствами. Именно гордость стала причиной первого падения в мире — падения Люцифера.

Преподобный Паисий Святогорец говорил о том, что гордость имеет несколько оттенков: «Гордость, эгоизм, тщеславие – это одна и та же страсть, только в разных ее оттенках и проявлениях. Сатанинская степень гордости называется гордыня».

Зависть

Чувство досады и внутреннего терзания, которое рождается в душе человека при виде благополучия ближнего и есть зависть. Монах Симеон Афонский дает хороший рецепт борьбы с таким чувством: «Что портит отношения людей? Зависть. Что сближает людей? Сострадание».

Чревоугодие

Эта страсть делает человека рабом собственного желудка. Пища для такого человека становится не просто средством для поддержания жизни, а предметом культа и благоговения. При этом чревоугодник не только тот, кто объедается всем без разбору в больших количествах, но и тот, кто излишне избирателен в пище.

Блудная страсть это любое проявление половой активности человека, которое выходит за рамки брака: беспорядочные связи, измены, различные извращения. Но блуд это не только телесный грех, его основа кроется в человеческих помыслах.
Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Когда нас искушает плотская похоть, в этом не всегда виновата плоть. Ведь плотская брань может происходить также от помыслов осуждения и гордости. Сначала нам надо отыскать причину постигшего нас искушения и потом уже предпринимать соответствующие действия».

Таким образом, чтобы страсть не овладела телом, человек должен избегать любых помыслов, которые разжигают в нем похоть.

Гнев

Святые отцы разделяют гнев на праведный и неправедный. Праведный гнев это особенность души, данная нам Господом, которая позволяет человеку решительно отвергать греховные мысли и поступки. Это непримиримость с грехом. Неправедный гнев, как правило, обращен на ближнего и приводит к ссорам, дракам, оскорблениям и даже убийству. «Если хочешь стать добрым, стань строгим сам к себе и не убивай других своей строгостью. К себе будь строг, а за другими смотрит Бог», — говорит монах Симеон Афонский.

Алчность

Алчность – болезненное желание обладать материальными благами и богатствами земного мира. Однако неверно думать, что все богатые люди заражены этим грехом. Алчность может поселиться в сердце человека любого достатка, который непреодолимо желает преумножить материальные блага в свою пользу и никогда не остается удовлетворенным. «Одно только истинное богатство есть богатство душевное, которое дарует Христос-Царь своим друзьям. Все же остальное – смех, на минуту увеселяющий сердце, а потом наказывающий вечно муками преисподней», — говорит преподобный Максим Грек.

«Всего тяжелее бес уныния, бес полуденный, который томит однообразием и старается развлечь душу», — говорит схиархимандрит Кирик Афонский.

Уныние свойство человеческой души, которое по учениям святых отцов Афона зарождается в праздности и лени. Чтобы противостоять этой мучительной страсти преподобный Никодим Святогорец советовал трудиться: «Труд укрепляет тело и делает его здоровым, а праздность и лень делают его бессильным, вялым и больным. В том, кто трудится, меньше страстей и лукавства, а тот, кто пребывает в праздности, часто бывает одержим лютыми страстями».

Cмертные грехи в православии: сколько их?

Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Читать еще:  КДА начала курс онлайн-лекций для студентов из США

Читайте также — Зависть — русский грех

Чем мы согрешаем перед Господом?

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:

7 смертных грехов. Как противостоять им?

Смертный грех — это тот грех, который убивает душу человека и делает её не способной на совершение добрых поступков. Под высказыванием «семь смертных грехов» многие люди понимают поступки, которые нельзя совершать. В действительности это не так. Потому как действий, которые являются греховными намного больше, нежели 7. А данное число подразделяет все грехи в семь группировок. Давайте остановим наше внимание на них. И перечислим все семь грехов человечества.

Похоть

Данный грех таит в себе разврат, блуд, порок. Не зря в библии похоти отводится отдельное место. Ведь она является самым коварным из грехов. С одной стороны сладость и вожделение, а с другой разбитое сердце, разлад в семье.

По Новому завету мы даже в мыслях не должны думать о другом человеке представляя его в своих объятиях. Это также считается неправильным. Ведь именно мысли влекут за собой определенные последствия. Конечно, в современном мире молодежь не считает блуд за грех. Человечество потрудилось и стерло его из подсознания. Это влечет за собой следующие последствия: возрастает количество ВИЧ — инфицированных, падает прирост населения, во многих странах разрешаются однополые браки.

Ученые не согласны с писанием Библии. Утверждая, что не будь похоти, не было бы и браков, потомства. А мы рождены и посланы на Землю для продолжения рода.

Обжорство

Обжорство — это принятие пищи в больших количествах, не зная меры. Чревоугодие считается также основой всех смертных грехов. Так как оно является естественной страстью и питает пищей все другие страсти. Когда человек много ест, он становится менее трудолюбив, склонен к сонливости. И это еще не все. Ко всему этому люди начинают плохо думать. Просто на просто им становится лень это делать. Затем появляется эгоизм — желание заставить других работать на себя.

Помимо этого у человека появляются проблемы со здоровьем. Ухудшается работоспособность желудка, кишечника. Появляются головные боли, возрастает уровень холестерина в крови. Все это влечет к пагубным последствиям.

Жадность

Этот вид греха побуждает нас к скупости, алчности, корыстности. Обладая этим пороком человек стремится к накоплению. Проходя мимо бедных с протянутой рукой они никогда не окажут помощи, ведь им всегда всего не хватает.

Жадность появилась уже давно. Ведь наши предки охотились, добывали пищу. А все это влекло за собой скупость, а в последствии приводило и к другим грехам.

Многие считают, что алчность болезнь богатых. Но на деле происходит не так. Ведь в современном мире из — за недостатка денег этим порок стали страдать и люди среднего заработка, а также население бедняков.

Безусловно, с жадностью нужно бороться. А делать это можно помогая другим людям. Помните, на сколько вам тяжело не было бы, есть люди, которые еще больше нуждаются в помощи.

Гордыня

Гордыня является тоже одним из страшных грехов. К сожалению она есть в каждом человеке. Но многие из нас проявление гордости в себе не замечают.

Если человек не замечает своих ошибок, не воспринимает критики, завидует другим, мучается от чужого успеха, не находит себе покоя, когда кому — то хорошо — всё это проявления гордыни. То есть человек считает себя за что — то очень важное. Впоследствии он отрекается от друзей, родных, а в последствии и от Бога.

Заражаясь гордостью люди радуются, похваляются собой. Но эта радость искусственная. Есть риск в скором времени остаться одному, а в последствии впасть в уныние.

Уныние

Уныние — это страсть, поражающая душу. Опасно уныние тем, что оно похоже на депрессию. 90% людей, жалующихся на тоску, на самом деле болеют депрессией. Поэтому важно проконсультироваться с психологом. Сейчас есть много медикаментов, которые быстро помогут избавиться от заболевания.

Если же вы страдаете страстью духовной. Что же делать? При унынии очень тяжело молиться, читать священное писание. Чтобы скорее избавиться от греха нужно чаще причащаться. А также важно делать добрые дела, которые всегда можно выполнять через силу. Причем не стоит искать специально для этого посторонних людей. Можно помочь близким помыть посуду. Маленькое дело, а все же помощь, которая приносит радость. Так как близкие люди будут вам благодарны.

Зависть

Зависть — это грех, который порождает досаду из — за благополучия другого человека. Этот порок проникает человеку глубоко в душу и съедает его изнутри, независимо от того, черной вы больны или белой завистью. Тем самым нанося большой вред здоровью. Из — за завести страдает сердце, может появиться головная боль.

Данный порок имеет человек с младенчества. Если у матери двойня и она берет кормить одного ребенка, второй начинает плакать. Ему становится завидно. Это есть во всех.

Зависть — родная сестра гордости. Почему человек завидует другому? Он считает себя достойным иметь того, что другой имеет, а у него этого нет. Положение, которое сложилось у нас в стране — произвол, тоже возник из — за зависти. Один построил особняк, второму тоже так надо. Третий купил дорогую машину, четвертый еще лучше приобрел. Очень много денег из — за зависти уходит в пустую. А бедному населению приходится выживать и тоже завидовать. Часто зависть подвигает на необдуманные поступки, к примеру, воровству.

Против зависти помогает мудрость смирения. То есть нужно учить себя смирению, бороться со своей гордостью.

Гнев тоже смертный грех. Выражается он раздражительностью, злобой, яростью. Во время гнева люди бранятся, а часто еще и сквернословят, снова нанося вред организму. Болезни горла, головы, сердца, дыхательной системы приходят к человеку с гневом.

Нужно бороться с тем, чтобы победить в себе эту страсть. Как она побеждается? Постарайтесь воздерживаться, чтобы не давать волю гневу. Когда гнев начинает закипать, хорошо помогает молитва.

Из истории создания грехов

С рождением в человеке уже заложены греховные качества. Еще в древности люди начали замечать в себе плохие стороны. Писатель — Евграфий Понтийский расписал 8 самых плохих качеств в человеке в IV в. н. э., он был первым из основоположников создания грехов. Затем Григорий Великий — Папа Римский, долго изучавший пороки человечества, написал семь основных грехов. Зафиксировал он их в VI веке.

Затем мыслители все больше и больше углублялись в тему грехов. В следствии этого Святой Фома Аквинский дал большую огласку семи тяжким грехам. Люди — верующие в единого Господа Иисуса Христа начали следовать написанным правилам.

С веками список грехов корректировался, изменялась их последовательность, но суть написанного оставалась прежней. И мы с вами тоже стараемся быть праведниками и жить по Закону Божию. Конечно, все мы люди и ошибаться, допускать оплошности свойственно для нас. А что на этот счет думает церковь?

Церковь и семь смертных грехов

В древние времена церковь относила 7 грехов к смертным. Считалось, что за них человек должен понести смертное наказание. Однако, согласно Библии, грехи прощаются Богом. Конечно, это не дает никакого права совершать их. Исходя из Святого писания, не прощается только один грех — это отвержение от Господа Бога. Отвержение от него считается богохульством. То есть, того человека, который не верит в Иисуса настигнет смертная кара.

Причины совершения плохих поступков

Грешник — это тот, кто нарушает волю Бога словом, делом, поступком. В миру не всем известны критерии совершения греха и многие люди, совершив плохой поступок начинают себя всячески оправдывать.

Грех — это и есть понятие, что человек переступил закон. По каким же причинам происходит совершение грехов? На них нас толкают внутренние установки. Каждый смертный грех совершается нами из — за стремления к большему.

Совершив плохое действие мы поступаем вопреки христианству. Выступаем против Бога. Священное писание учит нас радоваться тому, что мы имеем. А Всевышний позаботится о наших потребностях. В связи с этим не нужно жаждать больших благ.

Лекарство от греха

Любой из нас может совершить ошибку, избавиться от вредных привычек. Но когда нам становится плохо, мы обязательно идем к врачу, и он выписывает нам лекарства. А существует ли лекарство от греха?

Грех появляется в душе человека. А возникает оно от искушения, то есть провокации. Провоцировать на грех могут как другие люди, которые не следуют заповедям Божеским, так и мы сами, когда идем на контакт с такими людьми. В связи с этим искушение берет верх над нами и мы, следовательно, совершаем плохой поступок.

Противостоять греху мы должны посредством своих чувств. Важно противостоять низким поступкам, злым мыслям, корыстным чувствам. Бороться с грехом, конечно трудно. Особенно делать это сложно в современном мире, когда нам навязывают грех, как обычную модель поведения.

Воспользуйтесь лекарством от греха правильно:

  1. Научитесь видеть себя со стороны.
  2. Давайте анализ своим мыслям, чувствам, поступкам.
  3. Как можно чаще ставьте себя на место другого человека.
  4. Задумывайтесь над чувствами окружающих людей.
  5. Совершив грех, покайтесь, попросите прощение.

Главный смысл всей нашей жизни — прожить её в праведности. А в этом вам помогут добродетели.

Семь добродетелей

Добродетели — положительные черты характера человека. Впервые о них говорилось в трудах Аврелия Клеменса. Он был христианским правителем, который умер примерно в 410 г. н. э. Благодаря его поэме, под названием «Психомагия», люди всей Европы узнали о существовании добродетелей. Вот к чему мы должны стремиться:

  1. Доброта — лечит нас от зависти. За счет неё мы стремимся протянуть руку помощи.
  2. Умеренность — избавляет от обжорства. Тем самым помогая нам заботится о своем физическом здоровье.
  3. Любовь — искореняет жадность, лживые чувства. Пробуждает в человеке желание помогать другим.
  4. Целомудрие — уничтожает похотливые чувства, возрождая при этом благие намерения.
  5. Смирение — усмиряет гордость. Это позволяет нам не потерять близких и общаться с ними на равных.
  6. Усердие — избавляет нас от лени. Дает стремление помогать другим.
  7. Терпение — лечит ярость. За счет этого мы обдумываем каждое наше не сказанное обидное слово.
Читать еще:  В СМИ готовятся провокации против военного духовенства УПЦ

Безусловно, никто нас не заставляет насильно подчиняться Законам Божьим. Но люди, вдумайтесь в их смысл, сущность. Они направлены не чтобы укротить наши пороки, а сделать мир, в котором мы с вами живем, добрее, проще, справедливее. А само человечество нравственнее.

Современное общество далеко отошло от моральных принципов. Сделать мир лучше или оставить его прежним — решать нам с вами. Именно мы в ответе за то, в какой среде будут жить наши дети.

7 смертных грехов, которые могут нас погубить

Когда народ Израиля погряз в грехах, Бог провозгласил 10 заповедей и передал их на каменных скрижалях через Моисея. В них прописаны правила жизни христианина, по этим заповедям и определяются 7 смертных грехов, как основные нарушения заповедей, проступки против веры в Бога, действия, причиняющие боль и горе ближним.

Что такое грех

Грех – это человеческий порок, который может привести к последующим неблаговидным поступкам. Например, возжелать жену соседа, любоваться ее красотой издали, это еще не грех. Но когда мысли о ней становятся навязчивыми и мирянин пытается осуществить свое желание, это уже смертный грех.

В церковном выражении «смертных грех» подразумевается не физическое убийство человека, а действия, в результате которого он лишается царствия Небесного, шанса на поселение его души в Раю после смерти на земле. Затворник Святой Феофан дал смертному греху определение, как поступок, действие, отнимающее нравственно-христианскую жизнь человека.

7 смертных грехов

Изначально список грехов состоял из 8 пунктов. В 590 году был канонизирован список, предложенный Григорием Великим из 7 главных проступков, убивающих веру в Бога и душу.

Гордость

Гордость за успехи своих детей в учебе или других занятиях, за близких людей, которые смогли добиться в чем-то хороших результатов, не является проступком. Грехом считается гордыня. Когда мирянин считает себя удачливее и лучше других, оценивает каждый свой поступок как достижение и считает, что он лучше других.

Постепенно такой человек считает себя избранным, лучше и качественнее окружающих его людей. Гордыня выедает его душу и перестает приносить радость. Она полностью опустошает морально христианина. Теперь даже настоящие положительные достижения не приносят радость. У человека умирает душа. Он теряет веру в Бога, Его помощь в земных делах.

Алчность

В миру алчность – желание обладать чем-то исключительным, особенно деньгами, привыкли называть жадностью. Именно это качество заставляет человека загребать все под себя, стремить стать владельцем земных уникальных вещей. Алчный человек превращает вещи и драгоценности в своего кумира, ставит их выше Господа.

Зависть

Праведный христианин довольствуется в жизни тем, что дает ему Бог. В Писании имеется много случаев, когда люди раздают бедным свое имущество или делятся с голодным последним куском хлеба. Они заботятся о своей душе, уверены, что Всевышний позаботится о них.

Когда в душе поселяется зависть, мирянин начинает желать прибрать к рукам чужое имущество, занять место на хорошей работе, пользоваться авторитетом, не приложив к этому сил. Он считает всех недостойными того внимания и блага, которые они имеют.

Постепенно зависть поселяется в сердце вместо любви, смирения и веры. Человек ради получения определенных благ, становится преступником. Он оговаривает честных христиан, ворует их вещи, соблазняет любимого человека.

Сильное враждебное возбуждение против своего близкого человека или множества людей. В таком состоянии мирянин перестает контролировать себя. Он может проклясть, пожелать что-то недоброе и даже обидеть физически.

Христианин, не контролирующий свой гнев, опасен. Им в этот момент управляет демон и полностью подчиняет себе душу. Смирение, послушание и другие качества христианина, забываются.

Бог дал мужчине и женщине способность любить друг друга, заниматься любовь ради продолжения рода человеческого. Разврат, похоть, блуд, тем более садомия, считаются смертным грехом. Это преступление против природы человека, его роли на земле.

К греху относится не только похоть, беспорядочные связи, прелюбодеяния, но и просмотр порнографических фильмов, постоянные мысли о непристойностях, мечты о них.

Не грех симпатизировать красивому актеру, талантливо исполнившему роль в фильме. Но постоянно представлять себя в постели с ним, не достойно праведной жизни. Блуд, мысли о нем вытесняют из головы христианина мысли о Боге, любовь к Нему. О душе, ее спасении, люди забывают полностью.

Чревоугодие

Человек должен питаться, чтобы еда превращалась в жизненную энергию. Но не стоит из продуктов делать себе кумира. Обжорство, поедание деликатесов в большом количестве, или только дорогие и вкусные продукты в количестве большем, чем необходимо организму для нормальной деятельности, это смертный грех.

Пост дается для того, чтобы очистить тело и душу. Кроме отказа от скоромного, верующие посещают Храм, возносят Господу свои молитвы, прославляют его и благодарят. После употребления огромного куска мяса у человека появляется только одно желание – дремать и ничего не делать. О каких размышлениях о душе, ее спасении, может идти речь.

Постепенно желание насладиться тем или иным блюдом затмевает в сознании стремление помолиться, совершить богоугодный поступок. Душа и вера умирают.

Уныние

В жизни каждого человека бывают моменты грусти. Если это скорбь или временное состояние грусти, это не грех. Но когда люди, особенно женщины, месяцами и годами находятся в состоянии депрессии, они нарушают Божьи заповеди.

Унынием, плохим настроением человек оправдывает свою лень. Вместо того, чтобы работать с утра до ночи, выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило, обучать своих детей правильному поведению, христианин предается унынию, ничего не делает. Его душа погружается в неверие, бездействие, пустое проведение времени.

Уныние становится причиной безволия. Намеченная ранее цель забыта, без мечты и стремления в ней, человек не способен ни учиться, ни совершенствоваться. Постепенно уныние доводит душу и тело до полного изнеможения. И если физически мирянин еще жив, то душа его давно умерла и никогда не попадет в Царствие Небесное.

Как бороться с грехами

Дьявол был изгнан на землю и не успокоился. Его действия, направленные против человека, являются причиной грехопадения людей. Соблазном, лестью, оговорами, нечистые силы стараются сбить христиан с пути правильного, жизни праведной.

Все начинается с небольшого отступления от заповедей. Ну съел в пост кусок мяса, ничего особо страшного в этом нет. Затем выпил вина, им в церкви причащают, только дозы разные. Постепенно желание вкусно есть и пить становиться постоянным желанием, потребностью.

Аналогично и с другими грехами. Понемногу слуги Дьявола затягивают человека в свою сеть, соблазнами, лестью, оговорами они отвлекают внимание от Бога, веры в Него, погружая тело в плотский грех и убивая душу.

Христианин должен регулярно ходить на исповедь. Священники рекомендуют брать с собой специальный перечень грехов. Верующий не в состоянии все упомнить, в этом ему поможет список всех, даже самых мелких прегрешений.

Только Господь ведает, мог ли человек устоять перед соблазном, контролировать себя и отвечать за свои поступки. Но во время исповеди, христианин должен искренне покаяться и приложить все усилия, чтобы больше не грешить. Но это относится к отдельным случаям. Например, поступки душевно больного человека.

Проблема смертных грехов

Две тысячи лет богословы спорят, что страшнее -гордыня или прелюбодеяние. Католическая церковь, составив список семи смертных грехов, надолго озадачила все человечество. Этот список — скопище загадок, объяснить которые весьма непросто. Например, почему уныние -смертный грех, а убийство — нет? И таких вопросов гораздо больше, чем ответов.

Семь смертных грехов нередко называют библейскими. На самом деле в Библии про них ничего не говорится. Но понятие семи смертных грехов родилось не на пустом месте, а стало некоей квинтэссенцией идей из разных религий мира. Сначала появились общие понятия о добре и зле. Потом древние шумеры создали первый свод нравственных правил. Затем в индуистской религии возникло понятие греха.

Оно нашло отражение и в других религиях. Например, в древнеегипетской «Книге Мертвых», созданной тысячи лет назад. Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние. И если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан. В иудаизме понятие греха упоминается в Пятикнижии.

Суровые отцы

Учение о главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Причем сначала их было восемь. Еще Киприан Карфагенский, умерший в 258 году, в сочинении «О смертности» упоминал восемь главных грехов. Но их список в большей степени стал известен благодаря трудам греческого монаха-теолога Эвагрия Понтийского, который составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими он назвал гордыню, тщеславие, печаль, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью вредности этих страстей для человека. Гордыню богословы считали самым эгоистичным свойством человека, а потому самым вредным.

Этот список заметно отличался от библейских заповедей. В десяти заповедях Моисея упоминаются только похоть и зависть. А Иисус Христос в своей Нагорной проповеди обличал гнев и похоть. Так что богословы были пожестче и Иисуса и Моисея.

Босх (фрагмент) Зависть


Главным творцом списка смертных грехов считается папа римский Григорий I Великий. В 590 году он сократил его до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, печаль — в уныние, а также добавив новое — зависть. Немного переупорядочил: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие. И фактически утвердил.

Главным популяризатором списка грехов можно назвать великого богослова Фому Аквинского, жившего в XIII веке. В своих трудах он окончательно определил концепцию смертных грехов, и именно в его редакции она получила широкое распространение. Фома Аквинский попытался объяснить людям, чем смертные грехи отличаются от других. Он отделил понятие порока от греха и утверждал, что грех превосходит порок в зле.

Читать еще:  Нехристианские свидетельства об историчности Иисуса Христа

Свою лепту в развитие темы смертных грехов внес немецкий богослов Петер Бинсфельд, который в своем «Трактате об исповеди вершителей зла и ведьм» (1589 год) закрепил за каждым смертным грехом покровителя из царства тьмы. Люцифер, по его мнению, отвечает за гордость, Маммон — за скупость, Асмодей — за распутство, Сатана — за гнев, Вельзевул — за чревоугодие, Левиафан — за зависть, Бельфегор — за уныние (оно же лень).

Босх (фрагмент) Чревоугодие

Более поздние богословы растолковали людям опасность смертных грехов доходчивее. Например, Феофан Затворник в XIX веке писал об отличии смертного греха от менее тяжкого так: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его». В общем, «смертными» грехи названы потому, что они убивают душу.

Список лицемеров

Тем не менее вопросы к создателям списка оставались. Нравственные нормы, придуманные ими, очень разнились с окружающей средневековой действительностью. Церковь называла главным грехом гордыню, но потворствовала монархам, кичившимся своей властью. Сама демонстрировала тщеславие помпезными процессиями. Выражала гнев по отношению к еретикам. Демонстрировала алчность при сборе десятины. Монахи, так же как и все люди, порой впадали в уныние, леность и не отказывали себе в чревоугодии. Разве что сладострастия старались избегать.

Нет сомнений, богословы, придумавшие список смертных грехов, были высоконравственными людьми. Но следует отметить, что и папа Григорий I Великий, и Фома Аквинский были выходцами из богатых дворянских семей и никогда не испытывали нужды. Например, Фома был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. А Григорий во главе римской церкви получал большие доходы с ее земельных владений, занимавших площадь порядка 4,5 тысячи квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния.

Богатому и сытому гораздо проще говорить о вреде чревоугодия, чем крестьянину в неурожайный год.
Получается, что по сути дела создатели списка сами действительно боролись только с одним грехом — прелюбодейством. Считается, что идея плотского греха была заимствована богословами из манихейства. Манихеи рассматривали плотскую, чувственную сторону человеческого естества как источник абсолютного зла, нечто, порочное по самой своей природе. Католические богословы, сознательно избравшие для себя венец безбрачия, к прелюбодейству были строги.

Научное объяснение

Ученые давно нашли оправдания для людей от всех смертных грехов. Оказывается, люди грешат неумышленно. А значит, не могут нести ответственность на Страшном суде за гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие или сладострастие. Всему виной не греховность человеческой материи, а дефекты отдельных ее участков. Например, определили, что уныние у человека вызывают биохимические нарушения в центральной нервной системе, в результате которых сбивается обмен нейротрансмиттеров -веществ, регулирующих психическую деятельность. Причиной гнева может стать тироксин -гормон щитовидной железы, который при повышенном содержании в крови делает человека очень раздражительным.

Исследователи из Нью-Йоркского университета нашли «центр жадности» в человеческом мозге. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, ученые заметили, что при появлении признаков выигрыша у подопытных усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием «нуклеус аккумбенс». Когда же игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось.

Ученые из Кембриджского университета считают, что причины чревоугодия следует искать в генах. Оказалось, что неконтролируемое обжорство вызывает генетическая мутация, которая приводит к нехватке гормона лептина. Этот гормон регулирует в организме чувство голода и сигнализирует мозгу, что организм человека уже насытился. Если же в организме не хватает лептина, то люди постоянно испытывают чувство голода.

И сама церковь постепенно проникается состраданием к порочности человеческой природы, понимая, что ее все равно не исправить. Например, в 2005 году по благословению Иоанна Павла II в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу с революционным названием «Грех не делать этого». В книге кардиналы и епископы открыто призывают католиков чаще заниматься любовью. Цитата из книги: «Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа. »

Говорят, что в Ватикане бурные дебаты вызвала петиция французских рестораторов к главе католической церкви с предложением исключить из списка смертных грехов чревоугодие, поскольку вкусная еда смягчает нравы и изгоняет уныние.

Времена меняются

Жизнь не стоит на месте. И даже церковные каноны меняются. Не исключено, что список смертных грехов может расшириться в связи с веяниями времени. Во всяком случае, епископ католической церкви Джанфранко Джиротти уже внес предложение присовокупить к семи имеющимся еще семь «социальных грехов».

1. Нарушение биоэтики (например, контроль рождаемости).
2. Научные исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией).
3. Загрязнение окружающей среды.
4. Усугубление растущей разницы между бедными и богатыми.
5. Излишнее богатство.
6. Злоупотребление наркотиками.
7. Доведение до бедности.

7 главных смертных грехов: о чем предостерегает христиан церковь

Сочетание «семь смертных грехов» знакомо каждому верующему человеку. Однако далеко не все знают, почему именно эти грехи обладают наиболее разрушительной силой и к каким последствиям они могут привести.

Семь главных грехов названы «смертными» потому, что являются наиболее тяжкими. На первый взгляд они не так уж и страшны: казалось бы, что плохого в пристрастии к еде или желании богатства? В этом заблуждении и заключается главная опасность: «безобидные» проступки влекут за собой все более тяжкие, и человек, погружаясь в пучину греха, не только удаляется от Бога, но и губит свою земную жизнь. Зачастую смертные грехи называют «семью смертными страстями», подразумевая под словом «страсть» сформированную привычку совершать те или иные пагубные действия. Привычка полностью подчиняет себе волю, и избавиться от нее становится сложно, даже если рано или поздно человек осознает, что она приносит ему только несчастья.

В основе смертных грехов лежат обычные природные потребности человека — в проступки они превращаются в том случае, если человек не чувствует меры и выпускает свои желания из-под контроля. Для того, чтобы не разрушать свою душу и не удаляться от Бога, не обязательно быть абсолютным аскетом — такая самоотверженность дана далеко не каждому. Необходимо просто не давать своим слабостям власть над собой — только в этом случае человек не попадет в плен к своим потребностям, останется хозяином своей жизни и сохранит чистоту души.

Алчность

Богатство и желание зарабатывать больше само по себе грехом не является. Желание материального роста становится грехом только в том случае, если превращается в самоцель: человек просто скапливает все больше и больше, не зная, зачем ему это нужно, и готов пойти по головам, лишь бы заработать больше. Он концентрируется на материальных благах в ущерб духовному развитию, перестает замечать близких людей, утрачивает личные связи. Не следует забывать о том, что человек должен расти не только морально, но и нравственно — это является залогом гармонии и счастливой жизни. И всегда нужно помнить о том, что главные ценности — любовь, дружба, здоровье — за деньги не покупаются.

Гордыня

От этого греха христианская церковь предостерегает особо, ведь именно это чувство властвовало над Люцифером, когда он, еще будучи ангелом, дерзнул поднять бунт против Господа. Гордыню не следует путать со здоровым чувством собственного достоинства. Это ощущение гипертрофированное, отравляющее все лучшие человеческие эмоции и разрушающее отношения с близкими. Рано или поздно гордыня приводит к тому, что человек остается в одиночестве и отдаляется от Бога.

Грехом считается любая интимная связь вне брака, причем помысел также приравнивается к действию. Связи, не скрепленные семейным союзом, уподобляют человека животному и порицаются как разрушающие тело и душу. Удовлетворение естественных потребностей, совершенное между супругами, только поощряется.

Тщеславие

Тщеславие — один из самых «незаметных» грехов, который долгое время может не проявлять ярких симптомов. Это грех чрезмерного самолюбия, жажды почестей и славы. Для достижения своих целей тщеславный человек зачастую готов переступить через других людей. Дальше — больше: тщеславец может совершать дурные поступки, при этом не признавая за собой вины и оправдываясь собственной уникальностью. Добрые поступки такие люди чаще совершают из желания заслужить положительную оценку окружающих. А ведь церковь предупреждает, что благие дела нужно совершать с чистым сердцем и помыслами, иначе это — лицемерие.

Чревоугодие

Если еда становится главной — или даже единственной — страстью, то человек впадает в грех. Ублажая тело, чревоугодник забывает о душе: все его мысли и действия направлены только на то, чтобы как можно изощреннее удовлетворить свою пагубную привычку. Душа чревоугодника мельчает, и рано или поздно он отказывается отдавать энергию чему-либо, кроме своих гастрономических удовольствий. Это негативно сказывается и на физическом здоровье чревоугодника.

Безудержная агрессия, мстительность, конфликтность — большой грех, который мешает жить в первую очередь своему обладателю. Гнев — одно из самых деструктивных чувств. Все положительные чувства: любовь, милосердие, способность к прощению, — легко заглушаются им. Гневливый человек тратит огромное количество энергии на продумывание планов мести и выяснение отношений. Это верный путь к несчастной жизни и гибели души.

Уныние

Светлая тоска способна помочь человеку ощутить всю глубину его души. Однако она ни в коем случае не должна переходить в депрессию и уныние: эти чувства негативно сказываются на жизнедеятельности и здоровье человека. Грех уныния приводит к тому, что человек начинает жалеть себя, опускает руки и плывет по течению. Но ведь Бог наделил человека способностями к созиданию, поэтому каждый волен изменить свою жизнь к лучшему.

Для того, чтобы в душе всегда царила гармония, а жизнь была благополучной, очень важно критично отнестись к себе. Осознание того, что пагубная привычка стала хозяином вашей жизни — первый шаг к ее преодолению. А чтобы работа над собой давалась легче, следует обратить молитву к небесным силам — они никогда не оставят человека на жизненном пути.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector